УДК 316
Еременко Сергей Леонидович
соискатель кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России тел.: 8 861 258 35 16 Sergey L. Eremenko
competitor of chair of philosophy and sociology
of the Ministry of Internal Affairs Krasnodar university of Russia
ph.: 8 861 258 35 16.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ РОССИЯН КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
ECONOMIC BEHAVIOUR OF RUSSIANS AS OBJECT OF THE
SOCIOLOGICAL ANALYSIS
Аннотация. В статье отмечается, что экономическое поведение представляет собой достаточно сложную категорию социологического анализа. Ее междисциплинарный характер, периодически возникающие «точки напряжения» методологий анализа, обусловлены действием ряда факторов, конституирующих облик данной проблемной области. В настоящее время актуально и практически значимо исследование теоретико-методологических позиций и конструктов экономического поведения как ключевого элемента современного социума, как одного из составляющих экономического института.
Ключевые слова: экономическое поведение, социологический анализ, междисциплинарная область научного познания, социальные практики.
Summary. The economic behavior represents rather difficult category of the sociological analysis. Its interdisciplinary character, periodically arising "tension points" methodologies of the analysis are caused by action of a number of the factors constituting shape of this problem area. Now research of teoretiko-methodological positions and constructs of economic behavior as key element of modern society, as one of components of economic institute is actual and almost significant.
Keywords: economic behavior, sociological analysis, interdisciplinary area of scientific knowledge, social practicians.
Актуальность предмета данного исследования определяется значимостью экономического поведения в жизни современного общества с рыночной экономикой, всеобъемлющим влиянием фактора потребления на все сферы жизнедеятельности, которые пронизаны коммерциализацией. Экспансия стандартов массовой потребительской культуры в конце XX -начале XXI в. (на фоне ускоряющихся процессов глобализации) вывела на
первый план научного и управленческого анализа именно экономическое поведение.
Стоит обратить внимание на тот факт, что действия индивида в современном социуме направлены не только на удовлетворение базовых потребностей, но и на поддержание социального статуса, что зачастую связано и с новыми формами экономических отношений, как например, покупка-продажа товаров, услуг в Интернете. В современной России экономическое поведение граждан характеризуется переходной моделью рыночной экономики и поступательным движением к высокому уровню развития капиталистических отношений. Реформы последних десятилетий породили комплекс трансформаций в социально-экономических отношениях, что требует детального анализа новых процессов, явлений, феноменов экономической сферы российского социума. В этой связи, конечно, необходимо переосмысление теоретических концепций и подходов к изучению занятости, рынка труда, безработицы, потребительского поведения граждан. Инновационный характер, который все больше приобретают экономики развитых стран мира, поставил новые вызовы конкурентоспособности российской экономики. Это приводит к активному использованию в процессах обмена товарами и услугами новых технологий, как например интернет-магазины, интернет-банкинг, денежные переводы, осуществляемые в сети Интернет. Современная глобализирующаяся экономика приобретает все больший сетевой и информационный характер, аккумулируя в виртуальном пространстве денежные средства и основные экономические операции индивидов и организаций. Эти изменения напрямую затрагивают и Россию, хотя и не так быстро и масштабно, как в развитых странах. Следовательно, необходимо социологическое изучение процессов экономического поведения россиян в условиях глобализации и сетевой модели товарно-денежных отношений.
Экономическое поведение, как частный вид человеческого поведения, издавна вызывает интерес экономистов, психологов, социологов. Традиционно интерпретируемое как экономический феномен, оно изначально (и преимущественно) было представлено в предметном поле экономической науки. Классики экономической мысли, начиная с А. Смита, не прибегая к использованию самого термина, фактически обосновали и разработали исторически первую модель экономического поведения в концепции homo economicus как абсолютно рационального, ориентированного только на получение максимальной выгоды, существа, и именно эта модель легла в основу классических представлений о рыночной экономике. [1]
Экономический подход предполагает исследование взаимодействия различных факторов, конституирующих экономическую сферу общества: максимизирующего поведения, когда экономический субъект (семья, фирма или правительственное учреждение) максимально использует функцию полезности или богатства; многообразия различных рынков, с неодинаковой степенью эффективности координирующих действия их участников;
стабильности предпочтений индивидов независимо от их богатства или бедности.
В русле экономического подхода разработано определение В.И. Верховина: «Экономическое поведение - это система социальных действий, которые, во-первых, связаны с использованием разных по функциям и назначению экономических ценностей (ресурсов) и, во-вторых, ориентированы на получение прибыли (вознаграждения) от их обращения».
Однако стоит отметить, что, несмотря на высокую научную значимость дефиниции «экономическое поведение», общепризнанного ее определения не существует. Зачастую данное понятие трактуется в исследовательских подходах как рациональное поведение, направленное на извлечение прибыли: «под экономическим поведением понимается целенаправленное поведение, выбор вариантов действий, в котором регулируется критерием максимизации прибыли», либо как поведение, осуществляющее выбор наиболее выгодных альтернатив: «экономическое поведение - действия, направленные на выбор наиболее выгодных альтернатив. Выбор подразумевает наличие целого ряда возможностей и зависит от дохода и цен на товары, имеющих разную полезность» [2].
Стоит отметить, что, наряду с экономическим анализом данной проблемной области, весьма сильны позиции и социологического анализа. Реализуя социологический подход, П.А. Князев рассматривает экономическое поведение более широко, как социальный процесс, обусловленный сочетанием рациональных и подсознательно-иррациональных мотиваций людей, детерминированных как особенностями менталитета, институциональной матрицы, ценностными ориентациями, так и факторами социально-политико-экономической и личной экономической ситуации [3].
По мнению Т.И. Заславской, социально-экономическое поведение «представляет собой систему взаимосвязанных поступков и действий, которые люди совершают в социальной и экономической сферах под влиянием личных и групповых интересов ради удовлетворения своих потребностей. Отражая субъективную сторону экономической деятельности, индивидуальное и коллективное поведение людей существенно влияет на ее результаты и эффективность». [4]
Стоит отметить, что в теоретической парадигме экономической социологии ведущее место занимает деятельностный подход к изучению экономического поведения, который акцентирует внимание на детерминации социального поведения индивидов. В работах исследователей, формулирующих данную парадигму, дифференцируется описательный и феноменологический ряд особенностей экономического поведения, в котором первичным фактором является исключительно экономическая выгода и экономическая свобода.
Основоположником поведенческой концепции в экономической социологии является легендарный немецкий социолог М. Вебер. Он разработал оригинальную теорию социального действия, суть которой
заключалась в выделении четырех «эталонных» типов: 1) целерациональное; 2) ценностно-рациональное; 3) аффективное; 4) традиционное.
Исследователь рассматривал экономическое поведение как одно из направлений рационального (целерационального) действия. М. Вебер определял экономическое поведение как априорно-типологический конструкт рационального выбора, репрезентативный всем моделям социальных действий, реализуемых в хозяйственной сфере. В концепции немецкого социолога формулируется задача изучения «внутренних» элементов рационального действия: цели, средства, результата, планирования, калькуляции (расчет), максимизации выгоды (пользы), альтернативности и свободы выбора, а также тех институциональных, аксиологических (субстантивная рациональность) и ресурсно-функциональных условий (обмен, деньги, контракт, конкуренция), которые конкретизируют, специализируют экономическое действие и делают его осуществимым в рамках определенной социокультурной матрицы.
М. Вебер впервые обосновал социологическое понимание экономического поведения под воздействием религиозных процессов в европейской истории, формирования протестантизма с его аскетическим мировоззрением, повышением роли рациональности в развитии капиталистического общества. Все это послужило основой современной модели западного общества, неотъемлемым атрибутом которого является активное экономическое поведение индивидов.
Значительный вклад в исследование сущности экономического поведения внес немецкий социолог Г. Зиммель, который провел комплексный анализ социального института денег, рассматривая его как рациональную основу большинства человеческих действий. По его мнению, деньги открывают аксиологическое поле товарного обмена; денежная экономика непосредственным образом влияет на культуру. Социологический анализ института денег, проведенный Г. Зиммелем, направлен на их взаимосвязь с такими жизненными компонентами, как индивидуальная свобода, жадность, обмен, стиль жизни и др. В работе «Философия денег» Зиммель формулирует тезис о том, что деньги - форма обмена, которая по-разному проявляется в бартерной экономике и в экономике, основанной на деньгах. Товарно-денежные отношения генерируют бесчисленное множество обменов, что, в конечном счете, сказывается на характере культуры, порождая формы отчуждения. Таким образом, социологический анализ Зиммеля направлен не на деньги, а на их ценностное воздействие на субъективную и объективную культуры. В этом плане социолог пытается проследить взаимосвязь денег с такими феноменами жизни, как экстравагантность, цинизм, индивидуальная свобода, жадность, обмен, стиль жизни и т.д.
По мнению Т. Веблена, история человеческой цивилизации развивается как процесс трансформации различных социальных институтов, которые проецируются как общепринятые модели поведения и привычки мыслительной деятельности. По мнению исследователя, «продолжающееся
развитие институтов человеческого общества и природы человека... можно в общих чертах свести к естественному отбору наиболее приспособленного образа мысли. Структура общества изменяется, развивается, приспосабливается к изменяющейся обстановке лишь вследствие перемены в образе мысли некоторых социальных групп, или, в конечном счете, по причине изменения, происходящего в привычном образе мысли составляющих общность личностей. Эволюция общества является по существу процессом адаптации, происходящим под давлением обстоятельств в умах отдельных людей, уже больше не терпящих привычного образа мысли, сложившегося в прошлом при другом стечении обстоятельств.» [5].
Интересный подход к анализу экономического поведения предложил В.Зомбарт в своей работе «История духовного развития современного экономического человека». Он сформулировал стержневую дефиницию своей концепции - понятие «хозяйственного духа», под которым понимал «совокупность душевных свойств и функций, сопровождающих хозяйствование. Это все проявления интеллекта, все черты характера, открывающиеся в хозяйственных стремлениях, но это также и все задачи, все суждения о ценности, которыми определяется и управляется поведение хозяйствующего человека» [6].
Среди отечественных исследователей, внесших существенный вклад в изучение феномена экономического поведения, можно выделить Н.Д. Кондратьева, который дал широкую трактовку хозяйственных (экономических) явлений через обоснование тех актов деятельности (поведения), на основе которых они слагаются. Наиболее значимым тезисом концепции социолога является выделение в структуре экономических процессов социального аспекта, а именно - индивидуальных, групповых и массовых актов поведения и взаимодействия людей, которые порождают самостоятельную область социальной жизни (экономику). По мнению Кондратьева, в основе экономической структуры социума лежат социальные взаимодействия, направленные на удовлетворение человеческих потребностей. Социальное поведение индивидов дифференцируется по виду мотивации на рациональное, утилитарно-прагматическое, гедонистическое, эмоционально-аффективное, традиционное, нормативно-императивное. Социолог формулирует следующие характеристики, которыми обладают субъекты хозяйственной жизни общества:
а) различают ценные вещи от не ценных;
б) при всех различиях во взглядах и целях отстаивают личные хозяйственные интересы или отстаивают как собственные интересы те, которые они представляют;
в) выносят отчетливые субъективные оценки тем товарам, с которыми им приходится сталкиваться, хотя эти оценки всегда ориентированы на объективно существующий расклад цен;
г) способны в большей или меньшей мере калькулировать, производить расчет и предвидеть, на каком этапе их ожидает вероятная выгода и на каком - потеря;
д) в зависимости от условий и индивидуальных способностей направляют усилия на получение выгоды и предупреждение потерь;
е) могут ошибаться в своих расчетах, а, следовательно, и в своих действиях [7].
Кондратьев приходит к выводу о том, что в обществе существует система актов экономического поведения, а также корреспондирующая с ней система хозяйственных отношений.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что, несмотря на многочисленные теоретические концепции, анализирующие рассматриваемую проблему, единого определения экономического поведения на сегодняшний день не существует. Данная ситуация выглядит вполне закономерной, учитывая сложный, междисциплинарный характер проблемной области исследования. Экономический подход конституирует предметом своего анализа «homo economicus» (экономического человека) -рационального индивида, имеющего стабильные предпочтения и стремящегося к максимизации собственной выгоды. Однако, согласно Т.И. Заславской и Р.В. Рывкиной, в реальной экономике взаимодействуют «не одномерные «экономические индивиды», а многомерные личности». Поэтому чисто экономический подход к анализу экономического поведения оказывается во многом узким и ограниченным, не учитывающим все аспекты человеческого поведения в данной сфере. Социологическая трактовка экономического поведения, на наш взгляд, призвана восполнить пробелы в теоретическом обосновании предмета нашего исследования, поскольку социологи рассматривают экономические взаимодействия индивидов в контексте социокультурной детерминации, прежде всего. Это позволяет, при сохранении принципа рациональности в экономических взаимоотношениях, существенно расширить содержание экономической деятельности, дополнив ее культурными, социальными и другими иррациональными в экономическом плане факторами, что будет отражать реального человека, а не абстрактную схему рационального индивида, согласно модели «homo economicus».
Стоит отметить, что, рассматривая экономическое поведение, целесообразно акцентировать внимание на сложившейся институциональной системе регуляции действий и взаимодействий индивидов, групп, общностей, классов в экономической сфере. С точки зрения социологии, представляет особый интерес изучение широкого социального контекста, в рамках которого реализуются те или иные экономические поведенческие практики людей. В частности, реализуя данный подход, необходимо обращать внимание на тот факт, что в начале XXI в. прогресс информационно -компьютерных технологий создает принципиально новые условия для реализации поведенческих стратегий и практик в экономической сфере. Так, развитие Интернета меняет характер и направленность социально-экономических действий и взаимодействий населения, создает совершенно новые условия, формы и, шире, социокоммуникативный контекст, в котором реализуются экономические поведенческие стратегии. В данном случае
нельзя также сбрасывать со счетов влияние социокультурного и социально-психологического факторов (экспансия массовой потребительской культуры, культ потребительства, «шопоголизм» как разновидность социально обусловленных зависимостей).
Становится очевидным, что в нынешних условиях классические социологические теории к анализу экономического поведения уже утрачивают свой гносеологический и эвристический потенциал. Им на смену должны придти концепции, учитывающие динамические изменения социума в начале XXI в., применительно к сфере экономического поведения. Однако таких концепций на сегодняшний день практически не представлено в научной литературе. В результате намечается определенный дисбаланс между социально-экономическими и социоструктурными изменениями социума и состоянием научной рефлексии.
Литература
1. Князев П.А. Трансформация экономического поведения российской молодежи в условиях аксиологической динамики: дис. ... канд. соц. наук. Краснодар, 2011. С.19.
2. Верховин В.И. Экономика труда. СПб: Питер, 1999; Архипова Т.А. Экономическое поведение в переходной экономики России // Вопросы социологии, 1999, № 7; Маркович Д. Социология труда. М., 1998; Половинко В.С., Елкина О.С. Некоторые вопросы оценки стратегий экономического поведения человека на рынке труда // Вопросы социологии. 1998. № 12.
3. Князев, П. А. Экономическое поведение российской молодежи в период мирового финансового кризиса / П. А. Князев // Теория и практика общественного развития. 2010. № 2.
4. Заславская Т. И. О социальном механизме развития экономики // Пути совершенствования социального механизма развития советской экономики. Новосибирск, 1985. С. 9.
5. Веблен Т. Теория праздного класса / Т. Веблен. М.,1984.
6. Зомбарт В. Буржуа: этюды по истории духовного развития современного экономического человека / В. Зомбарт. М., 1994.
7. Кондратьев Н.Д. Основные проблемы экономической статики и динамики. М., 1991. С.113.
8. Симмель Г. Философия денег. Boston, 1978.
9. Вебер M. Экономика и общество: An Online of Interpretive Sociology /M. Weber. -Berkeley, 1978. - V. 1.
Literature
1 . Knyazev P. A. Transformation of economic behavior of the Russian youth in the conditions of axiological dynamics: yew. ... edging. the social. sciences. Krasnodar, 2011. Page 19.
2 . Verkhovin V. I. Ekonomika of work. SPb: St. Petersburg, 1999; Arkhipova T.A. Economic behavior in a transitional economy of Russia//sociology Questions, 1999, No. 7; Markovic D. Sotsiologiya of work. M, 1998; Polovinko V.
S., Elkina O. S. some questions of an assessment of strategy of economic behavior of the person on a labor market//sociology Questions. 1998 . No. 12.
3 . Knyazev, P. A. economic behavior of the Russian youth in the period of the world financial crisis / Item A. Knyazev//the Theory and practice of social development. 2010 . No. 2.
4 . Zaslavskay T. I. About social mechanism of development of economy/Ways of improvement of the social mechanism of development of the Soviet economy. Novosibirsk, 1985. Page 9.
5 . Web flax T. Theory of an idle class/T. Web flax. M., 1984 .
6 . Zombart V. of Bourgeois: etudes on stories of spiritual development of modern economic person / Century Zomkbart. M, 1994.
7 . Kondratyev N. D. Main problems of an economic statics and dynamics. M 1991. Page 113 .
8 . Simmel G. Philosophy of Money. Boston, 1978.
9 . Weber M. Economy and Society: An Online of Interpretive Sociology/M. Weber. - Berkeley, 1978. - V. 1 .