Научная статья на тему 'Программа курса «Экономическое поведение»'

Программа курса «Экономическое поведение» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
808
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Верховин В. И.

Курс «Экономическое поведение», программа которого представляется Вашему вниманию, предназначен для студентов и аспирантов экономических факультетов высших учебных заведений, а также социологов, специализирующихся по предмету экономическая социология. Цель курса: дать систематическое представление о моделях экономического поведения, разрабатываемых в рамках экономических и социологических теорий; раскрыть специфику социологического изучения экономических процессов современного рыночного общества, методы и основные парадигмы теоретического анализа экономического поведения, развести и установить демаркационную линию и определить специфику социологического и экономического анализа. Задачей курса является поведенческая интерпретация экономических процессов общества в его классических, неоклассических и неклассических вариантах, как в рамках социологических, так и экономических теорий. В курсе рассматриваются: проблема рационального экономического выбора, принцип максимизации и его социологическая интерпретация, структура, факторы и характеристики экономической мотивации, модели экономического поведения и дается их спецификация. Важное место уделяется институциональному и социокультурному анализу экономического поведения, структуре и функциям экономической культуры. Дается анализ основных моделей экономического поведения: производственного, дистрибутивного, обменного, потребительского, а также их разновидностей и модификаций (монетарного, предпринимательского, инвестиционного, конъюнктурно-игрового и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа курса «Экономическое поведение»»

173

МИР РОССИИ. 1999. N3

ПРОГРАММА КУРСА «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ»

В.И. Верховин

Курс «Экономическое поведение», программа которого представляется Вашему вниманию, предназначен для студентов и аспирантов экономических факультетов высших учебных заведений, а также социологов, специализирующихся по предмету экономическая социология.

Цель курса: дать систематическое представление о моделях

экономического поведения, разрабатываемых в рамках экономи-

ческих и социологических теорий; раскрыть специфику социологического изучения экономических процессов современного рыночного общества, методы и основные парадигмы теоретического анализа экономического поведения, развести и установить демаркацион-

ную линию и определить специфику социологического и экономического анализа.

Задачей курса является поведенческая интерпретация экономических процессов общества в его классических, неоклассических и неклассических вариантах, как в рамках социологических, так и экономических теорий.

В курсе рассматриваются: проблема рационального эконо-

мического выбора, принцип максимизации и его социологическая интерпретация, структура, факторы и характеристики экономической мотивации, модели экономического поведения и дается их спецификация. Важное место уделяется институциональному и социокультурному анализу экономического поведения, структуре и функциям экономической культуры. Дается анализ основных моделей экономического поведения: производственного, дистрибу-

тивного, обменного, потребительского, а также их разновидностей и модификаций (монетарного, предпринимательского, инвестиционного, конъюнктурно-игрового и др.).

174

В.И. ВЕРХОВИН

Программа курса «Экономическое поведение»

Календарно-тематический план курса

Тема лекций Количество часов

Лекции Семинарские

Тема 1. Экономическое поведение в структуре 4 занятия 2

социологического знания Тема 2. Модели «Homo economicus» в экономической 4 2

теории Тема 3. Модели «Homo economicus» в социологической 6 4

теории и их интерпретация Тема 4. Структура и функции экономического действия 4 2

Тема 5. Институт собственности как предмет социологи- 4 2

ческого анализа Тема 6. Содержание, структура и функции производст- 4 2

венного поведения Тема 7. Экономическое поведение в системе обменного 4 2

цикла Тема 8. Структура и функции монетарного поведения 4 2

Тема 9. Инвестиционные модели экономического пове- 4 2

дения Тема 10. Основные характеристики потребительского 4 2

поведения Тема 11. Экономическое поведение в сфере предложения 4 2

профессиональных ресурсов Тема 12. Затратно-компенсационные модели трудового 4 2

поведения Тема 13. Структура и функции предпринимательского 4 2

поведения Тема 14. Структура и функции экономической культуры 4 2

Всего: 58 30

Тематика и содержание курса

Тема 1. Экономическое поведение в структуре социологического знания

Принципы и методы теоретической интерпретации экономических процессов в социологии. Категориально-понятийная и концептуальная база социологического анализа экономической жизни общества. Содержательные и концептуальные критерии дифференциации моделей социальной активности в экономической сфере. Особенности их построения и рациональной реконструкции. Парадиг-мальность социологического анализа экономических процессов.

Литература

1. Верховин В.И. Экономическая социология. М., 1998. С. 3-35; 36-64.

2. Веселов Ю.В. Экономическая социология: история идей. Спб, 1995 С.3-9.

3. Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни. Новосибирск, 1991.

С. 49-83; 83-95.

4. Кондратьев Н.Д. Основные проблемы экономической статистики и динамики. М., 1991.

С 86-95.

175

МИР РОССИИ. 1999. N3

5. Радаев В.В. Экономическая социология. М., 1997. С. 50-63.

6. Соколова Г.Н. Экономическая социология. М., 1998. С. 68-88.

7. Smelser N., Sweedberg R. The Handbook of Economic Sociology. Princeton, 1994. P. 3-26.

Тема 2. Модели «Homo economicus» в экономической теории

Модели экономического поведения и их эволюция в экономической теории. Классические, неоклассические и неклассические парадигмы анализа экономического поведения. Дилеммы маржиналистского подхода и причины их существования. Гипотеза о рациональном максимизаторе, ее эвристические возможности и гносеологические пределы. Лимиты и парадоксы принципа максимизации. Попытки их «преодоления» в рамках институциональных, поведенческих, трансакционных, праксеологических, эволюционистских, субстантивистских и экзистенциальных концепций (Т. Веблен, Дж. Коммонс, Р. Коуз, О. Уильямсон, Л. Мизес, Ф. Хайек, К. Полани, Г. Саймон, Дж. Шекл и др.).

Литература

1. Автономов B.C. Человек в зеркале экономической теории. М., 1993.

2. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., 1991. С. 275-288; 647-661.

3. Верховин В.И. Экономическая социология. М., 1998. С. 36-64.

4. Веселов Ю.В. Экономическая социология: история идей. Спб, 1995. С. 95-124.

5. Махлуп Ф. Теории фирмы: маржиналистские, бихевиористские и управленческие // Теория фирмы. Спб, 1995. С. 71-93.

6. Радаев В.В. Экономическая социология. М., 1997. С. 15-35.

7. Уильямсон О. Экономические институты капитализма. М., 1996. С. 91-126.

8. Blaug M. Methodology of Economics. Or how Economist explain. Cambridge. 1992. P. 51-136.

9. Hayek F. Individualism and economic order. Ch., 1980. P. 1-33.

10. Mises L. Human action: atreatise on economics. Ch., 1906. P. 1-33.

11. Mulberg J. Social Limits to Economic Theory. G.B., 1995.

Тема З. Модели «Homo economicus» в социологической теории и

их интерпретация

Эволюция моделей экономического поведения в социологической теории. Проблема рациональности экономического поведения. Дуализм методологического индивидуализма и методологического реализма (институционализма) в социологической теории.

Историко-феноменологический и культурологический анализ экономического поведения, социологические категории экономического действия М. Вебера. Социетальная детерминация экономического действия в концепции К. Дюркгей-ма. Герменевтика логических и нелогических действий в социологии В. Парето.

Праксеологический анализ экономического действия Л. Мизеса. Институционально-функциональная концепция экономического поведения Т. Парсонса. Вероятностно-статистическая теория рыночного поведения Н. Кондратьева. Концепция «Sozialokonomik» Й. Шумпетера.

Социология рационального выбора Г. Беккера и Дж. Коулмена. Рецидивы «экономического империализма». «ПСА—экономика» Дж. Акерлофа и его критика

176

В.И. ВЕРХОВИН

Программа курса «Экономическое поведение»

социологии «рационального выбора». Поиск социального и «сетевого» контекста экономического действия в «новой экономической социологии» (X. Уайт, М. Гра-новеттер). «Моральные измерения» и экономический анализ А. Этциони. Отечественные разработки в области экономической социологии.

Литература

1. Автономов B.C. Человек в зеркале экономической теории. М., 1993.

2. Акерлоф Дж. Рынок «лимонов». Неопределенность качества и рыночный механизм // THESIS. 1994. №5. Вып. 5. С. 91-104.

3. БеккерГ. Экономический анализ и человеческое поведение//таЕ^Ш. 1993. T.I. Вып.1. С.24-40.

4. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 602-643.

5. Верховин В.И. Экономическая социология. М., 1998. С. 3-64.

6. Веселов Ю.В. Экономическая социология: история идей. Спб, 1995.

7. Г офман А.Б. Социология В. Парето // История теоретической социологии. Т.2. М., 1998.

С. 22-41.

8. Кондратьев Н. Д Основные проблемы экономической статики и динамики. М. 1991. С. 4071; 104-117.

9. Кравченко А. И. Социология М. Вебера: труд и экономика. М., 1997. С. 129-156.

10. Радаев В. В. Экономическая социология. М., 1997. С. 35-50; 64-95.

11. Etzioni A. The Moral Dimension. Toward a New Economics. NY-L., 1990. P. 1-19.

12. The Handbook of Economic Sociology // Ed by N. Smelser, R. Swedberg. Princeton, 1994. P.

3-26.

13. Mises L. Human action. Ch., 1966. P. 11-71.

14. Schumpeter J. The Economics and Sociology of Capitalism. USA- GB/ PUP, 1991. P. 3-98.

Тема 4. Структура и функции экономического действия

Экономическое поведение как разновидность социального действия и его специфика. Проблема рациональности экономического действия и ее интерпретация. Феноменологический анализ экономического поведения и его составляющих. Цель, средство, результат, интерес, мотивация, калькуляция экономического поведения. Субъекты, объекты и предмет экономического поведения. Ресурснозатратные компоненты экономического действия. Режимы, методы и средства максимизации (оптимизации) экономического поведения. Факторы специализации моделей экономического поведения.

Риск в структуре экономического поведения. Экономическое поведение в системе «затраты-возмещение». Временные характеристики экономического действия и их особенности. Инновационные, традиционные и рутинные компоненты экономического действия. Аксеологические составляющие экономического действия. Институционально-нормативный «каркас» экономического действия. Экономические действия в системе социального обмена. Контрактно-интерактивная природа экономических действий. Вероятностно-статистические характеристики экономического поведения.

Литература

1 Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 602-643.

2. Верховин В.И. Экономическая социология. М , 1998. С. 65-95.

3. Кондратьев Н.Д. Основные проблемы экономической статики и динамики. М., 1991. С.

177

МИР РОССИИ. 1999. N3

40-71; 104-117.

4. Кравченко А.И. Социология экономического действия// Социология М. Вебера: труд и экономика. М., 1997. С. 129-157.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М., 1988. С. 78-90.

6. Радаев В.В. Экономическая социология. М., 1997. С. 64-95.

7. The Haudbook of Sociology / Ed by N. Smelser. R. Swedberg. Prrinceton, 1994. P. 3-26; 166-182.

8. Mises L. Human Action. Ch., 1996. P. 11-29; 99-104; 212-231.

9. Shumpeter J. The Economics and Sociology of Capitalism. USA —GB., 1991. С 316-338.

Тема 5. Институт собственности как предмет социологического анализа

Институт собственности и его нормативно-регулятивная функция. Режимы и права собственности, их основные модификации. Элементы прав собственности и проблема их спецификации. Основные характеристики элементов прав собственности. Проблема «распыления» и интеграции элементов прав собственности. Контрактный механизм института собственности. Поведенческая интерпретация института собственности. Основные факторы дифференциации дистрибутивных моделей экономического поведения. Хозяйственные, комиссионно-дистрибутивные, функционально-дистрибутивные и редистрибутивные модели.

Литература

1. Бебель И. Собственность, права собственности и институциональные изменения// Проблема собственности: теория, история, практика. М., 1995. С. 19-39.

2. Верховин В.И. Экономическая социология. М., 1998. С. 3-35, 96-136.

3. Капелюшников Р.И. Экономическая теория прав собственности. М., 1990. С. 3-20; 37-42.

4. Норт Д. Институты и экономический рост: историческое введение // THESIS. 1993. Т. 1. Вып.2. С. 69-91.

5. Радаев В.В. Экономическая социология. М., 1997. С. 64-68; 125-154.

6. Уильямсон О. Экономические институты капитализма. М., 1996. С. 91-126.

7. ХайекФ. Пагубная самонадеянность. М., 1992. С. 24-68.

8. Hayek F. Individualism and economic order. Ch., 1980. P. 1-33.

9 Hodgson G. Economics and Instituons. GB., 1996. P. 145-170.

Тема 6. Содержание, структура и функции производственного поведения

Фирма как предмет социологического анализа. Основные парадигмы теоретической интерпретации производственного поведения: маржиналистская, поведенческая, менеджеристская, институционально-трансакционная, культурологическая. Пределы эффективности производственного поведения. Трудовое поведение и его модификации. Производственное поведение и организационная культура. Виды организационных культур и субкультур: тоталитарно-патерналистские, авторитарные, корпоративные, семейно-клановые, бюрократические, личностно-ориентированные (инновационные), смешанные. Оппортунизм и рестрикционизм в системе производственного поведения.

178

В.И. ВЕРХОВИН

Программа курса «Экономическое поведение»

Литература

1. Автономов B.C. Человек в зеркале экономической теории. М., 1993. С. 94-102.

2. Верховин В.И. Экономическая социология. М., 1998. С. 137-187.

3. Верховны В.И. Социальная регуляция трудового поведения в производственной организации. М, 1991. С. 35-78.

4. Коуз Р. Природа фирмы//Теория фирмы. Спб., 1995. С. 11-32.

5. Кравченко А.И. Социология М. Вебера: труд и экономика. М., 1997. С. 81-86.

6. Махлуп Ф. Теории фирмы: маржиналистские, бихевиористические и управленческие // Теория фирмы. Спб., 1995. С. 73-93.

7. Радаев В.В. Экономическая социология. М., 1997. С. 125-182.

8. Саймон Г. Теория принятия решений // Теория фирмы. Спб., 1995. С. 54-72.

9. Уильямсон О. Экономические институты капитализма. М., 1996. С. 152-177; 433-516.

10. Щербина В.В. Социология организаций. М., 1996. С. 58-67.

11. The Sociology of Firms // The Handbook of Economic Sociology. Princeton, 1994. P. 453-580.

Тема 7. Экономическое поведение в системе обменного цикла

Природа и функции социального обмена. Рыночные институты экономического обмена и их эволюция. Рыночные и командные механизмы экономического обмена, их характеристики и отличия.

Субъекты, объекты и предмет экономического обмена. Критерии, измерители и калькуляторы эквивалентности экономического обмена. Основные характеристики экономического обмена по Ф. Хайеку.

Торгово-посреднические модели экономического обмена. Мотивы и стимулы коммерческого поведения. Деньги в системе коммерческого поведения. Рыночные и нерыночные механизмы регуляции обменного (коммерческого) поведения. Проблемы асимметрии экономического обмена и способы их преодоления. Каналы рыночного обмена (сетевой подход).

Литература

1. Блау П. Различные точки зрения на социальную структуру и их общий знаменатель // Американская социологическая мысль. М., 1994.

2. Верховин В.И. Экономическая социология. М., 1998. С. 188-226.

3. Тернер Дж. Теория обмена // Структура социологической теории. М., 1985. С. 271-384.

4. Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. М., 1992. С. 69-85; 156-183.

5. Irwin M., KasardaJ. Trade, Transportation, Spatial Distribution//The Haudbook of Sociology. Princeton, NY., 1994. P. 342-367.

6. Mises L. Human Action. Ch., 1996. P. 398-478.

7. Powell W., Smith-Doerr L. Networks and Economic Life // The Haudbook of Sociology. Princeton, NY., 1994. P. 368-402.

8. Swedberg R. Markets as Social Structures // The Handbook of Economic Sociology. Princeton, NY., 1994. P 255-282.

Тема 8. Структура и функции монетарного поведения

Деньги в системе экономического обмена и их функции. Основные характеристики института денег в социологии Г. Зиммеля. Концепция денег в экономических теориях Л. Мизеса и Ф. Хайека.

179

МИР РОССИИ. 1999. N3

Поведенческая интерпретация института денег. Критерии дифференциации монетарных моделей экономического поведения. Рациональные модели монетарного поведения. Расчетно-аналитические принципы и методы реализации рациональных моделей монетарного поведения. Профессиональные и непрофессиональные модели монетарного поведения. Традиционные модели монетарного поведения и их характеристики. Восприятие денег в обыденном сознании. Рациональные, аффективные и иррациональные элементы в структуре традиционного монетарного поведения. Альтруистические модели монетарного поведения и их разновидности. Мотивы альтруистического поведения. Иррационально-аффективные модели монетарного поведения.

Литература

1. Васильчук Ю. Социальные функции денег// МЭиМО. 1995. №2. С. 5-22.

2. Верховин В.И. Экономическая социология. М., 1998. С. 297-323; 423-444.

3. Малахов B.C. Основы экономической психологии. М., 1992.

4. Фридмен М. Если бы деньги заговорили М., 1998. С. 22-43.

5. Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. М., 1992, с. 156-183

6. Хайек Ф. Частные деньги. М., 1996.

7. Dodd N. Monetary Analysis in Sociology // The Sociology of Money. GB., 1994. P. 152-166.

8. Mises L. Human Action. Ch., 1996. P. 212-231; 398-415.

9. Simmel G. Philosophy of Money. Boston, 1978. P. 1-53.

Тема 9. Инвестиционные модели экономического поведения

Экономическое поведение в структуре инвестиционного цикла. Типология субъектов инвестиционного поведения. Объект, предмет и цель инвестиционного поведения. Схемы максимизации выгоды в инвестиционном процессе и их разновидности. Параметры максимизации прибыли и специфика экономических интересов субъектов инвестиционного поведения. Проблема «инсайдеров» и «аутсайдеров» в инвестиционном процессе. Корпоративная культура и тенденции ее эволюции. Конъюнктурно-игровые модели инвестиционного поведения. Профессиональная специализация в структуре инвестиционного цикла.

Литература

1. Блази Дж., Круз Д. Новые собственники. М, 1995. С. 263-319.

2. Бланк И. А. Инвестиционный менеджмент. Киев, 1995. С. 7-35.

3. Верховин В.И. Экономическая социология. М., 1998. С. 324-366.

4. Кейнс Дж. Теория занятости, процента и денег // Антология экономической классики.

М., 1993. С. 250-264.

5. Миркин Я.М. Ценные бумаги и фондовый рынок. М., 1995. С. 321-438.

6. Шарп У., Александер Г., Бейли Дж. Инвестиции. М., 1997. С. 1-16.

9. Muzruchi M., Money, Banking, Financial Markets // Handbook of Economic Sociology. Princeton, 1994. P. 313-341.

Тема 10. Основные характеристики потребительского поведения

Потребление как вид экономической активности. Ресурсные и бытовые модели потребительского поведения. Потребительские предпочтения, структура и

180

В.И. ВЕРХОВИН

Программа курса «Экономическое поведение»

факторы потребительского выбора. Лимиты и ограничения потребительского выбора. Доход, стандарт и степень компетентности (рациональности) потребления. Объекты, субъекты и предмет потребительского выбора. Принципы и методы калькуляции (баланса) потребительского бюджета. Престижные, «нормальные» и девиантные модели потребительского поведения. Рациональные и иррациональные модели потребительского поведения. Мода и потребление. Социо-культурная матрица потребительского поведения. Культурные, демографические, этнические и стратификационные особенности потребительского поведения.

Литература

1. Автономов B.C. Человек в зеркале экономической теории. М., 1993. С. 102-114.

2. Верховин В.И. Экономическая социология. М., 1998. С. 227-261.

3. Капелюшников Р. Экономический подход Г. Беккера к человеческому поведению // США, ЭПИ, 1993. №4. С. 17-32.

4. Лейбенстайн X. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веб-лена в теории покупательного спроса // Теория потребительского поведения и спроса. СПб., 1993. С. 304-325.

5. Менгер К. Основания политической экономии // Австрийская школа в полит, экономии. М., 1992. С. 38-60.

6. Радаев В.В. Экономическая социология. М., 1997. С. 209-222.

7. Розанова Н., Шаститко А. Основы экономического выбора. М., 1996. С. 8-62.

8. Blaug M. The Methodology of Economics. Cambr., 1992. P. 137-149.

9. Frank R. Microeconomics and Behavior. NY., 1997. P. 57-247.

10. Loudon D., Della Bitta A. Consumer Behavior. NY., 1993. P. 1-26; 83-125; 221-260.

Тема 11. Экономическое поведение в сфере предложения профессиональных ресурсов

Профессиональные способности: их экономическое, социальное и функционально-технологическое содержание. Модели предложения профессиональных ресурсов в условиях рыночной экономики. Массовые и редкие профессиональные ресурсы, специфика их предложения на рынке труда. Пассивное предложение профессиональных ресурсов. Активное предложение профессиональных ресурсов. Фазы и этапы предложения редких профессиональных ресурсов и их характеристики.

Литература

1. Верховин В. И. Профессиональные способности и трудовое поведение. М., 1993. С. 3-55.

2. Верховин В. И. Экономическая социология. М., 1998. С. 262-298.

3. Маршалл А. Принципы экономической науки. Т. III. M., 1993. С. 5-18; 19-41.

4. Радаев В. В. Экономическая социология. М., 1997. С. 183-209.

5. Уильямсон О. Экономические институты капитализма. М., 1996. С. 92-121.

6. Эренберг Р., Смит Р. Современная экономика труда. М., 1996. С. 193-240.

7. Mises L. Human Action. Ch., 1996. P. 587-634.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Swedberg R. Markets as Social Structures // Handbook of Economic Sociology. Princeton,

1994. P. 255-283.

9. Tilly C, Tilly Ch. Capitalist Work and Labor Markets // Handbook of Economic Sociology. Princeton, 1994. P. 283-312.

181

МИР РОССИИ. 1999. N3

Тема 12. Затратно-компенсационные модели трудового

поведения

Профессиональные способности (ресурсы), способы их затрат и компенсаций. Режимы актуализации профессиональных способностей и их виды: максими-зационный, оптимальный, минимизационный, имитационный, незатратный. Уровни саморегуляции затрат профессиональных способностей. Аксиологическая матрица затратно-компенсационных моделей трудового поведения. Критерии затратно-компенсационных моделей трудового поведения. Рестрикционизм и оппортунизм в структуре трудового поведения.

Литература

1. Верховин В. И. Экономическая социологии. М., 1998. С. 137-187.

2. Кравченко А. И. Социология М. Вебера: труд и экономика. М., 1997. С. 81-86.

3. Наумова Н. Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М, 1998. С. 8-26.

4. Радаев В. В. Экономическая социология. М., 1997. С. 169-182.

5. Уильямсон О. Экономические институты капитализма М., 1996. С. 384-435.

6. Mises L. Human Action. Ch., 1996. P. 587-634.

7. Sorensem4. Firms, Wages, and Incentives// Handbook of Economic Sociology. NY., 1994. P. 504-529

Тема 13. Структура и функции предпринимательского поведения

Основные подходы в определении содержания и функций предпринимательского поведения. (Й. Шумпетер, Ф. Найт, Н. Кондратьев, Л. Мизес, Ф. Хайек, И. Кирцнер). Предпринимательское поведение и предпринимательская функция. Основные функции предпринимательского поведения. Специализация и «профили» предпринимательского поведения. Ценности предпринимательского этоса. Феномен «пассионарности» и «трансгрессии». Западные модели выбора риска. Конкуренция как процедура открытия. Экзистенциальные характеристики предпринимательского поведения.

Литература

1. Автономов B.C. Человек в зеркале экономической теории. М., 1993. С. 136-147.

2. Верховин В.И. Экономическая социология. М, 1998. С. 367-403.

3. Кондратьев Н.Д. Основные проблемы экономической статики и динамики. М., 1991. С. 290-296.

4. Найт Ф. Понятия риска и неопределенности//THESIS. 1994. №5. С. 12-28.

5. Радаев В. Экономическая социология. М., 1997. С. 96-124.

6. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М., 1982. С.159-183.

7. Mises L. Human Action. Ch., 1966. P.289-302.

8. Hayek F. «Free» Enterprise and Competitive Order // Individualism and Economic Order. Ch, 1980. P. 107-118.

182

В. И. ВЕРХОВИН

Программа курса «Экономическое поведение»

Тема 14. Структура и функции экономической

культуры

Культуроформирующие функции экономики. Базисные элементы экономической культуры. Традиционные, стереотипные и инновационные элементы в структуре экономической культуры. Основные особенности производственной, дистрибутивной, обменной и потребительской культур. Экономические субкультуры и их разновидности. Этосы и ценности экономической культуры рыночного и командного типа.

Профессиональные и непрофессиональные элементы экономической культуры. Профессиональные ценности и их характеристики. Типы и виды профессиональных культур и субкультур. Массовые, референтные, «жесткие», локальные и инновационные профессиональные культуры и субкультуры. Организационные и корпоративные культуры.

Литература

1. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 707-735.

2. Верховин В. Экономическая социология. М., 1998. С.404-444.

3. Верховин В. Профессиональные способности и трудовое поведение. М, 1993. С.85-110.

4. Заславская Т., Рывкина Р. Социология экономической жизни. Новосибирск, 1991. С.96-227.

5. Кравченко А. Социология М. Вебера: труд и экономика. М., 1997. С. 101-128.

6. Красовский Ю. Управление поведением в фирме. М., 1997. С.38-57.

7. Наумова Н. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М., 1988. С. 153-186.

8. Соколова Г. Экономическая социология. Минск, 1998. С. 188-206.

9. Щербина В. Социология организаций. М., 1996. С.58-60.

10. DiMaggjo. Culture and Economy//Handbook of Economic Sociology. Princeton, 1994. P.27-57.

11. Etzioni A. The Moral Dimension. Toward aNew Economics. NY., 1990. P.l-19.

Экзаменационные вопросы по курсу

1. Структура и функции экономического поведения.

2. Мотивы экономического поведения.

3. Субъекты экономического поведения и их характеристики.

4. Лимиты экономических действий.

5. Основные характеристики экономического поведения.

6. Основные факторы специализации моделей экономического поведения.

7. Риск в структуре экономического поведения.

8. Циклы экономического поведения и их основные характеристики.

9. Основные виды экономического поведения и их определения.

10. Структура и функции производственного поведения.

11. Организационная культура в системе производства и ее основные разновидности.

12. Трудовое поведение и его характеристики.

13. Институт собственности и его функции.

14. Элементы прав собственности и их характеристики.

15. Проблемы структурирования, спецификации и распределения элементов прав

183

МИР РОССИИ. 1999. N3

собственности.

16. Основные модели дистрибутивного (распределительного) поведения.

17. Структура и функции обменного поведения.

18. Субъект, объект и предмет обменного поведения.

19. Проблема измерения эквивалентности экономического обмена.

20. Рациональные, нормативные и экспрессивные модели социального поведения (по Ю. Хабермасу).

21. Основные характеристики социально-экономического обмена по Ф. Хайеку.

22. Функции коммерческого поведения.

23. Процесс предложения личностных (профессиональных) ресурсов.

24. Пассивные модели предложения профессиональных ресурсов и их характеристики.

25. Активные модели предложения личностных ресурсов и их характеристики.

26. Затратно-компенсационные модели поведения.

27. Монетарное поведение и его основные характеристики.

28. Рациональные модели монетарного поведения.

29. Традиционные модели монетарного поведения.

30. Альтруистические модели монетарного поведения.

31. Аффективно-иррациональные модели монетарного поведения.

32. Основные точки зрения и определения предпринимательства.

33. Основные функции предпринимательского поведения.

34. Уровни специализации предпринимательского поведения.

35. Профили предпринимательского поведения.

36. Социо-культурные особенности предпринимательского поведения.

37. Психология предпринимательской активности.

38. Эффекты «пассионарности» и «трансгрессии» в объяснении предпринимательского успеха.

39. Модели «homo economicus» в экономической теории и их эволюция.

40. Модели «homo economicus» в социологических теориях.

41. Инвестиционные модели экономического поведения и их характеристики.

42. Объекты, субъекты и предмет инвестиционного поведения.

43. Основные особенности потребительского поведения.

44. Структура и функции экономической культуры.

Список тем курсовых работ и рефератов по курсу

1. Экономическое поведение как предмет социологического анализа.

2. Принцип максимизации и его социологическая интерпретация.

3. Модель «homo economicus» как социокультурный феномен.

4. Рациональные, традиционные, эмоционально-аффективные и иррациональные модели экономического поведения.

5. Институт собственности как предмет социологического анализа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Экономические ресурсы как фактор специализации экономического поведения.

7. Монопольные эффекты в социологическом измерении.

8. Риск в структуре экономического поведения.

9. Субъекты экономического поведения и их характеристики.

10. Контракт как социальный институт.

11. Экономический интерес в структуре экономического поведения.

184

В. И. ВЕРХОВИН

Программа курса «Экономическое поведение»

12. Конкуренция как социальная проблема.

13. Потребительские модели экономического поведения.

14. Фирма как социально-экономический институт.

15. Инвестиционные модели экономического поведения.

16. Концепция расширяющегося рыночного порядка Ф. Хайека.

17. Концепция органической рациональности Ф. Хайека.

18. Концепция ограниченной рациональности Г. Саймона.

19. Экзистенциальные модели экономического поведения Дж. Шекла.

20. Оппортунистические модели экономического поведения.

21. Й. Шумпетер об экономической социологии.

22. Институциональные предпосылки рыночного поведения.

23. Деньги как предмет социологического анализа.

24. Инновационные модели экономического поведения.

25. Феномен предпринимательского поведения и его социологическая интерпретация.

26. Структура и функции экономической культуры.

27. «Экономический империализм» Г. Беккера и его критический анализ.

28. Потребительский выбор как социологическая проблема.

29. Семья как контрактная система.

30. Модели социального обмена Т. Парсонса.

31. Социальный обмен в социологии Г. Зиммеля.

32. Интерпретация денег в социологии Г.Зиммеля.

33. Модели монетного поведения в социологии Г. Зиммеля.

34. Модели инвестиционного поведения Дж. Кейнса.

35. Модели экономического поведения в системе патерналистской экономики Я. Корнаи.

36. Рефлексивная модель инвестиционного поведения Дж. Сороса.

37. Переходные модели экономического поведения (опыт стран Восточной Европы).

38. Семейно-клановая организационная культура и ее основные характеристики.

39. Концепция экономического поведения Н. Кондратьева.

40. Профессиональные модели экономического поведения.

41. Непрофессиональные модели экономического поведения.

42. Технологии экономического обмена в системе инвестиционного цикла.

43. Профессиональная стратификация в системе фондового рынка.

44. Структура экономического действия в социологии Т. Парсонса.

45. Корпоративная культура как объект социологического анализа.

46. Рынок как социальный институт и его характеристики.

47. Посреднические модели экономического поведения.

48. Феномен престижного потребления.

49. Концепция «слабых» и «сильных» социальных связей М. Г рановеттера.

50. Теория «человеческого капитала» Г. Беккера и ее интерпретация.

51. Трансакционный анализ О. Уильямсона и его социологическая интерпретация.

52. Экономическая стратификация как предмет социологического анализа.

53. Критика Ф. Хайеком субстантивистской концепции К.Полани.

54. Эволюция моделей экономического поведения в экономической теории.

55. Концепция «homo creativus» Д. Фостера.

56. Концепция «переменной рациональности» X. Лейбенстана.

57. Институционально-нормативный анализ экономического поведения Дж. Коммонса.

185

МИР РОССИИ. 1999. N3

58. Поведенческая теория фирмы Р. Саймона, Р. Сайерта и Дж. Марча.

59. Мода в структуре традиционных моделей экономического поведения.

60. «Психологические переменные» экономического поведения В. Йора.

61. Проблема субъекта экономического поведения.

62. Феномен рестрикционизма в структуре трудового поведения.

63. Этнические стереотипы в структуре трудового поведения.

64. Поведенческая интерпретация института собственности Г. Зиммеля.

65. Основные модели дистрибутивного поведения (суверенно-дистрибутивная модель, агентская модель, функциональная модель, корпоративная модель).

66. Сберегательное поведение и его функции.

67. Конъюнктурно-игровые модели экономического поведения.

68. Методы и технологии страхования рисков в структуре экономического поведения

69. Праксеологическая концепция социального поведения Л. Мизеса.

70. Концепция «социальной экономики» Й. Шумпетера.

71. Роль экономических и денежных калькуляций в праксеологии Л. Мизеса.

72. «Трудности» рыночной экономики по Л. Мизесу.

73. Проблема «агент-принципал» и методы ее «решения».

74. Феномен оппортунизма в системе контрактных отношений.

75. «Нерыночные экономики» и их разновидности.

76. Время в структуре экономического поведения.

77. «Сетевой подход» в социологическом анализе и его особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.