Научная статья на тему 'Экономическое поведение молодежи в условиях модернизации российского общества'

Экономическое поведение молодежи в условиях модернизации российского общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1187
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОВЕДЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ / МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Володин Володин, Михнева Светлана Георгиевна

В статье рассматриваются основные направления экономического поведения современной молодежи. На основе результатов общероссийских исследований проводится анализ экономических стратегий в условиях кардинальных социально-экономических преобразований, происходящих в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическое поведение молодежи в условиях модернизации российского общества»

УДК 316.344.23

В. М. Володин, С. Г. Михнева

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Аннотация. В статье рассматриваются основные направления экономического поведения современной молодежи. На основе результатов общероссийских исследований проводится анализ экономических стратегий в условиях кардинальных социально-экономических преобразований, происходящих в России. Ключевые слова: экономической поведение, экономические стратегии, молодежь.

Abstract. The article considers the main directions of economic behavior of modern youth. On the basis of results of the all-Russian researches the authors analyze the economic strategies in conditions of cardinal social and economic transformations occurring in Russia.

Key words: economic behavior, economic strategy, youth.

Необходимость исследования экономического поведения молодого поколения обусловлено сложившейся в стране социально-экономической ситуацией. Социально-экономические реформы, трансформации, произошедшие в различных жизненных сферах, повлекли за собой изменение ценностной сферы, жизненных приоритетов и, следовательно, жизненных стратегий россиян. В этих условиях, соответственно, изменились и экономические ценности, и экономическое поведение. В связи с тем что молодежь наиболее восприимчива ко всему новому, мобильна в плане изменения ценностных ориентаций, в том числе и экономических установок и ценностей, именно к этой социальнодемографической группе привлечено внимание ученых. Ориентации экономического поведения молодого поколения наиболее адекватно отражают общие тенденции изменения экономического поведения населения страны.

Исследование экономического поведения является центральной темой в экономической социологии, в связи с этим многие экономисты и социологи рассматривают сущность данного понятия. Обратимся к классическим социологическим трудам.

Основоположником поведенческого подхода в экономической социологии является М. Вебер. В теории социального действия социолог исследовал одно из направлений рационального (целерационального) действия - экономическое поведение. М. Вебер рассматривал экономическое поведение как «априорно-типологический конструкт рационального выбора, репрезентативный всем моделям социальных действий, реализуемых в хозяйственной сфере» [1, с. 63-64].

Фундаментальный анализ экономического поведения предпринял социолог В. Парето. Социолог относил экономическое действие к категории рационального (логического), если субъект обдумывает поставленную цель, а также действия, а причиной его поведения являются умозаключения [2]. Заслугой социолога является разработка моделей и форм социального поведения, основанных на социальных стандартах, стереотипах, традициях. В структуре экономического действия В. Парето выделял цель, интерес, средства.

Значительный вклад в объяснение сущности экономического поведения внес Г. Зиммель [3]. Социолог провел комплексный анализ социального института денег, рассматривая его как рациональную основу большинства человеческих действий. По его мнению, деньги открывают аксиологическое поле товарного обмена; денежная экономика непосредственным образом влияет на культуру. Социологический анализ института денег, проведенный Г. Зимме-лем, направлен на их взаимосвязь с такими жизненными компонентами, как индивидуальная свобода, жадность, обмен, стиль жизни и др. [4, с. 218].

Современные исследователи В. И. Верховин и В. И. Зубков определяют экономическое поведение как систему социальных действий, которые связаны с использованием различных экономических ценностей (ресурсов) и ориентированы на получение определенной пользы (выгоды, вознаграждения, прибыли) [5]. По мнению П. А. Князева, это социальный процесс, который обусловлен сочетанием «... рациональных и подсознательно-иррациональных мотиваций людей, детерминированных как особенностями менталитета, институциональной матрицы, ценностными ориентациями, так и факторами социально-политико-экономической и личной экономической ситуации» [6].

Таким образом, можно заключить, что с позиции социологического подхода экономическое поведение может быть рассмотрено как система социальных действий, вид социального поведения индивида, который отражает его участие в экономической жизни общества. Оно является так называемой социальной субстанцией хозяйственной жизни общества. По нашему мнению, экономическое поведение связано с характером экономических действий, основано на экономических ценностях и воплощается в экономических стратегиях и моделях поведения; в узком смысле представляет собой зарабатывание денег.

Трансформация социально-экономических отношений в постсоветской России вызвала деформацию экономических ценностей, а также обусловила жизненно важную необходимость поиска адаптационных экономических стратегий в сфере получения, накопления своих доходов. Среди основных экономических особенностей молодежной демографической группы исследователи (А. Э. Котляр, М. Я. Сонин, Н. М. Токарская и др.) выделяют следующие: более высокие показатели физического здоровья; более высокий образовательный уровень; нахождение в периоде семейно-бытового устройства и обусловленные этим повышенные экономические потребности; наибольшая, по сравнению со старшими группами, профессиональная и миграционная подвижность.

В настоящее время выделяются два подхода к анализу экономического поведения молодежи. В рамках первого подхода проводится деление проблем экономики труда и социологии труда в исследовании молодежного вопроса; в рамках второго осуществляется взаимосвязь этих проблем в свете рассматриваемых направлений, изучаются качество жизни, мотивы, потребности, потенциал человека, эффективность, распределение доходов.

Результаты исследования ФОМ (1997, п = 1500) показали, что семейный бюджет у 77 % молодых россиян до 30 лет складывается из зарплаты по месту работы, у 31 % - из стипендий и пособий; у 21 % - из дополнительных нерегулярных заработков. 18 % респондентов пользуются помощью родственников, родителей. Исследования показали, что почти в каждой третьей молодой семье (30 %) есть денежные накопления [7]. Интересен также анализ

целевого использования денежных средств. Так, около половины опрощенных молодых людей потратили бы деньги на приобретение вещей для дома (табл. 1) [7].

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос «Предположим, что Вы (Ваша семья) располагаете денежной суммой в размере 15-20 тыс. рублей. Как Вы, скорее всего, распорядитесь этими деньгами?»

(в процентах от числа опрошенных моложе 30 лет)

Варианты ответов В процентах

Потрачу на приобретение вещей для дома 42

Отложу, чтобы накопить на дорогие приобретения (дом, квартиру, автомобиль) 19

Приобрету участок земли, садовый домик 18

Вложу в собственное дело, предприятие 13

Потрачу на туристическую поездку, путешествие 13

По результатам исследований П. А. Князева (2007-2009 гг., п = 600) было установлено, что ценностные ориентации российской молодежи основаны на стратегиях «рыночно-предпринимательского поведения населения западных стран с развитой рыночной экономикой»: работа («свое дело»), трудолюбие, личная ответственность, прибыль, сбережения, богатство (потребление), инновации, социальный успех (достижительность, престиж, статус) [6]. Данные исследования показали, что ценности большей части современной молодежи являются «квазирыночными»: доминируют потребление, богатство (78 %), снижена значимость таких ценностей, как трудолюбие, работа, сбережения, общественная польза (14 % в целом по выборке).

Необходимо отметить, что стратегии экономического поведения современной российской молодежи достаточно противоречивы. С одной стороны, молодежь оптимистична, проявляет максимализм, а с другой стороны, молодежь склонна проявлять нормативный риск.

Экономическое поведение характеризуется выбором способов приобретения средств существования. Так, в молодежной среде были выявлены следующие негативные тенденции экономического поведения. Около 40 % респондентов демонстрируют экономически зависимое поведение, рассчитывая на полную или частичную материальную помощь родителей. Около трети респондентов проявляют псевдорыночные стратегии (мечтают о легких высоких доходах при минимуме трудовых усилий). 88 % респондентов проявляют суперпотребительские тенденции, а 25-60 % допускают возможность прибегнуть к теневым формам экономического поведения, демонстрируют предрасположенность к теневым стратегиям. Молодежи присущи следующие позитивные тенденции: активность в поиске и смене работ, применение стратегии перспективного профессионализма, стремление к предпринимательской деятельности [6].

Склонность молодежи к предпринимательской деятельности также подтверждается данными общероссийских исследований. Молодежь стала чаще рассчитывать на создание собственного бизнеса (табл. 2) [8, с. 186]. Как справедливо отмечают М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги, «у современной

молодежи в значительно большей степени, по сравнению со старшим поколением, развиты достижительные мотивации, что соответствует типу личности, готовой к индивидуальному риску в условиях конкурентной среды. Они не боятся ставить задачи, которые требуют приложения усилий с их стороны» [8, с. 182]. Эти тенденции подтверждают результаты исследований В. Э. Филиппова. Базовое понимание необходимости активной личной экономической стратегии поведения присутствует у 67,6 % молодого поколения, которые допускают возможность организации собственного малого бизнеса; но только 8 % молодых людей реально двигаются к этой цели [9].

Таблица 2

Представители различных возрастных групп, имеющих или не имеющих установку на создание собственного бизнеса, %

Отношение к созданию собственного бизнеса Молодое поколение (18-30 лет) Среднее поколение (31-50 лет) Старшее поколение (старше 50 лет)

Готовы создать свой бизнес при наличии возможности 45,4 27,6 7,1

Уже планируют (создают) свой бизнес 4,8 2 0,5

Уже имеют свой бизнес 6 9,2 2,2

Не собираются заниматься бизнесом 22,3 42,9 70,2

Не задумывались над этим 21,5 18,3 20

Итого имеют склонность к созданию своего бизнеса 56,2 38,8 9,8

Теоретический анализ экономического поведения показывает, что в научной литературе в применяются различные типологии экономического поведения, однако, как правило, они сводятся только к трудовому поведению и не взаимосвязаны с жизненными стратегиями индивидов. Нам представляется более методологически верной следующая классификация экономических стратегий: трудовые, иждивенческие, девиантные; активные, активнопассивные (рис. 1).

Таким образом, рассматривая стратегии экономического поведения молодежи, необходимо отметить, что многие молодые люди применяют активные стратегии, их прельщает работа с высоким заработком, и они готовы прилагать максимум усилий, чтобы много работать и хорошо получать за эту работу. Также среди активных стратегий достаточно высока доля молодежи, стремящейся создать свой бизнес. Вместе с тем все же некоторая часть молодежи склонна проявлять пассивные стратегии, склонна рассчитывать на государственную поддержку, а также финансовую поддержку семьи, родственников.

В заключение необходимо отметить, что перспективным направлением формирования активных экономических стратегий является продуманная молодежная политика, а также работа с молодежью в школах, вузах, привлечение различных общественных организаций.

Рис. 1. Основные стратегии экономического поведения Список литературы

1. Weber, M. Economy and Society: An Online of Interpretive Sociology / M. Weber. -Berkeley, 1978. - V. 1.

2. Арон, Р. Этапы развития социологической мысли / Р. Арон. - М., 1993.

3. Simmel, G. Philosophy of Money / G. Simmel. - Boston, 1978.

4. Кравченко, А. И. Социология управления / А. И. Кравченко, И. О. Тюрина. -М. : Академический Проект, 2005.

5. Верховин, В. И. Экономическая социология : моногр. / В. И. Верховин, В. И. Зубков. - М. : Изд-во РУДН, 2002.

6. Князев, П. А. Экономическое поведение российской молодежи в период мирового финансового кризиса / П. А. Князев // Теория и практика общественного развития. - 2010. - № 2

7. Экономическое поведение молодых россиян. Опрос ФОМ. 1997 г. - URL: http://bd.fom.ru/report/cat/social_group/molodezh/of19973303

8. Горшков. М. К. Молодежь России: социологический портрет / М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги. - М. : ЦСПиМ, 2010.

9. Филиппов, В. Э. Социальный потенциал молодежи как предмет социологического анализа / В. Э. Филиппов // Ученые записки. - 2007. - №4.

Володин Виктор Михайлович

доктор экономических наук, профессор, декан факультета экономики и управления, Пензенский государственный университет

E-mail: [email protected]

Volodin Viktor Mikhaylovich

Doctor of economic sciences, professor,

dean of the faculty of economics

and administration, Penza State University

Михнева Светлана Георгиевна доктор экономических наук, профессор заведующая кафедрой экономической теории и мировой экономики, Пензенский государственный университет

E-mail: [email protected]

УДК 316.344.23 Володин, В. М.

Экономическое поведение молодежи в условиях модернизации российского общества / В. М. Володин, С. Г. Михнева // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2012. -№ 3 (23). - С. 121-126.

Mikhneva Svetlana Georgievna Doctor of economic sciences, professor, head of sub-department of economics and world economy, Penza State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.