Научная статья на тему 'Экономическое положение Османской империи накануне Первой мировой войны'

Экономическое положение Османской империи накануне Первой мировой войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
5476
526
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ / ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / ЭКОНОМИКА / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ОТТОМАНСКИЙ ДОЛГ / АОПД / OTTOMAN EMPIRE / WORLD WAR I / ECONOMY / INDUSTRY / OTTOMAN PUBLIC DEBT / RURAL ECONOMY / OPDA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Крюкова А.А., Левчук А.П.

В настоящей статье рассматривается состояние экономики Османской империи накануне Первой мировой войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC SITUATION OF THE OTTOMAN EMPIRE ON THE EVE OF WORLD WAR I

The article explores economic situation of the Ottoman Empire before World War I.

Текст научной работы на тему «Экономическое положение Османской империи накануне Первой мировой войны»

УДК 947

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ НАКАНУНЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

А.А. Крюкова, А.П. Левчук

В настоящей статье рассматривается состояние экономики Османской империи накануне Первой мировой войны.

Ключевые слова: Османская империя, Первая мировая война, экономика, сельское хозяйство, промышленность, оттоманский

долг, АОПД.

Две тысячи четырнадцатый год объявлен в России годом столетия Первой мировой войны, трагедии, которая стала переломным моментом в истории двадцатого века, войны, которая затронула все слои общества и изменила последующий ход всеобщей истории. Целью данной статьи является рассмотрение экономического положения Османской империи накануне 1914 г.

К началу Первой мировой войны Османская империя продолжала терять свои владения. По Лондонскому мирному договору от 30 мая 1913 г., к Греции отошла часть Македонии и район Салоник, Сербии - часть Македонии и Косово, Болгарии - Фракия с Эгейским побережьем и Пинский район Македонии. В 1913 г. Албанию великие державы признали независимым государством [30. P. 287-288, 292-293; 10. С. 89; 14. С. 31]. Из европейских владений Османской империи оставались Стамбул и небольшая часть Восточной Фракии по линии Мидия - Энос [22. P. 429-437; 30. P. 293-296]. В том же году, по Константинопольскому мирному договору от 29 сентября, Болгарии пришлось вернуть Османской империи часть Восточной Фракии с городами Эдирне и Кыркларели [22. P. 443; 30. P. 297-298], что справедливо будет называть Румелией. Азиатские владения включали в себя Анатолию. Арабские владения империи состояли из Сирии, Ливана, Палестины (вилайеты Бейрут, Дамаск, Халеб; санджаки Ливан, Иерусалим, Дейр-эз-Зор), Ирака (вилайеты Мосул, Багдад, Басра), Западной Аравии (вилайеты Хиджаз, Асир и Йемен). Таким образом, общая площадь Османской империи составляла 1,7 млн. кв. км, из которой 1,3 млн. кв. км приходилось на арабскую часть [7. C. 13]. По данным Стэнфорда и Эзель Шоу на 1914 г. на территории Османской империи проживало 20 975 345 человек 30. P. 238, 240-241], по подсчетам Шевкета Памука - около 23 млн. человек [27. P. 112]. В таблице 1 предлагается сопоставить население в Османской империи за 1906 и 1914 гг.

Таблица 1

Население Османской империи в 1906 и 1914гг. [30. P. 241]_

Конфессия 1906 г. 1914 г.

Мусульмане 15 518478 15 044846

Христиане 4 736 687 3 101 945

Евреи 256 003 187 073

Протестанты 53 880 -

Остальные 332 569 186152

Общее 20897617 18 520016

Точную численность населения установить трудно, ибо в Османской империи никогда не проводилась более или менее достоверная перепись, и разница в цифрах обусловлена сокращением османской территории, а также тем, что перепись населения шла не во всех слоях общества и не всегда учитывала женщин и детей. Кроме того, практически не учитывалась численность кочевников, которые избегали переписи, дабы не платить налоги.

К началу Первой мировой войны Османская империя была экономически истощена. Еще в начале Крымской войны (1853-1856 гг.) Порта стала испытывать серьезные финансовые трудности, что вынудило ее обратиться к европейским державам за содействием в получении займа [29. Р. 27]. Накопление долгов привело к полному финансовому банкротству и к 1875 г. долг империи перед великими державами составлял 122 329 729 729 лир [13. Р. 10], а к 1876 г. Порта успела заключить 14 внешних займов и внешний долг был равен уже более 138 486 486 486 лир. Выплата долга обеспечивалась обычно передачей иностранным кредиторам ряда статей государственного дохода [4. С. 360]. Финансовая несостоятельность Османской империи создавала прекрасные условия для проникновения западных держав в ее экономику [3. С. 30-32]. В результате переговоров между Портой и кредиторами в 1881 г. была создана Администрация оттоманского публичного долга (АОПД), которая получила в свое управление большую часть государственных доходов, и иностранный капитал установил контроль над финансами Османской империи [8. С. 139140; 10; 23. Р. 6; 25. Р. 171]. Важным орудием иностранного проникновения в империю явился режим капитуляций -так назывались документы, содержащие перечень привилегий, предоставляемых Портой иностранным державам. Таким образом, Османская империя попала в полуколониальную зависимость, ей пришлось установить низкие пошлины на импорт иностранных товаров и передать таможни под управление европейских держав. Капитуляции освобождали подданных иностранных держав от османского налогообложения и предоставляли им право проведения судебных разбирательств в консульских судах. Консулы являлись представителями той или иной европейской державы и находились в крупных городах Османской империи [19. С. 70]. Займы Порте сопровождались не только требованием закупок промышленных товаров в стране-кредиторе, но и правом приобретения в Османской империи буржуазией той или иной европейской страны концессий на разработку минеральных ресурсов, создание каких-либо муниципальных предприятий, строительство железных дороги и так далее. С 1881 по 1914 гг. рост иностранных инвестиций в экономику империи составил 590%, в то время как капиталовложения во внешние займы страны составили 108% [17]. АОПД улучшила условия внешнего финансирования Османской империи и обеспечила регулярное погашение внутренних и внешних кредитов, но она так и не избавила ее от экономической зависимости, выражением которой был

сохранявшийся огромный внешний долг [5. С. 330, 2. С. 18]. К началу Первой мировой войны долг Османской империи иностранным державам составлял 3 305 068 041 лир [13. С. 203, 16; 23. Р. 167-180; 24. Р. 94-106].

Великие державы инвестировали немалое количество средств в экономику империи. Наиболее притягательным сектором было железнодорожное строительство, куда поступило 53,3 млн. лир, затем следовали банковское дело и страхование - 8,2 млн. лир, промышленность - 6,5 млн. лир, коммунальное хозяйство - 5,7 млн. лир, строительство портов - 4,7 млн. лир и добыча полезных ископаемых - 3,6 млн. лир.

Диаграмма 1

Доля иностранного капитала в экономике Османской империи накануне Первой мировой войны

Бельгия и Америка 5% _

Великобритания 17%

В это время 44% иностранного капитала принадлежало Франции, 34% - Германии, 17% - Великобритании, остальная часть - Бельгии и Америке [21. P. 5-31]. Как упоминалось выше, железнодорожное строительство было одним из самых привлекательных секторов для иностранных инвестиций, поступавших в Османскую империю. В начале XX вв. Ближний Восток являлся объектом интенсивного проникновения великих держав, наибольшим политическим влиянием к тому моменту обладала Великобритания [16. C. 86]. С 80-х гг. усилилось экономическое проникновение Германии на Ближний Восток, она стремилась потеснить Англию и Францию. Инициатором проникновения была самая мощная организация германского финансового капитала - Немецкий банк (Deutsche Вапк).Перед Первой мировой войной 57% железнодорожных инвестиций в Османскую империю принадлежало Германии. Железные дороги, в некотором роде, являлись формой вывоза капитала в колониальные и зависимые страны, они открывали для великих держав возможности получения сверхприбыли. Железнодорожные займы обычно заключались на выгодных для кредитора условиях: они сопровождались не только строительством железнодорожных технических объектов, но и поставками рельсов, подвижного состава и другого оборудования. Когда в 1893 г. Анатолийская железная дорога дошла до Ангоры (Анкара), германские монополии поставили вопрос о проведении линии к Персидскому заливу, о строительстве известной Багдадской железной дороги, которую немецкая печать называла дорога «Трех Б»1: Берлин-Босфор-Багдад. Своей целью германское правительство видело выход к Персидскому заливу для того, чтобы получить доступ к нефтяным полям тех мест [1. С. 82, 94- 95].

Экономика Османской империи накануне Первой мировой войны носила, преимущественно, аграрный характер с зачатками промышленного производства, которое, в основном, базировалось на ремесленных формах организации труда [9. C. 43; 27. P. 112; 24. P. 41-42; 3. C. 30].0коло 85% всего населения империи было занято сельским хозяйством, именно оно было ключевым источником дохода казны Османской империи [12. C. 43].В 1888 г. был учрежден Сельскохозяйственный банк (Ziraat bankasi) с первоначальным капиталом 10 млн. османских лир, основная цель которого заключалась в удовлетворении потребности сельского хозяйства в дешевом кредитовании. Выдача кредитов происходила под залог недвижимости либо под влиятельное поручительство. Сельскохозяйственный банк финансировал сельскохозяйственные школы, фермы, выплачивал зарплату сельскохозяйственным инспекторам и учителям. К 1916 г. капитал банка был увеличен до 15 млн. османских лир и ему был присвоен статус государственного, а также было дано право реализовывать государственные облигации, и предоставлялись налоговые льготы. В тот период в Османской империи сельскохозяйственный банк был крупным и наиболее основательным среди национальных банков [17].

В Османской империи до 1893 г. сельскохозяйственный сектор курировало Министерство торговли и общественных работ. Одним из эффективных управленцев был армянин Амасян-эфенди, который посылал в османские провинции инспекторов для того, чтобы они консультировали земледельцев по сельскохозяйственным вопросам. В 1893 г. Министерство торговли и общественных работ было переименовано в Министерство леса, ископаемых и сельского хозяйства, руководителем которого стал сириец Селим Мелхаме-эфенди, который создал команду профессиональных сельскохозяйственных экспертов, большую часть которых составляли армяне и греки. В 1892 г. в Стамбуле была основана Халкалийская сельскохозяйственная школа (Halkali Ziraat Mekteb-i Alisi), в 1895 г. в ней открылось отделение ветеринарии (Halkali Ziraatve Baytar Mekteb-i Alisi). Подобные школы были открыты по всей империи, в Салониках, Бурсе. Выпускники таких школ распространяли современные методы ведения сельского хозяйства и создавали крестьянские хозяйства в Адане, Сивасе, Конье, Измите - в Анатолии; в Дамаске и Алеппо - в арабских владениях Османской империи

1В то время державы, борющихся за передел мира, и обслуживающая их печать любили для эффекта именовать свои строительные замыслы кодовым названием из нескольких одинаковых букв, обозначающих главные пункты будущей магистрали.

[30. Р. 230-232].Сельскохозяйственная деятельность в большей степени осуществлялась в прибрежных районах и в меньшей степени во внутренних районах Румелии и Анатолии из-за дефицита рабочей силы и неразвитости транспортной инфраструктуры, отсутствия пахотных земель. Из таблицы 2 следует, что лишь малая часть земли обрабатывалась.

Таблица 2

Использование годной площади для посевов в 1910 г. [12. С. 44]_

Вилайет %

Айдынский 41,1

Анкарский 43,9

Трапезундский 52,4

Аданский 27,0

Харпутский 10,0

Ванский 3,4

Диярбакырский 1,5

Ш. Памук замечает, что крестьяне, которые занимались зерновыми культурами, стали выращивать товарные культуры, такие как табак и хлопок, а также сырье для промышленности [28. P. 55-68].Также С. и Э. Шоу подчеркивают, что шелковое и табачное производство находилось под прямым контролем АОПД. Сложившаяся в Османской империи государственная табачная монополия развалилась в силу огромных долгов империи, и в 1883 г. АОПД создала полугосударственную французскую монополию «Regie Company», которая получила исключительное право выращивать одну из главных сельскохозяйственных культур региона - табак. Впоследствии «Regie Company» получила контроль над всем циклом производства и торговли, включая экспорт табака и даже право устанавливать цены. В итоге в зависимость от Франции попали все крестьяне, выращивающие табак [23. P. 129-167].В период 1911-1912 гг. Османская империя экспортировала 5177 т табака, в том числе в Австро-Венгрию - 2590 т, в США - 1110 т, в Россию - 50 т [18]. В 1888 г. в Бурсе была учреждена школа выращивания шелка. Еще одной важной сельскохозяйственной культурой был хлопок, который выращивался на юге Анатолии в Измире и Адане [30. P. 233], а также в Халебском вилайете. Ниже приведена таблица 3, где перечислены основные сельскохозяйственные культуры, которые выращивали в Османской империи в 1909 г.

Таблица 3

Основные сельскохозяйственные культуры, выращиваемые в Османской империи в 1909 г. [30. P. 234]

Сельскохозяйственная культура Рыночная цена (в млн. курушей) Произведенный урожай (в млн. кг) Территория посевов (в млн. акров)

Зерно 5,500 149,9 1 190000

Оливки 202,9 65,5 701766

Шелк 198,1 - -

Орехи 144,5 72,3 741365

Хлопок и мак 109,6 41,2 991287

Фрукты и овощи 81,6 124,1 1 30000

Виноград 50,2 66,8 743882

Табак - 33,7 119068

До Первой мировой войны 80% сельскохозяйственных земель использовались для производства зерновых культур, 7%-для товарных культур, 7% -для овощей и 4%- для фруктов [28. Р. 69-81]. Согласно А. Д. Новичеву, стоимость среднегодовой сельскохозяйственной продукции в Османской империи на душу населения, по данным на 1912-1913 гг. равнялась 273 лиры. В США в 1909 г. произведенная среднегодовая сельскохозяйственная продукция равнялась 1509 лир, во Франции в 1908-1913 гг. - 939 лир. Невысокую доходность османского аграрного сектора он объясняет его отсталостью: очень слабо использовались площади, предназначенные под посевы, да и устаревшие орудия труда не позволяли хорошо обработать землю, что влияло на объемы производства урожая [12. С. 43]. Другими причинами, тормозившими развитие сельского хозяйства, были: неразвитость путей сообщения и система внутренних таможенных пошлин [4. С. 360-361].По сравнению с Ш. Памуком и С. и Э. Шоу, А. Д. Новичев дает негативную оценку уровню развития сельского хозяйства империи, а деятельность АОПД он сравнивает с гигантским спрутом, который «охватил все тело страны и высасывал из него все жизненные соки» [12. С. 200].

По статистике министерства торговли Османской империи, в начале 1910 г. в Османской Турции было 1047 фабрик, из них 577 относились к пищевой промышленности, 196 - к текстильной, 94 - к деревообрабатывающей, 82 - к горной, 43 - к керамической, 32 -к кожевенной, 23 - к химической [9. С. 52]. По состоянию на 1913 г. доля промышленного сектора в экономике равнялась 12%, который развивался за счет притока иностранного капитала. В 1913 г. в Западной Анатолии была проведена Османская промышленная перепись, которая показывала, что общая занятость на производстве составляла 35 тысяч человек - это лишь 0,2% от общей численности населения. Трудоспособное население, в основном, было занято в текстильной и пищевой промышленности, 55% таких предприятий были расположены в Стамбуле и 22% в Измире [28. Р. 55-81; 26. Р. 293-319].

Почти вся торговля Османской империи находилась в руках иностранцев. Большая часть внешней торговли шла через Стамбул и Смирну[13. С. 75]. Иностранным торговцам предоставлялись различные льготы: низкие ввозные пошлины, экстерриториальность [20. С. 548]. В 1881 г. лира была эквивалента 7,216 гр. золота или 100 курушам [27. Р. 126-129]. До начала Первой мировой войны в Османской империи существовала биметаллическая денежная система [29. Р. 14]. В арабских вилайетах куруш имел параллельное название «пиастр», а в иракских вилайетах - «филс». В разных городах утвердились разные параллельные названия этой монеты. Дольную часть куруша составляли серебряные монеты «аспр» и «пара». Один куруш приравнивался к 120 аспр, а один аспр - к 4 пара. Все торговые операции осуществлялись на рынках, так как магазины в европейском смысле этого слова отсутствовали [15. С. 136-144]. С 1830-х гг. Порта подписала

ряд международных соглашений, устанавливающих адвалорные тарифы2 на импорт. Таким образом, с импортных товаров стала взиматься пошлина в размере 8% и 11% их стоимости. Первое такое соглашение было подписано с Великобританией в 1838 r. По отношению к валовому национальному продукту империи, стоимость импорта составляла 19,4%, а экспорта - свыше 14%. Английский экономист Чарльз Иссави утверждает, что османская внешнеторговая политика традиционно основывалась на принципах сдерживания экспорта и увеличения импорта [24. P. 38-41]. Более 90% всего экспорта приходилось на сырье: необработанную шерсть, шелк, хлопок, табак, ячмень, инжир. Импорт составляли промежуточные и промышленные товары, а также продовольствие: зерно, мука, сахар, чай, кофе. Из Османской империи в Великобританию поставлялись изюм, инжир, фрукты, зерно; во Францию - шелк-сырец, кожа; в Германию - табак, изюм, инжир и фрукты, в Австрию - фрукты, табак и шерстяные товары; в Италию - шелк-сырец. В Османскую империю ввозили из Италии и Великобритании хлопчатобумажные товары; из Германии - металлопродукцию; Австрии - сахар, шерсть и хлопчатобумажную продукцию [6. C. 91-93; 27. P. 112-115; 18]. С конца XIX в. и до 1914 г. наблюдался рост торговли между Османской империей и Россией. Россия вывозила из империи баранье сало, кедровое масло, копченую рыбу, шелк, лен, древесину, цемент, стеклянную и фарфоровую продукцию, хлопчатобумажные нитки, кожу, цитрусовые, оливковое масло, черный перец и другие товары; а ввозила туда металлические, бумажные, шерстяные, льняные и пеньковые изделия, керосин и минеральные масла, лес, сахар, спирт, хлеб, алкогольные напитки и нефтепродукты. Стоит отметить, что Россия занимала первое место по импорту спирта в Османскую империю [18].

Таким образом, накануне Первой мировой войны экономическая ситуация в Османской империи выглядела крайне сложно. В стране наблюдалось засилье иностранного капитала, нестабильная внутриполитическая ситуация тормозила развитие сельского хозяйства, торговли и промышленности. Слабая османская промышленность, носившая мануфактурный характер, не могла выдержать конкуренцию с дешевыми иностранными товарами, а сельское хозяйство, на котором зиждилась вся экономика Османской империи, имело невысокую доходность. Османская империя была банкротом, связанная капитуляционными обязательствами перед европейскими державами, внешний долг империи равнялся 3 305 068 041 лир, она теряла завоеванные ранее территории и стремительно превращалась в «больного человека Европы». Все вышесказанное позволяет заключить, что Османская империя подошла к Первой мировой войне абсолютно не подготовленной.

The article explores economic situation of the Ottoman Empire before World War I.

Key words: Ottoman Empire, World War I, economy, rural economy, industry, ottoman public debt, OPDA.

Список литературы

1. Виргинский В.С., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники, 1870-1917 гг. М.: Просвещение, 1988.

2. Зульпукарова Э.М.-Г. Реформы младотурок (по страницам газеты «Стамбульские новости»)] // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2012. Вып. 1 C. 16-20.

3. Зульпукарова Э.М.-Г. Коркмасов Дж. Об экономической политике младотурок (по страницам газеты «Стамбульские новости») // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2012. Вып. 2 C. 27-31.

4. История Востока. В 6 т. Т. 4. Восток в новое время (конец XVIII - начало XX в.): Кн. 1 / Гл. редкол.: Р.Б. Рыбаков [пред.] и др.; [Отв. ред. Л.Б. Алаев и др.] М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2004.

5. История Востока. В 6 т. Т. 4. Восток в новое время (конец XVIII - начало XX в.): Кн. 2 / Гл. редкол.: Р.Б. Рыбаков и др.; [Отв. ред. Л.Б. Алаев и др.] М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2005.

6. Киреев Н.Г. История Турции XX век. М.: Крафт+ИВ РАН, 2007.

7. Лазарев М.С. Крушение турецкого господства на Арабском Востоке 1914-1918. М.: Изд-во восточной литературы, 1960.

8. Ключников Ю.В., Сабанин А.В. Международная политика новейшего времени в договорах, нотах и декларациях. Ч. I. М., 1925.

9. Лирау В. Новая Турция. Ее экономическое состояние и виды на будущее. М.: Издательское товарищество «Книга», 1924.

10. Лунева Ю.В. Балканские войны 1912-1913 годов и европейские державы // Новая и новейшая история. 2013. № 1. С. 78-91.

11. Мухамеджанов Ильдар. Как великая Османская империя стала «больным человеком Европы» // Информационно-аналитический федеральный портал «Islam Today». URL: http://islam-today.ru/istoria/mirovaa-istoria/kak-velikaa-osmanskaa-imperia-stala-bolnym-celovekom-evropy[дата обращения: 05.04.2014].

12. Новичев А.Д. Очерки экономики Турции до мировой войны. М.: Издательство АН СССР, 1937.

13. Новичев А.Д. Экономика Турции в период мировой войны. М.: Издательство АН СССР, 1935.

14. Нюркаева А.З. Сербия накануне Первой мировой войны // Вестник Пермского университета. 2003. Вып. 4 С. 30-32.

15. Ранчинский В.П. Деньги и традиционные метрические единицы Халеба в XX веке // Всеобщая история. Современные исследования. Межвузовский сборник научных трудов. Брянск, 2013. C. 136-144.

16. Сагимбаев А.В. Тенденции и противоречия политики Великобритании на Аравийском полуострове накануне и в годы Первой мировой войны // Вестник Брянского государственного университета. №2 (2013): История и политология. Право. Литературоведение. Языкознание. Брянск: РИО БГУ, 2013. С. 86-91.

17. Сертчелик С. Банковский сектор Османской империи в XIX-начале ХХ вв. Роль и интересы в нем

2Адвалорные пошлины(от лат. Ad valorem- от стоимости) - вид таможенных пошлин, величина которых измеряется на основе цены товара, составляющего таможенный груз, и исчисляется в процентах от стоимости товара. Этот термин используется применительно к таможенным пошлинам на импорт.

европейских государств и России // Проблемы современной экономики. 2008. №1. URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=1848.

18. Чапраз Х. Русско-турецкие торговые связи на рубеже XIX-XX веков // Проблемы современной экономики. 2010. №1. URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3055.

19. Чепелина О.М. Место турецкой Армении в сфере торгово-экономических интересов Великобритании на Ближнем востоке в первой трети XIX века // Вестник Брянского государственного университета. №2 (2009): История и политология. Право. Литературоведение. Языкознание. Брянск: РИО БГУ, 2009. С. 69-73.

20. Черниченкина Н.И. Доктрина исламской экономики в Османской империи // Ислам на Ближнем и Среднем Востоке. 2011. Вып. 6 C. 543-552.

21. Ahmad F. The Late Ottoman Empire // The Great Powers and the End of the Ottoman Empire, London: Frank Cass, 1996.

22. Anderson F.M., Hershey A.S. Handbook for the diplomatic history of Europe, Asia, and Africa, 1870-1914. Washington, D.C.: Government Printing Office, 1918.

23. Birdal M. The Political Economy of Ottoman Public Debt: Insolvency and European Financial Control in the late Nineteenth Century. New York: Tauris Academic Studies, 2010.

24. Issavi Ch. The Economic History of the Middle East 1800-1914. Chicago: The University of Chicago Press, 1975.

25. Kent M. Great Britain and the End of the Ottoman Empire, 1900-1923 // The Great Powers and the End of the Ottoman Empire, London: Frank Cass, 1996.

26. Ozmucur S., Pamuk §. Real wages and standards of living in the Ottoman Empire, 1489 1914 // The journal of economic history. Cambridge: Cambridge University Press, 2002.

27. Pamuk §. The Ottoman economy in World War I // The Economics of World War I. Cambridge: Cambridge University Press, 2005.

28. Pamuk §. The Ottoman Empire and European Capitalism, 1820-1913: Trade, Investment and Production. Cambridge and New York: Cambridge University Press, 1987.

29. Pamuk §. The evolution of financial institutions in the Ottoman Empire, 1600-1914 // Financial History Review, vol. 11. Cambridge: Cambridge University Press, 2004.

30. Shaw S.,Shaw Kural E. History of the Ottoman Empire and modern Turkey. Volume II: Reform, Revolution, and Republic: The Rise of Modern Turkey 1808-1975. Cambridge: Cambridge University Press, 1976.

Об авторе

Крюкова А.А. - аспирант Брянского государственного университета имени И.Г. Петровского. Левчук А.П. - кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории международных отношений и международного права Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.