Научная статья на тему 'Экономическое образование в современной России: тенденции и перспективы'

Экономическое образование в современной России: тенденции и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1109
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕРЕХОД ОТ ПЛАНОВОЙ ЭКОНОМИКИ К РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЕ / ЭКСТЕНСИВНАЯ МОДЕЛЬ / ИНТЕНСИВНАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шишкин Михаил Владиславович, Мисько Олег Николаевич

Абсолютная нехватка экономистов практически всех профилей, связанная с переходом от плановой экономики к рыночной системе, вызвала ажиотажный спрос на специалистов в этой области деятельности, что привело к высоким конкурсам на экономические специ-альности в вузах. Результатом стало массовое открытие экономических факультетов в непрофильных вузах, создание значительного количества частных вузов, не имеющих ни соответствующих квалифицированных преподавательских кадров, ни материальной базы. Студенты подобных учебных заведений фактически были ориентированы не на получение знаний, а на покупку диплома. Первой попыткой изменить ситуацию стал переход от всту-пительных экзаменов к системе ЕГЭ, по мысли ее авторов призванной бороться с корруп-ционностью в вузах и сделать доступным образование для простых людей. В статье отмечено, что наметившиеся процессы позволяют говорить о том, что система экономического образования в настоящее время вынуждена переходить от экстенсивной к интенсивной модели воспроизводства. Сама по себе эта тенденция, безусловно, является прогрессивной и оправданной. Именно в результате ее реализации Россия сможет получить систему экономического образования, адекватную запросам времени и конкурентоспособ-ную на мировом рынке. Авторы раскрывают ряд проблем, возникающих при реализации данной модификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шишкин Михаил Владиславович, Мисько Олег Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC EDUCATION IN MODERN RUSSIA: TRENDS AND PROSPECTS

Absolute shortage of economists of almost all profiles associated with the transition from a planned economy to a market system, caused a frenzy of demand for specialists in this field of activity, which led to high competitions for economic specialties in universities. The result was the mass opening of economic faculties in non-core institutions of higher education, the creation of a significant number of private universities that do not have any relevant qualified teaching staff or material facilities. Students of similar educational institutions were in fact not oriented toward gaining knowledge, but to purchase a diploma. The first attempt to change the situation was the transition from the entrance exams to the USE system, according to the authors' opinion, designed to combat corruption in higher education institutions and make education accessible to ordinary people.The article notes that the emerging processes allow us to say that the system of economic edu-cation currently has to move from an extensive to an intensive model of reproduction. In itself, this trend is certainly progressive and justified. It is as a result of its implementation that Russia will be able to obtain a system of economic education adequate to the needs of the time and com-petitive on the world market. The authors disclose a number of problems arising in the implemen-tation of this modification.

Текст научной работы на тему «Экономическое образование в современной России: тенденции и перспективы»

PEDAGOGICAL SCIENCE

Development of educaton

Шишкин М. В. Shishkin М. V.

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры истории экономики и экономической мысли экономического факультета, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет», г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

УДК 378

Мисько О. Н. Misyko О. N.

доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры истории экономики и экономической мысли экономического факультета, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет», г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Абсолютная нехватка экономистов практически всех профилей, связанная с переходом от плановой экономики к рыночной системе, вызвала ажиотажный спрос на специалистов в этой области деятельности, что привело к высоким конкурсам на экономические специальности в вузах. Результатом стало массовое открытие экономических факультетов в непрофильных вузах, создание значительного количества частных вузов, не имеющих ни соответствующих квалифицированных преподавательских кадров, ни материальной базы. Студенты подобных учебных заведений фактически были ориентированы не на получение знаний, а на покупку диплома. Первой попыткой изменить ситуацию стал переход от вступительных экзаменов к системе ЕГЭ, по мысли ее авторов призванной бороться с коррупционностью в вузах и сделать доступным образование для простых людей.

В статье отмечено, что наметившиеся процессы позволяют говорить о том, что система экономического образования в настоящее время вынуждена переходить от экстенсивной к интенсивной модели воспроизводства. Сама по себе эта тенденция, безусловно, является прогрессивной и оправданной. Именно в результате ее реализации Россия сможет получить систему экономического образования, адекватную запросам времени и конкурентоспособную на мировом рынке. Авторы раскрывают ряд проблем, возникающих при реализации данной модификации.

Ключевые слова: экономическое образование, переход от плановой экономики к рыночной системе, экстенсивная модель, интенсивная модель.

ECONOMIC EDUCATION IN MODERN RUSSIA: TRENDS AND PROSPECTS

Absolute shortage of economists of almost all profiles associated with the transition from a planned economy to a market system, caused a frenzy of demand for specialists in this field of activity, which led to high competitions for economic specialties in universities. The result was the mass opening of economic faculties in non-core institutions of higher education, the creation of a significant number of private universities that do not have any relevant qualified teaching staff or material facilities. Students of similar educational institutions were in fact not oriented toward gaining knowledge, but to purchase a diploma. The first attempt to change the situation

Развитие образования

was the transition from the entrance exams to the USE system, according to the authors' opinion, designed to combat corruption in higher education institutions and make education accessible to ordinary people.

The article notes that the emerging processes allow us to say that the system of economic education currently has to move from an extensive to an intensive model of reproduction. In itself, this trend is certainly progressive and justified. It is as a result of its implementation that Russia will be able to obtain a system of economic education adequate to the needs of the time and competitive on the world market. The authors disclose a number of problems arising in the implementation of this modification.

Key words: economic education, transition from planned economy to market system, extensive model, intensive model.

Серьезный экономический кризис, затронувший практически все стороны современной российской жизни, продемонстрировал, что сложившийся воспроизводственный механизм в значительной степени исчерпал себя, и требуется существенная модификация отечественной экономики. Это в полной мере относится и к системе экономического образования, которая создавалась в 1990-е гг. и в дальнейшем претерпела только косметические обновления. В целом эту систему можно охарактеризовать как экстенсивную. Абсолютная нехватка экономистов практически всех профилей, связанная с переходом от плановой экономики к рыночной системе, вызвала ажиотажный спрос на специалистов в этой области деятельности.

Работодатели (как частные фирмы, так и государственные службы) требовали от нанимаемых работников не столько знаний и опыта (а последнего тогда и быть не могло), сколько формального сертификата о соответствующем образовании. Это привело к высоким конкурсам на экономические специальности в вузах. Результатом стало массовое открытие экономических факультетов в непрофильных вузах, создание значительного количества частных вузов, не имеющих ни соответствующих квалифицированных преподавательских кадров, ни материальной базы. Студенты подобных учебных заведений фактически были ориентированы не на получение знаний, а на покупку диплома.

Первой попыткой изменить ситуацию стал переход от вступительных экзаменов к системе ЕГЭ, по мысли ее авторов призванной бороться с коррупционностью в вузах и сделать доступным образование для простых

людей. Анализ подобной реформы явно выходит за рамки данной статьи. Здесь хотелось бы отметить, что для слабых экономических вузов (в том числе и коммерческих) эта система еще больше упростила возможность приема неподготовленных абитуриентов на платные отделения. Для сильных вузов она стала своеобразной головной болью, т. к. привела к приему далеко не всегда подготовленных для высшего образования молодых людей. Достаточно вспомнить, что в некоторых сильных вузах были введены на 1-м курсе занятия по русскому языку, т. к. далеко не все студенты умели грамотно писать, хотя пришли из школы с высшими оценками по этому предмету. Подобная ситуация наблюдалась и в области элементарной математики.

Несмотря на достаточно слабую подготовку, оторванность от реальной экономической жизни практически все выпускники экономических вузов и факультетов 19902000-х гг. достаточно успешно получали хорошо оплачиваемые места на фирмах и в государственных учреждениях.

В принципе эта ситуация не является уникальной. Еще в 1970-1980-е гг. ХХ в. она была описана в мировой экономической литературе авторами «теории фильтра». Ее создатели: П. Уилс, К. Эрроу, М. Спенс и другие утверждали, что основной функцией образования является отбор претендентов на то или иное вакантное место. Рынок труда, с их точки зрения, это своеобразная ярмарка дипломов [1]. Подобная ситуация рельефно прослеживалась и в отечественной экономике.

-105

Development of educaton

Однако положение существенно изменилось с наступлением экономического кризиса 2010-х гг. С одной стороны, в связи с сокращением масштабов экономической деятельности снизилась потребность в экономистах многих профилей. С другой стороны, многие компании, ранее достаточно бездумно тратившие деньги на приобретение малоквалифицированных и поэтому не очень нужных специалистов, стали более расчетливо вести себя на рынке труда. Это обстоятельство самым негативным образом сказалось на возможностях трудоустройства тех работниках, которые имели плохую подготовку и не случайно назывались «офисным планктоном». Подобный процесс затронул и ряд государственных структур. Таким образом, наметилась тенденция к перепроизводству экономических кадров. Подчеркнем еще раз, что это касается малоквалифицированных кадров с плохим и формальным образованием.

Государство отреагировало на этот процесс сокращением бюджетного финансирования ряда экономических вузов и факультетов. Этот процесс был также связан с появлением дефицита государственного бюджета.

Для самой системы экономического образования это означало сокращение бюджетного приема студентов. В свою очередь, это вызвало увольнение определенного числа преподавателей. По отношению к коммерческим вузам и специальностям стал проводиться более жесткий профессиональный отбор. Процесс оптимизации системы вызвал волну ликвидаций, слияний и объединений вузов. Так, за 2015 г. было закрыто более 600 вузов и филиалов [2], среди которых было и немало экономических вузов. Процесс перестройки экономического образования усложнился очередным демографическим спадом, вызванным тем, что абитуриентами стало немногочисленное поколение, родившееся в 1990-е гг. Если в 2008 г. в России было 7,5 млн студентов, то в 2015 г. — уже 4,7 млн, столько же, сколько и в 2000 г. [2]. Наметившиеся процессы позволяют говорить о том, что система экономического образования в настоящее время вынуждена переходить от экстенсивной к интенсивной

модели воспроизводства. Сама по себе эта тенденция безусловно является прогрессивной и оправданной. Именно в результате ее реализации Россия сможет получить систему экономического образования, адекватную запросам времени и конкурентоспособную на мировом рынке. Однако реализация подобной модификации оказалась весьма болезненной и выявила ряд проблем, которые требуют скорейшего решения. Не претендуя на комплексное решение этих проблем, остановимся на некоторых из них, которые, с одной стороны, очень важны, а, с другой, могут быть решены без привлечения дополнительных средств.

1. Представляется, что многие новации, наметившиеся в отечественном экономическом образовании, не точно ориентированы. Из выступлений и государственных служащих, и многих работников вузов можно сделать вывод, что главной целью реформы должно стать повышения рейтинга вуза как внутри страны, так (и в особенности) за рубежом. Безусловно, надо стремиться к тому, чтобы наши экономические вузы стали конкурентоспособными с лучшими мировыми образовательными учреждениями. Однако надо рассматривать рейтинг не как цель, а как результат решения действительно необходимых задач. На самом деле, главной целью системы образования (не только экономического) является подготовка таких специалистов, которые способны решать все более сложные задачи, стоящие перед страной. При этом надо обращать внимание не только на получение учащимися профессиональных знаний, но и на выработку у студентов умения принимать решения, отстаивать свою позицию, иметь правильное мировоззрение. Другими словами, система образования должна не только обучать, но и воспитывать. Актуальность подобного подхода усиливается в связи с тем, что нынешняя школьная система образования ориентирована на сдачу ЕГЭ и не вырабатывает в молодом поколении элементов творчества. Конечно, не следует слепо копировать советскую систему, которая была излишне идеологизированной и, как следствие, во многом

односторонней, но использовать ряд ее методов вполне оправдано.

Так, надо всячески усиливать (а там, где этого нет, и возрождать) работу студенческих научных обществ и иных молодежных научных коллективов. Научные подразделения экономических вузов и факультетов при выполнении договорных работ могли бы шире привлекать в свои ряды заинтересованных студентов. Это дало бы им не только знание и понимание научных проблем, но обеспечило бы более плавный переход от обучения к дальнейшей работе по специальности и, наконец, принесло бы необходимый приработок. Надо шире использовать современные прогрессивные методики образования в виде научных диспутов и деловых игр.

2. Необходимо привести систему экономического образования к потребностям реальной современной экономики. Речь идет не о сокращении фундаментальных экономических курсов, их зачастую не хватает, и студенты не получают соответствующего базиса знаний. Здесь важнее связать эти знания с российскими реалиями. Практические, прикладные курсы вообще целесообразно делать по заказу будущих работодателей. Надо всячески усиливать элементы вариативности образования, когда студент может выбирать те предметы, которые могут ему быть необходимы в дальнейшей работе. В особенности это касается магистратуры.

Подобная система будет иметь несколько положительных последствий. С одной стороны, она улучшит процесс формирования будущего специалиста, приблизит его к пониманию реальной экономики. С другой, подобный отбор курсов станет своеобразным проходным баллом для преподавателей. В настоящее время конкурсный отбор излишне бюрократизирован и нацелен на достижение формальных показателей (чаще всего, количество научных статей). В идеале практические курсы должны читать специалисты, работающие в тех или иных отраслях экономики. Однако подобная ситуация достаточно уникальна. Для классного специалиста в области реальной экономики преподавательская деятельность мало привлекательна из-за

развитие образования

низкой оплаты. Определенную роль играет отсутствие престижности профессии педагога. Наконец, далеко не все профессиональные экономисты обладают склонностью и способностью к преподаванию.

Следует отметить некоторые положительные тенденции в сближении вузовского образования и реальной экономики. В настоящее время в государственных экзаменационных комиссиях присутствуют (и даже председательствуют) представители бизнеса. Они участвуют в утверждении тематики выпускных работ. В ряде экономических вузов и факультетов руководящие посты стали занимать видные бизнесмены. Однако этот процесс находится только в начале пути.

3. Значительным тормозом на пути развития системы экономического образования является излишняя ее бюрократизация и централизация. Она проявляется в нескольких направлениях. Во-первых, контроль министерства образования и органов управления вузом над учебными планами, их унификация, не учитывающая ни профессиональной специфики, ни региональных особенностей того или иного вуза. Безусловно, контроль над образовательной деятельностью должен быть, и быть строгим, так как его отсутствие может привести к негативным последствиям как для молодых специалистов, так и для страны в целом. Однако этот контроль не должен превращаться в мелочную опеку. В первую очередь, он должен касаться сертификации и периодической аттестации вуза.

Во-вторых, бюрократизация проявляется в том, что ученые советы фактически подменяются различными административными структурами. Причем эти органы управления решают не только чисто организационные вопросы, что, наверное, входит в их компетенцию, но вмешиваются и даже диктуют решения вопросов учебно-методической и научной работы. В результате этого преподаватели завалены различными инструкциями и вместо повышения качества своей работы вынуждены заниматься различной отчетностью и другим бумаготворчеством.

4. Необходимо постоянно улучшать преподавательскую работу вузов. Для экономи-

Development of educaton

ческих вузов проблема совершенствования материальной базы стоит не столь остро, как для инженерных и естественнонаучных учебных заведений. Компьютеризация учебных аудиторий, доступный Интернет, электронные библиотеки для большинства вузов страны — это уже решенные проблемы. К сожалению, в отношении главной производительной силы — преподавателей — дело обстоит гораздо хуже и зачастую трагичнее.

Во-первых, штат преподавателей в большинстве вузов (исключением, может быть, является ВШЭ) стремительно стареет. Средний возраст профессорско-преподавательского состава в абсолютном большинстве вузов колеблется около 50 лет, средний возраст профессорского состава (то есть наиболее квалифицированного) уже практически превышает 60 лет. Причем уходят, как правило, лучшие кадры — профессора и доценты. Приток «молодой крови» чрезвычайно замедлен. Это связано с тем, что низкая заработная плата и отсутствие социального престижа профессии не привлекают молодежь в преподавательскую сферу. Преподаватель без ученой степени в заурядном вузе без регалий зарабатывает 12-15 тыс. руб. Доход доцента с хорошим опытом работы — 17-20 тыс. руб. Больше остальных приближен к средним показателям зарплат по стране доход профессора — около 30-45 тыс. руб. Для сравнения — зарплата работника минимальной квалификации и без опыта работы на промышленном предприятии автопрома в Санкт-Петербурге начинается от 52 тыс. руб. Если у известных профессоров существуют возможности взять дополнительную работу (и не только преподавательскую, но и консалтинговую), то у

молодых ассистентов эти направления деятельности весьма ограничены.

Во-вторых, практически уничтожена система повышения квалификации кадров. Если в 1990-е г. еще существовали многочисленные институты повышения квалификации при лучших вузах страны, то в настоящее время они практически исчезли. Из учебных планов экономических вузов исключаются курсы педагогики. Отсюда не вполне понятно, как выпускник экономического вуза может стать полноценным преподавателем экономических дисциплин.

Но, пожалуй, самым трагическим явлениям для становления квалифицированного преподавателя, стала реформа аспирантуры. Превратив аспирантуру в очередной уровень обучения, не сумев наполнить этот уровень принципиально новым содержанием, оторвав аспирантуру от написания и защиты кандидатской диссертации, реформа лишила этот институт привлекательности в глазах многих выпускников магистратуры. Да, собственно говоря, всякая ученая степень, ранее открывавшая путь к той или иной преподавательской должности, крайне обесценилась и прямом, и в переносном смысле. В выступлении министра образования России О. Ю. Васильевой было заявлено, что целесообразно вернуться к отработанной схеме, в которой аспирантура заканчивается защитой диссертации.

Вывод

Отмеченные проблемы далеко не исчерпывают всех факторов, негативно влияющих на отечественное экономическое образование. Не решив этих проблем, невозможно получить полнокровную конкурентоспособную систему, готовящую адекватных специалистов для российской экономики.

Список литературы

1. Wiles P. The Correlation between Education and Earnings: the Externat Test NonContent Hypothesis // Higher Education. 1974. Vol. 3. No. 1. P. 53.

2. Сливать пока не будут [Электронный ресурс]. http://www.profile.ru/obsch/ item/111156-slivat-poka-ne-budut (дата обращения 12.06.2017).

References

1. Wiles P. The Correlation between Education and Earnings: the Externat Test NonContent Hypothesis // Higher Education. 1974. Vol. 3. No. 1. P. 53.

2. Merge is not Expected Yet [Electronic Resource]. http://www.profile.ru/obsch/ item/111156-slivat-poka-ne-budut (accessed: 12.06.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.