Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ ЖИЛЬЯ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ НАСЕЛЕНИЯ'

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ ЖИЛЬЯ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
жилье / здание / рынок недвижимости / цена / housing / building / real estate market / price

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Асеева Ольга Юрьевна, Сомов Алексей Андреевич, Старостина Дарья Сергеевна

В данной статье рассмотрены экономические, социальные и политические факторы, снижающие доступность жилья. Выявлены способы повышения объема жилья на рынке недвижимости. Представлены рейтинги регионов РФ по объему введенного жилья на одного жителя, по вводу и эксплуатации жилья в 2022 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Асеева Ольга Юрьевна, Сомов Алексей Андреевич, Старостина Дарья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC JUSTIFICATION OF THE PROBLEMS OF HOUSING AFFORDABILITY FOR VARIOUS CATEGORIES OF THE POPULATION

This article examines the economic, social and political factors that reduce housing affordability. The ways of increasing the volume of housing in the real estate market have been identified. The ratings of the regions of the Russian Federation on the volume of housing commissioned per inhabitant, on the commissioning and operation of housing in 2022 are presented.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ ЖИЛЬЯ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ НАСЕЛЕНИЯ»

УДК 334

Асеева Ольга Юрьевна, старший преподаватель

кафедра «Менеджмент и информационные технологии»

Курский филиал Финансового университета, г.Курск, Россия

(e-mail: aseeva1109@mail.ru)

Сомов Алексей Андреевич, магистр

кафедра «Региональной экономики и менеджмента»

Юго-западный государственный университет, г.Курск, Россия

(e-mail: allasom1999@gmail.com)

Старостина Дарья Сергеевна, студент

кафедра «Региональной экономики и менеджмента»

Юго-западный государственный университет, г.Курск, Россия

(e-mail: starostina-d@edufe46.ru)

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ ЖИЛЬЯ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ НАСЕЛЕН ИЯ

Аннотация. В данной статье рассмотрены экономические, социальные и политические факторы, снижающие доступность жилья. Выявлены способы повышения объема жилья на рынке недвижимости. Представлены рейтинги регионов РФ по объему введенного жилья на одного жителя, по вводу и эксплуатации жилья в 2022 году.

Ключевые слова: жилье, здание, рынок недвижимости, цена.

Проблема доступности жилья является критически важной для многих стран и общественных групп по всему миру. Эта проблема связана с тем, что население растет быстрее, чем количество жилых помещений, доступных для людей. Кроме того, различные экономические, социальные и политические факторы [1] могут создавать дополнительные препятствия для получения жилья, особенно для низкодоходных и уязвимых групп населения (рис. 1)

Отсутствие доступного жилья может иметь серьезные последствия для людей и общества в целом. Например, это может привести к вынужденной бездомности, повышению уровня миграции населения в более дешевые районы и ухудшению условий жизни. Это также может оказывать отрицательное воздействие на экономику, например, за счет уменьшения покупательной способности у населения.

Существует определенная зависимость между спросом на жилье и ценами на недвижимость, которая может привести к тому, что стоимость жилья становится непосильной для большинства покупателей. Если на рынке недвижимости существует нехватка предложения, например из-за недостатка земельных участков или строительных материалов, то цены на жилье могут значительно возрасти, что делает его более недоступным для людей с низкими доходами.

Экономические факторы

• Высокие цены на жилье: рост цен на жилье может означать, что люди не могут позволить себе купить или арендовать жилье.

• Низкий уровень доходов: низкий уровень заработной платы или высокая безработица могут сделать жилье недоступным для многих людей.

• Рост стоимости жизни: если цены на другие товары и услуги растут быстрее, чем доходы, то это может сделать жилье недоступным для многих людей.

Социальные факторы

• Недостаток предложения жилья: в ряде областей может быть недостаток жилья по сравнению с количеством людей, нуждающихся в нем.

• Ограничения по зонированию: определенные районы могут быть зонированы только под определенный тип жилья, что может сделать жилье недоступным для людей, нуждающихся в других видах жилья.

• Социальная и экономическая дискриминация: некоторые группы людей могут сталкиваться с дискриминацией при получении доступа к жилью.

Политические факторы

• Недостаточное финансирование жилищной политики: государственные программы по предоставлению жилья могут быть

неэффективными из-за недостаточного финансирования или недостаточных ресурсов.

• Неполная реализация законодательства о жилищном строительстве: недостаток жилья может быть связан с нереализацией законодательства о жилищном строительстве, что может привести к недостатку жилья на рынке.

• Нарушение прав собственности: нарушение прав собственности может привести к тому, что люди не могут купить, продать или арендовать жилье.

Рисунок 1 - Экономические, социальные и политические факторы, снижающие доступность жилья

Рынок недвижимости можно разделить на две основные категории: рынок первичной жилой недвижимости и рынок вторичной жилой недвижимости.

Первичное жилье играет важную роль в системе рынка недвижимости. Новое жилье строится для удовлетворения потребностей населения в жилье и для улучшения качества жизни людей. Кроме того, строительство новых домов и квартир создает рабочие места на различных этапах проекта - от проектирования до возведения здания.

Покупка первичного жилья также является важным фактором для экономического роста. При покупке нового жилья, покупатель обычно берет ипотечный кредит, что способствует расширению финансового сектора. Это также позволяет людям инвестировать свои сбережения в недвижимость, что может быть выгодным для их будущего благосостояния.

Наконец, первичное жилье оказывает влияние на цены на рынке недвижимости в целом. Если количество нового жилья не соответствует растущему спросу, то это может привести к повышению цен на вторичном рынке. Поэтому, правильное планирование и управление строительством первичного жилья является важным элементом системы рынка недвижимости.

Рынок первичной недвижимости - это сегмент рынка недвижимости, на котором осуществляется продажа объектов, только что построенных или находящихся в стадии строительства. На этом рынке главными участниками являются застройщики и покупатели, которые получают возможность приобрести недвижимость по более выгодной цене, чем на вторичном рынке

Рынок вторичной недвижимости - это сегмент рынка недвижимости, на котором происходят операции купли-продажи уже существующих объектов недвижимости, которые ранее были использованы для проживания или коммерческой деятельности.

Первичная недвижимость обычно стоит дороже, чем вторичная, потому что она новая, имеет современный дизайн и технологии. Кроме того, покупатели могут получить скидки на покупку первичной недвижимости в начальном периоде продаж, чтобы привлечь больше клиентов. Вторичная недвижимость может быть более доступной для тех, у кого ограничен бюджет, но при этом может потребоваться больше времени и ресурсов на ее обновление и ремонт [2]. Для улучшения положения на рынке недвижимости необходимо рассмотреть способы [3], которые могут помочь повысить объем жилья на рынке недвижимости:

1. Стимулирование строительства нового жилья. Увеличение количества новых проектов по строительству жилья может увеличить объём жилья на рынке. Для стимулирования строительства нового жилья можно предоставлять субсидии и льготы за строительство

2. Повышение инвестиционной привлекательности региона. Увеличение привлекательности определённых регионов, таких как городские территории или зоны с различными социальными объектами, может привести к увеличению спроса на недвижимость в этих регионах, что может привести к увеличению объема жилья на рынке.

3. Оптимизация процессов продажи недвижимости. Ускорение процесса продажи недвижимости может увеличить объём жилья на рынке. Для оптимизации процессов продажи недвижимости можно использовать цифровые технологии, такие как онлайн-платформы для продажи недвижимости.

4. Снижение барьеров для входа на рынок недвижимости. Уменьшение правовых, финансовых и административных барьеров может увеличить количество новых продавцов недвижимости на рынке, что также может способствовать увеличению объема жилья на рынке.

5. Разработка программ по поддержке первоначального взноса для покупателей. Предоставление льготных условий для приобретения жилья (например, государственных субсидий или льготных кредитов) может привести к большей доступности жилья для людей и, как следствие, увеличению объёма жилья на рынке.

Рейтинг регионов РФ по объему введенного жилья на одного жителя в 2022 году по данным агентства «РИА-рейтинг» представлен на рисунке 2

СПБ СЗС 1

МСК ■

КНГ

ЛЕН НОВГ ВОЛ

АРХ КОМИ ЯМАЛ

КРАС САХА МАГ

ПСК | ТВЕР ЯРО ИВА КОС МАРИ КИР ПЕР ХАН ТЮМ ТОМ КЕМ ИРК АМУР ХАБ

СМОл| КАЛУ I МОС I ВЛА I НИЖ I ЧУ В I ТАТ УДМ II СВЕР I КУРГ I НОВО I ХАК I БУР I ЕВР

БРЯ ОРЛ ТУЛ РЯЗ МОР УЛЬ САМ БШК ЧЕЛ ОМСК АЛ.К ТУВА ЗАБ

КУР | ЛИП ТАМ ПЕН | САР | ОРНБ

БЕЛ ВОР ВОЛГ

КРЫМ АДЫГ КРДР РОС КАЛМ АСТ

КЧР СТАВ ЧЕЧ ДАГ

КАБ С.ОС ИНГ

Объем введенного жилья на одного жителя в 2022 г., кв. м общей площади на чел.

0.074

1,961

Рисунок 2 - Рейтинг регионов РФ по объему введенного жилья на одного жителя в 2022 г., кв. м общей площади на чел.

Таблица 1 - Рейтинг регионов РФ по вводу жилья в 2022 году

Объем вве- Объем вве-

Место Регион денного жилья на одного жителя в денного жилья на одного жителя в Изменение объема введенного Обеспеченность населения жильем в 2022 г, кв. м на чел.

2022 г., кв. м общей 2021 г., кв. м общей жилья в 2022 г, %

площади на площади на

чел. чел.

1 Ленинградская область 1,961 3969 17,2 30,1

2 Московская область 1,641 14096 53,0 33,0

3 Тюменская область 1,396 2245 31,6 30,1

4 Чеченская Республика 1,315 2016 96,8 20,8

5 Краснодарский край 1,305 7593 20,8 30,3

31 Санкт-Петербург 0,620 3474 0,3 27,3

51 Москва 0,519 6797 -12,9 21,8

52 Курская область 0,519 554 -2,1 33,1

85 Чукотский автономный округ 0,074 4 16,5 25,2

Среднее значение Российская Федерация 0,701 102713 11,0 28,2

Результаты рейтинга свидетельствуют о том, что в 2022 году, как и в предыдущие годы, объем ввода жилья на одного жителя между лидерами и аутсайдерами отличается в десятки раз. Более одного квадратного метра на человека всего жилья введено в семи регионах РФ: в Ленинградской области, Московской области, Тюменской области, Чеченской Республике, Краснодарском крае, Калининградской области и Сахалинской области. Стоит отметить, что, по сравнению с результатами предыдущего года, состав лидирующей группы изменился незначительно. Рейтинг регионов РФ по вводу жилья в 2022 году представлен в таблице 1.

Согласно рейтингу [4] по доступности жилья регионов России и официальной статистике по данным на 2022 год можно увидеть следующие показатели (табл. 2):

Таблица 2 - Рейтинг регионов РФ по доступности жилья, 2021-2022 гг.

Минимальное Минимальное

число лет, не- число лет, не- Средняя стои-

обходимых се- обходимых се- мость квартиры

Место Регион мье, чтобы на- мье, чтобы на- площадью 60

копить на квар- копить на квар- кв.м на начало

тиру, на начало тиру, на начало 2022 г, млн руб.

2022 г. 2021 г.

1 Магаданская область 2,3 1,6 4,5

2 Ямало-Ненецкий автономный округ 2,4 1,1 5,5

3 Ненецкий автономный округ 3,0 2,8 4,5

Ханты-Мансийский

4 автономный округ — Югра 4,2 3,3 5,8

5 Республика Коми 4,2 3,8 3,5

17 Санкт-Петербург 5,8 5,9 8,7

21 Московская область 6,4 6,1 5,9

32 Москва 7,1 6,8 14,9

36 Курская область 7,5 7,1 3,7

Кабардино-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

84 Балкарская Республика 17,7 15,1 3,2

Среднее Российская Феде- 5,7 4,7 5,0

значение рация

Данный рейтинг позволяет оценить потенциальные возможности покупки жилья в том или ином регионе за счет собственных средств. В качестве индикатора выступает оценочное минимальное количество лет, за которые семья с одним ребенком со среднестатистической зарплатой в своем регионе сможет без привлечения заемных средств накопить на типовую

квартиру площадью 60 квадратных метров в ценах начала 2022 года, откладывая для этой цели потенциально возможный свободный остаток денежных средств после осуществления минимально необходимых трат для поддержания текущей жизнедеятельности (прожиточный минимум в регионе для взрослых и детей) при средней зарплате уровня 2021 года, и используя накопленные депозиты на 1 апреля 2022 года.

На рисунке 3 представлена диаграмма зависимости от местоположения объекта недвижимости и минимального количества лет, требующихся, чтобы накопить на квартиру.

ЛЕН НОВГ БОЛ

АРХ КОМИ ЯМАЛ

САХА МАГ

АМУР ХАБ

КНГ ПСК ТВЕР ЯРО ИВА КОС МАРИ КИР ПЕР ХАН ТЮМ ТОМ КЕМ ИРК АМУР ХАБ СХЛН

СМОЛ КАЛУ МОС ВЛА НИ Ж ЧУ В ТАТ УДМ СВЕР КУРГ НОВО ХАК БУР ЕВР

БРЯ ОРЛ ТУЛ РЯЗ МОР УЛЬ САМ БШК ЧЕЛ ОМСК АЛ К ТУВА ЗАБ

КУР ЛИП ТАМ ПЕН САР ОРНБ

БЕЛ ВОР ВОЛГ

КРЫМ АДЫГ КРДР РОС КАЛМ АСТ

КЧР СТАВ ЧЕЧ ДАГ

КАБ С.ОС ИНГ

Минимально? число лет, необходимых семье, чтобы накопить на квартиру, на начало

2022 г

Рисунок 3 - Минимальное число лет, необходимых семье, чтобы накопить на квартиру, в конкретном регионе РФ на начало 2022 г.

Неравномерное распределение доходов населения при разном социально-экономическом положении регионов РФ является одним из факторов, которые затрудняют решение проблемы низкой доступности жилья. Это усложняет создание единой стратегии формирования рынка доступного жилья, которая учитывала бы интересы всех групп населения.

Проблема обеспечения доступности жилья для различных категорий населения заключается в том, что разные группы людей имеют различные возможности и ограничения при покупке или аренде жилья. Некоторые из этих категорий населения могут столкнуться с дополнительными трудностями, которые делают доступность жилья еще более сложной [5]:

- Молодые люди (возраст 18-35 лет): молодые люди часто испытывают трудности в получении ипотечного кредита или в оплате аренды жилья из-за низких доходов и отсутствия залога.

- Семьи с детьми: для семей с детьми необходимо обеспечить достаточно пространства для комфортного проживания всех членов семьи. Кроме того, дети нуждаются в безопасном и здоровом жилье.

- Люди с ограниченными возможностями: люди с ограниченными возможностями нуждаются в жилье, которое обеспечивает доступность для инвалидных колясок и других устройств помощи.

- Низкооплачиваемые работники: люди с низкими доходами могут столкнуться с трудностями в покупке или аренде жилья из-за высоких цен и требований к залогу или поручителям.

- Бездомные: бездомные люди нуждаются в доступном и безопасном жилье, которое поможет им перейти от состояния бездомности к более стабильной жизни.

Таким образом, для каждой из этих категорий населения необходимы специальные программы и меры поддержки для обеспечения доступности жилья.

Список литературы

1. Торгашина И. Г. Рынок недвижимости: состояние и факторы роста //Вестник Иркутского государственного технического университета. -2015. - №. 2 (97). - С. 287-290.

2. Комаров В. С. Факторы, определяющие доступность жилья для населения //Проблемы экономики и менеджмента. - 2015. - №. 7 (47). - С. 3941.

3. Малкина М. Ю., Щулепникова Е. А. Анализ состояния и тенденций рынка жилой недвижимости в Российской Федерации //Экономический анализ: теория и практика. - 2012. - №. 20. - С. 2-12.

4. Рейтинг регионов по доступности приобретения жилья // Информационное агентство БНК URL: https://www.bnkomi.ru/data/news/51671/ (дата обращения: 01.06.2023).

5. Стерник Г. М., Апальков А. А. Количественная оценка влияния различных факторов на доступность жилья и ипотеки //Урбанистика и рынок недвижимости. - 2015. - №. 1. - С. 6-16.

6. Краснопольская А.Н. Разработка методики многофакторной оценки доступности жилой недвижимости : автореферат дис. ... кандидата экономических наук : 08.00.05 / Краснопольская Анастасия Николаевна; [Место защиты: Рос. эконом. акад. им. Г.В. Плеханова]. - Москва, 2009. - 31 с.

7. Гудименко, Г. В. Формирование финансовой стратегии софинансиро-вания в жилищной политике : диссертация ... доктора экономических наук : 08.00.10 / Гудименко Галина Валерьевна; [Место защиты: Орлов. гос. техн. ун-т]. - Орел, 2010. - 317 с.

Aseeva Olga Y., senior lecturer,

Department of Management and Information Technology

Kursk Branch of the Financial University, Kursk, Russia

(e-mail: aseeva1109@mail.ru )

Somov Alexey A., master's degree,

Department of Regional Economics and Management,

Southwest State University, Kursk, Russia

(e-mail: allasom1999@gmail.com) Starostina Darya S., student

of the Department of Regional Economics and Management Southwest State University, Kursk, Russia (e-mail: starostina-d@edufe46.ru)

ECONOMIC JUSTIFICATION OF THE PROBLEMS OF HOUSING AFFORDABILITY FOR VARIOUS CATEGORIES OF THE POPULATION

Abstract. This article examines the economic, social and political factors that reduce housing affordability. The ways of increasing the volume of housing in the real estate market have been identified. The ratings of the regions of the Russian Federation on the volume of housing commissioned per inhabitant, on the commissioning and operation of housing in 2022 are presented. Keywords: housing, building, real estate market, price.

УДК 334

Галимова Маргарита Петровна, к.э.н., доцент (e-mail: polli66@mail.ru)

Уфимский университет науки и технологий, г. Уфа, Россия

ФРЕЙМВОРКЦИФРОВОЙ БИЗНЕС-МОДЕЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация. В данной статье рассматриваются методические подходы к формированию цифровой бизнес-модели предприятия в условиях цифровой трансформации экономики и отраслей. Под цифровой бизнес-моделью предлагается понимать модель получения дохода за счет создания цифрового продукта или продукта, дополненного цифровой ценностью. Предложен фреймворк цифровой бизнес-модели, который можно считать универсальным и ситуационно модифицировать в зависимости от уровня цифровой зрелости.

Ключевые слова: цифровая трансформация, цифровая бизнес-модель, подход Остервальдера-Пинье, фреймворк, клиентоориентированность, инновационная активность

Российские предприятия на современном этапе находятся в стадии перехода от оцифровки и цифровизации к цифровой трансформации. Успехи России в цифровизации характеризуют рейтинги (табл.1). Положение России в мировых рейтингах показывает значительный потенциал цифрового развития и демонстрирует высокий уровень цифровой уверенности: относительно развитая инфраструктура для цифровизации, высокий уровень цифровых навыков. Низкий уровень мобильного взаимодействия, электронной торговли и развития электронного правительства снижает потенциал конкурентоспособности и затрудняет переход к полноценной цифровой трансформации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.