Научная статья на тему 'Экономическое обоснование основных направлений организации производства наукоёмкой продукции в промышленности России (на примере авиационной промышленности)'

Экономическое обоснование основных направлений организации производства наукоёмкой продукции в промышленности России (на примере авиационной промышленности) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
368
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВИАЦИОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ЗАДЕЛ / ПРОИЗВОДСТВО / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / AVIATION INDUSTRY / FEDERAL TARGET PROGRAMS / SCIENTIFIC AND TECHNICAL RESERVE / PRODUCTION / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мантуров Д. В., Калачанов В. Д.

Осуществлен технико-экономический анализ современного состояния и перспектив развития конкурентоспособного производства отечественной авиационной техники. Обоснованы основные направления инновационного развития авиационной промышленности России, в том числе в рамках формирования и реализации федеральных целевых программ и создания перспективного научно-технического задела

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main directions of economic justification organization production of high-tech products in Russian industry (for example, the aircraft industry)

The technical and economic analysis of a current state and prospects of development of competitive production of domestic aviation equipment is carried out. The main directions of innovative development of the aviation industry of Russia, including within formation and implementation of federal target programs and creation of a perspective scientific and technical reserve are offered

Текст научной работы на тему «Экономическое обоснование основных направлений организации производства наукоёмкой продукции в промышленности России (на примере авиационной промышленности)»

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА НАУКОЁМКОЙ ПРОДУКЦИИ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ)

Д.В. Мантуров, канд. экон. наук, В.Д. Калачанов, д-р экон. наук, профессор Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, г. Москва Московский авиационный институт (Государственный технический университет),

г. Москва

Осуществлен технико-экономический анализ современного состояния и перспектив развития конкурентоспособного производства отечественной авиационной техники. Обоснованы основные направления инновационного развития авиационной промышленности России, в том числе в рамках формирования и реализации федеральных целевых программ и создания перспективного научно-технического задела

Введение. Развитие методов и процедур разработки и производства наукоемкой продукции в соответствии с современными требованиями по техническому регулированию является достаточно актуальными для подавляющего большинства отраслей промышленности России. К таким отраслям несомненно относится и авиационная промышленность. В последние годы координацию работ по разработке и производству авиационной техники, ее составных частей компонентов и комплектующих изделий, а также работ по созданию новых авиационных технологий осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) совместно с ОАО «Государственная корпорация «Ростехнологии» (ГК «Ростехнологии»).

При этом Минпромторг России и ГК «Ростех-норлогии» координируют работу целого ряда интегрированных производственных структур в авиационной промышленности и в смежных с нею оборонных отраслях. Среди них следует отметить ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАО«ОАК») и ОАО «Тактическое ракетное вооружение». В составе ГК «Ростехнологии» сформированы и развиваются следующие структуры:

ОАО «Российская авиаприборостроительная корпорация», включающее ОАО «Авионика», ОАО «Аэрокосмическое оборудование», ОАО «Авиаприбор- Холдинг», а также преобразуемые в ОАО ФГУП «Электроавтоматика», ФГУП «Рязанский приборный завод»,

ОАО «Оборонпром», включающее ОАО «Вертолеты России» и ОАО «Объединенная двигателестроительная корпорация».

Кроме того, Минпромторг России и ГК «Ростехнологии» координирую деятельность предприятий и организации, входящие и не входящих в другие корпоративные интегрированные производственные структуры.

В настоящее время прорабатывается новый облик авиационной промышленности. Предполагается, что такой новый облик будет включать еще и комплекс отраслевой науки в составе ФГУП «ЦАГИ»,

ФГУП «ГосНИИАС», ФГУП «ЦИАМ», ФГУП «ЛИИ», ФГУП «СибНИА», ФГУП «НПП «Технология» и другие головные НИИ авиационной промышленности.

Создание организационно-экономического механизма управления разработками и производством авиационной техники

Планирование развития НИОКР и производства новой техники в авиационной промышленности осуществляется в соответствии со следующими принятыми программными документами:

• «Стратегия развития авиационной промышленности до 2015 года», утвержденная приказом Минпромэнерго России от 20.04.2006 г. (Минпром-торг России является в части авиационной промышленности правопреемником Минпромэнерго России);

• «Государственная программа вооружения до 2020 года»;

• Федеральная целевая программа «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007-2010 годы и на период до 2015 года»;

• Федеральная целевая программа «Развитие гражданской авиационной техники России на 20022010 годы и на период до 2015 года»;

• Проект 19 «Развитие авиационной промышленности и двигателестроения» Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года.

Выполнение предусмотренных этими документами индикаторов отслеживается ежемесячным мониторингом предприятий отрасли и ежеквартальными отчетами этих предприятий в рамках федерального и ведомственного статистического наблюдения.

Кроме того, во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 22 июля 2009 г. № 596 ежегодно составляется прогноз развития авиационной промышленности в соответствии с установленными сценарными условиями социальноэкономического развития России.

С целью комплексного научно-технического, инновационного и социально-экономического разви-

тия авиационной промышленности разрабатываются и приняты:

корпоративные стратегии в области самолетостроения, вертолетостроения, двигателестроения;

технологические платформы («Авиационная мобильность», «Новые полимерные композиционные материалы и технологии»);

программы инновационного развития ОАО «ОАК», ОАО «ОПК «Оборонпром», ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение»;

в целях формирования технологической базы инновационной экономики, обеспечения научно -технологического прорыва в области реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, создания правовых и организационных основ деятельности новых научных инновационных структур внесен в Правительство Российской Федерации согласованный с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проект федерального закона «О национальном исследовательском центре "Институт имени Н.Е. Жуковского», предусматривающий создание федерального бюджетного учреждения «Национальный исследовательский центр "Институт имени Н.Е. Жуковского» и формирование Национального плана развития науки и технологий в авиастроении.

Прогнозируемая динамика объемов производства промышленной продукции авиационной отрасли определяется исходя из следующих условий:

планируемого ОАО «ОАК», ОАО «Вертолеты России» и предприятиями отрасли увеличения объемов производства гражданской авиационной техники ее составных частей и компонентов;

ожидаемого государственного заказа и заключенных иностранных контрактов на поставку новой авиационной техники.

Анализ отраслевой сегодняшней структуры производства в авиационной промышленности показывает следующие сегменты создания авиатехнической продукции:

самолетостроение - 31,1 %, авиационное двигателестроение - 23,6 %, вертолетостроение - 18,2 %, авиационное ракетостроение - 8,1 %, авиационное приборостроение - 11,1 %, авиационное агрегатостроение - 7,9 %.

В 2011 годах объем производства промышленной продукции авиационной промышленности в целом в сопоставимых ценах превысил аналогичный объем 1992 года на 8,7 %, в т.ч. по гражданской продукции на 6,1 %. Причем такое превышение над уровнем 1992 года в сопоставимых ценах имеет место уже последние 6 лет, что говорит о выходе отрасли на достаточно устойчивый уровень функционирования.

Сегодня в составе авиационной промышленности России работает 214 предприятий и организаций, в т.ч. 103 промышленных предприятий, 102 НИИ и опытно-конструкторских бюро. Общая численность

работающих в отрасли составляет около 430 тысяч человек, в т.ч. 333,4 тыс. чел. на промышленных предприятиях отрасли, 94,9 тыс.чел. в отраслевой науке и 1,5 тыс.чел. на прочих предприятиях отрасли.

При этом рабочие всех специальностей составляют в авиационной промышленности 57,4 %, инженерно-технический персонал и другие специалисты -26,3 5,руководители всех уровней - 14,5 % и другие служащие - 1,7 %.

По заявкам предприятий и организации авиационной промышленности осуществляется подготовка и переподготовка инженерно-технических кадров в 19 государственных технических университетах, прежде всего в МАИ и в аэрокосмических университетах Санкт-Петербурга, Казани, Самары, Уфы, Красноярска, общей численностью годового выпуска более 20,0 тыс.чел. Более 8 ГОУ СПО, в т.ч. специализированные колледжи, осуществляют подготовку рабочих кадров для отрасли общим годовым выпуском более 1,63 тыс.чел.

Среднегодовая выработка на 1 работающего в авиационной промышленности, начиная с 2010 года, превысила на 5,1 % уровень среднегодовой заработной платы в отрасли. При этом объем среднегодовой выработки по отрасли уже с 2010 года превысил 1,0 млн. руб. в год на 1 работающего.

Среднеотраслевая рентабельность предприятий отрасли (отношение прибыли до налогообложения к себестоимости) составляет 1,6 %. Однако в настоящее время 22 предприятия отрасли являются убыточными, хотя без производства их продукции не может быть выпущена финальная продукция авиационной промышленности.

Минпромторг России оказывает государственную поддержку основным предприятиям авиационной промышленности. Прежде всего речь идет о государственных субсидиях и финансировании процессов создания новой авиационной техники в рамках федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие гражданской авиационной техники на 2002-2010 годы и на период до 2015 года », которая обеспечивает инновационное развитее авиастроения во всех его основных направлениях и областях.

В настоящее время осуществляется разработка государственной программы «Развитие авиационной промышленности до 2025 года». Основными направлениями реализации этой программы являются:

поддержка ОКР перспективных проектов в авиастроении (самолетов МС-21 и SSJ - 100, вертолетов Ми-38 и Ка-62),

поддержка перспективных инновационных проектов (самолет -2020, вертолет 2020, местная и региональная авиация),

укрепление и развитие научного сектора авиастроения, в т.ч. создание научно-технического задела с использованием механизма формирования заказа на научные исследования - «Национального

плана развития авиационной науки и технологий», а также развитие инфраструктуры авиастроения,

поддержка механизмов государственно-частного партнерства в рамках механизма технологических платформ,

актуализация существующих стратегических документов авиастроения, включая «Стратегии развития авиационной промышленности»,

разработка и реализация программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и основных федеральных государственных унитарных предприятий отрасли.

К основным существующим предложениям типов пассажирских гражданских воздушных судов, создаваемых отечественной авиационной промышленностью, можно отнести: 881 - 100 (производитель -КнААПО г.Комсомольск на Амуре), Ил-96-300, Ан-148 (производитель - ВАСО, г.Воронеж), Ту-204-100, Ту-204-300 (производитель- Авиастар-СП,

г.Ульяновск), Ту-214 (производитель-КАПО, г.Казань). Ан-140-100 (производитель- Авиакор, г.Самара).

Самолет 881 - 100 является одним из ведущих проектов отечественного авиастроения, способен перевозить 98 пассажиров на расстояние до 3000 км (базовая модель) и до 4500 км (модификация с увеличенной дальностью).Самолет производится на основе широкой кооперации, включая фирмы Италии,

Франции, Германии, США.

В течение периода 2008 - 2011 годов авиастроение России демонстрировало устойчивую тенденцию роста промышленного производства, основным препятствием которому стали последствия кризисных явлений, имевших место в 2008 - 2009 годах. В этот период Правительство Российской Федерации действовало по двум ключевым направлениям: точечное решение застарелых финансовых проблем в балансах отдельных предприятий и оптимизация инструментов реализации Стратегии развития авиационной промышленности на период до 2015 года. Принятые государством меры обеспечили относительно «безболезненное» вхождение отрасли в условия глобального финансово - экономического кризиса: объемы производства отрасли остались на докризисном уровне, приоритетные проекты последовательно развивались практически без внесения кардинальных изменений в графики.

Целевым индикатором Стратегии развития авиационной промышленности на период до 2015 года являются существующие и прогнозируемые объемы и темпы роста реализации продукции авиапрома. За 5 лет реализации Стратегии рост объема продаж превысил ожидаемый уровень и в 2010 году составил 212,7% (в Стратегии - 196,1%). В количественном выражении в 2010 году было произведено 287 основных типов самолетов и вертолетов, из них 7 гражданских самолетов, 66 самолетов для государственной

авиации, 214 вертолетов. По итогам 2011 года рост производства авиатехники составил до 386 единиц (124 самолета и 262 вертолета).

Одной из ключевых системных инициатив в отрасли стало объединение обособленных авиастроительных предприятий в крупные интегрированные структуры. Предпосылками создания интегрированных структур в авиастроении явилась необходимость концентрации ресурсов на реализации ключевых проектов, обеспечения специализации производств, сокращения дублирующих производственных мощностей, высвобождения капитала и ресурсов, роста капитализации компаний и мобилизации капитала для инвестиций в новые проекты.

В составе авиационной промышленности созданы следующие основные интегрированные структуры: ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАО «ОАК»), ОАО «ОПК «Оборонпром», включающая ОАО «Вертолеты России» и ОАО «Управляющая компания «Объединенная двигателестроительная корпорация». В 2011 году подготовлен и внесен в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект указа Президента Российской Федерации об имущественном взносе Российской Федерации в ГК «Ростехнологии», а так же проект распоряжения Правительства Российской Федерации о мерах по реализации вышеназванного указа, который подготовлен в целях завершения интеграции отечественных предприятий авиационного двига-телестроения и предусматривающий приватизацию ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют».

В стадии дальнейшего развития находятся интегрированные структуры в области основных комплектующих авиационной техники и вооружений: ОАО «Концерн «Авиаприборостроение» (авиационные приборы и комплексы радиоэлектронного оборудования) и ОАО «Концерн «Авиационное оборудование» (авиационное оборудование и системы электроснабжения).

Также формируется новая интегрированная структура государственного сектора авиационной науки, призванная стать основой инновационного развития авиастроения. В настоящее время рассматривается вопрос о создании Национального исследовательского центра «Институт им. Н.Е. Жуковского».

Интеграция авиастроительных предприятий в холдинги позволила существенно повысить экономическую эффективность их деятельности - в последние годы отмечается неуклонный рост консолидированной выручки авиастроительных холдингов. Кроме того, в соответствии с корпоративными стратегиями осуществляется внедрение новой индустриальной модели, предполагающей техническое перевооружение предприятий отрасли. Основными целями стратегий являются снижение себестоимости продукции и повышение конкурентоспособности отечественной авиационной техники на внутреннем и внешнем рынках. Важным результатом их реализации станет и

увеличение налоговых поступлений в бюджеты различных уровней.

Перспективы развития авиационной промышленности связаны с реализацией задач, определенных Стратегией развития авиационной промышленности до 2015 года, консолидацией потенциала отрасли на прорывных направлениях.

Основными целями Стратегии являются:

• удовлетворение потребности российских Вооруженных Сил в новейшей авиационной технике и авиационном вооружении, как в количественном, так и в качественном отношении, при одновременном сохранении позиций России на мировом рынке вооружений;

• преодоление технологического отставания России от ведущих стран мира, низкого уровня значительной части научно - технических разработок, недостаточной инновационной активности российских компаний;

• развитие высокотехнологичного сектора российской экономики в точки зрения национальной безопасности и конкурентоспособности;

• развитие взаимодействия государства и отраслевого бизнеса в рамках государственно-частного партнерства.

Для достижения определенных Стратегией целей необходимо решение следующих основных задач:

• проведение в рамках государственночастного партнерства четкой и реалистичной продуктовой политики, обеспечивающей достижение ожидаемого результата реализации Стратегии;

• формирование новой организационной системы, способной эффективно осуществлять политику создания и продвижения российской авиатехники на потенциальные рынки, привлекать необходимые для этого ресурсы и управлять ими;

• модернизация производственного, конструкторского и научно - исследовательского потенциала авиапромышленного комплекса;

• корректировка государственных программ и внепрограммных мероприятий в области авиастроения;

• внесение изменений в законодательство, снимающих существующие ограничения по реализации выбранного направления развития.

Целевыми ориентирами реализации Стратегии являются:

• обеспечение высоких темпов роста (не менее 12 - 15% в год) с соответствующим вкладом в дополнительный прирост темпов экономического развития страны;

• устойчивый рост объема продаж продукции отечественной авиапромышленности на мировом рынке - до уровня 7 млрд. долларов США к 2015 году;

• увеличение доли гражданской продукции в структуре доходов от реализации готовой продукции до 43% в 2015 году;

• увеличение объемов реализации продукции и услуг отечественного газотурбинного двигателестро-ения до 166,5 млрд. рублей к 2015 году и до 291,8 млрд. рублей к 2025 году;

• общий объем инвестиций из всех источников в период до 2015 года включительно должен составить не менее 20 млрд. долларов;

• развитие практики привлечения внебюджетных ресурсов до уровня 30 - 60% стоимости проектов с увеличением доли внебюджетного финансирования по мере снятия технологических рисков.

В целях достижения целевых индикаторов Стратегии целенаправленно осуществляются меры государственной поддержки отрасли, среди которых необходимо выделить:

• финансирование в рамках федеральных целевых программ и Государственной программы вооружения;

• взносы в уставные капиталы ведущих авиастроительных холдингов страны на цели строительства гражданских воздушных судов и финансового оздоровления их дочерних и зависимых обществ;

• субсидии предприятиям отрасли (на техническое перевооружение, лизинг авиационной техники, поддержку экспорта, субсидии по кредитам, связанным с основной производственной деятельностью организаций ОПК - исполнителей ГОЗ, на поддержку инновационных и инвестиционных проектов, а также в целях предупреждения банкротства);

• предоставление государственных гарантий;

• реструктуризация задолженности по налогам и сборам.

На протяжении 2008 - 2011 годов объем финансирования авиастроения по линии Минпромторга России неуклонно увеличивался.

В период 2008 - 2011 годов в виде субсидий предприятиями авиационной промышленности получены средства в размере более 24 млрд. рублей.

В рамках программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации в 2009 - 2011 годах в виде взносов в уставные капиталы авиационных организаций были направлены средства в размере 115,8 млрд. рублей.

В 2010 году был осуществлен выпуск облигационных займов ОАО «ОАК» и ОАО «ОПК «Оборонпром» в размере 46,28 млрд. и 21,65 млрд. рублей соответственно под государственные гарантии Российской Федерации в целях реструктуризации задолженности указанных организаций по кредитам, привлеченным ими ранее на финансирование основной производственной и инвестиционной деятельности. Предусмотрено субсидирование купонного дохода по облигационным займам в размере 3,7 млрд. и 1,686 млрд. рублей соответственно в 2011 - 2018 годах в виде взноса в уставные капиталы ОАО «ОАК» и ОАО «ОПК «Оборонпром».

Принятые меры позволили урегулировать отношения предприятий с бюджетом, кредиторами (в том числе с персоналом по зарплате), снизить дефицит оборотных средств, улучшить условия технического перевооружения и т.д., а также предотвратить такие негативные последствия, как сокращение инвестиционных программ и программ технического перевооружения, потерю уникальных и критических технологий, отток квалифицированных специалистов.

Предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, лизинговым платежам и другим видам задолженности улучшило условия для технического перевооружения, позволило продолжить реализацию инновационных и инвестиционных проектов. Субсидии российским экспортерам промышленной продукции обеспечили выполнение международных обязательств по поставкам авиационной техники.

Перечисленные мероприятия по оказанию государственной поддержки в совокупности с другими мерами развития отрасли, такими как формирование интегрированных структур, увеличение объемов финансирования государственного оборонного заказа, позволили обеспечить устойчивую положительную динамику и высокие темпы роста производства в авиационной промышленности.

Объем финансирования авиационной промышленности в рамках ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года» составил в 2002 - 2011 годах около 120 млрд. рублей. По итогам 2011 года по федеральным целевым программам и внепрограммным мероприятиям интегрированным структурам и предприятиям авиационной промышленности предоставлено более 70 млрд. рублей.

В рамках Федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года» реализуются проекты инновационного, «прорывного» характера, а именно:

1. Создание перспективного скоростного вертолета (проект ПСВ). Целью проекта является создание вертолета, способного развивать скорость 350 км/ч и более. На сегодняшний момент максимальная скорость самого массового российского вертолета Ми-8 составляет 250 км/ч. Достижение указанных характеристик позволит получить продукт, существенно превосходящий по транспортной эффективности, эксплуатационной экономичности и экологическим характеристикам существующие типы вертолетов. Это решение позволяет рассчитывать на достижение соответствия темпов модернизации отечественного вертоле-тостроения мировым тенденциям.

В настоящее время программа ПСВ находится на начальной стадии (этап 1 - концептуальные исследования). График работ НИОКР по программе ПСВ предусматривает: разработку аванпроекта (2013 год); разработку эскизного и технического проекта (2015

год); выпуск РКД, строительство опытных летных образцов, сертификационные испытания и начало серийного производства вертолетов (2020 год).

2. Разработка и создание перспективного крыла из композиционных материалов для самолетов МС-21 и SSJ-130NJ. Это решение вытекает из необходимости удерживания уровня конкурентоспособности отечественного авиастроения в сегменте ближнемаги-стральных самолетов. Разработка крыла из композитных материалов для перспективных самолетов является перспективным инновационным направлением создания на территории Российской Федерации компетенций в области проектирования, производства и обслуживания агрегатов для авиационной промышленности с применением современных композиционных материалов.

Основной целью проекта является обеспечение находящихся в разработке самолетов МС-21 и SSJ-130NG современными, отвечающими международным сертификационным требованиям агрегатами из композитных материалов.

На самолете МС-21 из композиционных материалов планируется изготавливать: крыло в сборе, центроплан, рули высоты и направления. На самолете SSJ - 130NG из композиционных материалов планируется изготавливать: крыло в сборе, центроплан, вертикальное оперение, горизонтальное оперение. На самолете SSJ - 100 из композиционных материалов планируется изготавливать: механизацию крыла (закрылок, элерон, интерцепторы, воздушные тормоза), рули высоты и направления.

В рамках проекта запланировано также расширение международного сотрудничества с фирмами Boeing и Airbus по изготовлению на территории России отдельных элементов конструкции и деталей интерьера.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Потенциальными заказчиками новых изделий являются ОАО «Корпорация «Иркут», ЗАО «Гражданские самолеты Сухого», фирмы Boeing и Airbus. Основную долю планируемых продаж (38%) составит продукция для программы МС - 21 (заказчик - ОАО «Корпорация «Иркут»), программа SSJ (заказчик -ЗАО «Гражданские самолеты Сухого») составит в совокупности 36%, поставки для программ Boeing и Airbus - 25%.

3. Разработка унифицированного «ядра» авиационного бортового оборудования и агрегатов, основанного на принципах интегрированной модульной авионики. Это позволит обеспечить импортозамещение бортовых систем и агрегатов пассажирских и транспортных летательных аппаратов, находящихся в эксплуатации и в перспективных проектах.

Перспективные гражданские самолеты уже комплектуются в значительной мере импортными системами и агрегатами.

В настоящее время мировое авиастроение переходит на новые принципы создания комплексов бортового оборудования на основе унифицированных

базовых элементов до начала полномасштабной разработки летательных аппаратов, что позволяет повысить серийность и значительно снизить их стоимость, в том числе при модернизации воздушных судов. В отечественном авиастроении такая практика до настоящего времени слабо реализовывалась, средства выделялись под каждый конкретный проект.

С целью реализации потенциала отечественных предприятий - разработчиков авиационного оборудования и восстановления конкурентоспособности отечественной продукции на международном рынке в 2013 - 2014 годах в рамках Программы предлагается проведение опытно - конструкторских работ по созданию комплекса унифицированных базовых элементов бортового оборудования открытой архитектуры на основе интегрированной модульной авионики с применением отечественного коммутатора шины ARINC - 664. Планируется разработать унифицированный базовый комплект бортового оборудования (БКБО) нового поколения на основе унифицированных технических решений для агрегатов перспективных воздушных судов. Предполагается создание соответствующих типорядов базовых элементов нового поколения, унифицированных для самолетов и вертолетов, которые могут оперативно адаптироваться к конкретному летательному аппарату. При этом, стоимость адаптации составит не более 15% от стоимости опытно - конструкторских работ по созданию такого комплекта авиационного оборудования, что существенно снизит себестоимость отечественных самолетов и вертолетов и повысит их конкурентоспособность на мировом рынке, в т.ч. в рамках гармонизации с международными авиастроительными стандартами.

Такие разработки позволят сократить типаж бортового оборудования (в настоящее время в эксплуатации находится более 15 видов различной комплектации), поднять серийность бортового оборудования, снизить себестоимость и повысить конкурентоспособность.

Выводы:

1. Наряду с высокими техническими характеристиками уже в 2014-2015 г.г. предполагается обеспечить повышение ресурса большинства составных частей и компонентов авиационной техники на 15-20%, снижение их эксплуатационных расходов на 10-12%, снижение их энергоемкости на 10-15% и снижение их массы на 15-20%. Реализация этой задачи позволит уже в течение ближайших 6-8 лет осуществить им-портозамещение по большинству зарубежных аналогов (предположительно - не менее 50% от современного объема импорта этих изделий в авиастроении).

2. В течение 2012 - 2013 годов на отечественных мощностях предполагается разработать и изготовить опытные образцы компонентов новых самолетов и вертолетов, провести их межведомственные испытания и в 2014 - 2015 годах провести их сертификацию

и сертификацию их основных составных частей и комплектующих.

3. Проведенная оценка научно-технического уровня работ ведущих предприятий - разработчиков российской авиационной промышленности показывает, что, начиная с 2015-2016 г.г. представляется возможным запуск серийного производства подавляющего большинства составных частей, компонентов, систем и агрегатов для отечественной авиационной техники, не уступающих, а в ряде позиций превосходящих аналогичные образцы западных компаний -поставщиков.

Литература

1. Алешин Б.С., Мантуров Д.В. Стратегическое планирование развития авиационного комплекса на национальном уровне. В кн.: Доклады всероссийского научного симпозиума «Стратегическое планирование и развитие предприятий». Том 4.-М.: Отделение общественных наук РАН, ЦЭМИ РАН, 2012.

2. Мантуров Д.В., Клочков В.В. Система прогнозирования и обеспечения реализуемости производственных программ авиационной промышленности // Вестник Московского авиационного института, 2012, том 19, № 1.- М.: Изд-во МАИ, 2012.

3. Мантуров Д.В., Калачанов В.Д., Ефимова Н.С. Выбор концепции разработки корпоративных информационных систем для авиастроительного производства // Вестник университета (Государственного университета управления), 2012, № 2. - М.: Изд-во ГУУ, 2012.

® 8-926-163-26-33, 8-499-158-41-20

Ключевые слова: авиационная промышленность, федеральный целевые программы, научнотехнический задел, производство, конкурентоспособность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.