Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСТИНИЧНО-ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСТИНИЧНО-ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
103
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕДПРИЯТИЕ / ТУРИЗМ / ГОСТИНИЧНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / МЕХАНИЗМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захер Н., Скобкин С.С.

В статье разработано организационно-экономическое обеспечение деятельности туристско-гостиничных предприятий на основе построения эффективного механизма решения задач институционального, организационного и экономического характера. Авторы выявили, что развитие туризма оказывает влияние на социально-экономическое состояние страны и уровень качества жизни населения, поэтому формирование организационно-экономического обеспечения деятельности туристско-гостиничных предприятий имеет первостепенное значение, поскольку индустрия туризма представляет собой междисциплинарный комплекс, входящий в сферу туризма и объединяющий различные виды экономической деятельности от материального производства до нематериальной сферы, которые являются основой туризма, управления производством и организацией реализации туристского продукта. Подчеркнуто, что туристические предприятия являются хозяйствующими субъектами специфического характера, которые имеют определенные особенности как с точки зрения организации производства, так и своей социально-экономической эффективности. Предложен комплексный подход к формированию и реализации государственной политики в сфере туризма и гостиничного хозяйства. Предложена модель мониторинга развития персонала. Использование данной модели позволяет контролировать и управлять ходом процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC AND ORGANIZATIONAL SUPPORT OF HOTEL AND TOURISM ACTIVITIES

The article develops organizational and economic support for the activities of tourist and hotel enterprises based on the construction of an effective mechanism for solving problems of an institutional, organizational and economic nature. The authors found that the development of tourism has a huge impact on the socio-economic state of the country and the level of quality of life of the population, therefore, the formation of organizational and economic support for the activities of tourist and hotel enterprises is of paramount importance, since the tourism industry is an interdisciplinary complex that is part of the tourism industry and unites various types of economic activity from material production to the non-material sphere, which are the material basis of tourism, the basis of personnel training, production or organization management, and the implementation of a tourist product. It is emphasized that tourism enterprises are business entities of a specific nature, which have certain features both in terms of the organization of production and their socio-economic efficiency. An integrated approach to the formation and implementation of state policy in the field of tourism and hotel industry is proposed. The functional relationship of the totality of the main factors that determine the state of the financial and economic activities of tourist and hotel enterprises is determined. It is indicated that the economic efficiency of the activities of enterprises in the tourism and hotel industry is achieved through a balanced system of personnel management. A model for monitoring the development of personnel is proposed. Using this model allows you to control and manage the process. It is concluded that today, when doing business in the field of tourism, it is necessary to clearly take into account external and internal factors that affect the activities of business entities and improve the personnel management system, since the level of satisfaction of consumers of tourism and hotel services depends on the professional abilities of the staff.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСТИНИЧНО-ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Экономическое и организационное обеспечение гостинично-туристической деятельности

Захер Нагам

аспирант, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», naghamzaher@mail.ru

Скобкин Сергей Сергеевич

д.э.н., профессор, кафедра гостиничного и туристического менеджмента, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», Skobkin.SS@rea.ru

В статье разработано организационно-экономическое обеспечение деятельности туристско-гостиничных предприятий на основе построения эффективного механизма решения задач институционального, организационного и экономического характера. Авторы выявили, что развитие туризма оказывает влияние на социально-экономическое состояние страны и уровень качества жизни населения, поэтому формирование организационно-экономического обеспечения деятельности туристско-гостиничных предприятий имеет первостепенное значение, поскольку индустрия туризма представляет собой междисциплинарный комплекс, входящий в сферу туризма и объединяющий различные виды экономической деятельности от материального производства до нематериальной сферы, которые являются основой туризма, управления производством и организацией реализации туристского продукта. Подчеркнуто, что туристические предприятия являются хозяйствующими субъектами специфического характера, которые имеют определенные особенности как с точки зрения организации производства, так и своей социально-экономической эффективности. Предложен комплексный подход к формированию и реализации государственной политики в сфере туризма и гостиничного хозяйства. Предложена модель мониторинга развития персонала. Использование данной модели позволяет контролировать и управлять ходом процесса.

Ключевые слова: организационно-экономическое обеспечение, деятельность, предприятие, туризм, гостиничный менеджмент, механизм.

Введение

Рынок туристических и гостиничных услуг играет важную роль в обеспечении социально-экономического развития большинства стран. Сегодня развитие туризма и гостиничного хозяйства имеет особое значение, так как связано с быстрым ростом возможностей смежных отраслей народного хозяйства, активностью инвестиционных процессов. Введение особого положения и военных действий на территории различных стран вносит существенные коррективы в деятельность туристических и гостиничных предприятий, а порой и невозможность их функционирования.

Предприятия, представляющие эту отрасль, оказались особенно уязвимы в результате пандемии COVID-19, которая требовала от представителей бизнеса, органов государственной власти и общества определенного отношения к решению проблем развития туризма. Кроме того, необходимо учитывать региональные различия между предприятиями туризма и гостиничной индустрии, которые, прежде всего, всегда заключались в разных уровнях спроса и предложения.

Достижение цели устойчивого развития туристических и гостиничных предприятий зависит от четкой организации государством процессов управления и последовательной реализации задач, связанных с ростом экономических и социальных показателей. производственно-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, направленной на повышение качества жизни населения и получение прибыли туристическими фирмами и гостиницами. Государство, во-первых, стремится сохранить национальную целостность и в то же время заботиться о ключевых отраслях национальной экономики, в том числе о туризме, который является значительным источником пополнения бюджета страны. С этой точки зрения развитие организационно-экономического обеспечения деятельности туристических и гостиничных предприятий приобретает значительную актуальность.

Целью статьи является разработка организационно-экономического обеспечения деятельности туристско-гостиничных предприятий на основе построения эффективного механизма, способного решать задачи институционального, организационного и экономического характера.

По мнению многих ученых, сегодня назрела острая необходимость сочетания научно-методических и практических подходов для определения оптимальной методологии оценки организационно-экономического обеспечения туристических и гостиничных предприятий.

X X

о

го А с.

Объекты и методы исследования: Методы оценки организационно-экономического обеспечения субъектов предпринимательства, которые широко используются в современной науке, включают синергетический подход, сравнение и группировку, экспертную оценку, и другие конкретные методы.

На наш взгляд, при оценке эффективности организационно-экономического обеспечения деятельности туристических и гостиничных предприятий целесообразно использовать сочетание факторного анализа и экспертного обследования, так как это направление, помимо доходности для национальная экономики страны, имеет также большое социальное значение.

X

го т

о

м о м

Сл>

м см о см

о ш т

X

<

т О X X

Страны, развивающие туризм, должны обладать благоприятными условиями и ресурсами для развития туризма и гостиничной индустрии, благодаря своему географическому положению, развитой инфраструктуре и профессионализму персонала в этой сфере.

Туризм существенно влияет на географическое пространство. Это влияние проявляется во всех элементах, составляющих пространство, и эти эффекты могут быть экономическими, социальными, общественными и экологическими [3].

Основным определяющим фактором ускоренного развития туризма являются интеграционные процессы на различных уровнях экономической системы, которые направлены на создание инфраструктуры, сохранение уникальных природных и рекреационных ресурсов, создание эффективной системы обслуживания туристские потоки и развитие интегрированных туристских продуктов [2].

Вместе с тем, опыт разных стран показывает, что успех развития туризма напрямую зависит от того, как эта отрасль воспринимается на государственном уровне и насколько она выигрывает от государственной поддержки. Стоит отметить, что сфера туризма как многоотраслевого комплекса нуждается в координации своей хозяйственной деятельности гораздо больше, чем любая другая сфера [5].

Развитие туризма оказывает огромное влияние на социально-экономическое состояние страны и уровень жизни населения. Сегодня современную жизнь трудно представить без путешествий, отдыха и приятных впечатлений, которые дают возможность понять, что каждый человек стремится к лучшему и старается побывать в разных странах мира и местах культурного наследия.

В большинстве развитых стран мира индустрия туризма является приоритетной и имеет значительную государственную поддержку, в том числе инвестиционную. Управление туристской отраслью на государственном уровне осуществляется в целях увеличения валового национального дохода и денежных средств в бюджет; защиты прав потребителей туристических услуг; организации туристской деятельности в наиболее эффективных формах; сохранение туристско-рекре-ационных ресурсов стран.

На предприятиях гостиничного бизнеса нужно создать систему отношений между руководителями и работниками, обеспечивать соответствующий уровень социального удовлетворения потребностей и включает в себя такие составляющие, как социальные интересы, социальные угрозы и основания.

Примерами организаций сферы услуг являются: ателье, мастерские, салоны, приемные пункты, бюро, представительства, дома быта, сервисные центры и т.п [3].

Социальные угрозы предприятий гостиничного бизнеса -это факторы, которые разрушают человеческий потенциал гостиницы и препятствуют его развитию на уровне личности, на уровне коллектива, на уровне предприятия. Как известно, именно человеческий фактор является главной составляющей управления как социальной безопасностью, так и экономической безопасностью предприятия гостиничного бизнеса в целом. Наряду с этим, важно отметить, что человек может стать основным источником угрозы для эффективной деятельности предприятия. По нашему мнению, важно учитывать интересы высших и низших звеньев управления, учитывать социальные потребности каждого работника предприятий гостиничного бизнеса, предоставлять возможность развития работников, повышая их квалификацию, обеспечивать надлежащие условия труда и отдыха. Таким образом, с помощью эффективных инструментов управления на предприятиях гостиничного бизнеса должен наблюдаться надлежащий уровень социальной безопасности[2].

В современных условиях экономической глобализации деятельность туристических и гостиничных предприятий находится под сильным влиянием внешних и внутренних изменений, которые вынуждают их искать новые пути и инструменты управления для ведения бизнеса.

В целом туристическая отрасль охватывает весь комплекс хозяйствующих субъектов, оказывающих туристские услуги, в которых особое место занимают гостиничные предприятия. То есть сегодня туристическая отрасль считается системой, которая является частью туристической сферы в целом. С другой стороны, туристическую отрасль можно рассматривать как отдельную отрасль национальной экономики, которая удовлетворяет определенные туристские потребности населения и производит его собственный специфический продукт.

Но, по мнению авторов, наиболее целесообразно рассматривать туристическую отрасль как межотраслевой комплекс, входящий в состав туристического сектора и сочетающий в себе различные виды экономической деятельности от материального производства до нематериальной сферы, которые материальная база туризма, основа для подготовки кадров, организации управления производством, продажи туристского продукта.

Главной особенностью развития современного туризма в различных странах мира является трансформация туристских организаций в международные совместные предприятия, корпорации и ассоциации, что позволяет значительно улучшить и оптимизировать обмен информацией, обеспечивает более эффективное проникновение на внешние рынки, повышение уровня конкурентоспособности собственного бизнеса.

Туристические предприятия являются хозяйствующими субъектами специфического характера, которые имеют определенные особенности как с точки зрения организации производства, так и своей социально-экономической эффективности.

Что касается туристического продукта, то его специфика заключается в сочетании спектра услуг и товаров и требует от предприятий четкого понимания деления их стоимости на материальную и нематериальную, что со временем позволит сформировать предложение. пакеты, основанные на условиях спроса и требованиях рынка.

Туристические услуги обладают дополнительными характеристиками, присущими только сфере отдыха и досуга, что обуславливает некоторые ограничения в использовании общепринятых процедур международного частного права [7].

Существует множество различных видов туристических предприятий, которые предоставляют туристические услуги и производят туристические продукты. Их деятельность отличается спецификой выполнения тех или иных функций и объемом коммерческой деятельности.

Новые организационные формы предоставляют ряд преимуществ, которые позволяют туристическим компаниям повышать качество услуг, инвестировать в наиболее перспективные проекты и программы, выявлять новые ниши. и сегменты туристического рынка, индивидуализация обслуживания гостей и т.д. В свою очередь, внедрение инноваций в туризм обеспечит диверсификацию существующих видов туристических поездок и позволит расширить предложения туристских предприятий. Но, к сожалению, туристические потоки подвержены влиянию множества факторов политических, социально-экономических факторов и т.д. и рассматриваются как достаточно нестабильные, что обосновывает необходимость мониторинга национального туристического рынка [7].

Гостиничные предприятия являются одним из важнейших элементов туристической индустрии. Общее впечатление от потребляемого туристического продукта во многом зависит от качества гостиничного сервиса. На это влияет ряд факторов, в

том числе возраст, социально-экономическое положение, образование и место жительства [4].

В свою очередь, главной отличительной чертой гостиничного продукта является совпадение его производства и потребления во времени и пространстве. Гостиничный продукт имеет следующие характеристики:

одновременность производства и потребления на территории гостиничного предприятия;

прямой контакт и взаимодействие между производителем и потребителем гостиничного продукта (услуги);

риск неполучения дохода из-за предоставления некачественного или несвоевременного обслуживания; невозможность хранения гостиничного продукта; раннее формирование гостиничного продукта для будущего потребителя;

дифференциация тарифов на гостиничные услуги в связи с сезонными колебаниями спроса;

значительное преимущество постоянных затрат перед переменными;

зависимость объема продаж гостиничной продукции от территориального расположения, имиджа, качества обслуживания и т.д.

На качество обслуживания в отелях и привлекательность гостиничного продукта для потребителя влияют следующие факторы:

средства и оборудование (удобная планировка и современный дизайн помещений, мебель, качество белья, современная телесвязь);

использование современных сервисных технологий; высокий профессионализм обслуживающего персонала (подготовка и переподготовка);

формирование и внедрение современных стандартов качества обслуживания;

формирование эффективной организационной структуры управления.

Гостиничный сектор на сегодняшний день является наиболее востребованным и динамичным сектором для экономик большинства стран, способным генерировать реальную прибыль. Принципы и философия гостиничного бизнеса остаются неизменными в течение длительного периода времени, но, учитывая сегодняшние тенденции развития отрасли, инновации и комфорт в гостиничном бизнесе играют важную роль в высококонкурентной борьбе гостиниц для каждого клиента [10].

Предприятия гостиничного бизнеса должны разрабатывать и внедрять эффективные сервисные стратегии для удовлетворения конкретных и быстро меняющихся потребностей рынка, на котором они выбрали для себя определенный сегмент, поскольку в условиях высокого уровня банкротства добиться успеха могут только те субъекты хозяйствования, которые способны стратегически мыслить и адаптироваться к изменениям внешней среды.

В настоящее время экологическое сознание распространяется по всем странам. Например, группа европейских отелей приложила усилия для реализации нового дизайна номера с использованием переработанных материалов [11].

Кроме того, вопросы энергосбережения и решения проблемы вредных выбросов СО2 в настоящее время стоят очень остро. Потребление энергии в гостиницах зависит от физических и эксплуатационных факторов, включая климат в месте расположения отеля, категорию отеля и год его постройки [2].

Что касается перспектив развития гостиничных предприятий, то сегодняшним субъектам хозяйствования необходимо повышать свою конкурентоспособность на внутреннем и мировом туристическом рынке, учитывая собственные территори-

альные особенности. Кроме того, рекомендации по совершенствованию деятельности гостиничных предприятий будут уместны для каждого конкретного рынка: международного, отечественного, регионального.

Организационно-экономическое обеспечение деятельности туристско-гостиничных предприятий предлагается понимать как комплекс организационных мер по активизации туризма, так и экономических рычагов для привлечения инвестиций в туристическую отрасль и содействия финансовому оздоровлению хозяйствующих субъектов.

В целом, основная цель, которую должны ставить перед собой владельцы и руководители предприятий и организаций в сфере туризма - добиться оптимального соотношения различных факторов производства и выпускаемой продукции и услуг. Поэтому в современных экономических условиях для предприятий туризма и гостеприимства крайне важно повышать конкуренцию, укреплять инновационные процессы, создавать и быстро осваивать новые идеи субъектами предпринимательства.

Сегодня необходимо использовать альтернативные источники финансирования туристского бизнеса, такие как соглашения о совместном пользовании туристским объектом, партнерства по привлечению кредитных средств и спонсорства [2].

В целях решения вопроса развития туристических предприятий и гостиничной отрасли как двух взаимосвязанных структур туристской отрасли необходимо улучшить политическую и экономическую ситуацию в стране, существенно обновить правовые и нормативно-правовая база для ведения бизнеса субъектов предпринимательства и формирование новых подходов к реализации государственной политики в этой сфере.

Следует отметить, что государство играет большую роль в поддержке развития туристических и гостиничных предприятий, поскольку все проблемные вопросы не могут быть решены без надлежащей институциональной и правовой поддержки со стороны властей. То есть развитие и положительные экономические результаты предприятия можно получить только при наличии благоприятных условий для ведения бизнеса, которые могут быть гарантированы властями как на государственном, так и на региональном уровнях.

В первую очередь государственная поддержка направлена на повышение экспортного потенциала и укрепление внутреннего рынка [4]. Но сегодня очень важно учитывать и разрабатывать программы сохранения и развития заповедников, природоохранных зон, памятников истории, архитектуры, монументального искусства и т.д., государственными учреждениями различного уровня. Однако отсутствие финансирования замедляет процесс восстановления и создания соответствующей инфраструктуры [3].

Органы государственной власти и управления в пределах своих полномочий пытаются стимулировать развитие туризма, в том числе туристической инфраструктуры [4].

Комплексный подход к формированию и реализации государственной политики в сфере туризма и гостиничного хозяйства предполагает сочетание следующих составляющих (Таблица 1).

Приведенный ниже подход демонстрирует учет всех составляющих как социального, так и экономического характера в целях координации деятельности туристических и гостиничных предприятий.

По мнению многих ученых, сегодня назрела острая необходимость сочетания научно-методических подходов для определения оптимальной методологии оценки организационно-экономического обеспечения. туристических и гостиничных предприятий.

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м

Сл>

Таблица 1

Составляющие комплексного подхода к формированию и реализации государственной политики в сфере туризма и госпитализации._

CS

0

CS

01

о ш m

X

3

<

m О X X

Компоненты

Индустрия Территория Сектор

междисциплинарная координация и систематическое развитие туризма и гостиничной индустрии межрегиональное сотрудничество, достижение единообразного и сбалансированного развития туристских территорий создание системы стратегического планирования развития видов туризма на государственном уровне

• туристическая деятель- • север, юг, во- • городской туризм;

ность (туроператоры, ту- сток, запад, • экологический (зе-

рагенты; экскурсионное об- центр; леный);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

служивание); • Регионах; • этнический;

• услуги по размещению • Районов; • сельский;

(коллективный аккоммо- • территориаль- • общественный;

дата; индивидуальное раз- ные общины; • культурно-просве-

мещение); • Курорты; тительская;

• транспорт (воздушный; • туристические • событийный;

рельс; дорога; вода); зоны • медицинские, оздо-

• туристско-информаци- ровительные;

онные центры; • гастрономический;

• музеи и галереи; • религиозный;

• театры, арены, клубы; • горный, спортив-

• конгресс-холлы и кон- ный, велосипедный;

ференц-центры; • предприимчивый и

• заведения обществен- активный;

ного питания; • научно-образова-

• спортивные арены; тельные;

• торговые центры, мага- • круиз и яхта;

зины, сувенирные лавки;

• 1Т-компании;

• страховые компании;

• медиакомпании

Источник: составлено автором.

Методы оценки организационно-экономического обеспечения субъектов предпринимательства , которые широко используются в современной науке, включают синергетический подход, сравнение и группировку, экспертную оценку и другие специфические методы.

Такой подход демонстрирует учет всех составляющих, как социальных, так и экономических, с целью координации деятельности туристических и гостиничных предприятий [10].

Как уже отмечалось ранее, сегодня при ведении бизнеса в сфере туризма и формировании организационно-экономического обеспечения деятельности субъектов предпринимательства необходимо четко учитывать внешние и внутренние факторы, влияющие на современное состояние и тенденции развития туристических и гостиничных предприятий. Авторы обобщили основные внешние факторы, влияющие на деятельность туристических и гостиничных предприятий. Среди них: геополитические, экономические, социально-психологические, технологические, экологические, культурные, медицинские, биологические.

К дополнительным факторам относятся: время и пространство, влияние на общественное мнение, факторы управления.

Функциональная взаимосвязь совокупности основных факторов, определяющих состояние финансово-хозяйственной деятельности туристско-гостиничных предприятий (Seathe), может быть отражена следующим - эмпирическая зависимость: Seathe = f(Fee, Fie, Fepe, Fpms, Fdo, Fe, Ft, Fun), где Fee - факторы внешней среды; Fie - факторы внутренней среды; Фепе - факторы экономического потенциала предприятия; Fpms - факторы системы управления персоналом;

ФДО - факторы развития оппортунистических связей; Fe - коэффициенты эффективности; Ft - факторы угрозы; Веселье -факторы непредсказуемого характера.

В совокупности эти факторы оказывают мощное влияние на деятельность туристических и гостиничных предприятий.

Экономическая эффективность предприятий в сфере туризма и гостиничного хозяйства достигается в основном за счет сбалансированной системы управления персоналом с учетом уровня удовлетворенности потребители туристических и гостиничных услуг зависят от профессиональных способностей персонала.

Такая система должна создаваться на основе модели мониторинга развития персонала, использование которой позволяет контролировать и управлять процессом. Задача состоит в том, чтобы стимулировать развитие творческих способностей каждого из п сотрудников и выражается следующим соотношением:

W = Л

Wi ^ макс.,

где Wi - индекс развития ко сотрудника ( =1, п).

Наиболее надежным и эффективным способом оценки является определение увеличения индекса развития за определенный период. Предлагаемый подход избавляет от необходимости рассматривать такую задачу, как оценка абсолютных ценностей человеческого капитала. При этом:

Дw = Лк GkNk,

где Gk - весовой индекс к-го множителя; Nk - количественная оценка фактора.

Перечень факторов и их веса определяются согласно специальной таблице, разработанной экспертной группой, состоящей из специалистов в области туризма, представителей органов государственной власти (соответствующих ведомств) и потребителей туристских и гостиничных услуг.

Выбор экспертов обусловлен тем, что, помимо специалистов в этой области и представителей органов власти, именно потребители туристических и гостиничных услуг являются той группой, которая объективно даст ответы на вопросы о необходимости изменения в уровне сервиса, обеспечивающего качество и развитие профессиональных способностей сотрудников туристических и гостиничных предприятий экономики.

Такой подход дает возможность потребителям участвовать в оценке уровня качества обслуживания и быть вовлеченными в развитие туристической деятельности в нашей стране[3].

По мнению авторов, организационно-экономическое обеспечение деятельности туристско-гостиничных предприятий целесообразно представить в виде механизма, построенного на основе двух блоков: организационно-правового и финансово-экономического, что позволит определить основные направления управленческих действий в части развития хозяйствующих субъектов отрасли (Таблица 2).

Предлагаемый механизм отличается от «организационно-экономического механизма» совокупностью последовательных процессов, определяющих комплексное управление деятельностью туристско-гостиничных предприятий и позволяющих оптимизировать потенциальные возможности хозяйствующие субъекты.

Формирование механизма организационно-экономического обеспечения деятельности туристско-гостиничных предприятий требует от руководства хозяйствующих субъектов внедрения комплексной системы управления и использования элементов, которые придумайте его. Кроме того, существует тесная взаимосвязь между организационно-правовой и финансово-экономической составляющими механизма организационно-экономической поддержки предприятий.

Что касается институциональной поддержки деятельности предприятий туризма и гостеприимства, то стоит отметить, что это , во-первых, действия государственных органов, которые должны быть направлены на установление институтов (норм, правил, ограничений) и определение порядка их соблюдения для достижения целей и задач, которые ставит власть во взаимодействии с субъектами предпринимательства.

Таблица 2

Механизм организационно-экономического обеспечения деятельности туристско-гостиничных предприятий.

Организационный политика

■Формирование и реализация кадровой, экологической и социальной политики на туристических и гостиничных предприятиях

нормативно-правовой и нормативно-

■Законы, постановления, постановления, приказы, правила, нормы, стандарты, лицензии, сертификаты, квоты для туристических и гостиничных предприятий, предусмотренные действующим законодательством и действующей нормативно

Организационно-правовая составляющая

Финансовая политика

■субсидии, гранты субъектам за использование мер по повышению эффективности

туристические и гостиничные предприятия;

размещение государственных заказов на закупку туристических продуктов и услуг с учетом параметров их качества; развитие государственно-частного партнерства для инвестиций в туризм и гостиничную индустрию_

налогообложение

Информационная политика

-Создание банка данных о туристических продуктах и услугах конкурентов;

Информационная поддержка потребителей туристских продуктов и услуг и

посредники в территориальной системе туристского рынка;

■Оптимизация базы данных туристически^_

Инфраструктура политика

Привлечение инвесторов к развитию туристических и гостиничных предприятий;

-Мониторинг состояния коммунальных объектов на территории; Проведение кардинальных изменений в части уровня предоставления транспортных услуг (инвестиционная поддержка транспортного сектора, в том числе за счет ГЧП); Систематическая помощь со стороны государственных органов в осуществлении инвестиций проекты, связанные с модернизацией туристской инфраструктуры территорий;

Помощь в развитии объектов частично

Финансово-экономическая составляющая

■Льготное налогообложение субъектов предпринимательства при условии их разработки и внедрения новые виды туристских продуктов и услуг;

■Снижение налога на прибыль на сумму средств, направленных на развитие и

модернизация туристских объектов; Налоговые каникулы для инвестиций в объекты культурного наследия; Налоговые санкции в случае нарушения установленных требований к качеству туристских продуктов и услуг

Регулирование цены и тарифы.

Регулирование цен на туристические и гостиничные услуги для отдельных категорий туристов (дети, пенсионеры, другие категории) за счет дифференциации ставок НДС на экскурсионные услуги, проживание и т.д.

Кредитование

Частичное покрытие бюджетными средствами процентов по кредитам на развитие

туристические и гостиничные предприятия;

Создание залогового фонда государственного/муниципального имущества для кредитования приоритетного туриста

оборудование

Источник: составлено автором.

Что касается институциональной поддержки деятельности предприятий туризма и гостеприимства, то стоит отметить, что это , во-первых, действия государственных органов, которые должны быть направлены на установление институтов (норм, правил, ограничений) и определение порядка их соблюдения

для достижения целей и задач, которые ставит власть во взаимодействии с субъектами предпринимательства.

То есть институциональная поддержка деятельности ту-ристско-гостиничных предприятий достигается за счет взаимодействия соответствующих организаций: органов государственной власти, туристско-общественных организаций, туристических и гостиничных предприятий, банков, страховых компаний, инвестиционных фондов, и так далее.

Механизм организационно-экономического обеспечения деятельности туристско-гостиничных предприятий представляет собой совокупность последовательных процессов и управленческих действий по оптимизации использования всех имеющихся ресурсов. Использование предложенного механизма позволит повысить экономическую эффективность предприятий туризма и гостиничного хозяйства, что достигается за счет сбалансированной системы управления субъектами предпринимательства.

Результаты

Представленный механизм организационно-экономического обеспечения деятельности туристско-гостиничных предприятий решает вопрос отдельных управленческих решений, связанных с развитием сферы и объединением интересов всех участников туризма рынок.

Вопросы, касающиеся практического применения механизмов и моделей организационно-экономического обеспечения деятельности предприятий в сфере туризма, остаются дискуссионными, поскольку специфика их деятельности зависит от многих факторов, которые не всегда укладываются в общую теорию управления.

Предлагаемое организационно-экономическое обеспечение деятельности туристско-гостиничных предприятий на основе построения эффективного механизма, способного решать задачи институционального, организационного и экономического характера, в отличие от существующих, определяет комплексное управленческое влияние на все объекты управления участие в финансово-хозяйственной деятельности и обеспечивает оптимизацию и эффективное использование всех имеющихся ресурсов, что позволяет учитывать потребности всех участников туристического рынка на основе сочетания их экономические интересы.

По мнению авторов, использование указанных механизмов и моделей в практике предприятий туризма и гостиничной индустрии не вызывает сомнений, поскольку сочетание организационно-правовой и финансово-экономической составляющих дает возможность на всех уровнях управления учитывать интересы всех участников рынка туристическая индустрия и улучшение имиджа страны.

В результате проведенных исследований предложено организационно-экономическое обеспечение деятельности туристов и гостиничных предприятий на основе построения эффективного механизма, способного решать задачи внутреннего, организационного и экономического характера.

Изучая историю экономических вопросов относительно «организационно-экономических механизмов» и «механизмов организационно-экономического обеспечения», установлено, что предложенный в работе механизм организационно-экономического обеспечения деятельности туристско-гостиничных предприятий отличается совокупностью последовательных процессов, определяющих комплексное управленческое влияние на деятельность экономических объектов и позволяет оптимизировать их потенциал.

Выявлено, что механизм организационно-экономической поддержки деятельности туристско-гостиничных предприятий представляет собой совокупность последовательных процес-

X X

о

го А

с.

X

го т

о

м о

м «

fO

es о es

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о ш m

X

3

<

m О X X

сов и управленческих действий направлен на оптимизацию использования всех имеющихся ресурсов. Использование предложенного механизма позволит повысить экономическую эффективность деятельности предприятий туристической и гостиничной отрасли, достигнутую за счет сбалансированной системы управления для субъектов предпринимательства.

Выводы

Сделан вывод о том, что в настоящее время при ведении бизнеса в сфере туризма необходимо четко учитывать внешние и внутренние факторы, влияющие на деятельность хозяйствующих субъектов и совершенствовать систему управления персоналом, поскольку от его профессиональных способностей зависит уровень удовлетворенности потребителей туристских и гостиничных услуг.

Перспективой дальнейших исследований должно стать построение экономико-математической модели организационно-экономического обеспечения деятельности туристско-гости-ничных предприятий и определение прогнозных значений для их развития.

Литература

1. Борисова Л. и Борисова Л. (2019). Направления развития отечественных туристических компаний. Экономика. Экология. Социум. 9. 3. 12-24.

2. Баттих, Р. Учётно-экономическое обеспечение управления финансово-экономической безопасности гостиничного бизнеса / Р. Баттих // Инновации и инвестиции. - 2020. - № 9. - С. 177-182.

3. Баттих, Р. Методика формирования учетно-аналитиче-ской системы деятельности организаций сферы услуг / Р. Бат-тих // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2021. -Т. 2, № 10(118). - С. 8-12. - DOI 10.36871/ек.ир.р.г.2021.10.02.002. - EDN JQCGAJ.

4. Вурдубас, Дж. (2016). Потребление энергии и использование возобновляемых источников энергии в отелях: тематическое исследование на Крите, Греция. Дж. Тур. Хосп. Управление 4. 75-87

5. Дехтияр, Н. А. (2020). Проблема защиты бренда как объекта интеллектуальной собственности в туризме. Экономика и подвеска. 22.

6. Довхан Л.И. и Лулукало О.Х. (2012) Формирование организационно-экономического механизма эффективного управления предприятием. Экономический вестник НТУУ «КПИ». С. 48—56.

7. Ермаченко В., Дорохов О., Дехтяр Н. (2015). Развитие делового туризма на основе государственно-частного партнерства. Анализ туризма. 20. 4. 433-440.

8. Журавлова С.М. (2017). Экономическая эффективность инвестиций в гостиничные предприятия. Сталий розви-ток экономики. 7. 158-163.

9. Зайцева В.М. (2019). Актуальные проблемы та перспективы развития туристического и гостинично-ресторанного бизнеса : монография / коллектив авторов; за зах. красный. проф. В.М. Зайцевой; Запорожье : ТОВ «ЛИПС» ЛТД, 400.

10. Мейер Б., Низгода А. (2018). Влияние восприятия досуга на рекреационно-туристические пространства в городской местности. Туризм. 28. 1. 47-52.

11. Петрова М., Дехьяр Н., Клок О. и Лосева О. (2018). Развитие региональной туристической инфраструктуры в государственных стратегиях. Проблемы и перспективы в менеджменте. 16. 4. 259-274.

Economic and organizational support of hotel and tourism activities

Zaher Nagham, Skobkin S.S.

Russian University of Economics

JEL classification: B00, D20, E22, E44, L23, L51, L52, M11, M20, M30, Z33

The article develops organizational and economic support for the activities of tourist and hotel enterprises based on the construction of an effective mechanism for solving problems of an institutional, organizational and economic nature.

The authors found that the development of tourism has a huge impact on the socioeconomic state of the country and the level of quality of life of the population, therefore, the formation of organizational and economic support for the activities of tourist and hotel enterprises is of paramount importance, since the tourism industry is an interdisciplinary complex that is part of the tourism industry and unites various types of economic activity from material production to the nonmaterial sphere, which are the material basis of tourism, the basis of personnel training, production or organization management, and the implementation of a tourist product. It is emphasized that tourism enterprises are business entities of a specific nature, which have certain features both in terms of the organization of production and their socio-economic efficiency.

An integrated approach to the formation and implementation of state policy in the field of tourism and hotel industry is proposed. The functional relationship of the totality of the main factors that determine the state of the financial and economic activities of tourist and hotel enterprises is determined. It is indicated that the economic efficiency of the activities of enterprises in the tourism and hotel industry is achieved through a balanced system of personnel management. A model for monitoring the development of personnel is proposed. Using this model allows you to control and manage the process. It is concluded that today, when doing business in the field of tourism, it is necessary to clearly take into account external and internal factors that affect the activities of business entities and improve the personnel management system, since the level of satisfaction of consumers of tourism and hotel services depends on the professional abilities of the staff.

Keywords: organizational and economic support, activity, enterprise, tourism, hotel management, mechanism.

References

1. Borisova L. and Borisova L. (2019). Directions of development of domestic travel companies. Economy. Ecology. Society. 9.3.12-24.

2. Battikh, R. Accounting and economic management of the financial and economic security of the hotel business / R. Battikh // Innovations and investments. - 2020. - No. 9. - P. 177-182.

3. Battikh, R. Methodology for the formation of an accounting and analytical system for the activities of organizations in the service sector / R. Battikh // Economics and management: problems, solutions. - 2021. - Vol. 2, No. 10(118). - P. 8-12. -DOI 10.36871/ek.up.p.r.2021.10.02.002. - EDN JQCGAJ.

4. Vourdubas, J. (2016). Energy Consumption and Renewable Energy Use in Hotels: A Case Study in Crete, Greece. J. Tour. Hosp. Management 4. 75-87

5. Dekhtiyar, N. A. (2020). The problem of brand protection as an object of intellectual property in tourism. Economy and suspension. 22.

6. Dovkhan L.I. and Lulukalo O.H. (2012) Formation of the organizational and economic mechanism for effective enterprise management. Economic Bulletin of NTUU "KPI". pp. 48-56.

7. Ermachenko V., Dorokhov O., Dekhtyar N. (2015). Development of business tourism on the basis of public-private partnership. Tourism analysis. 20.4.433440.

8. Zhuravlova S.M. (2017). Economic efficiency of investments in hotel enterprises. Steel development of the economy. 7. 158-163.

9. Zaitseva V.M. (2019). Actual problems and prospects for the development of tourism and hotel and restaurant business: monograph / team of authors; for the red. prof. V.M. Zaitseva; Zaporozhye: TOV "LIPS" LTD, 400.

10. Meyer B., Nizgoda A. (2018). Influence of perception of leisure on recreational and tourist spaces in urban areas. Tourism. 28. 1. 47-52.

11. Petrova M., Dehyar N., Klok O. and Loseva O. (2018). Development of regional tourism infrastructure in state strategies. Problems and prospects in management. 16.4.259-274.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.