Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УЩЕРБ ОТ ПАНДЕМИИ COVID-19 И МЕРЫ ПО ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЮ В СТРАНАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА. (ОБЗОР)'

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УЩЕРБ ОТ ПАНДЕМИИ COVID-19 И МЕРЫ ПО ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЮ В СТРАНАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА. (ОБЗОР) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1577
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COVID-19 / КРИЗИС / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УЩЕРБ / АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ивановский Борис Георгиевич

В работе описывается экономический ущерб от пандемии коронавируса COVID-19. Рассматриваются финансовые, организационные и налоговые меры по преодолению кризиса, вызванного пандемией, которые предпринимаются в Европейском союзе. Особое внимание уделяется действиям отдельных государств ЕС по поддержке предпринимательской и финансовой деятельности, сферы поставок продукции и услуг, а также занятости и доходов населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC DAMAGE FROM THE COVID-19 PANDEMIC AND MEASURES TO OVERCOME IT IN THE COUNTRIES OF THE EUROPEAN UNION. (REVIEW)

The paper describes the economic damage from the COVID-19 coronavirus pandemic. Discusses the financial, organizational and tax measures to overcome the crisis caused by the pandemic, which are being taken in the European Union. Particular attention is paid to the actions of individual EU states to support entrepreneurial and financial activities, the supply of goods and services, as well as employment and incomes of the population.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УЩЕРБ ОТ ПАНДЕМИИ COVID-19 И МЕРЫ ПО ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЮ В СТРАНАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА. (ОБЗОР)»

УДК 338:339:578.834. doi: 10.31249/espr/2021.03.04

Б.Г. Ивановский*

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УЩЕРБ ОТ ПАНДЕМИИ COVID-19 И МЕРЫ ПО ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЮ В СТРАНАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА (Обзор)

Аннотация. В работе описывается экономический ущерб от пандемии ко-ронавируса COVID-19. Рассматриваются финансовые, организационные и налоговые меры по преодолению кризиса, вызванного пандемией, которые предпринимаются в Европейском союзе. Особое внимание уделяется действиям отдельных государств ЕС по поддержке предпринимательской и финансовой деятельности, сферы поставок продукции и услуг, а также занятости и доходов населения.

Ключевые слова: COVID-19; кризис; экономический ущерб; антикризисные меры; Европейский союз.

Для цитирования: Ивановский Б.Г. Экономический ущерб от пандемии COVID-19 и меры по его преодолению в странах Европейского союза. Обзор // Экономические и социальные проблемы России. - 2021. - № 3. - С. 75-87.

B.G. Ivanovskiy

Economic damage from the COVID-19 pandemic and measures to overcome it in the countries of the European Union (Review)

Abstract. The paper describes the economic damage from the COVID-19 corona-virus pandemic. Discusses the financial, organizational and tax measures to overcome the crisis caused by the pandemic, which are being taken in the European Union. Particular attention is paid to the actions of individual EU states to support entrepreneurial and financial activities, the supply of goods and services, as well as employment and incomes of the population.

* Ивановский Борис Георгиевич, канд. экон. наук, ведущий научный сотрудник Отдела экономики Института научной информации по общественным наукам РАН (ИНИОН РАН).

Ivanovskiy Boris, PhD (Econ. Sci.), Leading Researcher of the Department of Economics, Institute of Scientific Information for Social Sciences, Russian Academy of Sciences (Moscow, Russia).

75

Keywords: COVID-19; crisis; economic damage; anti-crisis measures; European

Union.

For citation: Ivanovskiy B.G. Economic damage from the COVID-19 pandemic and measures to overcome it in the countries of the European Union (Review) // Economic and Social Problems of Russia. - 2021. - N 3. - Р. 75-87.

Введение

По оценкам специалистов Bloomberg, глобальные экономические потери от пандемии коронавируса в 2020 г. составили около 5 трлн долл. Мир погрузился в самый глубокий кризис со времен Великой депрессии, и, по прогнозам, к докризисным показателям страны смогут вернуться не раньше 2022 г. [Гордеев, 2020].

Последствия для мировой экономики, по мнению экспертов ООН, оказались более существенными, чем от кризиса 2008-2009 гг. Так, уровень глобального ВВП сократился на 4,3% по сравнению с «допандемичес-ким» периодом [В ООН заявили ..., 2020]. Ситуацию осложняют медленные темпы вакцинации. Например, европейским странам это обошлось в 90 млрд евро дополнительных расходов только в 2021 г. [Европу предупредили о провале ..., 2021]. Вышедший в конце ноября 2020 г. доклад Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) предупреждает, что кризис существенно ухудшит ситуацию с социальным неравенством [Доклад о торговле и развитии ..., 2020]. Социальную неопределенность и напряженность усугубила третья «волна» пандемии, затронувшая многие страны Европы, Америки и других континентов в 2021 г.

Восстановление мировой экономики от воздействия коронавирусной инфекции замедляется из-за появления новых штаммов вируса. По прогнозам компании Bloomberg, общий ущерб глобальной экономики до 2025 г. может достигнуть 35 трлн долл. [Bloomberg: пандемия может ..., 2020].

Власти многих стран постарались обеспечить массовую финансовую поддержку юридическим и физическим лицам. В общей сложности с марта 2020 г. на эти цели, по некоторым оценкам, израсходовано около 12 трлн долл. [Веселовски, 2021]. Однако государственная финансовая и социальная поддержка, предоставляемая в большинстве стран, охваченных COVID-19, не предотвратила кризис мировой экономики, обусловленный ограничением предпринимательской деятельности и путешествий, нарушением цепочек поставок и рядом других факторов [Перспективы развития мировой экономики ..., 2021, с. xv].

Помимо общих негативных для мировой экономики явлений специалисты отмечают катастрофическое сокращение экономик европейских стран (падение ВВП, объемов производства, прибыли компаний и т.п.) [Крючкова, 2020]. Программы господдержки, начатые в 2020 г. в большинстве европейских стран, в 2021 г. были продолжены. Только Велико-

76

британия уже в октябре 2020 г. завершила свою программу мер по поддержке населения и бизнеса, подвергая риску тысячи рабочих мест.

В условиях глобальности кризиса, вызванного пандемией, опыт по его преодолению стран - членов ЕС (как преимущества, так и недостатки) представляет определенный исследовательский и практический интерес для российского общества и государства.

Действия органов Евросоюза, направленные на преодоление последствий пандемии COVID-19

Основная ответственность за разработку рекомендаций и согласование совместных действий стран Евросоюза (ЕС), направленных на борьбу с распространением коронавирусной инфекции и ее негативными последствиями для экономики и социальной сферы, лежит на Европейской комиссии (ЕК)1. В 2020 г. ЕК предприняла беспрецедентные меры по восстановлению социально-экономического положения стран - членов ЕС, пострадавших от пандемии, оказав огромную финансовую помощь предприятиям и частным лицам.

Так, ЕК предложила комплекс мероприятий, направленных на: обеспечение достаточного запаса средств защиты и медикаментов по всей Европе; введение гибких налоговых правил ЕС; обеспечение ликвидности малого и среднего бизнеса (МСП), а также сектора здравоохранения; предоставление государствам - членам ЕС возможностей для охраны здоровья граждан, в том числе временное ограничение туристических поездок в страны ЕС из других стран; предоставление широких возможностей для вакцинации населения [Commission strengthens ..., 2021]. Кроме того, ЕК предприняла меры, направленные на предотвращение несогласованных действий государств-членов, способных подорвать общие усилия по борьбе с пандемией коронавируса.

Гибкие фискальные правила ЕС. Еще в 1997 г. страны - члены ЕС одобрили Пакт о стабильности и росте (Stability and Growth Pact - SGP), который включает положение «об освобождении от ответственности», позволяющее им в кризисных ситуациях временно отклоняться от стандартных требований европейской налогово-бюджетной системы. Данное положение позволило сдержать масштабы негативного влияния пандемии COVID-19 на экономику европейских стран. В соответствии с Пактом SGP государства - члены ЕС могли принимать ограниченные по времени фискальные корректировки [Coronavirus: Commission ..., 2020].

1 Высший орган исполнительной власти ЕС, ответственный за подготовку законопроектов, выполнение решений Европарламента и Совета ЕС, контроль соблюдения договоров ЕС и других правовых актов, а также за текущие дела Союза (по материалам Википедии).

77

Государственная помощь. В марте 2020 г. ЕК приняла «Временные меры государственной помощи для поддержки экономики в условиях текущей вспышки COVID-19» (Temporary Framework for State aid measures to support the economy in the current COVID-19 outbreak), которые позволяют государствам - членам ЕС прибегать к гибким правилам государственной помощи для поддержки экономик во время и после вспышки COVID-19. «Временные меры...» позволяют использовать следующие виды поддержки: прямые гранты (или налоговые преимущества) предприятиям (до 800 тыс. евро); государственные гарантии по кредитам компаний; государственные займы с выгодными (субсидируемыми) процентными ставками для организаций; гарантии для банков, оказывающих поддержку бизнесу; гарантии прямой помощи государства клиентам банков (а не самим банкам); государственное страхование краткосрочных экспортных кредитов. В соответствии с данным документом государственные органы стран - членов ЕС должны были предоставлять гарантированную помощь частному бизнесу до конца 2020 г. [State aid ..., 2020].

Помимо поддержки, предусмотренной «Временными мерами.», государства - члены ЕС для помощи предприятиям, пострадавшим от COVID-19, могут предпринимать дополнительные шаги. Они включают поддержание ликвидности компаний, находящихся под угрозой банкротства, а также финансовую компенсацию бизнесу ущерба, понесенного в результате форс-мажорных обстоятельств. Эти меры позволяют поддерживать сферу услуг, которая наиболее сильно пострадала от воздействия пандемии (например, транспорт, туризм и гостиничный бизнес). Многие гибкие общеевропейские схемы поддержки, доступные для большинства европейских компаний, также включают субсидии для выплаты заработной платы и налоговые вычеты [COVID-19: Commission ..., 2020].

Правила ЕС о государственной помощи направлены на обеспечение честной конкуренции в рамках общеевропейского рынка. Государственная помощь запрещена, если она препятствует свободной конкуренции и торговле между государствами-членами. Национальные власти должны уведомить ЕК о необходимости получения помощи от центральных органов и фондов ЕС.

В 2020 г. ЕК также реализовала различные схемы социально-экономической помощи отдельным странам Европы, в частности: Италии (субсидии для производства медицинского оборудования), Дании и Франции (государственные гарантии), Германии (льготные кредиты, прямые гранты), Испании (государственные гарантии предприятиям и самозанятым) и т.п. Более того, в переходный период после Брексита правила ЕС о государственной помощи распространяются и на Великобританию.

Инвестиции, направленные на борьбу с коронавирусом. Инвестиционная политика реагирования на последствия коронавируса со стороны ЕК направлена в первую очередь на развитие системы здравоохранения, а также на поддержку МСП и рынка труда, которые оказались наиболее

78

уязвимыми в условиях пандемии. Для реализации этих целей ЕК перевела 37 млрд евро в Европейский структурный инвестиционный фонд (ЕСИФ, European Structural Investment Fund - ESIF). Одновременно Комиссия приостановила действие правил возврата неизрасходованных средств ЕСИФ и других инвестиционных фондов государств - членов ЕС. Дополнительно к 29 млрд евро структурного финансирования всего ЕС страны Союза могли использовать еще 7,9 млрд евро из бюджета ЕС для борьбы с кризисом, вызванным коронавирусом [EU Coronavirus ..., 2020].

Кроме того, ЕК намеревалась упростить процедуры предоставления социально-экономической помощи в условиях кризиса COVID-19, что позволяет государствам - членам ЕС направлять финансовую поддержку в наиболее пострадавшие сектора экономики. Европейский фонд адаптации к глобализации (European Globalisation Adjustment Fund) также может быть мобилизован для поддержки уволенных работников и самозанятых.

Поддержка МСП. ЕК отдельно выделила средства для финансовой поддержки наиболее пострадавших МСП стран - членов ЕС. В этих целях Еврокомиссия предоставила 1 млрд евро бюджетных гарантий Европейскому инвестиционному фонду (ЕИФ, European Investment Fund, EIF) через Европейский фонд стратегических инвестиций (ЕФСИ, European Fund for Strategic Investments, EFSI). При поддержке бюджетных гарантий ЕК, ЕИФ предоставляет гарантии национальным банкам стран ЕС, мобилизуя 8 млрд евро на финансирование их оборотного капитала. Предполагается также объявить «кредитные каникулы» (пролонгация погашения кредитов) для пострадавших от коронакризиса компаний [Communication from ..., 2020, p. 5].

Программа чрезвычайных закупок. Европейский центральный банк (ЕЦБ, The European Central Bank, ЕСВ) в марте 2020 г. принял Программу чрезвычайных закупок в условиях пандемии (Pandemic Emergency Purchase Programme, PEPP) стоимостью 750 млрд евро [Programme d'achat ..., 2020], которая дополняет действующую Программу количественного смягчения (Quantitative easing, QE). Программа PEPP направлена на закупки частных активов и государственных ценных бумаг с целью противодействия серьезным рискам трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики и негативным тенденциям развития зоны евро, возникшим в результате вспышки и эскалации распространения коронавируса. При этом ЕЦБ оставил основную ставку рефинансирования на уровне 0,0% и сохранил ставку по своим депозитам овернайт в размере - 0,5% [Interest Rates ., 2021].

Совместные закупки товаров медицинского назначения. Организационные структуры ЕС поддерживают самостоятельные усилия государств-членов по закупке медицинского и санитарного оборудования, включая тесты, маски и аппараты ИВЛ. ЕК разработала и внедрила несколько ускоренных процедур закупок данных товаров в рамках Соглашения о совместных закупках (Joint Procurement Agreement - JPA) и выделила на эти цели 50 млн евро [Rios, 2020].

79

JPA позволяет странам ЕС проводить совместные операции по закупке вакцин, противовирусных препаратов и т.д. Это Соглашение подписали 26 стран - членов ЕС, а также Норвегия и Великобритания [Joint Procurement Agreement ., 2021].

Опыт борьбы некоторых стран - членов ЕС с кризисом COVID-19

Помимо общеевропейских мер, предпринимаемых ЕК для поддержки и восстановления европейской экономики, государства - члены ЕС осуществляют и самостоятельные действия по преодолению последствий кризиса COVID-19.

Германия. К началу пандемии в стране отмечался самый низкий в Европе уровень безработицы, составлявший 5%. В течение 2020 г. безработица увеличилась. В среднем каждая пятая немецкая компания прибегла к увольнениям или отказалась от продления истекавших срочных трудовых договоров в связи с экономическими последствиями пандемии. Промышленное производство в Германии начало снижаться еще до экономического кризиса, вызванного COVID-19. По итогам 2020 г. оно сократилось на 10-15%. Особенно сильно пострадала немецкая автомобильная промышленность, на которую приходится около 20% промышленного производства и 5% всех рабочих мест в стране, - в связи с закрытием заводов, срывом поставок комплектующих и падением спроса [Страновой обзор ..., 2020, с. 20].

Во втором квартале 2020 г. падение ВВП Германии составило 14% [Страновой обзор ..., 2020, с. 19]. Однако в целом за год сокращение экономики страны (на 5%У оказалось не столь значительным по сравнению с Францией (сокращение ВВП на 8,3%), Испанией (падение ВВП на 11%) и Италией (на 9,2% соответственно) [Реализация Антикризисных мер ..., 2021]. Частично такой эффект объясняется тем, что некоторые немецкие регионы с апреля 2020 г. разрешили работать заводам и строительным компаниям. После существенного падения индекс делового климата (рассчитываемый Институтом экономических исследований Мюнхенского университета) вырос с 74,2% в апреле до 79,5% в мае 2020 г. [Страновой обзор ..., 2020, с. 19].

По оценкам экономистов Deutsche Bank, в 2021 г. в стране ожидается увеличение промышленного производства на 10% [German industry . ,

1 По данным ЕК весной 2021 г. этот показатель составлял 4,9%. См. Spring 2021 Economic Forecast. Economic forecast for Germany // European Commission . - 2021. - 12.05. -URL: https://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:BuOA_4JutdsJ:https://ec.europa.eu/ info/business-economy-euro/economic-performance-and-forecasts/economic-performance-country/ germany/economic-forecast-germany_sv%3F2nd-language%3Det+&cd=17&hl=ru&ct=clnk&gl= ru&client=firefox-b-d (дата обращения: 27.05.2021).

80

2020, p. 1], однако производственные показатели не достигнут уровня 2018 г. Рост ВВП прогнозируется на 4% [Страновой обзор ..., 2020, с. 20].

При оценке влияния макроэкономической ситуации Deutsche Bank допускает сокращение до 25% экспорта немецкой промышленной продукции в Великобританию и Италию. Ожидается примерно такое же сокращение экспорта во Францию, Испанию и страны Еврозоны в целом. Экспорт в США уже по итогам I квартала 2020 г. сократился примерно на 10%. Вместе с тем относительно успешные меры Китая, Японии и Южной Кореи по сдерживанию распространения инфекции привели к тому, что экспорт из Германии в эти страны лишь незначительно снизился. Сохранение спроса со стороны восточноазиатских стран способствует восстановлению немецкой экономики [Страновой обзор ..., 2020, с. 20].

В контексте борьбы с COVID-19 федеральное правительство Германии предприняло ряд мер, направленных на социально-экономическую поддержку физических лиц, в том числе сохранение занятости и уровня доходов. Например, в рамках программы компенсации сокращенного рабочего времени период привилегированных условий (с низкой фиксированной налоговой ставкой) для получения пособия продлен с 70 до 115 дней. Этот механизм распространен также и на временно занятых [Country policy ..., 2021].

По данным Брюссельского международного аналитического центра «Брейгель» (BRUEGEL), Германия опережает многие страны мира в плане бюджетных расходов на поддержку экономики и бизнеса в условиях распространения коронавирусной инфекции (табл. 1).

Таблица 1

Фискальные меры, предпринятые в разных странах в рамках борьбы с последствиями коронавируса (по состоянию на 18 ноября 2020 г.), в % от ВВП за 2019 г.*

Страны Непосредственное бюджетное стимулирование Отсрочки по налогам Другие механизмы предоставления ликвидности / гарантий

Бельгия 1,4 4,8 21,9

Дания 5,5 7,2 4,1

Франция 5,1 8,7 14,2

Германия 8,3 7,3 24,3

Греция 3,1 1,2 2,1

Венгрия 0,4 8,3 0,0

Италия 3,4 13,2 32,1

Нидерланды 3,7 7,9 3,4

Португалия 2,5 11,1 5,5

Испания 4,3 0,4 12,2

Великобритания 8,3 2,0 15,4

США 9,1 2,6 2,6

"Составлено по данным: [The fiscal response 2020].

81

Сумма средств из бюджета, направленная в 2020 г. на поддержку предпринимательства в Германии, составила 346 млрд евро (10,1% ВВП), величина отсрочки по уплате налогов и других платежей - 500 млрд евро (14,6% ВВП), средства на покрытие ликвидности, включая правительственные гарантии - 932 млрд евро (27,2% ВВП)1 [Страновой обзор ..., 2020, с. 9].

Наиболее значимые финансовые меры по поддержке немецкого бизнеса включают:

- 100 млрд евро направлены из Фонда стабилизации экономики на докапитализацию и покупку долей участия в компаниях, пострадавших от пандемии, из которых 50 млрд евро прямых субсидий самозанятым и микропредприятиям (до 15 тыс. евро на компанию);

- 10 млрд евро ежегодно в период 2021-2024 гг. выделяются на компенсации в рамках программы сокращения рабочего времени на предприятиях;

- 2 млрд евро предназначены для финансирования стартапов, новых технологических компаний и малого бизнеса;

- 33,5 млрд евро выделено для налоговых льгот и других сокращений налоговых поступлений;

- 500 млрд евро идет в виде отсрочек по уплате налогов, включая 70 млрд евро отсрочки по прямым налогам на прибыль компаний и 430 млрд евро по косвенным налогам и социальным взносам;

- 365,5 млрд евро ассигнуется на расширение существующей программы государственных гарантий бизнесу в рамках национального банка развития «Кредитный институт по восстановлению» (KfW) и 100 млрд евро - на рефинансирование крупных задолженностей перед этой организацией;

- 400 млрд евро отчислено на предоставление гарантий и поддержание ликвидности компаний в рамках Фонда стабилизации экономики [Страновой обзор ..., 2020, с. 9].

Кроме того, важным импульсом для поддержки бизнеса со стороны немецких властей стало коллективное обращение в 2020 г. группы из 68 крупных немецких компаний к федеральному правительству Германии с просьбой обеспечить в условиях кризиса, вызванного пандемией, выполнение Парижских соглашений по климату [Germany: 68 companies ..., 2020].

В отличие от многих стран мира Германия оказалась более подготовленной к противостоянию коронавирусной инфекции в организационном, экономическом и социальном плане. Немалую роль в этом сыграл опыт преодоления последствий мирового финансового кризиса 2008-2009 гг.

Во Франции для борьбы с последствиями COVID-19 было создано специальное подразделение в рамках Министерства экономики и финансов

1 По данным официальной статистики, ВВП Германии по итогам 2019 г. составил 3,4 трлн евро [Страновой обзор ..., 2020, с. 9].

82

(Ministère de l'Économie et des Finances). Правительство также объявило о принятии ряда неотложных мер, в том числе: пролонгация выплат налогов и взносов социального страхования; отсрочка банковских кредитов и выполнения государственных контрактов; поддержка МСП путем предоставления фиксированных грантов и т.п. Кроме того, например, Французская федерация страховых обществ (Французский союз страховщиков, Federation Francaise des Societes d'Assurances, FFSA) выделила 200 млн евро в государственный фонд борьбы с последствиями пандемии [Coronavirus: les assureurs ., 2020].

Примером страны, которая выбрала отличную от других государств ЕС стратегию преодоления негативных последствий коронавирусной инфекции, служит Швеция, отказавшаяся от введения строгих ограничений. Д. Набарро, специальный посланник Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по COVID-19, отмечает, что жесткий карантин служит «грубым инструментом», который серьезно бьет по доходам граждан и МСП [Bloomberg: пандемия может ..., 2020]. По оценкам зарубежных экспертов, снижение ВВП Швеции с апреля по июнь 2020 г. составило 8,6%, в то время как экономический спад в других странах ЕС в среднем за этот период составил 11,9% [Coronavirus: Sweden's ..., 2020]. В то же время число смертей от COVID-19 в Швеции намного больше, чем в соседних странах. Согласно данным Университета Дж. Хопкинса, к сентябрю 2020 г. от пандемии в Швеции умерли 5,8 тыс. человек (при 84,9 тыс. заразившихся), тогда как, например, в Дании - 627 человек (при 18,3 тыс. заболевших) [Bloomberg: пандемия может ..., 2020].

С начала пандемии Швеция в значительной степени полагалась на принципы добровольного социального дистанцирования, а предприятия продолжали работать. Шведское правительство надеялось, что отказ от локдауна поможет уменьшить потери рабочих мест и смягчит последствия пандемии для бизнеса. Однако экономика Швеции слишком зависит от экспорта, который значительно снизился в условиях распространения коронавирусной инфекции. Сокращение спроса в мировом масштабе не могло не сказаться на социально-экономическом положении страны.

Заключение

По прогнозу ОЭСР, общемировой ВВП может вырасти в 2021 г. на 5%. Однако темпы восстановления глобальной экономики зависят от целого ряда факторов. В их числе: появление новых штаммов коронавируса и вероятность новых «волн» пандемии, строгость карантинных мер и ограничений, уверенность потребителей и компаний в будущем, а также соответствие масштабов поддержки со стороны государств потребностям развития бизнеса и социальной сферы [Richter, 2020].

Важную роль в обеспечении плавного и быстрого выхода из кризиса COVID-19, а также в минимизации риска повторения аналогичной

83

ситуации может сыграть международное экономическое сотрудничество. В целях научного обоснования его перспективных направлений группа экспертов из Королевского института международных отношений (Chatham House, Лондон) разработала Программу по глобальной экономике и финансам (Global Economy and Finance Programme). В ней перечислены основные экономические проблемы, с которыми сталкивается мир в результате пандемии и которые требуют своего решения, в том числе: восстановление международной торговли и инвестиций; долг развивающихся стран; инновационное развитие здравоохранения; новые корпоративные цели и обязанности; эволюция международной валютной системы и т.д. [Global Economy ..., 2021].

Однако следует отметить, что в последние годы значительно усилились международные разногласия и снизилось доверие между странами, в том числе в Европе и в Евросоюзе, в частности. Неблагоприятный политический климат подрывает как общемировые действия по борьбе с коронавирусной инфекцией, так и соответствующее сотрудничество в рамках ЕС.

Очевидно, что восстановление экономик стран ЕС после пандемии потребует значительных затрат в течение продолжительного периода времени. При этом всем государствам - членам ЕС следует найти баланс, который позволит поддерживать экономику, не препятствуя ее естественному развитию. Многие предприятия и даже отрасли не смогут вернуться к докризисному состоянию. Необходимо избежать восстановления компаний, которые больше не способны самостоятельно осуществлять свою деятельность.

Россия переживает пандемию коронавирусной инфекции с социально-экономической точки зрения лучше, чем наиболее развитые страны Европы. Период остановки работы российских предприятий был непродолжительным и распространялся не на все компании, а соглашение с ОПЕК стабилизировало нефтяной рынок. По распространенному мнению, Россия оказалась в более выгодном положении по сравнению со многими странами мира благодаря большому госсектору и небольшой доле сферы услуг, на которую пришелся основной удар пандемии. Однако и в России государство вынуждено оказывать помощь пострадавшим от пандемии гражданам, отраслям экономики и предприятиям. В этой связи опыт ЕС по борьбе с последствиями распространения коронавирусной инфекции является весьма актуальным. Тем более что страны Евросоюза были и остаются важными торгово-экономическими и культурными партнерами России.

1 Некоммерческая неправительственная организация, возникшая в 1920 г. В настоящее время считается вторым по значимости аналитическим центром мира («фабрика мысли» или «think tanks») - по материалам Википедии. - URL: https://ru.wikichi.ru/wiki/ Chatham_House (дата обращения: 25.06.2021).

84

Список литературы

1. В ООН заявили о сокращении мировой экономики в 2020 году на 4,3% // ТАСС. -

2020. - 25.01. - URL: https://tass.ru/ekonomika/10542613 (дата обращения: 06.05.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Веселовски Т. COVID-19 тяжело ударил по экономике. Сможет ли она восстановиться в 2021-м? // Радио Азаттык. Экономика. - 2021. - 03.01. - URL: https://rus.azattyq.org/a/ covid-19-has-hit-the-world-economy-hard-can-it-recover-in-2021/31001832.html (дата обращения: 04.05.2021).

3. Гордеев В. Bloomberg оценил потери мировой экономики от коронавируса в $5 трлн // РБК. - 2020. - 09.04. - URL: https://www.rbc.ru/economics/09/04/2020/5e8ec97f9a 79478537a44e47 (дата обращения: 19.05.2021).

4. Доклад о торговле и развитии за 2020 г. От глобальной пандемии к процветанию для всех: не допустить еще одного потерянного десятилетия // ЮНКТАД. - 2020. - URL: https://unctad.org/system/files/official-document/tdr2020overview_ru.pdf (дата обращения: 19.05.2021).

5. Европу предупредили о провале экономики из-за медленной вакцинации // LENTA.ru. -

2021. - 04.02. - URL: https://lenta.ru/news/2021/02/04/eu/ (дата обращения: 19.05.2021).

6. Крючкова Е. Коронавирус сразил европейскую экономику. ВВП стран Евросоюза во втором квартале сжался на 14,4% // Коммерсант. - 2020. - 31.07. - URL: https://www. kommersant.ru/doc/4440617 (дата обращения: 20.05.2021).

7. Перспективы развития мировой экономики: преодоление неравномерного восстановления экономики / МВФ. - 2021. - Апрель. - i-xvii, 180 с. - URL: https://www.imf.org/ru/ Publications/WEO/Issues/2021/03/23/world-economic-outlook-april-2021 (дата обращения: 03.06.2021).

8. Реализация Антикризисных мер и Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост и долгосрочные структурные изменения экономики / Минэкономразвития РФ. - 2021. - 04.02. - 38 с. - URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/6a9190a9d5b59d27a968d25e55299c1d/Realizaciy a_antikrizisnyh_mer.pdf (дата обращения: 19.06.2021).

9. Страновой обзор: опыт Германии в борьбе с COVID-19 / Департамент международного и регионального сотрудничества СП РФ. - 2020. - 29 с. - URL: https://ach.gov.ru/upload/ pdf/Germany-Covid-19.pdf (дата обращения: 10.05.2021).

10. Bloomberg: пандемия может обойтись мировой экономике к 2025 году в $35 трлн. // Коммерсант. - 2020. - 07.09. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/4482597 (дата обращения: 12.05.2020).

11. Commission strengthens transparency and authorisation mechanism for export of COVID-19 vaccines // European Commission. - 2021. - 24.03. - URL: https://ec.europa.eu/commission/ presscorner/detail/en/ip_21_1352 (дата обращения: 03.05.2021).

12. Communication from the Commission to the European Parliament, the European Council, the Council, the European Central Bank, the European Investment Bank and the Eurogroup / European Commission. - 2020. - 13.03. - 11 p. - URL: communication-coordinated-economic-response-covid19-march-2020_en.pdf (europa.eu) (дата обращения: 04.05.2021).

13. Coronavirus: Commission proposes to activate fiscal framework's general escape clause to respond to pandemic // European Commission. Press release. - Brussels, 2020. - 20.03. -

85

URL: https://static.poder360.com.br/2020/03/comissao-europeia-libera-gastos-coronavirus-20mar2020.pdf (дата обращения: 03.05.2021).

14. Coronavirus: les assureurs se mobilisent et annoncent de nouvelles mesures exceptionnelles pour protéger les personnes et les entreprises les plus impactées par le virus Covid-19 // Federation Francais de l'Assurance. - 2020. - 23.03. - URL: https://www.ffa-assurance.fr/presse/ communique-de-presse/coronavirus-les-assureurs-se-mobilisent-et-annoncent-de-nouvelles (дата обращения: 04.05.2021).

15. Coronavirus: Sweden's economy hit less hard by pandemic // BBC News. - 2020. - 05.08. -URL: https://www.bbc.com/news/business-53664354 (дата обращения: 18.05.2021).

16. Country policy responses // ILO. - 2021. - 09.06. - URL: https://www.ilo.org/global/topics/ coronavirus/regional-country/country-responses/lang--en/index.htm#DE (дата обращения: 13.05.2021).

17. COVID-19: Commission sets out European coordinated response to counter the economic impact of the Coronavirus // European Commission. - 2020. - 13.03. - URL: https:// ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/IP_20_459 (дата обращения: 03.05.2021).

18. EU Coronavirus Response // European Commission. - 2020. - March. - URL: eu_corona-virus_response.pdf (europa.eu) (дата обращения: 03.05.2021).

19. German industry. Coronavirus crisis distracts from structural problems // Deutsche Bank Research. Germany Monitor. - 2020. - 05.05. - URL: https://www.dbresearch.com/PROD/ RPS_EN-PR0D/PR0D0000000000507658/German_industry%3A_Coronavirus_crisis_dis-tracts_from.pdf?undefined&realload=wQ2bTNAsUTamhZ0/DH~7EjKp7e/B/PjL5J2STgita EIZi6TFTWjfrWzavmZrjfck (дата обращения: 04.05.2021).

20. Germany: 68 companies call on Govt. to ensure COVID-19 recovery measures are in line with Paris Agreement // Business & Human Rights Resource Centre. - 2020. - 27.04. -URL: https://www.business-humanrights.org/en/latest-news/germany-68-companies-call-on-govt-to-ensure-covid-19-recovery-measures-are-in-line-with-paris-agreement/ (дата обращения: 15.05.2021).

21. Global Economy and Finance Programme // Chatman House. - 2021. - URL: https://www. chathamhouse.org/about-us/our-departments/global-economy-and-finance-programme (дата обращения: 07.05.2021).

22. Interest Rates and Monetary Police: Key Economic Indicators // UK Parliament. House of Common Library. - 2021. - 23.07. - URL: https://commonslibrary.parliament.uk/research-briefings/sn02802/ (дата обращения: 04.05.2021).

23. Joint Procurement Agreement to procure medical countermeasures // European Commission. - 2021. - URL: https://ec.europa.eu/health/sites/default/files/preparedness_response/ docs/jpa_agreement_medicalcountermeasures_en.pdf (дата обращения: 04.05.2021).

24. Programme d'achat d'urgence face à la pandémie de COVID-19 (PEPP) // data.europa.eu. -2020. - 04.04. - URL: https://data.europa.eu/data/datasets/pandemic-emergency-purchase-programme-pepp?locale=fr (дата обращения: 05.05.2021).

25. Richter F. Global GDP could return to pre-pandemic levels as early as 2021, says OECD // World Economic Forum. - 2020. - 21.09. - URL: https://www.weforum.org/agenda/ 2020/09/oecd-global-gdp-pre-pandemic-level-2021-sustainable-resilient/ (дата обращения: 19.05.2021).

26. Rios B. Protective equipment joint purchase ready in two weeks, Commission says // Euractiv. - 2020. - 24.03. - URL: https://www.euractiv.com/section/coronavirus/news/

86

protective-equipment-joint-purchase-ready-in-two-weeks-commission-says/ (дата обращения: 04.0.2021).

27. State aid: Commission adopts Temporary Framework to enable Member States to further support the economy in the COVID-19 outbreak // European Commission. - 2020. - 19.03. -URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ip_20_496 (дата обращения: 19.05.2021).

28. The fiscal response to the economic fallout from the coronavirus / Anderson J., Bergamini E., Brekelmans S. at el. // Bruegel Datasets. - 2020. - 24.11. - URL: https://www.bruegel.org/ publications/datasets/covid-national-dataset/ (дата обращения: 13.05.2021).

87

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.