Научная статья на тему 'Экономический уклад мордовских племен в VIII-XV вв'

Экономический уклад мордовских племен в VIII-XV вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
206
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА И ТЕХНИКА ЗЕМЛЕДЕЛИЯ / SYSTEM AND TECHNOLOGY OF AGRICULTURE / БОРТНИЧЕСТВО / МЕТАЛЛУРГИЯ / METALLURGY / МЕТАЛЛООБРАБОТКА / METALWORKING / ТЕРМИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА / HEAT TREATMENT / ТЕХНИКА ЛИТЬЯ / MACHINERY CASTING / КОВКА / FORGING / ЗЕРНЬ / GRANULATION / ВЫЕМЧАТАЯ И ПЕРЕГОРОДЧАТАЯ ЭМАЛЬ / NOTCHED AND CLOISONNé ENAMEL / BEE-KEEPING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Петербургский Иван Митрофанович

Статья посвящена изучению экономического уклада мордовских племен в домонгольский и золотоордынский периоды. На основе анализа вещевого материала из древних памятников исследуются вопросы состояния сельского хозяйства, сельскохозяйственных промыслов и домашнего производства. Выявлено время появления ремесел в изучаемом регионе в VIII-XV вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ECONOMIC STRUCTURE OF MORDOVIAN TRIBES IN VIII-XV CENTURIES

The paper studies the economic structure of the Mordovian tribes in the pre-Mongol and the Golden Horde period. Based on analysis of the thing materials from ancient monuments the author investigates questions of conditions of agriculture, agricultural handicrafts and agricultural home production. He revealed the time of appearance of crafts in the studied region in VIII-XV centuries.

Текст научной работы на тему «Экономический уклад мордовских племен в VIII-XV вв»

УДК 338: 930.2(=511.152) ББК У02

И. М. Петербургский

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УКЛАД МОРДОВСКИХ ПЛЕМЕН В VIII-XV вв.

Ключевые слова: система и техника земледелия, бортничество, металлургия, металлообработка, термическая обработка, техника литья, ковка, зернь, выемчатая и перегородчатая эмаль.

I. M. Petersburgsky

THE ECONOMIC STRUCTURE OF MORDOVIAN TRIBES IN VIII-XV CENTURIES

Keywords: system and technology of agriculture, bee-keeping, metallurgy, metalworking, heat treatment, machinery casting, forging, granulation, notched and cloisonné enamel.

Детальное изучение вещевых материалов из средневековых археологических памятников, письменных сведений и этнографических данных позволяют утверждать, что хозяйство мордвы в УШ—ХУ вв. как комплексное, предполагавшее развитое земледелие, животноводство, охоту, рыболовство, бортничество, металлургию и металлообработку, прядение и ткачество, обработку дерева, кости, кожи и другие виды домашнего производства.

Природные условия территории расселения мордовского народа разнообразны. Это и дремучие леса, лесостепь и черноземы, и следы Среднерусской возвышенности, что оказывало большое влияние на виды и способы ведения хозяйства.

Для мордовского народа, тысячелетиями ведущего оседлый образ жизни, основу

экономики составляло земледелие. На территории расселения мордвы оно возникает в эпоху бронзы и продолжает самобытно развиваться в городецкое и послегородец-кое время [5]. Большие успехи земледелие сделало в УШ-ХУ вв. Подсечное земледелие, которое господствовало до середины I тыс. н. э., заменяется пашенным. С изменением системы земледелия происходят значительные сдвиги и в технике земледелия. На смену малопроизводительных (мотыга, слабоизогнутый серп, ручные зернотерки, узколезвийный топор) появляются более современные пахотные орудия - рало, соха, плуг.

Вопрос о времени появления земледелия у древнейших племен европейской части России крайне сложен, прежде всего из-за скудности источников, освещающих первые шаги земледельческо-скотоводческого хозяйства.

Предпосылки, обусловившие возможность возникновения новых видов хозяйственной деятельности, создавались на основе ранее существующего охотничье-рыболовного хозяйства. С ростом производительных сил в этих регионах стали возникать новые формы хозяйственной деятельности, ведущее место среди которых занимало земледелие.

Археологический материал, полученный в результате раскопок мордовских памятников, позволяет утверждать, что территория Окско-Сурского междуречья во второй половине I тыс. н. э. являлась областью с относительно высокой земледельческой культурой и развитым скотоводством. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас письменные источники. Например, в Лаврентьевской летописи под 1228 г. было записано, что «великий князь Гюрги и Ярослав и Костянтинович Василько Всеволод идоша на мордву и муромский князь Гюрги Давыдович вошел в землю мордовскую, Пургасову волость, пожогша жита и потравиша, и скоты избиша, полон по-слаша назад» [16, с. 125]. Так как это все происходило в январе, то жечь жито могли только находящийся на хранении в скирдах. Наличие запасов необмолоченного хлеба свидетельствует о богатых запасах зерна у мордовского населения, которые возможны только при использовании совершенной системы и техники земледелия.

В лесных зонах до середины I тыс. н.э. для расширения пашни использовали малопроизводительный втульчатый топор. С появлением во второй половине I тыс. н. э. пашенного земледелия он заменяется широколезвийным топором. Эти топоры в мордовских памятниках Х1—ХУ вв. становятся преобладающими находками.

В домонгольское время для обработки почвы мордовские земледельцы использовали два вида известных на территории расселения мордвы орудий труда - мотыгу и рало.

Мотыги, возникшие еще в городецкое время, наряду с пахотными орудиями продолжали бытовать вплоть до XIII в. По-

добные орудия труда широко бытовали в мордовских древностях УШ-Х! вв. В погребальных памятниках они чаще встречались в мужских захоронениях. По утверждению Ю. А. Краснова, районами распространения являются Прикамье, лесное Поволжье и долина Оки [22, с. 27].

Во второй половине I тыс. н. э. мордва, наряду с мотыжной обработкой земли, в некоторых местах стала использовать пашенную с применением пахотных упряжных орудий. На территории расселения мордовских племен наиболее ранними из них являются наральники, найденные в культурном слое УНХ вв. городища Ош Пан-до [38, с. 77]. Всего на городище и за валом было найдено три наральника, длина которых составляла от 120 до 158 см. Подобные орудия труда на этой территории просуществовали сравнительно долго и использовались для обработки мягких окультуренных почв, которые уже были в то время у земледельцев. Для обработки лесных расчисток подсечного земледелия данные орудия земледелия были малопроизводительными.

В Х^ХУ вв. происходят изменения в технике земледелия, совершенствуется и система земледелия. Вместо двухпольной, переложной системы появляется трехпольная с посевами под озимь. Мотыги и наральники заменяются сошниками, плужными лемехами. Об этом свидетельствуют находки подобных орудий в Ниже-борковском, Киржеманском кладах земледельческих орудий труда [41, с. 276-281; 42, с. 237-242]. Детали от плуга и сошники находили в Ковылкинском районе у с. Паньжа и в других местах.

В средневековых памятниках VIII-ХУ вв. известны и орудия по уборке урожая. В домонгольское время для жатвы использовался слабоизогнутый серп. Эти орудия относились к наиболее древним формам финно-угорского сельскохозяйственного комплекса и встречались в памятниках УШК! вв.

В Х^ХУ вв. совершенствуются орудия труда уборки урожая. Вместо слабоизогнутого серпа появляются более совершен-

ные - изогнутые с насечкой на лезвии серпы. Основное их количество приходится к памятникам ХШ-ХУ вв. Они известны в погребениях Кельгининского, Мордпар-кинского, Гагинского могильников, а также в культурном слое Итяковского городища [3; 6, с. 69, с. 72; 37, с. 119]. Многие исследователи считают, что по конструктивным особенностям относятся к московскому и новгородскому типам [24, табл. 15, рис. 2, 15].

В археологическом материале имеются сведения об орудиях размола и местах обмолота зерна. Например, в ходе раскопок Е. И. Горюновой селища ХШ-Х1У вв. у с. Полянки Ковылкинского района Республики Мордовия у одного из жилищ была обнаружена четырехугольной формы ровная утрамбованная площадка. После детального анализа расследователь сделала вывод, что на ней производился обмолот хлебных злаков. Обмолот хлеба производили с помощью цепов или деревянной палки, которые бытовали у мордвы до середины ХХ в.

В условиях совершенствования пашенного земледелия изменялись и орудия по переработке зерна. Каменная зернотерка, характерная для мотыжного земледелия, заменяется ручной мельницей с каменными жерновами. Подобные жернова были найдены в культурном слое городища Ош Пандо, на селище Морга, у пос. Клюквенный и Дубитель [8, с. 33; 17, с. 82; 31, с. 78].

Наряду с ручными мельницами, в золо-тоордынское время у мордвы, возможно, стали появляться и водяные мельницы. В письменных источниках ХУ1 в. они уже упоминаются [19, с. 78].

С развитием техники земледелия расширяются и пашенные угодья, а также производство зерна. Интересные сведения на этот счет имеются в описании А. Курбского о походе на Казань. Он писал, что у населения, живущего на р. Суре «хлеб сла-достейший паче драгоценных калачей». Казанский летописец сообщает, что мордва и чуваши, живущие в бассейне р. Свияги, -«земледельцы и трудницы и злолютые ратники» [18, с. 25].

С древнейших времен основными зерновыми культурами являлись ячмень, пшеница, рожь, просо, овес, из бобовых - горох, чечевица. Культивировали и технические культуры - лен и коноплю.

Таким образом, археологический материал из мордовских памятников предмон-гольского и золотоордынского периодов свидетельствует, что земледелие на этой территории становится в экономической жизни населения господствующим.

Широкое распространение земледелия сыграло важную роль в изменении географии расселения мордовского народа [9-12].

Он осваивал новые пространства вдоль малых рек, превращал эту территорию в пригодную для земледельческо-скотоводческого хозяйствования; особенно эти перемены происходили с развитием пашенного земледелия. В свою очередь эти изменения способствовали появлению новых типов поселений - небольших земледельческо-скотоводческих типа Ста-робадиковского, Алкаевского III, Ефаевско-го I, Шаверки II, Полянки [8, с. 3-126].

Развитие животноводства во многом зависело от уровня земледелия. Материалы, характеризующие эту отрасль хозяйства

мордовского края, довольно значительные. Кости домашних животных и предметы, связанные с животноводством, достаточно часто встречаются в мордовских памятниках УШ-ХУ вв. Проведенный остеологический анализ материалов из ряда мордовских памятников дает сведения о составе стада, породе животных, разводимых мордвой. По видовому составу исследованные кости относятся к следующим: лошадь, корова, овца, свинья. Особенности фауны мордовских памятников - значительное преобладание костей домашних животных над костями диких.

Особое место в стаде занимала лошадь. Ее использовали не только как транспортное животное, но и как мясное, а также как жертвенное при проведении религиозных обрядов. Достаточно сказать, что с ним связаны древние обряды жертвоприношения. Вот как описывал этот обряд И. Барбаро, посетивший мордовские земли в ХУ в.:

«В известное время лошадь выводят в поле и привязывают ей все четыре ноги и голову к кольям, вбитым в землю. Потом один из них, вооруженный луком и стрелами, став на известном расстоянии, пускает в ее грудь стрелы до тех пор, пока она не падет мертвой. После этого ее обдирают и, съев мясо... шкуру набивают соломой, искусно зашивают ее, а вместо ног вставляют прямые палки, дабы чучело могло стоять, как живая лошадь. По совершению этих церемоний все отправляются к какому-нибудь дереву, у которого обрубают несколько ветвей, и, прикрепив доску на вершине, ставят на нем чучело. Потом поклоняются ему, приносят в дар соболей, горностаев, белок, лисиц, волков и другие какие-либо меха, которые прикрепляются к дереву так, что оно все ими унизано» [цит. по: 16, с. 183].

Мордовское население использовало коня и в погребальных обрядах. В некоторых могильниках этого периода встречались погребения с конем, так и отдельные конские захоронения [7, с. 9]. О значении лошади в хозяйстве свидетельствуют многочисленные символы коня на различных украшениях и бытовых предметах. Эти изо-

бражения указывают на то, что это животное у мордвы и других народов Среднего Поволжья становится культовым.

Следующее место в стаде занимал крупный рогатый скот. Он давал населению не только мясо, но и молоко, которое употребляли в пищу в сыром и переработанном виде. Мордва разводила также свиней и мелкий рогатый скот. Что касается мордовского овцеводства, то некоторые сведения дают исследованные образцы тканей из Паньжинского могильника. Анализ образцов позволяет говорить о том, что мордовское овцеводство стояло на высоте и развивалось по линии тонкорунных видов [35].

В мордовских памятниках находят орудия труда, связанные с животноводством: косы, ботала, ножницы для стрижки овец, удила, стремена, остатки конской сбруи. Эти орудия свидетельствуют, что зимой скот держали в закрытых помещениях и для его содержания заготовляли сено.

Большим подспорьем в хозяйстве мордвы были сельскохозяйственные промыслы: охота, рыболовство и бортничество. Охотились как на мясного животного - медведя, лося, кабана, - так и на пушных зверей -куницу, горностая, соболя, лису, бобра, белку, зайца и др. Основным направлением охоты в первой половине II тыс. н. э. становится добыча шкурок пушных зверей, которые служили основным товаром торговых сделок и выплаты дани. Достоверность этих сведений подтверждается результатами анализа остеологических данных фауны Итяковского городища. Из 9 129 костей млекопитающих только 491 принадлежала диким животным [37].

Фламандский путешественник ХШ в. Гильем Рубрук, посетивший мордовскую землю и другие покоренные монголами страны, отмечал, что народы этих стран привозили дорогие меха разного рода, которые он никогда не видел и в которые они одевались зимой [33, с. 114].

После включения мордовской земли в состав Золотой Орды мордва была обложена данью - ясаком. По словам Плано Карпини, «ежегодно, как малый, так и боль-

шой, даже однодневный младенец, или бедней или богатый платил дань, давая одного черного бобра, одного соболя, одну черную лисью шкурку».

В сведениях иностранных путешественников начала ХУ в. имеются сведения о значении охоты в экономической жизни мордовского населения. Например, австрийский дипломат С. Герберштейн, приезжавший послом германского императора в Россию в 1517-1526 гг., при описании мордовских земель сообщал: «К востоку и югу от реки Мокши встречаются огромные леса, в которых живет народ мордва, который имеет особый язык... Они живут в селах, разбросанных там и сям, возделывают поля, питаются звериным мясом и медом, изобилуют драгоценными мехами [цит. по: 33, с. 114]. «Бобровые гоны», «лебединые ловли» и другие охотничьи угодья упоминаются и в более поздних письменных источниках [16, с. 153-154].

Шкурка белки в течении длительного времени у мордвы выполняла при торговых сделках функцию денег. Абу Хамид писал, что они осуществляют торговые сделки между собой при помощи старых беличьих шкурок, на которых нет шерсти, когда из них нельзя извлечь никакой пользы, и они абсолютно ни для чего не пригодны [19, с. 90].

Данные мордовского языкознания подтверждает факт существования у мордвы меховых денег. Мордовский языковед Н. Ф. Цыганов выяснил, что слово «ур» (буквально «белка») в ряде мордовских селений в значении «копейки» или «деньги» бытовало вплоть до недавнего времени [43, с. 137-146].

В мордовских памятниках известны и орудия охоты. Самым распространенным и наиболее древним орудие охоты был лук со стрелами. Изготовлялись из железа. По форме они разнообразны. Встречались типично охотничьи стрелы-срезни для добычи мелких пушных зверей.

Кроме лука со стрелами, на охоте мордва использовала и копья. Эти орудия использовались при охоте на крупного зверя: медведя, лося, кабана и др. Мордовское население, вероятно, охотилось не только

Предметы связанные с животноводством

с помощью оружия, но и при помощи всевозможных ловушек - ям, силки, капканов, тенет и др., которые не требовали большого труда и времени. Ямы использовались в основном на крупного зверя - медведя, лося, волка и др. Подобная яма была обнаружена при раскопках селища ХНУ в. у с. Полянки Ковылкинского района РМ. Она была вырыта на южной окраине селища с обоюдноострым колом, вбитым в дно [13].

В письменных источниках имеются сведения о соколиной охоте. Г. Рубрук отметил, что «у них в изобилии свиньи, мед, воск, драгоценные меха и соколы» [16, с. 182].

Значительную роль в экономической жизни мордовского народа играло рыболовство. При раскопках памятников находят не только кости и чешую рыб, но и орудия лова, что позволяет определить способы ловли и основные виды рыб водоемов этого региона.

Самым распространенным способом индивидуальной рыбной ловли был крюч-ковый, которые очень часто встречаются в

10 11

1_I_I_I

Изделия из кости

мордовских древностях УШ-ХУ вв. Подобные орудия лова были найдены при раскопках Старобадиковского поселения, Итяков-ского городища [8, с. 14; 31, табл. III, рис. 6], а также в погребениях Второго Старобадиковского, Серповского и других могильников [2, с. 131; 27, с. 108]. Ловля рыбы на крючок производилась разными способами. В основном использовались перемет и подводка. Подводковая ловля практикуется и в настоящее время, чаще при зимнем лове.

Рыбу добывали и с помощью колющих орудий. К этим предметам относились од-нозубые и двузубые острога. Они использовались для ловли крупной рыбы во время и после нереста. Подобные снасти встречались в культурном слое как поселений, так и погребальных памятников. В качестве вспомогательного орудия при зимней ловле использовали пшено.

Применялись и самоловные снасти, сплетенные из ивняка, - мержи и верши. Первые обычно ставились в отверстия заколов. Верши имели форму корзины с воронкообразным отверстием. Внутри оставляли

приманку. У мордвы эти снасти используются и в настоящее время. Рыбу ловили с помощью сетей и бредней. Об этом свидетельствуют находки в древних памятниках грузил и иголок для вязания сетей.

Следует полагать, что для лова рыбы пользовались многими другими видами орудий и приемами, которыми пользовались в домонгольский период.

Этнографические данные говорят, что в районах проживания мордвы с давних пор была широко распространена ловля рыбы с помощью загородки («закола»). Иностранный путешественник Штраус (XVI в.) так описывал закол, который он видел на Оке у г. Мурома: «В реке вбивают ряд кольев в виде треугольника, оставляя небольшие входы, попав сюда, белуга не может выйти, даже повернуться в узком пространстве. Тогда рыбаки бьют ее дротиками и вынимают из нее икру: самую белугу солят и отправляют в Москву, где ее покупает и простой народ» [18, с. 74].

Подобный способ лова рыбы зафиксирован И. Лепехиным в XVIII в. Заколы применяет современная мордва Ельниковского района Республики Мордовия.

В крупных и малых реках водились многие виды ценных рыб - осетр, стерлядь, сом, щука и др.

Например, при исследовании ихтиофауны реки Мокши был исследован 391 костный фрагмент рыбы, 3 356 чешуи из культурного слоя Итяковского городища. Эти кости и чешуя принадлежали 27 особям и относились к 6 видам - лещ, судак, окунь, сом, щука и плотва.

Наибольшее количество костей и чешуи принадлежало 10 особям леща, возраст которых составлял от 2 до 13 лет, а масса - от 0,2 до 8 кг. Второе место по количеству костного материала и чешуи принадлежало судаку. Возраст их от 3 до 14 лет, вес - от 1 до 5 кг. Окунь в костных остатках городища представлен 6 особями, возраст которых составлял 3-4 года, масса - от 0,3 до 3,0 кг. Кости сома принадлежали 2 особям, реконструированный вес сомов - от 5 до 25 кг. Кости щуки принадлежали 6 видам, возраст их - от 2 до 9

лет, вес - 0,5 - 5 кг. Последнее место в костном материале принадлежало плотве, масса которой составляла 0,2 кг [15, с. 199-200].

Исследованные кости и чешуя, обнаруженные в кухонных остатках жителей Итяковского городища, позволяют сделать заключение, что отличий от современной ихтиофауны р. Мокши не прослежено. Только в прошлом, надо полагать, был более интенсивный темп роста в связи с более значительным объемом кормовых биомасс.

Большим подспорьем в экономической жизни мордовского населения было бортничество. Древнее бортничество мало походило на современное пчеловодство. Обычно мед и воск преимущественно добывали от лесных пчел, живущих в лесу в естественных или специально приготовленных дуплах деревьев. Дерево, где жили пчелы, называлось бортью или бортным деревом. Земля, на которой находились борти, называлась бортной землей, бортным угодьем. Огромные леса и луга создавали благоприятные условия для развития дикого и бортного пчеловодства. О занятиях мордвы бортничеством свидетельствует и ряд письменных источников.

В памятнике древнерусской письменности «Слово о погибели Русской земли» наряду с соседствующими с русской землей народами отмечалось, что «буртасы, черемисы, вяды и мордва бортьничиху на князя великого Володимира» [16, с. 127].

Письменные источники домонгольского периода подтверждают, что большое развитие бортничество получило в Муромско-Рязанской земле, а также в центральной части Окско-Волжского междуречья, где проживала основная масса мордовского населения

Путешественник XVI в. С. Герберштейн писал, что у мордвы «великое изобилие меда, рыбы, птиц и зверей, и древесные плоды гораздо превосходнее плодов московских». В более позднее время мордовские земли являлись одним из районов, откуда во все уголки Русского государства вывозилось большое количество меда и воска. Как отмечал шведский торговый деятель 1674 г. Иоганн Кильбургер, «хотя тут и там в Мо-

Орудия по обработке дерева

скве добывается много меду, как белого, так и бурого. но в провинции мордве собирается все-таки наилучший и теперь весь потребляется в стране [19, с. 91].

В истории развития бортничества можно выделить ряд этапов: примитивное бортничество; приспособление естественных дупел для бортей, а затем устройство искусственных бортей; переход к пасечному пчеловодству.

Самое примитивное бортничество состояло в том, что человек отыскивал в лесу дуплистые деревья, населенные пчелами, и ставил знак собственности. Следующим этапом в развитии бортничества было приспособление естественных дупел, а также когда человек сам долбил деревья и населял их пчелами. Об этом свидетельствуют находки в памятниках бортных топоров. В домонгольский период, видимо, эти два этапа были основной формой бортничества.

О наличии у мордвы бортничества свидетельствует также археологический материал. При раскопках поселений и могильников встречаются орудия, связанные с изготовлением бортей, - бортные топоры и пешни.

Появление специальных топоров некоторые исследователи относят к X-XI вв.

Это узколезвийные топоры, длина которых в два раза превышала длину лесорубных топоров. В ХШ-ХУ вв. эти орудия довольно часто встречались в мужских погребениях. Эти топоры резко отличаются от лесорубных по своим конструктивным особенностям. Для них характерным является узкое, до 40 см, длинное и неширокое лезвие. Они имеют слегка дугообразное заостренное лезвие. Подобными орудиям для долбления бортей пользовались и бортники на Руси.

Другим орудием бортника было долото с квадратной втулкой и несколько скошенным лезвием, которое, как правило, сопутствует бортным топорам.

Такое сочетание наблюдается в памятниках мордвы домонгольского периода. В могильнике Заречное II было найдено 8 бортных топоров, 7 из них сопровождались долотом; в Стексово II, Красное I 4 топора сопровождались долотом [25, табл. 21, рис. 7, 8; табл. 25, рис. 8, 17; табл. 27, рис. 12, 14; табл. 29, рис. 16, 19; табл. 30, рис. 8, 15; табл. 38, рис. 3, 8; табл. 47, рис. 15, 17; табл. 61, рис. 23; табл. 78, 8, 9; табл. 99, рис. 10, 12].

Для долбления бортей могли использовать тесло с вогнутым лезвием и другие деревообрабатывающие орудия.

В археологическом материале имеются не только предметы, связанные с бортничеством, но и продукты пчеловодства - куски и круги воска в погребениях Х!-ХГУ вв. Например, в разрушенном погребении Дубровского могильника, кроме бортных топоров, выявлен круг воска диаметром 20 см. Скорее всего он предназначался для продажи [30; 31, с. 42].

Вопрос о времени появления искусственного пчеловодства у мордвы остается пока слабо разработанным. Однако в письменных источниках встречаются косвенные упоминания о наличии пасечного пчеловодства. Например, в купчей Петуя Авкеманова («мордвина деревни Тотуше-вы»), составленной в 1594 г., говорится, что мордвин продал пурдышевскому монастырю «бортный ухожай с стоячим деревом и с лежачей колодою, деланное дерево и неделанное со пчелами и безо пчел» [19, с. 91].

Эти данные свидетельствуют, что в XV в. мордовское население занималось искусственным разведением пчел, что является началом пасечного пчеловодства.

Значительную роль в экономической жизни играли домашние промыслы: металлургия и металлообработка, обработка дерева, кожи, кости, прядение и ткачество, гончарное дело и др.

Раскопки древних поселений и погребальных памятников на территории расселения мордвы дали богатый материал для характеристики ремесла. На рубеже I тысячелетия н. э. мордовские мастера осваивают новый материал, ставший важнейшим сырьем в производстве орудий труда, оружия и предметов домашнего быта. Это было железо, которое оказало большое влияние на рост экономики в этом регионе. Процесс плавки железа и изготовление из него предметов требовали больших знаний, усилий и времени, и, скорее всего, люди, связанные с этим делом освобождались от других занятий. Тем самым общество способствовало выделению металлургического и металлообрабатывающего ремесла.

Металлургическое производство на древнемордовской территории было основано на местном сырье - болотных и дерновых рудах, богатые запасы которых известны по всей территории лесной полосы Восточной Европы, в том числе в бассейне Верхней и Средней Оки.

Территория мордовского края также была богата залежами железной руды, об этом свидетельствуют названия некоторых рек (Рудня) и исследованные древнейшие рудные разработки.

Рудные месторождения были зафиксированы при раскопках Самозлей-ского, Ош Пандо городищ, а также между селами Бор-ки и Рыбкино Ковылкинского района Республики Мордовия.

Геологические разведки, проводимые в 1935 г. на территории Мордовии свидетельствуют о том, что залежи болотной и дерновой руды встречаются почти во всех районах республики. Следовательно, древнейшие металлурги имели в своем распоря-

жении достаточное количество необходимого сырья для получения железа.

О приемах и орудиях разведки железных руд в археологическом материале сведений нет. Общие черты разработки и разведки рудных месторождений можно восстановить по этнографическим материалам. Рудные залежи отыскивали щупами (рожнами), разрабатывали простой железной лопатой, ломом и кайлом [21, с. 38].

Железо варили в стороне от построек. Местом плавки выбирали склоны неукрепленных и укрепленных поселений. Иногда плавильные сооружения устраивались на месте рудных разработок. Так, например, на городище Ош Пандо вся руда была сосредоточена на западном склоне [39, с. 82], а на Втором Енгалычевском городище остатки металлургического производства встречались на восточном склоне.

Нельзя полностью отрицать возможность варки железа непосредственно на поселениях, на что указывают частые находки железных шлаков, сопл на территории поселений.

Исследователи отмечали, что самым древним способом получения железа была варка металла в земляных ямах. В домонгольское время мордовские металлурги железо могли варить и в глиняных горшках в обыкновенных печах. Об этом свидетельствует найденный на городище Ош Пандо горшок с обогащенной рудой [38, с. 82].

Во второй половине I - начале II тыс. н. э. железо варили в более совершенных сыродутных печах, остатки которых были выявлены при раскопках поселений Новый Усад 3, Клюквенный 4, Старое Девичье 2 и др. [1, с. 56; 8, с. 32, 52].

С добыванием железа тесно связаны его обработка и изготовление из него многочисленных изделий. Это прежде всего орудия труда, к которым относятся многочисленные инструменты по обработке металла, дерева, кости, кожи, а также сельскохозяйственный и промысловый инвентарь, предметы вооружения и снаряжения всадника и коня, предметы быта. Отходы кузнечного производства (шлаки) и сами инструменты,

Литейные и слесарные принадлежности

а также изделия, найденные на поселениях и в погребальных памятниках, говорят о том, что большая часть этих изделий изготовлена местными сельскими кузнецами.

Особое место в производстве кузнечных изделий занимают инструменты и оборудованные специальные помещения - кузницы. Подобные помещения на территории Мордовии появляются в середине I тысячелетия н.э. Мастерские по обработке металла выявлены при раскопках Теньгушевского городища, пос. у с. Старое Бадиково, Старое Девичье 2 и др. [8, с. 13, 56; 19, с. 31].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В археологическом материале известны и погребения кузнецов. Одно такое захоронение было изучено при раскопках Елизавет-Михайловского мордовского могильника УШ-Х! вв. Здесь были найдены молоток, клещи, пробой, ножницы по железу, два бородка, зубило и полукруглое долотцо [40, с. 70].

Экономика, преодолев временный спад в регионе, связанный с монгольским нашествием, во второй половине XIII в. начинает быстро развиваться. В этих условиях роль металлургии и металлообработки в хозяйственном укладе населения значительно возрастает. Меняются способы получения

Ювелирные изделия

железа и технологические приемы изготовления железных изделий, увеличивается ассортимент железных предметов, совершенствуются инструменты кузнечного производства, меняются способы получения кричного железа. Эти изменения требовали от металлургов наличия большого количества железа. Основным сырьем для получения по-прежнему остаются дерновые и болотные руды. Поиск и разработка рудных местонахождений производился примитивным методом, известным мордве еще в древности. Отыскивали месторождения руды длинными щупами (рожнами), разрабатывалась деревянной или железной лопатой, ломом и кайлом [21, с. 38].

Добыча руды производилась простым способом. Описание подобной добычи в районе г. Мурома дал путешественник ХУШ в. И. И. Лепехин. Он писал, что руда добывалась шурфами, т. е. круглыми ямами, из которых после подводят штольни или подкопы, но недалеко, потому то «руда гнездовая и только кучками попадается. Самые глубокие шурфы около шести сажень.

Но как слои земли, руду покрывающие, весьма мягки и состоят из песка и суглинка, то добывание руды не трудное. Руда имеет темно-красный цвет с беловатой прожилью и принадлежит к так называемым болотным рудам. Такой руды должно быть в окрестностях великое множество, ибо в лесу, который от заводов до берега реки Оки верст на пять простирается не упоминая другой его обширности в болотистых протоках везде примечается ржавчина, истинное доказательство железной руды» [19, с. 83].

Добыча руды подобным образом была зафиксирована на рудных месторождениях ХШ-ХI вв. между селами Рыбкино и Борки Ковылкинского района РМ, где была обнаружена древняя шахта для добычи железной руды.

В отличии от предшествующего времени, плавка металла производилась в сыродутных печах-домницах. Появление подобных сооружений Б. А. Рыбаков считал большим техническим прогрессом.

Материалы археологических раскопок мордовских поселений позволяют говорить, что в ХШ-ХVI вв. на территории расселения мордвы появляются металлургические и металлообрабатывающие центры не только на территории поселений, но и на месте рудных разработок. Среди них Полянский, Ефаевский, Муранский, Барбашинский, Итяковский, Рыбкинско-Боркинский и Шелехметь.

Известны в мордовских памятниках и кузнечные орудия - кричные клещи, секачи, бородки, наковальни, кузнечные зубила и др.

Как показывают материалы раскопок поселений и могильников, а также металлографический анализ ряда железных изделий, мордовские кузнецы в УШ-ХУ вв. владели высоким мастерством изготовления разнообразных орудий труда, оружия и бытовых предметов. Основным поделочным материалом для производства орудий труда, оружия и бытовых предметов была сырцовая сталь. Варили железо из местных дерновых и болотных руд. Помимо сырцовой стали мордовские мастера зна-

ли приемы получения цементированной и легированной стали. Сырье выбирали в зависимости от изделия. Основным технологическим приемом при производстве железных изделий являлась свободная ковка. Знали технику цементации как готовых изделий, так и заготовок, способ кузнечной сварки, а также приемы термической обработки готовых изделий.

Широкое внедрение металла в повседневный быт, большой объем знаний, связанных с его обработкой, и степень мастерства в использовании сложных кузнечных работ свидетельствует о том, что древне-мордовские кузнецы в конце I тыс. н. э. выделились из общины и ремесленная деятельность стала основным занятием.

Мордовские мастера владели обработкой цветных металлов, из которых изготовляли ювелирные украшения и котелки. Занимая центральный регион Восточной Европы, мордовское население сталкивалось с культурой других народов. В результате данного воздействия ювелирное дело мордвы обогащалось, сохраняя при этом традиции художественного мастерства своего этноса.

Исследователи отмечали, что в домонгольский и особенно золотоордынский период в связи с притоком нового населения наметилось наслоение новых традиций в создании ювелирных изделий. Именно в то время происходила унификация на обширной территории таких украшений, как серьги в виде знака вопроса, пластинчатые и витые браслеты, широкосерединные перстни и др.

В качестве основного сырья использовали медь, серебро и их сплавы. Поскольку на территории расселения мордвы залежей цветных металлов не было, эти материалы доставлялись из других регионов. Как полагают исследователи, с Прикамья и Северного Кавказа.

В процессе производства украшений мастерами использовались различные инструменты. Наиболее распространенными среди дошедших до наших дней были ювелирные молоточки, наковальни, бороздки, шарнир-

Изделия из дерева

ные ножницы, напильники, зубила, пилки, литейные формочки, льячки, тигли и др. Перечисленные инструменты встречались во многих древних памятниках мордвы.

При изготовлении украшений мастера в зависимости от сложности использовали различные технические приемы. Наиболее древними из них считаются литье и ковка. Применяли также штамповку и дополнительные приемы: гравировку, чеканку, заточку, вытяжку проволоки, резку, расплющивание металлических листов, пайку, зернь и др. С помощью этой техники ювелиры изготовляли разнообразные украшения: височные привески, браслеты, перстни, шумящие нагрудные украшения, шейные гривны, украшения обуви и др.

В домонгольское время художественной обработкой цветных металлов, прядением и ткачеством, гончарным делом занимались женщины. Об этом свидетельствуют находки предметов, связанных с ювелирным ремеслом, в женских погребениях. На это в свое время обратил внимание П. А. Рыбаков. Он отмечал, что в УШ. Захоронения женщин-литейщиц указывает на начало интереснейшего процесса выделения женского ремесла [36, с. 92]. Однако отсутствие особых плавильных печей принуждало

женщин-литейщиц прибегать к горну кузнеца в кузнице. В этих условиях женщина должна была уступить первенство мужчине. Можно предположить, что накануне монгольского нашествия бронзолитейное и ювелирное дело перешло в мужские руки.

В экономической жизни мордовского населения играли роль и домашние занятия: прядение и ткачество, обработка дерева, кости, кожи, гончарное производство и др.

Обработка дерева в VШ-XV вв. занимала особое место в жизни населения. Из дерева сооружали жилые и хозяйственные постройки, средства передвижения, домашнюю утварь и т. д.

В первую очередь из дерева возводили дома. Остатки таких построек были выявлены при раскопках городища Ош Пандо и селища Полянки [14, с. 37-38; 38, с. 94-97]. Дерево использовали для изготовления средств передвижения - лодок, лыж, саней. В русской летописи XV в. имеются сведения, что в 1444 г., когда была «зима люта и вельми зла, и снези велицы и ветры и вихри сильны» и когда «Мустофа царевичь при-де на Рязан со множеством татар ратню и повоевава власти и села рязанские, и много зла Рязани ученил», московский Василий Васильевич послал на помощь Рязани «свое войско, да мордву ртах с сулицами и с рогатинами и с саблями» [19, с. 88].

Из дерева изготовляли посуду - ложки, ковши, чаши и др., которые встречаются в погребальных памятниках мордвы VIГ-XV вв.

Известны в мордовских древностях орудия по обработке дерева: топоры, долота, стамески, сверла, скобели, тесла, пилки, ложкарные резцы и т. д. Особенно много подобных орудий было найдено в Кирже-мановском и Нижнеборковском кладах [41, рис. 3,1; 43, рис. 5,1].

В мордовских погребальных памятниках и поселениях VШ-XV вв. встречались предметы из кости и рога. Кость использовали для изготовления предметов религиозного характера (всевозможные амулеты), гигиены (гребни), орудий для вязания сетей и бредней, кочедыков, иголок, гладилок, пуговиц, деталей конской сбруи, а также

как материал для декоративного оформления предметов из железа. Эти изделия встречались в погребениях Куликовского, Стародевиченского, Паньчжинского, Кель-гининского и других могильников, а также на Итяковском, Ош Пандо городищах [33, рис. 15,8; 33, табл. 76, рис. 7; 6, рис. 61а,4; 37, табл. 1, рис. 1-6; 38, рис. 37,1-6: табл. XIX, рис. 12,16].

Изготовлялись предметы из кости техникой пиления, сверления, шлифовки. Знали способы выпрямления костей рога. Подобный метод был известен сельским мастерам и других народов.

В археологическом материале имеются обрывки тканей и пряслица, которые свидетельствуют о развитом в этом регионе прядении и ткачестве. Основным материалом для ткачества являлись волокно технических культур (льна и конопли), а также шерсть домашних животных. Исследователи тканей из мордовских могильников отмечали, что остатки холщевой ткани были хорошего качества - тонкие и плотные. При изготовлении полотна ткачи использовали различные технические приемы: простое полотняное переплетение, полотняное переплетение с уложенным узором, ажурное и саржевое переплетение. Наличие в мордовских памятниках тканей уложенного переплетения говорит о том, что мордовские ткачи в первой половине II тыс. н. э. переходили от вертикального ткацкого стана к горизонтальному.

Шерстяные ткани изготовлялись таким же способом, что и холщевые. В мордовских древностях встречались и полушерстяные ткани.

Шерстяные ткани красились в красный, коричневый, синий и черный цвета. Ткани из растительной пряжи отбеливались на солнце. Кроме образцов тканей, в памятниках VШ-XV вв. сохранились предметы, связанные с прядением и ткачеством. К их числу относятся пряслица, которые встречались во многих женских захоронениях. Это обстоятельство указывает на то, что прядением и ткачеством занимались женщины.

Развитое животноводство в избытке давало сырье для кожевенного дела. Из кожи

изготовляли ремни, конскую сбрую, обувь, сумки, кошельки и другие предметы.

Обувь делали как на мягкой, так и на подшивной подошве в виде тапочек, башмаков, полусапожек. Остатки подобной обуви были найдены в погребениях Елизавет-Михайловского, Стародевичен-ского могильников [33, с. 54; 41, с. 58].

Кроме башмаков, из кожи мордовские мастера изготовляли лапти. Техника производства такой обуви описана Л. В. Левашовой и происходила следующим образом: каждая подошва сделана из двух кусков сыромятной кожи, один из которых разрезали вдоль на пять, а другой на шесть параллельных ремней таким образом, что в одном конце разрезы не доходят до края. Неразрезанный конец одного из кусков кожи составлял носок, а другой -пятку подошвы; ремешки обоих кусков косо переплетались между собой. На внутренней поверхности ремней сохранились остатки лыковых лент лаптя, вместе с которым плелась и ременная подошва. Лапти с кожаной подошвой обнаружены в погребениях Лядин-ского могильника [23, с. 42].

О существовании такой обуви свидетельствуют частые находки кожаных обор в погребениях Степановского [29, с. 24], Второго Журавкинского и других мордовских могильников [29, с. 16, 28].

Мягкая кожа шла на изготовление сумочек. Подобная сумочка была найдена в Па-новском могильнике: имела овальное дно, прошитое по краям тонкими ремешками. К поясу она крепилась при помощи двух ремешков с серебряной накладкой с изображением грифонов. Один ремешок имел пряжку и пришивался к верхней части сумочки. Второй имел наконечник и крепился к нижнему концу [40, с. 14].

Проведенный анализ изделий из кожи свидетельствует, что мордовские кожевенники знали способы обработки шкуры крупного и мелкого рогатого скота. Знали способы получения толстой сыромятной и мягкой кожи. Технические приемы, связанные с изготовлением того или иного сорта кожи, аналогичны с приемами русских кожевников. Судя по этнографическим данным, ее изготовление

Изделия из кожи

подразделялось на ряд этапов. Первый этап заключался в удалении с внутренней стороны шкуры мездры (остатков подкожной клетчатки), а с внешней - волоса (шерсти). Для этого шкура размачивалась в воде или растворе извести. Для снятия мездры существовали специальные скобели с прямым тупым лезвием. Далее очищенную шкуру подвергали квашению в специальном растворе, изготовленном из отрубей ржи, ячменя, овса. Для уплотнения ее подвергали дублению с помощью растительных дубителей (коры дуба, тальника, вяза). Последний этап заключался в выравнивании толщины, жировке, растяжке или уплотнении. Для получения твердой кожи вместо жировки и растяжки применялся прием уплотнения ударами твердым предметом или молотком по коже. Для получения более эластичной кожи применялся прием жировки и растяжки шкуры.

Принцип изготовления сафьяна был более сложным, чем выработка юфти, и заключался в более тщательной обработке кожи до дубления. После дубления и окраски производились глянцевание и тиснение рисунка. Сорт такой кожи вырабатывался

из шкуры мелкого рогатого скота, преимущественно из козлиной.

В мордовских памятниках редки находки предметов из сафьяна. Видимо, это обстоятельство следует связать с трудоемким и сложным процессом его изготовления.

К орудиям труда, связанных с кожевенным делом, можно отнести железные шилья и ножи, которыми пользовались при шорных и сапожных работах.

На территории мордовского края в УШ-ХУ вв. было развито гончарное дело. Из глины изготовляли в первую очередь посуду. Мордовские гончары производили разнообразные горшки, в том числе большие корчаги для хранения припасов, столовую посуду - миски, банки, бокалы. Изготовляли и ритуальную. В домонгольский период производство глиняной посуды осуществлялось без применения гончарного круга. Керамика, изготовленная на гончарном круге, на этой территории появилась только в XIII в., о чем свидетельствует археологический материал селища Полянки.

Кроме посуды, из глины изготовляли литейные формочки, тигли, льячки, сопла, пряслица, грузила, детские игрушки. Глину использовали для обмазки стен жилищ, для сооружения плавильных печей и др.

Таким образом, изучение вещевых материалов из средневековых памятников, а также письменные сведения позволяют реконструировать хозяйство мордвы в УШ-ХУ вв. как комплексное, предполагавшее развитое земледелие, животноводство, охоту, рыболовство, бортничество, металлургию и металлообработку, прядение и ткачество, обработку дерева, кожи, кости и другие виды домашнего производства.

Из всех видов занятий основное место в жизни населения занимали земледелие и животноводство. Данные раскопок и кладов земледельческих орудий на изучаемой территории позволяют говорить об использовании населением края совершенных упряжных пахотных орудий. Эти же материалы свидетельствуют, что пашенное земледелие в нашем крае возникло во второй половине I тыс. н. э. Для этого периода характерна двухпольная система земледелия. В первой половине II тыс. н. э. совершенствуются система и техника земледелия. Вместо двухпольной возникает трехпольная система. Рало заменяется сохой и плугом.

Материалы археологических раскопок и этнографические данные свидетельствуют о наличии местного производства железной руды и железных изделий, по качеству не отличающихся от продукции городских ремесленников. Мордовские кузнецы в совершенстве владели обработкой металлов в горячем состоянии, знали технику цементации готовых изделий и заготовок, способ горячей сварки железа и стали в одном предмете. Известна была и термическая обработка готовых изделий.

Занимая центральный регион Восточной Европы, мордовское население постоянно сталкивалось с культурой других народов. В результате этого взаимодействия хозяйственная жизнь населения обогащалась. Особенно это отразилось в ювелирном деле, сохраняя при этом традиции художественного мастерства своего народа. Особенно это наслоение наметилось в золотоордынское время в связи и притоком нового населения в регион. Именно в то время происходила унификация на обширной территории таких украшений, как серьги, витые браслеты, широкосерединные перстни и др.

Библиографический список

1. Аксенов В. Н. Новые археологические памятники Примокшанья / В. Н. Аксенов, В. Д. Артемова, В. И. Вихляев, Ю. А. Зеленеев // Краеведческие записки. - Саранск, 1987. -Вып. 1. - С. 50-106.

2. Алихова А. Е. Серповский могильник / А. Е. Алихова // Археологический сборник. - Саранск, 1959. - № 2. - С. 117-137.

3. Алихова А. Е. Эрзянский могильник Х^ века у с. Гагино / А. Е. Алихова // Археологический сборник. - Саранск, 1959. - № 2. - С. 13-54.

4. Алихова А. Е. Куликовский могильник / А. Е. Алихова // Советская археология. - М.; Л., 1948. - № 10. - С. 271-290.

5. Арсентьев Н. М. Средневековый кризис развития мордовского этноса / Н. М. Арсентьев, В. И. Вихляев // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. -2011. - № 3. - С. 25-29.

6. Беговаткин А. А. Новые данные о сельскохозяйственных орудиях мордвы / А. А. Беговаткин // Древности Окско-Сурского междуречья. - Саранск, 1998. - Вып. 1. - С. 69-74.

7. Беляев Я. В. Кельгининский могильник / Я. В. Беляев, В. И. Вихляев, О. В. Зеленцова, В. Н. Шитов. - Саранск, 1998. - 168 с.

8. Вихляев В. И. Древние средневековые поселения мордвы / В. И. Вихляев, И. М. Петербургский, О. В. Седышев. - Саранск, 2013. - 216 с.

9. Вихляев В. И. Начальные этапы истории единения мордвы с народами Российского государства /

B. И. Вихляев //Гуманитарий : актуальные проблемыгуманитарной науки и образования.-2011.-№ 1. - С. 5-10.

10. Вихляев В. И. Мордва и Российское государство: начальные периоды взаимоотношений (Х-ХУ вв.) / В. И. Вихляев // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2012. - № 2. - С. 32-39.

11. Вихляев В. И. Эрзянское погребение в средневековом мокшанском могильнике / В. И. Вихляев // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2011. -№ 3. - С. 30-34.

12. Вихляев В. И. К вопросу о единстве древнемордовской культуры / В. И. Вихляев // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2014. - № 3. - С. 20-23.

13. Горюнова Е. И. Селище Полянки / Е. И. Горюнова // КСИИМК. - М., 1947. - Вып. 15. -

C. 106-110.

14. Горюнова Е. И. Поселения и жилища мордвы в ХТУ - ХУ вв. / Е. И. Горюнова // Записки МНИИЯЛИЭ. - Саранск, 1941. - № 3.

15. Голышенков П. П. О состоянии скотоводства, охоты, рыбной ловли у жителей Итяковского городища / П. П. Голышенков, А. П. Мачинский, Г. М. Шеянова, А. М. Душин, Н. И. Сары-чев // Тр. МНИИЯЛИЭ. - Саранск, 1970. - Вып. 39. - С. 183-201.

16. Документы и материалы по истории Мордовской АССР. - Саранск, 1940. - Т. 1, ч. 1 - 2. - 433 с.

17. Жиганов М. Ф. Новые археологические памятники в долинах рек Вад и Теша / М. Ф. Жиганов // Археологический сборник. - Саранск, 1959. - № 2. - С. 55-86.

18. Жиганов М. Ф. Хозяйство мордвы в ХШ-ХУ вв. / М. Ф. Жиганов // Тр. Мордовской этнографической экспедиции. - М., 1963. - Вып. II. - С. 5-76.

19. Жиганов М. Ф. Память веков / М. Ф. Жиганов. - Саранск, 1976. - 136 с.

20. Жиганов М. Ф. Из истории хозяйства мордвы / М.Ф. Жиганов // Тр. Ин-та этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. - М., 1963. - Вып. 2. - С. 5-76.

21. Колчин Б. А. Черная металлургия и металлообработка в Древней Руси / Б. А. Колчин // МИА. - 1953. - № 32. - 257 с.

22. Краснов Ю. А. Раннее земледелие и животноводство в лесостепной полосе Восточной Европы / Ю. А. Краснов // МИА. - 1971. - № 174. - 168 с.

23. Левашов В. П. Обработка кожи и другого вида животного сырья / В. П. Левашов // Тр. ист. музея. - М., 1959. - Вып. 33. - С. 38-60.

24. Левашов В. П. Сельское хозяйство / В. П. Левашов // Тр. ГИМ. - М., 1956. - Вып. 32. -С. 19-105.

25. Мартьянов В. Н. Арзамасская мордва в I - начале II тысячелетия / В. Н. Мартьянов. - Арзамас, 2001. - 322 с.

26. Очерки по истории Мордовской АССР. - Саранск, 1955. - Т. 1. - 576 с.

27. Петербургский И. М. Вадская мордва в УШ-ХТ вв. / И. М. Петербургский, В. Н. Аксенов. -Саранск, 2006. - 145 с.

28. Петербургский И. М. Второй Журавкинский могильник / И. М. Петербургский, В. И. Вихляев, С. В. Святкин. - Саранск, 2010. - 132 с.

29. Петербургский И. М. Древние памятники на реке Ляча / И. М. Петербургский, В. Н. Аксенов. - Саранск, 2008. - 166 с.

30. Петербургский И. М. Предметы с языческой и христианской символикой в памятниках древней мордвы / И. М. Петербургский // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2014. - № 3. - С. 13-19.

31. Петербургский И. М. Торгово-экономические связи мордвы в VIII-XI вв. / И. М. Петербургский // Экономическая история. - Саранск, 2013. - № 3. - С. 32-44.

32. Петербургский И. М. Материальная и духовная культура мордвы в VII-X вв. / И. М. Петербургский. - Саранск, 2011. - 408 с.

33. Петербургский И. М. Мордва Среднего Примокшанья в XI - XV вв. / И. М. Петербургский. - Саранск, 2009. - 238 с.

34. Петербургский И. М. Орудия земледелия мордвы в I - начале II тысячелетия н. э. / И. М. Петербургский // Тр. МНИИЯЛИЭ. - Саранск, 1975. - Вып. 48. - С. 58 - 68.

35. Петров В. Анализ археологических образцов из раскопок Мордовской АССР / В. Петров // Записки МНИИСК. - Саранск, 1941. - № 3. - С. 44-47.

36. Рыбаков Б. А. Ремесло древней Руси / Б. А. Рыбаков. - М., 1948. - 792 с.

37. Степанов П. Д. Итяковское городище / П. Д. Степанов // Тр. МНИИЯЛИЭ. - Саранск, 1963. -Вып. 24. - С. 116-130.

38. Степанов П. Д. Ош Пандо / П. Д. Степанов. - Саранск, 1967. - 210 с.

39. Степанов П. Д. Паньжинский могильник / П. Д. Степанов // Археологический сборник. -Саранск, 1959. - № 2. - С. 195-206.

40. Средне-цнинская мордва VIII-XI вв. // Археологический сборник. - Саранск, 1969. - Т. 3. -176 с.

41. Циркин А. В. Нижнеборковский клад / А. В. Циркин. // Сов. археология. - 1971. - № 3. -С. 276-281.

42. Циркин А. В. Киржемановский клад / А.В. Циркин // Сов. археология. . - М., 1969. - № 1. -С. 237-242.

43. Цыганов Н. Ф. Заметки о древнемордовской денежной единице / Н. Ф. Цыганов // Зап. МНИИСК. - Саранск, 1947. - № 9. - С. 137-146.

Поступила в редакцию 5 сентября 2014 г.

Сведения об авторе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Петербургский Иван Митрофанович - кандидат исторических наук, профессор кафедры истории России Историко-социологического института ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва». Область научных интересов: исследование проблем археологии Мордовии и этноархеологии Волго-Окского междуречья. Автор более 150 научных и учебно-методических работ, в том числе 13 монографий (7 в соавторстве), 3 учебных пособий (в соавторстве).

Тел.: (8342) 29-07-94

E-mail: kaf_dor@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.