Научная статья на тему 'О чем рассказывает древний могильник'

О чем рассказывает древний могильник Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
83
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О чем рассказывает древний могильник»

РЕЦЕНЗИЯ

О чем рассказывает древний могильник..

Рецензия на книгу:

Петербургский И. М. Мордва Среднего Примокшанья в XI - XIV вв. / И. М. Петербургский. - Саранск : Тип. «Крас. Окт.», 2009. - 240 с.

Каждый народ желает больше узнать о своем прошлом. И каждое новое открытие (сообщение, известие) о прошлой жизни мокши и эрзи - это ценный вклад в изучении их истории. А если это открытие не совсем обычное открытие, а научное исследование, то его ценность возрастает в несколько раз. Именно таким открытием является книга известного мордовского историка, этнографа, археолога И. М. Петербургского «Мордва Среднего Примокшанья в Х[-Х^ вв.», изданная в Саранске в типографии «Красный Октябрь».

С первой страницы книги автор знакомит читателя с тем, кто такие эрзя и мокша, что делается для изучения древней и средневековой истории мордовского этноса и как этому способствует археология как наука. По мнению автора, середина 50-90-х гг. XX в. является временем активных полевых исследований многих мордовских погребальных и поселенческих памятников I тыс. н. э. В результате этих работ стало ясно, где и когда жили в то время эрзя и мокша, чем занимались, какая у них была культура, какие взаимоотношения были между мордвой и другими народами, заселявшими эту территорию.

Малоизученным периодом в истории мордовского народа является Средневековье. Именно в этот период у мокши и эрзи происходили важные экономические и политические события. Какие были некоторые из них, И. Петербургскому помогло изучение Стародевиченского могильника, расположенного в Ельниковском районе.

Стародевиченский могильник расположен на берегу большого оврага, в 1,4 км к западу от здания Стародевиченской сельской администрации. Его высота составляет 12 м. Могильник разрушен с разных сторон. На восточной стороне встречаются (наблюдаются) остатки земляной насыпи, что говорит о том, что когда-то здесь были земляные ограждения.

Площадь могильника составляет 1,2 га. По словам И. Петербургского, раскопки велись на площади 1 040 м2. Верхний слой могильника составлял дерн высотой 5 см, под ним был чернозем высотой до 60 см на отдельных участках, нижний слой составляла глина коричневого цвета. Многие могильные ямы прямоугольной формы, некоторые из них имеют округленную форму, зауженную на одном из концов, две ямы имеют корытообразную форму, некоторые из них разрушены. Размер могильной ямы зависел от возраста и роста погребенного. Длина детской (подростковой) могильной ямы составляла 130-140 см, ширина 50-70 см, у взрослых длина достигала 170-293 см, ширина - 45-100, глубина 31-116 см.

На дне могилы обнаружены остатки угля и золы, что, по мнению И. Петербургского, говорит о том, что наши предки верили в очистительную силу огня. Ученый отмечает, что зола и уголь попадали в могилы из поминальных костров, которые, видимо, устраивались за пределами могильника, в специальном месте. В могилах также встречались остатки изделий из керамики, кости и зубы животных. В некоторых могильных ямах сохранились остатки лубяной подстилки, остатки дерева от гроба. Умершего хоронили, не сжигая. В одну могильную яму хоронили как одного умершего, так и по двое и даже несколько. В одиночных могилах погребенный лежал на спине с вытянутыми ногами. Мужчины, похороненные таким образом, лежали лицом вверх. Только в трех захоронениях лицо было повернуто направо. В одном женском - налево. У мужских захоронений одна рука была вытянута вдоль туловища, вторая лежала на груди. У женских обе руки располагались на груди. Однако это наблюдается не во

ГУМАНИТАРИЙ: актуальные проблемы ,, -Л11

„ 3 ,, № 4 (16), 2011

гуманитарной науки и образования 4 п

всех захоронениях, в 22 из них женщины располагались на правом боку в скорченном положении, руки у них располагались у лица или под щекой. Необходимо отметить, что эрзя таким образом не хоронила. По словам И. Петербургского, такой обряд характерен для кавказского народа, и это говорит о контактах мокшанского населенения с ними. В скорченном положении они женщин хоронили вплоть до XIV в. Начиная с XVI в. женские захоронения ничем не отличаются от мужских.

В большинстве случаев умершие в могилах лежали головой на юг. Хоронили в одежде, укрывали лубом или полотном. Бывало, делали и гробы. В женских захоронениях встречается посуда. Она ставилась чаще в ногах, реже - у изголовья. В одном захоронении горшки были расположены у левого бока в области пояса. В связи с этим Стародевиченский могильник близок не только мокшанским могильникам того времени, но и эрзянским.

В мужских захоронениях встречается оружие: топоры, наконечники стрел и копий. Наконечники копий укладывались у правого или левого плеча умершего, острие направлено к голове. В двух захоронениях копья располагались острием к ноге. Наконечники стрел располагались в области пояса, редко в ногах и у головы; предметы быта (ножи, кресала, фитильные трубки, шило и др.) - в области пояса, редко у головы и на груди. Орудия труда (топоры, косы) встречались в разных местах могилы. Бортные топоры чаще клали в ногах.

Как отмечает И. Петербургский, интересной стороной является наличие в мужских захоронениях женских украшений. В одном захоронении найден «пулокерь», в четырех - ожерелье из стеклянных бус. Исследователи эти женские украшения в мужских захоронениях назвали «дарственными» или «жертвенными». Это говорит о том, что рядом с умершим находилась женщина.

По словам ученого, подобный «дарственный» обряд был у многих древних народов. Об этом свидетельствуют многие находки могильников Волго-Окского междуречья. Немало их встречается в могильниках финно-угорских народов (мурома, коми, удмурты, ливы) и даже славян, например у вятичей.

Начиная с времени Золотой Орды стало обычаем класть умершим в руки железные монеты. Этот обычай берет начало из глубокой древности. Согласно греческой мифологии Харон за плату перевозил тени умерших через реки ада. После этого древние греки начали класть один обол умершему в рот. После греков такой обычай приняли и другие народности, в том числе и мокша.

Среди погребального инвентаря наибольший интерес представляют женские украшения: налобные венки, ожерелья, нагрудные бляхи, браслеты, сюлгамы, перстни и др. Подобные украшения были найдены и в Новодевиченском могильнике. Судя по украшениям, можно установить время функционирования Стародевиченского могильника: конец XI - вторая половина XIV в.

Находки Стародевиченского могильника говорят еще и том, как жили люди, какие дела они вели. Как отмечает И. Петербургский, основным занятием было земледелие. Совершенствуя систему земледелия, мордва совершенствовала и орудия труда. Многое делали из железа. Выращивали ячмень, пшеницу, рожь, полбу, просо, горох, лен и коноплю. Было развито и животноводство. В могильниках XI-XIV вв. встречались кости лошадей, коров, овец, свиней, коз. Большую роль в жизни мордвы играли охота, рыболовство и бортничество. Среди находок встречаются изделия из железа: оружие, орудия труда; из глины - посуда; из дерева: обухи топоров, ручки ножей, черенки вил, посуда. Находки Стародевиченского могильника свидетельствуют, что в этих местах были развиты прядение и ткачество. Перед тканьем пряжу красили в разные цвета, чаще в красный, коричневый, синий и черный. Льняная и конопляная пряжа отбеливались на солнце.

В своей книге И. Петербургский рассказывает также о торговых и культурных связях наших предков с другими народами.

Бесспорно, издана очень нужная книга, которая открыла новую страницу, повествующую о прошлой жизни мокши и эрзи, явилась значительным вкладом в историческую науку.

В. И. Демин,

доктор филологических наук, профессор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.