Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕКСТ КАК СРЕДСТВО ПРОБУЖДЕНИЯ РЕФЛЕКСИИ ЧИТАТЕЛЯ'

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕКСТ КАК СРЕДСТВО ПРОБУЖДЕНИЯ РЕФЛЕКСИИ ЧИТАТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
84
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕКСТ / СМЫСЛ / СОДЕРЖАНИЕ / ПОНИМАНИЕ ТЕКСТА / ГИПЕРБОЛА / АЛЛИТЕРАЦИЯ / TEXT / SENSE / MEANING / TEXT UNDERSTANDING / HYPERBOLE / ALLITERATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Имаева Елена Зайнетдиновна, Имаева Гульнара Зайнетдиновна

Статья посвящена экономическому тексту как средству пробуждения рефлексии читателя. Освещается ситуация освоения смыслов экономического текста - от предметных представлений и актуализаций в тексте до метасмыслов. Показано соотношение содержание / смысл. Разъясняется сущность этого соотношения с точки зрения филологической герменевтики. Текст экономической направленности пробуждает рефлексию, которая осуществляет реализацию программ автора и читателя. Рефлексия устанавливает различие между предпониманием как способом бытия и пониманием как рефлексивным познанием. Фиксация рефлексии - есть остановка в течении рефлексии. При этой остановке рефлексия объективируется, но не как таковая, а в виде своей ипостаси, инобытия. Важнейшая ипостась - понимание. Традиционно экономический текст характеризуется наличием двух контрастных антонимичных составляющих, которые становятся стержневой основой для описания проблемы. В статье уделяется внимание проблеме составления экономического текста для студентов. Текст, содержащий только информацию и голые факты, не может пробудить рефлексию студента и не может привести к правильному пониманию текста. Такой текст является ущербным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC TEXT AS A MEANS OF AWAKENING THE READER’S REFLECTION

The article is devoted to economic text as a means of awakening the reader’s reflection. The situation of revealing the sense of economic text is highlighted - from subject representations and actualizations in the text to metasenses. The ratio of content / meaning is shown. The essence of this relationship is explained from the point of view of philological hermeneutics. The text of economic orientation awakens reflection, which implements the programs of the author and the reader. Reflection establishes the difference between pre-understanding as a way of being and understanding as reflective cognition. Reflection fixation - is a stop in reflection. At this stop, reflection is objectified. The most important result is understanding. Traditionally economic text is characterized by the presence of two contrasting antonymic components, which become the core basis for describing the problem. The article focuses on the problem of composing economic text for students. A text with information and bare facts cannot awaken the student’s reflection and understanding of the text. Such text is defective.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕКСТ КАК СРЕДСТВО ПРОБУЖДЕНИЯ РЕФЛЕКСИИ ЧИТАТЕЛЯ»

Экономический текст как средство пробуждения рефлексии читателя

Имаева Елена Зайнетдиновна,

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков Государственного университета управления E-mail: imaeva-elena@mail.ru

Имаева Гульнара Зайнетдиновна,

доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и литературы Московского финансово-промышленного университета «Синергия» E-mail: imaevagulnaraz@mail.ru

Статья посвящена экономическому тексту как средству пробуждения рефлексии читателя. Освещается ситуация освоения смыслов экономического текста - от предметных представлений и актуализаций в тексте до метасмыслов. Показано соотношение содержание / смысл. Разъясняется сущность этого соотношения с точки зрения филологической герменевтики. Текст экономической направленности пробуждает рефлексию, которая осуществляет реализацию программ автора и читателя. Рефлексия устанавливает различие между предпонима-нием как способом бытия и пониманием как рефлексивным познанием. Фиксация рефлексии - есть остановка в течении рефлексии. При этой остановке рефлексия объективируется, но не как таковая, а в виде своей ипостаси, инобытия. Важнейшая ипостась - понимание.

Традиционно экономический текст характеризуется наличием двух контрастных антонимичных составляющих, которые становятся стержневой основой для описания проблемы. В статье уделяется внимание проблеме составления экономического текста для студентов. Текст, содержащий только информацию и голые факты, не может пробудить рефлексию студента и не может привести к правильному пониманию текста. Такой текст является ущербным.

Ключевые слова: текст, смысл, содержание, понимание текста, гипербола, аллитерация

Понимание всегда связано с тем, что дано неявно, и оно идеально, потому что связано с содержаниями и смыслами [4]. Смысл определяется как та конфигурация связей и отношений между разными элементами ситуации деятельности и коммуникации, которая создается или восстанавливается человеком, понимающим текст сообщения. Проблема смысла текста рассматривается в трудах Г.И. Богина - основателя филологической герменевтики [1; 2; 3].

Если в тексте есть только содержание, то смысл получается ничтожный. Освоение целостности -это и есть творение мира, главная функция понимания. О каком бы предмете ни шла речь, его всегда можно соотнести с человеком, а именно с целым его интеллектуального и морального организма. И даже необходимо сочетать оба вида исследования, коль скоро добиваешься высокой практической цели.

Художественный текст характеризуется четким разграничением содержания и смысла. Содержание - как в басне, оно универсально. Смыслы же нужно построить самому читателю. Содержание состоит из предикаций в рамках пропозиций. Предикации не могут вывести к пониманию целостности. Объект понимание всегда образует пучок растягивающихся нитей. Смысловая структура художественного текста разработана, чего нельзя сказать о текстах экономической направленности.

Рассмотрим текст, посвященный развитию успешного национального бренда. Автор в качестве примера взял индустрию производства школьных рюкзаков в Германии [5, с. 57].

Во введении автор пробуждает рефлексию читателя над опытом мыследействования. Рефлексия определяется как связка между извлекаемым прошлым опытом и ситуацией, которая представлена в тексте как предмет для освоения. Назначение рефлексии в том, чтобы генерализовать частное, привести к нему жизненные параллели, найти изображаемому место в общей картине мира.

Предметное представление, вырастающее из рефлексии читателя при прочтении этого текста, может дать нам образ ребенка-первоклассника, которому завтра в школу, а в его душе все переживания перемешались: тут не только неуверенность и страх, но и радость от встречи с совершенно новым, ярким и свежим: «The Arrival of a new school year in Germany is a stressful time for children, but a happy time for Dieter Liebler. For hundreds of thousands of children making the big leap out of the kindergarten, the first day is made more enjoyable because of a product from Mr Liebrer's company» [5, с. 57].

Далее в тексте переживание читателя сопряжено с вниманием реципиента к актуализациям

сз о со -а

А —i о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

U

сэ см о см

в тексте и связано с выразительно-изобразительными средствами. Автор замечает, что качество рюкзака можно сравнить с качеством снаряжения для экспедиции, которая поднимается на Эверест: «Quality-control procedures are more suited to equipment for an Everest expedition than a walk to first grade». Такая метафорическая гипербола, сравнивающая первоклассника с профессиональным альпинистом-спортсменом, очень эффективно пробуждает рефлексию читателя.

Фиксация рефлексии в поясе чистого мышления может дать усмотрение идеи ошибочности повсеместного стремления к глобализации. Существует ряд товаров, которые трудно продвинуть за рубежом, несмотря на высокое качество и надежность товара. И причина здесь кроется в культурных различиях.

При покупке школьного рюкзака в Германии родители прежде всего обращают внимание на качество продукта. Хороший технический дизайн продукта позволяет ребенку сохранять осанку. За пределами страны рюкзаки не пользуются спросом, так как цена слишком высока для предмета ежедневного пользования. Например, в Великобритании родители не готовы платить 80-100 евро за рюкзак, максимум 19 евро за простой школьный рюкзак. Лидер продаж в Германии вообще не пользуется спросом в других странах. Незначительные зарубежные продажи продукта приводят к мысли об игнорировании глобализации в сфере, связанной с большими культурными различиями. Чтобы быть успешным в других странах, нужно менять культуру, а это долгая история.

Только все три вида рефлексии могут привести к целостности понимания. Если текст составлен бездарно, то целостный мир не может быть представлен.

Рассмотрим другой текст, посвященный вопросам спонсорства с целью продвижения своего бренда [5, с. 49].

Если обратить внимание на заголовок статьи, то понимаешь, как грамотно он составлен. Автор использует стилистическое средство - аллитерацию сонорных носовых фонем М, чтобы привлечь внимание реципиента «Sponsors with a Taste for Mickey Mouse Marketing» [5, с. 49]. В этом случае рефлексия читателя фиксируется в поясе мысли-коммуникации.

В тексте автор описывает ситуацию, когда партнеры компании Walt Disney стремятся попасть в самое начало длинной очереди компаний, желающих разместить заказы. Конечно автор в этом случае использует метафору «the company's alliance partners are often at the front of the queue when the group comes to place orders», но она настолько наглядна, что читатель представляет себе и живую очередь, и ажиотаж вокруг, и суету, и нервозность. То есть его рефлексия фиксируется в поясе мыследействования, что соответствует освоению мира предметных представлений.

Всем известно, что спонсор, в отличие от инвестора, осуществляет финансирование без цели

получения прямой материальной выгоды. Однако, если спонсор желает создать положительный образ и прорекламировать свой бренд, то здесь спонсорская деятельность может стать инструментом маркетинга.

Экономический текст является одним из средств пробуждения рефлексии читателя. При разных обстоятельствах бытования экономического текста рефлексия фиксируется (объективируется как понимание) в разных поясах мыследе-ятельности. Мозаика фиксаций рефлексии, пробуждаемой экономическим текстом, обеспечивает реализацию программ продуцента и реципиента.

Литература

1. Богин, Г.И. Система техник понимания текста / Г.И. Богин. - Тверь: ТвГУ, 1997.- 80 с.

2. Богин, Г.И. Схемы действий читателя при понимании текста / Г.И. Богин. - Калинин: КГУ, 1989.- 70 с.

3. Богин, Г.И. Типология понимания текста/ Г.И. Богин. - Калинин: КГУ, 1986.- 86 с.

4. Имаева, Е.З. Метатекст как средство понимания текста / Е.З. Имаева // Филологические науки.- 2002.- № 6. - С. 70-78.

5. Market Leader Business English: Marketing by Nina O'Driscall / N. O'Driscall. - L.: Pearson Education, 2010.- 90 p.

ECONOMIC TEXT AS A MEANS OF AWAKENING THE READER'S REFLECTION

Imaeva E.Z., Imaeva G.Z.

State University of Management, Moscow Financial and Industrial University "Synergy"

The article is devoted to economic text as a means of awakening the reader's reflection. The situation of revealing the sense of economic text is highlighted - from subject representations and actualizations in the text to metasenses. The ratio of content / meaning is shown. The essence of this relationship is explained from the point of view of philological hermeneutics. The text of economic orientation awakens reflection, which implements the programs of the author and the reader. Reflection establishes the difference between pre-under-standing as a way of being and understanding as reflective cognition. Reflection fixation - is a stop in reflection. At this stop, reflection is objectified. The most important result is understanding. Traditionally economic text is characterized by the presence of two contrasting antonymic components, which become the core basis for describing the problem. The article focuses on the problem of composing economic text for students. A text with information and bare facts cannot awaken the student's reflection and understanding of the text. Such text is defective.

Keywords: text, sense, meaning, text understanding, hyperbole, alliteration.

References

1. Bogin, G.I. System of text understanding techniques / G.I. Bo-gin. - Tver: TVGU, 1997.- 80 p.

2. Bogin, G.I. Schemes of the reader's actions in understanding the text / G.I. Bogin. - Kalinin: KSU, 1989.- 70 p.

3. Bogin, G.I. Typology of text understanding / G.I. Bogin. - Kalinin: KSU, 1986.- 86 p.

4. Imaeva, E.Z. Metatext as a means of understanding the text / E.Z. Imaeva // Philological science.- 2002.- № 6. - S. 70-78.

5. Market Leader Business English: Marketing by Nina O'Driscall / N. O'Driscall. - L.: Pearson Education, 2010.- 90 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.