Научная статья на тему 'Экономический проект Нового Шелкового пути Китая в системе евразийского и Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества как перспективный фактор дальнейшей международной интеграции России'

Экономический проект Нового Шелкового пути Китая в системе евразийского и Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества как перспективный фактор дальнейшей международной интеграции России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
336
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОЯС НОВОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ / АЗИАТСКИЙ БАНК ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ / НОВЫЕ ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ / ECONOMIC BELT OF THE NEW SILK ROAD / ASIAN INFRASTRUCTURE INVESTMENT BANK / NEW VECTORS OF DEVELOPMENT OF THE EURASIAN INTEGRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саркисов Андрей Константинович

В статье отмечено, что возникновение Экономического пояса Нового Шелкового пути и созданного в его рамках Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ), является объективной тенденцией развития регионального сотрудничества евразийских государств в условиях «нестабильного» мирового финансового порядка, когда транснациональные финансовые рынки и их инструменты доминируют над реальным сектором экономики и торговли. Поиски новых источников финансирования торговли и промышленности для евразийских государств приобретают характер борьбы за «право на самостоятельное развитие» в условиях стратегического противостояния со стороны государств, входящих в круг «партнеров и друзей» НАТО, и транснациональных банков и финансовых корпораций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Саркисов Андрей Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic Project of the New Silk Road of China in the System of Eurasian and Asia-Pacific Cooperation as a Promising Factor for Further International Integration of Russia

The article says, that the emergence of the Economic belt of the New Silk Road and its Asian Infrastructure investment Bank (AIIB), is the objective tendency of development of regional cooperation of the Eurasian States in the context «unstable» world financial order, when transnational financial markets and their instruments dominate the real sector of economy and trade. The search for new sources of financing for trade and industry for the Eurasian States acquire the character of a struggle for «the right to self-development» in the context of strategic competition on the part of States members of the «partners and friends» NATO and multinational banks and financial corporations.

Текст научной работы на тему «Экономический проект Нового Шелкового пути Китая в системе евразийского и Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества как перспективный фактор дальнейшей международной интеграции России»

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

Экономический проект Нового Шелкового пути Китая в системе Евразийского и Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества как перспективный фактор дальнейшей международной интеграции России

САРКИСОВ АНДРЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ

Доктор юридических наук, профессор международного частного права, востоковед, адвокат

В статье отмечено, что возникновение Экономического пояса Нового Шелкового пути и созданного в его рамках Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ), является объективной тенденцией развития регионального сотрудничества евразийских государств в условиях «нестабильного» мирового финансового порядка, когда транснациональные финансовые рынки и их инструменты доминируют над реальным сектором экономики и торговли. Поиски новых источников финансирования торговли и промышленности для евразийских государств приобретают характер борьбы за «право на самостоятельное развитие» в условиях стратегического противостояния со стороны государств, входящих в круг «партнеров и друзей» НАТО, и транснациональных банков и финансовых корпораций.

Ключевые слова: Экономический пояс Нового Шелкового пути, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, новые векторы развития евразийской интеграции

Economic Project of the New Silk Road of China in the System of Eurasian and Asia-Pacific Cooperation as a Promising Factor for Further International Integration of Russia

SARKISOV ANDREI KONSTANTINOVICH

Doctor of law, Professor of private international law, attorney

Abstract: The article says, that the emergence of the Economic belt of the New Silk Road and its Asian Infrastructure investment Bank (AIIB), is the objective tendency of development of regional cooperation of the Eurasian States in the context «unstable» world financial order, when transnational financial markets and their instruments dominate the real sector of economy and trade. The search for new sources of financing for trade and industry for the Eurasian States acquire the character of a struggle for «the right to selfdevelopment» in the context of strategic competition on the part of States members of the «partners and friends» NATO and multinational banks and financial corporations.

Key words: economic belt of the new silk road, the Asian infrastructure investment Bank, new vectors of development of the Eurasian integration

32

№2 2015

В конце 2015 г. должен начать работу Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ), который создается по инициативе Китая в качестве альтернативы американским и японским банковским структурам. В состав учредителей нового банка входят Индия, Казахстан, Монголия, Саудовская Аравия, Узбекистан и Таджикистан и др. - в общей сложности 25 стран. Россия в работе АБИИ пока не участвует несмотря на заинтересованность в инфраструктурных инвестициях.

Китайский «Экономический проект Нового Шелкового пути» имеет серьезные перспективы, продолжая идею расширения влияния Китая через ШОС и АТЭС в азиатском регионе. Перед Россией на евразийском пространстве встают несколько векторов, на первый взгляд, разноплановых, но фактически единых по своей направленности на превращение евразийского пространства в зону новых экономических блоков государств, заинтересованных в самостоятельной валютно-финансовой системе мирового уровня.

Внешнеполитический и внешнеэкономический курс Российской Федерации в международном сотрудничестве евразийских государств направлен на создание условий международной безопасности и сотрудничества как в рамках Организации Объединенных Наций (ООН), так и на региональном уровне (прежде всего в рамках Организации Договора о Коллективной Безопасности (ОДКБ), Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) и Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС)).

Экономический проект Нового Шелкового пути является продолжением Китайской интеграционной политики в рамках ШОС. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) - это региональная международная организация, основанная 15 июня 2001 г. на базе Декларации о создании Шанхайской Организации Сотрудничества, членами которой являются Россия, Китай, Казах-

стан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. Государства - члены ШОС, являясь по исторической природе многонациональными и многоконфессиональными государствами, расположенными в центре Евразии на стыке совершенно различных цивилизаций. Поэтому они заинтересованы в создании в своем окружении зоны взаимопонимания, добрососедства, безопасности, экономической стабильности в соответствии с такими общепризнанными принципами международного права, как суверенное равенство государств, их территориальная целостность, неприменение силы, невмешательство во внутренние дела государств, мирное разрешение международных споров и конфликтов.

Создание Банка развития ШОС и ее деятельность имеют огромное значение для России, особенно в условиях расширения политических и экономических связей не только с государствами постсоветского евразийского пространства, но и с таким крупным международным экономическим партнером, как Китай. Общее у ШОС и Экономического проекта Нового Шелкового пути в том, что они объединяют государства, имеющие как общие, так и разные векторы стратегических интересов.

Россия заинтересована в поддержании через ШОС региональной безопасности, выработ-

33

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

ке совместной позиции относительно вопросов глобальной политики в сфере торговли энергоресурсами, вопросов экономического и социально-культурного характера. В интересах России сделать ШОС оплотом международного права в условиях становления справедливого международного правопорядка под эгидой ООН.

Китай стремится посредством создаваемых им интеграционных сообществ не только к осуществлению новых китайских проектов мирового масштаба, но и к созданию полномасштабной зоны свободной торговли, тем более что Хартия ШОС предусматривает в качестве одного из направлений сотрудничества постепенное расширение зон свободного передвижения не только товаров, но и капиталов, услуг и технологий.

Экономический пояс Нового Шелкового пути - это масштабный трансконтинентальный проект, основывающийся на принципе взаимной выгоды, историко-культурных традициях, имеющий стратегическую перспективу. Воссоздание Великого Шелкового пути хотя и соответствует общемировым тенденциям глобализации, отличается от американской «глобализации» традициями тысячелетней истории, что дает шансы для сплочения стран Евразийского региона, восстановления исторической общности, раскрытия их экономического потенциала, а также дополняет евразийское строительство России.

Думается, что никакого конфликта интересов между евразийскими стратегиями Китая и России не может быть, поскольку долгосрочные стратегии Китая и России между собой практи-

чески не пересекаются. Россия предлагает Евразийскому континенту более масштабные проекты и не столько восстановление давних связей, сколько комплексную промышленную кооперацию, равноправное и взаимовыгодное партнерство.

Возникновение Экономического пояса Нового Шелкового пути является объективной тенденцией развития регионального сотрудничества государств в условиях «нестабильного» мирового финансового порядка, когда финансовые рынки и их инструменты доминируют над реальным сектором экономики и торговли. Поиски новых источников финансирования торговли и промышленности приобретают характер стратегического противостояния интересам государств, не входящих в круг «друзей» американских и британских транснациональных банков, контролирующих 80% мирового финансового оборота.

Азиатский банк инфраструктурных инвестиций Экономического проекта Нового Шелкового пути начинает расширять свою деятельность, составляя конкуренцию транснациональным банкам всего Евразийского региона. В создании АБИИ, инициированном Китаем, участвуют 25 стран, в том числе Индия, Казахстан, Узбекистан, Монголия, Саудовская Аравия, Вьетнам, Бангладеш, Бруней, Камбоджа и Новая Зеландия.

Соглашение об основании банка было заключено в октябре прошлого года. Ожидается, что летом 2015 г. будут подписаны необходимые документы, а в конце года банк начнет работу.

АБИИ, уставный капитал которого составляет 100 млрд долл., создавался Китаем как альтернатива Всемирному банку, Международному валютному фонду и Азиатскому банку развития, ключевую роль в котором играет Токио1. Целью АБИИ должно стать финансирование инфраструктурных проектов в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), главный из которых - Экономический пояс Нового Шелкового пути.

1 http://www.ng.ru/upload/iblock/584/8-4-1.jpg

34

№2 2015

Китайский Экономический пояс Шелкового пути является «веерным» проектом, который распространяется на восток, запад, север и юг и, если он получит развитие, охватит экономическим ростом примерно 3 млрд человек, став новым ядром и центром притяжения мировых финансов, создавая евразийскую экономическую зону, которая будет включать Китай, Центральную Азию и Европу.

Россия считает важной инициативу Китая по формированию Экономического пояса Шелкового пути и позитивно оценивает готовность китайской стороны учитывать российские интересы в ходе ее разработки и реализации. Стороны продолжат поиск путей возможного сопряжения проекта Экономического пояса Шелкового пути и созданного Евразийского экономического союза.

В целях согласования взаимных путей сотрудничества Россия и Китай намерены и дальше углублять связи между компетентными ведомствами двух стран, в том числе для осуществления совместных проектов по развитию транспортного сообщения и инфраструктуры в регионе, как об этом говорится в совместном заявлении.

Следует подчеркнуть, что Новый Шелковый путь пройдет в «обход» России, поскольку для Китая важно обеспечить участие тех стран, в которых будут реализованы инфраструктурные проекты Экономического пояса Нового Шелкового пути, как морского, так и континентального. Однако несмотря на то, что Новый Шелковый путь «несколько сдвинут» от границ России, участие России в АБИИ возможно на новом витке стратегического осмысления своих интересов в этом регионе мира, поскольку Экономический проект Нового Шелкового пути будет стимулировать развитие интеграционных отношений между странами АТЭС, ШОС, СНГ и ЕАЭС, а морской путь будет способствовать развитию тихоокеанских портов и их модернизации.

Продуманное решение о присоединении России к деятельности АБИИ и к другим многосто-

ронним региональным банкам развития будет приниматься с учетом долгосрочных интересов России политико-стратегического характера, общеэкономического эффекта, возможностей использования потенциала каждого такого банка в интересах страны.

На Петербургском экономическом форуме было отмечено, что страны БРИКС должны отказаться от расчетов в долларах, несмотря на то, что основной капитал в создаваемом Банке развития БРИКС заложен в американской валюте. Однако со временем странам - участницам группы необходимо отказаться от взаиморасчетов в ней.

Партнеры по торговле и по ШОС, и по БРИКС ждут стабилизации расчетов в товарообороте в основном в перспективе. Китайские банки окажут содействие российским банкам кредитованием в условиях, когда устранено кредитование банков западных. Однако пока привлечение средств на азиатских финансовых рынках не происходит в том объеме, в котором ожидали российские банки.

Экономический проект Нового Шелкового пути, несомненно, важен для России, поскольку с Китаем Россия давно торгует в юанях (Письмо Банка России от 23.10.2009 № 014-12-1/5477 «Об открытии счетов в китайских юанях»). Сегодня страны Востока, и в первую очередь Китай, становятся приоритетным направлением для российского торгового оборота и инвестиций. На ноябрьском саммите АТЭС отмечалось, что Китай имеет статус главного внешнеторгового партнера России, и к 2020 г. планируется удвоить торговый оборот между странами. При этом, как подчеркнул Президент РФ В.В. Путин, расчеты по российско-китайским сделкам должны как можно чаще производиться в национальных валютах -юанях и рублях.

Стратегия Экономического проекта Нового Шелкового пути корреспондирует со стратегией организации Азиатско-Тихоокеанского Экономического Сотрудничества (АТЭС), куда в настоящее

35

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

время входит 21 страна, включая страны Тихоокеанского побережья, а критерий членства -то, что участник АТЭС является самостоятельной «экономикой» и не обязательно государством. Поэтому АТЭС использует термин «экономики-участницы», а не страны-члены, чтобы обращаться к своим членам. Один из результатов этого условия состоит в том, что АТЭС включает Тайвань. Официально Республика Китай участвует также под названием «Китайский Тайбэй» наряду с Китайской Народной Республикой, а также «Гонконг», который вступил в АТЭС как британская колония, но рассматривается как специальный административный район Китайской Народной Республики. То есть членство в АТЭС Китая включает три официальных наблюдателя: АСЕАН, Форум тихоокеанских островов и Тихоокеанский совет экономического сотрудничества.

Лидеры стран АТЭС уделяют особое внимание внедрению в национальное право государств положений Сиднейской Декларации по проблемам изменения климата и энергетической безопасности 2007 г., в которой провозглашена общая цель снижения энергоемкости производств стран АТЭС к 2030 г. на 25%. АТЭС приняла на себя обязательство рационализировать объемы и в среднесрочной перспективе постепенно отказаться от практики субсидирования ископаемых видов топлива, поощряющей расточительное потребление.

АТЭС сконцентрировала свою международную активность на реализации программ предоставления жизненно необходимых энергетических услуг государствам с ограниченными энергоре-

сурсами, подчеркивая необходимость предпринимать шаги по стимулированию средствами международного права распространения экологически безопасных технологий, в том числе посредством экономического и технического сотрудничества.

Экономический проект Нового Шелкового пути, как и цели АТЭС направлен к наращиванию потенциалов по обмену передовыми технологиями в области энергетической эффективности в целях применения более чистых и энергоэффективных технологий.

АТЭС предложила не просто решать локальные территориальные проблемы, а найти и применить общие подходы для решения подобных конфликтов между странами сообщества с учетом глобальных вызовов XXI в. Япония не раз демонстрировала в АТЭС свой вклад в общее экономическое развитие на протяжении последних 30 лет, когда она создала одну из самых эффективных энергетик в мире.

Особенное значение с 2011 г. имеют три приоритетных направления работы АТЭС:

1) укрепление региональной экономической интеграции и расширение торговли;

2) поощрение экологически безопасного («зеленого») роста;

3) расширение сотрудничества и сближения правил регулирования в различных сферах взаимных экономических интересов.

В рамках первого приоритетного направления, помимо вопроса о зоне свободной торговли, решаются вопросы сближения правил и норм рыночного регулирования (стандарты, соответствие, техническое регулирование), которые отражены в принятой декларации. Актуальны в сотрудничестве АТЭС действия, направленные на ликвидацию нетарифных барьеров в торговле, предотвращение введения новых барьеров со стороны развивающихся стран и продвижение структурных реформ в экономиках АТЭС; поддержка многосторонних торговых переговоров и противодействия протекционизму; мероприятия

36

№2 2015

по упрощению ведения бизнеса, особенно для малых и средних предприятий, в том числе путем принятия мер по сокращению времени, стоимости и неопределенности перемещения товаров и услуг в цепи поставок.

Сформулированные в Соглашении о создании Экономического проекта Нового Шелкового пути принципы декларируют схожие с АТЭС основные направления сотрудничества государств-участ-ников:

1) поддержание мира и укрепление безопасности и доверия в регионе;

2) поиск общих точек зрения по внешнеполитическим вопросам, представляющим общий интерес, в том числе в международных организациях и на международных форумах;

3) выработка и реализация мероприятий по совместному противодействию терроризму, сепаратизму и экстремизму, незаконному обороту наркотиков и оружия, другим видам транснациональной преступной деятельности, а также незаконной миграции;

4) координация усилий по вопросам разоружения и контроля над вооружениями;

5) поддержка и поощрение регионального экономического сотрудничества в различных формах;

6) содействие созданию благоприятных условий для торговли и инвестиций в целях постепен-

ного осуществления свободного передвижения товаров, капиталов, услуг и технологий;

7) эффективное использование имеющейся инфраструктуры в области транспорта и коммуникаций, совершенствование транзитного потенциала государств-членов, развитие энергетических систем;

8) обеспечение рационального природопользования, включая использование водных ресурсов в регионе, осуществление совместных специальных природоохранных программ и проектов;

9) оказание взаимной помощи в предупреждении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий;

10) обмен правовой информацией в интересах развития сотрудничества в рамках ШОС; расширение взаимодействия в области науки и техники, образования, здравоохранения, культуры, спорта и туризма.

Однако сформулированные механизмы взаимодействия в экономической сфере остаются не проработанными. Хотя экономическое взаимодействие должно привести к созданию благоприятных условий для торговли и инвестиций в целях постепенного осуществления свободного передвижения товаров и капиталов, услуг и технологий, открывая путь к экономической интеграции, на практике не все так гладко.

Нормативно-правовые источники (электронный ресурс)

1. Соглашение об основании Азиатского банка Инфраструктурных инвестиций Экономического проекта Нового Шелкового пути, октябрь 2014 г.: http://www. globfin.ru/articles/banks/usa.htm

2. Материалы Межпарламентской ассамблеи СНГ: wikipedirua.org/wiki/Органы_СНГ

3. Письмо Банка России от 23.10.2009 г. № 014-12-1/5477 «Об открытии счетов в китайских юанях»: http://www.iacis.ru/

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.