10. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО; НАЛОГОВОЕ ПРАВО; БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.04) АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО; АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.14)
10.1. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НОВОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ МЕХАНИЗМОВ СОТРУДНИЧЕСТВА ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ В ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВОЙ СФЕРЕ
Петрова Галина Владиславовна, д-р юрид. наук. Должность: профессор. Место работы: МГИМО (У) МИД России. Подразделение: кафедра административного и финансового права. Должность: Заместитель Директора. Место работы: Институт проблем безопасности СНГ. E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье сказано, что возникновение Экономического пояса Нового Шелкового пути и созданного в его рамках Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ), является объективной тенденцией развития международно-правового регионального сотрудничества евразийских государств в условиях «нестабильного» мирового финансового порядка, когда транснациональные финансовые рынки и их инструменты доминируют над реальным сектором экономики и торговли. Поиски новых источников финансирования торговли и промышленности для евразийских государств приобретают характер борьбы за право на самостоятельное развитие на межгосударственном уровне валютно-финансовых институтов.
Ключевые слова: международно-правовой статус финансовых институтов ШОС и БРИКС, сотрудничество евразийских государств в валют-но-финансовой сфере, экономический пояс нового шелкового пути, азиатский банк инфраструктурных инвестиций.
ECONOMIC PROJECT OF THE NEW SILK ROAD AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL LEGAL MECHANISMS OF COOPERATION BETWEEN THE EURASIAN STATES IN THE MONETARY SPHERE
Petrova Galina Vladislavovna, Dr of law. Position: Professor. Place of employment: MGIMO (University) of the MFA of Russia. Department: administrative and financial law chair. Position: Deputy Director. Place of employment: Security Problems Institute of the CIS. E-mail: [email protected]
Annotation: In article it is written that the emergence of the Economic belt of New silk road and its Asian infrastructure investment Bank (AIIB), is an objective trend of development of international law regional cooperation of the Eurasian countries in the conditions of unstable world financial order, where transnational financial markets and their instruments dominate the real sector of the economy and trade. The search for new sources of Finance for
Commerce and industry of the Eurasian States to take on the character of the struggle for right to self-development at the international level monetary institutions. Keywords: the international legal status of financial institutions of the SCO and BRICS, cooperation for Eurasian States in the monetary sphere, the economic belt of new silk road, Asian infrastructure investment Bank.
Международно-правовое регулирование сотрудничества России в валютно-финансовой сфере с евразийскими государствами переживает новый этап развития под воздействием интеграционных процессов на евразийском пространстве, связанных с расширением регионального валютно-финансового и торгово-экономического сотрудничества государств. Такие тенденции вытекают из нового этапа евразийского сотрудничества государств в рамках Экономического проекта нового Шелкового пути (ЭПНШП), который является продолжением Китайской интеграционной политики в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС). В рамках этого проекта в конце 2015 года начинает работу Азиатский Банк Инфраструктурных Инвестиций (АБИИ), который создается по инициативе Китая в качестве альтернативы американским и японским банковским структурам. В состав учредителей нового банка входят Индия, Казахстан, Монголия, Саудовская Аравия, Узбекистан и Таджикистан и еще несколько стран общим числом 25. Россия также планирует участие в работе АБИИ, но пока взвешивает свои валютно-финансовые и другие внешнеэкономические и внешнеполитические интересы, несмотря на заинтересованность в инфраструктурных инвестициях.
Китайский «Экономический проект нового Шелкового пути» даст новый импульс развитию многосторонних международных соглашений в торговом и финансовом секторе евразийского сотрудничества, поскольку нацелен на создания нового международно-правового порядка в регионе, нового пространства торговли и инвестиций на основе евразийской валютно-финансовой системы расчетов и финансирования в рамках расширения влияния Китая через шОс и АТЭС в азиатском регионе.
Перед Россией на евразийском пространстве встают несколько векторов на первый взгляд разноплановых, но фактически единых по своей направленности по превращению евразийского пространства в зону новых финансово-экономических блоков государств, заинтересованных в самостоятельной валютно-финансовой системе мирового уровня.
Внешнеполитический и внешнеэкономический курс Российской Федерации по противодействию финансирования терроризма, мировым финансовым кризисам, обеспечению безопасности мирового сообщества и стабильности мировой финансовой системы в международном сотрудничестве евразийских государств направлен на создание системы и комплекса условий международной безопасности, международного и регионального сотрудничества.
Президент Российской Федерации В.В.Путин в своем выступлении на заседании Генеральной Ассамблеи ООН 28 сентября 2015 года, посвященной 70-летию Организации Объединенных Наций, заявил, что ООН является важнейшим инструментом решения глобальных проблем современности, в рамках которой есть колоссальный неиспользованный потенциал.
Россия активизирует международное сотрудничество не только в рамках ООН, но и на региональном уровне евразийского пространства прежде всего в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Зоны свободной торговли СНГ (ЗСТ СНГ), Организации Договора о Коллективной Безопасности СНГ (ОДКБ), Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) и Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС). Сотрудничество России с Китаем в рамках более 40 двусторонних соглашений становится важнейшим стимулирующим фактором евразийского сотрудничества.
Экономический проект нового Шелкового пути является продолжением Китайской интеграционной политики в рамках ШОС. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) - это региональная международная организация, основанная 15 июня 2001 год на базе Декларации о создании Шанхайской Организации Сотрудничества, членами которой являются Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан, а с 2015 года Индия и Пакистан. Государства-члены ШОС, являясь по исторической природе многонациональными и много конфессиональными государствами, расположены в центре Евразии на стыке совершенно различных цивилизаций. Поэтому они заинтересованы в создании в своем окружении нового международного интеграционного права, направленного на защиту зон финансово-экономической стабильности, взаимопонимания, добрососедства, безопасности, инвестиционной активности и валютной стабильности в соответствии с такими общепризнанными принципами международного права как суверенное равенство государств (из которого вытекает бюджетный суверенитет), их территориальная целостность, неприменение силы, невмешательство во внутренние дела государств (из которого вытекает право на защиту своих финансовых рынков от кризисов), мирное разрешение международных споров и конфликтов и другие.
Помимо Азиатского Банка Инфраструктурных Инвестиций (АБИИ), важным фактором формирования евразийской валютно-финансовой инфраструктуры является соглашение о создании в 2015 году в рамках Саммита ШОС-БРИКС в Уфе Банка «Развитие» ШОС, который может стать аналогом Банка Развития БРИКС, созданного в 2014 году. На Саммите в Уфе китайскими представителями было отмечено, что создание Банка «Развитие» ШОС является стратегической мерой для развития многостороннего сотрудничества, которая поможет создать собственную платформу для финансирования организации ШОС. В становлении валютно-финансовой системы под эгидой ШОС особая роль принадлежит таким валютно-финансовым институтам, как Фонд «Шелкового пути» и Фонд «Экономического сотрудничества Китай-Евразия», направленных на инвестиционные потребности государств-членов ШОС.
ШОС имеет огромное значение для обеспечения международного экономико-финансового правопорядка в евразийском регионе, а для России особенно в
условиях расширения политических и экономических связей не только с государствами постсоветского евразийского пространства, но и с таким крупным международным экономическим партнером как Китай. Общее между ШОС и Экономическим проектом нового Шелкового пути в том, что они объединяют государства, имеющие как общие, так и разные векторы стратегических интересов. Россия заинтересована в формировании через ШОС системы региональной финансовой, информационной, инвестиционной и экономической безопасности и стабильности путем выработки совместных подходов евразийских государств. Они касаются вопросов глобальной политики и стратегии в сфере финансовых рынков, торговли энергоресурсами, вопросов экономического, а также социально-культурного характера. Россия заинтересована сделать ШОС оплотом международного права в условиях становления справедливого международного правопорядка под эгидой ООН в интересах всех стран.
Страны ШОС стремятся посредством создаваемых ими международно-правовых механизмов функционирования интеграционных сообществ к осуществлению новых проектов мирового масштаба и к созданию полномасштабных зон свободной торговли, тем более что Хартия ШОС предусматривает в качестве одного из направлений сотрудничества постепенное расширение зон свободного передвижения не только товаров, но и капиталов, услуг и технологий.
Экономический проект Нового Шелкового пути (ЭПНШП) является трансконтинентальным соглашением, основывающимся на международном праве ООН, праве государств евразийской интеграции в рамках ШОС, БРИКС, принципах взаимной выгоды, историко-культурных традициях, имеющих стратегическую перспективу.
Инвестиционные планы развития в рамках ЭПНШП хотя и соответствует общемировым тенденциям глобализации, но отличаются от американской «глобализации» традициями уважения суверенитета и тысячелетней историей, что дает шансы для сплочению стран евразийского региона, восстановления исторической общности, раскрытию их экономического потенциала, а также дополняет евразийское партнерство России.
Для конфликта интересов между евразийскими стратегиями Китая и России нет объективных причин, поскольку долгосрочные стратегии Китая и России между собой практически не пересекаются. Россия предлагает Евразийскому континенту более масштабные проекты не столько восстановление давних связей, сколько комплексную промышленную кооперацию, равноправное и взаимовыгодное партнерство.
Возникновение Экономического пояса Нового Шелкового пути как часть стратегии ШОС и БРИКС является объективной тенденцией развития регионального сотрудничества государств в условиях «нестабильного» мирового финансового порядка, когда финансовые рынки и их инструменты доминируют над реальным сектором экономики и торговли. Поиски новых источников финансирования торговли и промышленности приобретают характер стратегического противостояния интересам государств, не входящих в круг «друзей» американских и британских транснациональных банков, контролирующих 80 процентов мирового финансового оборота.
Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) ЭПНШП начинает расширять свою деятельность, составляя конкуренцию транснациональным
банкам всего евразийского региона. В создании АБИИ, инициированного Китаем, участвуют 25 стран, в том числе Индия, Казахстан, Узбекистан, Монголия, Саудовская Аравия, Вьетнам, Бангладеш, Бруней, Камбоджа и Новая Зеландия. АБИИ, уставной капитал которого 100 млрд долл., создается как альтернатива Всемирному банку, Международному валютному фонду и Азиатскому банку развития, ключевую роль в котором играет Япония. Целью АБИИ должно стать финансирование инфраструктурных проектов в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), главный из которых Экономический пояс нового Шелкового пути.
Россия поддерживает инициативы Китая по формированию «Экономического пояса Шелкового пути» и позитивно оценивает его готовность учитывать российские интересы в ходе разработки и реализации ЭПНШП, что также будет содействовать сближению стратегий и межгосударственных договоров в рамках ЭПНШП и действующего с 2015 года Евразийского экономического союза. Несмотря на то, что новый Шелковый путь «несколько сдвинут» от границ России, участие России в АБИИ возможно в рамках ее стратегии реализации своих интересов на евразийском пространстве, поскольку ЭПНШП «как векторное направление» будет стимулировать развитие интеграционных отношений между странами АТЭС, ШОС, СНГ и ЕАЭС, а морской путь будет способствовать развитию тихоокеанских портов и их модернизации.
Присоединении России к деятельности АБИИ и к другим многосторонним региональным банкам развития в рамках евразийского и азиатско-тихоокеанского сотрудничества, будет осуществляться с учетом ва-лютно-финансовых интересов России по обеспечению своего валютного и бюджетного суверенитета, а также результатов политико-стратегического партнерства, общеэкономического эффекта от межбанковского сотрудничества и возможностей использования потенциала каждого такого банка в интересах страны.
На Петербургском экономическом форуме 2015г. было отмечено, что страны БРИКС должны отказаться от расчетов в долларах, несмотря на то, что основной капитал в создаваемом Банке развития БРИКС заложен в американской валюте. Однако со временем странам-участницам группы необходимо отказаться от взаиморасчетов в ней. Партнеры по торговле и по ШОС, и по БРИКС ждут стабилизации расчетов в товарообороте в национальных валютах. Китайские банки выразили намерение содействовать российским банкам кредитованием экспортно-импортных операций в торговле в условиях, когда устранено кредитование банков западных.
Экономический проект нового Шелкового пути (ЭПНШП) важен для России, поскольку с Китаем Россия давно торгует в юанях (Письмо Банка России от 23.10.2009 N 014-12-1/5477 «Об открытии счетов в китайских юанях»). Сегодня страны Востока и, в первую очередь, Китай становятся приоритетным направлением для российского торгового оборота и инвестиций. На ноябрьском Саммите АТЭС 2014 года отмечалось, что Китай имеет статус главного внешнеторгового партнера России, и к 2020 г. планируется удвоить торговый оборот между странами. При этом расчеты по российско-китайским сделкам должны как можно чаще производиться в национальных валютах - юанях и рублях.
1 http://www.ng.ru/upload/iblock/584/8-4-1 ^рд 184
Стратегия ЭПНШП корреспондируется со стратегией организации Азиатско-Тихоокеанского Экономического Сотрудничества (АТЭС), куда в настоящее время входят 21 страна, включая страны Тихоокеанского побережья, а критерием членства является то, что участник АТЭС является самостоятельной «экономикой» и не обязательно государством. Поэтому АТЭС использует термин «экономики-участницы», а не страны-члены, чтобы обращаться к своим членам. Один из результатов этого условия состоит в том, что АТЭС включает Тайвань. Официально Республика Китай, участвует также под названием «Китайский Тайбэй», наряду с Китайской Народной Республикой, а также «Гонконг», который вступил в АТЭС как британская колония, но рассматривается как специальный административный район Китайской Народной Республики. То есть членство в АТЭС Китая включает в себя три официальных наблюдателя: АСЕАН, Форум тихоокеанских островов и Тихоокеанский совет экономического сотрудничества.
Лидеры стран АТЭС активизируют внимание по внедрению в национальное право государств положений Сиднейской Декларации по проблемам изменения климата и энергетической безопасности 2007 года, в которой провозглашена общая цель снижения энергоемкости производств стран АТЭС к 2030 году на 25%. АТЭС приняла на себя обязательство рационализировать объемы и в среднесрочной перспективе постепенно отказаться от практики субсидирования ископаемых видов топлива, поощряющей расточительное потребление.
АТЭС сконцентрировала свою международную активность на реализации программ предоставления жизненно необходимых энергетических услуг государствам с ограниченными энергоресурсами, подчеркивая необходимость: предпринимать шаги по стимулированию средствами международного права распространения экологически безопасных технологий, в том числе посредством экономического и технического сотрудничества.
Экономический проект нового Шелкового пути как и цели АТЭС направлен к наращиванию потенциалов по обмену передовыми технологиями в области энергетической эффективности в целях применения более чистых и энергоэффективных технологий.
АТЭС предложила не просто решать локальные территориальные проблемы, а найти и применить общие подходы для решения подобных конфликтов между странами сообщества с учетом глобальных вызовов XXI века. Япония не раз демонстрировала в АТЭС свой вклад в общее экономическое развитие на протяжении последних 30 лет, когда она создала одну из самых эффективных энергетик в мире.
Особенное значение с 2011 г. имеют три приоритетных направления работы АТЭС:
1) укрепление региональной экономической интеграции и расширение торговли;
2) поощрение экологически безопасного («зеленого») роста;
3) расширение сотрудничества и сближения правил регулирования в различных сферах взаимных экономических интересов.
В рамках приоритетного направления об укреплении экономической интеграции АТЭС, помимо вопроса о зоне свободной торговли, решаются вопросы сближения правил и норм рыночного регулирования (стандарты, соответствие, техническое регулирование), которые отражены в принятой Декларации АТЭС. Акту-
альны в сотрудничестве АТЭС действия, направленные на ликвидацию нетарифных барьеров в торговле, предотвращение введения новых барьеров со стороны развивающихся стран и продвижение структурных реформ в экономиках АТЭС; поддержка многосторонних торговых переговоров и противодействия протекционизму; мероприятия по упрощению ведения бизнеса, особенно для малых и средних предприятий, в том числе путем принятия мер по сокращению времени, стоимости и неопределенности перемещения товаров и услуг в цепи поставок.
Сформулированные в Соглашении о создании ЭПНШП принципы декларирует схожие с АТЭС основные направления сотрудничества государств-участников:
- поддержание мира и укрепления безопасности и доверия в регионе;
- поиск общих точек зрения по внешнеполитическим вопросам, представляющим общий интерес, в том числе в международных организациях и на международных форумах;
- выработку и реализацию мероприятий по совместному противодействию терроризму, сепаратизму и экстремизму, незаконному обороту наркотиков и оружия, другим видам транснациональной преступной деятельности, а также незаконной миграции;
- координацию усилий по вопросам разоружения и контроля над вооружениями;
- поддержку и поощрение регионального экономического сотрудничества в различных формах,
- содействие созданию благоприятных условия для торговли и инвестиций в целях постепенного осуществления свободного передвижения товаров, капиталов, услуг и технологий;
- эффективное использование имеющейся инфраструктуры в области транспорта и коммуникаций, совершенствование транзитного потенциала государств - членов, развитие энергетических систем;
- обеспечение рационального природопользования, включая использование водных ресурсов в регионе, осуществление совместных специальных природоохранных программ и проектов;
- оказание взаимной помощи в предупреждении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий;
- обмен правовой информацией в интересах развития сотрудничества в рамках ШОС; расширение взаимодействия в области науки и техники, образования, здравоохранения, культуры, спорта и туризма.
Однако сформулированные механизмы взаимодействия в экономической сфере остаются не проработанными. Хотя экономическое взаимодействие должно привести к созданию благоприятных условий для торговли и инвестиций в целях постепенного осуществления свободного передвижения товаров и капиталов, услуг и технологий, открывая путь к экономической интеграции, на практике не все так гладко.
Список литературы:
1. Декларация о создании ШОС от 15.06.2001г.-http://www.bc-sco.org/level http://www.worklib.ru/law/93834/
2. Статьи Соглашения об Азиатском Банке Инфраструктурных Инвестиций от 14 октября 2014 года http://ria.ru/politics/20150702/1108852900.html
3. Соглашение об организации БРИКС 2006 года http://www pravo. by/web. hра/text.asp1.
4. Соглашение о создании межгосударственной кредитной организации «Банк развития БРИКС», подписанное подписано на VI саммите стран БРИКС 15 июля 2014 года. [http://www.consultant.ru]: http://www.globfin.ru/articles/banks/usa.htm
5. Петрова Г.В. Формирование российской доктрины международного валютного права в контексте мировых проблем трансформации международной валют-но-финансовой системы // - Пробелы в российском законодательстве - № 6 - 2014- С. 257-263
6. Петрова Г.В. Конституционные основы финансового права России и проблемы имплементации международно-правовых норм о торговле финансовыми услугами права ВТО в российское законодательство /// Бизнес в законе - № 6- 2013 - С.176-182
Рецензия
на статью Петровой Г.В. «Экономический Проект Нового Шелкового пути как фактор развития международно-правовых механизмов сотрудничества евразийских государств в валютно-финансовой сфере»
Статья написана по актуальным проблемам расширения евразийского сотрудничества в рамках Экономического Проекта Нового Шелкового пути, которое рассматривается как фактор развития международно-правовых механизмов сотрудничества евразийских государств в валютно-финансовой сфере. Это обеспечивает расширение системы международной и евразийской безопасности, поскольку дает государствам шанс объединить их не только экономические и ва-лютно-финансовые интересы, но и культурные традиции многовековой интеграции. Она отражает международно-правовые условия формирования новых банковских структур, направленных на инвестирование инфраструктурных проектов с учетом реалий сотрудничества государств на региональном уровне. Автор показывает, что государства -члены, ЕАЭС, ШОС, БРИКС формируют новую архитектуру мировой ва-лютно-финансовой системы.
Статья отличается оригинальностью, самостоятельностью взглядов автора, носит научно-аналитический характер и может быть рекомендована к публикации в журнале по списку ВАК «Пробелы в российском законодательстве» в разделе международное право или финансовое право.
Заслуженный деятель науки Российской Федерации, заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин Института международного права и экономики имени А.С.Грибоедова, д.ю.н., профессор Ревин В.П.