ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
М.И. Китиева, канд. экон. наук, доцент М.А. Орцханова, канд. экон. наук, доцент Ф.Я. Полонкоева, канд. экон. наук, доцент Ингушский государственный университет (Россия, г. Магас)
DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10175
Аннотация. Основным проявлением практических отношений между человеком и природной средой является хозяйственная деятельность (производство, распределение, обмен, потребление), в процессе которой происходит изменения в окружающей среде. В статье рассматриваются особенности и элементы экономического механизма природопользования, обосновывается необходимость жесткого подхода к ответственности предприятий-загрязнителей окружающей среды.
Ключевые слова: природопользование, окружающая среда, экономический механизм, регулирование.
Вопрос о механизмах регулирования эколого-ориентированной экономикой является важнейшим вопросом перехода к устойчивому типу эколого-
экономического развития. В развитых странах этот механизм используется с конца 19 века, где сформированы типичные модели механизма управления.
Первостепенное значение имеет формирование эффективного механизма управления природными ресурсами и охраны окружающей среды. Экономический механизм природопользования - это система принудительных и стимулирующих мер, способствующих реализации целей экологической политики. В современных условиях разработка эффективной концепции механизма возможна при соблюдении следующих принципов:
- эффективная концепция рационализации экологического менеджмента и охраны окружающей среды и соответствующего экономического механизма в секторах может быть разработана и реализована только после разработки концепции развития секторов и всей экономики в целом;
- экономический механизм должен строиться межотраслевой и межрегиональной основе;
- экономический механизм природопользования должен стать органической частью «глобального» экономического механизма.
Выделяют следующие элементы формирующегося экономического механизма: система экономических инструментов природопользования, система финансирования природоохранных мероприятий, создание механизма реализации экологических программ.
Система экономических инструментов природопользования включает налоговую политику, субсидии и льготное кредитование, ускоренную амортизацию фондов природоохранного назначения, продажу прав на загрязнение, использование принципа «залог-возврат» (залоговая система), штрафы, плату за негативное воздействие на окружающую природную среду).
Система финансирования природоохранных мероприятий и создание механизма реализации экологических программ на всех уровнях представляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс мероприятий, направленных на эффективное решение экологических проблем. В реализации программ обычно ведущую роль играет государство, так как необходимость быстрой концентрации значительных ресурсов, сложность проблемы и неопределенность экономической эффективности делают целесообразным использование прямого регулирования при поддерживающей роли рыночных инструментов. Кроме того, система финансирования природоохранных меро-
приятий предусматривает формирование затрат на охрану окружающей среды. Затраты целевого природоохранного значения включают: капитальные вложения в охрану природы, текущие затраты на содержание и эксплуатацию природоохранных фондов, затраты на их капитальный ремонт, расходы на содержание соответствующих государственных структур, особо охраняемых территорий и ведение лесного хозяйства. Источниками затрат являются федеральный бюджет, бюджет субъектов Российской Федерации, собственные средства предприятий, экологические фонды и добровольные взносы населения.
Как правило, существует три типа экономических механизмов для управления окружающей средой:
1. Компенсирующий (пассивный) механизм устанавливает общие ограничительные экологические рамки для экономического развития отраслей и секторов, практически не препятствуя ему. Он в основном направлен на компенсацию негативного воздействия на окружающую среду и мало влияет на темпы и масштабы развития. Это свойственно техногенному типу экономического развития.
2. Стимулирующий механизм характерен для развития экологически сбалансированной природоохранной деятельности. В функционировании такого механизма рыночные инструменты играют ведущую роль, что способствует увеличению производства на основе новых технологий и улучшает использование и охрану природных ресурсов.
3. Жесткий, подавляющий механизм использует административные и рыночные инструменты и практически подавляет с помощью правовой, налоговой, кредитной и уголовно-правовой политики развитие определенных отраслей и комплексов в области расширения их природного основания и способствует рационализации использования природных ресурсов.
В любом случае, экономический механизм природопользования должен быть интегрирован в экономическую систему, а
не в отдельный инструментарий для решения экологических проблем. Рыночный характер этого механизма предполагает регулирующую роль государства, в функции которого входит определение основных направлений, параметров и процедур его применения.
При формировании экономического механизма экологического управления важно, чтобы он носил стимулирующий характер, приспосабливая развитие экономических комплексов к законам природы.
Функционирующий в России механизм регулирования производственно-
природоохранной деятельности отличается в большей степени несбалансированностью, что неизбежно приведет к негативным социально-экономическим и экологическим последствиям. В ходе текущих социально-экономических реформ редко учитывается конкретная экологическая и экономическая ситуация, экологические факторы игнорируются при принятии важных социально-экономических решений, остаются проблемы включения сферы защиты сельскохозяйственных ландшафтов и устойчивого использования природных ресурсов в общую систему экономических отношений, задачи стимулирования использования эколого-совместимых и ресурсосберегающих технологий в сельскохозяйственном производстве. Первостепенное значение должна иметь разработка механизмов эколого-экономического регулирования природопользования и охраны окружающей среды в природоэкс-плуатирующих отраслях, которые позволяют сочетать цели экономического роста с задачами сохранения и улучшения экосистем, оптимизировать использование природных ресурсов, улучшить состояние окружающей среды. Зарубежный и отечественный опыт свидетельствует о высокой эффективности и, следовательно, о дальнейшем усилении роли механизмов, сочетающих экономические и административные рычаги в управлении природными ресурсами и охране окружающей среды.
Библиографический список
1. Варанкин В.В. Методологические вопрсы региональной оценки природных ресурсов.
- М., 1974.
2. ЛолубА.А., Струкова Е.Б. Экономика природных ресурсов. - М., 1998.
3. Китиева М.И. Необходимость определения экономической ценности природы // Colloquium-journal. - 2018. - №3-3 (14). - С. 19-21.
4. Папенов К.В. Экономика природопользования: учебник. - М.:ТЕИС, ТК Велби, 2006.
- 928 с.
5. Полонкоева Ф.Я., Орцханова М.А., Китиева М.И. эколого-экономические возможности республики ингушетия в контексте стратегии устойчивого развития землепользования // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 10-1 (63). - С. 421-423.
6. Хамхоев М.Б., Китиева М.И., Погорова З.М. Роль государственного регулирования природопользования // Colloquium-journal. - 2018. - №8-5 (19). - С. 37-39.
ECONOMIC MECHANISM FOR REGULATING ENVIRONMENTAL
MANAGEMENT
M.I. Kitieva, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor M.A. Ortskhanova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor F.Ya. Polonkoeva, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Ingush State University (Russia, Magas)
Abstract. The main manifestation of the practical relationship between man and the natural environment is economic activity (production, distribution, exchange, consumption), during which changes occur in the environment. The article discusses the features and elements of the economic mechanism of environmental management, justifies the need for a strict approach to the responsibility of enterprises that pollute the environment.
Keywords: nature management, environment, economic mechanism, regulation.