Научная статья на тему 'Механизм управления региональными внешними эффектами - как ключевое звеном в реализации концепции устойчивого развития региона. '

Механизм управления региональными внешними эффектами - как ключевое звеном в реализации концепции устойчивого развития региона. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
129
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
внешние экстерналии / внешние эффекты / регулирование (интернализация) внешних экологических эффектов / устойчивое развитие. / external externalities / external effects / regulation (internalization) of external environmental ef- fects / sustainable development.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орцханова М. А., Полонкоева Ф. Я., Китиева М. И.

В статье рассмотрены теоретические аспекты внешних экстерналий, причины их возникновения. Определены основополагающие черты механизма управления внешними эффектами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MECHANISM FOR MANAGING REGIONAL EXTERNAL EFFECTS, AS A KEY ELEMENT IN THE IMPLEMENTATION OF THE CONCEPT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE REGION.

The article discusses the theoretical aspects of external externalities, their causes. The fundamental features of the mechanism for controlling external effects are determined.

Текст научной работы на тему «Механизм управления региональными внешними эффектами - как ключевое звеном в реализации концепции устойчивого развития региона. »

«ш^шетим-^шгмаьотжш©^ / ишташ

органах службы занятости, в расчёте на 100 вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости) в целом по России снизился на 10 человек на 100 вакансий (с 64 человек на 100 вакансий в конце декабря 2017 года до 54 человек на 100 вакансий в конце декабря 2018 года).

К сожалению, в некоторых регионах РФ, в частности в субъектах СКФО коэффициент напряженности превышает среднероссийский уровень в несколько раз. Наиболее сложная ситуация на рынке труда отмечена в Республике Ингушетия, где коэффициент напряженности составил 3 604 человека на 100 вакансий, Чеченской Республике (2 237), Республике Дагестан (2 215), Республике Северная Осетия-Алания (735).

Самый низкий коэффициент напряженности отмечается на рынке труда Еврейской автономной области (12), Приморского края (15), Сахалинской области (18), Амурской области (19), г. Москвы (22), г. Севастополя (22), Ямало-Ненецкого автономного округа (22), Ленинградской области (23), Тульской области (24), Тюменской области (24).

Как видно из проведенного анализа ситуация на рынке труда в регионах СКФО остается самой сложной, требующей пристального внимания со

19

стороны государства. В этой связи, была бы целесообразна выработка целого ряда федеральных программ по снижению напряженности на рынке труда в регионах СКФО. Обязательным условием освоения денежных средств, по названному направлению, должно быть - полная прозрачность информации.

Список использованной литературы

1.Орцханова М.А.Трендовый анализ регионального рынка труда в тенденции его развития. В сборнике: Сборник научных трудов Ингушского государственного университета Назрань, 2012. С. 351-369.)

2.Проблемы рынка труда и государственная политика в сфере занятости в регионе (на примере РИ) Китиева М.И., Орцханова М.А., Полонкоева Ф.Я. Экономика и предпринимательство. 2018. № 3 (92). С. 98-101.

3.Теоретико-практические аспекты функционирования рынка труда Орцханова М.А., Полонко-ева Ф.Я., КитиеваМ.И. Colloquium-journal. 2018. № 5-6 (16). С. 69-72..)

4.Федеральная служба государственной статистики / Центральная база статистических данных [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/ dbscripts/ Cbsd/ DBInet.cgi.

Орцханова М.А.,

к.э.н.,доцент зав.каф. »Экономика» ИнгГУ Полонкоева Ф.Я., к.э.н.,доцент кафедры»Экономика» ИнгГУ Китиева М.И. к.э.н.,доцент кафедры »Экономика» ИнгГУ

МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМИ ВНЕШНИМИ ЭФФЕКТАМИ- КАК КЛЮЧЕВОЕ ЗВЕНОМ В РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

РЕГИОНА.

Orskhanova M.A.,

Ph.D., Associate Professor Head of Department. »Economics» IngGU Polonkoeva F. YA., Ph.D., Associate Professor Departments »Economics» IngSU Kitieva M.I. Ph.D., associate professor Departments »Economics» IngSU

THE MECHANISM FOR MANAGING REGIONAL EXTERNAL EFFECTS, AS A KEY ELEMENT IN THE IMPLEMENTATION OF THE CONCEPT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE

REGION.

Аннотация

В статье рассмотрены теоретические аспекты внешних экстерналий, причины их возникновения. Определены основополагающие черты механизма управления внешними эффектами. Abstract

The article discusses the theoretical aspects of external externalities, their causes. The fundamental features of the mechanism for controlling external effects are determined.

20_economics /

Keywords: external externalities, external effects, regulation (internalization) of external environmental effects, sustainable development.

Ключевые слова: внешние экстерналии, внешние эффекты, регулирование (интернализация) внешних экологических эффектов, устойчивое развитие.

Современная экономическая наука представляет собой аналитическую науку о рациональном использовании людьми ограниченных ресурсов для производства продукции (товаров и услуг), их потребления, распределения и обмена между членами общества. В теории рынок также сам должен справляться с кризисами, но в реальности не всегда способен выполнить данную функцию. Причина возникновения внешних экстерналий заключается в ограниченности экономических ресурсов и большом количестве желающих их потреблять.

Под внешними эффектами понимаются побочные результаты экономической деятельности, положительно или отрицательно воздействующие на других хозяйствующих субъектов. У этих субъектов (как правило, не связанных с экономической деятельностью, порождающей внешние эффекты) возникают дополнительные издержки (или выгоды), не учитываемые в цене продукции. Иными словами, внешние эффекты выражают перемещение части издержек или выгод к лицам, не участвующим в рыночных сделках. Учитывая техногенный, рискогенный характер современной экономической деятельности, очевидным становится тот факт, что большинство ее последствий (внешних эффектов) носит отрицательный характер, что затрудняет хозяйствование, в частности, на региональном уровне.

Существуют два противоположных мнения относительно способа регулирования отрицательных внешних эффектов. Одно предполагает регулирование путем прямого вмешательства государства во взаимоотношения хозяйствующих субъектов, другое - трансформацию отрицательных внешних издержек во внутренние на основе рыночных методов путем установления и распределения прав собственности на внешние эффекты посредством купли-продажи разрешений на антропогенное воздействие.

Следует подчеркнуть, что торговля правами на загрязнение может считаться более эффективным способом регулирования внешних эффектов, нежели плата за выбросы (экологические налоги), только при определенных условиях, в частности, при небольшом числе участников, вовлеченных в распределение прав на внешние эффекты. Между тем домашние хозяйства, наиболее заинтересованные в пригодном для жизни качестве окружающей среды, оказываются в проигрыше, поскольку их количество на определенной территории существенно превосходит принятые ограничения.

Также следует отметить, что рыночные методы управления внешними эффектами не предотвращают их возникновение, а способствуют им, хотя и считаются более гибкими и эффективными, нежели административно-распорядительные.

Таким образом, регулирование (интернализа-ция) внешних экологических эффектов на основе

рыночных методов часто оказывается невыполнимым. Между тем существующий в настоящее время в России и ее субъектах механизм государственного управления внешними эффектами, основанный на использовании экологических налогов, платежей и санкций, в определен- ной степени ведет к убыточности предприятий (особенно в условиях недостаточно высокого уровня технико-технологического развития и высокой ресурсоемкости производства), что препятствует их инновационному развитию.

В рамках концепции устойчивого развития под региональными внешними эффектами предлагается понимать не отраженные в ВРП (в ценах произведенных в регионе товаров и услуг) затраты, необходимые для проведения превентивных природоохранных мероприятий, а также для восстановления ассимиляционного потенциала региональной природной среды в процессе производственно-хозяйственной деятельности на территории региона в целях обеспечения условий для удовлетворения потребностей настоящих и будущих поколений. В этом случае экономический механизм управления региональными внешними эффектами предстает как совокупность экономических структур, институтов, форм и методов осуществления экономической деятельности в регионе, а также мероприятий административного, экономического, финансово-бюджетного и инновационного характера, предусматривающих систему воздействия экономических рычагов на охрану окружающей среды для достижения устойчивого развития региона.

На наш взгляд, адекватный новым экономическим условиям механизм управления региональными внешними эффектами должен выступать ключевым звеном в реализации концепции устойчивого развития региона и обладать рядом основополагающих черт.

Во-первых, он должен иметь смешанный характер регулирования, что позволит повысить эффективность управления региональной экономикой с точки зрения перехода к устойчивому развитию, создавая стимулы к проявлению предприятиями загрязнителями самостоятельности и деловой активности в отношении охраны региональной природной среды и обеспечивая необходимый в сфере регионального природопользования государственный контроль.

Во-вторых, необходим учет экологического риска. Саморегулирование региональных внешних эффектов в современных условиях должно рассматриваться и как процесс управления хозяйственными рисками. Без учета фактора риска региональный внешний эффект (экологический ущерб) в денежном выражении предстает как стоимость проведения в регионе необходимых профилактиче-

«ш^шетим-^шгмаьотжш©^ / ишташ

ских, природоохранных и природовосстановитель-ных мероприятий и составляет те дополнительные издержки, которые необходимо возложить на хозяйствующих субъектов-загрязнителей. Однако, в условиях повышения рискоемкости производства, в понятие «региональный внешний эффект» необходимо включать не только реальный ущерб, наносимый территориальной природной среде, но и потенциальный ущерб, риск которого, в связи с ростом масштабов техносферы региона, расширением транспортной, производственной, бытовой инфраструктуры, изменением характера военно-технических и различных инженерных систем на его территории весьма существен.

В-третьих, механизм управления региональными внешними эффектами в условиях перехода к инновационной экономике и устойчивому развитию общества должен приобрести глобальный, сетевой характер. В частности, инновационные ориентиры региональной политики должны воплощаться в создании территориальных сетевых моделей-«сетей, привязанных к месту» (кластеров, или вертикально-интегрированных инновационно-промышленных структур), выражающих самостоятельность, активность и экономическую самоорганизацию регионов в отличие от централизованных моделей территориального развития, в которых ключевую роль играли промышленные комплексы федерального уровня.

В-четвертых, необходима экоинновационная направленность регионального механизма управления внешними эффектами. Важнейшими мерами стимулирования экоинновационной активности субъектов региональной экономики могут стать снижение налоговой составляющей в цене инновационного экологического продукта , как стимулятор расширения спроса на данную продукцию на территории региона; создание стимулов для инвестирования в науку и региональную инновационную сферу в области природоохранной деятельности, создания наукоемких, ресурсосберегающих и малоотходных технологий на территории регионов; стимулирование региональных инновационных и наукоемких предприятий в области природоохранной и природовосстановительной деятельности. Для этого необходимо, чтобы фискальная политика регионов приобрела более самостоятельный, децентрализованный характер, чего пока не достигнуто в условиях становления федерализма в России.

В-пятых, механизм трансформации внешних экологических издержек во внутренние должен, на наш взгляд, учитывать целенаправленный характер инноваций на основе ноосферного принципа (путем осознанного изменения отношения к природе, экономического поведения и производственно-хозяйственной деятельности на базе инновационных технологий). Эти изменения в эколого-экономиче-ских взаимоотношениях должны быть отражены в соответствующем способе выявления и учета негативных последствий современной хозяйственной деятельности.

21

Формирование и развитие механизма интерна-лизации внешних экологических эффектов в качестве необходимых структурных элементов должны включать организационно-методический, административно-правовой, финансово-экономический, инновационный блоки. При этом именно инновационный блок, приобретающий все большее значение в условиях устойчиво развивающейся экономики, должен стать в рамках механизма управления региональными внешними эффектами его основополагающим структурным элементом.

Проблема устойчивости развития тесно связана с национальной безопасностью. Разработка любой программы эколого-экономической безопасности должна строиться, исходя из общей концепции перехода регионов на путь устойчивого развития. Это предполагает усиление роли государственного регулирования процесса устойчивого социально-экономического развития.

Целью государственной экономической политики выступает достижение внутренней и внешней устойчивости системы. При этом внутренняя устойчивость предполагает такое состояние экономики, которое характеризуется стабильностью производства, цен, занятости и поддержанием определенного уровня жизни. Под внешней устойчивостью системы следует понимать устойчивость платежного баланса, положительное внешнеэкономическое сальдо, стабильное состояние золотого запаса страны. Важнейшие положения концепции устойчивости социально-экономического развития могут быть непосредственно применены к регионам Южного федерального округа. Его территория обладает потенциальными возможностями для динамичного продвижения к устойчивому развитию, такими как богатство природных ресурсов, человеческий потенциал, уровень состояния обрабатывающих отраслей промышленности, науки и образования.

Однако, потенциальные экономические возможности субъектов РФ весьма не одинаковы. Разумеется, проблемы устойчивости социально-экономического развития регионов с различным уровнем экономического потенциала должны решаться с учетом особенностей развития конкретного субъекта. Учитывая глубокую дифференциацию в природно-климатическом и экономическом развитии территорий различных федеральных округов РФ , следует исходить из необходимости формирования концепции устойчивого социально-экономического развития по крупным регионам с последующим формированием единой стратегии и тактики в целом по округу.

Список использованной литературы

1. Алексеев Ю.П. Устойчивость социально-экономического развития регионов: Метод. материалы. М.: РАГС, 2001.

2. Бринчук М.М. Право на благоприятную окружающую среду в контексте устойчивого развития // Права человека как фактор стратегии устойчивого развития / отв. ред чл.-корр. РАН, д. ю. н. Е.А. Лукашева. М.: Норма, 2000. С. 204.

22_ишмамиеа / «Эд1шду]ум-.шугм&1>>#1ш:ш1]9

3. Раянов Ф.М. Концепция устойчивого раз- / отв. ред. М.М. Бринчук, О.Л. Дубовик. М.: Инсти-

вития и актуальные проблемы науки экологиче- тут государства и права РАН, 2007. С. 134-139. ского права // Актуальные проблемы развития экологического права в XXI веке: Сборник материалов

УДК: 339.98

Прокопьев П. С.,

Финансовый Университет при Правительстве РФ

ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНФЛИКТОВ НА ГЛОБАЛЬНУЮ

ЭКОНОМИКУ

Prokopiev P.S.

Financial University Under the Government of the Russian Federation

EFFECTS OF CONTEMPORARY CONFLICTS ON THE GLOBAL ECONOMY

Аннотация:

В статье рассмотрены основные аспекты влияния современных международных конфликтов на глобальную экономику. Также рассмотрены влияние введения новых санкций, провокации как полноправный инструмент мировой политики, время турбулентности для крупных международных объединений с одной стороны и непредсказуемость развития событий как в международных отношениях, так и во внутренней политике отдельных стран.

Abstract:

The article describes the main aspects of the influence of modern international conflicts on the global economy. The introduction of new sanctions, provocations as a full-fledged instrument of world politics, a time of turbulence for large international associations, on the one hand, and the unpredictability of developments in international relations and in the domestic policies of individual countries on the other hand are also discussed.

Ключевые слова: международные конфликты, мировая экономика, международные отношения, глобализация, геополитические интересы.

Key words: international conflicts, world economy, international relations, globalization, geopolitical interests.

Есть несколько ключевых долгосрочных трендов, которые делают всю существующую систему более рыхлой и сумбурной, а значит, сложной для проведения анализов и подготовки любых прогнозов. Это, во-первых, возвышение азиатских стран, прежде всего Индии и Китая. Во-вторых, постепенная дезорганизация западной системы, сформировавшейся по итогам холодной войны. В-третьих, формирование полицентричности: развитие стратегической автономности всё большего числа государств. И наконец, на всё это накладывается ускорение технологического прогресса и процесса изменения климата — это довольно интенсивно развивающиеся явления, которые одновременно затрагивают всех. Такими могут стать ключевые тренды 2019 года по версии авторов ежегодного прогноза «Международные угрозы», который в январе 2019 г. был представлен российскими экспертами в шестой раз. Мир, пожалуй, еще никогда не знавал такого масштабного наслоения ключевых трендов один на другой, и в этой связи определить эпоху одним ключевым словом практически невозможно. Поэтому неопределенность является, пожалуй, самым правильным словом для описания нынешней ситуации.

«Геополитическое ускорение» — термин, которым авторы прогноза характеризуют весь пред-

стоящий год. Эта метафора используется для отражения того, как разные государства реагируют на возникающую неопределенность [1]. Каждое из них считает, что время играет против него, и стремится более наступательными действиями показать, что оно обязательно успеет на поезд в будущее, на который, по его мнению, возьмут не всех.

Авторы прогноза выделили девять ключевых «проблемных» трендов. Первый пункт в списке — активное использование провокаций как инструмента конкурентной борьбы между странами. При этом эксперты оговариваются, что прибегать к провокациям державы будут из-за невозможности прямого столкновения.

На наш взгляд, структурных условий для большой войны между странами не существует. Дело в том, что война не разрешит противоречия, а скорее их усугубит. Сейчас многие сравнивают современную ситуацию с кануном Первой мировой. Но тогда государства видели в большом вооруженном конфликте разрешение противоречий, они его ждали, люди в разных странах проводили праздничные демонстрации в день объявления войны.

В современных условиях любая большая война будет настолько катастрофичной, что это просто сразу снимет вопрос о политических целях, поскольку все они одномоментно будут обрушены. И

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.