Научная статья на тему 'Экономический механизм как способ регулирования аграрного производств'

Экономический механизм как способ регулирования аграрного производств Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
374
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / GOVERNMENT REGULATION / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / ECONOMIC MECHANISM / ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ / LEGAL FRAMEWORK / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / METHODOLOGICAL APPROACHES / ТЕХНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / TECHNICAL ANALYSIS / ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / FUNDAMENTAL ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Винничек Любовь, Ефимов Артур

Актуальность решения проблемы государственного регулирования сельского хозяйства обусловлена необходимостью достижения устойчивого развития отрасли и обеспечения продовольственной безопасности государства в условиях современной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The urgency of solving the problem of state regulation of agriculture, due to the need to achieve sustainable development of the sector and to ensure food security of the state in a modern economy.

Текст научной работы на тему «Экономический механизм как способ регулирования аграрного производств»

УДК 338.439.62

Любовь Винничек,

доктор экономических наук, профессор,

заведующая кафедрой организации и информатизации производства,

Артур Ефимов,

аспирант,

Пензенская государственная сельскохозяйственная академия

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ КАК СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА

000<Х>00<Х><>00<Х>0«<><>00<><Х>00<><>00<>^^

Актуальность решения проблемы государственного регулирования сельского хозяйства обусловлена необходимостью достижения устойчивого развития отрасли и обеспечения продовольственной безопасности государства в условиях современной экономики.

S u m m a r y

The urgency of solving the problem of state regulation of agriculture, due to the need to achieve sustainable development of the sector and to ensure food security of the state in a modern economy.

Ключевые слова: государственное регулирование, экономический механизм, правовой механизм, методологические подходы, технический анализ, фундаментальный анализ.

Keywords: government regulation, economic mechanism, the legal framework, methodological approaches, technical analysis, fundamental analysis.

Планомерное и устойчивое развитие аграрного производства практически всегда обеспечивается государством через различные формы государственного регулирования. Необходимость государственного регулирования аграрного производства определяется многими факторами.

Во-первых, основной фактор производства - земля. Земля, полностью или частично пригодная для сельскохозяйственного производства, является ограниченным ресурсом и в то же время общенациональным достоянием, вне зависимости от форм владения ею и ее назначением.

Во-вторых, аграрное производство существенно отличается от большинства сфер экономики тем, что оно менее эффективно. Это обусловлено достаточно большим, по сравнению с другими производственными отраслями, производственным циклом производства.

В-третьих, в условиях нерегулируемой рыночной экономики, при свободной конкуренции цены в монополизированном секторе промышленности растут значительно быстрее, чем в демонополизированном аграрном секторе, что создает непреодолимый диспаритет цен между стоимостью сельскохозяйственной продукции и стоимостью ресурсов для аграрного производства.

В-четвертых, необходимость государственного регулирования сельского хозяйства обусловлена также природно-климатическими, материально-техническими, экономическими, социальными и историческими условиями.

В-пятых, обеспечение продовольственной безопасности в условиях действия зарубежных экономических санкций требует более значительной поддержки со стороны государства.

Вопрос продовольственной безопасности страны один из приоритетных для любого суверенного государства. Таким образом, для ее обеспечения государство, в свою очередь, должно решить следующие задачи:

• стабилизация и развитие агропромышленного производства;

• обеспечение продовольственной безопасности государства;

• устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;

• повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, ускоренного развития его приоритетных подотраслей;

• сохранение почвенного плодородия и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве ресурсов.

Таким образом, исходя из вышеизложенных задач, можно обозначить основные формы государственного регулирования:

• правотворческая - к ней относится совершенствование деятельности отраслевого аппарата, совершенствование системы планирования;

• правоприменительная - издание правовых актов индивидуального характера, содержащих государственно-властные предписания о субъективных правах и юридических обязанностях различных органов государственной власти, должностных лиц и других субъектов сельскохозяйственного производства;

• правоохранительная - осуществление органами государства контрольно-надзорных полномочий, проверки фактического осуществления, принятие мер по предупреждению неправомерных действий и поступков в будущем;

• организационная - разъяснение смысла нормативно-правовых актов, проведение служебных совещаний, составление инструкций, писем, обобщений;

• экономическая - осуществление и контроль прямых инвестиций из государственного бюджета, финансирование сельскохозяйственных программ, проведение более мягкой кредитной и налоговой политики, контроль за ценообразованием.

Следовательно, все меры по государственному регулированию можно разделить на 2 блока: первый блок - правового регулирования, включающий все методы и способы правотворчества; второй блок, включающий разнообразные экономические механизмы регулирования и управления отраслью.

Экономический механизм органически связан с экономическими методами управления. Именно последовательное совершенствование экономического механизма хозяйствования, всего комплекса экономических рычагов управления и стимулирования производства является условием успешного перехода на экономические методы управления.

Составные элементы современного экономического механизма хозяйствования в АПК следующие:

1. Механизм трансформации традиционных предприятий общественного сектора в современные рыночные структуры и реформирования экономического уклада на селе.

2. Финансовый механизм регулирования, который включает целый ряд элементов экономического механизма и образует новую подсистему государственного регулирования аграрной сферы экономики. В частности, такие механизмы как: ценообразование, договорные экономические (хозрасчетные) взаимоотношения и механизм инвестирования, можно объединить в один - механизм финансового регулирования, включающий использование следующих производных финансовых инструментов:

• фьючерсы - право и обязательство купить или продать актив в установленный срок в будущем на условиях, согласованных в настоящее время, и по цене, определенной сторо-

нами при совершении сделки;

• опционы - это контракт, по которому продавец за определенную плату предоставляет покупателю право купить или продать актив, лежащий в его основе, в рамках определенного времени по заранее оговоренной цене;

• форвардный контракт - договор (производный финансовый инструмент), по которому одна сторона (продавец) обязуется в определенный договором срок передать товар (базовый актив) другой стороне (покупателю) или исполнить альтернативное денежное обязательство, а покупатель обязуется принять и оплатить этот базовый актив.

3. Налоговый механизм формирования платежей хозяйствующих субъектов в государственный бюджет и в централизованные фонды социального обеспечения, страхования и поддержки сельских товаропроизводителей.

4. Механизм банковского кредитования и расчетно-кассового обслуживания субъектов хозяйствования.

5. Механизм внешних экономических связей, создания и функционирования совместных отечественных предприятий с зарубежными фирмами.

6. Механизм развития предпринимательства и агробизнеса в АПК.

Все указанные элементы органически взаимосвязаны и образуют целостную организационно-экономическую систему, принимаемую за основу экономической политики национального государства, включающую в том числе и аграрную.

Таким образом, данный механизм способен:

• решать проблемы ценообразования посредством регулирования цен на этапе заключения контрактов (договоров) на поставки в будущем;

• поможет найти новые рынки сбыта, в том числе и зарубежные;

• при последующем контроле государства поможет вывести договорные отношения на новый уровень, повышая уровень доверия как продавцов, так и покупателей;

• увеличить долю инвестирования в предприятия аграрной сферы за счет собственных средств предприятия в силу возможности прогнозирования поступления денежных средств от реализации в будущем.

Формы государственное регулирование сельского хозяйства представлены на рисунке.

Однако следует помнить, что применение данных инструментов, при недостаточном уровне знаний каждого из них, способно лишь усугубить ситуацию, поэтому весь процесс использования финансовых инструментов необходимо разделить на следующие этапы:

1. Этап анализа (сбор информации). На данном этапе про-

Формы государственного регулирования сельского хозяйства

Рис. Формы государственного |

водится структурный анализ всех финансово-хозяйственных показателей деятельности предприятия с целью выявления основных рисков с последующим выбором метода, способа и инструмента хеджирования.

2. Этап подбора и оценка эффективности выбранного инструмента^). На этой стадии выбирается торговая площадка и срочные инструменты, биржевой брокер и т.д.

3. Этап активного использования. Он состоит из контроля и принятия корректирующих решений в случае непредвиденного стечения обстоятельств. Для эффективной реализации этого этапа необходима разработка специальных стратегий хеджирования в каждом конкретном случае. Кроме того, требуется построение программ с использованием не только биржевых фьючерсов, но и других внебиржевых инструментов срочной торговли.

Помимо этого, необходимо представлять общую ситуацию на рынке конкретного товара в настоящий момент и возможные сценарии развития данной ситуации в краткосрочной перспективе.

Традиционно, для анализа конъюнктуры рынка и цен в будущем, инвесторы используют технический и (или) фундаментальный анализ.

Оба этих подхода к прогнозированию динамики рынка пытаются разрешить одну и ту же проблему, а именно: определить, в каком же направлении будут двигаться цены. Но к проблеме этой они подходят с разных сторон. Если фунда-

гулирования сельского хозяйства

ментальный аналитик пытается разобраться в причине движения рынка, то технического аналитика интересует только факт этого движения. Все, что ему нужно знать, это то, что динамика рынка имеет место, а что именно ее вызвало, не так уж важно. Фундаментальный же аналитик будет пытаться выяснить, почему это произошло.

Если технический анализ в основном занимается изучением динамики рынка, то предметом исследований фундаментального анализа являются экономические силы спроса и предложения, которые вызывают колебания цен, то есть заставляют их идти вверх, вниз или сохраняться на существующем уровне. При фундаментальном подходе анализируются все факторы, которые так или иначе влияют на цену товара. Делается это для того, чтобы определить внутреннюю или действительную стоимость товара.

Согласно результатам фундаментального анализа, именно эта действительная стоимость и отражает, сколько на самом деле стоит тот или иной товар. Если действительная стоимость ниже рыночной цены товара, значит товар нужно продавать, так как за него дают больше, чем он стоит на самом деле. Если действительная стоимость выше рыночной цены товара, значит нужно покупать, так как он идет дешевле, чем стоит на самом деле. При этом исходят исключительно из законов спроса и предложения.

Многие специалисты, работающие с производными ценными бумагами, традиционно относят себя либо к техниче-

ским, либо к фундаментальным аналитикам. На самом же деле граница тут очень размыта.

Если речь идет о товарных рынках, то технический аналитик, благодаря своим графикам, может отслеживать ситуацию на любом количестве рынков, чего нельзя сказать о фундаменталистах. Последние, как правило, используют такое количество различных данных для своих прогнозов, что просто вынуждены специализироваться на каком-то одном рынке или группе рынков. Преимущества же широкой специализации очевидны.

Прежде всего, у любого рынка существуют периоды всплеска активности и периоды летаргии, периоды ярко выраженной тенденции цен и периоды неопределенности. Технический аналитик свободно может сконцентрировать все свое внимание и силы на тех рынках, где тенденции цен внятно прослеживаются, а всеми остальными пока пренебречь. Иными словами, он максимально использует преимущества ротационной природы рынка, а на практике это выражается в ротации внимании и, разумеется, средств.

В различные периоды времени те или иные рынки вдруг начинают «бурлить», цены на них образуют четкие тенденции, а потом активность затухает, рынок становится вялым, динамика цен неопределенной. Но на каком-то другом рынке в этот момент вдруг начинается вспышка активности. И технический аналитик в подобной ситуации имеет свободу выбора, чего нельзя сказать о фундаменталистах, узкая специализация которых на каком-то определенном рынке или группе рынков просто лишает их этой возможности маневра. Даже если фундаментальный аналитик и решит переключиться на что-нибудь другое, маневр этот потребует от него намного больше времени и усилий.

Важно до конца понять основные принципы технического анализа, чтобы ощутить ту гибкость и свободу маневра, которую они предоставляют аналитику, позволяя ему с равным успехом применять их для анализа любого средства торговли и на любом отрезке времени.

Существует одно кардинальное различие между фондовым и фьючерсным рынками. Технический анализ на фондовом рынке в гораздо большей степени опирается на использование психологических индикаторов (sentiment indicators) и на анализ движения денежных средств (how of funds analysis). Психологические индикаторы отражают поведение различных групп участников рынка: трейдеров-одиночек, взаимных фондов, профессионалов, работающих непосредственно в торговом зале биржи. Огромное значение придается тем психологическим индикаторам, которые показывают общее «настроение» рынка: бычье или медвежье. Аналитик тут исходит

из принципа, что большинство или толпа всегда ошибаются. Анализ движения денежных средств имеет дело с кассовыми позициями различных групп, таких, например, как взаимные фонды или крупные институциональные инвесторы. В данном случае аналитик рассуждает следующим образом: чем больше кассовая позиция, тем больше денежных средств могут быть использованы на покупку акций. Хотя эти формы анализа фондового рынка не являются первостепенными, зачастую технические аналитики полагаются на них больше, чем на традиционные инструменты анализа рынка.

Технический анализ фьючерсных рынков является наиболее чистой формой анализа цен. Конечно же, он допускает использование метода «от обратного» (contrary opinion theory), но основной упор все-таки делается на анализ тенденций и на применение традиционных технических индикаторов.

Таким образом, современный экономический механизм хозяйствования в АПК по формам проявления имеет ряд специфических особенностей в сравнении с другими межотраслевыми комплексами.

Во-первых, этот механизм сохраняет унаследованные черты от прежнего административно-командного механизма, и притом в большей мере, чем в отношении других народнохозяйственных комплексов (более высокая степень государственного регулирования и др.)

Во-вторых, экономический механизм хозяйствования в АПК призван учитывать взаимосвязь и зависимость условий воспроизводства от природного фактора.

В-третьих, многоукладность экономики АПК требует дифференцированного учета характера хозяйствования предприятий различных форм имущественной собственности (государственной, частной и личной) с преобладанием государственной земельной собственности в переходный период.

В-четвертых, в агропромышленном производстве учитывается специфика отношений переходного периода становления рыночного механизма хозяйствования, формирование которого требует значительно большего периода времени.

В-пятых, экономический механизм в АПК должен учитывать специфическую социально-экономическую роль сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности в формировании фонда потребления и росте благосостояния населения (государственное регулирование насыщения национального рынка продовольствием собственного производства и цен на социально значимые товары, защита отечественных товаропроизводителей на селе).

Говоря об оценки эффективности экономического механизма государственного регулирования той или иной отрасли, конечным результатом всегда будет являться достиже-

ние той цели, ради которой этот механизм разрабатывался и внедрялся. Следует также отметить, что зачастую государство не ставит перед собой задачу получить прибыль, в отличие от коммерческих организаций. В данном случае государство реализует приоритетные программы, обеспечивая продовольственную безопасность страны. Что касается затратной части реализации, то здесь в учет принимаются все понесенные затраты как государства, так и тех субъектов, на кого данные механизмы регулирования были направлены. Особенностью данной оценки будет являться также то, что в большинстве случаев конечный экономический эффект будет отрицательным, то есть те совокупные затраты, которые были понесены на реализацию данного механизма поддержки, не смогут окупиться государством напрямую. Это связано в первую очередь с тем, что сельское хозяйство - это та отрасль, где производственный цикл очень велик.

Все же в качестве критерия эффективности государственного регулирования сельскохозяйственной отрасли может быть избрано развитие производительных сил, оцениваемое в конечном счете через рост благосостояния отрасли. Если конкретизировать этот обобщенный критерий, то к критериям можно отнести: спад производства (отсутствие экономического роста), потерю управляемости экономикой и социальными процессами. Необходимо также включить в критерии эффективности повышение эффективности производства (рост производительности труда, ресурсосбережение и т.п.).

Учитывая изложенное, эффективность государственного регулирования можно оценить по следующим основным критериям:

• сравнение прогнозируемых показателей с фактически достигнутыми;

• международные сопоставления, позволяющие определить, оказало ли регулирование влияние на достижение более высоких темпов экономического развития, рост благосостояния народа, более рациональное использование ресурсов, в которых за базу сравнения следует избирать во многом схожие национальные экономики, где уровень регулирования больше или меньше;

• соотнесение фактических и пороговых показателей экономической безопасности страны; в частности, в число показателей экономической безопасности входит возможность страны осуществлять расширенное воспроизводство и др.

Роль государства должна оставаться значительной, как отмечалось ранее, во многих сферах экономики, а сельское хозяйство требует особого внимания, так как неразвитый рынок показал свою неспособность справиться самостоятельно с проблемами производства. Государственная политика при

этом должна осуществляться новыми методами, отвечающими той ситуации, которая складывается в настоящее время, и следить за ситуаций в будущем. В современной, многоукладной, смешанной, рыночной экономике государство активно участвует в формировании важнейших социально-экономических процессов. В период обострения негативной ситуации влияние государства возрастает (при согласии основных партнеров рыночной экономики) как на достижение стабилизации экономики, так и на решение других вопросов (военно-технических и т.д.). При плавном и спокойном развитии страны, отсутствии кризиса влияние государства сокращается, и государство, как и другие субъекты рынка, действует в рамках долгосрочных программ. Государственное регулирование отрасли позволяет избежать глубоких кризисов и обеспечить сравнительно устойчивые темпы развития.

Литература

1. Винничек Л. Организационно-экономические отношения в АПК // Международный сельскохозяйственный журнал. 2008. № 4. С. 15-17.

2. Винничек Л.Б., Ефимов А.М. Особенности использования технического и фундаментального анализа в хеджировании сельскохозяйственных рисков // Проблемы и перспективы развития агропромышленного производства: монография / Под общ. ред. Л.Б. Винничек, А.А. Галиуллина. Пенза: РИО ПГСХА, 2014. С. 87-97.

3. Винничек Л.Б. Развитие организационно-экономических отношений в агропромышленном производстве. Пенза: РИО ПГСХА, 2009. 287 с.

4. Винничек Л.Б., Ефимов А.М. Экономический механизм как способ государственного регулирования сельского хозяйства // Состояние и перспективы развития АПК: сборник статей Международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию кафедры «Организация и информатизация производства» / Пензенская ГСХА. Пенза: РИО ПГСХА, 2014. С. 20-27.

5. Рекомендации по финансово-экономическому регулированию рынка сельскохозяйственной продукции / А.И. Алтухов, Д.Ф. Вермель, Л.П. Силаева и др. М., 2005. 92 с.

6. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ ru/statistics/ enterprise/economy/a545a6004a4e70faa85ba dd103596704#

7. http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/sx/gr_posev _1.htm

8. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/ publications/catalog/doc_1140096652250

l_vinnichek@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.