Научная статья на тему 'Экономический механизм хозяйствования в АПК'

Экономический механизм хозяйствования в АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
429
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
THE ECONOMIC MECHANISM / KRASNOYARSK REGION / PROTECTIVE PRICE / INNOVATION AND MANPOWER POLICY / COOPERATION / COST ACCOUNTING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ходос Д. В.

Рассмотрено содержание экономического механизма и его элементов. Исследуется состояние сельского хозяйства Красноярского края и дается оценка уровня его экономического развития. Определяются приоритетные направления стабильного развития регионального АПК на основе государственной аграрной политики и рыночного механизма хозяйствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ECONOMIC MECHANISM OF MANAGING IN AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX

The contents of the economic mechanism and its elements. The condition of an agriculture of Krasnoyarsk region is investigated and the estimation of a level of its economic development is given. Priority directions of stable development of regional agrarian and industrial complex are determine on the basis of the state agrarian policy and a market mechanism of managing.

Текст научной работы на тему «Экономический механизм хозяйствования в АПК»

Рисунок 1. Изменение связи показателя рентабельности продаж по чистой прибыли с факториальными признаками за 2004-2005 годы

висимости между показателями.

Таким образом, экспертный расчет показывает, что получен опровергающий результат, и очевидная связь между коэффициентами не может быть определена с помощью корреляционного анализа. Данный вид анализа, безусловно, помогает исключить сильно коррелированные коэффициенты, но не способствует выбору наиболее репрезентативного состава. Это дело - эксперта.

Любая методика проведения финансового анализа предприятия предусматривает определенные последовательные этапы, направленные на снижение неопределенности, связанной с принятием экономических решений, ориентированных в будущее.

На первом этапе необходимо получить предварительную оценку, которая включает оценку надежности и достоверности информации и общее экономическое содержание показателей бухгалтерской отчетности. Надежность информации определяется качеством учетной работы в организации и системой внутреннего контроля. Необходимо также сделать общие выводы относительно основных показателей, характеризующих размер оборотных и внеоборотных активов, собственного и заемного капитала.

На втором этапе сельскохозяйственному предприятию необходимо провести анализ текущего финансового состояния, включая расчет финансовых коэффициентов и изложение полученных результатов с точки зрения текущей и долгосрочной платежеспособности и доходности. На данном этапе необходимо определить основные проблемы и

важные вопросы, которые необходимо выяснить в процессе дальнейшего исследования.

На третьем этапе проводится углубленный финансовый анализ с использованием всей нужной информации. Результатами всестороннего анализа финансового состояния сельскохозяйственной организации стали установление причин изменения его финансово-экономического положения, а также выбор методов исправления сложившейся ситуации на предприятии.

При проведении прогнозного анализа основных финансовых показателей, необходимо определить как прошлые события и сложившиеся тенденции могут изменить общую финансовую устойчивость предприятия, а также по каким направлениям нужно вести работу по

Экономика

улучшению финансового состояния предприятия.

Управление сельскохозяйственными организациями требует прогнозирования их финансового состояния, оценки и перспективной финансовой стабильности и платежеспособности. Перспективная оценка финансового положения необходима для установления «болевых точек» финансового механизма сельскохозяйственных предприятий; она позволяет предсказать на основе наблюдаемых тенденций возможное развитие событий, разработать необходимые управленческие решения для снижения, предупреждения или устранения влияния факторов, оказывающих негативное влияние на результаты производственно-хозяйственной деятельности.

Литература

1. Ефимова О.В. Финансовый анализ. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во «Бухгалтерский чет», 2002. - 528 с.

2. Зимин Н.Е. Анализ и диагностика финансового состояния предприятий: Учебное пособие. - М.: ИКФ «ЭКМОС», 2004. - 240 с.

3. Шеремет А.Д., Сайфулин РС., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 208 с.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В АПК

д.в. ходос,

кандидат экономических наук, доцент, Красноярский государственный аграрный университет, г. Красноярск

Ключевые слова: Экономический механизм, Красноярский край, защитная цена, инновационная и кадровая политика, кооперация, хозяйственный расчет.

Цель и методика исследований

Устойчивое развитие сельскохозяйственного производства, адаптированного к рыночным условиям, невозможно без действенного механизма хозяйствования, направленного на обеспечение сбалансированного и стабильного функционирования АПК. В этой связи одной из главных целей, стоящих перед органами власти, становится формирование качественно нового экономического механизма развития сельского хозяйства в рамках принятой государственной аг-

рарной политики России.

Экономический механизм - это постоянно развивающаяся открытая сложная система, состоящая из комплекса взаимосвязанных элементов, направленных на эффективное использование земельных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов в процессе производства, обеспечивая его устойчивое развитие.

На различных этапах развития АПК содержание и роль элементов экономического механизма неодинаковы. Корен-

ным образом они изменились в 1990-е годы при переходе к рыночной системе хозяйствования. Современная ситуация свидетельствует, что на данном этапе реформирования аграрного комплекса необходим более отработанный и действенный механизм. Базовыми элементами данного механизма хозяйствования в сельскохозяйственных предприя-

The economic mechanism, Krasnoyarsk region, protective price, innovation and manpower policy, cooperation, cost accounting.

Экономика

тиях необходимо считать планирование производства, хозяйственный расчет, формы организации труда и материальное стимулирование работников, строгий учет и контроль за использованием ресурсов. Применительно к условиям рыночной экономики к этим элементам следует добавить преобразование отношений собственности, расширение самостоятельности хозяйствующих субъектов, ценообразование, кооперацию и интеграцию, программно-целевое планирование, развитие предпринимательской, инновационной и инвестиционной деятельности в АПК.

Результаты исследований

Ведущее место в Сибирском Федеральном округе отводится Красноярскому краю, в котором агропромышленный комплекс является крупным и важным сектором экономики. За последние 15 лет реформ регион столкнулся с теми же проблемами, что и все субъекты РФ. Анализ функционирования сельскохозяйственных организаций края свидетельствует о резком ухудшении производственной, экономической и социальной ситуации в АПК. Ключевыми проблемами развития аграрной сферы Красноярского края становятся вопросы, связанные с неотработанностью важных элементов экономического механизма хозяйствования.

Общая негативная ситуация привела к резкому снижению объемов производства основных видов сельскохозяйственной продукции и ухудшила финансовое состояние деятельности аграрных предприятий (табл. 1). Снижение объемов производства сельскохозяйственной продукции связано прежде всего с сокращением посевных площадей и поголовья скота. В 2006 г. размер посевных площадей к уровню 2000 г. составляет 67,3%, поголовье крупного рогатого скота 62,7%. Уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций в 2006 г. составил 17,7%, средняя заработная плата в сельском хозяйстве 3937 руб. в месяц, что составляет 31,6% от месячной оплаты труда работников в среднем по всему краю.

За 2006 г. получили отрицательный финансовый результат у 27,8% всех сельскохозяйственных предприятий края, что свидетельствует о сложном экономическом положении в аграрном производстве региона. Нами проведена комплексная оценка уровня экономического развития и воспроизводственных процессов в аграрных предприятиях края. За основу был взят сводный (интегральный) показатель их оценки. Его критериальное значение позволило сгруппировать все сельскохозяйственные предприятия региона по трём блокам: с устойчивым воспроизводством, простым и низким уровнем воспроизводственных процессов.

Фактический уровень экономического развития сельскохозяйственного производства можно охарактеризовать следующим образом. Проблема расши-

ренного воспроизводства у всех 36 административных районов края (исключение составляет Березовский район), 26 районов имеют низкий уровень воспроизводства, а в пяти сельских территориальных образованиях он находится на весьма низком уровне (отрицательное значение интегрального показателя развития производства).

Сложившаяся весьма критическая ситуация требует принятия неотложных действий по ее преодолению. Существующие механизмы решения проблемы повышения устойчивости развития аграрного производства позволяют нам сформировать их в два основных направления. К первому следует отнести целенаправленную комплексную программу государственной поддержки АПК, ко второму - рыночный механизм хозяйствования.

Выводы. Рекомендации

Для современных условий хозяйствования, как показывает практика и научные исследования, приоритетным должно стать формирование гарантированной (защитной) цены на основные виды сельскохозяйственной продукции. Эта практика эффективно действует во всех развитых аграрных странах. Данное требование обусловлено обеспечением продовольственной безопасности регионов и государства.

Защитная цена рассчитывается с учетом нормативного уровня себестоимости и размера прибыли, достаточ-

ного для осуществления расширенного воспроизводства. Проведенные нами исследования показывают, что для устойчивого развития основных сельскохозяйственных отраслей АПК края требуется государственных вливаний больше, чем было фактически выплачено в 2005 г. из бюджетов разных уровней. Так, для эффективного регионального производства молока необходимо выделять дотаций в 4,3 раза больше, по мясу свиней и зерну выше в 1,7 и 2,0 раза соответственно.

Для ведения расширенного воспроизводства и повышения устойчивости регионального АПК нужно переходить на вариант инновационного развития. Инновационный путь развития аграрного производства весьма не дёшев, но это одно из реальных направлений по снижению действия «затратного механизма» в сельскохозяйственном производстве, путём внедрения современных ресурсосберегающих технологий в отраслях АПК. Такая политика обусловлена, кроме прочего, и вступлением России в ВТО, при котором главная задача отечественного производителя состоит в создании конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции.

Положительный результат от экономических преобразований возможен, только если они будут социально ориентированы. Низкая оплата сельскохозяйственного труда становится главнейшей причиной широкомасштабной бед-

Таблица 1

Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций Красноярского края

Показатель Год

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Удельный вес убыточных с.-х. организаций, % 56,4 54,8 64,2 58,2 28,7 34,5 27,8

Рентабельность (убыточность (-)) продукции сельского хозяйства, %, в том числе: 9,1 13,8 - 2,2 5,0 24,5 21,6 17,7

- продукция растениеводства 61,0 45,5 12,8 26,8 61,0 15,7 10,1

- продукция животноводства - 10,4 - 0,5 - 7,7 - 3,8 10,3 24,0 20,4

Рентабельность продукции сельского хозяйства с учетом субсидий, % 13,6 21,0 1,0 9,2 32,0 33,8 31,0

Объем производства основных видов продукции сельского хозяйства:

Зерно после доработки, тыс. тонн 1544,9 1751,8 1402,8 1383,8 1488,8 1186,5 1085,8

Картофель, тыс. тонн 11,3 10,2 8,5 8,0 5,1 7,3 7,8

Овощи открытого грунта, тыс. тонн 32,1 18,2 17,5 12,8 11,2 8,1 6,3

Молоко, тыс. тонн 369,3 346,7 365,7 340,6 310,4 321,8 310,8

Выращивание и откорм крупного рогатого скота, тыс. тонн 30,9 31,1 33,2 31,0 27,7 28,5 25,0

Выращивание и откорм свиней, тыс. тонн 6,7 6,4 6,9 7,4 7,9 6,99 7,3

Шерсть, тонн 219,0 179,6 187,7 131,5 115,9 92,5 70,0

Выращивание и откорм птицы, тыс. тонн 15,7 15,4 20,3 26,4 33,7 45,2 55,6

Яйцо, млн шт. 628,3 522,3 592,7 635,1 605,9 630,7 608,4

Экономика

э

к

О

н м

О Е

м X

и А

ч Н

Е и

С 3

к м

и

и

Экономическая ответственность

Выравнивание экономических условий хозяйствования

Мониторинг экономических условий хозяйствования

Модели организации хозяйственного расчета

Централизованное Экономичес- Рыночное

управление кое управление

внутрихозяйствен- управление по подразделениями

ными коллективами финансовым

результатам

Схема 1. Организация хозяйственного расчета

ности среди сельского населения. В целом, проблема социально-экономического положения сельского труженика является очень сложной и многогранной. Среди факторов сельской бедности -недостаточный уровень занятости трудоспособного населения и слабое развитие альтернативных видов трудовой деятельности. Другой составляющей данной проблемы является нежелание молодых специалистов ехать на село из-за отсутствия жилья, инфраструктуры и низких заработков. Решать эти вопросы надо незамедлительно, поскольку потеряно очень много времени и некоторые социальные процессы стали носить необратимый характер (повальный алкоголизм, деградация духовного и физического состояния сельского жителя) [2].

Определенные шаги в решении данного национального вопроса уже предприняты. В России три года действует Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года», направленная на восстановление и развитие социальной и инженерной структуры (газификация, водоснабжение, телефонизация, дорожное и индивидуальное жилищное строительство в сельской местности). В Красноярском крае кадровое обеспечение агропромышленного производства регламентируется краевой Программой кадрового обеспечения АПК региона на 2004-2008 годы, реализация которой направлена на обеспечение АПК региона подготовленными квалифицированными специалистами и их закрепление на селе. В целом, эффективность данной социальной и кадровой политики будет зависеть от строгого контроля за ходом ее проведения и должного объема финансирования.

Принятие рыночного направления управления АПК формирует другой подход в развитии отечественного сельского хозяйства. Действенным рыночным механизмом хозяйствования становится формирование агропродовольствен-ного рынка региона с развитой инфраструктурой и усиление интеграционных процессов. Данные направления являются эффективными способами соблюдения экономических интересов всех участников-партнеров в рамках системы агробизнеса.

Важной тенденцией мирового сельского хозяйства является кооперация. Современная российская практика накопила большой опыт по формированию тех или иных форм интегрированных формирований. Так, на территории Красноярского края начала реализовываться программа кооперативного движения в аграрном производстве. В сельских территориях начинают организовываться производственные, сбытовые и кре-

дитные кооперативы. Данная форма позволит начать взаимодействовать базовым коллективным предприятиям с личными подсобными хозяйствами, которые как индивидуальные производители сообща смогут наладить производство и сбыт своей продукции (молоко, мясо, овощи, картофель). Такая модель позволит снять социальное напряжение на селе, создаст рабочие места, увеличит доходность селянина. Крепкий рентабельный кооператив станет лучшим партнером муниципальной власти в решении социально-бытовых проблем сельской территории.

Администрация региона обеспечивает поддержку кооперативов по четырем направлениям: кооперативу гарантируется получение банковского кредита; плата за кредит будет относительно невысокой, благодаря субсидированию процентной ставки; ему будут возмещены до 25% расходов на приобретение сельскохозяйственной техники, машин и оборудования для нужд основного производства; кооператив может рассчитывать на дотацию из краевого бюджета в зависимости от объемов производимой продукции.

В настоящее время разработан гарантийный механизм, позволяющий привлечь в аграрный сектор края не менее 2 млрд рублей банковских кредитов. В течение трёх лет предполагается создать свыше 200 кооперативов. По итогам их работы будут отобраны пилотные территории для реализации программы возрождения села. Их опыт позволит оценить результаты, скорректировать подходы и распространить лучшую практику на весь регион.

Значимым резервом устойчивого развития производства становится

формирование нового механизма внутрихозяйственных отношений, который основывается на известных классических принципах организации производства - управлении затратами на основе развития моделей хозяйственного расчета. В условиях развития рыночных отношений хозрасчет не теряет своей роли и значимости, он качественно наполняется новым содержанием.

Важное в развитии хозрасчетных отношений на современном этапе - это преемственность их формы и содержания современным экономическим условиям хозяйствования. В настоящее время единой модели организации хозяйственного расчета быть не может. Сегодня для эффективной работы на принципах хозрасчета в хозяйстве необходимо разработать механизм экономической ответственности, регулирования отношений на основе выравнивания условий хозяйствования как по вертикали (администрация -производственные подразделения), так и по горизонтали (между подразделениями и структурами управления). В целом, формирование внутрихозяйственных отношений в современных условиях можно представить в виде схемы 1.

Отечественный аграрный сектор, формирующийся под непосредственным участием каждого региона, имеет большие потенциальные возможности и перспективы. Для их реализации нужен качественно действенный экономический механизм, который бы изменил менталитет к сельскому хозяйству и обеспечил достойное отношение к этой отрасли народнохозяйственного комплекса страны, от которой зависит продовольственная безопасность государства.

Литература

1. Борхунов Н., Родионова О. Пропорции воспроизводства в сельскохозяйственных организациях // АПК: экономика, управление. - 2006. - №10. - С. 16.

2. Ушачев И.Г. Развитие агропродовольственного сектора: основные направления и проблемы // Экономист. - 2006. -№5. - С. 86-93.

3. Шакиров Ф.К. Организация производства на предприятиях АПК. - М.: КолосС, 2003. - С. 943-103.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.