Научная статья на тему 'Экономический кризис и тенденции развития в политике управления государственным внутренним долгом в России'

Экономический кризис и тенденции развития в политике управления государственным внутренним долгом в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
17
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
госдолг / структура государственного долга / государственные заимствования / дефицит бюджета / public debt / structure of public debt / government borrowing / budget deficit

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лариса Борисовна Лазарова, Эдуард Робертович Кокоев

Проводится анализ структуры государственного долга. Делается однозначный вывод, что в условиях затянувшегося финансового кризиса, санкционного давления и сложившихся политических условиях, именно государственный внутренний долг выступает надежным инструментом покрытия дефицита бюджета. При этом важно проводить постоянный мониторинг структуры внешних и внутренних государственных заимствований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лариса Борисовна Лазарова, Эдуард Робертович Кокоев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic crisis and development trends in the policy of managing public internal debt in Russia

An analysis of the structure of public debt is carried out. An unambiguous conclusion is made that in the context of a protracted financial crisis, sanctions pressure and the current political conditions, it is the state internal debt that acts as a reliable tool for covering the budget deficit. At the same time, it is important to constantly monitor the structure of external and internal government borrowings.

Текст научной работы на тему «Экономический кризис и тенденции развития в политике управления государственным внутренним долгом в России»

ECONOMIC SCIENCE

Научная статья УДК 33

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-7-249-255 EDN: https://elibrary.ru/unxhro

NIION: 2003-0059-7/23-929 MOSURED: 77/27-003-2023-07-128

Экономический кризис и тенденции развития в политике управления государственным внутренним долгом в России

Лариса Борисовна Лазарова1, Эдуард Робертович Кокоев2

1 Владикавказский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации,

Владикавказ, Россия

2 Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова, Владикавказ, Россия

Аннотация. Проводится анализ структуры государственного долга. Делается однозначный вывод, что в условиях затянувшегося финансового кризиса, санкционного давления и сложившихся политических условиях, именно государственный внутренний долг выступает надежным инструментом покрытия дефицита бюджета. При этом важно проводить постоянный мониторинг структуры внешних и внутренних государственных заимствований.

Ключевые слова: госдолг, структура государственного долга, государственные заимствования, дефицит бюджета

Для цитирования: Лазарова Л. Б., Кокоев Э. Р. Экономический кризис и тенденции развития в политике управления государственным внутренним долгом в России // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 7. С. 249-255. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-7-249-255. EDN: UNXHRO.

Original article

Economic crisis and development trends in the policy of managing public internal debt in Russia

Larisa B. Lazarova1, Eduard R. Kokoev2

1 Vladikavkaz branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation,

Vladikavkaz, Russia

2 North Ossetian State University named after K. L. Khetagurov, Vladikavkaz, Russia

Abstract. An analysis of the structure of public debt is carried out. An unambiguous conclusion is made that in the context of a protracted financial crisis, sanctions pressure and the current political conditions, it is the state internal debt that acts as a reliable tool for covering the budget deficit. At the same time, it is important to constantly monitor the structure of external and internal government borrowings.

Keywords: public debt, structure of public debt, government borrowing, budget deficit

For citation: Lazarova L. B., Kokoev E. R. Economic crisis and development trends in the policy of managing public internal debt in Russia. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(7):249-255. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-7-249-255. EDN: UNXHRO.

Введение. Государственный долг выступает существенным макроэкономическим показателем. Во всех без исключения странах, на всех этапах развития государство использует инструмент госзаимствований. Государственный внутренний долг России на протяжении исследуемых трех лет подвергся корректировки, это связано с коронавирусной пандемией, охватившей все без исключения страны и стагнации мировой экономики. Значительный объем средств необходимо было направить на борьбу с последствиями пандемии; были разработаны госпрограммы по поддержке граждан и предприятий в результате наблюдалась существенная разбалансировка бюджета. Все перечисленные проблемы потребовали зна-

чительного наращивания объемов госдолга. Кроме того, негативным фактором выступили волатиль-ность мировых цен на нефть, связанных, как было отмечено выше с замедление темпов роста мировой экономики. Как правило, финансовые проблемы у государства начинаются тогда, когда госзаимствования достигают отметки 77 % от ВВП. Общий объем госдолга РФ за 2022 г. достиг рекордные 22,8 трлн руб., (20,8 % ВВП), тогда как в 2021 г. аналогичный показатель составил 20,9 трлн руб. (20,4 % ВВП). В связи со сложившейся обстановкой на мировой политической арене, Минфин России на протяжении последних десяти лет был вынужден значительно снизить внешний долг и нарастить внутренний, так внутренний

© Лазарова Л. Б., Кокоев Э. Р., 2023

Таблица 1

Структура государственного внутреннего долга

Показатели 2020 2021 Абсолютное отклонение 2021/2020 Относительное отклонение 2021/2020 2022 Абсолютное отклонение 2022/2021 Относительное отклонение 2022/2021

ОФЗ-ПД 8102,2 9812,7 1710,5 121,1 9784,8 -27,9 99,7

ОФЗ-АД 282,6 209,3 -73,3 74,0 166 -43,3 79,3

ОФЗ-ПК 4709,3 4709,3 0 100,0 6896,9 2187,6 146,4

ОФЗ-ИН 574,8 763,1 188,3 132,7 1025,1 262 134,3

ОФЗ-н 39,9 39,2 -0,7 98,2 22,2 -17 56,6

ГСО-ППС 215,3 94,4 -120,9 43,8 94,4 0 100,0

ГСО-ФПС 132 132 0 100,0 80 -52 60,6

Государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в ценных бумагах 14 056,2 15 759,9 1703,7 112,12 18 079,3 2319,4 114,72

Государственные гарантии Российской Федерации в валюте Российской Федерации 695,2 726,6 31,4 104,52 701,7 -24,9 96,57

Итого 14 751,4 16 484,4 1733 111,75 18 781 2296,6 113,93

долг России в 2010 г. составлял 2094,73 млрд долл., против — 9176,39 млрд долл. в 2019 г., рост по отношению к 2010 г., более чем четыре раза. В контексте данного вопроса необходимо подчеркнуть, что чистый госдолг впервые с 2014 г., стал отрицательным. Несмотря на сложную экономическую обстановку и санкционное давление, оказываемое западными странами Россия смогла сохранить, долг на безопасном уровне. Госдолг в полном объеме покрывается ликвидными активами нашего государства, этот факт свидетельствует о стабильном экономическом положении России. При этом важно и в будущем снизить объемы государственного долга, так он ока-

зывает существенное влияние в целом на состояние госфинансов.

Результаты исследования. Рассмотрим динамику государственного внутреннего долга (табл. 1).

По данным представленным на рис. 1 облигации федерального займа с постоянным доходом в 2020 г. составляли 8102,2 млрд руб., в течение последующего года они выросли в номинальном выражении на 1710,5 млрд рублей, или 121,1 %. В 2022 г. этот показатель незначительно просел на 27,9 млрд руб., или 0,3 % и составил 9784,8 млрд руб. Причиной роста ОФЗ-ПД в 2021 г. выступил рост госдолга, финансовые ресурсы, как было отмечено выше направ-

Рис. 1. Динамика ОФЗ-ПД с 2020 по 2022 гг., млрд руб.

jjiiL.

-^pr-

ECONOMIC SCIENCE

^jiiL.

Рис. 2. Динамика ОФЗ-АД

лялись на борьбу с эпидемией коронавируса и ее экономическими последствиями. Министерству финансов в условиях санкционных рисков удалось привлечь порядка 5,2 трлн руб. на внутреннем рынке России, большую часть составили ОФЗ с постоянным доходом. В условиях волатильности рынка инвесторы предпочитают бумаги с определенной гарантией, с фиксированным доходом. Минфин принял на себя существенный объем процентного риска. Западные страны предпринимали все усилия для того, чтобы уничтожить финансовую систему России.

Динамика по облигациям федерального займа с амортизацией долга за истекшие три года представлена графически на рис. 2. Бумаги ОФЗ-АД в 2020 г. составили 282,6 млрд руб., в 2021 г. этот показатель значительно снизился в фактическом выражении на 73,3 млрд руб. или 26 %. В 2022 г. отрицательная тенденция продолжилась и уровень ОФЗ-АД снизился еще на 43,3 млрд руб. или 20,1 %.

с 2020 по 2022 гг., млрд руб.

Основополагающей причиной такого колоссального снижения выступает сохраняющаяся нестабильность рубля, которая пока остается, несмотря на положительные макроэкономические показатели данные, рост цен на нефть, так средняя цена Brent находилась на уровне 86 долл. за баррель, в IV квартале 2023 г. стоимость нефти выросла до уровня 93 долл. за баррель. Это связано со снижением мировых запасов нефти. Спад в таких жестких экономических условиях был предсказуем, при этом он был умеренным.

По данным Минфина России, облигации федерального займа с переменным купонным доходом в 2020 и 2021 г. составляли порядка 4709,3 млрд руб. В 2022 г. исследуемый показатель вырос на 2187,6 млрд руб., что составляет 146,45 % от уровня показателя предыдущего периода (рис. 3).

Причиной роста ценных бумаг ОФЗ-ПК в 2022 г. выступает то, что они пользуются большим спросом на

Рис. 3. Динамика ОФЗ-ПК с 2020 по 2022 гг., млрд руб. № 7 / 2023 - Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia - 251

Рис. 4. Динамика ОФЗ-ИН с 2020 по 2022 гг., млрд руб.

рынке. Инвестирование в данный финансовый инструмент дает возможность снизить процентные риски.

По данным Минфина России отображенном на рис. 4 наглядно видно, что облигации федерального займа с индексируемым номиналом в 2020 г. составляли порядка 574,8 млрд руб. По итогам 2021 г. отмечается рост в абсолютном значении на 188,3 млрд руб. или 132,7 %. В 2022 г. положительная динамика продолжилась, при этом темп роста ускорился и составил 262 млрд руб. или 146,45 %.

На наш взгляд причина роста по данным государственным бумагам связана с тем, что они индексируются в зависимости от уровня инфляции. Таким образом, капитал инвестора защищен от инфляции, на протяжении всего срока обращения, размещает, обменивает и выкупает их регулятор. Кроме того, в контексте данного вопроса важно подчеркнуть доступность данных госбумаг для инвесторов с различ-

ным размером капитала, так как номинальная стоимость их составляет 1000 рублей. Аналогами таких инструментов в Соединенных Штатах Америки выступают бумаги, выпущенные казначейством TIPS. Впервые ценные бумаги индексируемым номиналом были выпущены в Финляндии в 1946 г.

По официальным данным, представленным Минфином России, на протяжении исследуемых трех лет наблюдается отрицательная динамика по объему облигаций федерального займа для физических лиц, так если в 2020 г. они составляли 39,9 млрд руб., то в течение последующего года снизились на 0,7 млрд руб., или 1,01 %. В 2022 г. отрицательная динамика продолжилась и уровень ОФЗ-н снизился на рекордные 17 млрд руб., что составляет 56,6 % от уровня показателя предыдущего периода (рис. 5).

Причиной такого резкого спада является ужесточение санкционного давления. В этих условиях

jjiiL.

-^pr-

йис. 6. Динамика ГСО-ПП

значительно пострадал российский фондовый рынок, начались проблемы, в том числе и на рынке гособлигаций. Для решения перечисленных проблем регулятор был вынужден пойти на крайние меры, были приостановлены торги на фондовом рынке. Ограничения затронули и ОФЗ-н., это надежные инструменты для инвестирования средств населения. Кроме того, затянувшийся кризис значительно повлиял на уровень доходов населения, в связи со сложившейся политической обстановкой покинули рынок и нерезиденты, их доля оказалась на самом минимальном уровне за истекшие 11 лет.

Данные представленные Минфином России указывают, что объем государственных сберегательных облигаций с постоянной процентной ставкой в 2020 г. составил 215,3 млрд руб. В 2021 г. этот показатель снизился в фактическом выражении на 120,9 млрд руб., что составляло 43,8 % от уровня показателя предыдущего периода. В 2022 г. данный показатель остался на

с 2020 по 2022 гг., млрд руб.

уровне базисного года. Снижение обусловлено ослаблением рубля и высоким уровнем инфляции (рис. 6).

По данным, представленным на рис. 7, наглядно видно, что, государственные сберегательные облигации с фиксированной процентной ставкой за анализируемые три года демонстрируют отрицатель ный тренд, так если в 2020 г., 2021 г. они были зафиксированы на отметке составили 132 млрд руб., то в течение 2022 г. значительно снизились, на 52 млрд руб. или 40 % в рублевом эквиваленте.

Причина сильного спада, как и с остальными гособлигациями выступает сохраняющаяся нестабильность рубля, при этом отмечаются положительные тенденции на рынке: всплеск цен на нефть, и другую экспортную продукцию, переориентация финансовых потоков на страны БРИКС. Впервые за 500 лет отмечаются колоссальные изменения на мировой арене, западные державы перестают доминировать. Наблюдаются тенденции, когда на страны с пере-

Рис. 7. Динамика ГСО-ФПС с 2020 по 2022 гг., млрд руб. № 7 / 2023 - Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia - 253

20 000 18 000 16 000 14 000 12 000 10000 8000 6000 4000 2000 0

18 079,3

14 056,2

15 759,9

2020

2021

2022

Рис. 8. Динамика государственного внутреннего долга Российской Федерации, выраженная в ценных бумагах с 2020 по 2022 г., млрд руб.

ходной экономикой приходится большая часть глобальных инвестиций.

Согласно данным, представленным на рис. 8 в целом объем государственного внутреннего долга Российской Федерации, выраженный в ценных бумагах в 2020 г. составлял 14 056,2 млрд руб. В 2021 г. этот показатель значительно вырос до 15 759,9 млрд руб., что в процентном соотношении составляет 112,1 % от уровня показателя предыдущего периода. В 2022 г. темп роста усилился и государственный внутренний

долг Российской Федерации, выраженный в ценных бумагах, составил 18 079,3 млрд руб., увеличение в рублевом эквиваленте составило 114,7 п.п.

Данная тенденция обусловлена необходимостью выполнения государством социальных вопросов, во время пандемии значительно выросли объемы средств, направляемые из федерального бюджета в сферу здравоохранения, поддержку бизнеса и населения. Большой объем бюджетных средств был направлен на структурную трансформацию экономики.

Рис. 9. Динамика государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации с 2020 по 2022 гг., млрд руб.

По данным, представленным на рис. 9, можно сделать вывод, что государственные гарантии Российской Федерации в валюте Российской Федерации за анализируемые три года демонстрируют неоднозначную динамику, так в 2020 г. они были представлены в объеме 695,2 млрд руб. В 2021 г. данный показатель вырос в абсолютном значении на 31,4 млрд руб. или 104,5 % в рублевом эквиваленте. В 2022 г. изучаемый показатель демонстрирует незначительное снижение, в фактическом выражении на 24,9 млрд. руб., 3,5 % от уровня показателя базисного года.

Согласно проведенному анализу структуры внутреннего долга можно сделать однозначный вывод, что проводимая Минфином России долговая политика должна быть взвешенной и направленной на рост инвестиционного рынка, выступающего основным инструментом покрытия дефицита бюджета. Пока госзаймы на внутреннем рынке продолжают оставаться главным источником покрытия дефицита бюджета, к концу 2023 г. их объем достигнет уровня 23,4 млрд руб. Для минимизации рисков необходимо сохранять госзаимствования на безопасном для экономики уровне. При разработке долговой политики необходимо учитывать комфортную дюрацию долговых обязательств, приоритетом должна выступать минимизация стоимости госзаймов, с учетом рыночной стоимости.

Библиографический список

1. Банк России: Центральный банк Российской Федерации // https://www.cbr.ru.

2. Министерство финансов Российской Федерации // http://minfin.gov.ru/

3. Лазарова Л. Б., Уртаев К. О. Финансовый кризис и тенденции в политике управления государственным внутренним долгом в России // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 1. С. 305-307.

4. Лазарова Л. Б., Дзуцев И. Т., Дзагахова М. Ю. Проблемы управления внешним долгом // Аудиторские ведомости. 2022. № 4. С. 88-92.

5. Каирова Ф. А., Кучиева Р. Э. Проблемы сбалансированности бюджетной системы РФ на современном этапе // Экономика и предпринимательство. 2018. № 8 (97). С. 121.

Bibliographic list

1. Bank of Russia: Central Bank of the Russian Federation // URL://https://www.cbr.ru

2. Ministry of Finance of the Russian Federation // URL:// http://minfin.gov.ru/

3. Lazarova L. B., Urtaev K. O. Financial crisis and trends in the policy of state domestic debt management in Russia // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023. № 1. P. 305-307.

4. Lazarova L. B., Dzutsev I. T., Dzagakhova M. Yu. Problems of external debt management // Audit Vedomo-sti. 2022. № 4. P. 88-92.

5. Kairova F. A., Kuchieva R. E. Problems of balancing the budget system of the RF at the present stage // Economics and Entrepreneurship. 2018. № 8 (97). P. 121.

Информация об авторах

Л. Б. Лазарова — профессор кафедры экономики и финансов Владикавказского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, доктор экономических наук;

Э. Р. Кокоев — аспирант Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Information about the authors

L. B. Lazarova — Professor of the Department of Economics and Finance of the Vladikavkaz Branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Doctor of Economic Sciences;

E. R. Kokoev — Postgraduate student of the North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 30.11.2023; одобрена после рецензирования 08.12.2023; принята к публикации 18.12.2023.

The article was submitted 30.11.2023; approved after reviewing 08.12.2023; accepted for publication 18.12.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.