Научная статья на тему 'Экономический инструментарий государственного регулирования инвестиций'

Экономический инструментарий государственного регулирования инвестиций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
276
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ / ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ / РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА / РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Безлепкина Н. В.

Систематизированы инструменты и методы государственного регулирования инвестиций, дана оценка сильных сторон и угроз возникаю­щих при использовании ведущих регуляторов инвестиционной деятель­ности, исследовано влияние экономического инструментария государственной инвестиционной политики на различные аспекты инвестиционной деятельности, в том числе на развитие инвестиционного потенциала и инвестиционной привлекательности промышленных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономический инструментарий государственного регулирования инвестиций»

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ

© Безлепкина Н.В.*

Самарский государственный университет, г. Самара

Систематизированы инструменты и методы государственного регулирования инвестиций, дана оценка сильных сторон и угроз возникающих при использовании ведущих регуляторов инвестиционной деятельности, исследовано влияние экономического инструментария государственной инвестиционной политики на различные аспекты инвестиционной деятельности, в том числе на развитие инвестиционного потенциала и инвестиционной привлекательности промышленных предприятий.

Ключевые слова: государственное регулирование инвестиций, государственная инвестиционная политика, методы государственного регулирования инвестиций, инструменты государственного регулирования инвестиций, регулирование инвестиционного потенциала, регулирование инвестиционной привлекательности.

Рыночные реформы и сопровождающие их экономические кризисы ставят важную для России проблему оптимизации рыночных механизмов самонастройки и государственного воздействия на экономические процессы. Она должна решаться дифференцированно для разных этапов реформирования и развития экономики страны и включает в себя определение объектов и целей государственного регулирования, масштабов регулирующего воздействия на экономическую практику, выбор наиболее эффективных инструментов и методов достижения поставленных целей.

Инвестиции в реальный капитал играют ключевую роль в осуществлении множества жизненно важных для страны процессов: технической модернизации производственных фондов, формирования расширенного воспроизводства и темпов экономического восстановления страны после трансформационного спада и мирового финансово-экономического кризиса, повышения конкурентоспособности отечественной продукции, решения проблем занятости, условий труда, обеспечения экологически безопасного типа экономического роста и других.

Множество фактов указывает на то, что сложившийся в РФ механизм рыночного саморегулирования инвестиций не удовлетворяет потребностям дальнейшего развития страны, а использованные методы и инструменты государственного воздействия на инвестиционный процесс были недостаточно действенными, чтобы переломить сложившиеся негативные тенденции. Масштаб инвестиций в реальный капитал сокращался в нашей стране в ходе рыночной трансформации до одной пятой дореформенного уровня и восстановлен к настоящему времени лишь до 70 % объема начала 90-х годов [1, 2].

* Ассистент кафедры Экономики.

Воздействие государства на инвестиционные процессы в экономической литературе обозначается множеством понятий: управление инвестициями, инвестиционная политика, регулирование инвестиций [3-7]. В результате проведенного исследования мы пришли к выводу, что категорию «управление инвестициями» как наиболее широкую, включающую полный набор управленческих функций, целесообразно применять к уровню самостоятельных хозяйственных единиц. Государство в рыночной экономике может управлять лишь инвестициями в рамках государственного сектора экономики. Инвестиционная политика как система долгосрочных целей и средств их достижения разрабатывается и реализуется субъектами разного уровня: фирмами, региональными муниципальными и федеральными органами власти.

Сущность государственного воздействия на инвестиционный процесс в частном секторе наиболее точно выражает понятие «государственное регулирование инвестиций». Оно предполагает наличие ряда процедур: создание системы индикаторов (показателей), адекватно и полно отражающих состояние инвестиционного процесса, их регулярный мониторинг, разработку и обоснование нормативных, целевых или плановых значений инвестиционных показателей, использование действенного инструментария корректировки инвестиционных процессов и вывода их на целевые значения.

Методы государственного регулирования инвестиций, как правило, делятся на правовые, административные, экономические, социально-психологические (пропагандистские). Современные смешанные экономические системы в качестве базовых методов опираются на экономические регуляторы, действующие в рамках правовой системы. К прямым методам стоить относить лишь административные распоряжения и бюджетное финансирование инвестиций. Методы, не адресованные конкретным субъектам и объектам инвестирования, являются косвенными. Среди них - кредитные и налоговые рычаги, амортизационная политика и другие.

Сложности использования косвенных регуляторов инвестиций заключаются в ряде моментов. Во-первых, они имеют вероятностный, не гарантируемый эффект от использования. Во-вторых, некоторые рычаги неоднозначно действуют на различные аспекты инвестиционного процесса. Например, расширяют инвестиционный потенциал, но не повышают инвестиционной привлекательности. В-третьих, инвестиционная политика не является самоцелью и осуществляется как средство в рамках других политик: структурной, промышленной, антикризисной, социальной, политики экономического роста. Каждый из экономических инструментов воздействия на инвестиционный процесс облает разными возможностями в отношении разных целей и содержит также определенные угрозы, недостатки, следовательно ограничения в эффективном использовании.

Проведенное нами исследование теоретических источников, анализирующих проблемы использования конкретных рычагов государственного регулирования инвестиций, а также российского и зарубежного опыта их

практического применения позволило систематизировать наиболее значимые группы рычагов инвестиционной политики в контексте их возможностей и недостатков (см. табл. 1).

Таблица 1

Возможности и угрозы использования основных инструментов государственного регулирования инвестиционных процессов

Группы рычагов Инструменты регулирования Регулирующие возможности Угрозы и недостатки инструмента

Амортизационная политика Ускоренная амортизация Ускоренное накопление инвестиционных ресурсов в амортизационном фонде, расширение инвестиционного потенциала, уменьшение налогов на прибыль Рост издержек, снижение балансовой прибыли, снижение дивидендов, снижение инвестиционной привлекательности фирм, нецелесообразность применения к устаревшему оборудованию

Списание уменьшающимся остатком Ускоренное накопление инвестиционных ресурсов в амортизационном фонде, расширение инвестиционного потенциала, уменьшение налогов на прибыль в первые годы функционирования основных средств Рост издержек, снижение балансовой прибыли, снижение дивидендов, снижение инвестиционной привлекательности фирм в первые годы функционирования основных средств, нецелесообразность применения к устаревшему оборудованию

Замедленная амортизация Снижение издержек производства в первые годы освоения новой продукции, выравнивание прибыли по жизненному циклу основных средств Медленное накопление финансовых источников в амортизационном фонде, ограниченные возможности досрочной замены морально устаревшего оборудования

Налоговые рычаги Снижение общего налогового бремени Рост инвестиционного потенциала и инвестиционной привлекательности в национальном хозяйстве в целом Инвестиционные потоки устремляются на основе рыночных механизмов в наиболее привлекательные (рентабельные отрасли), остаются различия в инвестиционной привлекательности отраслей, слабая реакция предпринимателей на рычаг в условиях возможностей получения прибыли в рамках теневой экономики

Дифференцированные по отраслям, видам деятельности или регионам налоговые ставки Возможность проведения структурной и региональной политики, рост инвестиционного потенциала и инвестиционной привлекательности определенных государством приоритетных отраслей, регионов, выравнивание уровней рентабельности отраслей Отсутствие одинаковых экономических условий хозяйствования, восприятие налогообложения как несправедливого, ошибки в определении степени дифференциации и приоритетов развития, повышение уровня вмешательства государства в экономику

Налоговые льготы в связи с инвестированием прибыли в производство Рост инвестиционного потенциала и инвестиционной привлекательности в национальном хозяйстве в целом или в отдельных видах деятельности Манипулирование налоговыми льготами, слабая реакция предпринимателей на рычаг при отсутствии спроса на продукцию, в условиях кризиса, в условиях возможностей получения прибыли в рамках теневой экономики

Продолжение табл. 1

Группы рычагов Инструменты регулирования Регулирующие возможности Угрозы и недостатки инструмента

Бюджетные рычаги Ассигнования Инвестиции в необходимом объеме в соответствии с государственными приоритетами, включая достижение структурных, социальных, экологических и других эффектов Необоснованность направлений инвестиций, сложности контроля и оценки эффективности инвестиций, нецелевое использование бюджетных средств, завышение стоимости инвестиционных объектов, «откаты», недобросовестность конкурсных процедур

Субсидии, дотации Развитие отношений государственно-частного партнерства, сохранение предпринимательской ответственности частного бизнеса за результативность инвестиций, увеличение инвестиционного потенциала объектов в соответствии с государственной политикой Невостребованность мер в условиях недостаточной инвестиционной привлекательности объектов, необходимость применения дополнительных мер по повышению инвестиционной привлекательности объектов

Кредитные рычаги Государственный кредит Возвратность бюджетных средств, возможность влиять на направления инвестиционных потоков Проблемы определения приоритетных сфер кредитования, распределения кредитов, контроля целевого использования и возврата в срок

Частный коммерческий и банковский кредит Расширение инвестиционного потенциала на основе частной ответственности и заинтересованности Рычаг действует только в условиях наличия инвестиционной привлекательности объектов, при высоком проценте снижает инвестиционный потенциал в перспективе

Наличие ограничений и недостатков в рассмотренной группе инструментов во многом объясняет структуру финансовых источников инвестиций в российской экономике, где по-прежнему значительную роль играют бюджетные ассигнования, незначительна по сравнению с западным опытом доля амортизации и кредитов. Одна из причин неудач в области инвестиционной политики государства заключалась в РФ в отсутствии комплексного, системного подхода. Меры, рассчитанные на увеличение инвестиционного потенциала (например, налоговые кредиты, нормативное разрешение ускоренной амортизации) не подкреплялись мерами по повышению инвестиционной привлекательности и поэтому были проигнорированы хозяйствующими субъектами. Эффективная инвестиционная политика государства явно требует пересмотра и совершенствования как кредитной политики, так и политики на рынке ценных бумаг.

Список литературы:

1. Инвестиции в России в 2011 г. [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. - Режим доступа: http://www.gks.ru.

2. Статистическое обозрение [Электронный ресурс]: Ежеквартальный журнал ФСГС. - 2012. - № 4. - Режим доступа: http://www.gks.ru.

3. Бехтерева Е.В. Управление инвестициями. - М.: Гросс Медиа: Рос. Бухгалтер, 2008. - 214 с.

4. Быстров О.Ф. и др. Управление инвестиционной деятельностью в регионах Российской Федерации / О.Ф. Быстров, В.Я. Поздняков, В.М. Прудников, В.В. Перцов, С.В. Казаков. - М.: Инфра-М, 2008. - 358 с.

5. Плотников А.Н. Механизм формирования инвестиционной политики. -Саратов: СГТУ 2000. - 176 с.

6. Саак А.Э. Инвестиционная политика муниципального образования: уч. пособие / О.А. Колчина, А.Э. Саак, и др. - СПб.: Пмтер, 2010. - 330 с.

7. Юзвович Л.И. Государственное регулирование инвестиционной деятельности России // Фундаментальные исследования. - 2008. - № 2. -С. 134-135.

СТРУКТУРА И ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЫНКА ЭЛЕКТРОННЫХ БАНКОВСКИХ УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

© Гараев З.Ф.*

Казанский национальный исследовательский технологический университет,

г. Казань

Автор раскрывает основные тенденции развития рынка электронных банковских услуг в Республике Татарстан на примере крупнейших банков региона, активно внедряющих технологии «интернет-бакинга», «мобильного банкинга», «SMS-банкинга», в результате чего автор приходит к выводу, что этот рынок является самым динамичным сегментом рынка банковских услуг, имеет диверсифицированную структуру, которая постоянно расширяется не только за счет интеграции уже созданных и отработанных видов электронных банковских услуг, но и за счет инновационного развития этого сектора

Ключевые слова электронные банковские услуги, «интернет-банкинг», «мобильный банкинг», «SMS-банкинг», средства платежа, удаленный доступ.

На сегодняшний день банки предлагают достаточно широкий спектр электронных и удаленных услуг, при этом главной задачей становится повышение доступности предоставляемых банковских продуктов. Многие банки развивают филиальную сеть (особенно в крупных городах), однако есть и другой способ - предоставление услуг банка через альтернативные каналы. Обычно под альтернативными каналами подразумеваются любые автоматизированные и технологические средства позволяющие совершить банковскую операцию без посещения клиентом офиса банка, при этом обес-

* Соискатель кафедры Экономики и управления на предприятии пищевой промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.