Научная статья на тему 'Государственное регулирование инвестиционных процессов как фактор инвестиционной активности промышленных предприятий'

Государственное регулирование инвестиционных процессов как фактор инвестиционной активности промышленных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
914
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Безлепкина Н. В.

В статье анализируются теоретические аспекты государственного воздействия на инвестиционный процесс в промышленности. Государственное регулирование рассматривается в системе категорий инвестиционной политики, инвестиционного менеджмента, управления инвестициями. Систематизированы инструменты и методы воздействия государства на инвестиционный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION OF INVESTMENT PROCESSES AS A FACTOR OF INVESTMENT ACTIVITY OF INDUSTRIAL ENTERPRISES

In the article the theoretical aspects of state influence on the investment process in industry are analyzed. State regulation is viewed in the system of categories of investment policy, investment management, investment administration. Instruments and methods of influence of state on the investment process are systematized.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование инвестиционных процессов как фактор инвестиционной активности промышленных предприятий»

Основы экономики, управления и права №3 (9)

МЕНЕДЖМЕНТ

УДК 338

Н.В. Безлепкина*

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ КАК ФАКТОР ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

В статье анализируются теоретические аспекты государственного воздействия на инвестиционный процесс в промышленности. Государственное регулирование рассматривается в системе категорий инвестиционной политики, инвестиционного менеджмента, управления инвестициями. Систематизированы инструменты и методы воздействия государства на инвестиционный процесс.

Ключевые слова: инвестиционная политика, государственное регулирование, инвестиционный менеджмент и потенциал, инвестиционная привлекательность, методы и инструменты государственного регулирования инвестиций.

Перед Российской Федерацией стоят жизненно важные задачи по технической модернизации промышленности, преодолению последствий мирового финансово-экономического кризиса, переходу к новой модели экономического роста на базе инновационного развития, совершенствованию структуры национального хозяйства, повышению эффективности и конкурентоспособности отраслей российской промышленности в условиях новых вызовов мирового рынка и вступления России в ВТО. Все они актуализируют необходимость повышения инвестиционной активности предприятий практически всех отраслей российской промышленности.

Либерализация экономики, проведенная в ходе рыночных реформ, сопровождалась резким сокращением роли государства как инвестора промышленности и весьма незначительной регулирующей ролью по отношению к инвестициям в частном секторе. На то, что сложившийся в российской промышленности механизм рыночного саморегулирования инвестиционных процессов не удовлетворяет современным требованиям дальнейшего развития страны, указывает множество фактов. Среди них — устаревший физически и морально производственный аппарат промышленных предприятий, медленные темпы его обновления.

Сокращение инвестиционной активности российских предприятий принимало кризисный характер. По нашим подсчетам, осуществленным на основе официальной статистики [1; 2], масштаб инвестиций в реальный капитал сокращался до одной пятой дореформенного уровня и восстановлен к настоящему времени лишь до 70 % от объема начала 90-х годов. Капиталовложения в расчете на одного жителя в нашей стране составляют лишь около трети таковых в развитых странах.

Практические меры государственного воздействия на инвестиционный процесс остаются либо недостаточными, либо неэффективными. Это ставит перед наукой задачу инвентаризации способов и методов государственного воздействия на инвестиции, выявления возможностей их использования в условиях экономических реалий нашей страны.

В экономических науках используется широкая гамма категорий и понятий, отражающих воздействие субъектов различного уровня на инвестиционные процессы. Среди них наиболее активно используемыми являются инвестиционный менеджмент [3; 4], управление инвестициями [5—7], инвестиционная политика [8—10], регулирование инвестиций [11—13]. Они пока трактуются в разных источниках неоднозначно, поэто-

* © Безлепкина Н.В., 2013

Безлепкина Наталья Валерьевна (natalfox@yandex.ru), кафедра экономики Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

му требуют уточнения и определенной систематизации и субординации.

Методологической основой систематизации и упорядочения приведенного выше категориального аппарата, по нашему мнению, может служить их устоявшаяся трактовка применительно к более широкому объекту — экономике в целом. Так, наиболее широким термином в системе категорий, обозначающих воздействие на экономические объекты, является «управление». Оно раскрывается через различные структурные аспекты, такие как объекты и субъекты управления, функции управления. В последнем аспекте управление рассматривается как система действий, включающих анализ экономических процессов, их прогнозирование и планирование, организацию и координацию, стимулирование, контроль и т. д. Категория «управление» в целом применима к различным уровням, но в разных типах хозяйственных систем преобладающие управляющие импульсы идут от разных субъектов: государства или фирм. Применительно к инвестициям термины «управление» и «инвестиционный менеджмент» в современной литературе используются в большей мере для уровня предприятий и объединений, причем они наполняются схожим содержанием. Источники, посвященные и тому, и другому процессу, анализируют, как правило, вопросы обоснования конкретных инвестиционных проектов, рассматривают систему показателей для анализа инвестиционных проектов и методики их расчета, технологии и этапы принятия инвестиционных решений, процедуры управления инвестиционными проектами, вопросы формирования инвестиционного портфеля предприятий, инвестиционные стратегии фирм и методы их обоснования. Эти вопросы занимают значительный объем и в изданиях, посвященных управлению инвестициями в более крупных объектах, например в регионах [6].

Категория «инвестиционная политика» используется как более универсальная. Она применяется как к уровню предприятий и организаций, так и в макроэкономическом, региональном и отраслевом аспектах. Популярные справочные издания формулируют понятие инвестиционной политики широко, например, как «систему мер, определяющих объем, структуру и направления капитальных вложений, рост основных фондов и их обновление на основе важнейших достижений науки и техники» [14, с. 471]. Инвестиционная политика, как и любая экономическая политика, включает формирование системы конкретных целей и средств их достижения. Целеполагание в принципе входит и в понятие «управление». О наличии инвестиционной политики, на наш взгляд, имеет смысл говорить только тогда, когда определены длительные ориентиры принятия хо-

зяйственных решений и разработан устойчивый и эффективный инструментарий достижения поставленных целей. В научной литературе экономическая политика, в том числе и инвестиционная, нередко делится на долгосрочную и краткосрочную, в ее рамках выделяют стратегию и тактику. По оценкам многих специалистов, ни промышленная, ни структурная политика в РФ в годы рыночных реформ в необходимом объеме не проводилась, что и породило глубокий, затяжной трансформационный спад экономики и консервацию ее утяжеленной структуры.

Проведенный нами анализ теоретических источников и практики осуществления инвестиционной политики в различных странах привел к выводу, что инвестиционная политика государства не является самоцелью. Она выступает органической частью экономической политики государства в целом и инструментом достижения конкретных целей других видов экономических политик. Сказанное в равной мере относится как к общегосударственной инвестиционной политике, так и к инвестиционной политике в регионах и отраслях. Материал, раскрывающий эту идею по основным видам политики государства, систематизирован в таблице 1.

Понятие «регулирование инвестиций» используется реже и зачастую отождествляется с инвестиционной политикой, раскрывается с помощью ее характеристики или сводится к правовому регулированию. Подобное отождествление встречается и в отношении регулирования экономики и экономической политики государства.

Учебная и справочная литература трактует регулирование экономики как целенаправленные процессы, обеспечивающие поддержание или изменение экономических явлений и их связей [ 14, с. 563; 15, с. 19]. Смысловые срезы термина «регулировать» многообразны. Большой экономический словарь подчеркивает три аспекта регулирования: 1) подчинение определенным правилам, порядку, упорядочивание; 2) установление правильного, необходимого для работы взаимодействия частей единого механизма; 3) деятельность для достижения нужных показателей, нужной степени чего-либо [14, с. 563 ]. Все эти аспекты актуальны для инвестиционного процесса и наполняются применительно к нему специфическим содержанием в зависимости от регулирующего субъекта.

Правовые основы инвестирования создаются государством на федеральном, региональном и муниципальном уровнях власти. Сложность инвестиционного процесса, который может быть представлен как система, комплекс, модуль с множеством элементов, выделенных по разным признакам, делает необходимым установление взаимо-

действия составляющих инвестиционного процесса. На уровне предприятий организаций регулирование инвестиционного процесса сводится прежде всего к процедурам согласования этапов осуществления инвестиционных проектов и действий их непосредственных участников. То есть на уровне предприятий и организаций регулирование инвестиций следует рассматривать как одну из функций полнокровной системы управления инвестициями.

В условиях рыночной экономики, плюрализма собственности государственное влияние на экономические процессы ограничено самим типом системы. Многофункциональная система управления инвестициями приемлема лишь для государственных инвестиций. Однако власти всех уровней, как свидетельствует мировая практика, в состоянии оказать влияние на инвестиционную деятельность частного сектора через действия, на-

правленные на расширение инвестиционного потенциала фирм, повышение инвестиционной привлекательности конкретных отраслей и регионов, создание благоприятного инвестиционного климата. Указанные характеристики инвестиционного процесса и должны выступать объектами регулирующего воздействия государства. Поскольку действенными, меняющими мотивацию хозяйственных субъектов оказываются преимущественно меры долгосрочного характера, государственное регулирование инвестиционного процесса в частном секторе неизбежно наполняется смыслом и содержанием инвестиционной политики государства. На рисунке приведена структурно-логическая схема, иллюстрирующая определенные выше взаимосвязи категорий, обозначающих воздействие на инвестиционные процессы субъектов различного уровня.

Таблица 1

Инвестиционная политика государства как инструмент достижения целей его социально-экономической политики

№ п/п Тип социальноэкономической политики государства Задачи инвестиционной составляющей социальноэкономической политики Конкретные цели экономической политики, которые могут быть достигнуты в результате осуществления ее инвестиционной составляющей

1. Политика экономического роста Рост объема применяемого капитала, обновление основного капитала, улучшение технико-экономических характеристик основного капитала Расширенное воспроизводство, изменение качества экономического роста (переход на интенсивный путь развития, повышение эффективности производства, сохранение экологии)

2. Промышленная (индустр иальная) Рост объема применяемого в отраслях промышленности капитала, создание новых промышленных объектов, обновление основного капитала промышленных предприятий и повышение его технико-экономических характеристик Обеспечение темпов роста и качества продукции промышленного производства, обеспечивающих удовлетворение потребностей общества в промышленной продукции и конкурентоспособность отрасли на мировых рынках

3. Структурная Ускоренные темпы накопления и модернизации капитала в конкретных отраслях и сферах национального хозяйства Гармонизация межотраслевой структуры, пропорциональность и сбалансированность национального хозяйства, преодоление диспропорций в развитии отраслей

4. 5. Антикризисная Сохранение объема инвести- Противодействие падению сово-

Научнотехническая и инновационное развитие ций, обновление капитала на новой технической основе Создание производственных и непроизводственных фондов в сфере НИОКР, создание производственного аппарата для производства инновационной продукции и услуг купного спроса и снижению занятости населения Инновационный путь развития, повышение эффективности и конкурентоспособности отечественного производства

6. Социальная Создание новых рабочих мест, модернизация функционирующих рабочих мест и повышение их безопасности, внедрение природоохранной техники технологии Повышение уровня занятости населения, уменьшение вредными и опасными условиями труда, улучшение защиты окружающей среды

Третий аспект понятия «регулирование» — действия для достижения конкретных показателей и параметров регулируемой системы — применительно к инвестициям разработан, на наш взгляд, наиболее слабо как в практическом, так и теоретическом плане. Он предполагает наличие ряда процедур: во-первых, создание системы индикаторов (показателей), адекватно и полно отражающих состояние инвестиционного процесса по его важнейшим характеристикам, и разработку методик их расчетов; во-вторых, регулярный мониторинг показателей инвестиционного процесса; в-третьих, разработку и обоснование нормативных, целевых или плановых значений инвестиционных показателей; в-четвертых, наличие действенного инструментария корректировки инвестиционных процессов и вывода их на целевые значения.

Совершенствование государственного регулирования инвестиционных процессов неизбежно ставит вопрос о его наиболее эффективных инструментах и методах. Применительно к инвестициям можно говорить о нескольких классификациях, дающих им характеристику с разных позиций.

По содержанию, способам воздействия методы государственного регулирования инвестиций мо-

гут являться правовыми, административными, экономическими, социально-психологическими (пропагандистскими). Современные смешанные экономические системы в качестве базовых методов используют экономические регуляторы, действующие в рамках правовой системы.

По механизму воздействия методы государственного регулирования традиционно делятся на прямые и косвенные. Применительно к регулированию инвестиционных процессов они не получили пока общепризнанной трактовки. На наш взгляд, к прямым методам стоит относить лишь административные распоряжения и бюджетное финансирование инвестиций, все другие методы влияния на инвестиционный процесс, не адресованные конкретным субъектам и объектам инвестирования, являются косвенными. Среди них — кредитные и налоговые рычаги, амортизационная политика и другие.

В таблице 2 нами систематизирован материал, относящийся к основным экономическим регуляторам инвестиционных процессов, апробированным в РФ и других странах мира, показано их влияние на такие важнейшие элементы инвестиционного модуля, как инвестиционный потенциал и инвестиционная привлекательность.

Рис. Виды регулирующего воздействия на инвестиции и их взаимодействие

Таблица 2

Экономические инструменты государственного регулирования инвестиций

№ п/п Инструменты Направление настройки инструмента Воздействие инструмента на рост инвестиционных

потенциала привлекательности

1. Система государственного бюджета Рост инвестиционных расходов +

2. Налогообложение Снижение общего уровня налогового бремени + +

Налоги, дифференцированные по регионам, отраслям и видам деятельности, налоговые льготы + +

Налоговые кредиты +

3. Кредитная система Снижение процента +

Г осударственный кредит +

Льготный кредит (погашение государством процента по кредитам коммерческих банков ) +

4. Амортизация Ускоренная амортизация +

Анализ системы экономических регуляторов инвестиционной активности промышленных предприятий обнаруживает еще один аспект взаимодействия политики государства и экономической политики в целом. Налоговая, кредитная и амортизационная политики государства являются инструментарием осуществления инвестиционной политики и инвестиционного регулирования. Определенное влияние на инвестиционные потоки и их направление в реальный сектор экономики оказывают также банковская политика государства, политика на рынке ценных бумаг и внешнеэкономическая. Вероятностный характер влияния на инвестиции многих из указанных в таблице инструментов проистекает из их косвенной природы. Переориентация в ходе рыночных реформ государственного регулирования преимущественно на основе косвенных методов создала ситуацию, когда многие из мер воздействия на инвестиционный процесс, апробированных в РФ, не достигли своей цели.

Другая причина неудач в области инвестиционной политики государства заключалась, по нашему мнению, в отсутствии комплексного, системного подхода. Например, меры, рассчитанные на увеличение инвестиционного потенциала, не подкреплялись мерами по повышению инвестиционной привлекательности объектов российской экономики и поэтому были проигнорированы хозяйствующими субъектами. Такая ситуация сложилась в отношении налоговых кредитов на ин-

вестиции, правового допущения ускоренной амортизации и ряда других мер.

Существуют и другие препятствия на пути эффективного использования в России инструментария, хорошо зарекомендовавшего себя за рубежом. Например, ускоренная амортизация, как считают некоторые аналитики, не получила в РФ достаточного распространения в силу устаревшего оборудования и связывания кредитов с остаточной стоимостью активов [16, с. 198]. Интенсификация кредитных рычагов предполагает снижение процентных ставок и увеличение доли «длинных» кредитов. Не созданы пока достаточные механизмы для переориентации бегущего из страны капитала в российскую экономику. Существует и множество других проблем осуществления инвестиционных процессов в РФ, требующих дальнейшего теоретического анализа и совершенствования инструментария их государственного регулирования на основе системного подхода.

Библиографический список

1. Федеральная служба государственной статистики. Инвестиции в России в 2011 г. URL: http:// www.gks.ru.

2. Статистическое обозрение: ежеквартальный журнал ФСГС. 2012. № 4. URL: http://www.gks.ru.

3. Афонин В.И. Инновационный менеджмент и экономическая оценка реальных инвестиций: учеб. пособие. М.: Гардарики, 2006. 301 с.

4. Инвестиционный менеджмент: учеб. пособие / кол. авт.; под ред. В.В. Мищенко. 2-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2008. 400 с.

5. Бехтерева Е.В. Управление инвестициями. М.: ГроссМедиа: Рос. бухгалтер, 2008. 214 с.

6. Управление инвестиционной деятельностью в регионах Российской Федерации / О.Ф. Быстров [и др.]. М.: Инфра-М, 2008. 358 с.

7. Рогова Е.М., Ткаченко Е.А. Управление реальными инвестициями: учеб. пособие. СПб.: Издательство «Вернера Регена», 2007. 256 с.

8. Плотников А.Н. Механизм формирования инвестиционной политики. Саратов: СГТУ, 2000. 176 с.

9. Тунин Г.А. Основной капитал и инвестиционная политика. М.: ПРИОР. 2000. 63 с.

10. Инвестиционная политика муниципального образования: учеб. пособие / А.Э. Саак, О.А. Колчи-на [и др.]. СПб.: Питер, 2010. 330 с.

11. Антипова О.М. Правовое регулирование инвестиционной деятельности. М.: Волтерс Клувер, 2010. 236 с.

12. Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Государство и регулирование инвестиций. М.: ООО «Городец», 2003.

13. Юзвович Л.И. Государственное регулирование инвестиционной деятельности России // Фундаментальные исследования. 2008. № 2. С. 134—135.

14. Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. 3-е изд., стереотип. М.: Институт новой экономики, 1998. 864 с.

15. Тюкавкин Н.М., Сорочайкин А.Н. Экономический анализ: учеб. пособие. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2012. 136 с.

16. Кононова Е.Н. Финансовые факторы инвестиционного процесса в России // Актуальные проблемы развития финансово-экономических систем и институтов: материалы и доклады I международной научно-методической конф. (Самара, 7 апр. 2010 г.) / под общ. ред. А.Н. Сорочайкина. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2010. 478 с.

N.V. Bezlepkina* STATE REGULATION OF INVESTMENT PROCESSES AS A FACTOR OF INVESTMENT ACTIVITY OF INDUSTRIAL ENTERPRISES

In the article the theoretical aspects of state influence on the investment process in industry are analyzed. State regulation is viewed in the system of categories of investment policy, investment management, investment administration. Instruments and methods of influence of state on the investment process are systematized.

Key words, investment policy, state regulation, investment management and potential, investment attractiveness, methods and instruments of state regulation of investments.

* Bezlepkina Natalia Valerievna (natalfox@yandex.ru), the Dept. of Economics, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.