Научная статья на тему 'экономический институт страхования России в исторической перспективе'

экономический институт страхования России в исторической перспективе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
213
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «экономический институт страхования России в исторической перспективе»

© 2006 г. Н.М. Ованесян

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ СТРАХОВАНИЯ РОССИИ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ

Проведение объективного экономического анализа страхового дела России на различных этапах его исторического развития необходимо для научного исследования современного состояния страховой системы Российской Федерации и формирования ее рыночной экономики.

История возникновения страхования, его начальные формы и направления дальнейшего развития достаточно широко освещены в литературе [1-4]. Основные этапы истории страхования характеризуются соответствующими поисками и достижениями авторов в данной области деятельности.

Считается, что страхование зародилось еще в период разложения первобытно-общинного строя и только впоследствии стало неотъемлемым элементом общественного производства, жизнедеятельности людей. Возникновение общественного разделения труда, натурального обмена, имущественного неравенства и частной собственности породили опасение, «страх» владельцев имущества за его сохранность. Последствия стихийных сил природы (наводнений, землетрясений, градобитий, пожаров), вызывающих уничтожение имущества, скота, посевов, а также действия грабителей и разбойников, привели общество к пониманию необходимости создания запасов для устранения отрицательных последствий этих природных и социальных явлений.

Историческая практика человечества свидетельствует о том, что люди всегда связывали свою деятельность с поправкой на риски, наступление которых приносило массу проблем материального, социального, морального характера. Чтобы им противостоять, создавались материальные и денежные резервы и запасы, проводились профилактические мероприятия.

Испокон веков осуществлялась самозащита, сначала примитивными, затем все более совершенными средствами. Одни из них были направлены на то, чтобы предупреждать стихийные бедствия, не допуская самого возникновения их (например, огнестойкое строительство и соблюдение правил пожарной безопасности). Другие средства направлены на подавление уже возникшего стихийного бедствия, скорейшую его ликвидацию, уменьшение его вредоносности (например, само тушение пожара) [1, с. 5].

Однако для каждого отдельного собственника создание индивидуальных запасов материальных ресурсов на случай возмещения утраченных в результате таких событий или в размере всего имеющегося имущества потребовало бы необходимого времени и значительных средств, что неизбежно снизило бы уровень потребления, эффективность деятельности людей из-за отвлечения определенного объема созданных ценностей, продуктов труда на эти цели.

В результате поиска способов, обеспечивающих защиту интересов сообществ людей возникла необходимость и возможность солидарной раскладки причиненного вреда между всеми заинтересованными членами сообщества. Причем увеличение числа участников в создании этих запасов уменьшало вклад каждого из них. Таким образом возникло страхование, основанное на солидарной «замкнутой раскладке» причиненного ущерба.

Известно, что первоначальные формы страхования возникли еще в античные времена. Согласно культурно-исторической периодизации, разработанной в конце XIX в. американским этнографом, историком и археологом Л. Морганом и немецким экономистом Ф. Энгельсом, человеческое общество в своем развитии прошло три эпохи: дикость, варварство, цивилизацию, причем каждая из них включала низшую, среднюю и высшую ступени. Риск наступает при переходе от низшей ступени дикости к средней, когда начинается осознание понятия риска. Ведь дикарь, не понимающий, что такое смерть, не испытывает перед ней страха.

Причины неразвитости страхования в докапиталистической формации определяются уровнем производственных отношений. Натуральное хозяйство представляет собой такую систему, при которой «...условия хозяйствования целиком или в подавляющей части производятся в самом хозяйстве, возмещаются и воспроизводятся непосредственно из его валового продукта» [2, с. 700]. Это система более или менее строго замкнутых, изолированных друг от друга хозяйств. Такая система в ее чистом виде вообще исключала страхование, ибо оно основано на участии отдельных хозяйств в самом образовании страхового фонда, а тем самым нарушается замкнутость известных связей. Поскольку такие связи зарождались, поскольку в рабовладельческом и феодальном обществе уже возникали и развивались товарное производство, торговля и т.д., постольку становилось возможным и в действительности возникало страхование [1, с. 37].

В рамках традиционной общности именно личные связи и отношения становятся предпосылкой для получения любой помощи, поддержки, защиты, удовле -творения хозяйственных, личных символических потребностей [3, с. 10].

По мере усложнения и специализации общественных отношений возрастала роль ценностей, которые вели к развитию самостоятельности отдельных членов сообществ, формированию норм поведения, являющихся предпосылками возникновения института страхования. Становление и развитие русского страхования проделало длительный и сложный путь. Здесь с определенностью можно отметить некоторые общие закономерности и черты этого развития, знание кото-

рых может помочь в решении актуальных проблем и прогнозирования страхового дела в России. История развития российского страхового дела только часть отечественной истории; она формировалась и существовала в контексте других, не менее сложных исторических процессов (политических, экономических, социальных и правовых). Поэтому проведенное экономическое исследование в исторической перспективе как отдельное, имеющее самостоятельное научное и практическое значение предполагает выделение наиболее важных этапов развития страхования в рамках развития российской государственности.

На первом этапе появление страхования в Киевской Руси связывают с памятником древнерусского права - «Русской правдой» (Х - Х1 вв.), который представляет собой кодифицированный акт обычного раннефеодального права IX - XI вв., где особое внимание уделено возмещению вреда общиной в случае убийства лица, не являющегося членом общины. Это свидетельствует о том, что вервь (община) несет солидарную ответственность по уплате виры (возмещению) только в том случае, если виновник убийства сам ранее вступил в определенное соглашение с вервью и то лишь тогда, когда убийство совершенно не преднамеренно [4].

Данные отношения содержат ряд основных признаков договора страхования гражданской ответственности. С ослаблением общинных связей этот способ возмещения вреда перестал применяться, и преступник обязан был платить штраф самостоятельно. Подобные отношения наблюдались и в других странах с аналогичным общественным строем (например, у германских народов), где уплата штрафа была первоначально делом рода, однако возникновение страховых отношений изначально именно в форме взаимного страхования гражданской ответственности можно считать особенностью отечественного страхования [5]. Нормы «Русской Правды» защищали и частную собственность - движимую и недвижимую (прежде всего, феодальную), регламентировали порядок ее передачи по наследству, обязательствам и договорам [4].

Именно в этот период происходит зарождение отечественного страхования, намечаются основные его институты. Формирование общерусского права и элементов страхового законодательства дает нам и история Московского государства.

В Московской Руси, уже после свержения татаро-монгольского ига, на русские рубежи совершались набеги крымских и нагайских татар, которые захватывали пленников и продавали их в рабство. Чтобы предотвратить продажу и порабощение людей, требовался выкуп. В целях сохранения людских поселений, а также военных и других служилых людей на юге страны организация выкупа пленных была обеспечена специальной финансовой базой. Предписание на этот счет содержатся в гл. 72 «Стоглава» (1551 г.) «О искуплении пленных», где оговаривались формы выкупа, указывался источник денежных средств - царская казна [6]. Затрагиваемые средства возвращались в

казну через ежегодную раскладку затрат на все население равномерно. Впоследствии от системы последующей раскладки реально израсходованных на выкуп пленных сумм совершился переход к регулярным платежам, образующим специальный фонд выкупа пленных. Такой порядок закреплен в «Соборном уложении» (1649 г.) царя Алексея Михайловича, которое предписывало в отличие от «Стоглава» в зависимости от социального положения плательщика три размера «полоняничных» платежей [7].

Сущность норм указанных правовых актов в отношении выкупа пленных носило налоговый характер. Однако организация финансирования выкупа пленных имела все существенные элементы государственного обязательного страхования на случай пленения, поскольку включала и обязательные ежегодные по твердым ставкам страховые платежи, образующие специальный страховой фонд, и выдаваемые из этого фонда твердые страховые суммы, и государственный страховой орган в лице Посольского приказа - хранителя и распорядителя страховых средств. По сути были разработаны элементы механизма, который и сегодня применяется в государственном обязательном страховании.

Таким образом, данный период характеризуется появлением целого ряда элементов механизма страхования, прежде всего государственного. Создавались новые сложные формы законодательства - общерусские кодексы: Судебники, Соборное Уложение, Указные, в которых систематизировались нормы, не вошедшие в основной текст книги Судебников. Именно в данных правовых документах закладываются основы отечественного страхового законодательства.

Страхование в подлинном смысле этого слова в России стало развиваться несколько позднее, чем в других странах, что объясняется длительным сохранением крепостничества и постоянно возникающими препятствиями на пути развития частнокапиталистической экономики. До последней четверти XVIII в. в России не было своей отечественной страховой организации. Первые общества создавались для страхования от пожаров. В большинстве российских городов и деревень тогда не существовало и признаков страхования. Однако экономические в нем потребности за пределами натурального помещичьего хозяйства частично удовлетворялись услугами иностранных страховых обществ. Продажа страхового полиса как разновидность внешнеторговой сделки с иностранным контрагентом означала вывоз денег за границу (причем платежи вносились золотом), это отрицательно влияло на состояние платежного баланса страны в условиях хронического дефицита государственного бюджета.

Второй этап развития страхования в России как организационного и экономического института связан с изданием первых законодательных актов в сфере страхования: «Устав купеческого водоходства (по рекам, водам и морям)» (1781 г.), заключавший в себе установление о морском страховании и манифестом от 28.07.1786 г. «Об учреждении государственного

заемного банка» [8]. Екатерина II повелевала своим манифестом обязать «государственный заемный банк в обеих столицах и во всех городах каменные дома принимать на свой страх, а также каменные заводы и фабрики от всех хозяев». Этими документами в России устанавливалась государственная монополия на страхование с целью пополнения доходной базы государственного бюджета. При государственном заемном банке 23.12.1786 г. была учреждена Страховая экспедиция, в функции которой вменялось проводить страхование строений и имущества от огня. Механизм страхования был лишь простым придатком кредитной деятельности. Выдача кредитов со стороны Заемного банка без предварительного страхования объекта залога в Страховой экспедиции категорически запрещалась. В 1800 г. эта организация вошла в состав Русского агентства английского страхового общества, на базе которого в 1827 г. было создано Первое Российское от огня страховое общество [4, с. 60].

Таким образом, появление в России в XVI - XVII вв., противопожарного законодательства (включавшего в себя предупредительные и вспомогательные меры) стало основополагающим началом развития страховых отношений. В этот период началась отечественная законодательная история зарождения страхования от пожаров (огня) с принятием правительством мер борьбы с пожарными бедствиями.

Важным шагом в формировании инфраструктуры общероссийского страхового рынка во второй половине XIX в. стала организация обществ взаимного страхования. Это была серьезная конкуренция акционерным страховщикам, устанавливавшим монопольные цены на свои услуги в целях извлечения прибыли от страховых операций. Взаимные общества не несли затраты на содержание аппарата и многочисленных агентов, в связи с чем они были способны при тех же выплатах пострадавшим значительно понижать страховые тарифы и использовать часть собранных средств на профилактику страховых случаев. Особенно это было важно при введении обязательного страхования. В результате расширялось страховое поле, и соответственно увеличивались сборы даже при понижении тарифов. Это способствовало направлению значительных средств на дальнейшее развитие страхового дела.

Следовательно, страхование в капиталистическом обществе представляет собой не только форму социальных отношений в области защиты от рисков и ущербов, обеспечения будущих потребностей, но и залог эффективного функционирования хозяйственных и рыночных институтов, утверждения социальной стабильности общества.

Третий этап начался с отмены крепостного права в 1861 г., когда определенные реформаторские тенденции в экономической политике государства (совершенствование системы кредитования, разрешение биржевых опционов, денежная реформа С.Ю. Витте 1895 -1897 гг., земельная реформа П.С. Столыпина в 1906 г. и др.), либерализация общественных отношений в последней трети XIX в. и первом десятилетии XX в. послужили фундаментом для развития системы част-

ного свободного предпринимательства, принявшего к началу Первой мировой войны массовый характер. Но в связи с этим возросла и потребность производителей товаров в создании гарантий, обеспечивающих устойчивость вложенных в дело капиталов, а также достигнутого уровня личного благосостояния. Интенсивное развитие частнокапиталистических хозяйственных отношений, рост хозяйственной и предпринимательской активности способствовали развитию производительных сил в обществе и дали мощный импульс развитию страхового дела в России как самостоятельного вида предпринимательской деятельности. В этот период проявляется самостоятельная «низовая» инициатива в области страхового дела, которое отныне становится не только сферой предпринимательства, управляемой и контролируемой государством, но и областью, где проявляется самоорганизация населения для решения собственных проблем [3, с. 14-15].

Быстрое развитие капиталистических отношений в России в конце XIX - начале XX в. сопровождалось увеличением емкости внутреннего рынка, расширением товарно-денежных отношений, формированием финансового капитала. В это время усилился процесс монополизации страхового дела, был образован ряд страховых союзов, позволяющих выдерживать конкуренцию и получать монопольно высокую прибыль. Рост концентрации производства и капитала повысил роль и значение страхового дела в дореволюционной России. Этот период отмечен созданием ряда крупных страховых компаний, обществ, ведущими среди которых были акционерные общества: «Россия», «Саламандра», «Российское транспортное и страховое общество» и др.

Финансовые ресурсы страховых обществ стали важным источником крупных инвестиций. Основными направлениями инвестиционной деятельности было вложение средств в недвижимость (строительство и покупка «доходных» домов) и в быстро реализуемые активы (облигации государственных займов, гарантированные правительством облигации государственных и частных железных дорог, акции устойчивых коммерческих банков и другие надежные фондовые ценности), что имело большое экономическое значение для страны.

Страховым обществам принадлежали ведущие позиции в отечественной финансовой олигархии. На банковских счетах концентрировалась денежная наличность платежей, поступивших по страховым договорам. Сближение кредитной и страховой сфер привело к участию частных банков в акционировании страховых обществ. В то же время в роли акционеров частных коммерческих банков выступали акционерные страховые общества.

Но не только акционерные страховые общества и общества взаимного страхования занимались предоставлением страховых услуг населению. В 1864 г. было принято Положение о взаимном земском страховании [9], которое обязывало каждое губернское земство вести операции по страхованию в своей губернии. Земское страхование проводилось органами местного само-

управления, преимущественно в сельской местности. Управление им возлагалось на губернское земское собрание. Оно назначало тарифы страховых взносов, составляло инструкции по страхованию, распоряжалось страховыми средствами, рассматривало отчеты земских управ и т.д. Согласно уставу, капитал обществ складывался из взносов и мог быть использован исключительно на цели страхования. Земствам по Положению о земских учреждениях было предоставлено право образовывать специальные капиталы в целях обеспечения или усиления средств для удовлетворения различных культурно-хозяйственных потребностей [10]. Первое законодательное регулирование этой отрасли земского хозяйства было закреплено Правилами 1883 г. Расходы на кассу не могли превышать 3 % земского дохода, а обеспечением ее обязательств должно было служить все земское имущество. Кассы эмерительного типа исходили из признания за служащим «права на существование» и были построены на принципе зависимости размеров пенсий от величины оклада и продолжительности службы. Со времени издания этих Правил до конца XIX в. возникло 15 новых земских эмерительных касс общего типа и две специальные пенсионные кассы для учителей (Кур-ского и Московского земств) [10].

К остальным специальным капиталам относились крупные размеры дорожных фондов и различные земские специальные капиталы, которые были основаны за счет частных пожертвований: по страхованию скота; на содействие экономическому благосостоянию населения; земские фонды на народное образование; на медицинскую часть (в том числе страхование медицинских работников); суммы, поступающие в земские кассы на устройство мест заключения и запасные капиталы, использование которых определяется выдачей из них ссуд и всякого рода позаимствованиями. В результате, земские страховые капиталы по величине занимали первое место, благодаря чему земства создали систему предупредительного страхования.

Таким образом, десятки акционерных страховых компаний, общества взаимного страхования, земские страховые учреждения, государственные сберегательные кассы, железнодорожные пенсионные кассы и др., широкий круг страховых операций, страховые союзы и сотни тысяч страхователей из числа физических и юридических лиц доказали, что страхование стало важным сектором экономики в Российской империи.

Однако развитие страхового рынка в дореволюционной России требовало поддержки и регулирования со стороны государства. В 1894 г. вышло в свет Положение о надзоре за деятельностью страховых учреждений и обществ, установивших правительственный надзор за страховым делом, а при Хозяйственном департаменте МВД были созданы страховой комитет и страховой надзор [11]. Правительство начинает определенным образом регулировать страховое дело, выступая в качестве конкурента частного страхования, устанавливая кое-где свою монополию. Государственное регулирование в этой сфере осуществлялось посредством специальной налоговой политики, приня-

тия законов и подзаконных актов по отдельным видам страхования, отражавшим порядок заключения договоров страхования, что свидетельствует о выделении страхования в самостоятельную отрасль хозяйственного законодательства. Негативным моментом правового регулирования дореволюционного страхового рынка, как справедливо отмечает В. Аленичев [11], было отсутствие закона о страховой деятельности. Страховые правоотношения регулировались торговым уставом, уставами самих страховых компаний, правилами страхования, отдельными постановлениями и распоряжениями правительства. В результате это законодательство содержало все больше норм принудительного характера. Кроме того, следует отметить достаточно низкий ассортимент страховых услуг в России и низкие количественные показатели финансовой деятельности страховых организаций по сравнению с уровнем страхования таких стран, как Германия, Франция и США.

Итоги исследования данного периода позволяют объективно утверждать, что в России к 1914 г. функционировала организационная система страхования, включающая широкий круг страховых операций и перестрахование, законодательство, государственный надзор, страховую науку и значительный рост застрахованных лиц.

К началу первой мировой войны в России сложился достаточно развитый страховой рынок, включающий как государственное регулирование этой важной отрасли, так и самоорганизацию населения на разных уровнях: земское страхование; акционерные страховые общества; общества взаимного страхования, он имел потенциальные возможности для своего дальнейшего развития.

Четвертый период - это социально-экономические потрясения, начавшиеся с 1914 г. и политическая ситуация в России привели к кризисным изменениям всех сфер жизни страны, в том числе и страховой деятельности.

Первые мероприятия советской власти в области организации страхования характеризуются восприятием определенных традиций предреволюционной практики. Характерно, что после февраля 1917 г. Временное правительство полностью сохранило и всячески опекало сложившуюся дореволюционную систему акционерного, взаимного, земского и даже государственного страхования (последнее охватывало в основном страхование строений от огня в обязательной и добровольной формах), предоставляя особые льготы иностранным страховым обществам [1].

Октябрьская революция 1917 г. полностью изменила характер экономических отношений в обществе. Национализированы были практически все сферы предпринимательской деятельности. В.И. Ленин и Главный комиссар по делам страхования М.Т. Елизаров отстаивали необходимость сложившейся до революции системы страхования и считали преждевременной немедленную национализацию страхового дела [1].

В условиях социалистического государства действуют новые предпосылки, предопределяющие необходимость страхования: 1) государственное народно-

хозяйственное планирование (социалистическая плановость); 2) хозяйственный расчет как основной метод организации социалистического хозяйства; 3) социалистический принцип оплаты по труду. . Социалистическая плановость народного хозяйства требует существования организованного страхового фонда. Принцип хозяйственного расчета, теоретически обоснованный трудами Ленина и Сталина, требует хозрасчетной формы организации страхового фонда, т.е. государственного страхования [1, с. 175].

Уже в начале советского периода окончательно определились организационные и экономические основы государственного страхования. После Октябрьской революции 1917 г. оно строилось на основе законодательных актов - декретах Советской власти: декрет СНК РСФСР от 23.03.1918 г. «Об учреждении государственного контроля над всеми видами страхования кроме социального» [12]; от 13.04.1918 г. «Об организации государственных мер борьбы с огнем». Третьим и важнейшим был декрет «Об организации страхового дела в Российской Республике» от 28.11.1918 г., согласно которому страхование во всех видах и формах объявлялось государственной монополией и достоянием Республики [13]. Введение государственной монополии распространялось на все его виды и формы: от огня, страхование транспорта, жизни, градобития, падежа скота, неурожая. Исключение было сделано лишь для взаимного страхования, страхования движимости и товаров кооперативных организаций.

Пятый период - это новый исторический этап в развитии страхового дела в России, он начался 6.10.1921 г., когда советским правительством был подписан декрет «О государственном имущественном страховании» [14, ст. 554], в соответствии с которым был создан Госстрах. Тем самым прослеживался, безусловно, поддерживаемый В.И. Лениным, принцип преобладающей роли государственного страхования, в значительной мере обязательного, но с допущением взаимного кооперативного страхования, проводимого в добровольном порядке. Этот принцип способствовал достаточно успешному развитию страховых операций. Поступление страховых платежей в стране возросло с 2,3 млн р. в 1921 - 1922 гг. до 145,1 млн р. в 1925 - 1926 гг., а к концу 1930 г. достигло 664,5 млн р. [15].

Монопольное право Госстраха на страховую деятельность было оговорено в Положении о Народном Комиссариате финансов СССР от 12.12.1923 г., а также в постановлении Совнаркома СССР от 11.12.1924 г. Завершилось утверждение монополии Госстраха законодательным путем: «Положением о государственном страховании СССР» [16, ст. 537]. При этом, однако, еще сохранялось взаимное кооперативное страхование.

Как продукт своего времени и общества страхование в стране прошло все этапы, отразило влияние всех тенденций, которые в то или иное время определяли состояние экономики, политики, общественной жизни страны. Методы и характер страховой работы менялись в соответствии с экономическими задачами государства на каждом этапе. На протяжении исторических переходных периодов происходили коренные

изменения социальной природы, организационной и экономической сферы государственного страхования.

Раскрывая суть очередной социальной реформы ЦК РКП(б) в своих тезисах «О социальном страховании» отмечал, что «наличие частной промышленности и переход государственных предприятий на хозяйственный расчет выдвинули ряд новых задач в области социального обеспечения. Из современных отношений вытекает необходимость замены государственного социального обеспечения лиц, занятых наемным трудом, социальным страхованием их за счет предприятий, в которых они работают» [17, с. 16].

Так, известный советский специалист в сфере социального обеспечения З. Теттенборн отмечала: «. советская власть должна была уклониться от принципа социализации всего производства, должна была допустить и частное предпринимательство, и частную торговлю, и даже продажу на вольном рынке предметов производства государственных предприятий. В связи с этим должна была измениться и изменилась первоначальная политика советской власти в области обеспечения. Государственное социальное обеспечение заменено социальным страхованием» [18, с. 72].

Органы Народного комиссариата социального обеспечения и входившие в их структуру страховые кассы осуществляли все виды социального страхования: на случай временной утраты трудоспособности, постоянной утраты трудоспособности (инвалидности), по безработице и на случай смерти кормильца семьи застрахованного трудящегося. Кроме перечисленных видов предусматривалось оказание лечебной помощи застрахованным и членам их семей [19].

Различные виды, объекты страхования, страховые риски, тарифы, обязанности страхователей и страховщиков, методы определения причиненного ущерба, расчета страхового возмещения и страхового обеспечения, порядок уплаты страховых взносов, страховых выплат, содержание правил и договоров страхования - все это было унифицировано и устанавливалось централизованно.

Весь предвоенный период был связан с деятельностью Госстраха СССР как монопольной страховой организации, находящейся в ведении Наркомфина СССР. Характерной чертой этой деятельности является полное и беспрекословное проведение в жизнь сталинской экономической и финансовой политики того времени, хотя эта политика достаточно часто наносила ущерб страховому делу. Со стороны высших органов государственной власти проявлялась некомпетентность в области страхования и недооценка его в области народного хозяйства. В результате сфера применения страхования то расширялась, то необоснованно ограничивалась [20]. Монополия Госстраха не всегда позволяла эффективно решать вопросы страховой защиты интересов нашей страны. Начался медленный, но достаточно явный процесс демонополизации страхового дела. Относится он к страхованию экспортно-импортных грузов. Стимулировало процесс сущест-вовашее недоверие ряда западных стран к нашей го -сударственной монополии. Для укрепления доверия к

советскому страхованию и более оперативного заключения договоров Госстрахом при участии Наркомв-нешторга и Центрсоюза в Лондоне в 1925 г. было создано Черноморско-Балтийское генеральное страховое общество («Блекбалси»), а в 1927 г. в Германии (Гамбург) создается Черноморско-Балтийское транспортное страховое общество («Софаг»). «Блекбалси» и «Со-фаг» страховали импорт СССР из ведущих западноевропейских государств и Америки; Госстрах страховал весь экспорт, а также часть импорта, преимущественно из приграничных стран [21].

В дальнейшем происходит увеличение роли государственного страхования в обеспечении непрерывности расширенного социалистического воспроизводства. Постановлением Совнаркома СССР от 03.02.1938 г. «О государственном страховании имущества предприятий, учреждений и организаций» был расширен перечень страхуемого государственного имущества и введено страхование только с взиманием платежей. 04.04.1940 г. был принят Закон «Об обязательном окладном страховании», благодаря которому повышалось обеспечение по страхованию колхозных посевов сельскохозяйственных культур и животных, а также животных в хозяйствах граждан [22].

Война внесла значительные трудности в организацию страхового дела. Страховой аппарат обновился более чем на две трети, что привело к изменению квалификационного состава его работников. Однако роль государственного страхования за годы войны возросла. За 1941 - 1945 гг. Госстрах выплатил на восстановление погибшего от стихийных бедствий имущества около 600 млн р., в том числе колхозам - 430 млн р. Отчисления на финансирование предупредительных мероприятий составили 58,1 млн р. В те годы государственное страхование играло роль аккумулятора крупных денежных средств [23]. Таким образом, в советский период в русле государственной монополии на осуществление хозяйственной и коммерческой инициативы было поставлено и страховое дело: «в переходную эпоху... денежное страхование представляет важный социально-экономический институт, облегчающий и организующий борьбу государства со стихийными опасностями, с другой стороны, восстанавливающий экономические силы трудовых хозяйств» [24].

Шестой этап ознаменовал послевоенные годы, которые характеризовались принятием ряда мер по развитию страхования, организационному укреплению страховой системы и общей тенденции к ограничению сферы государственного страхования.

Расширение внешнеэкономических связей обусловило создание в 1947 г. Управления иностранного страхования СССР (Ингосстарх) на базе прежнего Управления иностранных операций (УИНО) Госстраха СССР. Госстрах СССР концентрировал свою деятельность в сфере организации страховой защиты в основном агропромышленного комплекса страны, а также имущественных интересов физических лиц, а Ингосстрах - в сфере обеспечения страхового покрытия внешнеторговых обязательств государства. С самого начала его самостоятельной деятельности заключались договоры страхования гражданской ответственности, однако только

в той мере, насколько это необходимо для осуществления внешнеторговых операций. Отсутствие стремления к расширению практики применения страхования ответственности казалось парадоксальным для специалистов страхового дела, особенно при наличии действующих в то время систем страхования обязательной ответственности владельцев автотранспортных средств во многих социалистических странах (например, Польша, Венгрия, Болгария, ГДР).

Два советских страховщика (Госстрах и Ингосстрах) разделили сферы своей деятельности. В этих условиях понятие «государственное страхование» стало отражать иное, чем прежде, содержание - сферу деятельности внутри страны. От него отпочковалось понятие «иностранное страхование», т.е. вне пределов страны. С точки зрения правовой, обе эти сферы оставались государственными. Лишь в 1973 г. Ингосстрах стал первым в СССР акционерным страховым обществом.

Одновременное существование двух крупных монополистов продолжалось более сорока лет. Давление бюджета на Госстрах, валютного плана на Ингосстрах, инструкцией Министерства финансов СССР и некоторых других ведомств на обоих страховщиков не давало им возможности для проявления инициативы. В 1948 г. было принято Положение о главном управлении государственного страхования в СССР и его органах на местах, в котором были закреплены монополия Госстраха на проведение страховых операций в стране, основные страховые операции, определены методы руководства и контроля за деятельностью Гос -страха со стороны Министерства финансов СССР, права и обязанности каждого звена системы государственного страхования.

К 50-м гг. ХХ в. сложилась современная система страхования, охватывающая строго ограниченный круг объектов: имущество колхозов и кооперации, имущество граждан, личное страхование.

Достаточно активно в послевоенный период развивалось страхование жизни. Оно служило существенным дополнением к социальному обеспечению. После денежной реформы 1947 г. объемы страхования жизни неуклонно росли, появились новые его виды. Расширяются возможности смешанного страхования, вводятся упрощенные варианты последнего, не имеющие этих ограничений. С 1956 г. разрешается заключать договоры страхования жизни не только на 10, 15, и 20 лет, но и на 5 лет, и именно такие договоры становятся преобладающими, давая большую часть поступлений страховых взносов по страхованию жизни [25].

Отсутствие перестрахования в самой системе государственного страхования объясняется тем, что «Госстрах совершенно не нуждается в перестраховании своих рисков. Финансовые возможности Госстраха позволяют ему полностью и бесперебойно выполнять свои обязательства перед страхователями по любым рискам, хотя бы в самых крупных» [26].

В 1960 - 70 гг. ХХ в. действительно идет активный процесс развития страхования среди населения. Оно рассматривается государством как важный элемент

укрепления благосостояния советских людей и надежный элемент фискальной политики. В этот период зарождаются, а затем повсеместно внедряются такие механизмы управления, как безналичная форма уплаты страховых взносов, коллективная бригадная форма обслуживания страхователей, общественные советы содействия развитию страховых услуг в коллективах предприятий, колхозов, различного рода организаций. Все это позволило в то время обеспечить широкое распространение идеи страховой защиты среди населения страны, создало условия для высоких, устойчивых темпов развития данной сферы страховых услуг.

За период с 1970 по 1980 гг. количество договоров, заключенных с населением, увеличилось с 41,9 до 92,8 млн, объем платежей - с 1,2 до 4,8 млрд р., а выплаты - с 0,5 до 3,4 млрд р. [27].

В 80-е гг. разрабатываются и внедряются новые виды личного имущественного страхования граждан, совершенствуется планово-экономическая деятельность страховых организаций, расширяются экономические и организационные права региональных организаций Госстраха в вопросах проведения страховых операций, образования и использования фондов экономического стимулирования, формирования принципов оплаты труда страховых и других категорий работников.

Государственное страхование, обеспечивая необходимую концентрацию средств страхового фонда и проведение единой страховой политики, сыграло свою положительную роль. С его помощью был создан мощный страховой фонд, за счет которого неоднократно возмещался чрезвычайный ущерб. Госстрах успешно решал и проблемы социальной защищенности малообеспеченных слоев населения.

Тем не менее, в советский период потребность в страховании в обществе была минимальной: государственные предприятия не нуждались в страховании, так как ущерб им возмещался из государственных средств, а население обращалось к услугам страховщиков далеко не в массовом порядке. Избыточность государственного контроля и слабая ориентация на самоорганизацию и самообеспечение препятствовали развитию страхового дела даже в его государственной форме.

Важным событием в истории страхования в СССР было Постановление Совета Министров от 30.08.1984 г. «О мерах по дальнейшему развитию государственного страхования и повышению качества работы страховых органов», которое предусматривало укрепление материальной базы Госстраха, изменение механизма распределения прибыли и формирования фондов [28].

Конец 80-х гг. ХХ в. характеризуется значительными преобразованиями в системе управления страхованием. С 1989 г. в организациях государственного страхования России все управления и ряд инспекций Госстраха стали применять в своей хозяйственной деятельности элементы хозяйственного расчета. Получила развитие коммерческая деятельность управлений и Правления Госстраха РСФСР. Впервые стали заключаться договора по страхованию коммерческих рисков.

Начало реальной демонополизации страхового дела в нашей стране положил закон «О кооперации», принятый Верховным Советом СССР 26.05.1988 г., который предусматривал, что кооперативы могут создавать собственные страховые организации и самостоятельно определять условия, порядок и виды страхования. В истории развития российского страхования выделяется новый этап (седьмой), начавшийся с закона «О кооперации» и окончательно утвердившийся с принятием Советом Министров СССР «Положения об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью» (19 июня 1990 г.) и Постановления «О мерах по демонополизации народного хозяйства» (16.08.1990 г.) [28]. Последнее постановление прямо ориентировало на то, что на страховом рынке могут действовать конкурирующие между собой государственные, акционерные, взаимные и кооперативные общества, которые могут проводить разнообразные виды страхования. Фактически же практическая работа во всех направлениях (по принятию законодательных актов по либерализации страхования, созданию и лицензированию негосударственных страховых организаций, преобразованию Госстраха) по демонополизации страхования началась после принятия Закона РФ «О страховании» [20] № 4015-1 от 27.11.1992 г. [29].

Впервые в сложной и противоречивой истории страхования был принят закон, который заложил основу для формирования правовой базы страхования и развития рыночных структур в страховой сфере, установил механизм государственного регулирования страховой деятельности и определил комплекс прав, обязанностей и функций специального органа - Страхового надзора.

Проведенный анализ исторических этапов развития страхования показал, что оно формировалось в зависимости от социально-экономических и политических условий и занимало соответствующее место в государственных финансовых структурах. Общие итоги говорят о том, что различные общественно-исторические формации включали различные виды и формы отношения государства и организации страховой деятельности.

Развитие страхового предпринимательства в России в конце ХХ - начале XXI в. связано с постепенным снижением роли государства в страховании при росте потребности в законодательном регулировании страхового рынка, что способствует государственному регулированию страхования посредством формирования норм и институтов рынка.

Институт страхования вступил в новый период социально-экономического развития, связанный с восстановлением коммерческого негосударственного страхования и всех присущих ему социально-экономических функций.

Институт страхования прошел за свой более 200-летний период значительный путь и приобрел опыт со всеми его достоинствами и недостатками. Формирование и развитие страховой системы проходило в рамках всей финансовой системы России. И поэтому

нельзя оценить тот или иной финансовый и правовой институт с позиций его современного состояния. Необходим его анализ в развитии с учетом сложных исторических процессов (политических, экономических, социальных).

Литература

1. Райхер В.К. Общественно-исторические типы страхования. М.; Л., 1947.

2. Маркс К. Капитал. Т. 3. 1938.

3. Тихомиров А. Социокультурные предпосылки становления института страхования: мировой и российский опыт // Страховое дело. 2005. № 12.

4. Аленичев В. Страховая наука и страховое образование в дореволюционной России. М., 2003. С. 19.

5. Савенко А. Страхование ответственности // ЭКО. № 1. 2005. С. 173-174.

6. Стоглав. Казань, 1912.

7. Уложение царя Алексея Михайловича. М., 1737.

8. См: Александрова Т., Мещерякова О. Коммерческое страхование. М., 1996. С. 10.

9. Бури К.И. О взаимном между земствами перестраховании огневых рисков // Саратовская земская неделя. 1903. № 3.

10. Абрамов В. Земства и социальное страхование // Страховое дело. № 12. 1996. С. 52-53.

11. Аленичев В. Финансовый анализ страхового дела России в исторической перспективе // Страховое ревю. 2003. № 2. С. 16.

12. СУ РСФСР. 1918. № 30. С. 397; Известия ВЦИК, 1918. № 63.

13. Декреты Советской власти. Т. 1. М., 1957. С. 409.

14. Собрание Указов и Распоряжений рабоче-крестьянского Правительства. 1921. № 69.

Азовский технологический институт, филиал ДГТУ

15. Райхер В.К. Государственное страхование в СССР. М., 1938. С. 21.

16. СЗ ССР. 1925. № 73.

17. РКП(б) и профсоюзы о социальном страховании. М., 1934. С. 52-53.

18. Теттенборн З. Социальное обеспечение и социальное страхование // Вопросы социального обеспечения. 1921. № 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Исаков В. Управление социальным страхованием в России в условиях новой экономической политики (19211929 гг.) // Вестн. государственного социального страхования. 2005. № 6.

20. Рейтман Л. Страховая монополия в СССР: взгляд из 90-х годов // Финансы СССР. 1991. № 9. С. 33.

21. Коломин Е. Вглядываясь в историю страхового дела // Финансы. № 9. 1996. С. 28.

22. Мадорский В. Государственное страхование в СССР в годы Великой Отечественной войны // Страховое дело. 2005. № 11. С. 27.

23. Васильев Г., Шигильчева С. История страхового дела в России. М., 1997. С. 115.

24. Воблый К.Г. Основы экономии страхования. М., 1995. С. 37.

25. Страхование / Под ред. Т.А. Федоровой. М., 2000. С. 43.

26. Коньшин Ф.В. Государственное страхование в СССР. М., 1953. С. 70.

27. Бугаев Ю. История и перспективы страхового дела в России // Финансы СССР. 1991. № 9. С. 15.

28. Общероссийская сеть правовой информации. Консультант Плюс.

29. Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в закон РФ „О страховании"» № 157-ФЗ от 31.12.1997 г. наименование закона изменено на «Об организации страхового дела в Российской Федерации». М., 1998.

12 апреля 2006 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.