Научная статья на тему 'История развития взаимного страхования в России'

История развития взаимного страхования в России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2073
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЗАИМНОЕ ЗЕМСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / СТРАХОВАЯ ЗАЩИТА / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ / КОНТРОЛЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ / ЗАКОНОПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лопаткин Д. С.

В статье отмечается, что страхование, как и собственность, обмен, рынок, является одной из древнейших категорий общественного производства. Осознанная человеком и обществом необходимость страховой защиты стимулировала появление страховых интересов, через которые стали формироваться определенные страховые отношения. Общественные потребности в страховой защите первоначально реализовывались в форме взаимного страхования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История развития взаимного страхования в России»

38 (518) - 2012

Страницы истории

УДК 368.013.

история развития взаимного страхования

в россии

В статье отмечается, что страхование, как и собственность, обмен, рынок, является одной из древнейших категорий общественного производства. Осознанная человеком и обществом необходимость страховой защиты стимулировала появление страховых интересов, через которые стали формироваться определенные страховые отношения. Общественные потребности в страховой защите первоначально реализовывались в форме взаимного страхования.

Ключевые слова: взаимное земское страхование, страховая защита, лицензирование, контроль, государственная монополия, законопроект.

Истоки взаимного страхования зародились еще в период существования древних цивилизаций. Например, первые соглашения о страховой взаимопомощи, по которым убыток раскладывался на всех участников, относятся к глубокой древности. Еще в Вавилонии участники торговых караванов заключали между собой договоры, по которым они возмещали убытки, возникшие в пути вследствие ограбления, кражи или пропажи. В Древнем Риме были созданы коллегии, в которых помимо профессиональных и религиозных целей преследовались также цели оказания помощи посредством организации похоронных касс. В таких коллегиях наряду со вступительными взносами предусматривались и периодические, ежемесячные взносы. Сумма денег, доставшаяся наследнику после смерти члена коллегии, могла быть потрачена на погребение

д. с. лопаткин,

студент кафедры финансов Е-mail: dreiven118@mail. ru Российский государственный университет

туризма и сервиса

родственника и на поддержание семьи, потерявшей кормильца.

Развитие торговли очень сильно повлияло на расширение сферы взаимного страхования. Страховая взаимопомощь сначала носила характер разовых, а затем устойчивых соглашений в области сухопутной и морской торговли. Объектом страхования были как товары, так и перевозочные средства. Например, между корабельщиками и купцами заключалось соглашение о взаимном распределении вреда от кораблекрушения и других рисков, которые могут случиться в море.

Первое страховое объединение связано с развитием взаимного страхования. Оно появилось в XII в. в Исландии, жители которой стали объединяться в союзы для взаимного обеспечения на случай пожаров и падежа скота.

Дальнейшее расширение сферы взаимного страхования связано с огневым страхованием. В середине XV в. в Англии, Франции и Германии появились учреждения взаимного страхования или, как их еще по-другому называли - огневые товарищества.

Интенсивный рост сельскохозяйственного производства в Европе явился предпосылкой организации соответствующих страховых отношений. В XVI в. в Германии и Швейцарии стали формироваться союзы сельских хозяйств для страхования скота.

Системное развитие взаимного страхования на Руси началось в первой половине XIX в., т. е еще до отмены крепостного права. Принципы взаимного

страхования изначально были реализованы в следующих объединениях:

- союзы ремесленников;

- казачьи круги;

- крестьянские поземельные общины.

В дореволюционной России взаимное страхование и коммерческое страхование развивались параллельно, как это происходило в странах Европы (только с опозданием на несколько веков). Взаимное страхование развивалось одновременно и в обязательной, и в добровольной формах. Но в отличие от западных стран в России некоторые его виды сначала возникали в обязательной форме и лишь затем появлялись в добровольной форме.

Развитие обязательного взаимного страхования было обусловлено причинами, связанными с особенностями социально-экономического развития России:

- отсутствие информации у большей части населения о возможности страхования вообще и о взаимном страховании в частности;

- низкий уровень платежеспособности;

- слабая предпринимательская инициатива среди таких слоев населения, как крестьянство или государственные чиновники.

В связи с тем, что широкие слои крестьянского населения терпели крупные убытки от частых разрушительных пожаров, Комитетом министров России в 1850 г. был поднят вопрос об обязательном введении взаимного страхования имущества и строений от огня. В октябре 1861 г. император Александр II подписал указ об учреждении обществ взаимного страхования от огня. Первые общества страхования от огня открылись в 1862 г. в Санкт-Петербурге и Москве.

Развитие обязательного взаимного земского страхования строений от огня началось в следующих специфических условиях.

1. Отсутствие у кре стьян устойчивой привычки к принятию мер, снижающих пожароопасность, а также потребности в обеспечении собственного хозяйства на случай пожара, так как ранее об этом заботился помещик.

2. Низкий уровень грамотности крестьянского населения.

3. Острая необходимость в защите сельского населения от ущерба, который может наступить вследствие пожаров.

4. Невозможность охвата сельского населения акционерным страхованием по следующим причинам:

а) большие территории, на которые акционерные общества не могли распространить свою деятельность, так как это привело бы к удорожанию их страховых услуг;

б) высокая цена в связи с большим количеством и опустошительностью пожаров в сельских поселениях;

в) низкая платежеспособность крестьянского населения, не позволявшая ему покупать услуги по ценам акционерных обществ.

Обязательность взаимного земского страхования строений от огня устанавливалась исходя из объекта страхования. Строения, расположенные в черте крестьянской усадебной оседлости и подлежавшие обязательному страхованию, находились в собственности не только крестьян, но и других сословий (например, «отставных и бессрочно отпускных нижних чинов»).

Кроме того, министру внутренних дел было предоставлено право разрешать по ходатайствам губернских земств обязательное взаимное земское страхование от огня и таких строений, которые находились ближе 50 сажень от построек, возведенных в черте крестьянского надела. Поэтому в обязательном взаимном земском страховании строений от огня участвовали не только крестьяне [2].

В 1863-1864 гг. в Туле и в Полтаве были созданы первые общества обязательного взаимного страхования (ОВС) от огня по инициативе самих страхователей. Далее их количество постепенно увеличивалось. К 1913 г. насчитывалось 171 общество. Отметим также, что метод взаимного страхования получил широкое распространение в следующих сферах:

- социальное страхование;

- промышленность;

- сельское хозяйство;

- взаимное морское и речное страхование.

Как показывают статистические данные, к

1851 г. акционерными страховыми обществами было застраховано имущество от огня на сумму около 282 млн руб. В 1886 г. данная сумма достигла 4 млрд руб. [1].

В 1890 г. был создан Пензенский союз ОВС от огня. В 1905 г. данный союз преобразовали в Российский союз, правление которого находилось в Петербурге.

В 1864 г. было принято Положение о взаимном земском страховании. Согласно этому документу каждое из губернских земств обязано было про-

водить операции по страхованию только в своей губернии. Управляло всеми процессами Губернское земское собрание.

Отметим, что в 1881 г. одним из крупнейших страховых обществ было объединение «Россия». Это общество:

- страховало жизнь;

- страховало капиталы;

- проводило коллективное и индивидуальное страхование.

В конце XIX в. общества взаимного страхования в России стали активно формироваться и в производственной сфере на профессиональной основе. В 1872 г. в Киеве было учреждено Общество взаимного страхования от огня свеклосахарных и рафинадных заводов, за которым стали образовываться и другие. В 1903 г. свыше 140 крупнейших фабрик и мануфактур центрального промышленного района образовали в Москве Взаимный страховой союз. К 1913 г. активы этого союза достигли 5,12 млн руб. По статистическим данным, в России в 1913 г. доля взаимного страхования составляла около 26,8 % совокупного размера страховой премии всего страхового рынка.

В 1912 г. начали создаваться:

- система обязательного медицинского страхования;

- система страхования от несчастных случаев на производстве.

Основой данных систем служила деятельность взаимных страховых организаций.

Перед Первой мировой войной в России действовало более 200 взаимных обществ и союзов. Однако в целом взаимное страхование уступало коммерческому, акционерному страхованию.

К 1913 г. страховые общества стали играть значительную роль в социально-экономической жизни страны. При этом они обладали значительными размерами активов [4]. Так, вся стоимость застрахованного в стране имущества составляла 21 млрд руб., из которых на долю взаимных обществ приходилось около 37 %.

Государство первоочередное внимание уделяло именно взаимному страхованию. Например, по инициативе П. А. Столыпина в Государственной Думе была принята программа обязательного страхования рабочих, которая накануне Первой мировой войны начала успешно реализовываться.

К ноябрю 1917 г. взаимное страхование в России было широко востребовано различными слоями

населения и представлено значительным арсеналом организационных и отраслевых разновидностей, дифференцированных также по ведомственному признаку. Но развитие этой системы было прервано Октябрьской революцией, изменившей всю экономику страны.

Таким образом, рассмотренный период (18311917 гг.) считается первым этапом в эволюции страховой системы в целом. Подводя итог, можно сказать, что специфической чертой первого периода развития взаимного страхования в России является вмешательство государства, которое хотело добиться широкого применения данного метода на практике. По инициативе государства были разработаны и внедрены организационные системы обязательного страхования, которые базировались на методе взаимного страхования. Согласно некоторым системам страхование осуществлялось не только в обязательной, но и в добровольной форме.

Выделим следующие формы страхования:

- взаимное земское страхование;

- обязательное взаимное страхование войсковых зданий казачьих войск;

- обязательное взаимное страхование строений в казачьих станицах и хуторах;

- обязательное страхование строений духовного ведомства.

После Октябрьской революции в результате преобразований, проведенных в страховой отрасли, в нашей стране «...сложился новый общественно-исторический тип страхования - государственное страхование» [6]. В марте 1918 г. декретом Совнаркома РСФСР «Об установлении государственного контроля над всеми видами страхования, кроме социального» был введен государственный контроль за страховой отраслью в качестве переходной меры к дальнейшей ее национализации. Немного позже последовал декрет Совнаркома РСФСР от 28.11.1918 «Об организации страхового дела в Российской Республике», в соответствии с которым страхование во всех видах и формах было объявлено достоянием республики и государственной монополией.

Согласно ст. 131 Конституции СССР осуществление мер по организации государственного страхования было возложено на само государство. Общее руководство осуществляло Министерство финансов СССР, одной из структурных единиц которого являлось Главное управление государственного страхования - Госстрах СССР.

Переворот 1917 г. положил конец существованию не только коммерческих страховщиков, но и обществ взаимного страхования. Однако социальные преимущества последних были столь очевидны, что советское руководство в годы НЭПа сделало исключение для организаций, страховавших имущество кооперативов. В 1920-х гг. на началах взаимного страхования в те годы действовали страховые секции Центросоюза, Коопстраха и Укркоопстраха, обслуживавшие кооперативный сектор экономики. Им было разрешено страховать свое имущество в созданных ими ОВС. Просуществовали эти системы до 23.03.1930. Затем эти секции были поглощены Госстрахом. Взаимное страхование исчезло и из практики, а также и из теоретических разработок ученых.

И это не удивительно, ведь в сложившейся системе не было места ОВС. Принципы их деятельности, предусматривающие финансовую независимость общества, решение основных вопросов деятельности, включая финансовые, на общем собрании членов общества, не вписывались в жестко централизованную систему управления финансовыми ресурсами. Поэтому логично, что проблематика, связанная с данной формой организации страхового фонда, исчезла из специальной литературы.

В трудах ученых К. Г. Воблого и В. К. Райхера упоминалось о взаимном страховании как экономическом явлении. Однако данные труды были изданы в 1925 г. и 1947 г. соответственно. Во времена административно-командной экономики они не подлежали переизданию.

Экономическая энциклопедия, тома которой вышли в свет в 1972-1980 гг., не дает информации о таким виде страхования, как взаимное страхование.

Вся страховая отрасль была полностью монополизирована государством и сосредоточена в системе органов государственного страхования - Госстрахе СССР. Но отметим, что все страховые операции, связанные с внешнеэкономической деятельностью, а также операции по перестрахованию осуществлял Ингосстрах СССР. Это организация всегда существовала в форме акционерного общества. Принципы деятельности сложившейся страховой системы соответствовали сущности страховых отношений, но были адаптированы к условиям социализма. Выражалось это в том, что Госстрах СССР создавал страховой фонд за счет страховых взносов страхователей, но не осуществлял инвестиционной деятельности, так как она также являлась

монополией государства, а институтов финансового рынка попросту не существовало.

Таким образом, на втором этапе развития страхования в России (1917-1988 гг.) происходило уничтожение (ликвидация) всех взаимных страховых организаций. Была установлена монополия государства на страховую деятельность. А весь накопленный дореволюционный опыт в сфере взаимного страхования в советские времена был забыт и утрачен.

Период 1988-2007 гг. многие ученые называют периодом скрытого неофициального существования и развития взаимного страхования в России.

В 1988 г. началась демонополизация страхового дела в СССР. Был принят Закон СССР от 26.05.1988 № 8998-Х1 «О кооперации в СССР», в соответствии с которым кооперативам разрешалось проводить взаимное страхование. Практическая работа по всем направлениям демонополизации страхования (подготовка законодательных актов по либерализации страхования, создание и лицензирование негосударственных страховых организаций, преобразование Госстраха) началась только после принятия Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «О страховании».

Затем постановлением Правительства РФ от 19.04.1993 № 353 было утверждено Положение о Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзоре). Более десяти важнейших функций по надзору за страховой деятельностью было возложено на Росстрахнадзор:

- лицензирование;

- разработка и утверждение нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности;

- контроль за обоснованностью тарифов;

- определение объемов ответственности страховщиков и др.

С этого момента новый этап развития страхования в России приобрел дополнительный импульс и широкие возможности для создания совершенного рынка страховых услуг [5].

Узкое взаимное кооперативное страхование очень быстро стало перерастать в акционерное страхование. Количество коммерческих страховых организаций в РФ стремительно увеличивалось.

Это обстоятельство во многом было обусловлено еще и тем, что в Российской Федерации, как уже отмечалось, были утрачены научные представления:

- о том, что представляет собой взаимное страхование как экономическое явление;

- каким образом метод взаимного страхования может использоваться на практике.

Еще одним существенным отрицательным фактором, влияющим на развитие взаимного страхования, было отсутствие законодательной базы, регулирующей деятельность взаимных страховых организаций. С 1995 г. действовала ст. 968 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которой граждане и юридические лица могли страховать свое имущество и иные имущественные интересы путем объединения в обществах взаимного страхования необходимых для этого средств. Но в п. 2 ст. 968 устанавливалось, что особенности правового положения обществ взаимного страхования и условия их деятельности определяются законом о взаимном страховании, который в то время отсутствовал в России.

Есть сведения о том, что в этот период времени в стране были организации, деятельность которых основывалась на методике взаимного страхования. Зарегистрированы они были на основании Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Официальная статистика в качестве страховых организаций эти экономические субъекты не учитывала.

В 2002 г. группой депутатов Государственной Думы РФ дважды (в январе и сентябре) вносился проект федерального закона № 173367-3 «О взаимном страховании». Однако данный законопроект был отклонен Государственной Думой РФ уже в первом чтении, поскольку в феврале 2003 г. Правительством Российской Федерации был внесен альтернативный проект федерального закона № 295151-3 «О взаимном страховании». Данный законопроект был принят, но с большим перерывом (более трех лет между принятием его в первом и во втором чтениях).

С 2007 г. начинается последний период становления взаимного страхования в РФ. Появились твердые законодательные основы для создания и функционирования взаимных страховых организаций в виде ОВС.

Федеральный закон от 29.11.2007 № 286-ФЗ «О взаимном страховании» был принят в рамках реализации положений ст. 968 части второй Гражданского кодекса РФ, регламентирующих взаимное страхование и прямо предусматривающих существование закона о взаимном страховании, определяющего:

- особенности правового положения обществ взаимного страхования;

- условия их деятельности;

- отношения по страхованию между обществом и его членами.

Необходимость создания правовых основ взаимного страхования, в том числе принятия закона о взаимном страховании, отмечалась в целом ряде программных документов. В частности:

- в Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в России на 1996-1997 гг. (постановление Правительства РФ от 18.12.1995 г. № 1256, постановление Государственной Думы РФ от 07.06.1996 № 444-П ГД);

- в Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в России на 1998-1999 гг. (постановление Правительства РФ от 03.07.1998 № 697);

- в Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в России на 2000-2001 гг. (постановление Правительства РФ от 14.02.2000 № 121, постановление Государственной Думы РФ от 14.04.2000 № 298-111 ГД);

- в Основных направлениях развития национальной системы страхования в России в 1998-2000 гг. (постановление Правительства РФ от 01.10.1998 № 1139);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- в Концепции развития страхования в России (распоряжение Правительства РФ от 25.09.2002 № 1361-р);

- в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) (распоряжение Правительства РФ от 19.01.2006 № 38-р. [3].

В современной России страховой рынок находится в стадии активного развития. Страховая культура населения растет. С каждым днем увеличивается количество граждан с осознанной потребностью в защите разнообразных имущественных и личных интересов. Несмотря на принятый Федеральный закон от 29.11.2007 № 286-ФЗ «О взаимном страховании», взаимная форма организации страховой защиты практически отсутствует и известна только узкому кругу специалистов. Согласно Государственному реестру субъектов страхового дела, составленному на март 2012 г., всего зарегистрировано в качестве юридических лиц 555 страховых организаций, из которых только 7 - общества взаимного страхования [7].

Историческая практика показывает, что взаимное страхование как метод создания страховых про-

дуктов является эффективным средством страховой защиты населения и организаций. Государственная поддержка данной отрасли позволит привлечь дополнительные инвестиционные ресурсы и расширить российский страховой рынок.

Список литературы

1. Ибадова Л. Т. Взаимное страхование: история и современность // Государство и право. 2007. № 12.

2. Логвинова И. Л. Взаимное страхование в России: особенности эволюции. М.: Финансы и статистика. 2009.

3. Комментарий к Федеральному закону от 29.11.2007 № 286-ФЗ «О взаимном страховании» (постатейный). М.: Деловой двор. 2009.

4. Оробинский А. С., Парахин Ю. Н. Развитие страхования в России: исторический аспект // Вестник Орловского государственного аграрного университета. 2008. Т. 15. № 6.

5. Страхование: учебник / под ред. С. В. Ер-масова, Н. Б. Ермасовой. М. : Юрайт. 2011.

6. Экономическая энциклопедия. Политическая экономия / под ред. А. М. Румянцева. М. : Советская энциклопедия. 1980.

7. URL: http://www. fcsm. ru/ru/contributors/ insurance_mdustry/sub_ms_busmess/.

ФИНАНСЫ КРЕДИТ

Лучшие журналы для профессионалов-финансистов, экономистов, бухгалтеров, налоговиков

Не пропустите! Продолжается подписка на все издания! (495) 721-85-75, [email protected] www.fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.