Бизнес в законе
3'2010
16. МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ВОПРОСА ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО ПО ОТНОШЕНИЮ К РЫНКУ
Кондрашина Алена Валериевна, соискатель кафедры «Мировой экономики» ИНИНОН РАН.
Контакты автора: [email protected]
Аннотация. В статье «Экономический и политический аспекты вопроса вступления России в ВТО по отношению к рынку сельскохозяйственных товаров» рассматривается непосредственно вопрос вступления во Всемирную Торговую Организацию и, соответственно, открытия отечественного рынка для иностранных производителей сельскохозяйственной продукции. Предложены положения, позволяющие не усугубить кризисное положение агропромышленного комплекса, и ряд компенсирующих мер.
Ключевые слова: аграрный рынок, экономическая интеграция, аграрный сектор.
ECONOMIC AND POLITICAL ASPECTS OF RUSSIA'S WTO ENTRY WITH RESPECT TO THE MARKET
Kondrashina Alena Valerievna a competitor of department “World economy" INION RAS.
Contacts of the author: [email protected]
Annotation. In an article entitled “Economic and political aspects of the issue of Russia joining the WTO in relation to the market of agricultural products” is considered directly the question of entry into World Trade Organization and, accordingly, the opening of the domestic market to foreign producers of agricultural products. Proposed provisions to not exacerbate the crisis of agriculture and a number of compensatory measure.
Keywords: the agrarian market, Economic integration, Agrarian sector.
В настоящее время вопрос вступления России в ВТО становится все более и более актуальным с каждым днем. Россия осуществляет переговоры по поводу вступления в ВТО с февраля 1994 г., большинство уступок и обязательств уже оговорены, но вопрос об аграрном секторе стоит на повестке дня, причем больше всего он волнует как раз российскую сторону.
Наше сельское хозяйство априори нуждается в защите. Во-первых, это связано с более низкой плодородностью российских земель по сравнению с климатическими условиями в Европе, Америке и Австралии. Эти страны полностью обеспечивают себя продовольствием и проводят интенсивную политику захвата новых рынков, что может представлять опасность для продовольственной безопасности страны. Во-вторых, самообеспечения в России практически нет, особенно по сравнению с США, где этот уровень составляет более 100%, Германией - 93%, Италией - 78%, даже с Японией, где большой дефицит плодородной почвы, этот показатель поддерживается на уровне 50% (в
стране полностью запрещен импорт риса, а внутри страны он продается по ценам, выше мировых в 6 - 8 раз). В-третьих, вследствие климатических и прочих условий сельскохозяйственного производства, в России его энергоемкость в 4 раза выше, чем в США, а металлоемкость - в 5 раз.
При всех этих проблемах, поддержка государством аграрного сектора в США, Канаде, в странах Евросоюза в десятки раз отличается от ситуации в России. А по условиям вступления в ВТО Россия должна еще и снижать господдержку сельского хозяйства каждые пять лет на 5 - 10 процентов.
Если Америка надежно защищена сверхвысокими налогами от вхождения на свой аграрный рынок импортной продукции, то у нас средние импортные пошлины на продовольствие - порядка 18%. Сравнение ставок суммарной пошлины на ввоз в страны ЕС и России большинства продуктов сельского хозяйства показывает огромный процентный разрыв российских и зарубежных ставок.
Некоторые российские политики, доказывая преимущества вступления России в ВТО для аграрного сектора, дошли до абсурдных утверждений: «ВТО для нас не представляет особой опасности, поскольку мы и так имеем самый низкий уровень поддержки сельского хозяйства и защитных мер». И, по мнению главы Минсельхоза РФ Алексея Гордеева, со вступлением России в ВТО «условия точно не изменятся в худшую сторону» [1].
Однако очевидно, что открытие рынков для иностранных компаний, вызовет приток продукции, и российские производители будут окончательно задушены, ведь сельхоз продукция иностранных компаний и так уже заполонила российские рынки. Учитывая постоянный рост, и так чрезмерно высокой, себестоимости российской сельхозпродукции по сравнению с зарубежной, улучшения положения в случае вступления нашей страны в ВТО ожидать не приходится. Наоборот, подписанные соглашения дают широкий коридор для доступа иностранной продукции на российский рынок.
Вызывают вопросы, взятые обязательства по импорту генномодифицированной (ГМ) биопродукции. Несмотря на то, что в соответствующем «обменном письме», подписанном министром экономики и торговли РФ Германом Грефом и торговым представителем США С. Шваб по вопросам регулирования современных биотехнологий, не сказано о необходимости отмены маркировки продуктов питания, содержащих ГМ ингредиенты, т.е. письмо фактически гарантирует американцам право непосредственно влиять на целый спектр вопросов, связанных с принятием решений в сфере прав потребителей и биобезопасности: от регистрации трансгенов до определения режима маркировки продуктов, содержащих ГМИ. В частности, говорится о необходимости уже в этом году зарегистрировать все линии ГМ-культур, заявки на регистрацию которых были поданы и в отношении которых имеется положительное заключение по оценке риска. Ежегодно российская сторона должна будет проводить консультации с американской стороной по вопросам продления срока регистрации трансгенных продуктов.
Важнейшей причиной, побудившей Россию к присоединению к ВТО, является ее желание стать, наконец, равноправным торговым партнером на мировом рынке. Но в аграрном секторе страны и так существует
Кондрашина А. В.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
множество проблем, которые требуют немедленного решения и новые проблемы после вступления в ВТО только замедлят этой отрасли. Снизится рентабельность и конкурентоспособность отечественных предприятий, многие компании закроются, выживут только сильнейшие. Поэтому сегодня отечественным предприятиям нужно подготовиться к приходу на рынок нерезидентов и усилить свой бизнес, чтобы составить достойную конкуренцию зарубежным компаниям и сохранить контроль над национальной экономикой.
В связи с участием России в договоренностях в рамках ВТО возможны следующие потери: затруднится защита российских производителей сельскохозяйственной продукции из-за значительного снижения тарифов, что облегчит доступ иностранных товаров на российский рынок. России придется поступиться некоторой свободой в принятии протекционистских мер; со снижением ввозных таможенных пошлин могут уменьшиться поступления в государственный бюджет РФ, что вынудит компенсировать эти потери повышением ставок акцизов, НДС и других налогов; может замедлиться процесс экономической интеграции с государствами СНГ, особенно в рамках Таможенного союза. Несмотря на договоренности между членами этого Союза о взаимных консультациях по вопросам вступления в ВТО, нельзя исключать, что одна из стран подпишет соглашение о присоединении к ВТО раньше других, и ее обязательства перед ВТО в силу договоренностей между странами-участницами Таможенного союза станут стандартом для других стран-членов союза; членство в ВТО ограничит возможности государства в регулировании внешнеэкономической деятельности.
Возможные потери можно будет минимизировать, используя компенсирующие меры. К ним относятся: установление дозволенного правилами ВТО периода перехода к новым ставкам ввозного тарифа и поэтапности их снижения, а также усиление защиты сельскохозяйственного производства РФ за счет использования разрешенных ВТО нетарифных мер, что в сочетании с тарифными будет наиболее эффективным средством в переходный период. Несмотря на определенные издержки экономики, Россия заинтересована в присоединении к ВТО и адаптации к принципам этой организации в целях укрепления отношений ЕС-Россия. Однако присоединение к ВТО и подчинение ее нормативным документам агропромышленного комплекса будет иметь серьезные последствия для его экономики.
До момента вступления в ВТО, чтобы не усугубить кризисное положение агропромышленного комплекса, необходимо зафиксировать следующие положения:
- базовый объем поддержки сельскому хозяйству, который будет в последующие годы снижаться, должен определяться исходя из уровня, сложившегося в конце 80-х годов;
- отдельные отрасли АПК, стратегически важные для страны и нуждающиеся в особой защите, должны быть выделены из общего режима;
- гибкий механизм установления импортных тарифов;
- при этом в качестве базовых могут быть приняты их размеры в Европейском Союзе с учетом особенностей российского продовольственного рынка;
- временное сохранение возможности использования нетарифных ограничений по импорту отдельных видов продовольствия;
- использование экспортных субсидий для стимулирования выхода отечественной продукции на мировой рынок.
В отношении экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия меры по его поддержке станут более актуальными тогда, когда насыщенность рынка отечественными товарами будет приближаться к нормальной и появятся свободные ресурсы для выхода на мировой рынок. Нужен также длительный переходный период по приспособлению российского сельского хозяйства к мировому рынку на условиях ВТО. При вступлении в ВТО нужно хотя бы в теории затвердить права России на такой же механизм регулирования внешней торговли продовольствием, который существует в Европейском Союзе.
Список литературы:
1. Вступление России в ВТО: что это значит для нашего аграрного сектора? // Материалы Интернет сайта «KM.RU. Круглый стол». - 30 января 2009 года. -1"|Нр://8реакег8.кт.ги/8реакег8/1пс1ех.а8р?1с1={62Е5817А-Е98С-4529-82РВ-В734С7СЕАЕАС}&Гр=Ш!=20#йор.
РЕЦЕНЗИЯ
Вступление в ВТО связано не только и не столько соответствием Российского законодательства и рынка требованиям ВТО. В определенный степени вступлению России в ВТО предшествует политический момент.
Автор в статье рассматривает в рецензируемой статье помимо экономического и политический аспект. Данный аспект рассмотрения вступления в ВТО очень важен, поскольку отстаивание внешнеполитических интересов страны является одной из функции государства. Данный аспект еще важен и тем, что решая внешнеполитические вопросы России, обеспечивает стабильность внутреннего рынка, баланса спроса и предложения.
Автор справедливо отмечает, что «в связи с участием России в договоренностях в рамках ВТО возможны следующие потери: затруднится защита российских производителей сельскохозяйственной продукции из-за значительного снижения тарифов, что облегчит доступ иностранных товаров на российский рынок». Вместе с тем, очевидно, что отстаивание указанных потерь является политическим приоритетом в процессе переговоров по вступлению России в ВТО.
В качестве некоторого замечания хотелось бы указать на слабость в представлении научных подходов ученых по вопросу соотношения и роли политического и экономического аспекта вступления России в ВТО.
Сделанные замечания ни как не влияют на научный характер статьи, носят оценочный характер и, конечно же, не могут влиять на ее содержательную ценность. Рассматриваемая статья, безусловно, заслуживает публикации в основных рецензируемых журналах.
к.э.н.
Главный экономист ОАО «БИНБАНК» Федоров Р.И.