Научная статья на тему 'Процедура вступления в ВТО'

Процедура вступления в ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2210
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ / ПОРОГОВЫЕ УСТУПКИ / АГРАРНЫЙ СЕКТОР / AGRICULTURAL PRODUCTION / THRESHOLD CONCESSIONS / AGRARIAN SECTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кондрашина Алена Валериевна

В статье «Процедура вступления в ВТО» подробно описана процедура вступления государства во Всемирную Торговую Организацию, проанализировано текущее положение дел РФ в переговорах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WTO ACCESSION PROCESS

In article «Acession to WTO Procedure» is in detail described procedure of the introduction of the state in the World Trade Organization, the current state of affairs of the Russian Federation in negotiations is analysed.

Текст научной работы на тему «Процедура вступления в ВТО»

ПРОЦЕДУРА ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО

Кондрашина Алена Валериевна соискатель кафедры «Мировой экономики» ИНИНОН РАН.

Контакты автора: statjaVAK@mail.ru

Аннотация. В статье «Процедура вступления в ВТО» подробно описана процедура вступления государства во Всемирную Торговую Организацию, проанализировано текущее положение дел РФ в переговорах.

Ключевые слова: Сельскохозяйственная продукция, пороговые уступки, аграрный сектор.

WTO ACCESSION PROCESS

Kondrashina Alena Valerievna a competitor of department “World economy” INION RAS.

Contacts of the author: statjaVAK@mail.ru

Annotation. In article «Acession to WTO Procedure» is in detail described procedure of the introduction of the state in the World Trade Organization, the current state of affairs of the Russian Federation in negotiations is analysed.

Keywords. Agricultural production, Threshold concessions, Agrarian sector.

Вступление в ВТО - далеко не формальный, а тот самый критический момент, который и будет определять дальнейший баланс плюсов и минусов для экономики страны от членства в этой организации. Процесс вступления - глубоко индивидуален для каждой страны, зависит от множества как чисто торговоэкономических, так и откровенно политических моментов ее взаимоотношений с окружающим миром (которые, однако, на словах маскируются под исключительно экономические).

Формально главным юридическим условием, открывающим возможность вступления в ВТО, является соответствие национального законодательства, административных правил и существующей в данной конкретной стране практике регулирования внешней торговли товарами и услугами принципам и правовым нормам, заложенным в систему ВТО. Поэтому юридически процедура приема той или иной страны в ВТО завершается присоединением этой страны к целому ряду многосторонних соглашений и договоренностей, составляющих правовой и организационный базис функционирования ВТО. Однако этому моменту предшествует длительный процесс двусторонних переговоров страны - кандидата на вступление с ее основными торгово-экономическими партнерами из числа стран-членов ВТО, которые формируют так называемую рабочую группу по переговорам.

Именно в ходе этих переговоров (которые при самом благоприятном их течении продолжаются не один год) определяются конкретные условия, на которых страна войдет в ВТО. Перечень этих конкретных условий и покажет баланс плюсов и минусов от присоединения каждой конкретной национальной экономики к ВТО.

В свою очередь, эти конкретные условия тоже можно подразделить на две составляющие. Первая - это то, что требуют от любой страны - кандидата на вступление. Например, в ходе переговоров практически со всеми членами рабочей группы ВТО страна-кандидат оговаривает некие «пороговые» уровни финансовой поддержки своих национальных производителей с тем,

чтобы впоследствии эти уровни не увеличивать. Иными словами, какие условия государству удалось отстоять в пользу отечественных производителей, такие отныне и будут определять возможности его поддержки национального предпринимательства, а все сверх того станет в дальнейшем трактоваться как «нечестная конкуренция» со всеми вытекающими последствиями, о которых шла речь выше. Это - чрезвычайно важный и во многом критический элемент переговоров, поскольку здесь-то фактически и заложены будущие права национального государства по поддержке таких приоритетных отраслей реального сектора экономики, как сельское хозяйство или, скажем, наукоемкие отрасли промышленного производства.

Здесь же идет речь об уровне защиты еще одного ключевого сектора любой национальной экономики -банковско-финансового. Может возникнуть вопрос, в какой особой защите нуждаются банкиры, оперирующие такими капиталами, что, казалось бы, позволяет им самим защитить и себя, и вообще кого угодно? Однако на самом деле в сегодняшнем, развивающемся в условиях процессов глобализации мире банковский и страховой секторы любой национальной экономики (включая такую мощную, как американская) являются в полном смысле слова зоной особого внимания со стороны государства. Причина - как раз в той концентрации материально-финансовых ресурсов, которые характерны для банков и страховых компаний. Кто владеет этими ресурсами, тот владеет и всей (условно говоря) кровеносно-сосудистой системой экономики; именно поэтому степень допуска иностранных конкурентов на отечественный рынок банковско-страховых услуг (другими словами - степень свободы их деятельности) представляет собой важнейший предмет переговоров о вступлении любой страны в ВТО.

Вторая составляющая конкретных условий, выставляемых каждой стране, стремящейся в ВТО, - это те самые «пороговые» (т.е. находящиеся на стыке экономических и политических требований) уступки, которых от нее добиваются ведущие партнеры в зависимости от политического веса, влияния данной страны и той опасности, которую она просто-напросто представляет как потенциальный конкурент - причем не только в экономике, но и в политике.

Таким образом, задача официальной делегации, сформированной правительством любой из стремящихся в ВТО стран, на переговорах в рамках упомянутой рабочей группы сводится к тому, чтобы максимально жестко отстаивать «пороговые» уровни поддержки приоритетных для этой страны отраслей, а также не менее жестко отбивать всякого рода неэкономические, связанные с политиканством требования. Иногда эта задача растягивается не на одно десятилетие, и здесь как раз тот случай, когда поспешность в прямом смысле слова гибельна для национальной экономики.

Вступление России в ВТО - в значительной мере политический процесс, и позиция по аграрному сектору ни в коей мере не будет решающей для окончательного решения. Переговорные позиции по АПК могут быть только разменной монетой для достижения компромиссов. И, исходя из этого, высокие требования российской стороны по поддержке АПК можно рассматривать как базу для переговоров.

Существенной частью переговоров по доступу на рынки товаров являются переговоры по сельскохозяйственной проблематике. Помимо тарифного аспекта,

Бизнес в законе

2'2010

они включают обсуждение политики России по поддержке аграрного сектора.

Здесь имеются значительные расхождения в позициях сторон относительно обязательств России по максимально разрешенному уровню государственной поддержки сельского хозяйства (наши партнеры исходят из его минимизации на основе фактических низких показателей за предыдущие три года).

Ряд стран-членов вТо, прежде всего из так называемой Кернской группы (ведущие экспортеры сельхозпродукции), настаивают также на полной ликвидации экспортных субсидий на аграрную продукцию в России, хотя такая поддержка допускается нормами ВТО.

В России в настоящее время субсидирование сельскохозяйственного производства существенно ниже, чем во многих странах-производителях и экспортерах продукции сельского хозяйства. Экспортное субсидирование в России декларировано, но практически не реализуется из-за бюджетных проблем.

В результате российские производители сельскохозяйственной продукции находятся в неравных с иностранными конкурентами условиях, т.к. цены последних зачастую ниже себестоимости за счет государственной поддержки в этих странах.

Основные трудности для России бюджетные проблемы и отсутствие соответствующего законодательства по субсидиям.

Правительством России были одобрены изменения в первоначальные предложения России по мерам внутренней поддержки и экспортным субсидиям, которые в июне 2008 г. были представлены в Секретариат ВТО.

Этот документ был рассмотрен на многостороннем и двустороннем уровнях с заинтересованными странами ВТО. Скорректированная официальная позиция Российской Федерации, была представлена в Секретариат ВТО в феврале 2009 г.

Данная позиция предусматривала максимальную внутреннюю поддержку в размере 16,2 млрд. долларов и экспортные субсидии в сумме 726 млн. долларов.

Однако страны-члены ВТО подвергли резкой критике наши предложения, мотивируя это существенным разрывом между предложенными российской стороной объемами и соответствующими фактическими показателями.

В этой связи партнеры предлагают нам определить в качестве базы для расчетов более поздний период с начальным уровнем связывания государственной поддержки в размере 9 млрд. долл. и его последующим поэтапным сокращением на 20 процентов.

Такая позиция наших партнеров вызывает удивление, поскольку уровень государственной поддержки сельского хозяйства в России значительно ниже, по сравнению с промышленно развитыми странами.

К примеру, на субсидирование фермеров в странах ОЭСР в конце 90-х годов ежегодно расходовалось примерно 160-180 млрд. долл. В частности, эти дотации в Японии составляли - 46 млрд. долл., в США около 26 млрд. долл.

Наибольший уровень субсидирования сельскохозяйственного производства (сумма дотаций и компенсаций с учетом инфляции в цене реализации сельскохозяйственной продукции) среди промышленно развитых государств в конце 90-х годов отмечался в Швейцарии (82%), Норвегии (75%), Японии (74%), Исландии (73%) и Австрии (44%). В тоже время аналогичный показа-

тель для Новой Зеландии составлял лишь 3%, а в Австралии - 10%.

В России уровень государственного субсидирования составляет около 8-9%, при этом прослеживается тенденция к сокращению данного показателя, за счет уменьшения бюджетных ассигнований на развитие агропромышленного комплекса.

Изначально серьезную озабоченность стран-членов ВТО вызвало введение Россией тарифных квот на мясо свинины и говядины, а также квот на мясо птицы. Однако в результате проведенной разъяснительной работы остроту проблемы в контексте вопроса о присоединении России к ВТО удалось в значительной мере снять и перевести ее в плоскость обычных торговых переговоров.

Представляется целесообразным по экспортным субсидиям - добиться равных условий со странами, которые субсидируют свой экспорт, и зарезервировать право иметь экспортные субсидии, исходя из возможностей госбюджета.

По сельскохозяйственным тарифам - необходимо обеспечить сопоставимый уровень таможенной защиты (особенно по наиболее чувствительным для отечественного производителя товарам) с тем ее уровнем, который имеется у развитых стран-членов ВТО.

Обобщая все вышесказанное, очевидно, что по мерам государственной поддержки производства Россия должна отстаивать право на сохранение определенного уровня бюджетной поддержки, необходимый для динамичного и устойчивого развития отрасли и как минимум, обеспечения продовольственной безопасности страны.

Список литературы:

1. Вступление России в ВТО // Материалы Интернет сайта «Россия и Всемирная Торговая Организация». 2. http://www.wto.ru/russia.asp?f=etaps&t=10.

РЕЦЕНЗИЯ

Основным формальным требованием для вступления в ВТО является соответствие действующего законодательства правилам и нормативным требованиям Всемирной торговой организации. В этой связи России необходимо привести в соответствие внутреннее законодательство нормам и правилам ВТО.

Но как указывает автор это лишь одна сторона процедур вступления в ВТО. Процедуре вступления в ВТО предшествуют многочисленные переговоры. В основном данные требования касаются некоторых ограничений для той или иной страны. Так, например, одним из основных требований вступления России в ВТО были слабость развития законодательства регулирующего и охраняющего права интеллектуальной собственности. Данный вопрос «отпал» в связи с принятием Россией части 4 ГК РФ, регулирующей отношения по использованию и защите прав интеллектуальной собственности.

Справедливо автор указывает, что в значительной мере вступление в ВТО политический процесс. В тоже время вопросы возможности внедрения либо соблюдения нормативных правил ВТО и действующего законодательства весьма не праздны. Так несоответствие возможности инкорпорировать нормы в ВТО в действующее законодательство РФ может серьезно затруднить процедуру вступления в ВТО. Но к сожалению автор об этом не говорит. Несмотря на наше замеча-

ние, автор указывает, что основные трудности для России бюджетные проблемы и отсутствие соответствующего законодательства по субсидиям.

Также в качестве небольшого замечания хотелось бы указать на слабость в представлении в статье научных подходов ученых по вопросу процедур вступления России в ВТО.

Однако наши замечания ни как не влияют на научный характер статьи, носят оценочный характер и, конечно же, не могут влиять на ее содержательную ценность. Рассматриваемая статья, безусловно, заслуживает публикации в основных рецензируемых журналах.

к.э.н.

Главный экономист ОАО «БИНБАНК» Федоров Р.И.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.