Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА'

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
52
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туризм / турист / спортивный туризм / туристская дестинация / спортивное мероприятие / спорт / экономика / tourism / tourist / sports tourism / tourism destination / sporting event / sport / economics

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Я. Зиба

Данная статья посвящена изучению экономического эффекта спортивного туризма. В статье рассматривается понятие спортивного туризма, а также многогранный характер участия в данном виде туризма, включая фанатов, спортсменов, спонсоров и других заинтересованных сторон. Изучается экономический эффект спортивного туризма для региона, выявляя его роль в стимулировании развития туристской индустрии, создании новых рабочих мест и обновлении инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC EFFECT OF SPORTS TOURISM

This article is dedicated to studying the economic impact of sports tourism. The concept of sports tourism is examined, along with the multifaceted involvement of various participants, including fans, athletes, sponsors, and other stakeholders. The economic effect of sports tourism on the region is examinated, highlighting its role in stimulating the development of the tourism industry, creating new employment opportunities, and updating infrastructure.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА»

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА Я. Зиба, студент

Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград)

DOI:10.24412/2411-0450-2023-11-1-201-203

Аннотация. Данная статья посвящена изучению экономического эффекта спортивного туризма. В статье рассматривается понятие спортивного туризма, а также многогранный характер участия в данном виде туризма, включая фанатов, спортсменов, спонсоров и других заинтересованных сторон. Изучается экономический эффект спортивного туризма для региона, выявляя его роль в стимулировании развития туристской индустрии, создании новых рабочих мест и обновлении инфраструктуры.

Ключевые слова: туризм, турист, спортивный туризм, туристская дестинация, спортивное мероприятие, спорт, экономика.

Спортивный туризм, каким он известен сегодня - явление последних лет, но его корни уходят гораздо дальше. Самым ранним примером спортивного туризма можно считать создание Олимпийских игр, которые побудили к спортивным поездкам не только непосредственных участников, но и тысячи поклонников спорта.

Спортивный туризм представляет собой одну из специфических форм туризма, а также важную активность и значительный набор туристских продуктов. Это современная тенденция в проведении свободного времени. Спортивный туризм можно рассматривать как социальное, экономическое и общественное явление, основанное на уникальном взаимодействии различных видов спорта и физической активности, людей и мест. Этот вид туризма стал одним из крупнейших видов бизнеса в мире спорта. Это один из наиболее быстро развивающихся секторов индустрии туризма [1]. Спортивный туризм включает в себя как фанатов, путешествующих для просмотра различных спортивных мероприятий, так и самих спортсменов, преданных своему виду спорта. Кроме того, в него также входят представители туристской индустрии, для которых спорт является частью отдыха. Экономический рост некоторых регионов зависит от путешествующих лыжников, игроков в гольф или зрителей, приезжающих поддержать свои футбольные или другие команды. В спортивном туризме участвуют не только

спортсмены и зрители, но очень важным звеном также становятся спонсоры, средства массовой информации, исполнительные команды клубов и спортсменов, представители национальных и международных спортивных организаций и другие. Таким образом, спортивный туризм предлагает широкий спектр возможностей, в которых можно принять участие [2].

В данной статье затрагивается экономический эффект спортивного туризма, заключающийся в его экономической выгоде для региона. Спорт представляет собой динамичный и быстрорастущий сектор с недооцененным макроэкономическим воздействием и может служить инструментом местного и регионального развития, обновления городов и развития деревень. Спорт является катализатором развития туризма и может стать толчком для модернизации инфраструктуры и создания новых партнерств по финансированию спортивно-оздоровительных объектов [3].

Экономическая выгода и влияние спортивного туризма наиболее очевидны, поскольку эта отрасль является динамично развивающейся отраслью экономики. С экономической точки зрения туризм влияет как на макроэкономический, так и на микроэкономический уровень. С микроэкономической точки зрения поставщики туристских услуг являются типичными субъектами рынка, преследующими цель получения прибыли. Туризм является спе-

цифической областью экономики, поскольку удовлетворяет роскошные потребности людей и использует природные и культурные богатства туристской дести-нации в качестве средства производства. Туризм часто считают двигателем экономического развития, особенно в региональном масштабе. Как правило, государственная поддержка туризма обосновывается, в том числе, созданием новых рабочих мест, а значит, решением проблемы безработицы, зачастую в периферийных и проблемных регионах [4].

Данный вид туризма также может, например, ускорить рост доли доходов от туризма в валовом внутреннем продукте. Объекты спортивного туризма и спортивные мероприятия «генерируют» посетителей, прибывающих в определенные туристские дестинации, и, таким образом, ещё большую экономическую прибыль для уже существующих участников туристской индустрии: например, средства размещения, средства питания, сувенирные лавки, культурные объекты, транспорт и т. д. Спортивный туризм предлагает ключевые туристские продукты, которые повышают привлекательность дестина-ции [3]. Мероприятия, связанные со спортивным туризмом, могут приносить экономический доход также в виде спонсорства, внутренних инвестиций, доходов от средств массовой информации и т. д. Мультипликативный эффект спортивного туризма проявляется также в том, что в данной туристской дестинации улучшается инфраструктура и снижается безработица [5].

Как пишет в своей работе исследователь Ленка Пшайдлова, модель мультипликатора позволяет комплексно рассчитать экономический эффект от спортивных мероприятий, поскольку она измеряет экономический эффект и на других уровнях отношений между заказчиком и поставщиком (на последующих уровнях сети субподрядчиков). Основная цель модели мультипликатора - количественная оценка реальных выгод для государственного бюджета. Кроме того автор пишет, что спортивный туризм также можно рассматривать как устойчивую форму туризма,

которая может минимизировать негативные последствия и максимизировать социальные, экологические и экономические выгоды. Это один из способов продвижения местной культуры [3].

Проведение спортивных мероприятий, преимущественно международного характера, имеет значительный экономический эффект из-за расходования денежных средств организаторами и прежде всего посетителями. Примерами могут служить такие крупные спортивные события, как Олимпийские игры, Уимблдон, чемпионат мира по футболу и т. д. Помимо продажи билетов, важными статьями экономического потребления являются инвестиции в спортивные объекты и расходы на туристские услуги. Также имеется значительный эффект на продвижение места проведения мероприятия, что может привлечь значительное количество посетителей в будущем. К неэкономическим эффектам можно отнести общественный характер спортивных мероприятий с относительно высокой заметностью - речь идет, главным образом, о воспитании положительного отношения к спорту среди детей и молодёжи [3].

Спортивный туризм несомненно имеет большой потенциал для развития самого спорта. Многие люди впервые пробуют заниматься разными видами спорта на отдыхе, и если занятие их заинтересует, они могут продолжить его после возвращения домой и тем самым положительно повлиять на свой образ жизни [6].

Заключение.

Благодаря спортивному туризму на первый план выходит также популяризация места, где спортивное мероприятие проводится. Это увеличивает популярность и посещаемость мест в предстоящий период. Привлекательная локация может быть обнаружена туристами в результате, например, спортивного мероприятия, при этом некоторые локации посещаются непосредственно по той причине, что турист желает лично посетить место, связанное с этим событием. Организация важных спортивных мероприятий повышает престиж определенной туристской дестинации. Умение хорошо организовать спортивное

мероприятие положительно воспринима- турпродукты, такие как посещение памят-ется другими организаторами, ассоциаци- ников или активный отдых. Это также мо-ями и другими субъектами. Спортивный жет способствовать улучшению инфра-туризм также улучшает имидж дестина- структуры, которая затем будет служить и ции, поскольку расширяет туристские местным жителям. предложения и дополняет традиционные

Библиографический список

1. Schwartzhoffová, E. Sportovní turismus. - In: Telesná kultura, 2010, roc. 33, с. 2, s. 97106.

2. Hinch T.D., Higham J.E. Sport Tourism Development. - Clevedon: Channel View Publications, 2004. - 254 p.

3. Psajdlová L. Sportovní cestovní ruch a jeho vliv na rozvoj regionu. - Praha: Univerzita Karlova v Praze, 2019. - 117 s.

4. Studnicka P., Kalabisová J. Efekty cestovního ruchu na lokální úrovni - prípadová studie Lipno nad Vltavou / P. Studnicka, J. Kalabisová [и др.]. - Praha: Press21 s.r.o., 2013. - 125 s.

5. Preuss, H. The economic impact of visitors at major multi-sport events // European Sport Management Quarterly. - Vol. 5, № 3. - P. 283-303.

6. Weed M., Bull Ch. Sport Tourism. Participants, policy and providers / M. Weed, Ch. Bull. - Oxford: Butterworth - Heinemann, 2009. - 351 p.

ECONOMIC EFFECT OF SPORTS TOURISM

J. Zieba, Student Volgograd State University (Russia, Volgograd)

Abstract. This article is dedicated to studying the economic impact of sports tourism. The concept of sports tourism is examined, along with the multifaceted involvement of various participants, including fans, athletes, sponsors, and other stakeholders. The economic effect of sports tourism on the region is examinated, highlighting its role in stimulating the development of the tourism industry, creating new employment opportunities, and updating infrastructure.

Keywords: tourism, tourist, sports tourism, tourism destination, sporting event, sport, economics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.