- взаимодействие между различными подразделениями правительства.
При выполнении этих функций ставится цель повышения комфортности обслуживания населения, роста эффективности работы правительства и уменьшения трансакционных издержек, то есть государственных расходов. Безусловно, проект «Электронное Правительство» в России натолкнется на ряд лимитирующих его внедрение и активизацию проблем. Прежде всего, это выше обозначенная информационная несостоятельность значительной части российского населения и активное сопротивление консервативной бюрократии, которая боится, что информационная революция «сожрет своих детей»1 (так в Сингапуре даже частичное использование технологий электронного правительства позволило на одну треть сократить численность государственного аппарата). В связи с чем бюрократия пытается заменить идеологию электронного правительства на частичную информатизацию существующих структур, что происходит в настоящее время и в России.
Путь к электронному правительству подразделяется на четыре этапа. На первом осуществляется открытие сайтов правительственных учреждений в Сети, что дает гражданам односторонний доступ к правительственной информации, включая нормативные документы (данный этап уже пройден в технологически развитых странах и активно реализуется в России в настоящее время); на втором - сайты первого этапа становятся интерактивными, что позволяет осуществление двусторонней связи с гражданами и структурами; на третьем - сайты позволяют осуществлять дополнительные (к двустороннему общению) операции, например, производить оплату штрафов, налогов, отслеживать определенную информацию и так далее (данный этап реализуется в настоящее время на уровне территориальных единиц стран- технологических лидеров); наконец на завершающем этапе сайты правительственных учреждений объединяются в едином портале, доступ к которому основывается на потребностях пользователей и функциональных аспектах (аналоги таких порталов есть только в Сингапуре, в настоящее время реализуется проект создания портала в Великобритании).
В плане реорганизации и оптимизации инфраструктуры государственного стимулирования инновационной модернизации для эффективной реализации междисциплинарного и межведомственного подхода, требуется формирование специализированной властной структуры, отвечающей за координацию и стимулирование инновационных процессов в стране - Федерального агентства по инновациям (ФАИ, Росин-новации) при Министерстве образования и науки - и оптимальное встраивание его в иерархию федеральной исполнительной власти страны.
Учитывая детерминизм инновационной модернизации качеством жизни россиян, инфраструктурой, наличием доступного национального информационного поля, реализующиеся в настоящее время приори-
тетные национальные проекты (совершенствование системы образования, здравоохранения, расширение жилищного строительства и развитие сельскохозяйственного производства), непосредственно затрагивающие основные условия жизнедеятельности граждан, качество их подготовки к инновациям и соответствующей квалификации, можно рассматривать как косвенно влияющие на рост инновационной среды. Логично предположить, что наступает время для охвата этими проектами развивающейся в стране инновационной деятельности, направленной на ускорение технического совершенствования и повышение эффективности производства на предприятиях, в формируемых производственных объединениях и кластерах.
В сфере корпоративного строительства, предполагающего в первую очередь формирование российских холдингов, обладающих выделенными в результате исследования чертами инновационных компаний, можно выделить следующие мероприятия:
- инициирование процессов инновационной модернизации отечественных транснациональных корпораций, связанных в настоящее время в большей степени с эксплуатацией природного потенциала страны, обеспечение за счет этого подключения молодых инновационных корпораций к системе сбыта, финансирования, маркетинговому потенциалу отечественных ТНК;
- трансформация корпоративного управления в направлении роста фактора командного взаимодействия в традиционной иерархии, внедрения технологий в процесс корпоративного менеджмента, формирования принципов функционирования самообучающейся организации, выхода отечественных компаний в виртуальную сферу деятельности (что невозможно без формирования ее нормативно-правовой базы), активная коммерциализация последней;
- инициирование государством процесса использования информационных технологий (в том числе и за счет реализации стратегии «Электронное Правительство», сетевизации процесса экономического регулирования и контроля) в корпоративной деятельности;
- развитие сотрудничества с инновационными центрами страны, в том числе и находящихся в государственной собственности, формирование эффективного трансфера технологий и инноваций в коммерческую среду, государственная поддержка мероприятий, связанных с приемом и коммерциализацией инноваций частным сектором.
Реализация хотя бы частично, предлагаемых мер будет способствовать повышению эффективности реализации стратегии инновационной модернизации страны, росту национального инновационного фона, изменению позиционирования России в мировом генерировании и потоке инноваций с учетом приоритета национальной экономической безопасности и стратегических ориентиров развития отечественной экономики.
1 Зуев А., Мясникова Л. Электронный рынок и «новая экономика»// Вопросы экономики. 2004, №2. - С.66-67
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ДИНАМИКИ ТОВАРООБОРОТА ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Сущенко О.В., аспирант Дагестанского государственного технического университета
Усовершенствована методика оценки и анализа товарооборота торгового предприятия, что позволяет учитывать динамику изменения цен на различные товары в течение всего отчетного периода.
THE ECONOMIC ANALYSIS AND ESTIMATION OF TURNOVER DYNAMICS OF COMMERCIAL ENTERPRISES
Suschenko O., Daghestan State Technical University
We present here the modernized methods of estimation and analysis of the commercial enterprise turnover, that allows taking into account the dynamic of changing prices for various goods within the entire financial year period.
Ключевые слова: торговое предприятие, объем товарооборот, анализ товарооборота.
Для эффективного управления торговыми предприятиями важное значением имеет анализ объема, динамики, скорости и структуры их товарооборота на потребительском рынке. Изучение существующих тенденций и возможностей торговых предприятий, касающихся реализации товаров, определение факторов, которые позитивно и негативно влияют на объем продаж товаров торговым предприятием, определяются в процессе анализа объема и структуры их товарообо-
рота.
В этом случае проведение экономического анализа позволяет1: -изучить процесс выполнения плана товарооборота, ритмичность и сезонность реализации товаров в ретроспективном периоде;
-изучить состав товарооборота по формам, видам, методам продажи, ассортиментной структуре;
-выявить основные тенденции и закономерности в реализации то-
варов;
-проанализировать и количественно оценить влияние отдельных факторов на объем, состав и структуру товарооборота.
В общем случае анализ товарооборота торгового предприятия может проводиться по следующей схеме:
«Определение общего объема товарооборота и оценка степени выполнения плана» «Оценка и анализ динамики общего объема товарооборота» «Анализ товарно-групповой структуры товарооборота» «Анализ состава товарооборота по его определенным
видам» «Оценка и анализ ритмичности и сезонности реализации товаров» «Количественная оценка факторов, которые обуславливают изменение товарооборота» «Анализ запаса финансовой проч-
ности торгового предприятия».
Первый этап проведения анализа заключается в определении общего объема товарооборота торгового предприятия за отчетный период и оценка степени выполнения плана товарооборота.
На этом этапе анализа определяют общий объем реализации товара и платных услуг в стоимостном выражении, а по некоторым товарным группам и видам товаров, кроме того - в натуральном размере.
Оценка степени выполнения плана товарооборота осуществляется путем расчета относительного и абсолютного размеров отклонений фактического объема товарооборота от заданного, которые могут быть вызваны негативным влиянием неучтенных в процессе планирования факторов. Изучение степени выполнения плана проводится не только для оценки качества планирования и степени профессионализма работников планово-экономической службы торгового предприятия, а, прежде всего, с целью оценки динамики его внешней среды и чувствительности к изменению объемов реализации товаров на данном торговом предприятии.
Второй этап сводится к анализу динамики общего товарооборота на протяжении отчетного периода (поквартально, на протяжении года или за 2-5 лет).
Для исследования динамических изменений в объеме товарооборота предприятия строится сопоставимый динамический временной ряд изменения товарооборота. Приведение фактического товарооборота в сопоставимый вид осуществляют по площади торговой сети предприятия, длительности его работы, а так же по ценам реализации товаров.
Корректировка фактического товарооборота в связи с вводом (выбытием) и изменениями в графике реализации товаров осуществляется методом прямого расчета.
Учитывая достаточно высокую динамику изменения цен на Российском рынке, определение объема товарооборота, сопоставленного с ценами реализации Т ., может проводиться последующей формуле:
сц
І =1
- цу
где п- число интервалов времени за отчетный период, на которых цена на различные виды товаров оставалась стабильной; т- количество наименований товаров различного вида
Тфі] - фактический товарооборот за і-й интервал времени отчетного периода по товару _]-го наименования;
I
Ці
индекс прироста цены реализации товара _]-го наимено-
вания на
1-м интервале отчетного периода по сравнению с предыдущим периодом 1 -1, который рассматривается как базовый.
Средний индекс изменения цен рассчитывается непосредственно предприятием с учетом структуры товарооборота и информации об изменении цен реализации на определенные товары на различных интервалах отчетного периода. Использование для корректировки индекса инфляции за соответствующий период обычно является некорректным в связи с отличиями в структуре товарооборота торговых предприятий.
На базе построенного динамического ряда сопоставимого това-
рооборота вычисляются абсолютные изменения в объеме реализации товаров, а так же темпы роста и прироста что касается предыдущего и базового периода.
Важное значение для планирования и управления торговым предприятием имеет так же определение средних темпов изменения объема товарооборота (среднеквартальных или среднегодовых) по формуле среднегеометрической2:
1у
Т = п-1
где Т " среднегеометрический темп роста;
1 - конечный показатель динамического ряда;
10 - начальный показатель динамического ряда
п - количество показателей в динамическом ряду.
Третий этап сводится к анализу товарно-групповой структуры товарооборота торгового предприятия за отчетный период и в динамике, определение закономерностей развития объема продажи по отдельным товарным группам (видами и разновидностями товаров).
На этом этапе аналитической работы изучаются темпы роста и прироста, абсолютный объем изменения товарооборота по отдельным товарным группам (видами и разновидностями товаров), определяется вес отдельных товарных групп (видов товаров) в общем объеме товарооборота предприятия. В процессе проведения этой работы используется информация, полученная в коньюктурных рейтингах (изучение рынка соответствующих товаров), что позволяет определить объективные (изменение объема и структуры спроса, специализации предприятия, объемов и структуры товарного предложения, налогового регулирования) и субъективные (недочеты в организации закупки и продажи товаров, просчеты в планировании, недобросовестность персонала и др.) причины изменения ассортиментной структуры товарооборота предприятия и объема реализации товаров.
Изучение ассортиментной структуры товарооборота позволяет производить ранжирование товарных групп по степени их значимости (вклада) в общий товарооборот предприятия, а также количественно оценивать положительное или негативное влияние динамики реализации отдельных видов товаров на общий объем товарооборота предприятия и дальнейшие возможности его увеличения.
Четвертый этап сводится к анализу состава товарооборота предприятия в зависимости от положения конечных потребителей, форм и сроков расчетов, характера реализуемых товаров, организационных форм и методов торговли.
Исследование состава товарооборота предприятием проводится за отчетный период и в динамике. Предвидит определение основных закономерностей отдельных видов товарооборота - реализацию товаров населению и оптовым потребителям, с немедленной оплатой и в кредит, оплата наличными и по безналичному расчету, новых и бывших в употреблении товаров, в стационарной торговой сети и в пунктах мелкооптовой торговли и др.
Для проведения исследования рассчитывают и сопоставляют между собой объемы реализации товаров по отдельным видам товарооборота, темпам их роста и прироста, исследуют изменение их веса в общем объеме товарооборота.
Пятый этап сводится к проведению анализа объемов реализации товаров поквартально и помесячно, исследование ритмичности работы и сезонности реализации товаров и определение факторов, которые их обуславливают.
Для проведения анализа за отчетный период и в динамике рассчитывают показатели, которые характеризуют ритмичность реализации товаров: средний за отчетный период фактический товарооборот для товара ]-го наименования (Т^), среднеквадратическое отклонение ((7 р товарооборота товара _]-го наименования от его среднего объема за отчетный период и коэффициент вариации (V ^ товарооборота товара _]-го наименования в отчетном периоде:
п
X Т
Фч
T
i=1
фсР'
n
і
X (ТФЇ - ТфсрР )
І=1
n
о
2
О,
V, = 100% —^.
з т
фсрр
Среднеквадратическое отклонение определяет диапазон колебания реализации товаров, то есть минимальный и максимальный объем товарооборота предприятия в среднем за период исследования.
Коэффициент вариации оценивает равномерность реализации товаров на протяжении периода, который исследуется, то есть относительный (в %) размер отклонения объема товарооборота от среднего
размера. При этом, если коэффициент вариации V , равен нулю, то это говорит о стабильном товарообороте товара _]-го наименования в
отчетном периоде. Если V , = 1, то это показывает высокий уровень нестабильности товарооборота товара _]-го наименования в отчетном периоде.
Исследования названных показателей дает возможность установить степень равномерности продажи товара по месяцам и кварталам, выявить особенности торговли и спроса на товары, которые реализует предприятие. Чем выше значение имеют показатели, тем менее ритмичнее является процесс реализации товаров на данном предприятии.
Шестой этапом - анализа разно оптового товарооборота является изучение факторов, которые имели влияние в отчетном периоде на его объем и структуру. С этой целью дается количественная оценка влияния факторов внутреннего порядка (факторов, связанных с товарными ресурсами; с численностью работников, организацией и продуктивностью работы; с использованием основных способов) исследуется характер влияния факторов внешней среды (спрос потребителей на товары, предложение товаров на рынки, цены на товары, деятельность конкурентов на потребительском рынке, уровень жизни и реальные денежные доходы населения, которые обслуживаются, социально-демографические факторы и др.)
Количественная оценка влияния отдельных факторов проводится методом цепных подстановок и индексным методом на базе моделей связи факторов и объема товарооборота предприятия.
Завершается анализ товарооборота предприятия седьмым этапом и сводится к исследованию запаса финансовой прочности предприятия, в ходе которого определяется возможное падение товарооборота (в абсолютном и относительном измерении) к достижению критической таблицы «точки безубыточности деятельности».
Допустимая граница снижения объема товарооборота характеризует порог безопасности предприятия (ПБ ) и запас финансовой прочности (ЗФПто). Их значения рассчитываются по следующим форму-
ПБ = Т - TR,
то ф б/з ,
Тф
ЗФПто= -2-
б / з
где Тф - фактический объем товарооборота предприятием;
Тб/з - объем товарооборота, при котором обеспечивается безубыточная деятельность.
Чем большее значение имеют порог безопасности и запас финансовой прочности предприятия, тем лучше осуществляется процесс управления объемом, составом, динамикой, скоростью и структурой товарооборота с точки зрения обеспечения условий для его самоокупаемости и самофинансировании.
При этом, основная задача управления товарооборотом торгового предприятия сводится к стабилизации показателей безопасности и финансовой прочности относительно заданных пороговых их величин с минимальным значением соответственно 0 и 1. Наиболее подходящим способом решение этой задачи является построение нечетких алгоритмов регулирования показателей безопасности и финансовой прочности торгового предприятия. В этом случае на основе накопленного опыта поведения или на основе информации, получаемой от высококвалифицированных менеджеров и маркетологов, формируется продукционная модель изменения регулируемых параметров. Для этого регулируемым параметрам ПБ , ЗФП в соответствие ставятся лингвистические переменные «уровень безопасности предприятия» с нечеткими значениями «очень низкий», «низкий», «средний», «высокий», «очень высокий» и «величина запаса финансовой прочности» с нечеткими значениями «очень малая величина», «малая», «средняя», «большая» и «очень большая». Учитывая также пропорциональную зависимость регулируемых параметров от объема товарооборота и динамику его изменения во времени, данному показателю в соответствие ставится лингвистическая переменная «скорость изменения товарооборота» с нечеткими значениями «очень малая скорость», «небольшая», «средняя», «большая» и «очень большая скорость». При этом скорость V изменения товарооборота на заданном интервале времен 12-11 будет определяться согласно выражению:
V= ( Тф(^) - Тф(11))/ (12-11),
Где Тф^), Тф^) -соответственно товарообороты торгового предприятия в моменты времени 12 и 11.
Тогда для выбора управленческих мероприятий может использоваться нечеткий алгоритм регулирования, состоящий их продукций следующего содержание «если уровень безопасности является средним, но требуется иметь большой уровень, а скорость изменения товарооборота средняя, то в этом случае необходимо реализовать мероприятия, приводящие к высокой скорости увеличения товарооборота». Например, провести распродажу залежалого товара и завезти новый товар, пользующийся повышенным спросом. Совокупность таких продукций охватывающих весь допустимый диапазон изменения регулируемых параметров и будет определять нечеткий алгоритм регулирования данных товаров.
Литература:
1. Абрютина М.С. Экономический анализ торговой деятельности. - М.: Дело и Сервис, 2000.
2. Ромина А.Г., Лагойко В.В., Рыбаков В.М. Оптовая торговля/ Под ред. Роминой А.Г. - Минск: УП «ИВЦ Минфина», 2002.