Научная статья на тему 'Аналитическая поддержка планирования товарооборота ОАО «Универмаг «Центральный»'

Аналитическая поддержка планирования товарооборота ОАО «Универмаг «Центральный» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
359
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАНИРОВАНИЕ / АНАЛИЗ / ТОВАРООБОРОТ / ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ВЫПОЛНЕНИЕ ПЛАНА / МЕТОД СКОЛЬЗЯЩЕЙ СРЕДНЕЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наркевич Лариса Владимировна, Хроменкова Анастасия Николаевна

Приведено аналитическое обоснование товарооборота торговой организации в рамках его планирования. Был использован метод скользящей средней как широко известный способ сглаживания временного ряда, наиболее востребованный и эффективный в современных условиях функционирования исследуемойторговойорганизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYTICAL SUPPORT FOR PLANNING GOODS TURNOVER AT OAO «TSENTRALNY» DEPARTMENT STORE

The paper gives the analytical substantiation of goods turnover of a commercial organization as part of its planning procedure. The moving average method was used as a widely known method of smoothing time series data, and it is the most appropriate and effective method in current operating conditions of the commercial organization under study.

Текст научной работы на тему «Аналитическая поддержка планирования товарооборота ОАО «Универмаг «Центральный»»

УДК 338.2:339.142

Л. В. Наркевич, А. Н. Хроменкова

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПЛАНИРОВАНИЯ ТОВАРООБОРОТА ОАО «УНИВЕРМАГ «ЦЕНТРАЛЬНЫЙ»

UDC 338.2:339.142

L. V. Narkevich, A. N. Khromenkova

ANALYTICAL SUPPORT FOR PLANNING GOODS TURNOVER AT OAO «TSENTRALNY» DEPARTMENT STORE

Аннотация

Приведено аналитическое обоснование товарооборота торговой организации в рамках его планирования. Был использован метод скользящей средней как широко известный способ сглаживания временного ряда, наиболее востребованный и эффективный в современных условиях функционирования исследуемой торговой организации.

Ключевые слова:

планирование, анализ, товарооборот, торговая организация, выполнение плана, метод скользящей средней.

Abstract

The paper gives the analytical substantiation of goods turnover of a commercial organization as part of its planning procedure. The moving average method was used as a widely known method of smoothing time series data, and it is the most appropriate and effective method in current operating conditions of the commercial organization under study.

Key words:

planning, analysis, goods turnover, commercial organization, execution of plan, moving average method.

План товарооборота является одним из важнейших разделов стратегического и оперативного планирования торговой организации. Тщательное планирование товарооборота помогает предприятию предвидеть изменения внешней и внутренней среды и оперативно реагировать на них, а также быть готовым к форс-мажорным обстоятельствам. Для того чтобы план товарооборота содержал достаточно точные и реальные показатели, при его разработке следует учитывать определенные принципы.

Во-первых, планирование должно основываться на учете и анализе результатов предыдущей деятельности.

© Наркевич Л. В., Хроменкова А. Н., 2013

Во-вторых, план продажи должен быть реально осуществимым, так как является управленческим инструментом, основой для планирования и разработки товарной политики предприятия, основных показателей хозяйственной деятельности [1].

Планирование товарооборота может осуществляться в соответствии с двумя подходами. Согласно первому подходу руководство торгового предприятия определяет цели и задачи планирования и его плановые показатели. Затем эти показатели в более детализированном виде распределяют по структуре реализации и структурным подразделениям предприятия (филиалам, сек-

циям, отделам). Второй подход предполагает обратные действия, т. е. расчет показателей реализации проводится по структуре товарооборота и структурным подразделениям, а затем эти данные сводятся в единый план товарооборота предприятия.

На практике целесообразно использовать оба подхода, поскольку планирование является текущим и непрерывным процессом, требующим постоянной координации планов и их корректировки в ходе реализации.

Важное направление в процессе планирования - всесторонний анализ товарооборота универмага в предплановом периоде [2].

Объектом исследования выступает торговая организация ОАО «Универмаг «Центральный». Видами деятельности универмага являются: розничная и оптовая торговля; общественное питание;

На основании табл. 1 можно сделать вывод, что в 2005...2011 гг. наблюдалась положительная динамика в действующих ценах, чего нельзя сказать о динамике в сопоставимых ценах (в ценах 2005 г.); в 2011 г. цепной темп роста не достиг отметки в 100 % и составил 94,99 %.

На рис. 1 получена линейная линия тренда на основании данных о товарообороте в действующих ценах за 2005.2011 гг.

хранение и складирование; работа ломбарда; переделка швейных изделий.

По товарному ассортименту универмаг - это одно из немногих торговых предприятий в городе, где можно купить почти все товары отечественного производства, в том числе выпускаемые предприятиями г. Могилева и Могилев-ской области. По ценовому уровню они относятся к среднему уровню цен.

Анализ розничного товарооборота был начат с изучения его динамики в целом по предприятию, которую рассматривают не только в сравнении с данными прошлого года, но и с фактическими показателями за ряд лет. Была изучена динамика валового товарооборота предприятия без учета налогов за 2005.2011 гг. Аналитические данные по ОАО «Универмаг «Центральный» приведены в табл. 1.

Анализ динамики розничного товарооборота необходимо проводить не только за год, но и по месяцам и кварталам. Такой анализ позволяет установить, как ритмично развивается розничная реализация, как равномерно удовлетворяется спрос покупателей. Результаты расчетов внесены в табл. 2, из которой видно, что розничный товарооборот по месяцам внутри кварталов распределяется практически равномерно. Наиболее напряженными для предприятия в

Табл. 1. Динамика валового товарооборота за 2005.2011 гг.

Год Валовой товарооборот, млн р. Цепной темп роста товарооборота, % Базисный темп роста товарооборота, %

в действующих ценах в сопоставимых ценах в действующих ценах в сопоставимых ценах в действующих ценах в сопоставимых ценах

2005 16 957,10 16 957,10 - - - -

2006 19 898,50 18 424,54 117,35 108,65 117,35 108,65

2007 22 815,80 19 817,77 114,66 107,56 134,55 116,87

2008 32 381,70 25 090,72 141,93 126,61 190,96 147,97

2009 33 840,50 22 781,11 104,51 90,79 199,57 134,35

2010 48 351,88 26 210,50 142,88 115,05 285,14 154,57

2011 95 852,89 24 896,87 198,24 94,99 565,27 146,82

рассматриваемом временном интервале явились следующие месяцы: август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь. Равномерность развития товарооборота

объясняется влиянием факторов внешней среды, менталитетом населения и специализацией ассортимента реализуемых товаров.

Рис. 1. График исходных данных и линейной линии тренда

Анализ динамики розничного товарооборота необходимо проводить не только за год, но и по месяцам и кварталам. Такой анализ позволяет установить, как ритмично развивается розничная реализация, как равномерно удовлетворяется спрос покупателей. Результаты расчетов внесены в табл. 2, из которой видно, что розничный товарооборот по месяцам внутри кварталов распреде ляется практически равномерно. Наиболее напряженными для предприятия в рассматриваемом временном интервале явились следующие месяцы: август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь. Равномерность развития товарооборота объясняется влиянием факторов внешней среды, менталитетом населения и специализацией ассортимента реализуемых товаров.

Наблюдался рост товарооборота по всем кварталам, наибольший прирост отмечен в четвертом квартале в размере 19831,78 млн р. Повышенный спрос на товары анализируемой организации в

четвертом квартале (октябрь, ноябрь, декабрь) формируется в преддверии новогодних праздников.

Сезонность в торговле - сложное социально-экономическое явление. Она непрерывно модифицируется: смещаются периоды увеличения и уменьшения реализации, изменяется степень колеблемости сезонной волны (табл. 3).

Данные табл. 3 свидетельствуют о том, что валовой товарооборот по кварталам распределяется практически равномерно. Наибольший прирост его получен, в рассматриваемом интервале, в третьем (15550,90 млн р. или 122,80 %) и четвертом (19831,80 млн р. или 125,30 %) кварталах.

На основании табл. 4 можно сделать вывод, что в действующих ценах основная доля товарооборота приходилась на второе полугодие: в 2010 г. -59 % (26,20 + 32,73), а в 2011 г. -66,62 % (29,43 + 37,19); именно в третьем и четвертом кварталах наблюдалась положительная динамика.

Табл. 2. Анализ структуры товарооборота ОАО «Универмаг «Центральный» по месяцам за 2010.2011 гг.

Период Товарооборот Удельный вес, % Отклонение Темп изменения, %

2010 г. 2011 г. 2010 г. 2011 г.

Январь 3190,40 4457,10 6,60 4,65 1266,76 139,71

Февраль 3304,30 4312,60 6,83 4,50 1008,27 130,51

Март 3970,90 5064,80 8,21 5,28 1093,94 127,55

Итого за I квартал 10465,60 13834,60 21,64 14,43 3368,97 132,19

Апрель 3198,00 4771,40 6,61 4,98 1573,42 149,20

Май 3006,70 7120,40 6,22 7,43 4113,70 236,82

Июнь 3189,70 6266,50 6,60 6,54 3076,80 196,46

Итого за II квартал 9394,40 18158,30 19,43 18,94 8763,92 193,29

Июль 3609,30 7563,50 7,47 7,89 3954,15 209,55

Август 4832,30 10540,50 10,00 11,00 5708,25 218,13

Сентябрь 4220,70 10109,20 8,73 10,55 5888,46 239,51

Итого за III квартал 12662,30 28213,20 26,20 29,43 15550,86 222,81

Октябрь 4551,90 10984,40 9,42 11,46 6432,50 241,32

Ноябрь 4631,70 10406,90 9,58 10,86 5775,23 224,69

Декабрь 6639,40 14263,50 13,73 14,88 7624,05 214,83

Итого за IV квартал 15823,00 35654,80 32,73 37,19 19831,78 225,34

Всего за год 48345,30 95860,80 100,00 100,00 47515,53 198,28

Табл. 3. Ритмичность развития розничного товарооборота за 2010.2011 гг. в действующих ценах

В миллионах рублей

Период 2010 г. 2011 г. Отклонение Темп изменения, %

I квартал 10465,60 13834,60 3369,00 132,20

II квартал 9394,40 18158,30 8763,90 193,30

Первое полугодие 19860,00 31992,90 12132,90 161,10

III квартал 12662,30 28213,20 15550,90 222,80

IV квартал 15823,00 35654,80 19831,80 225,30

Второе полугодие 28485,30 63868,00 35382,60 224,20

Всего за год 48345,30 95860,80 47515,50 198,30

Табл. 4. Структурная динамика товарооборота ОАО «Универмаг «Центральный» по кварталам

Квартал Удельный вес 2010 г., % Удельный вес 2011 г., % Отклонение

Первый 21,64 14,43 -7,22

Второй 19,43 18,94 -0,49

Третий 26,20 29,43 3,24

Четвертый 32,73 37,19 4,46

Итого 100,00 100,00 -

Последующий анализ, предусматривающий изучение товарооборота по

В целом, по комплексу «Легпром» недовыполнение плана товарооборота составило 802,31 млн р. или 2,3 %.

По комплексу «Культбытхоз» процент выполнения плана составил 101,9 %, что соответствует увеличению товарооборота в размере 893,89 млн р.; по комплексу «Продовольственные товары» - 98,1 %, что соответствует снижению товарооборота в размере 278,18 млн р. Товарооборот по продкомплексу ЦУМ в 2011 г. составил 14362,98 млн р. и не достиг уровня планового задания на 278,18 млн р. или 1,9 %. Ресторан «Санта-Мария» практически выполнил плановый товарообо-

Фактический объем розничного товарооборота в отчетном году составил в сопоставимой оценке 46083,12 млн р., что

структурным подразделениям, комплексам, приведен в табл. 5.

рот. В целом, в 2011 г. наблюдалась положительная динамика роста товарооборота, а плановые показатели не были выполнены.

Уменьшение товарооборота в сопоставимых ценах объясняется действием ряда объективных факторов: конкуренция со стороны фирменной торговли, организованных рынков, предпринимателей без образования юридического лица; множество магазинов с похожим ассортиментным перечнем, расположенных в непосредственной близости, и др. (табл. 6).

структурным подразделениям В миллионах рублей

меньше объема 2010 г. на 2268,76 млн р. или на 4,69 %. Данная ситуация снижения физического объема товарооборота

Табл. 5. Анализ выполнения плана розничного товарооборота по структурным подразделениям ОАО «Универмаг «Центральный»

Комплекс Товарооборот 2010 г., млн р. Товарооборот 2011 г., млн р. Отклонение 2011 г.

План Факт Процент выполнения плана, % от плана от 2010 г.

Комплекс «Легпром» 16911,88 34882,98 34080,67 97,70 -802,31 17168,79

Комплекс «Культбытхоз» 24018,60 47046,65 47940,54 101,90 893,89 23921,94

Комплекс «Продтовары» 7384,94 14641,16 14362,98 98,10 -278,18 6978,04

Итого ОАО 48351,88 95757,13 95852,89 100,10 95,76 47501,01

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Табл. 6. Анализ динамики розничного товарооборота по ОАО «Универмаг «Центральный» за 2010.2011 гг.

Комплекс Товарооборот 2010 г., млн р. Товарооборот 2011 г., млн р. Отклонение в сопоставимых ценах

в действующих ценах в сопоставимых ценах

Комплекс «Легпром» 16911,88 34080,67 16384,94 -526,94

Комплекс «Культбытхоз» 24018,60 47940,54 23048,34 -970,27

Комплекс «Продтовары. Общепит» 7384,94 14362,98 6905,28 -479,66

Итого ОАО 48351,88 95852,89 46083,12 -2268,76

рассматривается как отрицательный момент в деятельности универмага.

Как было отмечено ранее, планирование - это одна из главных составляющих успеха универмага.

Важно правильно выбрать метод планирования, поскольку это влияет на точность исполнения плана. Выбор метода планирования зависит от следующих факторов: цели разработки плана; имеющихся данных, их точности и достоверности; периода, на который рассчитывается план; затрат, связанных с разработкой плана; наличия соответствующего программного обеспечения и вычислительной техники.

Существуют различные методы расчетов:

- опытно-статистический;

- экономико-статистический;

- экономико-математического моделирования;

- комплексной увязки основных показателей хозяйственной деятельности.

Наиболее распространены экономико-статистические методы. Они основаны на расчете разнообразных средних величин и их экстраполяции на планируемый период. Для определения объема товарооборота этим методом необходимо, чтобы товарооборот за анализируемый период был сопоставим, т. е. выражен в одних и тех же ценах и охватывал один и тот же состав торговой сети. На основании анализа сопоставимого товарооборота рассчитывается наиболее вероятный темп его изменения на предстоящий год. Иногда также применяется метод простой экстраполяции, но наиболее популярным является метод скользящей средней [3].

Установлено, что в методике планирования товарооборота в ОАО «Универмаг «Центральный» используется следующий подход: планируются уровни доходов от реализации, уровни расходов от реализации. Исходя из запланированного товарооборота рассматриваемых уровней прогнозируются основ-

ные результаты торговой деятельности организации: доходы, расходы, прибыль от реализации, рентабельность. Поэтому важным моментом является планирование товарооборота в общей системе расчетов прочих показателей. При этом работники планово-экономического отдела ОАО «Универмаг «Центральный» не учитывают динамику товарооборота, о чем свидетельствуют данные табл. 5. Выявленный недостаток может быть устранен в результате применения экономико-статистических методов планирования, в частности, метода скользящей средней.

К положительным моментам данного метода можно отнести его простоту и доступность. Однако метод имеет и свои недостатки, которые возникают при вычислении прогнозируемого значения. Самое последнее наблюдение имеет такую же значимость, как и предыдущее, т. е. присваиваются равные веса. Но во многих случаях последние данные могут сказать о том, что произойдет в ближайшем будущем, намного больше и точнее, чем предыдущие [4].

При планировании товарооборота с помощью скользящей средней использован товарооборот, рассчитанный в сопоставимых ценах (ценах 2005 г.) и представленный в стоимостном выражении в табл. 7. При нечетном шаге каждая вычисленная скользящая средняя соответствует реальному интервалу (моменту) времени, находящемуся в середине шага (интервала), а число сглаженных уровней меньше первоначального числа уровней на величину шага скользящей средней, уменьшенного на единицу.

Методика выравнивания показателей имеет вид:

к = (У1 + У2 + уэ) / 3; к2 = (у2 + У3 + У4) / 3; к3 = (У3 + У4 + У5) /3, (1)

где к1,2, 3 - значение простой скользящей средней в точках 1, 2, 3; У12,3 - значение

Используя скользящую среднюю, сначала находим среднюю для трех лет.

Прошлые годы:

к = (107,56 + 126,61 + + 90,79) / 3 = 108,32; к2 = (126,61 + 90,79 + + 115,05) / 3 = 110,82; к3 = (90,79 + 115,05 + 94,99) / 3 = 100,28.

Текущий год:

к4 = (115,05 + 94,99 + + 120,72) / 3 = 110,25.

Полученный выравненный ряд скользящих средних дает возможность определить среднегодовые изменения:

к5 = (108,32 + 110,82 + 100,28 + + 110,25) / 4 = 107,42.

Темп прироста товарооборота на планируемый год находим с помощью продолжения выравненного ряда на два шага вперед (через текущий год на планируемый):

Д = (107,42 - 108,32) / 4 = -0,025;

ТИ2013 = 120,72 + 2 • (-0,025) = 120,27.

исходной функции в точках 1, 2, 3.

Плановая сумма товарооборота рассчитывается умножением товарооборота за текущий год на рассчитанный темп:

Т2013 = 30055 • 120,27 / 100 = = 36147,15 млн р.

Таким образом, прогнозируемый товарооборот на планируемый год увеличится на 6092,15 млн р. и составит 36147,15 млн р. в сопоставимых ценах. В действующей оценке план товарооборота определен в размере 138 338,7 млн р.

Несмотря на возможность сглаживания показателей товарооборота при использовании этого метода планирования, следует иметь в виду, что они учитывают только тенденции изменения товарооборота в прошлом периоде и поэтому являются достаточно грубыми. Рассчитанные показатели необходимо корректировать на возможные изменения в товарообороте, которые произойдут под влиянием различных факторов в будущем году.

Задачей ОАО «Универмаг «Центральный» является как можно более полное удовлетворение спроса с помощью широкого и глубокого ассортимента современных высококачественных товаров на самый взыскательный вкус и

Табл. 7. Исходные данные для планирования товарооборота методом скользящей средней

Год Товарооборот в сопоставимых ценах, млн р. Цепной темп изменения, %

2006 18424,54 -

2007 19817,77 107,56

2008 25090,72 126,61

2009 22781,11 90,79

2010 26210,50 115,05

2011 24896,87 94,99

2012 30055,50 120,72

Прогноз 2013 36147,15 120,27

получение максимальной прибыли.

В настоящее время около 90 % товаров, считаемых ходовыми, можно купить в ОАО «Универмаг «Центральный». Большая часть ассортимента формируется белорусскими производителями.

При этом универмаг ориентируется на структуру обеспечения лояльности относительно покупателя, комплексной частью которого являются инструменты мерчандайзинга, а именно практикуется система сезонных скидок, проводятся «ночи распродаж», а также в рамках рекламных акций демонстрируются новые коллекции одежды и аксессуаров.

В структуре ОАО «Универмаг «Центральный» выделены следующие подразделения: коммерческий отдел, планово-экономический отдел, отдел организации торговли, отдел АСУ, которые занимаются прогнозированием и планированием товарооборота, его ассортиментной структуры, разрабатывают эффективные маркетинговые реше-

ния относительно продвижения товаров, а также ежегодный бизнес-план. Делается это согласно первому подходу: руководство определяет цели и задачи планирования и его плановые показатели; затем эти показатели в более детализированном виде распределяют по структуре реализации и структурным подразделениям универмага (филиалам, секциям, отделам).

Новые собственники ОАО «Универмаг «Центральный» во главе с генеральным директором Л. А. Шкаброно-вым акцентируют внимание на быстром обновлении ассортимента; ускорении оборачиваемости товаров в результате внедрения систем скидок, проведения ночных распродаж и различных рекламных акций; реорганизации секций; проведении тренингов для администрации и торгово-оперативных работников. Также была разработана система поощрения лучших работников и руководителей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Методы планирования объема продаж [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http : // www.ippnou.ru / print / 000511 /.

2. Прогнозирование объемов продаж продукции [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http : // www.sibe.ru / pr_doklad0316.aspx.

3. Характеристика методов планирования товарооборота [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http : // yhdgbfhjng.ru / ekonomika_firm / ekonomika_firm45.html.

4. Захарова, Ю. А. Торговый маркетинг: эффективная организация продаж : практ. пособие / Ю. А. Захарова. - М. : Дашков и К, 2011. - 136 с.

5. Невешкина, Е. В. Управление финансово-товарными потоками на предприятиях торговли : практ. пособие / Е. В. Невешкина. - М. : Дашков и К, 2011. - 192 с.

6. Экономика организаций торговли : учеб. пособие / Под ред. Р. П. Валевич, Г. А. Давыдовой. -Минск : БГЭУ, 2010. - 671 с.

Статья сдана в редакцию 2 апреля 2013 года

Лариса Владимировна Наркевич, канд. экон. наук, доц., Белорусско-Российский университет. Тел.: +375-222-31-06-00.

Анастасия Николаевна Хроменкова, студентка, Белорусско-Российский университет. Тел.: +375-222-31-06-00. E-mail: nastena_26@yahoo.com.

Larisa Vladimirovna Narkevich, PhD (Economics), Associate Professor, Belarusian-Russian University. Tel.: +375-222-31-06-00.

Anastasiya Nikolayevna Khromenkova, student, Belarusian-Russian University. Tel.: +375-222-31-06-00. E-mail: nastena_26@yahoo.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.