Научная статья на тему 'Экономический анализ физкультурно-спортивных сооружений: проблемы и направления развития'

Экономический анализ физкультурно-спортивных сооружений: проблемы и направления развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
283
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ СООРУЖЕНИЯ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ / КЛАССИФИКАЦИИ / КЛАССИФИКАЦИЯ СПОРТИВНЫХ СООРУЖЕНИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лавриненко А.Р.

Актуальной в настоящее время является проблема перехода к практике эффективного управления физкультурно-спортивными сооружениями, ориентированного на повышение эффективности бюджетных расходов в рассматриваемой сфере, а также решение принципиального вопроса о готовности физкультурно-спортивных сооружений к эффективному использованию в предпринимательской деятельности без привлечения бюджетного финансирования. В целях разработки комплекса аналитического обеспечения управления деятельностью физкультурно-спортивных сооружений необходимо разработать методику анализа эффективности использования спортивных сооружений в финансово-хозяйственной деятельности спортивных организаций. Правильное планирование и организация деятельности физкультурно-спортивных сооружений и проработка вопросов их эксплуатации позволит вывести ранее убыточные спортивные сооружения на самоокупаемость (или запланированный уровень прибыльности), а также избежать ситуации, когда спортивный комплекс уже введен в эксплуатацию, однако нет понимания, каким образом он может приносить прибыль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC ANALYSIS OF PHYSICAL-SPORTS FACILITIES: ISSUES AND DIRECTIONS OF DEVELOPMENT

The most relevant at the present time is the problem of transition to the practice of effective management of physical-sports facilities, aimed at increasing the efficiency of budget spending in this area, as well as the solution of fundamental questions about the readiness of physical-sports facilities for the effective use in business activities without the involvement of budget financing. In order to develop a set of analytical support for the management of physical-sports facilities need to develop a methodology for analyzing the effectiveness of the use of sports facilities in the financial-economic activities of sports organizations. Proper planning and organization of physical-sports facilities, and study the issues of their operation will bring the previously loss-making sports facilities to self-sufficiency (or planned level of profitability), and also avoids the situation where a sports complex has already been an was put into operation, but nope understanding how he can bring profits.

Текст научной работы на тему «Экономический анализ физкультурно-спортивных сооружений: проблемы и направления развития»

УДК 657.796.78:725.85+725.89(476)

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ СООРУЖЕНИЙ: ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

канд. экон. наук, доц. А.Р. ЛАВРИНЕНКО (Полоцкий государственный университет)

Актуальной в настоящее время является проблема перехода к практике эффективного управления физкультурно-спортивными сооружениями, ориентированного на повышение эффективности бюджетных расходов в рассматриваемой сфере, а также решение принципиального вопроса о готовности физкультурно-спортивных сооружений к эффективному использованию в предпринимательской деятельности без привлечения бюджетного финансирования. В целях разработки комплекса аналитического обеспечения управления деятельностью физкультурно-спортивных сооружений необходимо разработать методику анализа эффективности использования спортивных сооружений в финансово-хозяйственной деятельности спортивных организаций. Правильное планирование и организация деятельности физкультурно-спортивных сооружений и проработка вопросов их эксплуатации позволит вывести ранее убыточные спортивные сооружения на самоокупаемость (или запланированный уровень прибыльности), а также избежать ситуации, когда спортивный комплекс уже введен в эксплуатацию, однако нет понимания, каким образом он может приносить прибыль.

Введение. Удовлетворение потребностей населения в систематических занятиях физической культурой и спортом, его оздоровление, формирование физически развитых и здоровых граждан является приоритетным направлением программы социально-экономического развития Республики Беларусь. Одна из стратегически важных задач развития спортивно-оздоровительной инфраструктуры страны -строительство физкультурно-спортивных сооружений и оптимизация эксплуатации сети объектов спортивно-оздоровительного назначения, предоставляющих комплекс услуг физической культуры и спорта, с развитой инфраструктурой платных услуг населению.

В последние годы наметилась тенденция к стремительному росту рынка спортивных услуг: в республике функционируют: 238 стадионов, 41 спортивный манеж, 237 плавательных бассейнов, 6619 спортивных клубов, более 695 мини-бассейнов в детских дошкольных учреждениях, а также базы олимпийской подготовки «Стайки», «Раубичи», «Ратомка», дворцы спорта, теннисные корты, ледовые дворцы многофункционального назначения, более 10 тысяч открытых спортивных площадок и др. Возводимые спортивные сооружения отличаются современным архитектурным дизайном и многофункциональностью в соответствии с международными стандартами. Учитывая высокий показатель рентабельности и социальную значимость этого бизнеса, можно предположить, что он будет в перспективе интересен активным участникам рынка, в том числе крупным инвесторам.

Принимая во внимание значимость и актуальность развития спортивно-оздоровительной инфраструктуры страны, изучена экономическая литература, посвященная этому вопросу, что позволило сделать вывод о недостатке научных исследований экономических аспектов управления физкультурно-спортивными сооружениями. Отсутствие методик экономического анализа деятельности спортивных сооружений негативно сказывается:

- на стратегии развития спорта и построении модели спортивной индустрии страны;

- эффективности использования и целевой направленности бюджетных средств, выделяемых на развитие физической культуры и спорта;

- инвестиционной активности (в том числе иностранных инвесторов) в сфере строительства, реконструкции, модернизации спортивных сооружений и привлечения новых технологий;

- и как итог, на результативности физической подготовки спортсменов и качестве оказываемых физкультурно-оздоровительных услуг населению.

Это обусловливает необходимость обоснования методики оценки и выявления факторов эффективности эксплуатации и использования физкультурно-спортивных сооружений, позволяющей определить их загрузку и реальную потребность региона в объектах физической культуры и спорта.

Основная часть. Экономический анализ физкультурно-спортивных сооружений направлен прежде всего на выявление возможностей повышения эффективности управления спортивными сооружениями, ориентированных на обеспечение конкурентоспособности спортивного сектора экономики. Эффективность функционирования физкультурно-спортивных объектов в значительной мере определяется выбором аналитического обеспечения управления спортивными сооружениями и результативностью аналитической работы.

Анализ использования спортивных сооружений носит двойственный характер. Среди результатов их деятельности мы выделяем экономическую и спортивную составляющие, которые тесно взаимосвязаны и неразрывны. С одной стороны, сооружения являются экономическими объектами, так как входят в

состав непроизводственной сферы народного хозяйства. Экономическая составляющая предполагает коммерческое использование физкультурно-спортивных сооружений с целью извлечения прибыли. С другой стороны, их основная деятельность направлена на развитие физкультурно-спортивного движения. Спортивная составляющая нацелена на подготовку спортсменов и спортивного резерва, т.е. на социальный эффект, обеспечивающий повышение имиджа страны в мировом спортивном сообществе, высокую степень заинтересованности граждан в занятии физкультурой и спортом и укрепление физического здоровья нации.

Информационной базой анализа физкультурно-спортивных сооружений служат:

- первичные учетные документы: технические паспорта сооружений, журналы учета работы спортивных секций, клубов, групп, расписаний занятий, личные дела работников физической культуры и спорта, квитанции, приходные кассовые ордера, товарно-транспортные накладные, акты приемки-сдачи выполненных услуг и др.;

- учетная политика, данные регистров бухгалтерского учета и форм бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- формы государственной статистической отчетности: годовая форма 1-фк (Мшспорт) «Справаздача па фiзiчнай культуры i спорту (отчет по физической культуре и спорту)»; полугодовая форма 2-фк (Минспорт) «Отчет о финансово-хозяйственной деятельности организации физической культуры и спорта, получающей государственную поддержку»; годовая форма 1-вар (Мшспорт) «Справаздача вучылшча алiмпiйскага рэзерву (Отчет училища олимпийского резерва)»; годовая форма 1-свсу (Мшспорт) «Справаздача спецыятзаванай вучэбна-спартыунай установы (Отчет специализированного учебно-спортивного учреждения)»; форма 6-ун «Отчет об объеме платных услуг населению»; годовая форма 1-ун «Отчет об объеме платных услуг населению» и др.

В качестве объекта анализа выступает физкультурно-спортивное сооружение. Наиболее важными функциями, осуществляемыми физкультурно-спортивными сооружениями, являются:

- организация спортивно-оздоровительной работы среди населения;

- обеспечение учебно-тренировочного процесса спортсменов;

- проведение спортивных и физкультурно-массовых мероприятий;

- пропаганда и популяризация физической культуры и спорта.

Для мониторинга качественного состава, оценки эффективности использования объектов физической культуры и спорта следует учитывать назначение и особенности каждого их вида, так как методика анализа структуры, динамики, технического состояния и результатов деятельности физкультурно-спортивных сооружений зависит от таких факторов, как мощность, вместимость, возраст и интенсивность их эксплуатации. Принимая во внимание указанные особенности, необходимо обосновать и классифицировать физкультурно-спортивные сооружения как объект анализа.

Физкультурно-спортивные сооружения - это объекты, предназначенные для проведения занятий физической культурой и спортом [4]. Физическая культура определяется как составная часть общей культуры, сфера социально-культурной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, совершенствования его двигательной активности, направленная на укрепление его здоровья и способствующая гармоничному развитию личности. Спорт представляет социально-культурную деятельность, осуществляемую в форме соревнований и подготовки к участию в соревнованиях.

С технической (конструктивной) точки зрения физкультурно-спортивные сооружения представляют специально оборудованные инженерно-строительные объекты, располагающиеся самостоятельно или входящие в комплексные сооружения и предназначенные для проведения учебно-тренировочных, физкультурно-оздоровительных занятий, спортивных соревнований и других физкультурно-массовых мероприятий. Исследуемые объекты являются составляющей инфраструктуры отдельно взятого вида спорта и включают как действующие сооружения, так и находящиеся на реконструкции и капитальном ремонте, отвечающие правилам соревнований по видам спорта, имеющие паспорта или учетные карточки (плоскостные спортивные сооружения), зарегистрированные в установленном порядке.

Физкультурно-спортивные сооружения образуют единую систему, подразделяющуюся по функциональному назначению на шесть разделов:

1) обеспечивающие занятия по программам детских дошкольных учреждений и учебных заведений;

2) обеспечивающие занятия в процессе труда в режиме рабочего времени и послерабочего восстановления;

3) обеспечивающие подготовку к службе в Вооруженных Силах, процесс военной службы и поддержание физического уровня для выполнения специальных видов работ (гражданская авиация, монтаж оборудования, и т.п.);

4) обеспечивающие лечебно-профилактическую работу среди населения (ЛФК поликлиник, сооружения санаториев, домов отдыха, профилакториев);

5) обеспечивающие занятия физическими упражнениями в режиме отдыха;

6) обеспечивающие подготовку спортсменов высшего класса и проведение соревнований.

Физкультурно-спортивные сооружения могут быть государственными (республиканской или коммунальной собственности) и частными. К объектам, находящимся только в собственности государства, относятся капитальные сооружения для подготовки национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта, спортивного резерва, спортсменов высокого класса, создание (приобретение) которых осуществлялось полностью за счет средств республиканского, местных бюджетов и средств государственных юридических лиц [5].

В Беларуси большинство физкультурно-спортивных сооружений республиканской и коммунальной собственности находятся в хозяйственном ведении или оперативном управлении профессиональных спортивных организаций (специализированных учебно-спортивных учреждений, клубов) и числятся на балансе этих организаций. В соответствии с законодательством Республики Беларусь не допускаются ликвидация или перепрофилирование физкультурно-спортивного сооружения, находящегося в государственной собственности, без создания равнозначного ему сооружения в пределах данного населенного пункта [4]. Следовательно, результативность деятельности государственных спортивных объектов напрямую связана с эффективностью их использования, и в случае ухудшения финансового состояния, как правило, не следует процедура банкротства или ликвидации.

Спектр видов физкультурно-спортивных сооружений на территории республики широк: стадионы (спортивные арены); манежи (футбольные, легкоатлетические, конные); спортивные залы (специализированные и неспециализированные); приспособленные помещения для занятий физической культурой и спортом; спортивные трассы (легкоатлетические, лыжероллерные, горнолыжные); спортивные ядра (стандартные, нестандартные); спортивные сооружения с искусственным льдом; яхт-клубы; гребные базы и гребные каналы; лыжные базы, стрелковые тиры; плоскостные сооружения (мини-футбольные, баскетбольные, волейбольные, хоккейные коробки, теннисные корты и др.); поля для спортивных игр или занятий (футбольные, для хоккея на траве, для метаний); плавательные бассейны (стандартные, нестандартные, мини-бассейны) и другие физкультурно-спортивные сооружения. С целью унификации и достижения идентичности в применении наименований физкультурно -спортивных сооружений (помещений) Министерством спорта и туризма Республики Беларусь определены основные характеристики каждого их вида [6].

Наиболее полная классификация спортивных сооружений, позволяющая проанализировать материально-техническую базу, уровень ее оснащенности и пригодности для эффективного использования, представлена в таблице 1. Классификация регламентирует использование физкультурно-спортивных сооружений для определенных видов спортивной и физкультурно-оздоровительной работы, включая оказание платных услуг, в зависимости от параметров сооружений и их оснащенности.

Таблица 1

Классификация физкультурно-спортивных сооружений

Классификационный признак Виды физкультурно--спортивных сооружений

По месту расположения - в городской местности; - в сельской местности

По градостроительному признаку - общегородские; - межрайонные и районные; - микрорайонные

По назначению - учебно-тренировочные; - физкультурно-оздоровительные; - спортивно-демонстрационные (зрелищные)

В зависимости от периода эксплуатации - круглогодичного использования; - сезонного использования

По планировочной конструкции - крытые; - открытые

В зависимости от объемности конструкции - объемные; - плоскостные

По комплексности конструкции - отдельно стоящие; - комплексные; - встроенно-пристроенные

В зависимости от специализации - специализированные; - универсальные

По принадлежности - собственные; - арендованные

По фактическому использованию - действующие; - бездействующие; - находящиеся в запасе, на консервации

В зависимости от технического состояния - технически совершенные; - требующие реконструкции и модернизации; - технически устаревшие

Существенным признаком классификации, оказывающим влияние на порядок формирования доходов и финансирования расходов организации, является назначение физкультурно-спортивных сооружений:

1) для учебно-тренировочных занятий спортсменов (специализированных учебно-спортивных учреждений, клубов по видам спорта);

2) для физкультурно-оздоровительных занятий населения (оказания платных услуг населению).

Учебно-тренировочная деятельность специализированных спортивных организаций нацелена:

- на подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса и основывается на программах по видам спорта, утверждаемых Министерством спорта и туризма Республики Беларусь;

- на подготовку спортсменов (команд спортсменов) и представлению их на спортивных соревнованиях.

Спортивные организации, проводящие учебно-тренировочные сборы, обязаны своевременно определять спортивные сооружения и базы для проведения сборов, обеспечения их необходимым инвентарем и оборудованием. Перечень физкультурно-спортивных сооружений, соответствующих требованиям международного олимпийского комитета и спортивных федераций, которые могут использоваться для проведения учебно-тренировочных сборов, строго регламентирован Министерством спорта и туризма Республики Беларусь [7].

В случае если физкультурно-спортивные сооружения имеют зрительские места в виде трибун или отдельных рядов (в помещении - 500 и более; на открытом воздухе - 1500 и более) при обеспечении нормальной видимости и необходимых условий эвакуации, они относятся к спортивно-зрелищным [6].

Физкультурно-оздоровительная работа осуществляется на всех сооружениях, где занятия не требуют специальной подготовки и не представляют опасности для жизни и здоровья занимающихся. В этой связи помещения и залы для физкультурно-оздоровительных занятий могут размещаться в отдельно стоящих зданиях физкультурно-оздоровительного назначения; входить в составы зданий спортивного назначения; быть пристроенными и встроенными в здания другого назначения (в том числе и жилые). Отдельно в составе физкультурно-оздоровительных сооружений можно выделить детские спортивные сооружения и специализированные спортивные сооружения, обслуживающие инвалидов.

Работа с населением включает в себя занятия групп общефизической подготовки и платных групп спортивной направленности, организованные занятия воспитанников детских дошкольных учреждений, школьников, учащихся профессионально-технических училищ, средних специальных учебных заведений, студентов высших учебных заведений, индивидуальные платные занятия различными видами спорта.

Помимо приведенной выше классификации физкультурно-спортивные сооружения следует отнести к одной из пяти категорий, установленных Министерством спорта и туризма Республики Беларусь (табл. 2) [6].

Таблица 2

Классификация физкультурно-спортивных сооружений Республики Беларусь по категориям

Категория сооружения Назначение физкультурно-спортивного сооружения Время работы с населением* Виды физкультурно-спортивных сооружений

Высшая Учебно-тренировочная работа спортсменов высшей квалификации - членов национальных команд страны по видам спорта; проведение соревнований по международным правилам (чемпионаты мира, Европы, кубки мира, Европы, другие международные соревнования) 20 % Базы подготовки национальных команд, учебно-тренировочные базы республиканских центров олимпийской подготовки по видам спорта; стадионы, включающие в себя спортивные арены с футбольными полями, принятые соответствующими комиссиями представителей ФИФА и УЕФА и др.

Первая Учебно-тренировочная работа спортсменов высшей квалификации; проведение международных и республиканских соревнований в соответствии с правилами проведения соревнований 20 % Хоккейные коробки с искусственным льдом; спортивные залы универсального использования размером 42 х 24 х 8, с деревянным или синтетическим покрытием; все лыжные спортивные трамплины; все конькобежные дорожки и др.

Вторая Учебно-тренировочная работа спортсменов массовых разрядов; проведение национальных и региональных соревнований по видам спорта (чемпионаты и первенства страны, области, города) 40 % Специализированные ванны для водного поло; трассы спортивные: легкоатлетические, кроссовые, лыжные, для ориентирования, велосипедные; базы, в состав которых входит лыжный стадион и др.

Третья Массовые физкультурно-оздоровительные и спортивные занятия или массовые соревнования 60 % Все бассейны, независимо от размеров, не имеющие залов для сухого плавания; все лыжные базы; площадки спортивные, площадки для ручных игр и др.

Четвертая Физкультурно-оздоровительная работа 100 % Физкультурно-оздоровительные сооружения (помещения)

* - % от нормативного времени использования сооружения.

Все сверхнормативное время работы для учебно-тренировочных сооружений высшей и 1 - 3 категорий используется только для работы с населением. При возможности нормируемое время работы с населением изменяется в большую сторону.

Таким образом, любая организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении физкультурно-спортивные сооружения, в той или иной степени предполагает их вовлечение в хозяйственный кругооборот в целях извлечения прибыли. Нераспределенная прибыль от использования спортивных площадей может впоследствии направляться на финансирование спортивной деятельности, расходов по содержанию и эксплуатации спортивных сооружений, на формирование соответствующих фондов и резервов, на выплату дивидендов учредителям и пр.

Для оценки масштаба физкультурно -спортивных сооружений необходимо их ранжировать по степени убывания площади. Наиболее масштабной учетной единицей является спортивный комплекс, представляющий группу спортивных корпусов (возможно и вместе с открытыми плоскостными сооружениями), объединенных общностью территории. Спортивный корпус в свою очередь - это здание, в котором размещается один или несколько спортивных залов (в том числе катков с искусственным льдом, залов крытого бассейна и пр.) со вспомогательными помещениями. Отсюда следует, что все помещения спортивного корпуса подразделяются на основные и вспомогательные. Основные помещения предназначены для непосредственного проведения в них учебно-тренировочных, физкультурно-оздоровительных занятий или соревнований, а вспомогательные - для обслуживания занимающихся, зрителей, а также для обеспечения эксплуатации сооружения.

Основные помещения предназначены для размещения спортивных залов (манежей, катков, плавательных бассейнов). Залы, предназначенные для учебно-тренировочных занятий или соревнований по одному из видов спорта, являются специализированными. В большинстве случаев это сооружения тех видов спорта, которые требуют специфичных условий или оборудования, а также сооружения международного уровня. Универсальные спортивные залы предназначены для попеременных занятий, соревнований по различным видам спорта и могут сочетать занятия по спортивным играм попеременно с занятиями по боксу, борьбе или по спортивной гимнастике. При этом предусматривается их трансформация (смена оборудования) на секции с помощью подъемных, раздвижных и других разделительных устройств, размер каждой из которых позволяет самостоятельное проведение в них учебно-тренировочных занятий по видам спорта, требующим меньшей площади, чем площадь зала в целом. В составе основных помещений для обеспечения учебно-тренировочного процесса могут быть предусмотрены приспособленные помещения - нестандартные спортивные залы: для общей физической, индивидуальной силовой, акробатической, хореографической подготовки и других видов оздоровительной гимнастики.

Исследуя деятельность физкультурно -спортивных сооружений, следует отметить диверсификацию и многопрофильность оказываемых ими спортивных и физкультурно-оздоровительных услуг. В совершенстве физкультурно-спортивный комплекс стремится занять все рыночные ниши, для максимизации прибыли. Каждый вид услуг как процесс двигательной активности человека диктует определенную специфику организации спортивной зоны. Процедура функционального зонирования спортивного объекта заключается в расчете и верификации рационального использования пространства с учетом разделения функциональных потоков и потоков посетителей. В результате в сооружениях выделяются и размещаются отдельные зоны, предназначенные для различных обособленных видов деятельности, процессов или процедур. Основу зонирования составляет услуга с ее наиболее важными потребительскими свойствами. В этой связи физкультурно-спортивное сооружение представляется как территория, разделенная на определенные зоны (помещения) в соответствии с видами деятельности и физической нагрузки.

В целях анализа эффективности использования физкультурно-спортивного сооружения все зоны необходимо сегментировать по назначению следующим образом (рис. 1):

1) основные зоны - предназначены для непосредственного проведения в них учебно-тренировочных, физкультурно-оздоровительных занятий, спортивных, культурно-зрелищных и общественных мероприятий;

2) дополнительные зоны - включают сопутствующие услуги, не относящиеся к физкультурно-спортивной сфере (например, деятельность, связанная с реализацией спортивных товаров, относится к розничной торговле; деятельность, направленная на организацию питания посетителей, относится к общественному питанию);

3) вспомогательные (технические) зоны, необходимые для обслуживания занимающихся, посетителей, зрителей, а также для обеспечения эксплуатации физкультурно-спортивного сооружения.

Основные зоны Вспомогательные зоны Дополнительные зоны

- залы для групповых занятий; - тренажерная зона; - зона для занятий игровыми видами спорта; - учебно-тренировочная зона; - зона бассейна и другие - зона рецепции; - административно-управленческая зона; - помещения медицинского обслуживания; - зона раздевалок; - зона душевых кабин; - зона отдыха и другие - СПА; - сауна; - массажный кабинет; - косметический кабинет; - фитнес-бар; - солярий; - спортивный магазин и др.

Рис. 1. Сегментирование функциональных зон физкультурно-спортивного сооружения

На начальном этапе анализа важно правильно сгруппировать помещения физкультурно-спортивного сооружения. В составе помещений для физкультурно-оздоровительных занятий может предусматриваться медико-восстановительный центр, позволяющий использовать его населением на основе платных услуг. Следовательно, если в составе комплекса или клуба предусмотрен медицинский кабинет для оказания первой медицинской помощи спортсменам и занимающимся, то это вспомогательные помещения, если -медицинский центр, то дополнительные зоны, оказывающие сопутствующие платные услуги населению.

Для управления физкультурно-спортивными сооружениями важно привлечение значительных источников финансирования и создание эффективного финансового механизма учета и контроля за их использованием. Существенным признаком, оказывающим влияние на процесс формирования и использования финансовых ресурсов организации, является назначение использования физкультурно-спортивных сооружений:

- для учебно-тренировочных занятий спортсменов (спортивных мероприятий);

- для физкультурно-оздоровительных занятий населения (оказания платных услуг населению).

Характерной особенностью экономики современного спорта является его финансирование как государством, так и за счет частных инвесторов [13, с. 16]. Расходы спортивных организаций финансируются за счет трех основных источников:

- безвозмездной (спонсорской) помощи;

- сумм финансовой помощи из бюджета (бюджетное финансирование);

- средств, полученных от предпринимательской деятельности спортивной организации (от сдачи имущества в аренду, спортивного инвентаря в прокат, от реализации билетов (абонементов), от проведения рекламы и пр.)

К дополнительным источникам финансирования можно отнести средства, полученные от трансфертных сделок, от международных и иностранных спортивных организаций; суммы полученных займов и кредитов и пр. В общем виде механизм формирования доходов и расходов, связанных с эксплуатацией физкультурно-спортивных сооружений, представлен на рисунке 2.

Рис. 2. Схема функционирования и формирования результата финансово-хозяйственной деятельности

физкультурно-спортивных сооружений

Из рисунка 2 видно, что, обеспечивая эксплуатацию физкультурно-спортивных сооружений, организации поддерживают материально-техническую базу для проведения учебно-тренировочных занятий и предоставления платных физкультурно-оздоровительных услуг населению. При этом у них возникают соответствующие расходы на текущее содержание, ремонт, коммунальные платежи, оплату труда управленческого и обслуживающего персонала и т.д. Эти расходы могут дополняться затратами на проведение спортивных и иных мероприятий. При предоставлении платных услуг населению и организациям формируются доходы, которые вместе с бюджетным финансированием и спонсорской помощью образуют доходную базу сооружения. Результат финансово-хозяйственной деятельности формируется как сумма величины бюджетного финансирования, спонсорской помощи и доходов от предпринимательской деятельности, за минусом расходов по эксплуатации спортивных сооружений.

Безвозмездную (спонсорскую) помощь спортивным организациям вправе оказывать юридические лица и индивидуальные предприниматели Республики Беларусь в виде денежных средств, в том числе в

иностранной валюте, товаров (имущества), работ, услуг, имущественных прав, включая исключительные права на объекты интеллектуальной собственности в целях [3]:

- поддержки олимпийского и параолимпийского движений Беларуси, игровых видов спорта;

- проведения организациями физической культуры и спорта физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы, спортивных мероприятий и участия в них, в том числе подготовки, спортсменов (их команд);

- строительства и содержания физкультурно-спортивных сооружений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Совокупный размер безвозмездной помощи, предоставляемой государственными органами (государственными организациями) в течение календарного года, не может превышать одного процента от выручки, полученной ими за предшествующий год. Организации негосударственной формы собственности вправе оказывать спонсорскую помощь без ограничения ее размера.

Спонсорская помощь предоставляется безвозвратно на основе добровольности и свободы выбора ее целей. Требование предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи запрещается. Спортивные организации, принимающие спонсорскую помощь, ведут учет всех операций по ее использованию и представляют спонсорам отчет в произвольной форме о ее целевом использовании.

Средства, полученные спортивными организациями в виде спонсорской помощи и субсидий, могут быть направлены на развитие их инфраструктуры, включая строительство (реконструкцию, ремонт), содержание физкультурно-спортивных сооружений и коммуникаций к ним, оснащение их специализированным оборудованием. Расходование средств осуществляется строго по смете расходов с приложением расчетов по каждому их виду, утвержденной руководителями спортивных организаций по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами, оказывающими им поддержку. При этом предусмотренные сметой средства, полученные спортивными организациями безвозмездно, а также высвобождаемые за счет налоговых льгот, не могут быть использованы на цели, финансируемые за счет доходов от предпринимательской деятельности.

Средства, получаемые за счет спонсорской помощи и бюджетного финансирования, не могут решить все финансовые проблемы спортивных организаций, так как направляются в первую очередь на покрытие основных статей расходов, связанных с учебно-тренировочным процессом. Финансирование текущего ремонта физкультурно-спортивных сооружений, капитальных вложений (капитального ремонта, строительства и реконструкции) и другие расходы на развитие спортивной инфраструктуры, как правило, осуществляется, по остаточному принципу.

В Республике Беларусь большинство физкультурно-спортивных сооружений спортивных организаций в качестве основной цели своей деятельности имеют учебно-тренировочную работу и предоставление бесплатных спортивно-оздоровительных услуг, тем самым ориентированы на бюджетное и спонсорское финансирование, а не на получение дохода за счет предоставления платных услуг. Поэтому такие важные аспекты, как управление физкультурно-спортивными сооружениями, планирование объемов доходов от их использования, продвижение спортивных услуг, не рассматриваются, что приводит к необходимости дополнительного бюджетного финансирования расходов на содержание и эксплуатацию спортивных сооружений. Следовательно, дальнейшее функционирование спортивных сооружений без их бюджетного финансирования затруднительно при сложившейся практике управления и удовлетворения их потребности в финансовых ресурсах на текущую деятельность и цели развития. Образуется замкнутый круг - чем менее эффективно эксплуатируется спортивный объект, тем больших затрат он требует на содержание.

Ввиду невозможности покрытия из бюджетных источников всех финансовых потребностей спортивных сооружений очевидна необходимость целенаправленной деятельности по повышению эффективности бюджетных расходов в рассматриваемой сфере, а также решения принципиального вопроса о готовности физкультурно-спортивных сооружений к эффективному функционированию без привлечения бюджетного финансирования. Для сложившихся условий функционирования критерием эффективности деятельности спортивных сооружений является их способность обеспечить предоставление заданного объема профильных «бесплатных» услуг и необходимого объема услуг, предоставляемых на коммерческой основе.

Таким образом, в условиях недостатка или нестабильного поступления бюджетного финансирования и спонсорской помощи возрастает значимость вывода всех категорий физкультурно-спортивных сооружений на самоокупаемость: доходы, полученные от их использования в предпринимательской деятельности, должны окупать как минимум расходы на их содержание и эксплуатацию. Возникает необходимость в разработке со стороны органов государственной власти мероприятий, направленных на стимулирование спортивных организаций к развитию их предпринимательской деятельности, со стороны спортивных организаций планов развития, предусматривающих рост в общих доходах доли средств, полученных от предпринимательской деятельности.

Проанализировав действующую практику спортивных организаций, Д.А. Панков, С.Б. Репкин выделили шесть основных стадий процесса их деятельности: 1) финансирование; 2) снабжение; 3) тренировочный процесс; 4) собственно зрелище (игра, соревнование); 5) реализация (продажа) соревнования как особого товара и вида услуг; 6) формирование, распределение и перераспределение финансовых результатов [14, с. 31].

В дальнейшем авторы детализировали процесс кругооборота средств спортивной организации:

Деньги ^ Запасы. Тренировочный процесс ^ ^ Игры, зрелище, соревнования, их реализация ^ Приращенные деньги,

выделив следующие стоимостные процессы в спорте:

- зрелище (цены на билеты для зрителей);

- игроки, с которыми могут осуществляться сделки купли-продажи и по которым определяется трансфертная стоимость;

- права на трансляцию зрелищ (игр, соревнований) средствам массовой информации;

- реклама, размещаемая за плату на спортивной форме, а также на спортивных сооружениях.

При этом не учитывается возможность использования в хозяйственном кругообороте второго по значимости (после человеческого капитала - игроков) актива спортивной организации - физкультурно-спортивного сооружения. Спектр видов деятельности, позволяющих вовлекать спортивные сооружения в предпринимательскую деятельность с целью извлечения дохода, достаточно широк и зависит от таких факторов, как стратегия развития, форма собственности, профиль, сегмент рынка спортивной организации; вид, категория, мощность сооружения.

В соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 005-2006 «Виды экономической деятельности» деятельность спортивных организаций относится к секции «О» - «Предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг» по двум основным направлениям [10]:

1) раздел 92 «Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта», подраздел 926 «Деятельность в области спорта», подкласс 9261 «Деятельность спортивных объектов»;

2) раздел 93, подраздел 930 «Предоставление индивидуальных услуг», подкласс 9304 «Физкультурно-оздоровительная деятельность».

Помимо этого, физкультурно-спортивные сооружения (помещения) могут быть сданы внаем другим организациям для проведения спортивных, спортивно-зрелищных мероприятий, учебно-тренировочных сборов, выставок, концертов, конференций и т.д. (подраздел 702 «Сдача внаем собственного недвижимого имущества» ОКРБ 005-2006). Спортивным организациям разрешена также деятельность по организации азартных игр в помещениях спортивных сооружений (услуги тотализаторов, букмекерских контор, залов игровых автоматов; услуги игрового бизнеса; проведение лотерей, продажа лотерейных билетов и пр.).

Индивидуальные платные услуги физкультурно-оздоровительного характера ориентированы на доход в виде денежных поступлений от населения и организаций, оплачивающих посещение этих мероприятий своими работниками или учащимися. При этом «.. .под платными услугами населению понимается деятельность юридических лиц, их обособленных подразделений, предназначенная для удовлетворения личных потребностей граждан Республики Беларусь по их заказам» [9]. В объем платных услуг физической культуры и спорта включается сумма оплаты:

1) билетов на спортивные соревнования, праздники, спортивно-зрелищные мероприятия, календарные и матчевые встречи, проводимые в физкультурно-спортивных сооружениях; стоимость абонементов и разовых билетов на занятия физической культурой и спортом в учебных группах и командах по видам спорта, спортивных школах, клубах оздоровительной направленности, общей физической подготовки, здоровья, закаливания, плавания, оздоровительного бега и ходьбы, атлетической, ритмической и лечебной гимнастики, ходьбы на лыжах и т.п.;

2) обучения навыкам спорта и развития физических качеств, услуг по подготовке инструкторов физической культуры и спорта;

3) пользования спортивно-технологическим оборудованием, тренажерами, залами для игры в бильярд, боулинг;

4) посещения населением занятий по физической культуре и спорту, проводимых общеобразовательными учреждениями (кроме занятий, проводимых только для учащихся этих учреждений), высшими учебными заведениями и учреждениями, обеспечивающими получение профессионально-технического и среднего специального образования;

5) абонементов и разовых билетов посещения бассейнов, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений образования (кроме дошкольных и общеобразовательных учреждений);

6) посещения аквапарков; пользования лыжным спуском и подъемниками; услуг проводников и тренеров;

7) кратковременного пользования инвентарем, предметами спорта, формой и других услуг, предоставляемых физкультурно-спортивными сооружениями посетителям (бани, сауны, присмотр за детьми, приведение в порядок одежды, физиотерапевтические процедуры, массаж, водно-термические процедуры и т. п.).

Обобщим деятельность физкультурно-спортивных объектов - это часть сектора платных услуг, оказываемых населению и оплачиваемых (полностью или частично) населением, направленных на наиболее полное удовлетворение потребностей населения в широком спектре услуг физической культуры и спорта и обеспечение их доступности.

Однако на предпринимательскую деятельность спортивных организаций, клубов по видам спорта, специализированных спортивных баз, учебно-тренировочных центров, ДЮСШ, СДЮШОР накладывается одно значительное ограничение, связанное с тем обстоятельством, что спортивные сооружения могут использоваться для предоставления платных услуг только в свободное от учебно-тренировочных занятий время. Спортивные организации ограничены своей профильной спортивной деятельностью, пропускной способностью и уровнем загрузки физкультурно-спортивных сооружений. При этом деятельность по оказанию платных услуг является непрофильной и формируется не исходя из потребностей населения и спроса на физкультурно-оздоровительные услуги, а на основе возможностей дополнительного использования спортивных сооружений, помимо проведения учебно-тренировочных занятий. Поэтому среди успешных с предпринимательской точки зрения спортивных сооружений в Республике Беларусь встречаются в основном частные физкультурно-оздоровительные комплексы с выработанной концепцией предоставляемых услуг, наиболее полно учитывающей расположение и параметры спортивного сооружения. Комплекс услуг при этом включает не только спортивные, спортивно-зрелищные, физкультурно-оздоровительные, релаксационные услуги, но и сопутствующие им услуги ресторанов, гостиниц, аттракционов, косметических кабинетов и т.д. Деятельность этих организаций нацелена на извлечение прибыли и осуществляется по принципу самоокупаемости за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности.

Наиболее проблемным сегментом социальных объектов, для которого задачи вывода на самоокупаемость встают наиболее остро, являются физкультурно-спортивные сооружения дошкольных, общеобразовательных учреждений и площадок по месту жительства. Убыточная деятельность данного сегмента обусловлена отсутствием достаточных средств, необходимого опыта для соответствующего обслуживания современных спортивных сооружений, достижения их рентабельности, извлечения прибыли для получения дополнительных возможностей по развитию спортивных клубов по видам спорта, проведения различных оздоровительных мероприятий и т.д.

Заключение. Эффективность управления физкультурно-спортивными сооружениями в значительной мере определяется результативностью аналитической работы, в том числе выбором объектов и методик анализа. Объектом управления и анализа является спортивное сооружение определенного вида с разбивкой на составляющие его помещения, зоны и спортивные секции. Для определения вида физкультурно-спортивного сооружения необходимо применять предлагаемые классификации комплексно - по смешанному признаку. При этом данная комплексная классификация весьма подвижна и достаточно условна. Появляются новые виды спорта, которые в свою очередь требуют появления новых видов спортивных сооружений. Технический прогресс становится залогом постоянного качественного роста требований к физкультурно-спортивным сооружениям, благодаря чему изменяются габариты, виды трансформации, техническое оснащение и оборудование сооружений.

Исследование вопросов поддержания и развития сети объектов спорта в современных условиях должно опираться на принципы экономической целесообразности, оценки реального спроса и предложения на услуги и товары спорта. При разработке методики оценки эффективности деятельности физкультурно-спортивных сооружений необходимо учитывать такие особенности деятельности организаций физической культуры и спорта, как диверсификацию и многопрофильность оказываемых ими физкультурных услуг, пропускную способность физкультурно-спортивного сооружения, частоту и продолжительность оказания услуг. Помимо этого, оказываемые физкультурно-спортивные услуги носят индивидуальный характер, что диктует определенную специфику организации спортивной зоны. Поэтому в основу анализа должен быть положен процесс функционального зонирования спортивного объекта на основные, дополнительные и вспомогательные зоны, являющиеся носителями доходов, затрат, прибыли. Это позволяет оперативно на основании данных бухгалтерского учета формировать информационную базу с различной степенью детализации для анализа финансовых результатов и показателей рентабельности, характеризующих эффективность работы физкультурно-спортивного сооружения, доходность различных направлений и видов его деятельности, в целях оперативного управления ими.

Таким образом, в условиях отсутствия четко сформулированной стратегии развития спорта, ограниченности бюджетного финансирования, выделяемого на содержание и эксплуатацию физкультурно-спортивных сооружений, активного поиска новых источников дохода для покрытия этих расходов назрела необходимость создания системы управления спортивными сооружениями, которая возьмет на себя организационную и оперативную работу по их стратегическому развитию. Более перспективным решением, которое позволит значительно сократить социальный груз расходов республиканского и местных бюджетов, является активное использование физкультурно-спортивных сооружений в предпринимательской деятельности с сохранением его социальной составляющей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.И. Золотов [и др.]. - М.: Издат. центр «Академия», 2004. - 432 с.

2. О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи: Указ Президента Респ. Беларусь, 1 июля 2005 г. № 300: текст по состоянию на 20 янв. 2012 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2012.

3. О физической культуре и спорте: Закон Респ. Беларусь, 18 июня 1993 г., № 2445-XII: в ред. Закона Респ. Беларусь, 29 ноября 2003 г. № 251-З: текст по состоянию на 01 февр. 2012 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2012.

4. Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства: Закон Респ. Беларусь, 15 июля 2010 г., № 169-З: текст по состоянию на 01 февр. 2012 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. -Минск, 2012.

5. Об утверждении классификации физкультурно-спортивных сооружений Республики Беларусь; планово-расчетных показателей количества занимающихся и режимов эксплуатации физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений: приказ М-ва спорта и туризма Респ. Беларусь, 4 дек. 1997 г., № 1546: текст по состоянию на 20 янв. 2012 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. -Минск, 2012.

6. Об утверждении перечня спортивных сооружений, являющихся основными базами подготовки национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта: постановление М-ва спорта и туризма Респ. Беларусь, 11 янв. 2005 г., № 2: текст по состоянию на 01 февр. 2012 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2012.

7. Об утверждении форм государственной статистической отчетности 6-ун «Отчет об объеме платных услуг населению» и 1-ун «Отчет об объеме платных услуг населению» и указаний по их заполнению: постановление Нац. стат. комитета Респ. Беларусь, 1 нояб. 2011 г., № 291: текст по состоянию на 20 янв. 2012 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2012.

8. Об утверждении, введении в действие, изменении и отмене технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации и общегосударственного классификатора Республики Беларусь, ОКРБ 005-2006 «Виды экономической деятельности»: Постановление Гос. комитета по стандартизации Респ. Беларусь, 28 дек. 2006 г., № 65: текст по состоянию на 20 янв. 2012 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2012.

9. Панков, Д.А. Финансовый анализ и планирование деятельности спортивной организации: учеб. пособие / Д.А. Панков, С.Б. Репкин. - М.: Новое знание, 2005. - 208 с.

10. Панков, Д.А. Экономическая оценка человеческого капитала в спорте: учеб.-метод. пособие / Д.А. Панков, С.Б. Репкин. - Минск: Зорны Верасок, 2009. - 148 с.

Поступила 19.03.2012

ECONOMIC ANALYSIS OF PHYSICAL-SPORTS FACILITIES: ISSUES AND DIRECTIONS OF DEVELOPMENT

A. LA VRINENKO

The most relevant at the present time is the problem of transition to the practice of effective management of physical-sports facilities, aimed at increasing the efficiency of budget spending in this area, as well as the solution offundamental questions about the readiness of physical-sports facilities for the effective use in business activities without the involvement of budget financing. In order to develop a set of analytical support for the management ofphysical-sports facilities need to develop a methodology for analyzing the effectiveness of the use of sports facilities in the financial-economic activities of sports organizations. Proper planning and organization of physical-sports facilities, and study the issues of their operation will bring the previously loss-making sports facilities to self-sufficiency (or planned level of profitability), and also avoids the situation where a sports complex has already been an was put into operation, but nope understanding how he can bring profits.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.