«Помогают ли тебе занятия спортом и физической культурой в учебе?» более половины респондентов (60% юношей и 38% девушек) дали положительный ответ, треть респондентов (43%) придерживаются противоположного мнения.
Здоровье человеку не дается впрок, оно требует постоянных и упорных усилий, сознательной и целенаправленной здравотворческой деятельности.
Посильные физические упражнения необходимы абсолютно всем. Оздоровительный эффект занятий массовой физической культурой связан прежде всего с повышением аэробных возможностей организма, уровня общей выносливости и физической работоспособности.
Список литературы
1. Каримов И.А. «На пути духовного возрождения», 1998. Т. 433 с.
2. Кадыров Р.Х. Взаимосвязь школы и семьи как средство совершенствования физического воспитания детей: автореф. дис.... канд. пед. наук / Кадыров Р.Х.; Узб. ГИФК. Ташкент, 1994. 23 с.
ТИПЫ УСЛУГ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Калибаев Ж.Ш.
Калибаев Жанболат Шаисламович - преподаватель, кафедра физической культуры и спорта, Ташкентский государственный аграрный университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье рассматривается оказание спортивных услуг, возможно в рамках физкультурно-оздоровительных организаций, в современных экономических условиях. Проведен анализ различных типов физкультурно-спортивных организаций и услуг спортивных сооружений по различным основаниям. Ключевые слова: спортивная организация, структура спортивных сооружений, типология спортивных услуг.
В Узбекистане отлично понимают важность и значимость развития спорта для страны, поэтому за годы независимости Кабинет Министров Республики принял более десяти постановлений, которые направлены на дальнейшее развитие спортивного движения, с помощью строительства спортивных сооружений, создания новых обществ, выработки условий для перевода на профессиональную основу различных групп спортсменов. За последнее десятилетие в Узбекистане ускоренными темпами развиваются отдельные виды спорта, материально-техническая база которых улучшается с учетом мировых стандартов.
«Физическая культура» и «спорт» рассматриваются, во-первых, в социальном плане, как конкретная сфера жизни общества (сфера физической культуры и спорта), включающая в себя физкультурно-оздоровительную, учебно-тренировочную, соревновательную и другого рода деятельность, а также деятельность, их обеспечивающую (финансирование, право, управление, развитие материально -технической базы, коммуникация, научно-исследовательская работа, подготовка и переподготовка кадров).
Во-вторых, с экономической точки зрения, как отрасль непроизводственной сферы, вид общественно полезной деятельности по оказанию населению различного рода услуг. Физическая культура и спорт в настоящее время сформировались в самостоятельную отрасль народного хозяйства, основным продуктом которой явля-
ются социально-культурные услуги, предусматривающие организованные формы занятий физическими упражнениями и видами спорта с различными целями, а также деятельность по их обеспечению, подразумевающую содержание сети физкультурно-спортивных сооружений и организацию обслуживания их посетителей во время занятий, организацию и обеспечение спортивных соревнований и зрелищных мероприятий, профессиональную подготовку кадров, проведение научных исследований, торговлю, прокат и ремонт спортивных оборудования и инвентаря, услуги спортивного страхования.
Физкультурно -спортивные организации являются важнейшим субъектом рыночных отношений в отрасли физической культуры и спорта. Их продукт -физкультурно-спортивные услуги.
Виды физкультурно-спортивных услуг можно отнести:
1. Организованные формы занятий физическими упражнениями и спортом в виде урочных занятий, спортивных и оздоровиельных секций, спортивных команд и клубов.
2. Спортивные зрелища.
3. Разработка методик, методических комплексов физкультурно-оздоровительных занятий, программ физического воспитания и систем подготовки спортсменов.
Как государственные, так и частные физкультурно-спортивные организации, предоставляют значительный спектр услуг различным категориям потребителей. При этом разнообразие запросов потенциальных потребителей требует формирования эффективных и гибких механизмов организационного развития организаций, которые предоставляют такие услуги. Одной из серьезных проблем в деятельности учреждений, наряду с финансовыми и материальными сложностями, является сегодня неумение адекватно реагировать на потребности рынка в соответствующих услугах; многие организации еще не научились работать в жестких рыночных условиях [1]. Именно этим определяется необходимость развернутого рассмотрения видов и типов услуг, которые предоставляются физкультурно-спортивными организациями.
Мы считаем, что услуги в сфере физической культуры и спорта можно классифицировать по следующим признакам [2]:
1) по мотивации производителей физкультурно-спортивных услуг (развитие физкультуры и спорта среди молодежи, инвалидов и других категорий населения);
2) по мотивации потребителей услуг (коллективные занятия физической культурой и спортом, самостоятельные занятия, аренда бассейна для проведения соревнований);
3) по характеру удовлетворяемой потребности (ДЮСШ, футбольный матч);
4) по форме распределения общественных фондов (занятия в коммерческих спортивных центрах и занятия физкультурой в образовательных учреждениях);
5) по степени важности спортивных услуг (оздоровление с помощью разных видов массажа, бань и т.п.).
Группы услуг Виды услуг
I - связаны с активной спортивной деятельностью - спортивные услуги; - физкультурно-оздоровительные
II - пассивное участие в спортивном процессе - просмотр соревнований; - организация встреч, участие в спортивных событиях; - приобретение спортивного инвентаря
III - связаны с повышением качества жизни - консультативные услуги; - рекреационные; - спортивно-оздоровительные и т.п.
IV - связанные с содержанием спортивного инвентаря - сервисное обслуживание; - ремонт и т.п. деятельность.
V - сопутствующие услуги - создание комфортных условий для всех посетителей спортивных сооружений; - услуги спортивно-развлекательной направленности; - услуги общественного питания и т.п. услуги
VI - услуги юридическим лицам - создание благоприятных условий для развития бизнеса конкретных учреждений и организаций; - аренда спортивных сооружений; - рекламно-информационные услуги и т.п. услуги
Приведенная в статье классификация услуг, которые могут предоставлять потребителям физкультурно-спортивные организации, позволит более целенаправленно изучить рынок услуг и использовать эту информацию для совершенствования процесса управления соответствующими структурами. Эффективным и быстро реализуемым направлением развития рынка физкультурно -спортивных услуг могло бы стать повышение степени гибкости организационных структур для быстрого реагирования на изменение запросов со стороны различных категорий потребителей. В заключение необходимо отметить, что, по мнению специалистов, физкультурно-спортивный клуб как организационная структура наиболее адекватно отвечает складывающимся в Узбекистане рыночным отношениям.
Список литературы
1. Хорева Л.В. Сфера социальных услуг: формирование и направления регулирования: Монография. СПб: Издательство СПбГУЭФ, 2006. 200 с.
2. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. СПб: Лань, 2003. 160 с.