Научная статья на тему 'Экономический анализ финансового механизма конвертации дореформенных пенсионных прав'

Экономический анализ финансового механизма конвертации дореформенных пенсионных прав Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
130
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Биткина И.К.

В данной статье проводится анализ существующего механизма конвертации пенсионных прав. Выявлены основные недостатки, оказывающие негативное воздействие как на финансовую устойчивость пенсионной системы в целом, так и на уровень пенсионного обеспечения отдельного участника. Также рассматривается предлагаемый в настоящее время механизм валоризации. Предложены авторские рекомендации по оптимизации существующего финансового механизма, которые могут быть полезны при проведении валоризации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономический анализ финансового механизма конвертации дореформенных пенсионных прав»

Пенсионная система

экономическим анализ финансового механизма конвертации дореформенных пенсионных прав

И.К. БИТКИНА, Волгоградская академия государственной службы

С 1 января 2002 г. пенсионная система РФ, действующая до этого времени преимущественно как распределительная, была дополнена страховыми компонентами. Для осуществления данного процесса потребовалось провести ряд преобразований в финансовых механизмах ее функционирования. Исключением не стал и порядок исчисления и расчета трудовой пенсии по старости — проще говоря, пенсионная формула. В связи с этим одной из основных проблем осуществления данных преобразований являлся вопрос конвертации пенсионных прав тех пенсионеров, чья трудовая деятельность преимущественно либо полностью пришлась на так называемый дореформенный период. Очевидно, что указанные лица не смогли бы сформировать пенсионный капитал, необходимый для достойной пенсии, исключительно по новым правилам. Поэтому для данной категории был предложен так называемый механизм конвертации их пенсионных прав, учитывающий ряд особенностей старой, распределительной пенсионной системы. Но смог ли он решить свою основную задачу — обеспечение достойного уровня жизни после выхода на пенсию?

В настоящее время размер пенсии так называемых транзитных пенсионеров (т. е. имеющих дореформенный стаж) на 28 — 30 % ниже среднего уровня по стране, при этом у 31 % пенсионеров размер пенсии ниже уровня прожиточного минимума пенсионера (ПМП), а еще у 8 % величина пенсии превышает данный показатель всего на 10 Во многом это объясняется несовершенством предло-

1 Получено и рассчитано автором исходя из служебной информации, полученной в ходе прохождения стажировки в отделении Пенсионного фонда РФ.

женной в конце 2001 г. формулы — ряд величин, используемых в ней, вызывает сомнения, фактически не совпадает с реальными данными и приводит к неадекватной оценке дореформенных пенсионных прав различных категорий пенсионеров.

Для устранения ряда недостатков реформы 2002 г. в октябре 2008 г. Правительством РФ был предложен вариант оптимизации действующей пенсионной системы. Планируется, что он войдет в так называемую Концепцию 2020 (далее — Концепция). Согласно данному варианту с 1 января 2010 г. произойдет валоризация — увеличение денежной оценки пенсионных прав, приобретенных до 1 января 2002 г. Данный механизм предусматривает увеличение размера пенсии на 1 % за каждый год стажа, проработанный до 1991 г., и на 10 % за период работы с 1991 по 2002 г.2. Финансирование указанного мероприятия будет производиться за счет средств федерального бюджета. Но сможет ли валоризация решить проблемы, существующие в настоящее время при определении размера и индексации пенсии транзитных пенсионеров?

К сожалению, в настоящее время отсутствуют данные о размере дореформенной части трудовой пенсии по старости застрахованных лиц, которые необходимы для проведения валоризации, так как она будет происходить с учетом пенсионных прав каждого пенсионера, сформированных на 01.01.2002. Отсюда можно сделать вывод о сложности и даже невозможности определения в текущих условиях корректной базы исчисления валоризации. Данный факт в настоящее время приводит к

2 См. сайт Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

Среднемесячный заработок будущего пенсионера. Он учитывается за 2000 -2001 гг. или за любые 60 мес. подряд*

/

Среднемесячная заработная плата

в стране в период, за который учитывается заработок конкретного человека*

х

Среднемесячная заработная плата в стране за третий квартал 2001 г. -1 671 руб.

X

Стажевый коэффициент. При

наличии 25 лет стажа у мужчин и 20 лет у женщин он равен 0,55. Если человек отработал больше этой нормы, за каждый год коэффициент увеличивается на 0,01, но предельная величина повышения не может быть больше 0,2

(

Расчетный размер трудовой пенсии. Определяется для мужчин, имеющих трудовой стаж не менее 25 лет, и для женщин имеющих стаж не менее 20 лет

Базовая часть пенсии — 450 руб. Фиксированная сумма, которая определяется законом. Для формулы берется именно эта сумма - она устанавливалась на 1 января 2002 г.

)

х

Т - ожидаемый период выплаты пенсии по старости. Устанавливается законом. В 2008 г. он составляет 180 мес.

Первоначальный пенсионный капитал. Установлен для всех граждан, отработавших на 1 января 2002 г. хотя бы один день, за который уплачены взносы.

(

т

X

Коэффициенты индексации: 1,307 х 1,177 X 1,114X1,1271 х х 1,062 х 1,0975

Сумма страховых взносов

+

Расчетный пенсионный капитал

) /

Т - 180 мес.

Базовая часть — 1 794 руб. В этой части формулы берется сумма в 1 794 руб. -установленная с 1 августа 2008 г.

/ - разделить; X - умножить; + - сложить; — - вычесть; - равно Рис. 1. Схема расчета трудовой пенсии по старости3

* Примечание: Соотношение среднемесячного заработка пенсионера и средней заработной платы в стране в этот период не может превышать 1,2.

тому, что и в официальных сообщениях отсутствует ясность по поводу величины данной базы: то ли она будет браться исходя из всего размера пенсионных прав, сформированных на момент реформы без вычета базовой части, то ли, напротив, — базовая часть будет вычтена из размера дореформенных пенсионных прав; более того, в ряде сообщений приводилась формула валоризации, учитывающая всю страховую часть, т. е. с учетом послереформенных страховых прав. Если валоризация будет происходить по последнему варианту, будет нарушен сам ее принцип — как денежного пересчета пенсионных прав лиц,

3 Получено автором на основании данных федерального законодательства РФ, а также иных нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы исчисления пенсии.

заработанных до начала реформы. Предлагаемый механизм валоризации не устраняет существующих недостатков конвертации пенсионных прав, а именно, неадекватную оценку пенсионных прав различных категорий пенсионеров. Следовательно, это приведет к дальнейшему увеличению разрыва в уровне жизни пенсионеров. До сих пор не определен контингент валоризации: так, в сам момент представления Концепции говорилось о том, что валоризация рассчитана для лиц, вышедших на пенсию до 2002 г.; в последующих же сообщениях говорилось обо всех лицах, имеющих дореформенный стаж, — в дальнейшем даже в официальных кругах мнения разделились. К недостаткам разработанного механизма валоризации можно отнести и то, что он предусматривает разовое увеличение пенсии, т. е. отсутствует определенный экономический механизм ее увеличения в дальнейшем. В связи с этим необходимо провести экономический анализ финансового механизма конвертации дореформенных пенсионных прав.

В ходе исследования автором было обнаружено, что существующий механизм конвертации пенсионных прав и формула расчета дореформенной части пенсии имеют ряд недостатков. В настоящее время оценка пенсионных прав по состоянию на 1 января 2002 г. осуществляется согласно п. 1 ст. 30 Федерального закона № 173-Ф3. На рисунке представлена схема расчета трудовой пенсии по старости для лиц, имеющих трудовой стаж до 1 января 2002 г.

Как видно из представленной схемы, страховая часть пенсии, заработанная до начала пенсионной

реформы 2002 г. (далее — дореформенная часть пенсии), рассчитывается с учетом индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП), который складывается из двух сомножителей.

Первый сомножитель, стажевый коэффициент (СК), учитывает трудовой стаж и устанавливается для минимально необходимого стажа на уровне 0,554. За каждый год, проработанный сверх этого стажа, прибавляется по 0,01, но так чтобы в сумме стажевый коэффициент получился не более 0,755.

Второй сомножитель — зарплатный коэффициент (ЗР/ЗП) — учитывает отношение среднего заработка конкретного пенсионера (ЗР) за период

2000 — 2001 гг. либо за любые 60 мес. его трудовой деятельности подряд к средней заработной плате по стране (ЗП) за этот же период времени6. Данный коэффициент в общем случае не может превышать 1,27.

Чтобы получить расчетный размер пенсии, необходимо ИКП умножить на среднюю заработную плату по стране за третий квартал 2001 г. — 1 671 руб8. В то же время, по данным Росстата среднемесячная заработная плата в РФ в этот период времени составляла 3 383 руб.9. Как видно, данные величины не совпадают.

Отношение среднего размера пенсии за 2001 г. (1 023,5 руб.) к средней заработанной плате за

2001 г., по данным Росстата (3 383 руб.) составляет 31 %, а к средней заработной плате, применяемой в механизме конвертации пенсионных прав (1 671 руб.) — 61,25 %. Такого коэффициента замещения никогда не было в России10.

В итоге это может привести к тому, что для одних пенсионеров — тех, кто берет для расчета данные за 60 мес. подряд (в среднем 32 % пенсионеров)11, будет происходить занижение размера дореформенной пенсии, по сравнению с теми пенсионерами, которые будут брать для расчета коэффициента по заработной плате данные за 2000 — 2001 гг. Например, среднее значение зарплатного коэффициента без ограни-

4 20 лет для женщин и 25 — для мужчин соответственно.

5 Для стажа в 40 лет для женщин и 45 — для мужчин соответственно

6 По выбору пенсионера.

7 Для ряда категорий пенсионеров может быть установлен повышенный коэффициент (например, для жителей Крайнего Севера).

8 См. Методику расчета трудовой пенсии по старости.

9 По данным Росстата.

10 Получено автором исходя из анализа динамики средней пенсии и средней заработной платы в РФ.

11 Получено и рассчитано автором исходя из служебной

информации Пенсионного фонда РФ.

чений для выбравших период с 2000 по 2001 г. (68 % пенсионеров) составило 2,849, а у 84 % пенсионеров он брался в максимально возможном размере (1,2). Если в учет принимать заработную плату по данным Росстата, то средний зарплатный коэффициент составлял бы 1,16512. Другими словами, произошло искусственное завышение пенсионных прав и, как следствие, необоснованное увеличение выплат из Пенсионного фонда РФ (ПФР), которое в относительном размере составляет 21 % от общей суммы выплачиваемой страховой части13. Все это указывает на то, что среднемесячную величину заработной платы, по которой рассчитывается дореформенная пенсия, необходимо изменить, так как она взята неверно и приводит к неравным условиям ее исчисления для различных категорий пенсионеров.

Теперь рассмотрим, как же определяется расчетный пенсионный капитал (РПК). Как видно из представленного механизма, он получается путем вычитания из суммы расчетного размера пенсии 450 руб. и умножения указанной разницы на ожидаемый период выплаты пенсии14. Рассмотрим величину в 450 руб. более подробно.

Базовая пенсия гарантирована пенсионеру после выхода на пенсию и равна фиксированной величине, состоящей из 450 руб. и суммы, на которую увеличивается базовая часть пенсии после 01.01.2002 до момента выхода на пенсию.

Итак, пусть:

а — дореформенная часть трудовой пенсии по старости до 01.01.2002;

х — базовая часть трудовой пенсии на 01.01.2002;

у — сумма, на которую увеличивается базовая часть трудовой пенсии по старости с 01.01.2002 до момента выхода на пенсию пенсионера;

Ь — страховая часть трудовой пенсии после 01.01.2002;

П — размер трудовой пенсии по старости;

П = БЧ + СЧ + НЧ15, где БЧ — базовая часть трудовой пенсии по старости;

СЧ — страховая часть трудовой пенсии по старости;

НЧ — накопительная часть трудовой пенсии по старости.

СЧ = а + Ь;

БЧ = х + у;

П = а — х + х — у + Ь = а + у + Ь.

12 Получено и рассчитано автором.

13 Рассчитано автором.

14 См. Методику расчета трудовой пенсии по старости.

15 См. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ».

Из формулы видно, что базовая часть (х + у), которая гарантирована каждому пенсионеру при выходе на пенсию при наличии не менее 5 лет страхового стажа, уменьшается для пенсионеров, имеющих стаж до 01.01.2002. Так как базовая часть равна фиксированной величине, то 450 руб. для таких пенсионеров берется из суммы пенсии, заработанной до 2002 г. Следовательно, пенсионеры, чья трудовая деятельность начнется с 01.01.2002., получат от государства всю сумму базовой части трудовой пенсии (х+у), а пенсионеры, работающие до 01.01.2002., 450 руб. заработали для себя сами, так как именно на эту сумму искусственно уменьшается базовая часть их трудовой пенсии по старости.

В результате анализа применяемой формулы становится ясно, что теоретическим негативным последствием применения 450 руб. при расчете может стать отрицательное значение величины пенсионного капитала. Как правило, такое могло бы произойти при величине зарплатного коэффициента 0,5. Для того чтобы не получить отрицательное значение пенсионного капитала, введена фиксация расчетного капитала на уровне 660 руб. при полном стаже. Следовательно, не важно, составляет ли зарплатный коэффициент конкретного пенсионера 0,7; 0,5 или 0,4 — расчетный размер пенсии все равно будет составлять 660 руб.16. Другими словами, тут уже нарушены принципы распределительной пенсионной системы, и это может привести к необоснованному завышению выплат из ПФР.

К негативным моментам существующей методики можно отнести и то, что в настоящее время ведется статистический учет совокупной страховой части пенсии, без выделения в ней дореформенного размера. Другими словами, данная часть пенсии в большей степени имеет условно-расчетный характер. Это может привести к практическим сложностям осуществления валоризации, так как для каждого пенсионера будет необходимо выделить именно дореформенную часть пенсии.

Для устранения существующих недостатков автор предлагает внести следующие изменения в механизм оценки дореформенных пенсионных прав.

Во-первых, для оптимизации дальнейшего механизма валоризации предлагается отделить дореформенную часть пенсии от страховой, заработанной после реформы, в отдельную, самостоятельную часть пенсии. Исходя из этого, формула расчета трудовой пенсии по старости будет иметь следующий вид:

16 Согласно существующей в РФ методике.

П = БЧ+ДЧ + СЧ + НЧ, где П — размер трудовой пенсии по старости;

БЧ — базовая часть трудовой пенсии по старости;

ДЧ — дореформенная часть трудовой пенсии по старости на 01.01.2002;

СЧ — страховая часть трудовой пенсии по старости с 01.01.2002;

НЧ — накопительная часть трудовой пенсии по старости.

Величину дореформенной части пенсии по старости автор предлагает рассчитывать следующим образом:

ДЧ = Ке • СК• ЗР/ ЗП • СП• кинф, где ДЧ — дореформенная часть трудовой пенсии по старости;

Ке — коэффициент выравнивания;

СК — стажевый коэффициент, который составляет 0,55 (при стаже 20 лет для женщин и 25 — для мужчин) и повышается на 0,01 за каждый год трудового стажа, но не более чем на 0,2;

ЗР/ ЗП — зарплатный коэффициент за 60 мес. подряд (предельный размер — 1,2);

СП — средний размер назначенной пенсии в РФ за 2001 г., по данным Росстата и ПФР, равный 1023,5 руб.;

Кинф — коэффициент инфляции.

В данной формуле вместо спорной величины среднего заработка вводится значение средней пенсии (СП) за 2001 г. (1 023,5 руб.); данное значение одинаково и по данным Росстата, и по сведениям ПФР. В данной формуле отсутствует базовая часть пенсии, введенная после 1 января 2002 г., поэтому уменьшения прав, заработанных до начала реформы, не происходит. Зарплатный коэффициент должен рассчитываться исходя из данных за 60 мес. подряд, а не за два последних года перед реформой.

Принципиальным отличием предлагаемой формулы является наличие в ней коэффициента выравнивания (Кв), который поможет в дальнейшем поддерживать благосостояние тех пенсионеров, у которых основная трудовая деятельность проходила в большей степени до пенсионной реформы.

Определим текущий размер коэффициента выравнивания. Для этого рассчитаем размер дореформенной части пенсии по существующей и предлагаемой методике без учета данного показателя (табл. 1).

Исходя из максимально возможного размера заработной платы и различных стажевых коэффициентов, средний коэффициент выравнивания бу-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: составлено и рассчитано автором.

Таблица 2

Анализ существующего финансового механизма конвертации дореформенных пенсионных прав и предложенной авторской методики расчета

Таблица 1

Определение размера коэффициента выравнивания

Стажевый коэффициент Зарплатный коэффициент Дореформенная часть пенсии, согласно формуле по Федеральному закону № 173-Ф3, руб. Дореформенная часть пенсии, согласно предлагаемой формуле, руб. Соотношение существующей и предлагаемой дореформенной пенсии (коэффициент выравнивания)

0,75 1,2 2 371,28 2 072,59 1,14

0,7 1,2 2 145,69 1 934,42 1,11

0,65 1,2 1 920,11 1 796,24 1,07

0,6 1,2 1 694,52 1 658,07 1,02

0,55 1,2 1 468,94 1 519,90 0,97

Критерии для сравнения Существующий финансовый механизм конвертации дореформенных пенсионных прав Предложенный авторский вариант

Формула ДЧ = [СКX ЗР/ЗПX 1 671) -450] х Кинф, ДЧ = Кв X СК X ЗР/ЗП X СП X Кинф

Автономность дореформенной части пенсии Носит условно-расчетный характер; является частью страховой пенсии. В дальнейшем создаст сложности при осуществлении валоризации Имеет самостоятельный характер, т. к. выделена из страховой части пенсии в отдельную составляющую трудовой пенсии по старости

Учет заработка За 60 мес. подряд, или за 24 мес. (период с 2000 по 2001 г.) Только за 60 мес. подряд в целях избегания неэквивалентной оценки пенсионных прав

Возможность неэквивалентной оценки пенсионных прав различных категорий граждан Возможно искусственное завышение пенсионных прав пенсионеров, выбравших период для определения зарплатного коэффициента с 2000 по 2001 г. из-за наличия в формуле некорректной величины средней заработной платы за третий квартал 2001 г. Отсутствует, так как данная величина исключается из формулы; вместо нее вводится величина средней пенсии по состоянию на 2001 г.

Временная сопоставимость Нарушена, так как в формулу вводится величина базовой части пенсии, появившаяся в российской практике только после 1 января 2002 г. Все величины для определения первичного пенсионного капитала (без учета индексации) относятся к дореформенному периоду

Механизм индексации Только по коэффициенту инфляции По коэффициенту инфляции и по коэффициенту выравнивания

Источник: составлено автором.

дет равен 1,06. В результате роста средней заработной платы дореформенная часть в будущем будет отставать от страховой части, заработанной после 01.01.2002. Именно коэффициент выравнивания, путем законодательного изменения его величины, поможет в будущем увеличивать дореформенную часть пенсии не только по коэффициенту инфляции.

Итак, сравним существующий и предложенный в ходе исследования механизм конвертации пенсионных прав (табл. 2).

В результате применения данной методики произойдет среднее увеличение пенсии на 10 %17; тем самым повысится уровень жизни пенсионеров, что, несомненно, является главной целью проводимой пенсионной реформы.

Список литературы

1. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ // КонсультантПлюс. Законодательство. ВерсияПроф [Электронный ресурс] / АО «Консультант Плюс». М., 2001.

2. Проект Бюджетной стратегии РФ на период до 2023 года // Министерство финансов РФ, 2008. 73 с. URL:http://www1.minfm.ru/ru/.

3. Сайт Министерства здравоохранения и социального развития РФ: URL:http://www. minzdravsoc.ru/.

4. Сайт Министерства финансов РФ: URL:http: // www1.minfin.ru/ru/.

5. Сайт Росстата: URL:http://www.gks.ru.

17 Рассчитано автором.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.