Научная статья на тему 'Экономический анализ экспорта образовательных услуг'

Экономический анализ экспорта образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
621
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ / ЭКСПОРТ / ЭКОНОМИКА / ОБРАЗОВАНИЕ / УСЛУГА / РЕЗУЛЬТАТ / ПРАКТИКА / РАЗВИТИЕ / ФОРМА / ПРОДУКТИВНОСТЬ / ИНСТРУМЕНТ / ГОСУДАРСТВО / ИНТЕГРАЦИЯ / ПРОСТРАНСТВО / РАСШИРЕНИЕ / ВОЗМОЖНОСТИ / ФИНАНСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рисин И.Е.

В статье позиционированы результаты компаративного анализа современной зарубежной и российской практики государственного содействия развитию экспорта образовательных услуг. Он позволил выявить и содержательно охарактеризовать продуктивные формы и инструменты, посредством которых государственные органы инициируют и стимулируют процессы интеграции вузов в международное образовательное пространство, расширяют возможности их финансирования со стороны зарубежных потребителей образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономический анализ экспорта образовательных услуг»

Проблемы образования

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭКСПОРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

И.Е. РИСИН,

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой региональной экономики

и территориального управления Воронежский государственный университет

Ключевые слова: анализ, экспорт, экономика, образование, услуга, результат, практика, развитие, форма, продуктивность, инструмент, государство, интеграция, пространство, расширение, возможности, финансы,

В статье позиционированы результаты компаративного анализа современной зарубежной и российской практики государственного содействия развитию экспорта образовательных услуг. Он позволил выявить и содержательно охарактеризовать продуктивные формы и инструменты, посредством которых государственные органы инициируют и стимулируют процессы интеграции вузов в международное образовательное пространство, расширяют возможности их финансирования со стороны зарубежных потребителей образовательных услуг.

Надобность в активизации государственного содействия процессам развития экспорта образовательных услуг российских вузов обусловливает потребность в обосновании его эффективных форм и методов.

Определенную роль в решении такой задачи способен сыграть анализ современного зарубежного опыта. Цель его проведения — выявление основных подходов к организации государственного регулирования международного инвестиционного сотрудничества в сфере образования и инструментов его осуществления.

Обратимся прежде всего к опыту развитых англоязычных стран, таких как США, Великобритания, Австралия. Эти страны имеют динамично развивающуюся систему реализации международных образовательных программ, ставшую фактически одной из наиболее рентабельных видов экспортной деятельности. Кроме того, они, как и Россия, идут

по пути увеличения доли внебюджетной составляющей в структуре финансирования высшей школы.

США, являясь одним из традиционных лидеров в области международного образования, оказывают существенное влияние на развитие международного образования в других, прежде всего англоязычных странах. Одним из показательных событий стало появление в апреле 2000 г. меморандума президента США Билла Клинтона, посвященного различным аспектам международного образования, роли США в этом процессе и мерам по реализации программ международного сотрудничества. Этот документ определяет международное образование в качестве одного из приоритетных направлений государственной политики на внешнем рынке и действенного инструмента утверждения политического и экономического лидерства страны.

В качестве основных элементов этой политики в США необходимо выделить следующие:

— объединение усилий всех структур, участвующих в процессе высшего образования, по привлечению иностранных студентов для обучения в США;

—распространение информации о возможностях обучения за рубежом для американских студентов;

— снятие барьеров, препятствующих студенческой мобильности;

— более углубленное изучение иностранных языков и культуры в колледжах и средней школе;

— оптимизация функционирования фондов и других структур, обеспечивающих существование программ студенческого и академического обмена;

— развитие программ продвижения образовательных услуг на международных образовательных выставках и других мероприятиях;

— развитие и подцержка международного сотрудничества на уровне образовательных учреждений;

— использование и развитие современных технологий обучения.

Возможности получения государственной финансовой помощи для прохождения обучения в США достаточно ограничены — 70 % всех иностранных студентов финансируются частными фондами. Остальные 30 % получают финансирование от правительственных и неправительственных организаций в своих странах, от различных агентств правительства США, а также от американских университетов и колледжей [10].

Великобритания как страна-экспортер образовательных услуг имеет ряд особенностей. Во-первых, доля экспорта британского образования в виде полного цикла с основанием кампуса в стране-импортере очень незначительна, т. е. создание филиалов не является приоритетным направлением экспорта.

Во-вторых, основными путями экспорта образования являются партнерские связи (франчайзинг, когда университет предоставляет другому вузу право вести образовательную деятельность под его маркой, но при этом получает право контроля за качеством образовательных программ и т. д.; дистанционное образование, поддерживаемое на местном уровне).

Одним из направлений привлечения инвестиций, в том числе иностранных, в высшую школу является расширение форм взаимодействия высшего образования и бизнеса.

В 1980-х гг. начали действовать различные программы государственного финансирования исследований: сообщества Фарадея, инновационный фонд высшего образования, схема обучения компаний, программа Foresight и целый набор проектов LINK.

Успешным проектом по налаживанию сотрудничества науки и бизнеса являются сообщества Фарадея — это сообщества различных организаций и институтов, включающих исследовательские и технологические организации, университеты, профессиональные институты, торговые ассоциации и фирмы. Цель сообществ состоит в организации взаимодействия между научной и технологической сферой и бизнесом, в организации трансферта технологий для повышения конкурентоспособности промышленности Великобритании. Правительственным спонсором сообществ Фарадея является целый ряд организаций.

Весьма показательной является деятельность правительственного фонда университетских поисковых посевных фондов [3]. Цель этой программы заключается в заполнении того финансового про-

бела, который существует между исследованиями в университетах и стадией их возможного коммерческого использования.

Именно привлечение посевных фондов университетами может способствовать успешной трансформации качественных исследований в конкурентный бизнес.

В 2000 г. была проведена трехгодичная маркетинговая кампания в ключевых странах по всему миру, реализуемая Британским Советом и финансируемая правительством в размере 5 млн фунтов стерлингов. Цель кампании — привлечение большего числа иностранных студентов и продвижение научного потенциала британского образования [7].

В 2002 г. была запущена стратегия по развитию более тесного сотрудничества с образовательными агентами за рубежом. Ей предшествовало комплексное исследование роли образовательных агентов в наборе иностранных студентов и механизмов, которые могут помочь сделать их деятельность более эффективной. Она определила приоритетные направления деятельности и меры, необходимые для интенсификации и более эффективной работы в области набора иностранных студентов.

Следует обратить внимание на реализуемый правительством Великобритании программно-целевой подход к управлению процессами развития экспорта образовательных услуг. Нынешняя программа представляет собой пятилетнюю стратегию, направленную на выход Великобритании в лидеры по предоставлению образовательных услуг на международном рынке, рост объемов реализации образовательных услуг как внутри страны, так и за ее пределами.

Привлечение новых студентов останется важным элементом новой стратегии. Однако способность Великобритании к привлечению иностранных студентов будет все в большей степени зависеть от ее репутации и действий на международной арене. Причем это касается не только качества и стоимости образования, но и глобального вклада Великобритании в образование, а также устанавливаемых ею партнерских отношений с другими странами.

Повышение привлекательности Великобритании предполагается осуществить с помощью разнообразных средств:

— бенчмаркинга образовательных услуг и предоставления на них наилучших цен;

— упрощения иммиграционной системы. Введение системы баллов (Points Based System) для управления миграционными процессами обеспечит простоту въезда иностранных студентов в Великобританию, сделает его более прозрачным и беспристрастным по отношению к студентам;

— обеспечения поддержки иностранных студентов, желающих получить практический опыт работы. В рамках программы будет осуществляться сотрудничество с работодателями и кадровыми агентствами в целях расширения возможностей, которыми обладают иностранные студенты. Будет гарантировано предоставление им поддержки в поиске трудоустройства по возвращении на родину.

Обратимся к опыту Австралии, перед высшей школой которой десять лет назад стояла такая же задача, как сегодня стоит перед российской высшей школой. В настоящее время Австралия входит в пятерку стран — ведущих экспортеров образовательных услуг, увеличив за это время число иностранных студентов в шесть раз.

В Австралии разработаны и приняты организационные и программные стратегии интернационализации высшего образования и экспорта образовательных услуг. Первые включают поддержку вузовских инициатив через политические решения и административные системы страны.

Программные стратегии — это международные студенческие программы; интернационализация образования посредством интернационализации содержания образовательных программ; международные программы обмена; дистанционное образование и образовательные услуги в зарубежных филиалах; международное научно-техническое сотрудничество и разнообразные курсы профессиональной подготовки, включая краткосрочные и заказные курсы; программы поддержки иностранных студентов, общественные связи, вовлеченные в эти программы [6].

Внедрение этих стратегий, а также финансовая поддержка со стороны правительства Австралийского содружества в целом (более половины доходной части бюджета вузов Австралии обеспечивается правительством Австралийского содружества) и отдельных регионов позволяют постоянно наращивать число иностранных студентов в австралийских вузах.

Цель, поставленная на правительственном уровне, состоит в улучшении международного образования, учитывая национальные интересы в получении интеллектуальных, социальных, культурных и экономических выгод от выхода на внешний рынок. Ее достижение связывается:

— с созданием благоприятной среды для успешного развития сектора образовательных услуг посредством непосредственного сотрудничества правительств стран, заинтересованных в совместной деятельности;

— с повышением качества образовательных услуг;

— с координацией государственной поддержки сотрудничества между австралийскими контрагентами международного рынка образовательных услуг.

Средства, с помощью которых планируется достигнуть высоких показателей роста, следующие:

— рост и диверсификация австралийских международных связей в сфере образования;

— гарантированность качества и целостности образовательных услуг, предлагаемых как внутри страны, так и за ее пределами;

— рост числа образовательных услуг, предлагаемых Австралией на внешнем рынке;

— целостность австралийских миграционных программ;

— полный контроль со стороны государства;

— взаимное сотрудничество контрагентов индустрии образования.

Анализ зарубежной практики развития экспорта образовательных услуг и деятельности государства в этой сфере позволяет обратить внимание на ряд продуктивных моментов, важных для активизации международной деятельности отечественных вузов и, соответственно, привлечения иностранных студентов в высшие учебные заведения страны.

Во-первых, рост числа иностранных студентов является следствием того, что в странах-лидерах экспорт образовательных услуг выступает одним из важных приоритетов государственной политики.

Организация содействия государства процессу развития экспорта образовательных услуг основывается на продуктивном использовании программно-целевого подхода, разработке национальных стратегий, программ развития международной деятельности высшей школы страны с четко обозначенными целями, задачами, с соответствующим финансовым обеспечением.

Во-вторых, во всех странах-лидерах созданы государственные или негосударственные организации службы содействия экспорту образовательных услуг и академическому обмену преподавателей и студентов, в некоторых странах по 2 — 3 организации.

В-третьих, повышение роли института государственно-частного партнерства в осуществлении комплекса функций, связанных с развитием экспорта образовательных услуг (финансирование маркетинговых исследований, мониторинга рынка, проведения PR-компаний и др.).

В-четвертых, обеспечение разнообразия объектов экспорта образовательных услуг: высшее образование, экспорт печатной продукции образовательного характера, языковые курсы и др.

В-пятых, поощрение государством вузов и преподавателей, активно разрабатывающих и реализующих новые образовательные экспортоори-ентированные программы.

В-шестых, актуализация функций государства, связанных с осуществлением координации межвузовского сотрудничества, ориентированного на развитие экспорта образовательных услуг, мониторингом качества услуг, предоставляемых иностранным студентам, установлением стратегических партнерских отношений со странами, являющимися основными импортерами образовательных услуг.

В-седьмых, участниками деятельности, связанной с экспортом образовательных услуг, обеспечивается многообразие путей его осуществления: франчайзинг, дистанционное образование, создание филиалов в странах-импортерах и др.

В-восьмых, иностранным студентам оказывается финансовая поддержка, имеющая высокий уровень разнообразия по субъектам, формам и условиям предоставления. Студенты имеют возможность занятости, варьируемой по формам (полная, неполная) и условиям. В ряде случаев они пользуются государственными гарантиями, снижающими финансовые риски.

В-девятых, если ранее основной целью программ обмена было совершенствование языковых навыков студента, а время проведения программ было зачастую отпускным, т. е. летние и зимние каникулы, то сейчас эти программы включают широкий спектр академических курсов, и их целью является обеспечение студента международным опытом в различных областях знаний. Современные программы обмена подразумевают также более широкий круг стран, включая развивающиеся страны, и количество вузов, участвующих в подобных программах.

В-десятых, практика организации экспорта образовательных услуг отличается высоким уровнем разнообразия применяемого инструментария, включающего в том числе бенчмаркинг, мониторинг состояния и результатов деятельности по развитию экспорта образовательных услуг, стратегический маркетинг и др.

Развитие международной образовательной деятельности российских вузов, так же как и в зарубежных странах, невозможно без активизации роли государства, реализуемой в создании благоприятных институциональных, экономических, организационно-правовых условий. Заметим, что в последние годы на федеральном уровне такая потребность актуализирована.

В качестве стратегического направления развития инвестиционной деятельности вузов федеральным

центром определен экспорт образовательных услуг. В рамках Федеральной программы развития образования в 2000 — 2005 гг. в составе основных направлений были выделены: расширение форм и методов сотрудничества государств-участников СНГ по поддержанию единого образовательного пространства; расширение международного сотрудничества и международной деятельности в области образования [8].

Обратим внимание на состав и основные результаты реализованных в рамках названной Федеральной программы проектов:

— поддержка и модернизация информационной базы данных по иностранным учащимся и выпускникам российских образовательных учреждений (монтаж, наладка и инсталляция программного обеспечения сервера базы данных, информационного сервера и корпоративной сети для федеральной распределенной информационной системы «Иностранные учащиеся и выпускники», информационные документы, технологии и программные средства оперативного сбора, статистического анализа);

— организация федерально-региональных экспериментальных площадок развития экспорта образовательных услуг (материально-техническое оснащение центров международного сотрудничества и академической мобильности как базовой инфраструктуры для поддержки развития экспорта образовательных услуг в семи федеральных округах);

— обеспечение деятельности центров довузовской подготовки иностранных граждан по мониторингу качества непрерывного профессионального образования (материально-техническое оснащение, обеспечивающее функционирование центров педагогических измерений качества профессионального образования иностранных граждан в учебных заведениях России);

— оснащение центров нострификации документов о высшем и дополнительном образовании (оснащение центров оборудованием, справочниками ЮНЕСКО, Совета Европы и других изданий, касающихся признания документов об образовании);

— обеспечение деятельности по повышению квалификации и переподготовки сотрудников международных служб российских университетов (оснащение центров повышения квалификации и переподготовки работников международных служб. Организация курсов повышения квалификации сотрудников международных служб не менее 40 российских университетов) [5].

Правительством РФ в связи с одобрением Президентом Концепции государственной политики в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных

учреждениях утвержден план мероприятий по поддержке экспорта образовательных услуг. В составе наиболее значимых среди них определены: проведение анализа состояния и основных тенденций развития мирового рынка образовательных услуг, оценка опыта реализации образовательных программ странами с развитой рыночной экономикой; разработка и внедрение методики комплексной оценки конкурентоспособности образовательных услуг, предоставляемых образовательными учреждениями Российской Федерации [11].

Оценивая меры, предпринятые Правительством РФ, можно сделать ряд выводов.

1. Экспорт образовательных услуг признан государством в качестве новой отрасли хозяйства вместо традиционного его рассмотрения как одного из направлений деятельности высшей школы.

2. Развитие экспорта образовательных услуг включено в План действий Правительства РФ по реформированию образования. Разработана концепция государственной политики в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях.

3. Начато формирование инфраструктуры экспорта образовательных услуг (модернизирована информационная база данных по иностранным учащимся, организованы федерально-региональные экспериментальные площадки развития экспорта образовательных услуг и др.).

4. Реализуемые правительством планы мероприятий по поддержке экспорта образовательных услуг носят комплексный характер, охватывая его научное сопровождение, развитие нормативно-правовой и организационной базы, совершенствование кадрового и информационно-рекламного обеспечения.

Вместе с тем в деятельности федерального центра, связанной с экспортом образовательных услуг, заметны существенные ограничения.

Во-первых, не позиционированы региональный и микроуровни, а соответственно, не определены задачи, в решении которых они участвуют (самостоятельно или во взаимодействии с федеральным центром).

Во-вторых, вне поля зрения оказался институт государственно-частного партнерства, не выявлены его возможности участия в экономико-организационном обеспечении экспорта образовательных услуг.

В-третьих, постановка задач развития экспорта образовательных услуг не всегда синхронизируется с разработкой инструментария, позволяющего их продуктивно решать.

Рассмотрим деятельность государственных органов власти и управления субъектов РФ, ориентированную на развитие экспорта образовательных услуг вузов регионов.

Заслуживает внимания опыт Правительства Москвы, которое своим постановлением приняло программу мер по поддержке экспорта услуг московских образовательных учреждений [12]. Такое решение вполне закономерно, если принять во внимание, что Москва по степени концентрации учебных заведений и профессионализму преподавательского состава занимает уникальное положение в России. В городе сосредоточен наивысший по России учебно-преподавательский потенциал, уровень использования которого значительно отстает от реальных возможностей.

Примечательно, что важнейшим результатом целенаправленной работы по увеличению приема на обучение в московские учебные заведения иностранных граждан определен значительный приток дополнительных средств в экономику города.

В перечне предложенных мер наибольший интерес представляют следующие:

— разработка и заключение соглашения с Министерством образования и науки РФ по вопросам сотрудничества в области поддержки экспорта услуг московских образовательных учреждений;

— осуществление мониторинга московского рынка образования в целях выявления конкурентоспособных предложений;

— разработка предложений по организации регулярных презентаций московских вузов в странах, являющихся потенциальными поставщиками студентов (Китай, Малайзия, Индия, страны СНГ, Вьетнам, Латинская Америка);

— разработка предложений по организации постоянно действующего консультационного центра в Москве для работы с потенциальными иностранными студентами;

— разработка предложений по организации работы московского центра довузовской подготовки иностранных студентов для поступления в московские вузы;

— подготовка предложений по созданию единых представительств московских вузов за рубежом;

— внесение раздела о сотрудничестве в сфере образования в проекты соглашений о сотрудничестве с зарубежными странами;

— создание web-сайта о возможностях московского образования на английском и китайском языках (порядок поступления, обучения и др.);

— разработка предложений по созданию системы дистанционного обучения студентов за рубежом по программам московских вузов;

— разработка предложений по созданию на территории города Москвы учебно-методических кампусов для размещения иностранных студентов;

— разработка программы развития инфраструктуры московских вузов для обучения иностранных студентов [12].

В качестве позитивных моментов подхода к организации поддержки экспорта образовательных услуг, реализуемого властями названного субъекта РФ, необходимо выделить следующие:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— ориентация на объединение усилий региональных и федеральных властей в деятельности, обеспечивающей развитие международного образовательного сотрудничества;

— создание координационного совета по вопросам создания условий для увеличения приема на обучение в московские учебные заведения иностранных граждан;

— ориентация на объединение усилий вузов для повышения привлекательности и конкурентоспособности образовательного рынка региона;

— инициирование процессов создания единых (для вузов региона) элементов инфраструктуры экспорта образовательных услуг (консультационный центр, единые представительства вузов за рубежом и др.);

— активизация деятельности на широком образовательном пространстве (обучение не только в московских вузах, но и за рубежом, используя их образовательные технологии и кадры). Иными словами, применение двух видов экспорта образовательных услуг — пассивного (обучение иностранных студентов в своей стране) и активного, связанного с зарубежной экспансией вузов (создание в других странах филиалов, представительств и др.);

— финансирование мероприятий осуществляется без привлечения средств бюджета города Москвы. Его субъектами выступают Московский фонд подготовки кадров и содействия развитию инновационной деятельности и другие заинтересованные организации.

Позитивные моменты в развитии экспорта образовательных услуг заметны и в других регионах страны. Так, в Свердловской области, в которой многие вузы еще в советские времена готовили специалистов для зарубежных стран, сегодня восстанавливают и даже расширяют эти связи. Так, например, в УГТУ-УПИ, Уральском государственном университете, Уральской горной академии учатся сотни студентов из стран СНГ, а вузы имеют свои филиалы в Казахстане, Узбекистане и Киргизии [1].

С развитием сети филиалов (представительств) за рубежом связывают развитие экспорта образова-

тельных услуг вузы Урала, Сибири и Дальнего Востока, определяя в качестве предпочтительных стран Казахстан, Монголию, Китай, Кипр и ряд стран АТР. Важно отметить, что ими четко зафиксирован перечень образовательных программ, представляющих наибольший интерес для иностранных учащихся. Он включает: мировую экономику; менеджмент в промышленности; программное обеспечение вычислительной техники и информационных систем; архитектуру; строительство; защиту окружающей среды; информационные системы и сети; туризм; землеустройство; агрохимию и почвоведение; агрономию; ветеринарную медицину; лечебное дело; фармакологию и ряд дисциплин инженерного профиля [2].

Заслуживает внимания факт проведения совещания руководителей служб международного сотрудничества вузов Урала, Сибири и Дальнего Востока, участники которого приняли ряд продуктивных решений, в числе которых:

— создание консорциумов российских вузов и открытие ими представительств в зарубежных странах;

— создание ассоциации «Российские вузы на образовательных рынках зарубежных стран»;

— повышение роли региональных и межвузовских центров международного сотрудничества и академической мобильности в координации деятельности вузов, связанной с отбором и приемом иностранных граждан [9].

Развитие тенденции к объединению усилий вузов связывается с деятельностью региональных центров. Так, в Иркутской области такой центр был создан в 2001 г. в соответствии с постановлением президиума совета ректоров и приказом Министерства образования и науки. Его главная цель — развитие и повышение уровня разнообразия коллективных форм взаимодействия вузов Иркутской области и ряда стран, в частности Монголии.

В числе задач, решаемых названным центром, можно выделить следующие: экспертная оценка иностранных документов об образовании, продвижение на мировой рынок результатов деятельности ведущих научных школ региона, участие вузов в международных проектах и программах, организация и обеспечение регулярного информационного обмена между вузами [4].

Продуктивный подход к расширению возможностей модернизации высшей школы, развития экспорта образовательных услуг реализуется в Калужской области.

Речь идет о создании в г. Обнинске территории инновационного развития. В качестве примера был

взят опыт шведского проекта Growlink — современного инновационного центра в городе Линчепинге, специализирующегося в сфере информационных технологий, медицины и фармакологии.

Обратим внимание на ключевые составляющие подхода, реализуемого в Калужской области, и прогнозируемые эффекты.

Во-первых, востребовано создание института государственно-частного партнерства, участниками которого являются, с одной стороны, региональные власти и вузы, с другой — бизнес.

В-вторых, инициируется возникновение полюса инновационного роста в экономике региона, который должен стать притягательным объектом инвестиций как отечественных, так и зарубежных предпринимательских структур. Появление последних и их устойчивое присутствие может стимулировать применение ими модели аутсорсинга в разработке кадрового обеспечения.

В-третьих, приобретение опыта подготовки кадров для инновационной экономики расширяет объектную базу экспорта образовательных услуг, ориентированных на перспективные сегменты новой экономики.

В-четвертых, появление наукоемкого кластера с участием вузов как центров креативного потенциала повышает целостность социально-экономической системы региона, расширяет ее возможности интеграции в мировое экономическое, научное, образовательное пространство.

Анализ современной федеральной и региональной политики привлечения инвестиций в высшую школу позволяет обратить внимание на ряд продуктивных компонентов деятельности государства. В их числе:

Список литературы

— объединение усилий региональных и федеральных властей в деятельности, обеспечивающей развитие инвестиционной деятельности высшей школы;

— объединение усилий вузов для повышения привлекательности и конкурентоспособности образовательного рынка региона;

— инициирование процессов создания единых (для вузов региона) элементов инфраструктуры экспорта образовательных услуг (консультационный центр, единые представительства вузов за рубежом и др.);

— активизация деятельности на широком образовательном пространстве (обучение не только в вузах региона, но и за рубежом, используя их образовательные технологии и кадры). Иными словами, применение двух видов экспорта образовательных услуг — пассивного (обучение иностранных студентов в своей стране) и активного, связанного с зарубежной экспансией вузов (создание в других странах филиалов, представительств и др.);

— создание консорциумов российских вузов и открытие ими представительств в зарубежных странах;

— формирование института государственно-частного партнерства, реализующего ряд задач по развитию экспорта образовательных услуг (многоканальное финансирование создания инфраструктуры, маркетинга, открытия представительств и филиалов за рубежом и др.);

— кластеризация социально-экономического пространства региона, позволяющая расширить объектную базу инвестиций, направляемых в том числе в сферу высшего образования, расширить возможности интеграции региона в мировое экономическое, научное, образовательное пространство.

1. Постановление Правительства Москвы от 7 февраля 2006 г. № 70-ПП. URL: www. mfpk. ava. ru, learn, exportpromo-ed-services.

2. Пресс-служба Президента РФ. 24.03.2006. URL: www. estv. ru, news, 1117.

3. Создание национальной инновационной системы URL: http://www. salonexpo.ru/salon-innovation.

4. Судакова Г. П. Экспорт образовательных услуг вузов Иркутской области. URL: www.buk.irk.ru/GIGP_2005/ publish/36.doc.

5. Федеральная программа развития образования // Российская газета. 2000. 18 апр.

6. International education statistics. URL: http://www.idp.edu.au/marketingandresearch/research/ internationaleucatio nstatistics/fastfacts/article405.asp).

7. New increase in overseas students in UK higher education 2 May 2001 / Education UK brand — Education Counselling servise. URL: http://www. britishcouncil.org/ecs/news/2001/0502).

8. URL: http://intered.ru/programs/students.asp.

9. URL: http://astu.secna.ru/russian/structure/departments/inter-coop/own/sovs/sov2.htm.

10. URL: http://vreac.org.ru/rus/aid.html#1.

11. URL: www.ed.gov.ru,ntp,fp,fpro,export,2003,pril2.doc.

12. URL: www.goverment.gov.ru/data/news_print.html?he_id=103news_id=7495.

18

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: теория и практика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.