Научная статья на тему 'Экономические условия и механизмы повышения инвестиционной привлекательности субрегионального образования'

Экономические условия и механизмы повышения инвестиционной привлекательности субрегионального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
169
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономические условия и механизмы повышения инвестиционной привлекательности субрегионального образования»

Делая вывод из вышеизложенного, можно сказать, что оборотный капитал представляет собой совокупность текущих активов, оборотных средств, оборотных активов и оборотных фондов, способных в процессе их комбинирования приносить доход либо являться источниками дохода.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 1997.

2. Ириков В.А., Ириков И.В. Технологии финансового планирования и управления. Управление финансовыми потоками // Библиотека технологий управления. - М: МФТИ, 1997.

3. Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности: Пер. с англ. / Науч. ред. перевода И.И. Елисеева. Гл. ред. серии проф. Я.В. Соколов. - М.: Финансы и статистика, 1996.

4. Лозовский Л.А., РайзбергБ.Л. Словарь по экономике и праву. - М.: ОМЕГА, 1999.

5. Финансовый менеджмент. Учебник / Под ред. д.э.н., проф. А.М. Ковалевой. - М.: ИНФРА-М, 2002.

В.Г. Орлова

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И МЕХАНИЗМЫ

ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ СУБРЕГИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Инвестиционная привлекательность территории детерминирована макроэкономической динамикой, наращиванием мирохозяйственных связей, вхождением регионов в глобализирующееся конкурентное рыночное пространство, а также собственно региональными факторами институционально-экономического происхождения (содержания, природы, характера). Вместе с тем, на любую территорию проецируются процессы транснационального и общероссийского масштаба. В этой связи региональная проблематика инвестиционной привлекательности приобретает выраженный субрегиональный (муниципальный) аспект.

Г орода, как узловой элемент муниципального «среза» экономики, диверсифицированы по социально-экономическим параметрам. Социально-экономическое положение города отражает субрегиональную ситуацию, которая влияет на инвестиционный климат.

Учитывая это, последующий анализ предполагает выбор типичного и наиболее представительного по структурным и иным характеристикам муниципального образования, в котором отражены все присущие южно-российскому региону проблемные ситуации и приоритеты. В подобном качестве способен выступить г. Таганрог, крупный индустриальный, портовый и научно-образовательный центр, располагающий развитым и весьма диверсифицированным экономическим потенциалом.

Высокому значению Таганрога способствует не только выгодное географическое положение, но и размах деловой активности, которая вышла далеко за пределы южно-российской провинции. Таганрог всегда славился своим торговым и экономическим потенциалом, и развитие предпринимательства в нынешних условиях способствует укреплению этой славы. Город является крупным индустриальным центром, располагающим развитой многоотраслевой промышленностью.

В настоящее время в городе внедрено и реализуются более тридцати инвестиционных проектов производственного назначения и столько же городских проектов.

По объемам финансирования инвестиционные проекты можно сгруппировать следующим образом:

• до 100 тыс. долл.;

• от 100 тыс. долл. до 1 млн долл.;

• от 1 до 10 млн долл.;

• от 10 млн долл. до 100 млн долл.;

• более 100 млн долл.

Из четырнадцати проектов первой категории большая часть реализуется в отрасли машиностроения (приборостроения), несколько проектов в области легкой промышленности и НИОКР. К настоящему времени шесть проектов уже реализовано. Вторая группа включает девять проектов, значительная часть которых также принадлежит машиностроению. К третьей категории относится пять инвестиционных проектов в области машиностроения и инфраструктуры. Четвертая группа включает пять проектов: в области инфраструктуры, НИОКР, черной металлургии, машиностроения. И, наконец, самая дорогостоящая категория проектов в Таганроге представлена единственным проектом в области авиационного машиностроения, который находится в процессе реализации.

В городской инвестиционной Программе по-прежнему преобладают проекты (17), главным распорядителем которых является Управление жилищно-коммунального хозяйства - 55,5 % от общей суммы вложений. Значительная часть средств ориентирована на обеспечение города водоснабжением - 15% от общей суммы инвестиций. В ведении Финансового управления находится 16 проектов на сумму, составляющую 35,4 % от всех городских вложений, где 11 % занимают средства для строительства.

Анализ особенностей инвестиционной активности в г. Таганроге, сопоставление ситуации с другими муниципальными образованиями Ростовской области иллюстрируют выраженную, коррелирующую с макроэкономической ситуацией нестабильность реальных объёмов инвестиций, дефицит финансово-инвестиционных ресурсов и т.п.

Состояние промышленного комплекса, малого бизнеса, транспортной и финансовой инфраструктуры свидетельствует о достаточно высоком инвестиционном потенциале г. Таганрога. Реализация инвестиционного потенциала города как муниципального образования требует формирования механизма повышения инвестиционной привлекательности.

В рамках этих направлений Администрация поддерживает инициативу промышленных и финансовых структур в разработке и реализации инвестиционных проектов на средства как отечественных, так и иностранных инвесторов. Для сохранения социально-экономических достижений и положительных тенденций развития город нуждается в системе мер по привлечению инвестиционных ресурсов. Администрация города реализует ряд программ с целью улучшения социально-экономической ситуации и инвестиционного климата в городе, перечисленных ниже.

Таганрог стал первым и единственным российским городом, который вошел в Международный Черноморский Клуб (МЧК), деятельность которого направлена на решение общенациональных проблем региона: сохранение экологического равновесия в регионе, развитие туризма, стимулирование местных и зарубежных инвесторов и т.д.

С целью стимулирования привлечения инвестиций в реальный сектор экономики и социальную сферу администрацией города разработано и решением городской Думы утверждено положение «О муниципальной поддержке инвестиционной деятельности на территории г. Таганрога», которое определяет правовые и

экономические основы стимулирования, устанавливает формы поддержки, гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности [1]. На основании этого документа предприятиям и организациям, представившим наиболее эффективные и социально-значимые инвестиционные проекты, оказывается содействие в получении государственной и муниципальной поддержки в форме налоговых льгот, инвестиционного налогового кредита, субсидирования процентной ставки по кредитам коммерческих банков. В соответствии с действующим положением правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использование полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем режим, предоставляемый российским инвесторам, кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ [1]. Каждый субъект инвестиционной деятельности имеет право претендовать на получение муниципальной поддержки в формах и на условиях, предусмотренных положением. Администрация города в соответствии с положением оказывает организационную и финансовую поддержку субъектам инвестиционной деятельности (рис. 1).

Рис. 1. Инструменты стимулирования инвестиционной деятельности в Таганроге

По инициативе предпринимателей в городе был создан и продолжает свою работу Совет по малому предпринимательству при Администрации г. Таганрога (Постановление № 1554 от 22.04.2002 г. «О создании Совета по малому предпринимательству при Администрации г. Таганрога), где все проекты нормативно-правовых документов и проекты городской Думы проходят экспертизу.

Инфраструктура поддержки малого бизнеса города уделяет внимание информационному обеспечению субъектов малого предпринимательства. Создан сайт «Экономика Таганрога», где содержится большое количество правовой и справочной информации. Создан Фонд поддержки предпринимательства.

Основными направлениями деятельности Фонда являются привлечение инвестиций из средств областного и городского бюджетов и содействие субъектам

малого бизнеса в получении инвестиционных кредитов, а также выработка конкретных мер по созданию благоприятного инвестиционного и правового климата [1].

Центр экономического развития Таганрога (ЦЭРТ) в начале 2003 г. приступил к реализации программы по привлечению кредитных ресурсов банков Таганрога, субсидированию процентных ставок по привлеченным кредитам малого предпринимательства за счет средств областного бюджета, предоставлению налоговых льгот по налогам и сборам в части платежей, подлежащих зачислению в городской бюджет [2].

Помимо этого администрацией города осуществляется мониторинг основных показателей работы промышленности, оказывается содействие предприятиям в их экономическом росте (списание сумм пени и штрафов предприятиям, находящимся в процессе реструктуризации).

В начале 2003 г. создан контрольно'-ревизионный отдел (КРО) городской Думы, который призван осуществлять контроль за своевременным исполнением бюджета, за поступлением средств в бюджет от распоряжения и управления муниципальной собственностью, целевым использованием средств, за законностью и эффективностью инвестиционной деятельности администрации и многое другое [3].

В целях развития городской науки, повышения научно-технического потенциала и конкурентоспособности городской высокотехнологичной продукции администрация города осуществляет мероприятия, направленные на поддержку, развитие и стимулирование научно-исследовательской и инновационной деятельности [4].

Экономическим условием реализации проектов, как и всей инвестиционной деятельности на территории города в целом, выступает складывающийся и совершенствуемый муниципальный механизм, в нормативно-правовом отношении базирующийся на действующем положении «О муниципальной поддержке инвестиционной деятельности на территории г. Таганрога», которое определяет правовые и экономические основы стимулирования инвестиционной деятельности, устанавливает формы поддержки инвесторов (предоставление кредитов за счёт муниципального бюджета, муниципальных гарантий, поручительств в пределах установленной квоты и др.) (рис. 2). В соответствии с ним администрацией города было разработано и утверждено постановление главы городского самоуправления «О порядке формирования и реализации ежегодных инвестиционных программ г. Таганрога». Основной целью постановления является обеспечение приоритетного инвестиционного развития всех отраслей городского хозяйства посредством изыскания и привлечения финансовых ресурсов всех источников в наиболее эффективные городские инвестиционные проекты.

Муниципальный механизм стимулирования инвестиционной активности только складывается и у него заметен существенный потенциал совершенствования, включая коррекцию инвестиционной программы, более тщательный отбор хозяйствующих субъектов - претендентов на различного рода формы муниципальной поддержки, внедрение различного рода программ, как непосредственного страхования инвестирования, так и страхования основных рисков профильной деятельности предприятий.

Рис. 2. Механизм формирования инвестиционного климата муниципального образования

Для улучшения инвестиционного климата необходима государственная и муниципальная поддержка инициатив промышленных и финансовых структур в разработке и реализации инвестиционных проектов.

Реализация инвестиционных возможностей приобретает проблемный характер в силу усиливающегося контроля за ключевыми предприятиями города со стороны крупных трансрегиональных (столичных) финансово-промышленных групп, заинтересованных не в реальном инвестировании с целью развития производства, а в извлечении сиюминутной прибыли от промышленного потенциала города и её «перекачки» в другие регионы или за границу. Таким образом, проблема активизации инвестирования в муниципальных образованиях напрямую связана с вопросами формирования и совершенствования региональной политики, в частности, это касается и «антикриминального» аспекта.

Таким образом, для повышения инвестиционной привлекательности города, увеличения притока инвестиций в экономику многое предстоит еще сделать. И хотя Таганрог достаточно интересен для инвесторов, пока еще не видно необходимых для серьезного экономического рывка инвестиционных ресурсов. Наработанные организационные и финансовые механизмы не обеспечивают их должный приток.

Прежде всего, инвестиции должны стать привлекательными для самих жителей города, руководителей предприятий, так как основные инвестиции для любой территории те, которые создаются внутри. Вслед за собственными инвестиционными успехами можно ждать притока капитала извне.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. http: //www. taganro g .ru/power/investments. shtml.

2. Газета «Таганрогская правда». 2003. № 160 (22736).

3. «Новая таганрогская газета» от 1 февраля 2003. - С. 2.

4. Об отчете Главы городского самоуправления. Газета «Таганрогская правда». Официальный Таганрог. Вып. № 10 (200) от 16.04.2005.

М.Г. Подопригора

БЕНЧМАРКИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ

ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ: АНАЛИЗ ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ

Цель любого бизнеса состоит в получении прибыли. Существуют два способа увеличения прибыли: формирование собственного, инновационного механизма деятельности предприятия или использование опыта лидеров. Оба подхода широко используются, хотя имеют и достоинства, и недостатки.

В случае применения «чужого» опыта эффективным является использование технологии бенчмаркинга - процесса изучения и внедрения лучших методов ведения бизнеса [1]. По данным ежегодного опроса, проводимого консалтинговой компанией Bain&Co с 1993 г., последние два года бенчмаркинг входит в тройку самых распространенных методов управления бизнесом в крупных международных корпорациях (наряду со стратегическим планированием и миссией и видением) [4, 8].

Одним из наиболее успешных примеров применения технологии бенчмаркинга до последнего времени считался японский опыт, который заключался в идеальном копировании достижений американской и западно-европейской технологий и организации массового производства товаров на основе этих достижений по более низкой цене. При этом японцы успешно переносили технологии и ноу-хау из одной сферы бизнеса в другую.

На Западе бенчмаркинг начали активно использовать в конце 1970-х годов. Компания Xerox, устанавливая причины резкой утраты своей доли рынка копировальных аппаратов, детально исследовала опыт японской компании Fuji. Топ-менеджеры Xerox переехали в Японию, чтобы изучить технические достижения и новшества в области менеджмента, внедренные разными компаниями, в том числе из других сфер бизнеса. Использование этого опыта позволило Xerox снизить издержки, повысить производительность труда и т.д. С тех пор бенчмаркинг стал частью бизнес-стратегии Xerox [1].

В Японии, США и других странах программы бенчмаркинга развиваются при государственной поддержке. Там, по словам Филиппа Котлера [3], действуют своеобразные «индустриальные бюро знакомств», которые созданы специально для поиска партнеров по бенчмаркингу (globalbenchmarking.com, benchnet.com и др.). Считается, что благодаря такому обмену опытом выигрывают не только отдельно взятые компании, но и экономика страны в целом [5].

На сегодняшний день выделяют следующие виды бенчмаркинга: конкурентный, функциональный, общий и внутренний.

Российские компании чаще всего используют конкурентный бенчмаркинг, который сводится к сравнению своей продукции и бизнес-процессов с аналогичными позициями прямых конкурентов. Чтобы избежать пустой траты материальных,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.