Научная статья на тему 'Экономические угрозы конституционной стабильности Украины'

Экономические угрозы конституционной стабильности Украины Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
262
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАБИЛЬНОСТЬ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / УГРОЗЫ КОНСТИТУЦИОННОЙ СТАБИЛЬНОСТИ / CONSTITUTIONAL SYSTEMSTABILITY / ECONOMIC SOVEREIGNTY / ECONOMIC SYSTEM / HUMAN RIGHTS / THREATS FOR THE CONSTITUTIONAL STABILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вениславский Федор Владимирович

Конституционно-правовое развитие государств современного мира зависит от множества самых разнообразных факторов, одним из определяющих среди которых является общее состояние и уровень развития экономической системы. В статье исследовано влияние экономической системы на обеспечение стабильности конституционного строя Украины. Проанализированы главные современные угрозы экономическим основам конституционного строя Украины. Сделан вывод о наличии тесных системных взаимосвязей между уровнем экономического развития государства и содержанием его конституционно-правового регулирования.Только последовательная и взвешенная экономическая политика государства, направленная на защиту его суверенитета, обеспечения его национальных интересов, прав и свобод граждан выступает в качестве необходимой предпосылки эффективности всего современного конституционно-правового регулирования. Поэтому для обеспечения конституционной стабильности необходима общая взвешенная деятельность и государства, и общества, и каждого гражданина Украины ради реального обеспечения экономической свободы, повышение общего уровня экономического развития Украинского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC THREAT OF CONSTITUTIONAL STABILITY OF UKRAINE

Constitutional and legal development of the modern world depends on many different factors, one of the key among which is a common condition and the level of the economic system. Thearticleanalyses influence of the economic system to ensure the stability of the constitutional system of Ukraine, main modern threats economic fundamentals of the constitutional system of Ukraine. The authorconcludes there were close links between systemic levels of economic development of the state and the content of its constitutional regulation. The author underlines that only consistent and balanced economic policies aimed at protecting its sovereignty ensures its national interests, human rights and freedoms acting as a prerequisite for the effectiveness of the whole of modern constitutional and legal regulation. Therefore, to ensure the constitutional stability required total weighted activity of the state and society, and every citizen of Ukraine for providing real economic freedom, raising the general level of economic development of Ukraine.

Текст научной работы на тему «Экономические угрозы конституционной стабильности Украины»

УДК 342.417

Ф. В. ВениславскиЗ

кандидат юридических наук, доцент Национальный университет «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого», г. Харьков, Украина

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УГРОЗЫ КОНСТИТУЦИОННОЙ СТАБИЛЬНОСТИ УКРАИНЫ

Аннотация: Конституционно-правовое развитие государств современного мира зависит от множества самых разнообразных факторов, одним из определяющих среди которых является общее состояние и уровень развития экономической системы. В статье исследовано влияние экономической системы на обеспечение стабильности конституционного строя Украины. Проанализированы главные современные угрозы экономическим основам конституционного строя Украины. Сделан вывод о наличии тесных системных взаимосвязей между уровнем экономического развития государства и содержанием его конституционно-правового регулирования. Только последовательная и взвешенная экономическая политика государства, направленная на защиту его суверенитета, обеспечения его национальных интересов, прав и свобод граждан выступает в качестве необходимой предпосылки эффективности всего современного конституционно -правового регулирования. Поэтому для обеспечения конституционной стабильности необходима общая взвешенная деятельность и государства, и общества, и каждого гражданина Украины ради реального обеспечения экономической свободы, повышение общего уровня экономического развития Украинского государства.

Ключевые слова: стабильность конституционного строя, экономический суверенитет, экономическая система, права человека, угрозы конституционной стабильности.

F. V. Venislavsky

Candidate of law, associate professor National University «Yaroslav the Wise Law Academy of Ukraine», Kharkov, Ukraine

ECONOMIC THREAT OF CONSTITUTIONAL STABILITY OF UKRAINE

Abstract: Constitutional and legal development of the modern world depends on many different factors, one of the key among which is a common condition and the level of the

economic system. The article analyses influence of the economic system to ensure the stability of the constitutional system of Ukraine, main modern threats economic fundamentals of the constitutional system of Ukraine. The author concludes there were close links between systemic levels of economic development of the state and the content of its constitutional regulation. The author underlines that only consistent and balanced economic policies aimed at protecting its sovereignty ensures its national interests, human rights and freedoms acting as a prerequisite for the effectiveness of the whole of modern constitutional and legal regulation. Therefore, to ensure the constitutional stability required total weighted activity of the state and society, and every citizen of Ukraine for providing real economic freedom, raising the general level of economic development of Ukraine.

Key words: constitutional system stability, economic sovereignty, economic system, human rights, threats for the constitutional stability.

Конституционно-правовое развитие государств современного мира зависит от множества самых разнообразных факторов, одним из определяющих среди которых является общее состояние и уровень развития экономической системы. Именно к такому выводу сегодня приходят все больше современных конституционалистов и экономистов, занимающихся исследованием взаимного влияния экономической и конституционной систем. А представители сравнительно новой научной школы, получившей название «конституционная экономика» или «конституционная политическая экономика», основателями которой считаются Джеймс Бьюкенен и Джефри Бреннан [1], прямо заявляют об объективно существующей едва ли не математической зависимости содержания и направленности конституционно-правового регулирования конкретного государства и уровня его экономического развития. При этом особо подчеркивается, что такая зависимость является взаимной, двухсторонней. С одной стороны, экономическая целесообразность тесно коррелиру-ется с уровнем конституционного развития, достигнутым определенным государственно-организованным обществом, и находящим свое отражение в нормах конституционного права, регламентирующих экономическую деятельность. С другой - уровень экономического развития существенным образом определяет содержание как конституционно-правового регулирования, так и реальных общественных отношений складывающихся практически во всех сферах жизни социума.

Отдельно необходимо отметить, что система экономических отношений, свобода экономической деятельности являются неотъемлемым элементом конституционного строя государства, который большинство исследователей рассматривают как целостную систему реально существующих общественных отношений, опосредствованных демократическими принципами формирования, организации и функционирования органов государственной власти, их тесным взаимодействием, свободным функционированием институтов гражданского общества и демократическим правовым статусом личности. Основы конституционного строя - базовые политико-правовые принципы, определяющие содержание и направленность всего конституционно-правового регулирования - включают и основные принципы экономических отношений: социальное государство и социальную ориентированность экономики, экономическое многообразие, равную правовую защиту прав всех субъектов права собственности и хозяйствования, экономическую свободу, ограничение монополизма и т.п. Концентрация большинства из них в разделе I Конституции Украины, закрепившем именно основы конституционного строя, с одной стороны, свидетельствует об их фундаментальном значении для всех без исключения субъектов конституционно-правовых отношений, а с другой - подчеркивает существующую взаимозависимость экономической и конституционной систем государства.

Устойчивое, последовательное, демократическое развитие Украины в значительной степени определяется именно стабильностью ее конституционного строя, повышенным уровнем правовой защиты его основ, в том числе - и экономических. В тоже время, стабильность конституционного строя, прогнозируемость развития конкретных общественных отношений, составляющих его содержание, существенно зависит от экономических реалий современного государственно-правового развития Украины. Более того, и соответствующий уровень развития гражданского общества, и свободное функционирование всех его институтов предполагает, прежде всего, наличие развитой, стабильной и защищенной от внутренних и внешних угроз экономики, являющейся реальной гарантией юридического обеспечения всех конституционных прав и свобод человека. Как справедливо отмечают в связи с этим Г. Баглай и Б. Габричидзе, свобода экономической деятельности требует от государства особого внимания, поскольку злоупотребление в этой сфере чревато социальным взрывом. Государство должно не просто гарантировать эту свободу, но и регулировать ее использование, предоставляя

экономике социальную ориентацию [2, с. 141]. В связи с этим важно проанализировать основные экономические факторы, нарушающие стабильность конституционного строя Украины, определить пути и способы устранения или минимизации их негативного влияния на конституционно-правовые процессы.

Системный анализ современной государственно-правовой практики, позволяет, на наш взгляд, выделить несколько главных угроз конституционной стабильности Украины. Во-первых, это резкий разрыв в доходах различных социальных групп, бедность преобладающей части украинского общества при практически полном отсутствии среднего класса. Как справедливо отмечают исследователи, «имущественное расслоение общества, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы, резкое сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни в стране, деформация демографического и социального состава общества, кризис семьи, снижение духовно-морального и творческого потенциала, социальные конфликты, отсутствие национальной идеи создают реальную угрозу национальной безопасности» [3]. А поскольку по данным официальной статистики бедными себя считают от 56,4 до более 95 процентов украинцев [4, с.4; 5], это существенным образом нивелирует роль и значения большинства конституционных положений, направленных на обеспечение прав и свобод человека, создает серьезную угрозу стабильности конституционного строя Украины в целом. Подобное положение обусловлено именно низким уровнем развития отечественной экономики, ее очевидным дисбалансом, когда меньше 1 процента граждан владеют преобладающей частью национального богатства, а провозглашенная на конституционном уровне социальная направленность экономики остается чисто декларативным конституционным принципом.

Во-вторых, существенные угрозы конституционной стабильности связаны с фактическим отсутствием стратегии и модели дальнейшего социально-экономического развития Украины, непоследовательной государственной экономической политикой, нестабильностью правового регулирования отношений в сфере экономики, в том числе - финансовой (фискальной) политики государства [6], несовершенством инвестиционной политики, чрезмерно сложной и запутанной системой налогообложения, неопределенностью государственной политики относительно прав собственности, высоким уровнем безработицы, периодическим и не всегда обоснованным ростом цен на энергоносители, повышением тарифов государственных монополий,

административным вмешательством в экономику и т.п. В частности, по данным Мирового Банка по уровню сложности налогов Украина находится на 181 месте из 183 государств мира [7]. А как свидетельствуют результаты независимых исследований, по уровню защиты прав собственности Украина занимает 135 место среди 139 стран, независимости судебной власти - 134, по показателю «макроэкономическая стабильность» - 132 место, по эффективности налоговой системы - 136, по сложности таможенных процедур - 131, а надежность банковской системы оценена 138 местом [8]. Кроме собственно экономических потерь такая ситуация опасная еще и тем, что она «разъедает» правосознание личности, уничтожает границу между правомерным и неправомерным поведением, воспитывает не законопослушных граждан, а приспособленцев. Все это создает основу для многочисленных злоупотреблений, коррупции, распространения преступности, а как следствие - ставит под угрозу стабильность конституционного строя Украины в целом.

В-третьих, конституционной стабильности Украины существенно угрожает бессистемная и непоследовательная приватизационная политика, результатом которой стала сплошная приватизация не только отдельных стратегических государственных предприятий, но и целых отраслей отечественной промышленности. Следствием этого стала концентрация стратегических отраслей национальной экономики, прежде всего топливо-энергетического комплекса, в руках нескольких олигархических группировок. Так, например, предприятий нефтеперерабатывающей промышленности в государственной собственности фактически не осталось, что на позволяет государству экономическими рычагами влиять на ценообразование в этой сфере. Подавляющее большинство предприятий электро-, тепло- и газоснабжения на сегодняшний день также перешли в частную собственность конкретных финансово-промышленных групп. Вследствие этого, как периодически сообщается в СМИ, от электро- и теплоснабжения за долги отключаются даже находящиеся на боевом дежурстве подразделения Вооруженных Сил Украины, медицинские заведения, предоставляющие экстренную медицинскую помощь, детские учреждения, органы государственной власти и т.п. Вне всякого сомнения, это ставит по угрозу не только стабильность конституционного строя, но и безопасность государства в целом.

В-четвертых, прямым следствием вышеупомянутых негативных факторов и одновременно реальной угрозой конституционной стабильности, является пребывание в так называемой

«тени» значительной части национальной экономики Украины. Так, по официальным данным ее уровень составляет 35-40 % от уровня ВВП [9], а по экспертным данным - свыше 45 %. Поскольку теневая экономика - это сфера экономических отношений, находящаяся вне пределов правового поля, она приводит к существенной криминализации, коррупции, взяточничеству в экономической, политической, социальной сферах общества. По результатам исследований Global Competitiveness Report - 20102011 Всемирного экономического форума, по уровню взяток Украина занимает 127 место из 139 стран [10]. Сегодня заработная плата перестала быть основным источником доходов не только граждан Украины, работающих в реальных секторах экономики, но и для многих государственных служащих, рассматривающих государственную службу как своего рода «бизнес», приносящий неплохие дивиденды. Низкие заработные платы, пенсии, стипендии, иные выплаты, размеры которых часто не превышают официально установленных прожиточных минимумов, побуждает граждан к поиску альтернативных путей пополнения доходной части семейного бюджета, довольно часто -полулегальных или и совсем противоправных.

В-пятых, существенные угрозы стабильности конституционного строя связаны с отсутствием у государства достаточного количества собственных топливо-энергетических ресурсов, непродуманной и непоследовательной внешней энергетической политики, отсутствием у власти четкой и взвешенной стратегии реформирования топливо-энергетического комплекса, поиска альтернативных источников энергии. Как следствие с завидным постоянством происходят так называемые «газовые войны» между Украиной и Российской Федерацией, которая является фактическим монополистом в снабжении газом нашего государства, поскольку ее часть на отечественном газовом рынке составляет почти 2/3 от его общего объема. А как утверждают фактически все исследователи проблем геополитики, зависимость одного государства от другого в топливо-энергетической сфере более чем на 30% ставит под угрозу его суверенитет в целом. И мы можем наблюдать эти тенденции уже более 15-ти лет, на протяжении которых российская компания «Газпром» периодически прекращает газоснабжение украинских потребителей, и восстанавливает его лишь после политических переговоров глав государств или правительств двух стран. При чем о содержании этих переговоров и о политических договоренностях широкая общественность, как правило, узнает значительно позже, чаще

всего - когда это становится выгодно политическим оппонентам.

В-шестых, как отмечают эксперты, в современных условиях глобализации на международной арене нормой признается жесткая конкуренция за рынки, за инвестиции, за политическое и экономическое влияние. Сегодня страны мира конкурируют между собой практически по всем параметрам экономической политики: величине налоговой нагрузки; уровню безопасности страны и ее граждан; гарантиям защиты права собственности и т.п. Они соревнуются за привлекательность делового климата, за развитие экономических свобод, за качество государственных институтов и эффективность судебно-правовой системы. Конкуренция приобрела действительно глобальный характер [9, с.3]. Наиболее экономически развитые государства современного мира осуществляют во многом дискриминационную экономическую политику в отношении других стран - потенциальных конкурентов. По мнению многих исследователей, именно с этой целью были созданы и надгосударственные организации, контролирующие сегодня практически все сферы мирового хозяйства (в частности, Мировая организация торговли, Мировой банк, Международный валютный фонд и т.п.). В частности, именно с деятельностью МВФ, а точнее - с его не совсем адекватными рекомендациями, связывают финансовые кризисы Мексики и Аргентины 1994 г.; стран Юго-Восточной Азии 1997 г.; России 1998 г.; Аргентины 2000 и 2002 годов.

Подобные примеры позволяют, на наш взгляд, расценивать как существенную угрозу конституционной стабильности Украины, значительную зависимость ее экономической политики от получения дополнительных финансовых ресурсов и кредитов от международных организаций. Об этом свидетельствует постоянно увеличивающийся общий размер внешних заимствований Украины, причем, прежде всего с целью покрытия дефицита государственного бюджета, преимущественно его социальной составляющей, а также - для погашения ранее полученных кредитов и процентов по ним. При этом на модернизацию своей экономической системы, повышение ее конкурентоспособности на внешней арене государство практически не тратит средств, что еще раз подтверждает отсутствие целостной и взвешенной государственной стратегии социально-экономического развития Украины.

Таким образом, изложенное позволяет сделать вывод, что на современном этапе государственно-правового развития Украины существует достаточно много экономических угроз

стабильности ее конституционного строя. Содержание и направленность отечественного конституционно-правового регулирования в значительной мере зависит от экономического потенциала государства, который либо способен обеспечить основные права и свободы человека и гражданина, постоянное функционирование всех общественных и государственных учреждений, либо имеет следствием превращение большинства конституционных положений в хорошие декларации, имеющие очень мало общего с реальностью. На наш взгляд, только последовательная и взвешенная экономическая политика государства, направленная на защиту его суверенитета, обеспечения его национальных интересов, прав и свобод граждан выступает в качестве необходимой предпосылки эффективности всего современного конституционно-правового регулирования. Поэтому для обеспечения конституционной стабильности необходима общая взвешенная деятельность и государства, и общества, и каждого гражданина Украины ради реального обеспечения экономической свободы, повышение общего уровня экономического развития Украинского государства.

Библиографический список

1. Бреннан Дж., Бьюкенен Дж. Причина правил. Конституционная политическая экономия. - СПб.: Экономическая школа, 2005. -272 с.

2. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов. - М.:ИНФРА-М, 1996. - 512 с.

3. Об основах национальной безопасности Украины: Закон Украины // Ведомости Верховной Рады Украины. - 2003. - № 39. -Ст. 351.

4. Уровень тенизации украинской экономики достиг 36% ВВП // [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.newsru. ua/finance/ 27oct2009/ shadow.html

5. Дмитрук М.П. Особенности зарубежной практики обеспечения безопасности в социально-экономической сфере // Государственное управление: теория и практика // Электронное научное профессиональное издание. 2010. - № 2. // [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// www.academy.gov.ua/ej/ej12/txts/10dpms es.pdf

6. О результатах анализа выполнения Комплексной программы обеспечения реализации Стратегии преодоления бедности: Отчет счетной палаты Украины. - Киев: Счетная палата Украины, 2011. -33 с. // [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.ac-rada.gov.ua/ control /main/ uk/search/results?searchForum=1 &searchD

ocarch= 1&searchPüblishing=1&search_param=%D0%B 1%D 1%96%D0% B4%D0%BD%D1%96%D1%81%D 1%82%D 1%8C&x=-152&y=-139

7. Дашинська А. Почему Украина такая бедная? // [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://news.fmance.ua/ua/~/2/ 0/all/2011/03/18/231544.

8. Исследование Всемирного банка: ведение бизнеса 2010 // [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://gtmarket.ru/news /state/2009/09/15/2200

9. Чапчиков С. Ю. Теоретико-правовые аспекты защиты экономической безопасности Российской Федерации как функции государства: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. - Специальность 12.00.01 - теория и история права и государства; история ученый о праве и государстве /С.Ю. Чапчиков. - М., 2006. - 26 с.

10. The Global Competitiveness Report 2010-2011 // World Economic Forum // [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www3.weforum.org/ docs/ WEF_Globa!competitivenessreport_20 10-11.pdf

Referenses

1. Brennan Dzh., B'iukenen Dzh. Prichina pravil. Konstitutsionnaia politicheskaia ekonomiia [Reason of rules. Constitutional political economics]. Saint Petersburg, Ekonomicheskaia shkola Publ., 2005, 272 p.

2. Baglai M.V., Gabrichidze B.N. Konstitutsionnoe pravo Rossiiskoi Federatsii: uchebnik dlia vuzov [Constitutional law of the Russian Federation. Textbook]. Moscow, INFRA-M Publ., 1996, 512 p.

3. Ob osnovakh natsional'noi bezopasnosti Ukrainy: Zakon Ukrainy [Theory of national security of Ukraine: Law of Ukraine]. Ve-domosti Verkhovnoi Rady Ukrainy - The Verkhovna Rada state journal, 2003, no.39, Art. 351.

4. Uroven' tenizatsii ukrainskoi ekonomiki dostig 36% VVP (Shadow economy level of Ukraine is 36% of GDP). Available at: http://www.newsru.ua/finance/ 27oct2009/ shadow.html

5. Dmitruk M.P. Osobennosti zarubezhnoi praktiki obespecheniia bezopasnosti v sotsial'no-ekonomicheskoi sfere. Gosudarstvennoe uprav-lenie: teoriia i praktika [Special features of security protection in social and economic sphere abroad. Theory and practice of state management]. Elektronnoe nauchnoe professional'noe izdanie - Online professional journal, 2010, no.2. Available at: http:// www.academy.gov.ua/ej/ej 12/txts/10dpmses.pdf

6. O rezul'tatakh analiza vypolneniia Kompleksnoi programmy obespecheniia realizatsii Strategii preodoleniia bednosti: Otchet schetnoi palaty Ukrainy [Analysis of poverty alleviation strategies of comprehensive program. Report of the Accounts Chamber of Ukraine]. Kyiv, Schetnaia palata Ukrainy Publ., 2011, 33 p. Available at: http: // www.acrada.gov.ua/ control / main/uk/search /results?searchForu

m=1&searchDocarch=1&searchPublishing= 1&search_param=%D0%B1% D 1%96%D0%B4%D0%BD%D1%96%D1%81%D1%82%D 1%8C&x=-152&y=-139

7. Dashins'ka A. Pochemu Ukraina takaia bednaia? (Why Ukraine is so pure?). Available at: http://news.finance.ua/ua/~/2/0/all/ 2011/03/18/231544.

8. Issledovanie Vsemirnogo banka: vedenie biznesa 2010 (World Bank investigation: business operations). Available at: http: // gtm arket. ru/news/state / 2009/09/15/2200

9. Chapchikov S.Iu. Teoretiko-pravovye aspekty zashchity ekonomicheskoi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii kak funktsii gosudar-stva: Avtoref diss. kand. iurid. nauk. - Spetsial'nost' 12.00.01 - teoriia i istoriia prava i gosudarstva; istoriia uchenyi o prave i gosudarstve [Theoretical law aspects of economic security protection of the Russian Federation as state duty. Cand. of law diss. abstract. Specialty no. 12.00.01 -Theory and history of state and law; teaching history of state and law]. Moscow, 2006, 26 p.

10. The Global Competitiveness Report 2010-2011. World Economic Forum. Available at: http://www3.weforum.org/ docs/ WEF_Globa! competitivenessreport_2010-11.pdf

Информация об авторе

Вениславский Федор Владимирович - кандидат юридических наук, доцент, кафедра конституционного права Украины, Национальный университет «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого», 610024, г. Харьков, ул. Пушкинская 77, Украина, e-mail: _vfv@ukr.net.

Author

Venislavsky Fedor Vladimirovih - Candidate of law, associate professor, department of Constitutional Law of Ukraine, National University «Yaroslav the Wise Law Academy of Ukraine», 77 Puskinskaya Street, Kharkov, 610024, Ukraine, e-mail: _vfv@ukr.net.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.