Научная статья на тему 'Экономические проблемы развития отечественной космической деятельности'

Экономические проблемы развития отечественной космической деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
376
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сердюк Р. С., Смородинова Н. И.

Представлено текущее положение России на рынке космических услуг, приведены данные о финансировании отрасли, рассмотрены основные экономические проблемы ракетно-космического производства. Развитие напрямую зависит от финансирования и коммерциализации данной отрасли, поскольку от этого зависит стабильность инновационных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономические проблемы развития отечественной космической деятельности»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

УДК 338.45:629.78

Р. С. Сердюк Научный руководитель - Н. И. Смородинова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Представлено текущее положение России на рынке космических услуг, приведены данные о финансировании отрасли, рассмотрены основные экономические проблемы ракетно-космического производства. Развитие напрямую зависит от финансирования и коммерциализации данной отрасли, поскольку от этого зависит стабильность инновационных проектов.

Космическая деятельность и ее научно-производственная база становятся естественно функционирующей отраслью российской и мировой экономики, подчиняющейся универсальным закономерностям и тенденциям развития. Характерной чертой космической деятельности является высокий темп освоения космического пространства и быстрота получения практических экономических эффектов.

Так, ракетно-космическая промышленность России занимает довольно значительное место в секторах мирового рынка производства космической техники (в объемном выражении свыше 8 %) [1] Увеличение рыночной доли в сегменте рынка производства космических аппаратов возможно как за счет внутреннего рынка, так и рынка других стран.

Главной составляющей стратегии ракетно-космической промышленности на международном космическом рынке является усиление конкурентных позиций на традиционных рынках, в частности: удержание лидирующих позиций на рынке коммерческих пусковых услуг. Так, доля России на рынке пусковых услуг выросла с 30 до 41 процента за последние несколько лет. За счет пусковых услуг и держится РКП. Правда, пуски осуществляются на модернизированных ракетах-носителях, спроектированных еще в 60-70 годах прошлого века. Старт же РН «Ангара» откладывается каждый год, на что влияет и недостаточное финансирование [2].

Финансирование космической деятельности и ракетно-космической промышленности осуществляется по взаимосвязанным направлениям: военному, гражданскому, коммерческому. В прежние годы в государственных расходах на РКП абсолютно доминировало военное направление. Сейчас в расходах на военные и гражданские цели наблюдается паритет. Федеральный закон «О космической деятельности» устанавливает, что финансирование космической деятельности осуществляется посредством выделения ассигнований из федерального бюджета государственному заказчику в размере «до одного процента ВВП РФ». Закон исполняется и более эффективных ассигнований на целевые программы не происходит.

Бюджетное финансирование не в состоянии (да и не должно) решить все экономические проблемы ракетно-космической промышленности. Абсолютно доминируют иностранные и международные ком-

мерческие заказы. Деятельность финансируется: по линии федеральных целевых программ - из госбюджета; за счет внутренних источников предприятий (из дохода по коммерческим, в том числе международным контрактам, амортизационных отчислений, заемных средств и т. п.); за счет контрактов, заключаемых Роскосмосом.

Начиная с 2007 г. ракетно-космическая промышленность стабильно увеличивала военное и гражданское производство. Прирост в первую очередь вызван выполнением обязательств государства по финансированию федеральных целевых программ, в том числе Федеральной космической программы России (ФКПР). Выполняется и другая крупная ФЦП - «Глобальная навигационная система (20022011 гг.)».

Но несмотря на все вышеизложенные позитивные данные о росте, нельзя говорить о совершенном функционировании РКП и эффективном осуществлении космической деятельности. Потенциал российского РКП огромен, однако финансирование продолжает оставаться на низком уровне, иногда даже недостаточном для эффективного претворения новых проектов в жизнь. В 2010 г. ожидаются ассигнования в размере примерно 3 млрд. долл., что может вывести Россию на 3 место по финансированию космической деятельности. Но и этого явно не достаточно.

Устарела и требует обновления производственная база: в течение 20 лет практически не выделяются средства на техническое перевооружение, средний возраст основного технологического оборудования превышает 40-50 лет, прекратили свое существование многие специализированные отраслевые центры по производству специального оборудования, оснастки и материалов, нарушились производственные связи между предприятиями. Роскос-мос осуществляет реорганизацию всего ракетно-космического блока отечественной промышленности, но этот процесс идет медленно, в настоящее время реально сформированы и работают в виде интегрированных структур только четыре предприятия, вместо 8, как планировалось.

Своеобразной проблемой коммерциализации космической деятельности, как считают многие ученые, является космический туризм. В начале века его возвели в ранг имеющего «важнейшее значе-

Секция «Финансы и кредит»

ние для финансирования российской космической программы». Финансируются проекты создания туристических кораблей, страна приобретает ранг «космического извозчика», ракеты-носители которого выводят на орбиты в основном зарубежные космические аппараты, а наши космические корабли возят иностранных туристов. Можно ли говорить о научном прогрессе и развитии отрасли?

Проблемы коммерциализации космической деятельности возникли не только благодаря невозможности государственного финансирования капиталоемких космических проектов и программ в том объеме, который требуется для реализации чрезвычайно высокого потенциала космонавтики. В настоящее время трудно диверсифицировать источники инвестиций для космической отрасли. В большей степени это определяется высокими экономическими и политическими рисками вложения негосударственных инвестиций в эту сферу, отсутствием гарантий их возврата.

Решением проблем финансирования должен стать, прежде всего, не космический туризм, а при-

влечение сторонних инвестиций, пересмотр федерального бюджета, создание методов эффективной реорганизации. Необходимо обеспечить наиболее эффективное распределение бюджетных средств, увеличить поддержку перспективных направлений и отказаться от заведомо убыточных. Многие эксперты считают, что стоит отказаться от поддержки неконкурентоспособных автомобильных предприятий, в их нынешнем виде это бесполезно. А ведь это миллиарды долларов, которые могли бы пойти на развитие космической деятельности.

Библиографический список

1. Официальный сайт Федерального космического агентства. URL: www.federalspace.ru.

2. Никитский В., Рождественский А. Дело Королева должно жить! // Общероссийская еженед. газета «Военно-промышленный курьер». 2007. № 13.

© Сердюк Р. С., Смородинова Н. И., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.