Источники:
1. В России развивают лекарственное растениеводство // Газета Вятская Губерния. - 2019. - № 1 - С. 26-28.
2. Веселова Д.В. Изучение возможности совершенствования технологии экстракта липы сердцевидной // Биоразнообразие, биоресурсы, вопросы биотехнологии и здоровье населения Северо-Кавказского региона. Сборник научных трудов Северо-Кавказского федерального университета. Ставрополь. - 2020. - С. 171-173.
3. ВОЗ настоятельно призывает принять меры для защиты детей от контаминированных лекарственных средств // Всемирная организация здравоохранения. Официальный сайт. Заявление. Текст : электронный. - 23 января 2023 г. - Режим доступа: URL: https://www.who.int/news/item/23-01-2023-who-urges-action-to-protect-children-from-contaminated-medicines.
4. Возрождение отрасли лекарственного растениеводства в России // ООО «Вистерра». Официальный сайт. Текст : электронный. - Режим доступа: URL: https://visterra.ru/ru/novosti/vozrozhdenie-otrasli-lekarstvennogo-rastenievodstva-v-rossii/ (дата обращения 17.07.2023).
5. Каталог компаний: лекарственное сырье // Российский агропромышленный сервер Текст : электронный. - Режим доступа: URL: https://agroserver.ru/company/lekarstvennye-rasteniya/p1-region-23.htm (дата обращения 18.07.2023).
6. Козко А.А., Цицилин А.Н. Перспективы и проблемы возрождения лекарственного растениеводства в России // Сборник научных трудов ГНБС. -2018. - Том 146 - С. 18-25.
7. Курс на импортонезависимость: как фармрынок адаптируется к новым условиям // Сетевое издание «РБК», Текст : электронный. 2022. - 19.10.2022.
- Режим доступа: URL: https://www.rbc.ru/economics/19/10/2022/634993939a794770ddbbdea6.
8. Лекарственные средства // Всемирная организация здравоохранения. Официальный сайт. Текст : электронный. - Режим доступа: URL: https://www.who.int/ru/health-topics/medicines#tab=tab_1 (дата обращения 17.07.2023).
9. Лебедева И.С., Шильцова Т.А., Лебедев П.В. Социально-экономические проблемы ценообразования на лекарственные средства // Журнал Экономика и предпринимательство - 2016. - № 3 (ч 1) - С. 56-61.
10. Май оказался лучшим месяцем для российской фармпромышленности с начала 2023 года // Сетевое издание «Фарммедпром». Текст : электронный. -29.06.2023 - Режим доступа: URL: https://pharmmedprom.ru/news/mai-okazalsya-luchshim-mesyatsem-dlya-rossiiskoi-farmpromishlennosti-s-nachala-2023-goda/.
11. Невинная И. Индийские лекарства и импортозамещение. Эксперты оценили будущее фармрынка в России // Интернет-портал «Российской газеты». Текст : электронный. - 09.11.2022. - Режим доступа: URL: https://rg.ru/2022/11/10/vostochnyj-ekspress.html.
12. Овод А.И. Особенности российского фармацевтического рынка // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2021. - Т. 10. № 1(34).
- С. 237-239. DOI: 10.26140/anie-2021-1001-0057.
13. От растения до лекарственного препарата // ФГБНУ Всероссийский научно-исследовательский институт лекарственных и ароматических растений. Официальный сайт. Текст : электронный. - Режим доступа: URL: https://vilarnii.ru (дата обращения 18.07.2023).
14. План мероприятий («дорожная карта») «Хелснет» Национальной технологической инициативы. / Президиум Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России. - 2016. Москва.
15. Прогноз развития рынка компании «Плант-Бокс» в 2019-2023 гг // Плант-Бокс. Официальный сайт. Текст : электронный. - Режим доступа: URL: https://plant-box.pro/stati/prognoz-razvitiya-rynka-kompanii-plant-boks-v-2019-2023-gg (дата обращения 17.07.2023).
16. Разработка технологии густого экстракта кукурузы столбиков с рыльцами / Никифорова Е.Б., Мелконян К.И., Веселова Д.В., Нечаева А.Г., Козмай Я.А., Русинова Т.В. // Медико-фармацевтический журнал Пульс. - 2022. Т. 24. № 3. - С. 29-36.
17. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 июня 2023 г. № 1495-р Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2030 года. - 2023. - Москва. Правительство Российской Федерации.
18. Сибирь оказалась богата фармсубстанциями // Сетевое издание «Фарммедпром». Текст : электронный. - 29.06.2023 - Режим доступа: URL: https://pharmmedprom.ru/news/sibir-okazalas-bogata-farmsubstantsiyami/.
19. Трава у дома. Что выиграет РФ, возродив выращивание лекарственных растений? // Еженедельник «Аргументы и Факты» № 34. Текст : электронный. -21.08.2019. - Режим доступа: URL: https://aif.ru/money/economy/trava_u_doma_chto_vyigraet_rf_vozrodiv_vyrashchivanie_lekarstvennyh_rasteniy.
20. Тюкаев А. На Кубани аграрии выращивают 80 видов лекарственных трав // Сетевое издание «Информационный портал «Кубань 24» Текст : электронный. - 16.11.2015 - Режим доступа: URL: https://kuban24.tv/item/na-kubani-agrarii-vyiraschivayut-80-vidov-lekarstvennyih-trav-136508.
21. Цицилин А.Н., Ковалев Н.И. Лекарственное растениеводство России в XXI веке (вызовы и перспективы развития). Известия Тимирязевской сельскохозяйственной академии. - 2021. - №1. - С. 42-54. https://doi.org/10.26897/0021-342X-2021-1-42-54.
22. Чукуриди С.С. Лекарственные растения и их использование в фитотерапии: Метод. пособие для лабораторных и самостоятельных работ студентов по направлению 110400.62 «Агрономия» (бакалавриат) биологических факультетов университетов / С.С. Чукуриди, Л.С. Кричевская, Н.А. Сионова.
- Краснодар: КубГАУ, 2012.
EDN: MQTQDK
Е.В. Кожина - доцент кафедры экономики судостроительной промышленности, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, Санкт-Петербург, Россия, [email protected],
E.V. Kozhina - associate professor of the department of economics of the shipbuilding industry, St Petersburg state maritime technical university, St. Petersburg, Russia;
АА Мандикаева - обучающаяся кафедры экономики судостроительной промышленности, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, Санкт-Петербург, Россия, [email protected],
A.A. Mandikaeva - student of the department of shipbuilding economics, St. Petersburg state maritime technical university, St. Petersburg, Russia;
А.П. Смирнова - обучающаяся кафедры экономики судостроительной промышленности, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, Санкт-Петербург, Россия, [email protected],
A.P. Smirnova - student of the department of shipbuilding economics, St Petersburg state maritime technical university, St Petersburg, Russia.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В АРКТИКЕ ECONOMIC PROBLEMS AND PROSPECTS OF ENSURING ENVIRONMENTAL SAFETY IN THE ARCTIC
Аннотация. Арктика - уникальный регион, который привлекает все большее внимание международного сообщества в свете изменения климата и расширения возможностей для экономической деятельности. Уникальный ресурсный и экономический потенциал региона, его геополитическое значение трудно переоценить, в связи с чем, данная территория стала точкой притяжения интересов множества стран. Освоение новых морских путей способствует развитию торговли и эксплуатации природных ресурсов, а также активизации добычи полезных ископаемых в регионе. Однако рост интереса к Арктике, активное освоение её ресурсов также вызывает ряд серьёзных проблем, связанных с экологической безопасностью. В данной статье рассматриваются основные проблемы, с которыми сталкивается Арктика в последние годы в ходе её активного освоения, а также перспективы и роль региона в обеспечении экологической безопасности.
Abstract. The Arctic is a unique region that is attracting increasing attention from the international community in the light of climate change and expanding opportunities for economic activity. The unique resource and economic potential of the region, its geopolitical significance cannot be overestimated, and therefore, this territory has become a point of attraction for the interests of many countries. The development of new sea routes contributes to the development of trade and exploitation of natural resources, as well as the intensification of mining in the region. However, the growing interest in the Arctic and the active development of its resources also causes a number of serious problems related to environmental safety. This article discusses the main problems faced by the Arctic in recent years during its active development, as well as the prospects and role of the region in ensuring environmental safety.
Ключевые слова: Арктика, экономическое развитие, экономическая безопасность, устойчивое развитие, экологическая безопасность, проблемы Арктики, Арктическая зона.
Keywords: Arctic, economic development, economic security, sustainable development, environmental security, Arctic problems, Arctic zone.
Арктика, расположенная вокруг Северного полюса, играет важную роль в мировой экосистеме и имеет огромное значение для глобального климата. Это уникальный регион, включающий в себя северные территории России, Канады, Дании, Норвегии, США и других стран. В последние десятилетия Арктика стала объектом повышенного внимания из-за своего стратегического и экологического значения. С одной стороны, климатические изменения вызывают таяние льдов и открытие новых морских путей, что способствует развитию торговли и эксплуатации природных ресурсов. С другой стороны, расширение человеческой деятельности может негативно сказаться на уязвимой экосистеме региона. В свете этих проблем становится все более важным обеспечение экологической безопасности в Арктике.
Арктика играет ключевую роль в регуляции глобального климата. Ледяные покровы отражают солнечное излучение обратно в космос и помогают удерживать холодный климат на планете. Сокращение арктического льда может привести к усилению глобального потепления и иметь негативные последствия для всей планеты. Озоновый слой над Арктикой ужасно истончился, там появилась большого радиуса озоновая дыра. Поэтому сохранение Арктики в ее нынешнем состоянии важно для баланса климата Земли.
Второй аспект, который делает Арктику уникальной, связан с ее биоразнообразием и неповторимыми экосистемами. Она является домом для множества уникальных видов растений и животных, которые адаптировались к экстремальным условиям региона. Сохранение этого биоразнообразия имеет важное значение для науки и экологии, так как эти виды являются непревзойденными по степени адаптации к арктической среде. Кроме того, они могут предоставлять ценную информацию для разработки новых лекарств и технологий.
Ещё один аспект связан с ресурсами и экономическим потенциалом Арктики. Регион обладает огромным потенциалом для развития промышленности и добычи природных ресурсов, таких как нефть, газ, минералы, рыба и древесина. Это может стать движущей силой экономического развития региона и приносить значительную прибыль для страны. Однако разработка ресурсов должна быть управляемой и устойчивой, чтобы уменьшить негативные воздействия на окружающую среду и сохранить богатство природных ресурсов для будущих поколений.
И, наконец, геополитическое значение Арктики не может быть недооценено. «Двадцать пять лет назад восемь государств, часть территории которых находится за Полярным кругом, создали новую международную организацию. Она получила название Арктический совет (АС)» [11]. Арктика является объектом интереса нескольких государств из-за своего геополитического значения. «Предполагаемое изобилие стратегически важных промышленных ресурсов и месторождений полезных ископаемых, в частности нефти и газа, обеспечивает определенную степень повышения экономической и энергетической безопасности сторонам, участвующим в добыче региональных ресурсов» [2].
Обеспечение экологической безопасности в Арктике играет ключевую роль в поддержании стабильности и сотрудничества в регионе.
В свете изменения климата и расширения экономической деятельности в регионе, важно обратить особое внимание на особенности, связанные с экологической безопасностью. «Актуальность проблемы для данного приоритетного направления состоит в выявлении и характеристике основных проблем экологической безопасности в Арктике» [3]. Можно выделить ряд общемировых экологических проблем Арктического региона.
В первую очередь, это изменение климата и таяние льдов: Глобальное потепление приводит к быстрому таянию арктического льда, что в свою очередь вызывает изменения в экосистеме региона. Таяние льдов также открывает новые возможности для экономической деятельности, но в то же время усиливает риск для морских видов и инфраструктуры, так как сопровождается повышением уровня моря [4].
Более того, необходимо учесть, загрязнение и нефтяные разливы: Расширение промышленных операций в Арктике, таких как нефтегазовая добыча и судоходство, увеличивает риск загрязнения морской среды. Нефтяные разливы в Арктике имеют серьезные последствия для окружающей среды и биоразнообразия, а также для местного населения, которое зависит от морских ресурсов для своего существования. Происшествия, подобные разливу нефти в 2010 году в Мексиканском заливе и в 2021 году в Карском море, подчеркивают необходимость усиления мер по предотвращению и реагированию на подобные происшествия.
И последнее, но не менее важное, это уязвимость экосистемы и живых ресурсов: Арктическая экосистема хрупкая и уникальная, с богатым разнообразием видов животных и растений. Рост человеческой деятельности может привести к нарушению баланса в экосистеме и негативно сказаться на местных видах, включая рыбу, морских млекопитающих и птиц. Крупномасштабные строительные проекты и разработка природных ресурсов могут иметь долгосрочные последствия для биоразнообразия и устойчивости экосистемы Арктики.
Арктика играет важную роль в мировой экологии и климате, а также является ключевым регионом для России, которая имеет большую территорию в этом регионе. Однако в последние годы возникли серьезные проблемы, связанные с обеспечением экологической безопасности в Арктике, которые могут негативно повлиять на Россию.
Проблемы, связанные с загрязнением морской среды, изменением климата и потерей биоразнообразия, могут привести к экологическим последствиям не только для Арктики, но и для всего мира. Эти проблемы в свою очередь могут негативно повлиять на экономику и политические интересы России.
Кроме того, нестабильность и конфликты в арктическом регионе могут создать геополитические проблемы для нашей страны. Это может повлиять на ее контроль над морскими маршрутами и доступ к ресурсам в
регионе. Растущий интерес к ресурсам и контролю над морскими маршрутами может создать угрозу национальной безопасности для России, так как несколько государств претендуют на часть территории в Арктике.
Однако, общепринятой позицией многих арктических стран, включая Россию, является необходимость обеспечения мирного и сотруднического развития Арктики. «Россия исходит из того, что судьба и работа Арктического Совета будет зависеть от нахождения цивилизованного диалога в интересах сохранения Арктики как территории мира, стабильности и сотрудничества» [7]. Основные принципы, которые должны оговариваться в подобных документах, включают следующее:
Соблюдение международного права: страны, вовлеченные в арктические дела, обычно придерживаются принципов, установленных в Конвенции «О морском праве» Организации Объединенных Наций (UNCLOS), включая права и обязанности государств по отношению к морским ресурсам, морским границам и сохранению морской среды.
Мирное разрешение споров является одним из основных принципов стран, претендующих на территории в Арктике, обычно поддерживают идею мирного разрешения споров и конфликтов в регионе, в том числе через дипломатические переговоры и сотрудничество. «Арктика имеет большой потенциал для сотрудничества, не в последнюю очередь учитывая, что потребность в практическом сотрудничестве между прибрежными государствами быстро растет» [6].
Устойчивое использование ресурсов - это еще один важный принцип в Арктике. Большое внимание уделяется устойчивому использованию природных ресурсов в Арктике, чтобы минимизировать отрицательное воздействие на окружающую среду и сохранить биоразнообразие. Это может включать разработку экологически чистых технологий и практик, а также контроль над промышленной деятельностью в регионе. «Современный этап развития человечества характеризуется повышением интенсивности освоения Мирового океана, в том числе расширением научной и экономической деятельности по изучению и использованию его ресурсов» [5].
Направленная защита на сохранение уникальной арктической экосистемы - это важный принцип, который предотвращает загрязнения. Устойчивое использование ресурсов является ключевым аспектом обеспечения долгосрочной экологической безопасности Арктики.
Морская доктрина России включает в себя положения, связанные с обеспечением безопасности Арктики. В документе подчеркивается, что Россия придает особое значение своей национальной безопасности и интересам в Арктике. Одним из ключевых элементов морской доктрины является обеспечение безопасности на морских путях и территориях Арктики.
В документе также отмечается, что в связи с изменением климата и расширением доступности ресурсов в Арктике, усиливается конкуренция между странами за контроль над этими ресурсами. В этой связи, Россия проводит активную политику по развитию своего присутствия в Арктике и укреплению своих интересов в регионе.
Одним из важных направлений морской доктрины является развитие инфраструктуры в Арктике, учитывая серьёзный факт наличия особенностей региона, включая создание новых баз и пунктов обеспечения безопасности, улучшение навигационной обстановки и обеспечение экологической безопасности в регионе. «В этой ситуации особую значимость приобретает всесторонняя (правовая, финансовая, организационная) поддержка ледокольного флота для Северного морского пути, как стратегически важной, надежной и безопасной транспортной магистрали, и, как следствие, возникает необходимость использовать мощный потенциал правовых стимулов в качестве средств позитивного воздействия на общественные отношения» [1].
«Настоящая Доктрина является документом стратегического планирования, в котором отражена совокупность официальных взглядов на национальную морскую политику Российской Федерации и морскую деятельность Российской Федерации» [8].
«Особенности Арктической зоны, определяющие специальные подходы к ее социально-экономическому развитию и обеспечению национальной безопасности в Арктике, состоят в следующем:
Во-первых, экстремальные природно-климатические условия, крайне низкие плотность населения и уровень развития транспортной и социальной инфраструктуры. От этого будет зависеть высокая чувствительность экологических систем к внешним воздействиям, особенно в местах проживания коренных малочисленных народов Российской Федерации. Вследствие чего, появляются климатические изменения, способствующие возникновению, как новых экономических возможностей, так и рисков для хозяйственной деятельности и окружающей среды.
Во-вторых, устойчивая географическая, историческая и экономическая связь с Северным морским путем.
В-третьих, неравномерность промышленно-хозяйственного освоения отдельных территорий Арктической зоны, ориентированность экономики на добычу природных ресурсов, их вывоз в промышленно развитые субъекты Российской Федерации и экспорт. Кроме того, высокая ресурсоемкость хозяйственной деятельности и жизнеобеспечения населения, их зависимость от поставок топлива, продовольствия и иных жизненно необходимых товаров из различных субъектов Российской Федерации.
И наконец, Рост конфликтного потенциала в Арктике» [9].
«Это, прежде всего, вопросы организации и управления охраной окружающей среды на предприятиях различных форм собственности и видов деятельности» [10]. Решение проблем требует согласованных действий, чтобы сохранить экологическую безопасность в Арктике и предотвратить конфликты в регионе. Россия, как
один из ключевых игроков в Арктике, может сыграть важную роль в этом процессе, включая разработку новых технологий для экологической безопасности и поддержку научных исследований в регионе.
Россия предпринимает ряд конкретных мер в Арктике, направленных на сохранение и обеспечение экологической безопасности региона, которые показаны в таблице 1.
Таблица 1 - Меры по сохранению экологической безопасности Арктики
Меры Характеристика
Создание арктической инфраструктуры Россия производит строительство новых арктических баз и станций, а также обновление и модернизацию существующих объектов. Например, строительство новых световых маяков и навигационных буев, а также обновление системы морского радиолокационного обнаружения, позволяют обеспечить безопасность судоходства в условиях арктической морской обстановки
Развитие экологически чистых технологий Россия активно разрабатывает и внедряет экологически чистые технологии в своих арктических проектах. Например, в области добычи и транспортировки нефти и газа в Арктике используются передовые методы и технологии, направленные на снижение вредного воздействия на окружающую среду
Совместные исследования и мониторинг Россия активно сотрудничает с другими арктическими странами в области научных исследований и мониторинга состояния окружающей среды. Это позволяет собирать и анализировать данные о климатических изменениях, биоразнообразии и экосистемах Арктики, что способствует более эффективному управлению регионом и принятию соответствующих мер по его сохранению
Создание охраняемых природных территорий Россия активно работает над созданием и расширением охраняемых природных территорий в Арктике. Это включает национальные парки, заповедники и природные заказники, где запрещается или ограничивается человеческая деятельность, чтобы сохранить уникальные экосистемы и виды растений и животных
Принятие мер по борьбе с загрязнением Регулярное проведение учений по ликвидации последствий разлива нефти на шельфе. Прошли учения военно-морской флотилии Северного флота по ликвидации аварийных разливов нефти. В рамках учений были отработаны различные сценарии ликвидации утечки нефти, включая сбор и переработку загрязненных вод, установку плавучих барьеров и технических средств для остановки разлива. Разработана спутниковая система мониторинга загрязнения морской среды «Морской глаз».
Принятие мер по экологическому контролю Проверки нефтедобывающих и газодобывающих, научно-исследовательских компаний, также проводятся проверки судов и судовладельцев, осуществляющих деятельность в Арктике
Развитие экотуризма Россия активно содействует развитию экотуризма в Арктике, стремясь создать уникальные туристические маршруты и объекты, которые не наносят ущерба природной среде. Экотуризм в Арктике представляет собой возможность познакомить посетителей с уникальной арктической природой и одновременно сохранить ее неприкосновенность. Инициируется создание специальных заповедников и национальных парков
Источник: Составлено авторами на основе [ 5]
По данным, представленным в таблице 1, можно сделать вывод, что Россия активно разрабатывает и модернизирует инфраструктуру в Арктике. Это позволяет обеспечить присутствие и оперативность в регионе, а также улучшить условия работы и жизни арктических поселений. Также Россия активно работает над разработкой и внедрением новых технологий для ликвидации аварийных разливов нефти. Например, в 2021 году была запущена первая в мире морская технология для сбора нефти на основе ферментного действия. Эта технология позволяет быстро и эффективно очищать загрязненную воду без использования химических реагентов. В 2023 году технология получила признание и активно используется во многих областях Арктики.
Российская Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростех-надзор) проводит регулярные проверки предприятий с целью контроля над соблюдением экологических требований, технологических норм и безопасности производственных процессов. В случае выявления нарушений, применяются соответствующие санкции и требования о ликвидации нарушений.
Кроме того, Россия активно сотрудничает с международными организациями, такими как Международная морская организация (IMO), в области разработки и соблюдения международных стандартов и норм по безопасности и экологическому контролю в Арктике. «Арктика предоставляет широкие возможности для сотрудничества в военной сфере, создания коллективной системы безопасности и арктические государства уже накопили позитивный опыт сотрудничества по военным вопросам» [5].
Россия ведет ответственную политику по сохранению Арктики и обеспечению её экологической безопасности, с учетом интересов и потребностей как настоящих, так и будущих поколений.
В целом, обеспечение экологической безопасности в Арктике является ключевой проблемой для России и других стран в регионе. Необходимо предпринимать конкретные действия для решения этих проблем, чтобы сохранить биоразнообразие, улучшить экологическую ситуацию и поддержать экономические и политические интересы стран в регионе. Арктика играет важную роль в экологической безопасности планеты, и ее сохранение должно стать приоритетом международного сообщества. Необходимо разработать и реализовать эффективные стратегии для устойчивого развития региона, которые учитывают интересы, как местного населения, так и глобального сообщества. Только таким образом можно обеспечить экологическую безопасность Арктики и сохранить ее уникальные экосистемы для будущих поколений.
Источники:
1. Василькова С.В. Правовые вопросы укрепления потенциала российского судостроения для целей хозяйственного освоения и развития Арктики / С.В.Василькова // Закон. - 2023. - N 1. - С.314-318.
2. Дубова, А. А. Арктика как геополитический регион / А. А. Дубова. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2022. - № 30 (425). - С. 67-70. - URL: https://moluch.ru/archive/425/94237/ (дата обращения: 05.05.2023).
3. Ергин, Г. И. Таяние ледяного покрова в Арктике как одна из ключевых проблем экологической безопасности / Г. И. Ергин. - 2022. - № 41 (436). - С. 18-24. — URL: https://moluch.ru/archive/436/95349/ (дата обращения: 05.05.2023).
4. Орлов. А. И. / Проблемы управления экологической безопасностью / Орлов. - М.: Palmarium Academic Publishing, 2022. - 344 c
5. Проблемы обеспечения национальной безопасности арктической зоны Российской федерации. URL: http://council.gov.ru/media/files/xAeA7mm 5H1HCrMyfBiF3DgZUkeol3Wih.pdf (дата обращения: 05.05.23).
6. Романова, А. В. Споры России и США о континентальном шельфе в Арктике / А. В. Романова. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. -2020. - № 44 (334). - С. 275-278. - URL: https://moluch.ru/archive/334/74624/ (дата обращения: 05.05.2023).
7. Судьба Арктического совета. URL: https://ria.ru/20230511/arktika-1871040534.html Автор: РИА Новости. (дата обращения: 04.05.2023).
8. Указ Президента РФ от 31 июля 2022 г. N 512 "Об утверждении Морской доктрины Российской Федерации"/Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31 июля 2022 г./ Москва, Кремль / N 512 (дата обращения: 04.05.2023).
9. Указ Президента РФ от 26 октября 2020 г. N 645 "О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года" (с изменениями и дополнениями)/ Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 г./ Москва, Кремль/ N 645 (дата обращения: 04.05.2023).
10. Широков Ю. А./Экологическая безопасность на предприятии / - 2022 - 360 с.