Кириллов А.С.
Аспирант. Дипломатическая академия Министерства иностранных дел.
международное сотрудничество в Арктическом регионе на рубеже XX и XXI веков*
Аннотация. Статья посвящена анализу международного сотрудничества в Арктическом регионе на рубеже XX и XXI веков. В статье рассматриваются основные направления и формы сотрудничества, а также ключевые участники этого процесса. Особое внимание уделяется роли международных организаций, таких как Арктический совет, в формировании и развитии сотрудничества в регионе, а также влиянию политических, экономических и экологических факторов на ситуацию в регионе. В статье также анализируются основные проблемы и вызовы, с которыми сталкивается международное сотрудничество в Арктике, такие как изменение климата, освоение природных ресурсов, сохранение биоразнообразия и защита окружающей среды. Кроме того, в статье рассматривается транспортный потенциал Арктики, который может стать основой для развития международного сотрудничества. В условиях изменения климата и таяния льдов Арктика может стать новым морским путём, связывающим Европу, Азию и Америку. Автор приходит к выводу, что международное сотрудничество в Арктическом регионе является важным инструментом для обеспечения устойчивого развития региона и сохранения его уникальной природы.
Ключевые слова: Арктика, Арктический совет, геополитика, циркумполярные страны, Северный морской путь.
Kirillov A.S.
Graduate Student. Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs.
International cooperation in the Arctic region at the turn of the XX and XXI centuries
Abstract. The article is devoted to the analysis of international cooperation in the Arctic region at the turn of the XX and XXI centuries. The article discusses the main directions and forms of cooperation, as well as the key participants in this process. Special attention is paid to the role of international organizations, such as the Arctic Council, in the formation and development of cooperation in the region, as well as the influence of political, economic and environmental factors on the situation in the region. The article also analyzes the main problems and challenges faced by international cooperation in the
© Кириллов А.С., 2024.
Arctic, such as climate change, development of natural resources, conservation of biodiversity and environmental protection. In addition, the article examines the transport potential of the Arctic, which can become the basis for the development of international cooperation. In the face of climate change and melting ice, the Arctic may become a new sea route connecting Europe, Asia and America. The author concludes that international cooperation in the Arctic region is an important tool for ensuring the sustainable development of the region and the preservation of its unique nature.
Key words: Arctic, Arctic Council, geopolitics, circumpolar countries, Northern Sea Route.
Введение
Арктический регион является одним из наиболее перспективных и в то же время сложных для освоения и развития. Его геополитическое положение, богатые природные ресурсы и уникальные экологические условия делают его объектом пристального внимания со стороны различных стран и международных организаций.
Актуальность темы обусловлена необходимостью исторического анализа становления международного сотрудничества в Арктике, а также определения перспектив его развития. Цель данного исследования - выявить основные направления, формы и проблемы международного сотрудничества в Арктическом регионе в указанный период.
Несмотря на то, что на протяжении многих веков арктический регион не представлял большого интереса для государств с геополитической точки зрения, научно-техническая революция и начавшееся в середине XX века противостояние между двумя сверхдержавами - США и СССР - сделали Арктику одним из самых важных регионов мира.
Во-первых, это связано с огромными запасами природных ресурсов, которые находятся в недрах региона. По оценкам специалистов, разведанные запасы нефти в Арктике составляют 233 миллиарда баррелей. А общий объём неразведанных запасов нефти и газа превышает 413 миллиардов баррелей, что составляет примерно 22% от общих неразведанных запасов углеводородов в мире.
Кроме того, в Арктике содержатся большие залежи редкоземельных металлов, золота, алмазов, урана и других ценных ресурсов. В условиях истощения разрабатываемых человечеством запасов природных ресурсов, Арктика выступает как глобальный резерв, контроль над которым будет жизненно необходим в будущем.
Большую ценность в будущем будут представлять и арктические ледники, которые могут стать важным источником пресной воды на планете.
Во-вторых, ведущие государства мира привлекает большой транспорт-
ный потенциал Арктики. Через Арктическую зону проходят два трансокеанских морских пути, имеющих немаловажное стратегическое значение: Северо-Западный проход, который является частью Арктической зоны Канады, и Северный морской путь, принадлежащий Арктической зоне России.
Несмотря на то, что большая часть Арктики покрыта льдами, современные технологии и ледокольный флот позволяют беспрепятственно проходить через арктические льды. Северный морской путь является кратчайшим морским маршрутом из Европы в Азию и из Евразии в Северную Америку. Для сравнения, путь из Мурманска в Японию через Суэцкий канал составляет 12 840 морских миль (23 780 километров), а по СМП - всего 5 770 морских миль (10 690 километров), что в 2,23 раза меньше. В коротком транспортном коридоре из Азии в Европу очень заинтересованы такие ведущие экономики северо-востока Азии, как Китай, Япония и Южная Корея.
В-третьих, одной из наиболее значимых проблем Арктики на современном этапе является экология. Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) выделяет следующие основные экологические проблемы в Арктике: загрязнение Северного Ледовитого океана нефтью и химическими соединениями, изменение климата, таяние ледников, сокращение флоры и фауны.
Повышение средней температуры Земли даже на четыре градуса по Цельсию может спровоцировать масштабное таяние арктических ледников, что приведёт к значительному поднятию уровня мирового океана. В результате будет затоплена значительная часть севера Евразии, включая Британские острова, северное побережье всей Европы и Сибири, а также восточное побережье Северной Америки с крупнейшими городами США, такими как Нью-Йорк и Вашингтон. Под водой могут оказаться Японские острова, часть Корейского полуострова и восточное побережье Китая.
Именно поэтому экологические проблемы Арктики становятся глобальными и требуют международного сотрудничества для их решения.
материалы и методы исследования
Материалы исследования включают научные статьи, монографии, отчёты международных организаций, статистические данные и другие источники, посвящённые международному сотрудничеству в Арктическом регионе. В качестве методов исследования используются анализ научной литературы, статистических данных и других источников информации, а также сравнительный и системный подходы.
Результаты и обсуждения
Арктика - это, своего рода, уникальный регион, который обладает богатой природной средой и ресурсами. Большая часть её морской акватории круглый год покрыта льдом.
Однако в последние 30 лет природная среда Арктики стремительно меняется. Температура в регионе повышается, и арктический летний морской лёд продолжает уменьшаться. По прогнозам учёных, воды Арктики могут стать сезонно свободными ото льда уже в середине этого века или даже раньше.
Таяние арктических льдов и снега не только меняет природную среду Арктики, но и может вызвать глобальные проблемы. Среди них - ускоренное потепление климата, повышение уровня моря, усиление экстремальных погодных явлений и ущерб биоразнообразию [7]. С одной стороны, таяние арктических льдов и снега может изменить условия освоения и использования Арктики, что даст странам возможность коммерческого использования арктических морских путей и освоения арктических ресурсов.
Коммерческое освоение и использование Арктики окажет значительное влияние на глобальное судоходство, международную торговлю и структуру мирового энергоснабжения. Это также приведёт к серьёзным изменениям в экономическом и социальном развитии Арктики и повлияет на производство и образ жизни жителей и коренных народов этого региона. Кроме того, коммерческое освоение Арктики может представлять потенциальную угрозу для экологической среды региона. Решение глобальных проблем, связанных с Арктикой, требует совместных усилий мирового сообщества.
С 1980-х годов международный интерес к Арктике возрос на фоне быстрых изменений в окружающей среде Арктики, символизируемых тенденцией к сокращению арктического морского льда. Окружающая среда Арктики чрезвычайно чувствительна к глобальному потеплению, а морской лед в Северном Ледовитом океане сокращается более быстрыми темпами, чем предполагалось с научной точки зрения. К середине этого столетия площадь летнего морского льда в Северном Ледовитом океане уменьшилась примерно до двух третей за последние 35 лет, и если не будут приняты эффективные меры противодействия глобальному потеплению и глобальное потепление ускорится в наибольшей степени, середина нынешнего века.
В Арктике последствия глобального потепления усиливаются больше, чем в любой другой части земного шара, но механизм изменения окружающей среды в Арктике еще полностью не выяснен. Быстрые экологические изменения в Арктике могут иметь серьезные и необратимые последствия для средств к существованию коренных народов и других людей, живущих в Арктике и хрупких экосистемах Полярного круга [10].
Кроме того, есть опасения, что экологические изменения в Арктике вызовут ускоренное глобальное потепление, повышение уровня моря во всем мире, учащение экстремальных погодных явлений и воздействие на экосистемы. С другой стороны, по мере того, как количество морского льда уменьшается, доступная морская площадь расширяется, и новые экономические способы использования, такие как создание судоходных маршрутов
в Северном Ледовитом океане, становятся реальностью.
В Арктике с растущим интересом к экономической деятельности, такой как разработка полезных ископаемых и биологических ресурсов и использование арктического морского пути, окружающая среда является устойчивой, сохраняя при этом окружающую среду в хрупкой и мало восстанавливающейся окружающей среде Арктики [5].
Обсуждения о соответствующей экономической деятельности, которая делает возможным такое развитие и создание международных правил, проводится на различных площадках, включая Арктический совет и Международную морскую организацию. Кроме того, некоторые арктические страны переходят к активизации деятельности по обеспечению безопасности с целью обеспечения своих интересов и защиты своих территорий, и такие действия для расширения своего военного присутствия являются международной средой безопасности [2].
Таким образом, экологические изменения в Арктике имеют политические, экономические и социальные последствия не только для Арктики, но и в глобальном масштабе, а возможности и проблемы, которые они создают, относятся как к арктическим, так и неарктическим странам. Внимание международного сообщества Сообщество тянет вне зависимости от арктических стран.
В 1991 году восемь арктических государств, а именно: Россия, Канада, США, Норвегия, Дания, Финляндия, Швеция и Исландия - приняли Стратегию по защите окружающей среды Арктики (AEPS). Эта стратегия предполагает, что страны должны заниматься мониторингом, оценкой и защитой окружающей среды арктической зоны, а также оперативным реагированием на чрезвычайные ситуации и сохранением природы. Принятие AEPS стало первым крупным политическим достижением после окончания Холодной войны.
Арктические государства также создали Арктический совет - главный межправительственный форум Арктики - в середине 1990-х годов. С тех пор они добились значительного прогресса в определении роли Совета и усилении его влияния в регионе. Среди важных событий на этом уровне - принятие двух юридически обязательных соглашений и решение в 2013 году о предоставлении некоторым неарктическим государствам, в частности Китаю, статуса постоянных наблюдателей в Совете. Кроме того, арктические государства в целом согласились использовать международное право в форме Конвенции Организации Объединённых Наций по морскому праву (ЮНКЛОС), чтобы разграничить морские границы в регионе.
Исходя из современных геополитических и правовых реалий, можно выделить три группы стран, заинтересованных в Арктическом регионе.
В первую группу входят официальные арктические страны, которые расположены в арктической зоне, на побережье Северного Ледовитого океана. Это Россия, США, Канада, Норвегия и Дания (остров Гренландия).
Циркумполярный регион - достаточно новое и редко употребляемое определение, обозначающее регион, который находится непосредственно или вблизи одной из полярных зон земного шара, чаще всего Северного полярного круга. Из ранее выявленных групп стран по интересам в Арктической зоне к циркумполярным относятся как страны первой группы (Россия, Норвегия, Дания, Канада и США), так и второй (Исландия, Финляндия и Швеция). Однако ключевыми странами, определяющими основную политическую и экономическую повестку в регионе, являются три крупнейшие страны мира: Россия, США и Канада.
Во вторую группу входят страны, которые не имеют прямого выхода к Северному Ледовитому океану, однако находятся вблизи Полярного круга, например, Исландия, Финляндия и Швеция. Эти государства также являются членами Арктического совета вместе со странами первой группы.
К третьей группе относятся страны, которые географически не связаны с Арктическим регионом, но проявляют к нему большой интерес.
Выводы
Далее сделаем следующие выводы по итогам проведенного исследования:
1. Стратегическое положение: Арктика находится на пересечении морских и воздушных путей между Европой, Азией и Северной Америкой. Это делает регион важным для обеспечения безопасности и контроля над морскими и воздушными путями. В Арктике расположены важные военные объекты, такие как базы и радары. Это делает регион стратегически важным для обеспечения национальной безопасности.
2. Природные ресурсы: В Арктике находятся значительные запасы нефти, газа, минералов и других природных ресурсов, что делает данный регион очень инвестиционно привлекательным.
3. Транспортные возможности: Северный морской путь - кратчайший морской путь между Европой и Азией. Развитие этого пути может сократить время и стоимость морских перевозок. Воздушные пути над Арктикой также имеют стратегическое значение для обеспечения связи между Европой, Азией и Северной Америкой.
4. Экологическое значение: Арктика является одним из самых уязвимых регионов мира с точки зрения изменения климата. Это делает необходимым сотрудничество между странами для сохранения уникальной природы региона и обеспечения устойчивого развития.
5. Геополитическая значимость Арктики делает её объектом внимания
и конкуренции между различными странами. Это может привести к конфликтам и напряжённости в регионе. Поэтому важно обеспечить мирное и устойчивое развитие Арктики на основе международного сотрудничества и уважения к правам коренных народов.
Библиографический список:
1. Гудеев П.А. Северный морской путь: национальная или международная транспортная артерия? // НП «Российский Совет по Международным Делам» (РСМД), 13 сентября 2018 г. // URL: https://russiancouncil. ru/analytics-and-comments/analytics/severnyy-morskoy-put-natsionalnaya-ili-mezhdunarodnaya-transportnaya-arteriya/ (Дата обращения: 03.05.2023)
2. Жилина И.Ю. Международное сотрудничество в Арктике // Россия: тенденции и перспективы развития, 2021. № 16-1. С. 977-981.
3. Камынин В.Д., Долгов А.В. Российские дипломатические инициативы в Арктическом совете в 2014-2020 гг // История и современное мировоззрение, 2020. № 2. С. 132-141.
4. Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) // URL: https://www. un.org/ru/ga/unep/
5. Ресурсный потенциал и будущее российской Арктики // Рабочая группа Экспертного совета при Правительстве России [Офиц. сайт]. 2017. // URL: будущее-арктики.рф/resursnyj-potencial-budushhee-rossijskoj-arktiki/ (Дата обращения: 17.02.2023)
6. Фаузер В.В., Смирнов А.В. Мировая Арктика: природные ресурсы, расселение населения, экономика // Арктика: экология и экономика. 2018. № 3 (31). С. 7.
7. Шинкарецкая Г.Г. Формирование системы управления охраной и сохранением природной среды в Арктике // Образование и право, 2020. № 5. С. 135-144.
8. Broadus J.M., Vartanov R.V. The Oceans and Environmental Security: Shared US and Russian Perspectives. Washington, D.C.: Island Press. 58 p.
9. Circum-Arctic Resource Appraisal: Estimates of Undiscovered Oil and Gas North of the Arctic Circle - CARA. U.S. Geological Survey. // URL: http://energy.usgs.gov/RegionalStudies/Arctic.aspx (Дата обращения: 20.02.2023)
10. Future of the Arctic-A New Dawn for Exploration. Wood Mackenzie. // URL: http://www.woodmacresearch. com/ (Дата обращения: 20.02.2023)
Reference
1. Gudeev P.A. Northern Sea Route: national or international transport artery? // NP "Russian Council on International Affairs" (RIAC), September 13, 2018 // URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/ severnyy-morskoy-put-natsionalnaya-ili-mezhdunarodnaya -transportnaya-arteriya/ (05.03.2023)
2. Zhilina I.Yu. International cooperation in the Arctic // Russia: trends and development prospects, 2021. № 16-1. P. 977-981.
3. Kamynin V.D., Dolgov A.V. Russian diplomatic initiatives in the Arctic Council in 2014-2020 // History and modern worldview, 2020. № 2. P. 132-141.
4. United Nations Environment Program (UNEP) // URL: https://www.un.org/ru/ga/unep/
5. Resource potential and the future of the Russian Arctic // Working group of the Expert Council under the Government of Russia [Official. website]. 2017. // URL: future-arctic.rf/resursnyj-potencial-budushhee-rossijskoj-ark-tiki/ (02.17.2023)
6. Fauzer V.V., Smirnov A.V. World Arctic: natural resources, population settlement, economics // Arctic: ecology and economics. 2018. № 3 (31). P. 7.
7. Shinkaretskaya G.G. Formation of a management system for the protection and conservation of the natural environment in the Arctic // Education and Law, 2020. № 5. P. 135-144.
8. Broadus J.M., Vartanov R.V. The Oceans and Environmental Security: Shared US and Russian Perspectives. Washington, D.C.: Island Press. 58 p.
9. Circum-Arctic Resource Appraisal: Estimates of Undiscovered Oil and Gas North of the Arctic Circle - CARA. U.S. Geological Survey. // URL: http://energy.usgs.gov/RegionalStudies/Arctic.aspx (20.02.2023)
10. Future of the Arctic-A New Dawn for Exploration. Wood Mackenzie. // URL: http://www.woodmacresearch. com/ (Д20.02.2023)