Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВ В ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА НА ЗАЩИТУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ АРКТИКИ'

ВЛИЯНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВ В ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА НА ЗАЩИТУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ АРКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
90
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / ГЛОБАЛЬНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА / ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / АРКТИКА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дятлова Алёна Владимировна

В данной статье рассматривается соотношение между международным правом, глобальным изменением климата и защитой окружающей среды Арктики. По мере того, как последствия изменения климата становятся все более очевидными, Арктика претерпевает ряд изменений: таяние льдов и повышение температуры несут негативные последствия как для окружающей среды, так и для населяющих ее сообществ. В рамках исследования рассматривается существующие правовое регулирование, определяющие правовой режим Арктики, и подчеркивается необходимость трансформации подходов к сотрудничеству государств по вопросам охраны окружающей среды. В статье рассматривается роль международного права в содействии устойчивому развитию, адаптации к изменению климата и охране окружающей среды в подверженном изменениям регионе. Статья призвана внести свой вклад в непрекращающийся дискурс о будущем Арктики и разработке эффективных стратегий защиты и управления данным регионом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF THE STATES’ ACTIVITIES IN THE FIELD OF INTERNATIONAL LAW ON THE PROTECTION OF THE ARCTIC ENVIRONMENT

This article examines the complex interplay between international law, global climate change, and environmental protection in the Arctic region. As the effects of climate change become increasingly apparent, the Arctic is undergoing rapid transformation, with melting ice and rising temperatures posing significant challenges to both the environment and the communities that inhabit it. This study explores the existing legal frameworks and agreements that shape the governance of the Arctic and highlights the need for enhanced cooperation and adaptive strategies among states to address these challenges. It also delves into the potential role of international law in facilitating sustainable development, climate adaptation, and environmental stewardship in this rapidly changing region. Ultimately, the article aims to contribute to the ongoing discourse surrounding the future of the Arctic and the development of effective strategies for its protection and management.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВ В ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА НА ЗАЩИТУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ АРКТИКИ»

Влияние деятельности государств в области международного права на защиту окружающей среды Арктики

Дятлова Алёна Владимировна,

аспирант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

E-mail 89161328324@mail.ru

В данной статье рассматривается соотношение между международным правом, глобальным изменением климата и защитой окружающей среды Арктики. По мере того, как последствия изменения климата становятся все более очевидными, Арктика претерпевает ряд изменений: таяние льдов и повышение температуры несут негативные последствия как для окружающей среды, так и для населяющих ее сообществ. В рамках исследования рассматривается существующие правовое регулирование, определяющие правовой режим Арктики, и подчеркивается необходимость трансформации подходов к сотрудничеству государств по вопросам охраны окружающей среды. В статье рассматривается роль международного права в содействии устойчивому развитию, адаптации к изменению климата и охране окружающей среды в подверженном изменениям регионе. Статья призвана внести свой вклад в непрекращающийся дискурс о будущем Арктики и разработке эффективных стратегий защиты и управления данным регионом.

Ключевые слова: международное право; глобальное изменение климата; защита окружающей среды; Арктика; устойчивое развитие; правовые последствия изменения климата

S2

со см о см

Арктический регион, пристанище для уникальных экосистем и место проживания представителей ряда коренных народов, стал одним из наиболее уязвимых районов Земли по отношению к последствиям изменения климата. Ввиду своей чувствительности к глобальному потеплению в Арктике происходят ряд явлений, таких как таяние морского льда и повышение уровня моря, что создает угрозу как для существующего биоразнообразия, так и сохранения арктической экосистемы в целом.

Международно-правовое регулирование охраны окружающей среды Арктики представляет собой систему глобальных, региональных соглашений, а также внутригосударственных нормативно-правовых актов, направленных на защиту уникальной природной среды региона. Однако вопросы, связанные с изменением климата и его последствиями в Арктике, остаются нерешенными, что требует совершенствования существующего правового регулирования.

На международно-правовом уровне, разрешение вопрос стабилизации концентрации парниковых газов в атмосфере было предпринято в рамках Рамочной конвенцией Организации Объединенных Наций об изменении климата и дополнительных протоколов к ней. В качестве основной цели данных соглашений можно обозначить замедление скорости глобального потепления, что имеет решающее значение для сохранения окружающей среды полярных территорий, поскольку ледяные пространства Арктики и Антарктика наиболее чувствительны к климатическим изменениям. Несмотря на имеющиеся регулирование, существующие реалии показывают, что его недостаточно для решения проблем, связанных с фактическим исчезновением Арктики в том виде, котором она известна.

По мере повышения температуры морской лед в Арктике тает с угрожающей скоростью. Это оказывает негативное воздействие на среду обитания различных видов, таких как белые медведи и тюлени. Вечная мерзлота Арктики, представляющая собой «многолетний мерзлый грунт», также, как и морской лед, тает вследствие повышения температурных показателей, что, в свою очередь, ведет к выбросу в атмосферу метана и двуокиси углерода - парниковых газов, что еще более усугубляет проблему изменение климата в Арктике.

Между тем, таяние льдов способствует развитию судоходных маршрутов, таких как Северный морской путь и Северо-Западный проход, обеспечивающих более короткое время транзита между Азией, Европой и Северной Америкой. Это при-

вело к повышению интереса к региону в торгово-экономических целях, а также к потенциалу возможности эксплуатации ресурсов, ввиду наличия нетронутых ранее запасов нефти, газа и полезных ископаемых, находящихся под арктическим льдом.

Роль международного права здесь выражается в обеспечении правового регулирования международного сотрудничества в Арктике в условиях адаптации региона к климатическим изменениям, что включает в себя вопросы по защите уникальных экосистем Арктики, сохранения биоразнообразия и обеспечения устойчивого развития региона. Помимо этого, меняющийся арктический ландшафт породил ряд правовых проблем, в частности, в отношении притязаний как арктических, так и неарктических государств в Арктике, включая вопросы добычи природных ресурсов.

Основным международным договором в вопросе регулирования правового режима Арктики является Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (ЮНКЛОС). В части охраны окружающей среды, ЮНКЛОС обеспечивает правовую основу для сохранения и использования Мирового океана и его ресурсов.

Несмотря на то, что ЮНКЛОС обеспечивает основу для решения некоторых из вопросов охраны окружающей среды, в договоре не содержатся конкретных положений по управлению последствиями изменения климата в контексте уникальных характеристик арктического региона, что влечет возможность дальнейшей деградации окружающей среды из-за увеличения масштабов деятельности человека.

Таким образом, возникает потребность в более комплексном правовом регулировании, учитывающем особые нужды охраны окружающей среды Арктики, защиту интересов ее коренных народов.

Для решения проблем, связанных с изменением климата в Арктике, необходимы новые подходы к межгосударственному сотрудничеству в рамках международного права. Одним из способов разрешения сложившейся дилеммы является принятие международного договора по аналогии с Системой Договора об Антарктике. Так, сложившейся режим защиты и сохранения окружающей среды в соответствии с Системой Договора об Антарктике можно рассмотреть, как соглашение, наиболее отвечающее направлению экоцентризма в международного праве, являющегося по сути антропо-центричным.

Принятый в 1991 году Протокол об охране окружающей среды к Договору об Антарктике (Мадридский протокол), определил Антарктику как «природный заповедник, предназначенный для мира и науки». Протокол установил правовую основу для защиты окружающей среды Антарктики, включающий в себя, помимо прочего положения об оценке воздействия на окружающую среду и управлению отходами. В соответствии с Мадридским протоколом также был учрежден Комитет по охране окружающей среды. Задачей Комитета является предо-

ставление рекомендации по вопросам, связанным с выполнением Мадридского Протокола.

Поддержание экоцентрического подхода к международно-правовому регулированию Антарктики способствует сохранению уникальной природной среды континента и развитию природоохранного и научного сотрудничества. Несмотря на то, что Антарктика, также, как и Арктика подвержена негативному воздействию вследствие последствий глобального изменения климата, отсутствие возможности ведения добывающей деятельности в Антарктике, снижает вероятность её загрязнения, а также выбросов излишних парниковых газов в ходе добычи полезных ископаемых.

В Арктике, в рамках применения подхода по принятию природоохранного соглашения, должны быть затронуты вопросы:

1. Принятия мер по адаптации представителей дикой природы и коренных народов Арктики к климатическим изменениям;

2. Принятие мер к сокращению выбросов парниковых газов в результате разведки, добычи, подготовки, транспортировки и хранения углеводородного сырья, что может способствовать замедлению темпа таяния арктических ледников;

3. Установление охраняемых территорий, принятие мер по сохранению и устойчивому развитию арктических экосистем.

Проблемным аспектом принятия международного договора по аналогии с Мадридским протоколом является столкновение экономических интересов и нужд охраны окружающей среды. Территориальные претензии между прибрежными государствами создают неопределённость в вопросах юрисдикции, разрешение которых крайне важно для осуществления мер по охране окружающей среды.

Иной подход к защите окружающей среды Арктики и обеспечении её устойчивого развития заключается в реформировании существующих механизмов институционального сотрудничества.

В рамках обновления правового регулирования Арктическими пространствами встает необходимость усиления контроля за соблюдением требований природоохранного законодательства, а также ужесточения его требований в целях недопущения причинения вреда окружающей среде. Реализация данных мер требует реформирования существующего институционального механизма в лице Арктического совета.

Созданный в 1996 году Арктический совет, был отмечен в качестве благоприятной основы для развития диалога и сотрудничества в регионе по вопросам защиты окружающей среды и устойчивого развития. Вместе с тем, деятельность Арктического совета имеет ряд проблемных аспектов. Так, природоохранные рекомендации Арктического совета относятся к нормам «мягкого права», в связи с чем, не подлежат обязательному исполнению. Несмотря на то, что Арктическим советом проводится мониторинг воздействия климатических из-

5 -о

сз ж

■с

менений на окружающую среду Арктики, ослабление политической роли Арктического совета снижает эффективность проводимых им мер.

Следует также отметить, что в состав Арктического совета входят восемь государств-членов (Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция и США), между тем, таяние арктических ледников привело к возрастанию роли неарктических государств в регионе, которые в Арктическом совете могут быть представлены только в качестве наблюдателей. Между тем, изменение существующего правового режима Арктики, в силу последствий глобального изменения климата, влечёт за собой ослабление устоявшегося регионального регулирования, осуществляемого прибрежными государствами.

Таким образом, в рамках существующего международно-правового регулирования проблема защиты окружающей среды Арктики и ей дальнейшего развития вследствие изменений, принесенных глобальным изменением климата, на данный момент не разрешена. Так, положения Конвенции ООН по морскому праву не регулируют вопросы охраны окружающей среды, связанных с проблемами изменения климата и угрозой утраты уникальной природной среды, к которым относится Арктика. При этом, существующих природоохранных положений Конвенции по морскому праву может быть недостаточно для разрешения сложившихся проблем.

Арктический совет как основной институт международного сотрудничества в Арктике не имеет достаточных полномочий для осуществления защиты окружающей среды; природоохранные рекомендации Арктического совета могут быть проигнорированы.

Изменение существующего институционального механизма, как и принятие отдельного международного договора по аналогии с Мадридским протоколом по охране окружающей среды к Договору об Антарктике, может стать одним из способов смягчения последствий глобального изменения климата в Арктике, и сохранении окружающей среды. В рамках нового регулирования, должны быть затронуты вопросы устойчивого развития, защиты окружающей среды, в частности посредством снижения выбросов парниковых газов в Арктике, недопущение её истощения вследствие усиленной добычи ресурсов, а также адаптации представителей коренных народов и дикой природы Арктики к климатическим реалиям, в том числе посредством создания охраняемых «природных зон». Новое правовое регулирование должно учесть изменение и перспективы «экологической трансформации» Арктики, обеспечить основу для сотрудничества и координации между арктическими и неарктическими государствами, не имеющи-г ми на данный момент достаточной представленно-£ сти в вопросе управления Арктикой и сохранении Я окружающей среды.

~ Следует также отметить, что таяние арктиче-^ ских льдов не только открыло новые судоходные

пути и расширило доступ к природным ресурсам, но и привело к усилению конкуренции между государствами и вызвало опасения по поводу возможности военных конфликтов. В рамках недопущения подобных конфликтов, также встает необходимость разработки новых правовых подходов. В силу столкновения политических, экономических и природоохранных интересов, механизм охраны окружающей среды должен носить компромиссный характер способный сбалансировать конкурирующие интересы государств при обеспечении защиты хрупкой арктической среды и прав коренных народов.

Литературa

1. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву от 10 декабря 1982

2. Протокол об охране окружающей среды к Договору об Антарктике от 4 октября 1991 года

3. Бодански Д. Хью Х. (2020). Климатические вмешательства в Арктике. Международный журнал морского и прибрежного права 35 (2020) 596-617.

4. Бригам, Л.В. и Дж.Т. (2022) Азартная игра. Стратегия защиты будущего Северного Ледовитого океана. Океанография 35 (3-4): 167177,

5. Брубейкер, Р. и Брigham, Л. (2011). Изменение климата и вопросы Арктики в международном праве. Обзор углерода и климата, 5(4), 405416.

6. Дюйк, С. (2013). Изменение климата и Арктика: адаптация к новым реалиям через многосторонние соглашения об охране окружающей среды. Ежегодник полярного права, 5(1), 273306.

7. Моленаар, Э. Й. (2012). Международное право и Арктика: актуальные вопросы и новые тенденции. Нидерландский обзор международного права, 59(3), 325-339.

8. Райфьюз, Р. (2013). Международное право и исчезающие государства: использование морских прав для преодоления дилеммы государственности. Журнал права Университета Нового Южного Уэльса, 36(4), 1043-1078.

9. Смешек М., Янг О.Р., Хоел А.Х., Сингх К. (2021) Состояние и проблемы управления Арктикой в эпоху трансформации, Одна Земля, Том 4, Выпуск 12, стр. 1665-1670

10. Стокке, О. С. (2011). Экологическая безопасность в Арктике: случай многоуровневого управления. Международный журнал, 66(4), 835-848.

THE IMPACT OF THE STATES' ACTIVITIES IN THE FIELD OF INTERNATIONAL LAW ON THE PROTECTION OF THE ARCTIC ENVIRONMENT

Dyatlova A.V.

Russian Academy of National Economy and Public Administration

This article examines the complex interplay between international law, global climate change, and environmental protection in the

Arctic region. As the effects of climate change become increasingly apparent, the Arctic is undergoing rapid transformation, with melting ice and rising temperatures posing significant challenges to both the environment and the communities that inhabit it. This study explores the existing legal frameworks and agreements that shape the governance of the Arctic and highlights the need for enhanced cooperation and adaptive strategies among states to address these challenges. It also delves into the potential role of international law in facilitating sustainable development, climate adaptation, and environmental stewardship in this rapidly changing region. Ultimately, the article aims to contribute to the ongoing discourse surrounding the future of the Arctic and the development of effective strategies for its protection and management.

Keywords: international law; global climate change; environmental protection; arctic region; sustainable development; the legal consequences of climate change.

References

1. United Nations Convention on the Law of the Sea 1982

2. The Protocol on Environmental Protection to the Antarctic Treaty 1991

3. Bodansky D. Hugh H. (2020). Arctic Climate Interventions. The International Journal of Marine and Coastal Law 35 (2020) 596617.

4. Brigham, L.W., and J.T. Gamble. (2022). Strategy for protecting the future Arctic Ocean. Oceanography 35(3-4):167-177,

5. Brubaker, R. & Brigham, L. (2011). Climate Change and Arctic Issues in International Law. Carbon & Climate Law Review, 5(4), 405-416.

6. Duyck, S. (2013). Climate Change and the Arctic: Adapting to New Realities through Multilateral Environmental Agreements. Yearbook of Polar Law, 5(1), 273-306.

7. Molenaar, E.J. (2012). International Law and the Arctic: Current Issues and Emerging Trends. Netherlands International Law Review, 59(3), 325-339.

8. Rayfuse, R. (2013). International Law and Disappearing States: Utilizing Maritime Entitlements to Overcome the Statehood Dilemma. University of New South Wales Law Journal, 36(4), 1043-1078.

9. Smieszek M., Young O.R., Hoel A.H., Singh K. (2021) The state and challenges of Arctic governance in an era of transformation, One Earth, Volume 4, Issue 12, Pages 1665-1670

10. Stokke, O.S. (2011). Environmental Security in the Arctic: The Case for Multilevel Governance. International Journal, 66(4), 835-848.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.