Научная статья на тему 'Экономические предпосылки финансового обеспечения государственных нужд'

Экономические предпосылки финансового обеспечения государственных нужд Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
662
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСЫ / РАСХОДЫ БЮДЖЕТА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НУЖДЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОНТРАКТЫ / FINANCE / BUDGET EXPENSES / STATE NEEDS / GOVERNMENT PROCUREMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акулич Евгения Ивановна

В связи с формированием контрактной системы в Российской Федерации, нацеленной главным образом на значительное повышение эффективности и результативности расходов бюджета на оплату государственных контрактов, особую значимость приобретают сущность государственных нужд, их место и роль в системе экономических отношений. Актуальность выбранной темы обусловлена, во-первых, недостаточным теоретическим исследованием проблем государственных нужд, концептуальных подходов к формированию единого понимания эффективности государственных расходов на оплату государственных контрактов. Во-вторых, существующими пробелами в законодательстве и коллизиями нормативных правовых актов в части толкования государственных нужд, государственных закупок и, наконец, государственных контрактов.Проанализирована взаимосвязь государственных нужд, с закупками и контрактами. Даны определения рассматриваемых понятий и приведены функции государственных закупок, основными из которых являются обеспечение общественных потребностей и регулятивная функция; раскрыты особенности каждой из них. Сделан вывод о невозможности эффективного финансового обеспечения государственных нужд без определения общественных потребностей. Предложенные выводы могут быть использованы при осуществлении средне и долгосрочного бюджетного планирования и проведении бюджетной политики Российской Федерации. Аналогичный подход позволит повысить эффективность и результативность использования бюджетных средств при оплате государственных контрактов, а также осуществить необходимое реформирование действующего законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC PRECONDITIONS FOR FINANCIAL SUPPORT OF STATE NEEDS

The formation of the contract system in the Russian Federation aimed mostly at significant improval of the efficiency and effectiveness of budget allocations for government contract payments brought into limelight the importance of the state needs, their place and role in the system of economic relations. The relevance of the topic is determined, firstly, by the lack of theoretical research into the state needs and conceptual approaches to the formation of common understanding of the effectiveness of government contract payments. Secondly, there are gaps in the legislation and law conflicts in respect of the state needs interpretation, government procurements,and, finally, government contracts. The interrelation between the state needs, procurements and contracts is analyzed. The definitions of the concepts under consideration are suggested; government procurement functions are identified, the main ones being support of the state needs and the regulatory function; the specifics of each function are described. It is concluded that the effective financial support of the state needs is impossible unless social needs are determined.The conclusions proposed can be used in the implementation of the mid-and long-term budget planning and running the fiscal policy of the Russian Federation. A similar approach will allow a higher effectiveness of using budget funds for government contract payments and promotion of needed reforms in the current legislation.

Текст научной работы на тему «Экономические предпосылки финансового обеспечения государственных нужд»

ПУБЛИКАЦИИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

УДК 336.011

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД

В связи с формированием контрактной системы в Российской Федерации, нацеленной главным образом на значительное повышение эффективности и результативности расходов бюджета на оплату государственных контрактов, особую значимость приобретают сущность государственных нужд, их место и роль в системе экономических отношений. Актуальность выбранной темы обусловлена, во-первых, недостаточным теоретическим исследованием проблем государственных нужд, концептуальных подходов к формированию единого понимания эффективности государственных расходов на оплату государственных контрактов. Во-вторых, существующими пробелами в законодательстве и коллизиями нормативных правовых актов в части толкования государственных нужд, государственных закупок и, наконец, государственных контрактов. Проанализирована взаимосвязь государственных нужд, с закупками и контрактами. Даны определения рассматриваемых понятий и приведены функции государственных закупок, основными из которых являются обеспечение общественных потребностей и регулятивная функция; раскрыты особенности каждой из них. Сделан вывод о невозможности эффективного финансового обеспечения государственных нужд без определения общественных потребностей.

Предложенные выводы могут быть использованы при осуществлении средне- и долгосрочного бюджетного планирования и проведении бюджетной политики Российской Федерации. Аналогичный подход позволит повысить эффективность и результативность использования бюджетных средств при оплате государственных контрактов, а также осуществить необходимое реформирование действующего законодательства. Ключевые слова: финансы; расходы бюджета; государственные нужды; государственные закупки; государственные контракты.

EVGENIYA I. AKULICH

Postgraduate student of the state and Municipal Finance Departmen, the Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow Russia. E-mail: [email protected].

The formation of the contract system in the Russian Federation aimed mostly at significant improval of the efficiency and effectiveness of budget allocations for government contract payments brought into limelight the importance of the state needs, their place and role in the system of economic relations. The relevance of the topic is determined, firstly, by the lack of theoretical research into the state needs and conceptual approaches to the formation of common understanding of the effectiveness of government contract payments. Secondly, there are gaps in the legislation and law conflicts in respect of the state needs interpretation, government procurements,

АКУЛИЧ ЕВГЕНИЯ ИВАНОВНА

аспирант кафедры «Государственные и муниципальные финансы», Финансовый университет, Москва, Россия E-mail: [email protected]

АННОТАЦИЯ

ECONOMIC PRECONDITIONS FOR FINANCIAL SUPPORT OF STATE NEEDS

ABSTRACT

and, finally, government contracts. The interrelation between the state needs, procurements and contracts is analyzed. The definitions of the concepts under consideration are suggested; government procurement functions are identified, the main ones being support of the state needs and the regulatory function; the specifics of each function are described. It is concluded that the effective financial support of the state needs is impossible unless social needs are determined.

The conclusions proposed can be used in the implementation of the mid- and long-term budget planning and running the fiscal policy of the Russian Federation. A similar approach will allow a higher effectiveness of using budget funds for government contract payments and promotion of needed reforms in the current legislation. Keywords: finance; budget expenses; state needs; government procurements, government contracts.

Происходящие в Российской Федерации модернизация и структурная перестройка экономики неразрывно связаны с острой необходимостью повышения качества удовлетворения государственных нужд, что влечет за собой значительные бюджетные расходы. Эффективное обеспечение государственных нужд, как свидетельствует мировой опыт, является одним из ключевых факторов строительства сильного государства и укрепления рыночной экономики. В связи с этим теоретические, правовые и методологические проблемы удовлетворения государственных нужд находят все большее отражение в научной литературе.

Вместе с тем анализ экономической литературы и практика свидетельствуют, что сущностное содержание государственных нужд как экономического явления требует более углубленного анализа. Это касается прежде всего определения сущности государственных нужд, их взаимосвязи с содержанием государственных закупок и, как следствие, воздействия на эффективность расходов бюджетов на оплату государственных контрактов. Недостаточные теоретические исследования проблем государственных нужд, концептуальных подходов к формированию единого понимания эффективности расходов на оплату государственных контрактов находят отражение в законодательных и нормативных правовых актах, регулирующих указанную сферу.

Исходной точкой в анализе государственных нужд, их места и роли в системе экономических отношений, как представляется автору, является теория общественных потребностей в виде общественных благ и государственных услуг, выступающих как результат общественного воспроизводства.

В этом заложен глубокий методологический смысл анализа сущностного содержания таких важнейших категорий и понятий, связанных с экономическими отношениями, каковыми являются государственные нужды, закупки, контрактная система, их структурные составляющие, эффективность и результативность данного процесса.

Процесс воспроизводства общественных благ и общественных потребностей представляет собой научную категорию и может осуществляться в неизменных масштабах при простом исполнении и в увеличивающихся масштабах — при расширенном. Отличительной чертой эффективного расходования средств бюджетов на оплату контрактов как составной части эффективного бюджетирования является расширенное общественное воспроизводство на интенсивной основе. Такое воспроизводство представляется единственно допустимым в условиях грамотно выстроенных бюджетных отношений, опирающихся на человека и его потребности, как основу основ.

Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Решить задачу сочетания рыночных методов с социальной ориентацией экономики может только эффективно функционирующее государство, которое способно оказывать необходимое воздействие на экономику не только в общественном, но и в частном секторе.

Аспект общественных потребностей подразделяется на группы по поводу формирования:

1) общественных благ и услуг населению, удовлетворения личных потребностей граждан;

2) услуг, связанных с реальным сектором экономики, общественным воспроизводством на расширенной основе, отношениями по поводу защиты среды обитания, нивелирования последствий рыночной экономики;

3) услуг общего характера (например, обеспечение безопасности и обороноспособности государства, потребности самих органов государственной власти, их содержание).

Категории потребностей состоят из отдельных блоков разной степени конкретности и охватывают широкий круг сложнейших социальных отношений.

Общественные потребности определяются уровнем социально-экономического развития общества, его производительных сил, степенью зрелости экономических, финансовых, бюджетных отношений, спецификой той или иной страны. Общественные потребности, присущие определенному этапу развития экономики, формируют потребительский рынок с определенной структурой, которая, в свою очередь, является определяющей для государственных нужд. Структура современного потребительского рынка представлена в таблице.

В сфере потребительского сектора государственная политика и поддержка должны быть направлены на производство не отдельных товаров и услуг, а целостных систем, обеспечивающих жизнедеятельность общества и высокую степень национальной безопасности. В целом бюджетная политика России до настоящего времени ведется на основе ужесточения финансизации, абсолютизации денежной составляющей бюджетных отношений, причем в отрыве от интересов граждан, без понимания смысла и целей деятельности современного демократического социального государства. Построенный на основе управления затратами бюджетный процесс привел и ведет к еще более углубляющемуся кризису общественного и личного потребления при огромных масштабах производства и вовлеченных в него материальных, финансовых и трудовых ресурсов [1, с. 51].

Общественные потребности — явление комплексное, включающее в себя и некоторую часть разноплановых личных

Структура потребительского сектора

Отраслевая структура потребительского рынка

Сельское хозяйство • растениеводство;

• животноводство;

Промышленность • пищевая; • легкая; • бумажная; • мебельная; • фармацевтическая; • производство бытовой техники; • производство транспортных средств; • производство стройматериалов; • топливо

Строительство • жилищ; • дач; • гаражей; • коммунальных объектов; • социокультурных объектов

Транспорт и связь • транспорт пассажирский;

• связь для населения;

Услуги бытовые, ЖКХ • бытовые;

• жилищно-коммунальные

Услуги социально- культурные • здравоохранение;

• образование;

• культура;

• туризм

Функциональная структура потребительского рынка

• производство и реализация продовольствия; • производство и реализация непродовольственных товаров; • строительство жилья, коммунальных объектов; • производство услуг жизнеобеспечения; • производство социокультурных услуг

Экономическая структура потребительского рынка

По формам собственности • государственные предприятия и организации, федеральные, межрегиональные; • муниципальные предприятия и организации; • крупный частный бизнес; • малый бизнес; • смешанные предприятия, организации; • общественные организации; • иностранные предприятия, организации

По способу реализации • рыночные; • нерыночные; • смешанные

потребностей. Бюджетные расходы на обеспечение отдельных общественных потребностей могут быть сокращены или вовсе исключены. Так, например, в годы войны в стране временно сокращались эстетические общественные потребности, что влекло за собой сокращение государственных нужд в сфере культуры и искусств и, как следствие, сокращение расходов бюджетов на оплату государственных контрактов на соответствующую поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Отправной точкой современных финансовых отношений в сфере обеспечения государственных нужд путем государственных закупок должны стать именно общественные потребности. Потребности граждан возрастают с каждым годом, и только слаженная работа механизма «общественные потребности ^ потребительский рынок ^ государственные нужды» и его надлежащее отражение в бюджетных отношениях способны обеспечить как различного вида общественные, так и личные потребности.

Анализ экономической и юридической литературы, посвященной теоретическим проблемам государственных нужд, показал, что пока не существует однозначного толкования категории «государственные нужды». Следовательно, первоочередной задачей становится исследование, конкретизация этого понятия, которое наиболее полно и точно раскрывало бы его социально-экономическую сущность применительно к современному этапу развития российской экономики. Научный поиск такого определения является достаточно сложной задачей экономического анализа, основу которого составляет системный подход, базирующийся, в свою очередь, на принципах системного исследования экономических явлений.

В общем смысле «нужды» трактуются как «недостаток в необходимом» или «то же, что потребность» [2, с. 423]. Однако существует мнение, что «нужды», «надобность» и «необходимость» — понятия равнозначные [3].

Это отождествление было в свое время зафиксировано и в действовавшем законодательстве. Так, в Законе Российской Федерации «О поставках продукции и товаров

для государственных нужд» было зафиксировано, что «Государственные нужды — это потребность Российской Федерации в продукции, необходимой для решения общенациональных проблем, реализации социально-экономических, оборонных и научно-технических, природоохранных и других целевых программ, а также иных задач».

С подобным определением нельзя согласиться в принципе, так как оно неполно отражает основную суть государственных нужд. Решение общенациональных проблем, реализация социально-экономических, оборонных и научно-технических, природоохранных и других целевых программ — это вовсе не исчерпывающий перечень функций государства, для осуществления которых в стране возникают государственные нужды.

Наряду с институциональным подходом к проблеме государственных нужд отмечается и философский аспект рассматриваемого вопроса. Так, М.В. Тараткевич пишет: «Отождествлять нужду с потребностями у человека нельзя и потому, что она обычно связана с коротким проходящим действием». В подтверждение он приводит ситуацию, когда человек подходит к бурной реке, через которую ему надо перебраться, и у него возникает нужда в средстве переправы — лодке. Но это не является утверждением, отмечает ученый, что у человека есть потребность в лодке. В таком случае лодка выступает исключительно средством удовлетворения потребности, как, например, есть потребность в еде, а хлеб, мясо будут предметом потребности, а не самой потребностью. Таким образом, по словам М.В. Та-раткевича, потребность представляет собой более устойчивое, более сложное явление, чем человеческие чувства, связанные с осознанием потребности в виде нужды, чем выбор тех предметов, которые необходимы для удовлетворения наших потребностей [4, с. 41]. Такое умозаключение наводит на мысль о том, что нужда является следствием потребности, а государственные нужды представляют собой реальное выражение общественных потребностей, причем такое выражение общественных потребностей подлежит точному измерению.

В Федеральном законе от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» было приведено более обоснованное определение, чем в предыдущих нормативных правовых актах.

«Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые в соответствии с расходными обязательствами Российской Федерации или расходными обязательствами субъектов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций Российской Федерации (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, либо потребности субъектов Российской Федерации в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций субъектов Российской Федерации, в том числе для реализации региональных целевых программ». Такое определение является неоправданно громоздким и расплывчатым, упускающим социально-экономическую суть государственных нужд.

Однако тот факт, что Федеральный закон РФ от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ утратил силу с 1 января 2014 г., а действующий Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и вовсе не содержит понятия государственных нужд, привел к абсолютному отсутствию официального трактования понятия «государственные нужды», хотя оно все шире используется в общественной практике.

Изучение понятийного аппарата и теоретических аспектов обеспечения государственных нужд способствует слаженной работе механизма «госнужды ^ госзакупки ^ госконтракты» на практике.

По словам М. В. Розовенко, «Государственные нужды — это правовое понятие,

имеющее самостоятельное значение. В соответствии с действующим законодательством содержание государственных нужд составляют потребности в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий как государства, так и государственных заказчиков» [5, с. 118]. Но потребности, функции и полномочия государственных заказчиков — это лишь одна из форм проявления государственных потребностей, функций и полномочий, основывающихся на том, что государственные заказчики действуют в интересах государства и от его имени. Аналогичную интерпретацию излагали и великие философы. Так, например, Гегель мыслил о гражданском обществе как о «внешнем государстве», «государстве нужды и рассудка», интерпретируя, таким образом, государственные нужды как обобщенное внешнее выражение потребностей всего общества в целом [6, с. 228].

Большинство авторов при рассмотрении государственных нужд разделяют государственные нужды и собственные нужды государственных заказчиков, ошибочно полагая, что «Бюджетное учреждение (государственный заказчик) может иметь и интересы, и нужды, отличные от государственных. А это, в свою очередь, ставит под сомнение целесообразность отнесения нужд бюджетных учреждений к государственным нуждам» [7]. Несомненно, указанный подход противоречит самой природе государства и его экономической сущности.

Отличное от других авторов представление обосновывает В. А. Болдырев, полагая, что «в полной мере логично и соответствует духу права понимание под государственными нуждами не только нужд Российской Федерации и ее субъектов, но и нужд государственных заказчиков — государственных органов и бюджетных учреждений» [8].

По мнению автора, действия в интересах государственного заказчика должны осуществляться исключительно в интересах граждан, организаций, общества и государства, являясь одной из форм проявлений действий в интересах государственных нужд, в противном случае

Рис. 1. Соотношение понятий «государственные нужды» и «нужды государственных заказчиков» с учетом теории общественных потребностей

возникает конфликт интересов1. А значит, соотношение государственных нужд и ведомственных нужд государственных заказчиков представляется наиболее оптимальным при «поглощении» нужд заказчиков госнуждами (рис. 1).

Автор предлагает рассмотреть иной аспект проблемы государственных нужд. В экономической литературе до сих пор продолжается смешение понятий «государственные нужды» и «государственные закупки». По мнению Л. В. Андреевой, «„государственные нужды"» — это понятие многоукладной экономики, отражающее рыночный механизм взаимодействия государства с хозяйствующими субъектами по удовлетворению публичных потребностей в товарах, работах и услугах» [9, с. 14]. Но сами государственные нужды лишь свидетельствуют о наличии необходимости в конкретных товарах, работах, услугах и общественной потребности, но еще не означают

1 Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» // Российская газета. 2008. 30 декабря. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156929/ (дата обращения: 15.04.2014).

совершение каких-либо действий по их удовлетворению (например, взаимодействие государства с хозяйствующими субъектами), тогда как указанное понятие скорее является следствием государственных нужд и больше характеризует государственные закупки, чем сами госнужды.

Точку зрения, идентичную мнению автора, выражал материалист Демокрит, который, рассматривая нужду, полагал, что она является источником действий человека: «Действительно, сама нужда служила людям учительницей во всем, наставляя их соответствующим образом в познании каждой вещи...». Причем, указывая на то, что человек не знает границ удовлетворения своих потребностей, Демокрит акцентировал внимание на отличии самой потребности или нужды от средств ее удовлетворения [10, с. 664].

В ином ключе рассматривает государственные нужды С.С. Шихова: «Понятие «государственные нужды» закрепляется через определение целей, для достижения которых осуществляется поставка товаров для государственных или муниципальных нужд», подменяя таким образом «государственные нужды» термином «государственные закупки», в рамках которых осуществляется поставка. В данном случае упущена из виду финансовая составляющая этой сложной экономической категории.

Отсутствие четкого определения государственных нужд, смешение понятий, как нам представляется, — одна из причин того, что до настоящего времени в стране не создана соответствующая современным реалиям правовая и методологическая база государственных нужд, отсутствие которой негативным образом сказывается на четкости используемого в теории и на практике понятийного аппарата, что, естественно, приводит к определенному недопониманию и двусмысленности.

Однако нельзя не согласиться с точкой зрения М. В. Розовенко относительно самостоятельности понятия «государственные нужды», отличного от «государственных закупок» и «государственных контрактов». Верно подмечает Л. М. Давлетшина: «Понятие «государственные нужды» формально

несколько шире, чем понятие «государственный заказ», поскольку и в широком, и в узком смысле этого слова государственный заказ является должным образом обобщенным и оформленным выражением государственных нужд» [11, с. 46].

По мнению автора, государственные нужды могут существовать независимо от госзакупок, что подтверждается рядом фактов. Во-первых, удовлетворение государственных нужд может обеспечиваться не только при помощи осуществления государственных закупок, а, скажем, путем изъятия земельных участков для государственных нужд2. Во-вторых, такая нужда может и вовсе не получить своего удовлетворения ни в форме проведения госзакупок, ни в любой другой форме.

В то же время не всякая государственная закупка может привести к заключению государственного контракта, тем более к его оплате из средств бюджета, и, как следствие, к удовлетворению государственных нужд.

Внимания заслуживает высказывание Н.А. Курца: «В широком смысле государственные закупки — основание заключения государственного либо муниципального контракта, односторонняя сделка по предоставлению заказчиком права удовлетворить публичные нужды посредством заключения контракта» [12]. Такое понимание выстраивает логическую цепочку, связывающую не только госнужды с государственными закупками, но и с госконтрактами.

Как справедливо отмечает А.Т. Шамрин, «в настоящее время не установлено критериев и порядка определения объемных и качественных показателей государственных нужд (потребностей)». Эта категория не используется при планировании и размещении государственного заказа. Поэтому отсутствует объективная основа для определения параметров государственных контрактов [13].

Несмотря на смену политических взглядов, реформирование законодательства и обновление социально-экономических систем, предметная область, рассматриваемая

2 Федеральный закон от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» // Российская газета. 2004. 30 декабря. URL: http://www.rg.ru/2004/12/30/zemli-perevod.html (дата обращения: 15.04.2014).

автором данной статьи, остается незыблемой.

Государственные нужды — необходимость государства в товарах, работах и услугах, направленная на осуществление его функций и преследующая основную цель — обеспечение общественных потребностей. Государственные нужды представляют собой формализованные общественные потребности.

Государственная закупка как экономическое явление представляет собой весьма сложные экономические отношения. Это обусловливается многогранностью ее функций:

1) обеспечением общественных потребностей;

2) регулятивной функцией.

Подобно финансам, стоящим у истоков рассматриваемых бюджетных отношений, основополагающей функцией государственной закупки является регулятивная, порожденная макроэкономической нестабильностью и несовершенством рынка, которые требуют государственного вмешательства.

Будучи финансовым рычагом, регулятивная функция может иметь различные проявления. Так, государство способно улучшить общую экономическую ситуацию в стране, поддержать реальный сектор экономики путем повышения государственных расходов на оплату государственных контрактов в целом, тем самым увеличивая спрос на товары, работы, услуги и повышая ВВП страны, следовательно, государство обеспечивает и занятость населения. Однако регулирование может осуществляться также посредством смещения акцентов на закупку определенных товаров, работ и услуг, выравнивая, таким образом, образовавшийся в конкретных сферах дисбаланс. Причем в указанном случае регулирование затрагивает не только экономические процессы, но и, например, сферы науки, здравоохранения и образования.

Для такой формы государственного устройства, как Федерация, причем имеющая огромную территориальную протяженность, ощутимую роль играет и сглаживание региональных диспропорций, с которыми можно справиться также посредством госзакупок.

В последнее время при анализе экономических явлений особенно актуальным стало

Рис. 2. Схема соотношения государственных нужд, государственных закупок и государственных контрактов

выделение инновационной функции. Автор счел нужным выделить инновационную функцию государственных закупок в составе регулирующей. Описанные регулятивные механизмы способны оказать положительное воздействие, в том числе и на инновационные методы производства.

Особую значимость регулятивной функции государственных закупок придает тот факт, что это одна из немногих форм финансовой поддержки бизнеса, требующая незамедлительной отдачи от реального сектора экономики, что определяется условиями государственных контрактов, заключаемых по результатам государственных закупок.

Несмотря на значимость, регулятивная функция является косвенной, ведь так или иначе, используя регулятивную функцию, государственный заказ стремится к своей главной цели — обеспечению государственных нужд, которые могут выражаться и в необходимости регулирования рыночной экономики.

С одной стороны, регулятивная функция государственных закупок влечет дополнительные расходы бюджетов на их проведение, которые позволят оказать воздействие на современный рынок несовершенной конкуренции. Но в то же время такие бюджетные расходы компенсируются за счет неограниченной конкуренции среди участников государственной закупки.

Итак, функция обеспечения общественных потребностей и регулятивная функция, подобно двум природам одной ипостаси, должны существовать в неразрывной связи, учитываемой при проведении всех закупок, без исключения. Указанная корреляция функций государственных закупок составляет принципиальное отличие государственных закупок от закупок, осуществляемых хозяйствующими субъектами.

Для обеспечения своих нужд государство проводит госзакупки. Государственная закупка — это совокупность действий (общественных отношений), направленных на заключение государственного контракта с целью удовлетворения государственных нужд.

Итоговой целью проведения государственных закупок является обеспечение государственных нужд, в то время как промежуточная задача проведения государственных закупок — заключение государственного контракта. Однако не каждое проведение госзакупки приводит к заключению государственного контракта. Государственный контракт — договор, заключаемый по результатам осуществления государственной закупки с целью удовлетворения государственных нужд (рис. 2).

Таким образом, первопричиной рассматриваемых отношений неизменно являются государственные нужды, опосредующие процесс государственных закупок, который,

в свою очередь, приводит к заключению государственных контрактов.

Таким образом, дефиниции, обоснованные автором, являются категориями теоретическими, общенаучными и междисциплинарными, играющими важнейшую роль для общественной практики. Это предполагает необходимость их использования при среднесрочном и долгосрочном бюджетном планировании и проведении бюджетной политики Российской Федерации с учетом прогрессивных тенденций развития общественных потребностей на основе глубоких сдвигов в науке и технике. Подобный подход позволит повысить эффективность и результативность использования бюджетных средств при оплате государственных контрактов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Действующее законодательство нуждается в серьезном реформировании, в том числе путем устранения существующих пробелов в законодательстве и коллизий нормативных правовых актов в части толкования государственных нужд, государственных закупок и, наконец, государственных контрактов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воронин Ю.М. Бюджетная система Российской Федерации: вопросы теории и практики. СПб.: КОСТА, 2011. 861 с.

2. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1997. 944 с.

3. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М.: Русский язык, 2000. URL: http://www. efremova.info/letter/+nu.html?page=2 (дата обращения 18.02.2014).

4. Тараткевич М. В. Человек. Среда. Потребности. Минск: Беларусь, 1980. 272 с.

5. Розовенко М.В. Понятие и порядок определения государственных нужд // Общество и право. 2011. № 5 (37). С. 116-119.

6. Гегель. Философия права. Академия наук СССР. Институт философии. М.: Мысль, 1990. 524 с.

7. Спиридонов С. А. Проблемы законодательного разделения нужд Российской

Федерации, государственных заказчиков и бюджетных учреждений при заключении государственных контрактов // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 4. URL: http:// base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc; base=CJI; n=70342 (дата обращения 1S.02.2014).

S. Болдырев В. А. Юридические лица — несобственники в системе субъектов гражданского права: монография. Омск: Омская академия MВД России, 2010. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc; base=CMB; п=16716 (дата обращения 1S.02.2014).

9. Андреева Л.В. Закупки товаров и энергосервисных работ для федеральных государственных нужд: правовое регулирование. 2-е изд., перераб. и доп. M.: Волтерс Клувер, 2011. 302 с.

10. Лурье С.Я. Демокрит. Тексты. Перевод. Исследования. Л.: Наука, 1970. 739 с.

11. Давлетшина Л. М. Государственный заказ как инструмент проведения промышленной политики: на примере Республики Татарстан: дис. ... канд. экон. наук. Казань, 2007. URL: http://scilance. com/library/book/342S3 (дата обращения 1S.02.2014).

12. Курц Н. В. Государственный (муниципальный) заказ как категория частного права // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. № 7. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc; base=PBI; n=161032 (дата обращения 1S.02.2014).

13. Мау В. А., Кузьминов Я. И. Страте-гия-2020: Новая модель роста — новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. URL: http://www.hse. ru/data/2013/10/30/1283340742/Страте-гия-2020_Книга%201.pdf (дата обращения: 1S.02.2014).

REFERENCES

1. Voronin Iu.M. Biudzhetnaia sistema Rossi-iskoi Federatsii: voprosy teorii i praktiki

[The budget system of the Russian Federation: Theory and Practice] SPb.: KOSTA, 2011. 861 p. (In Russ.)

2. Ozhegov S. I., Shvedova N. Iu. Tolkovyi slovar» russkogo iazyka [The Russian Language Dictionary]. M.: Az Publishers, 1997, 944 p. (In Russ.)

3. Efremova T. F. Novyi slovar» russkogo iazyka. Tolkovo-slovoobrazovatel'nyi [The New Dictionary of the Russian Language. Explanatory and Word-Derivational]. M.: Russkii iazyk — The Russian Language, 2000. URL: http://www.efremova. info/letter/+nu.html?page=2 (access as of 18.02.2014). (In Russ.)

4. Taratkevich M. V. Chelovek. Sreda. Potreb-nosti [Man. Environment. Needs]. Minsk: Belarus, 1980, 272 p. (In Russ.)

5. Rozovenko M. V. Poniatie i poriadok opre-deleniia gosudarstvennykh nuzhd [The concept and procedure for determining the state needs]. Obshchestvo i pravo — Society and Law, 2011, no. 5 (37), pp. 116— 119. (In Russ.)

6. Hegel G. Filosofiia prava. Akademiia nauk SSSR. Institut filosofii [Philosophy of law. The USSR Academy of Sciences. Institute of Philosophy]. M.: Mysl», 1990, 524 p. (In Russ.)

7. Spiridonov S. A. Problemy zakonoda-tel'nogo razdeleniia nuzhd Rossiiskoi Fed-eratsii, gosudarstvennykh zakazchikov i biudzhetnykh uchrezhdenii pri zakliuche-nii gosudarstvennykh kontraktov [Problems of legislative separation of needs of the Russian Federation, government customers and budgetary institutions at conclusion of government contracts]. Go-sudarstvennaia vlast» i mestnoe samou-pravlenie — State Government and local self-government, 2013, no. 4. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc; base=CJI; n=70342 (access as of 18.02.2014). (In Russ.)

8. Boldyrev V.A. Iuridicheskie litsa — nesob-stvenniki v sisteme sub'ektov grazhdan-skogo prava: monografiia [Non-owner legal entities in the civil law system: a monograph]. Omskaia akademiia MVD Rossii — The Omsk Academy of the

Russian Interior Ministry. Omsk, 2010. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc; base=CMB; n=16716 (access as of 18.02.2014). (In Russ.)

9. Andreeva L. V. Zakupki tovarov i ener-goservisnykh rabot dlia federal'nykh gosudarstvennykh nuzhd: pravovoe regulirovanie. 2-e izd., pererab. i dop. [Procurements of energy products and services for the federal government needs: legal regulation. 2nd ed., rev. and supp.]. M.: Wolters Kluwer, 2011, 302 p. (in Russ.)

10. Lurie S. Ia. Demokrit. Teksty. Perevod. Issledovaniia [Democritus. Texts. Translation. Research]. L.: Nauka, 1970, 739 p. (In Russ.)

11. Davletshina L.M. Gosudarstvennyi zakaz kak instrument provedeniia promyshlen-noi politiki: na primere Respubliki Tatar-stan [A government order as an instrument of industrial policy: a case of the Republic of Tatarstan].: Dis. kand. ekon. nauk — PhD thesis (Economics), Kazan, 2007. URL: http://scilance.com/library/ book/34283 (access as of 18.02.2014). (In Russ.)

12. Kurts N. V. Gosudarstvennyi (munitsi-pal'nyi) zakaz kak kategoriia chastnogo prava [A state (municipal) order as a private law category]. Gosudarstvennaia vlast» i mestnoe samoupravlenie — The state government and local self-government, 2011, no.7. URL: http://base.con-sultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base = PBI; n=161032 (access as of 18.02.2014). (In Russ.)

13. Mau V.A., Kuzminov Ia. I. Strategiia-2020: Novaia model» rosta — novaia sotsial'naia politika. Itogovyi doklad o rezul'tatakh ekspertnoi raboty po aktual'nym proble-mam sotsial'no-ekonomicheskoi strategii Rossii na period do 2020 goda [Strategy 2020: New growth model — new social policy. The final report on the results of expert work on current problems of the social and economic strategy of Russia until 2020]. URL: http://www.hse.ru/ data/2013/10/30/1283340742/ Strate-giia-2020_Kniga%201.pdf (access as of 18.02.2014). (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.