Научная статья на тему 'Экономические предпосылки активации инновационного предпринимательства'

Экономические предпосылки активации инновационного предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИИ / ИНВЕСТИЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Емельянова Ольга Владимировна

В статье исследуется динамика основных показателей развития экономики России. Предлагаются ориентиры поддержания инвестиционных вложений в промышленность, сокращения диспропорций в развитии отраслей народного хозяйства и совершенствования организационно-экономического механизма поддержки инновационной активности предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Емельянова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономические предпосылки активации инновационного предпринимательства»

подхода, охватывающего единообразные принципы правового регулирования миграции и демографии.

Список литературы

1. International migration and development // Report of the Secretary-General/ UNGA. 2006. 18 may. P.5.

2. Castels S., Miller M. The age of migration: international population movements I the modern world. L., 1993; papademetriou D., Neissner D. New migration thinking for a new century // migration Policy Institute. 2006. Dec. P. 15.

3. Конституции государств Европейского Союза /Под общ. ред. и со вступ. ст. Л. А. Окунькова. - М.: Изд.гр. ИНФРА - М - НОРМА, 1997 - 816 с.

4. Конституционное право: Учебник. //Отв. ред. В.В. Лазарев. - М.: Юристъ, 1999.-592с.

5. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений./ Под ред. проф В.Г. Стрекозова. - М.: Интерстиль, 2000. - 377 с.

6. Г. Сейтжанова. На пути утверждения правового государства. //Мысль, 2001, №9, 96 с.

7. Castels S., Miller M. Указю соч. 56.

8. SOPEMI. Trend in international migration. P., 2008 P. 34.

9. Bustamante J. Measuring the flows of undocumented immigrants. La Jolla, 2007. P.

54.

10. Конституции стран СНГ. /Сост. Ю. Булуктаев. - Алматы: Жет жаргы, 1999.-416с.

11. Общая теория права и государства: Учебник. / Под ред. В.В. Лазарева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001.- 520с.

12. Сушинская С.И. Правовое положение иностранцев различных категорий в ФРГ. //Юрист, 2000, №1, с.32-38.

13. Цапенко И.П.. Что делать с беженцами?// Международная экономика и международные отношения, 1997, №12, с.37-52.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ АКТИВАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Емельянова Ольга Владимировна, к.э.н., доц., доц. кафедры международных отношений и государственного управления Юго-Западный государственный университет

В статье исследуется динамика основных показателей развития экономики России. Предлагаются ориентиры поддержания инвестиционных вложений в промышленность, сокращения диспропорций в развитии отраслей народного хозяйства и совершенствования организационно-экономического механизма поддержки инновационной активности предпринимательства.

Ключевые слова: инновационное развитие, регулирование, инновации, инвестиции, экономический рост.

В нестабильных экономических условиях для реализации долгосрочных интересов России актуализируются приоритеты создания современной экономики инновационного типа, интегрированной в мировое экономическое пространство. Существенное изменение

макроэкономических условий национальной экономики связано с ограничением доступа к внешнему финансированию и новым зарубежным технологическим решениям, снижением уровня цен на нефть и другие сырьевые товары. Сложившаяся геополитическая ситуация обосновала требования к последовательной экономической государственной политике, актуализировала необходимость перехода от ресурсно-сырьевой макроэкономической модели к технологической конкуренции.

По данным Минэкономразвития России [1], наблюдается последовательное снижения основных показателей развития экономики (таблица 1).

Таблица 1 - Основные показатели развития экономики, %, г/г [1,2]

2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 янв-июль

ВВП 108,5 105,2 92,2 104,5 104,3 103,4 101,3 100,6 96,4

Индекс промышленного производства 107,5 104,2 91,4 105,8 105,4 102,8 101,3 100,5 97,0

Инвестиции в основной капитал 123,8 109,5 86,5 106,3 110,8 106,8 100,8 97,3 94,1

Реальная заработная плата 117,2 111,2 96,5 105,2 102,8 108,4 104,8 101,3 91,2

По оценкам Банка России, ВВП сократится на 3,9 - 4,4% в 2015 году. Основной вклад в сокращение объемов выпуска в промышленности внесли обрабатывающие производства, большая часть продукции которых обслуживает внутренний потребительский и инвестиционный спрос, объем которого в первой половине года заметно сократился.

Главным негативным моментом остается снижение объемов инвестиций в основной капитал. Отрицательная динамика количества средств, направляемых на увеличение или модернизацию основных фондов, отражает замедление роста инновационного развития всех отраслей экономики. И не предвещает подъемов высокотехнологичного производства в следующем году.

По данным Росстата, восприимчивость бизнеса к инновациям технологического характера оставалась стабильно низкой (инновационная активности предприятий - 10%, общие затраты на науку - 1% от ВВП, доля затрат предприятий на науку - менее 20%, доля российской продукции высоких технологий на мировых рынках - менее 1%). В то время как передовые страны в период мирового финансового кризиса увеличивали вложения в НИОКР. Так в 2012 году разработку и внедрение технологических инноваций осуществляли 9,1% от общего числа предприятий российской промышленности, что значительно ниже значений, наблюдаемых в Германии (64,2%), Бельгии (51,6%), Ирландии (46,8%), Эстонии (46,7%), Турции (35,2%) [3].

Инвестиционные стимулы в большей степени нацелены на задачи экономического роста, и в меньшей - на инновационное развитие. Государственная политика играет решающую роль в удовлетворении потребностей в инвестиционных ресурсах и привлечении частного сектора.

Болезненна для развития регионов России растущая изношенность основных фондов. На начало 2015 г. степень износа основных фондов в российской экономике составила 48,2% (на начало2013 г. - 47,7%). Моральный и физический износ производственных фондов, и как следствие, снижение технологического уровня промышленности, увеличивают вероятность техногенных аварий и ставят под угрозу безопасность.

Для современной российской экономики характерна существенная диспропорция в развитии отраслей народного хозяйства. Основная причина этого состоит в непривлекательном уровне доходности компаний перерабатывающего и обрабатывающего секторов и в отсутствии конкурентоспособных отечественных разработок для финансирования. При различных уровнях доходности предприниматели более рентабельных добывающих отраслей, в которых сегодня и сконцентрирован главным образом отечественный капитал, не имели стимулов к инвестированию в другие отрасли и вложению средств в реализацию проектов, которые окажутся менее прибыльными.

Согласно прогнозам цены на нефть в 2016 - 2018 гг. останутся на уровне около 50 долл. США за баррель [4]. Технологический прогресс обозначает долгосрочную тенденцию к падению спроса на углеводороды. За счет новых технологий повышается экономическая и энергетическая эффективность производств. Наблюдается заметный интерес к гелиоэнергетике, которая по удельной стоимости единицы генерации уже начинает превосходить тепловую энергетику. В результате ухудшение конъектуры на сырьевых рынках — это переломный момент для диверсификации российской промышленности.

Неконкурентоспособность отечественной обрабатывающей

промышленности, как главного потребителя инновационных технологий, обуславливают причины низкого уровня инновационной активности предпринимательства. В таких условиях ужесточаются требования к экономическим механизмам и рыночным инструментариям активизации инновационных процессов и обновления производств.

Поддержание спроса на внутреннем и внешнем рынках на инновационную продукцию обрабатывающих отраслей создаст стимул для переоснащения производств. В своем послание Федеральному собранию на 2015 год В. В. Путин говорит, что за рубежом должны закупаться только «уникальные» товары [5]. Поддержка масштабного импортозамещения и экспорта по широкой номенклатуре несырьевых, в том числе высокотехнологичных, товаров должна стимулировать развитие

обрабатывающей промышленности. В таком свете экономические санкции России в отношении Европейского союза выглядят как вклад в борьбу за внутренний рынок отечественных производителей.

В связи с этим, актуально поддержать покупательную способность населения, определяющую величину и структуру конечного спроса. В первой половине 2015 г. отмечается более существенное, чем ожидалось ранее, сокращение потребительского и инвестиционного спроса. Оборот розничной торговли в первом полугодии 2015 г. сократился на 8,1% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года [1]. Темпы ускорения падения потребительских расходов и ухудшения потребительских настроений связаны с продолжающимся снижением реальной заработной платы (таблица 1), с замедлением роста номинальной заработной платы и повышением инфляции. В условиях отсутствия заметной индексации зарплаты в бюджетном и частном секторах до конца 2015 г. ожидается дальнейшее сокращение реальной заработной платы [4].

Но самое главное в том, что реальная покупательная способность общества все еще в два раза ниже по сравнению с советским, дореформенным уровнем. Постсоветская емкость отечественного внутреннего рынка до сих пор в 2 раза ниже, чем его емкость в советское время [6, С.32]. Не освоенная отечественным производителем в полной мере емкость внутреннего рынка является значительным потенциалом к росту. Потребление домашних хозяйств обеспечит наибольший вклад в итоговый прирост ВВП.

Представляют интерес оперативные данные Росстата, по итогам первого полугодия 2015 г. сальдированный положительный финансовый результат (прибыль минус убыток) организаций превысил сопоставимый показатель 2014 г. на 42,6%. Среди ключевых видов деятельности в наибольшей мере возросло сальдо прибылей и убытков в обрабатывающей промышленности - в 2,0 раза. Улучшение финансового положения предприятий, происходившее в условиях снижения производства, было связано главным образом с повышением рентабельности продаж в отдельных производствах (за счет роста доходности экспорта, оптимизации издержек, импортозамещения) и уменьшением размера отрицательного сальдо внереализационных доходов и расходов (связанное с влиянием укрепления рубля на курсовые переоценки).

Поддержку выпуску в производствах, ориентированных на потребительский спрос, оказывали процессы импортозамещения, происходившие, в частности, в производстве отдельных товарных позиций пищевой промышленности (в условиях продовольственного эмбарго) и в отдельных подотраслях химической промышленности (фармацевтика, производство моющих средств, косметики). Косвенно на развитие импортозамещения указывает существенный (в три раза к предыдущему году) рост финансового результата НИОКР в первом полугодии 2015 года [4, С.32].

Именно, обрабатывающая промышленность предъявляет основной спрос на квалифицированную рабочую силу. Стимулирование её развития позволит вовлечь в экономический оборот свободную рабочую силу, обеспечить достойный уровень доходов населения и платежеспособный спрос.

Современное состояние обрабатывающих производств требует масштабных и повсеместных инвестиций для модернизации производства, повышения производительности, энергоэффективности и

конкурентоспособности. Однако не высокая норма рентабельности по отраслям народного потребления тормозит развитие инновационного предпринимательства и не позволяет масштабно привлекать дорогостоящие кредиты.

Стимулирование экономического роста посредством создания долгосрочного государственного кредита сегодня является главной антикризисной мерой. Рекомендуемая ставка, которая позволит обеспечить необходимый спрос на кредиты со стороны производственной сферы, должна быть не более 3-4% [7, С.7].

Несмотря на то, что нам катастрофически не хватает инвестиций, Россия является одним из крупнейших доноров мировой экономики. Валютные резервы, накопленные сверх оптимального уровня, государство размещает за рубежом под 1,5%. Примерно 50 млрд долл. ежегодно отправляется в оффшоры и примерно столько же возвращается. Суммарно это около 500 млрд долларов капитала, который устойчиво живет через оффшорную схему без оплаты налогов. Потери бюджета составляют примерно триллион рублей в год [7, С.7].

Целесообразно использовать средства Резервного фонда на создание необходимых производственно-технологических и научно-технических условий экономического роста. Вложение государственных средств создаст базис для привлечения в перерабатывающие и обрабатывающие производства частного капитала.

Ключевая роль в перераспределении финансовых ресурсов между отдельными секторами экономики традиционно принадлежит банковской системе. В связи с этим необходимо развитие новых финансовых инструментов и технологий. Актуально кредитование коммерческих банков под обязательства производственных предприятий не менее чем на 3-5 лет, в соответствии с производственными циклами в ключевых отраслях промышленности [7, С.8]. Важно обеспечение доступности долгосрочных кредитных ресурсов и снижение процентной ставки до уровня, позволяющего промышленности брать кредиты.

Важным элементом активации препирательства является налоговое поощрение компаний за инвестиции в инновации. С 2008 года российским предприятиям разрешено относить на издержки производства инвестиции в НИОКР. Это рассматривается как колоссальный прорыв, хотя во всем мире действуют гораздо более серьезные налоговые льготы, позволяющие

относить на издержки 120-150% вложений в НИОКР, причем эти льготы дифференцируются по наиболее важным для той или иной страны секторам экономики [8]. Создание благоприятных условий налогового администрирования позволит повысить привлекательность российского инновационного предпринимательства, с точки зрения получения прибыли и снижения издержек производства.

Действующие в настоящее время нормативные правовые акты в сфере инновационной деятельности вызывают насущную потребность в упорядочении российского законодательства в соответствии с изменяющимся экономическими и социальными условиям [9]. Институциональная недостаточность отечественных инновационных отношений характеризуется: отсутствием проработанного организационно-экономического механизма поддержки инновационной деятельности корпораций; незавершенностью регулирования различных этапов инновационного цикла; оторванностью российского законодательства от реальных условий экономики. Необходимо создать действенный механизм правового регулирования инновационных отношений.

Главная задача 2015-2016 гг. - последовательная экономическая политика, направленная на концентрацию имеющихся в стране финансовых, информационных и интеллектуальных ресурсов, создание условий для стимулирования бизнеса к внедрению инновационных технологий. Необходимо преодолеть ведомственную разобщенность, стремление министерств и ведомств к реализации политики, направленной на решение частных задач, за которые они непосредственно отвечают. Требуется координация на федеральном и региональном уровнях научно-технологической, инвестиционной, налоговой и промышленной политики с целью формирования адекватного организационно-экономического механизма, обеспечивающего обновление всех секторов экономики.

Список литературы

1. О текущей ситуации в экономике Российской Федерации по итогам января-июля 2015 года//кйр://есопошу.§оу.гц.

2. Российский статистический ежегодник. 2014: Стат.сб./Росстат. - М., 2014. - 693

с.

3. Россия и страны мира. 2014.: Стат.сб. / Росстат. - М., 2014. - 382 с.

4. Доклад о денежно-кредитной политике - Выпуск № 3 (11) Сентябрь 2015 года// http://www.cbr.ru/publ/ddcp/2015_03_ddcp.pdf.

5. Путин В. В. Послание президента Федеральному собранию //Вестник Российской нации. 2015. Т. 1. № 1-1 (39). С. 8-16.

6. Губанов С. С. Системный кризис и выбор пути развития России// Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2015. № 2 (38). С. 23-41.

7. Глазьев С.Ю. О приоритетных задачах экономической политики по достижению целей, установленных президентом России// Деловая слава России. 2014. № 1 (44). С. 69.

8. Глазьев С.Ю., Наумов Е.А., Понукалин А.А. Институциональные проблемы устойчивого социально-экономического развития: парадигма формирования научно-

образовательных и инновационных структур// Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2014. № 3 (03). С. 100-113.

9. Карпова С.В., Касаев Б.С., Климов Д.В. Современные маркетинговые инструменты определения эффективности пространственных преобразований// Российское предпринимательство. 2014. № 22 (268). С.16-27.

10. Государственный финансовый контроль в управлении бюджетами/ Федотова Г.В.// Финансы и кредит. 2012. № 19 (499). С. 42-47.

11. Методика аудита эффективности бюджетных расходов/ Федотова Г.В.// Финансы и кредит. 2009. № 14 (350). С. 15-26.

12. Программный бюджет в региональном стратегическом планировании/ Федотова Г.В.// Дайджест-финансы. 2013. № 12. С. 29-34.

13. Программный бюджет в региональном стратегическом планировании/ Федотова Г.В.// Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 43. С. 11-16.

14. Управление рисками в инновационной деятельности предприятий/ Федотова Г.В.// Финансы и кредит. 2010. № 41 (425). С. 27-33.

15. Последствия недостоверности сведений об адресе юридического лица/ Родионова И.Н., Емельянов А.С., Горохов А.А.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2014. № 2 (5). С. 154-158.

16. Об обязательном удостоверении решения собрания участников хозяйственных обществ/ Емельянов А.С., Горохов А.А., Родионова И.Н.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2014. № 1 (4). С. 238-241.

17. Нормативно-правовые требования к печатям коммерческих организаций/ Емельянов А.С., Горохов А.А., Черных А.Ю.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2015. № 1 (6). С. 47-50.

18. Практика и последствия предоставления налоговых льгот в субъектах Российской федерации (на примере Орловской области)/ Вавулин Д. А., Симонов С.В., Горохов А.А.// Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2014. № 4. С. 82-95.

СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД-ГЕРОЙ НОВОРОССИЙСК Жара Александр Евгеньевич, аспирант Кубанский государственный технологический университет

г.Краснодар

В данной работе рассмотрены основные цели Стратегии инновационного развития Российской Федерации, а также приведены краткие примеры решения данных целей на местах, на примере муниципального образования город-герой Новороссийск.

В настоящее время Российской Федерацией ставится перед собой долгосрочные цели, призванные обеспечить высокое благосостояние население, а также закрепление геополитической роли страны как одного из лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня. И, практически единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики Российской Федерации на инновационную социально-ориентированную модель экономического развития [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.