Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПАНДЕМИИ COVID-19 В США'

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПАНДЕМИИ COVID-19 В США Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
155
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ПАНДЕМИЯ COVID-19 / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ВВП США / МВФ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Айсханова Екатерина Султановна, Магомедова Мадина Абдусаламовна, Джамалова Патимат Ибрагмихалиловна

Пандемия вируса COVID-19 - это беспрецедентное глобальное явление, которое также является опытом с самыми разными последствиями. В статье представлен обзор, как пандемия COVID-19 повлияла на экономику США и реакция правительств на устранение этих последствий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC IMPACT OF THE COVID-19 PANDEMIC IN THE UNITED STATES

The COVID-19 virus pandemic is an unprecedented global event that is also an experience with very different consequences. This article provides an overview of how the COVID-19 pandemic has impacted the US economy and how governments have responded to addressing those impacts.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПАНДЕМИИ COVID-19 В США»

DOI 10.47576/2712-7559_2021_5_11_1042 УДК 338

Айсханова Екатерина Султановна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права и криминологии, Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова, г. Грозный, Россия, e-mail: k-a-2011@mail.ru

Магомедова Мадина Абдусаламовна,

старший преподаватель, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: madina.ind@yandex.ru

Джамалова Патимат Ибрагмихалиловна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономико-правовых и общеобразовательных дисциплин, Дагестанский государственный университет (филиал в г. Кизляре), г. Кизляр, Россия, e-mail: p.dzhamalova@mail.ru

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПАНДЕМИИ COVID-19 В США

Пандемия вируса COVID-19 - это беспрецедентное глобальное явление, которое также является опытом с самыми разными последствиями. В статье представлен обзор, как пандемия COVID-19 повлияла на экономику США и реакция правительств на устранение этих последствий.

Ключевые слова: мировая экономика; пандемия COVID-19; экономический кризис; ВВП США; МВФ.

UDC 338

Aishkhanova Ekaterina Sultanovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Criminal Law and Criminology, Chechen State University named after A.A. Kadyrov, Grozny, Russia, e-mail: k-a-2011@mail.ru

Magomedova Madina Abdusalamovna,

senior lecturer, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: madina.ind@yandex.ru

Jamalova Patimat Ibragmikhalilovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economic, Legal and General Educational Disciplines, Dagestan State University (branch, Kizlyar), Kizlyar, Russia, e-mail: p.dzhamalova@mail.ru

ECONOMIC IMPACT OF THE COVID-19 PANDEMIC IN THE UNITED STATES

The COVID-19 virus pandemic is an unprecedented global event that is also an experience with very different consequences. This article provides an overview of how the COVID-19 pandemic has impacted the US economy and how governments have responded to addressing those impacts. Keywords: world economy; COVID-19 pandemic; economic crisis; USA.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) впервые объявила COVID-19 глобальной чрезвычайной ситуацией в области здравоохранения в январе 2020 года; 11 марта было объявлено, что вирусная вспышка офи -циально признана пандемией, высочайшим уровнем чрезвычайной ситуации в области здравоохранения. С тех пор чрезвычайная ситуация переросла в глобальную проблему общественного здравоохранения и экономический кризис, который затронул мировую экономику с оборотом в 90 трлн долл.

Вирусная инфекция распространились между странами и затронула почти все сообщество, демонстрируя чрезвычайно взаимосвязанный характер мировой экономики: вирус обнаружен во всех странах. К началу марта 2020 года центр распространения инфекций переместился из Китая в Европу, особенно в Италию, но к апрелю акцент сместился на Соединенные Штаты, где количество инфекций росло. К апрелю 2021 года Индия, Бразилия, часть Африки и Азии превратились в горячие точки, в которых число инфекций и смертей достигло рекордных уровней за день.

К середине сентября 2021 года более опасный вариант COVID-19 Delta, как сообщается, стал наиболее распространенным вирусом и побудил различных национальных лидеров призвать к дополнительным медико-санитарным мерам, включая возобновление ограничений на поездки. Прогнозы Европейского центра профилактики и контроля заболеваний (ECDC) показали, что к концу августа 2021 года на этот вариант COVID-19 может приходиться 90 % коронавирусных инфекций в большей части Европы, «может привести к быстрому и значительному увеличению ежедневных случаев заболевания во всех возрастных группах». Доля варианта Delta также росла как доля от общего числа случаев в США, составляя 97,9 % всех случаев в конце августа 2021 года, по данным Центра по контролю за заболеваниями (CDC). После избежания начальных раундов инфекций, случаи заражения быстро увеличивались в Австралии и Новой Зеландии, в связи с чем были возбуждены ограничения на общественные собрания и передвижения. В июне 2021 года число случаев заражения COVID-19 в России росло, как сообщается, из-за нежелания населения принимать вак-

цину Спутник V, разработанную в России [1].

По данным Всемирной организации здравоохранения, 1 ноября 2021 года вирусом COVID-19 заболели более 246,6 млн чел. во всем мире, более 5 млн погибло: Соединенные Штаты сообщили, что более 45,6 млн американцев были диагностированы и более 740 тыс. чел. умерли от вируса. В какой-то момент более 80 стран закрыли свои границы для прибывающих из стран с инфекциями, приказали закрыть предприятия, проинструктировали свое население о проведении самокарантина и закрыли школы для примерно 1,5 млрд детей. 23 августа 2021 года Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) полностью одобрило вакцину от коронавируса Pfizer-BioNTech, что побудило различные учреждения и вооруженные силы США начать обязательную вакцинацию сотрудников и членов.

В связи с резким ростом числа инфекционных заболеваний в конце февраля 2020 года правительства предприняли беспрецедентные шаги в марте 2020 года по ограничению социальной активности для сдерживания распространения пандемии, непреднамеренно вызвав глобальную экономическую рецессию. Реакция правительства в марте 2020 года была выдающейся с точки зрения скорости, с которой были приняты количество участвующих стран, налогово-бюджетная и денежно-кредитная политика, зачастую без формального скоординированного плана. Первоначально правительства проводили денежно-кредитную политику, направленную на стабилизацию финансовых рынков и обеспечение кредитного потока. На втором этапе правительства сосредоточили внимание на фискальных мерах, направленных на поддержание экономического роста, по мере принятия карантина и социального дистанцирования. На третьем этапе правительства перешли к разработке, закупке и распространению вакцин. Поскольку влияние на здоровье и экономику эволюционировало и сохранилось, фазы действий правительства стали менее четкими: например, усилия по вакцинации населения совпали с дополнительными фискальными мерами по поддержания доходов домохозяйств.

Бюро экономического анализа (БЭА) сообщило, что меры политики по ограничению

экономики привели к снижению темпов роста ВВП США до 9% во втором квартале 2020 года по сравнению с предыдущим кварталом, или -31 % в годовом исчислении, крупнейшее квартальное снижение ВВП США, зарегистрированное за последние 70 лет. Впоследствии ВВП США вырос на 7,5 % в третьем квартале, или на 30 % в годовом исчислении, в основном за счет роста личного потребления, отражающего рост доходов и поддержки в виде государственных трансфертных платежей. Данные за четвертый квартал 2020 года указывают на то, что экономика США выросла чуть более чем на 1 % за третий квартал, или в годовом исчислении на 4,5 %. В годовом исчислении реальный ВВП США, по оценкам, снизился на 3,4 % в

2020 году по сравнению с 2019 годом. В третьем квартале 2021 года годовые темпы роста ВВП США выросли на 2 % после роста на 6,3 % и 6,7 % в первом и втором кварталах.

В своем анализе Beige Book от 8 сентября

2021 года Федеральная резервная система (ФРС) сообщила, что экономическая активность немного замедлилась в период с июля по август по сравнению с умеренным или устойчивым ростом во всех 12 округах Федеральной резервной системы в период с мая по начало июля. ФРС приписала замедление активности до более низких уровней потребительской активности в обеденной и развлекательной сфере, что связано с опасением по поводу распространения инфекций, вызываемых дельта-вариантом вируса COVID-19. В других секторах экономики наблюдался более медленный рост из-за нехватки рабочей силы и предложения. Низкий уровень запасов в автомобильном секторе и сокращение предложения жилого жилья также ограничили торговую активность в этих секторах; ФРС также сообщила о небольшом росте в жилом и нежилом строительстве, а также в энергетическом и сельскохозяйственном секторе. В своем отчете о денежно-кредитной политике 22 сентября ФРС указала, что экономика восстановилась до такой степени, что в ноябре она может начать постепенное сокращение своих ежемесячных покупок активов, что характеризовалось как «сдерживание темпов покупок активов», и скорректировать процентные ставки в 2022 году [2].

Аналитический период «Бежевая книга» ФРС США произошел до сильного ура-

гана в Персидском заливе в конце августа, что усугубило существующие проблемы судоходства и транспортировки через порты Персидского залива, которые боролись с проблемами, связанными с пандемией, которые препятствовали добыче, переработке и транспортировке нефти, а также поставке сельскохозяйственной продукции. Кроме того, повреждение жилого фонда, городская инфраструктура и возросшая потребность в медицинской помощи в районах побережья Мексиканского залива увеличили нагрузку на сообщества, уже борющиеся с последствиями пандемии, что еще больше усугубило усилия рабочих по возвращению на свои рабочие места.

На разных этапах связанного с пандемией кризиса здравоохранения и экономического кризиса правительства отреагировали рядом политических инициатив, которые часто пытались сбалансировать конкурирующие политические цели. По мере того как кризис в области здравоохранения утихает, и экономическая активность возобновляется, политики могут рассмотреть возможность оценки различных подходов к политике на предмет извлеченных уроков и передовых методов, которые можно использовать для преодоления аналогичных кризисов, если они возникнут. Такая оценка может включать:

- оценку краткосрочных и долгосрочных издержек и выгод от налогово-бюджетной политики, которая была принята во время кризиса для решения проблемы сокращения занятости и поддержки социальной защиты по сравнению с потенциальным долгосрочным воздействием дефицитных расходов на уровень инфляции и долгосрочной финансовой стабильностью экономики;

- оценку затрат и преимуществ блокировки бизнеса и социальной сферы в масштабах всей экономики по сравнению с воздействием и эффективностью целевых закрытий или других видов ограничений;

- анализ эффективности денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, которая была принята для поддержания экономической активности на начальном этапе стадии кризиса по сравнению с политикой, направленной на оказание помощи конкретным секторам и предприятиям, испытывавшим финансовые затруднения;

- оценку эффективности трансфертных

платежей, направленных на поддержку наиболее сильно пострадавших домохозяйств, влияния таких выплат на нормы сбережений домохозяйств, необходимых условий и сроков для прекращения поддержки, а также влияния на долгосрочные темпы роста между государственным и частным долгом;

- оценку влияния центральных банков и органов денежно-кредитного регулирования на финансовые рынки;

- оценку оптимального сочетания и воздействия налогово-бюджетной политики во время национального или глобального экономического кризиса между оказанием помощи домашним хозяйствам, фирмам или правительствам штата и местным органам власти;

- оценку эффективности систем страхования от безработицы, которые обеспечивают краткосрочное страхование от безработицы для поддержания доходов работников по сравнению с программами сохранения рабочих мест в европейском стиле, которые поддерживают докризисную занятость, даже если эти рабочие места могут исчезнуть после прекращения поддержки [3].

Согласно октябрьскому прогнозу развития мировой экономики 2021 года, подготовленному Международным валютным фондом, глобальный экономический рост упал до -3,2 % в годовом исчислении в 2020 году, прогнозируется восстановление на 5,9 % в 2021 году и на 4,9 % в 2022 году. МВФ также пришел к выводу, что в 2022 году страны с развитой экономикой будут сталкиваться с сохраняющимися экономическими проблемами в результате дефицита предложения и что перспективы для развивающихся стран с низкими доходами «значительно потемнели» из-за неравенства в доступе к вакцинам и различия в поддержке экономической политики. Спад, связанный с пандемией, характеризуется как более глобальный по своему характеру, чем тот, который наблюдался во время глобального финансового кризиса 2009-2010 годов, в результате его воздействия на экономику развивающихся стран. По прогнозам МВФ, географические регионы мировой экономики будут восстанавливаться с разной скоростью, отражая различия в темпах вакцинации, степени политической поддержки и различных структурных условиях, таких как роль туризма в экономике.

К концу октября 2021 года различные клю -чевые экономические и финансовые показатели восстановились после экономического спада, хотя не во всех частях мира экономика возродилась до уровня до пандемии COVID-19. Кроме того, возобновление вирусных случаев и появление более вирулентных штаммов вируса COVID-19 заставили некоторые учреждения снизить свои прогнозы экономического роста на 2021 год. Хотя уровень вакцинации вырос в различных развитых странах, особенно в Соединенных Штатах, развивающиеся страны боролись за доступ к вакцинам и вакцинацию своего населения, и, следовательно, за то, чтобы их экономика работала на уровне или выше допандемиче-ского уровня. Индексы финансовых рынков в основном восстановились после потерь, понесенных в марте и апреле 2020 года, мировые цены на нефть превысили допандемиче-ские уровни, давление в стороны повышения курса доллара в целом ослабло, а рынки труда, похоже, стабилизировались.

Экономическая изоляция вытеснила миллионы американцев с работы и лишила их дохода. Во время рецессии, связанной с пан -демией, трансфертные выплаты федерального правительства физическим лицам, в основном через страхование по безработице, компенсировали часть их потерянных доходов и сыграли важную роль в поддержании домохозяйств.

В сентябре 2021 года Бюро переписи населения опубликовало свой ежегодный отчет «Доходы и бедность» и отчет «Дополнительный показатель бедности». Согласно отчету SPM, который измеряет влияние государственных программ, предназначенных для помощи семьям с низким уровнем дохода и отдельным лицам, которые не включены в официальный показатель бедности, общий уровень бедности по SPM составил 9,1 %, что на 2,6 процентных пункта ниже показателя 2019 года (11,8 %), что представляет собой 8,5 млн чел., выведенных из бедности благодаря государственным стимулирующим выплатам. В отчете SPM также указано, что в 2020 году уровень безработицы снизился для всех основных возрастных категорий, социальное обеспечение продолжало оставаться самой важной программой борьбы с бедностью и вывело из бедности 26,5 млн. человек, а стимулирующие выплаты, связан-

ные с пандемией, вывели из бедности 11,7 млн человек.

В первой половине 2021 года заработная плата физических лиц, которая обычно является основным источником дохода, выросла на 2,9 % по сравнению со снижением общего дохода населения на 4 % и снижением поступлений трансфертов на 26 % в 2020 году. Как и в начале 2020 года, трансфертные выплаты домохозяйствам в начале 2021 года увеличили личный доход и поддержали потребление. Кроме того, нормы сбережений домохозяйств были поддержаны трансфертными платежами, хотя пиковая норма сбережений в 2021 году была ниже, чем в 2020 году. После повторного пика в апреле 2021 года ставка неуклонно снижалась, поскольку потребители использовали накопленные сбережения для поддержки потребления, поскольку экономическая активность начала восстанавливаться.

К осени 2021 года, до прекращения пособий по безработице в связи с пандемией в США, американские и европейские потребители, по-видимому, приспособились к ограничениям пандемии, полагаясь на пособия по безработице, личные сбережения и кредиты для поддержания потребительской активности. Расходы на личное потребление в целом увеличивались и уменьшались в зависимости от распространения вируса и частичного закрытия предприятий. Однако увеличение расходов домашних хозяйств и бизнеса привело к увлечению спроса на широкий спектр товаров, включая жилье, продукты питания, энергию, а также новые и подержанные легковые и грузовые автомобили, которые были ограничены нехваткой предложения и привели к росту потребителей и производственных цен в сентябре, которые росли на 0,4 % и 0,5 % в месяц, или более чем на 4,8 % и 6,0 % в год соответственно [7].

Ущерб, нанесенный в течение длительного времени, может быть проблематичным, поскольку значительная часть рабочей силы не может или в некоторых секторах не желает возвращаться на рабочие места, которые были до пандемии. В некоторых случаях работники, которые были безработными во время кризиса, передумывают возвращаться на свои прежнее рабочие места и изучают другие варианты, что потенциально может повлиять на темпы восстановления эконо-

мики. Как сообщается, занятость в секторе ухода за детьми в США в августе 2021 года сократилось более чем на 137 тыс. работников по сравнению с уровнем марта 2020 года и сыграла свою роль в удержании 1,6 млн женщин, которые являются матерями детей в возрасте до 17 лет, от возвращения на рынок труда. Аналогичным образом экономика может столкнуться с долгосрочными издержками в результате того, что дети не получают очного обучения более года, что может привести к снижению успеваемости и показателей выпуска, а также к задержке выхода на рынок труда. 31 марта 2021 года Кристалина Георгиева, управляющий директор Международного валютного фонда, также предупредила, что долговой кризис на развивающихся рынках может развернуться, поскольку мировая экономика начнет восстанавливаться и процентные ставки будут расти, что может вызвать отток капитала из развивающихся стран.

Согласно многочисленным индикаторам, значительная часть мировой экономики, похоже, пережила наихудший экономический спад, который возник в результате беспрецедентного социального дистанцирования, связанного с COVID19, и блокировки бизнеса в начале 2020 года. Тем не менее повторяющиеся очаги пандемии и появление новых вирулентных мутаций вируса COVID-19 продолжают увеличивать общие экономические и человеческие потери от пандемии и усугублять неопределенность в отношении сроков устойчивого восстановления. В ходе пандемии правительства приняли политику по ограничению распространения вируса, который непреднамеренно вызвал экономический спад и временно изменил повседневный образ жизни людей. Спустя полтора года остается неясным, как быстро и в какой степени люди вернутся к допандемическому уровню жизни.

Для членов Конгресса экономические и социальные издержки, связанные с пандемией, могут влиять на дискуссии о государственной политике еще долгое время после того, как кризис пройдет. Хотя различные политические дебаты могут возникать из, казалось бы, маловероятных источников, некоторые области могут включать следующие.

1. Во время пандемии часть рабочей силы перешла от работы на месте к работе на

дому. После длительного периода работы вне офиса некоторые работники задаются вопросом о необходимости возвращения к трудовым соглашениям, существовавшим до пандемии. Если новые формы организации труда и модели работы станут неотъемлемой частью экономики, это может вызвать вопросы о влиянии на жилье, схемы движения, включая общественный транспорт, уровень участия в рабочей силе и организацию ухода за детьми. Какую роль должен играть Конгресс в оценке и решении таких потенциальных изменений в экономике?

2. Пандемия выявила слабые места в цепочках поставок и производстве некоторых видов оборудования, включая средства индивидуальной защиты, которые ранее не занимали видного места в приоритетах национальной безопасности. Пожалуй, пандемия повысила значимость общественного здравоохранения как фактора национальной безопасности. Она также подчеркнула важность совершенствования внутренних цепочек поставок, связанных со здравоохранением. Такое смещение акцентов ставит перед Конгрессом вопросы о том, как и в какой степени государственная политика должна изменять существующие механизмы производства и поставки. В частности, Конгресс может рассмотреть затраты и выгоды от принятия политики, которая пытается перераспределить ресурсы в экономике в пользу развития внутреннего производства товаров, которые в настоящее время импортируются, возможно, в ущерб другим видам внутренней экономической деятельности.

3. Пандемия подчеркнула взаимосвязанную природу глобальной экономики. Как правило, эти глобальные связи способствуют беспрепятственному потоку товаров и услуг для самого широкого круга людей. Однако во время рецессии, связанной с пандемией, эти глобальные каналы поставок были нарушены, что выявило их уязвимости. В свою очередь, эти сбои вызвали вопросы, касающиеся роли и важности определенных видов промышленной деятельности на фоне меняющихся концепций национальной безопасности и того, в какой степени внутренняя экономическая политика должна пытаться поддерживать или субсидировать определенные виды промышленной деятельности. Конгресс мог бы рассмотреть вопрос о том,

следует ли и если да, то в какой степени принимать непосредственное участие в перераспределении ресурсов в экономике.

4. Пандемия оказала непропорционально сильное воздействие на различные промышленные сектора экономики и на работников этих секторов. К ним относятся определенные сегменты рабочей силы, включая женщин, меньшинства и работников менее квалифицированных рабочих мест. Глубина и продолжительность рецессии поставили под сомнение эффективность обычных программ помощи рабочим. Конгресс может поставить вопрос о пересмотре этих программ, чтобы определить, какие изменения могут потребоваться для более точного согласования программ с потребностями работников, испытывающих аналогичные периоды длительной дислокации.

5. Глобальная торговая активность резко снизилась в результате глобального экономического спада, что усугубило глубину и масштабы экономических потрясений. Влияние на мировую торговлю вызвало вопросы о том, какие действия, если таковые имеются, мог бы предпринять Конгресс в рамках торговой политики США, которые могли бы усилить роль международной торговли и консультативных органов, таких как ВТО, МВФ и ОЭСР, в содействии возврату к докризисному уровням активности во время аналогичных международных кризисов.

6. Экономический спад предъявил развитым и развивающимся странам повышенные требования по отказу от традиционных принципов дефицитных расходов для стимулирования своей экономики. Хотя бюджетные расходы, вероятно, уменьшили воздействие кризиса, они резко увеличили долговое бремя развивающихся стран, которые могут пережить кризис, связанный со здоровьем. Такое долговое бремя может ограничить способность развивающихся стран предоставить дополнительные фискальные стимулы в случае сохранения кризиса здравоохранения, что задержит восстановление мировой экономики с побочным эффектом для развитых стран. Развивающиеся страны могут столкнуться с ростом расходов рефинансирования накопленных долгов, если развитые страны начнут сворачивать денежно-кредитную политику с низкими процентными ставками. Конгресс может рассмотреть вопрос об

изучении эффективности работы и достаточности ресурсов международных финансовых институтов для удовлетворения финансовых потребностей и потребностей развивающихся экономик в обслуживании долга.

7. На начальных этапах экономического кризиса мировые финансовые рынки были серьезно подорваны, что потребовало от центральных банков беспрецедентных действий. После мирового финансового кризиса 2008-2009 годов центральные банки и другие участники финансового рынка провели широкомасштабные реформы, направленные на укрепление способности финансовых учреждений противостоять экономическому кризису. Глобальный экономический кризис, связанный с пандемией, предоставляет Конгрессу возможность оценить эффективность этих реформ и определить, были ли они достаточными для подготовки участников финансового рынка к противостоянию серьезным сбоям в мировой экономике или необходимы дополнительные реформы [8].

По мере того как экономика некоторых развитых стран начинает восстанавливаться, центральные банки и национальные правительства взвешивают последствия и сроки сворачивания монетарной и фискальной поддержки из-за опасений по поводу потенциального инфляционного давления и перспективы замедления темпов восстановления. Эти опасения усугубляются появлением новых вариантов заболеваний и «горячих точек» пандемии, которые ставят под сомнение национальные усилия по сдерживанию инфекций и полному восстановлению экономической деятельности. По прогнозам, основные страны с развитой экономикой, на которые приходится 60 % мировой экономической активности, будут работать ниже уровня потенциального производства как минимум до 2024 года, что указывает на снижение национального и индивидуального экономического благосостояния по сравнению с уровнем до пандемии. По сравнению с синхронным характером замедления глобальной экономики в первой половине 2020 года мировая экономика демонстрирует признаки двухвекторного восстановления, которое началось в третьем квартале 2020 года и характеризуется зарождающимся восстановлением в странах с развитой экономикой, где уровень вакцинации высок, но более

медленными темпами роста в развивающихся странах, где уровень вакцинации низкий.

В общем развитые страны добились успехов в вакцинации все большей части своего населения, что повышает перспективы устойчивого экономического подъема в конце 2021 и в 2022 году и, в свою очередь, подъема глобальной экономики в целом. Однако новые разновидности вируса COVID-19 и резкое увеличение числа диагностированных случаев в крупных развивающихся странах, а также сопротивление вакцинации среди некоторых групп населения в развитых странах ставят под сомнение скорость и силу экономического восстановления в ближайшей перспективе. Возобновление случаев инфекции в Европе, Латинской Америке, России, США, Японии, Бразилии, Индии и на большей части Африки вновь вызвало призывы к закрытию магазинов и комендантскому часу и угрозу ослабления или задержки потенциального устойчивого экономического восстановления в конце 2021 года. Экономические последствия пандемии оказали неблагоприятное воздействие на некоторые отрасли экономики, особенно на сектор услуг, и на определенные группы населения, что может привести к дальнейшим трудовым потрясениям [9].

Список литературы

1. Кудрин, А.Л. Экономика и экономическая политика в условиях пандемии / А.Л. Кудрин // Москва: Издательство Института Гайдара. - 2021. - 344 с.

2. Распространение COVID-19 в США. - URL: https:// clck.ru/SR5c6 (дата обращения: 14.10.2021).

3. Сокрушительные глобальные последствия пандемии для образования. - URL: https://clck.ru/YnnnU (дата обращения: 14.10.2021).

4. Супян, В.Б. Экономическая ситуация в США: текущие и возможные долгосрочные последствия кризиса / В.Б. Супян // США и Канада: экономика, политика, культура. - 2020. - Т. 50. - № 5. - С. 54-62.

5. Торкановский, Е.П. Автаркия 2.0: глобальная эко -логическая повестка, пандемия COVID-19 и новая нор -мальность // Экономические отношения. - 2020. - Том 10. - № 3.

6. Цветков, В.А. Медийная активность отечественных политиков и государственных деятелей в период пандемии COVID-19 как инструмент укрепления доверия электората / В.А. Цветков, М.Н. Дудин // Лидерство и менеджмент. - 2020. - Том 7. - № 2. - С. 89-122.

7. Джегеде Ч., Опатола М. Экономический процесс и эпоха Ковид-19 / Ч. Джегеде, М. Опатола // Издательство Sciencia Scripts. - 2020. - 144 с.

8. Шеварднадзе, С.П. Будущее сегодня. Как пандемия изменила мир // Эксмо, 2020. - 224 с.

9. Экономика США показала крупнейшее падение со времен Второй мировой войны: https://clck.ru/ZCvbb (дата обращения: 09.11.2021).

10. Bureau of Labor Statistics (2020). Employment Situation. Establishment data tables B-1, B-3, B-1b and B-3b. URL: https://www.bls.gov/ces/ (дата обращения: 01.07.2020).

References

1. Kudrin A.L. E'konomika i e'konomicheskaya politika v usloviyaxpandemii. Moskva: Izdatel'stvo Instituta Gajdara. 2021. 344 s.

2. Rasprostranenie COVID-19 v SShA. URL: https:// clck.ru/SR5c6 (data obrashheniya: 14.10.2021).

3. Sokrushiternye global'nye posledstviya pandemii dlya obrazovaniya. URL: https://clck.ru/YnnnU (data obrashheniya: 14.10.2021).

4. Supyan V.B. E'konomicheskaya situaciya v SShA: tekushhie i vozmozhny'e dolgosrochny'e posledstviya krizisa. SShA i Kanada: e'konomika, politika, kul'tura. 2020. T. 50. № 5. S. 54-62.

5. Torkanovskij E.P. Avtarkiya 2.0: global'naya e'kologicheskaya povestka, pandemiya COVID-19 i novaya normal'nost'. E'konomicheskie otnosheniya. 2020. Tom 10. № 3.

6. Czvetkov V.A. Medijnaya aktivnost' otechestvenny'x politikov i gosudarstvenny'x deyatelej v period pandemii COVID-19 kak instrument ukrepleniya doveriya e'lektorata / V.A. Czvetkov, M.N. Dudin. Liderstvo i menedzhment. 2020. Tom 7. № 2. S. 89-122.

7. Dzhegede Ch., Opatola M. E'konomicheskij process i e'poxa Kovid-19. Izdatel'stvo Sciencia Scripts. 2020. 144 s.

8. Shevardnadze S.P. Budushhee segodnya. Kak pandemiya izmenila mir. E'ksmo, 2020. 224 s.

9. E'konomika SShA pokazala krupnejshee padenie so vremen Vtoroj mirovoj vojny. URL: https://clck.ru/ZCvbb (data obrashheniya: 09.11.2021).

10. Bureau of Labor Statistics (2020). Employment Situation. Establishment data tables B-1, B-3, B-1b and B-3b. URL: https://www.bls.gov/ces/ (data obrashheniya: 01.07.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.