Научная статья на тему 'Экономические показатели системы здравоохранения и роль фармакоэкономического анализа в системе государственного возмещения за лекарственные средства в странах Латинской Америки'

Экономические показатели системы здравоохранения и роль фармакоэкономического анализа в системе государственного возмещения за лекарственные средства в странах Латинской Америки Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
972
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМАКОЭКОНОМИКА / ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВОЗМЕЩЕНИЕ ЗА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА / PHARMACOECONOMICS / LATIN AMERICA / REIMBURSEMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Куликов А. Ю., Чеботарев П. А., Константинова М. С.

Ведущая шестерка стран латиноамериканского региона (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Чили, Колумбия и Мексика) состоит из разнородных государств, значительно отличающихся друг от друга по основным показателям системы здравоохранения, медицинского страхования, объему расходов на здравоохранение. Опыт латиноамериканских стран, проводящих активные реформы в области здравоохранения и организации лекарственной помощи населению, может быть полезен в процессе совершенствования системы здравоохранения и государственной компенсации за лекарственные средства, в рамках программы ОНЛС и разрабатываемой концепции национальной лекарственной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC INDICATORS OF SYSTEM OF PUBLIC HEALTH SERVICES AND ROLE OF PHARMACOECONOMIC ANALYSIS IN SYSTEM OF THE STATE COMPENSATION FOR MEDICAL PRODUCTS IN THE COUNTRIES OF LATIN AMERICA

The leading six of the countries of the Latin American region (Argentina, Brazil, Venezuela, Chile, Colombia and Mexico) consists of the diverse states considerably differing from each other on the basic parameters of system of public health services, medical insurance, to volume of charges on public health services. Experience of the Latin American countries which were carrying out active reforms in the field of public health services and the organization of the medicinal help to the population, can be useful during perfection of system of public health services and state indemnification for medical products, within the limits of reimbursement program and the developed concept of national medicinal policy

Текст научной работы на тему «Экономические показатели системы здравоохранения и роль фармакоэкономического анализа в системе государственного возмещения за лекарственные средства в странах Латинской Америки»

Экономические показатели системы здравоохранения и роль фармакоэкономического анализа в системе государственного возмещения за лекарственные средства в странах Латинской Америки

Куликов А.Ю.

к. м.н, Лаборатория фармакоэкономики ММА им. И.М. Сеченова, г. Москва

Чеботарев П.А., Константинова М.С.

Центр эффективных технологий управления, г. Москва

Ведущая шестерка стран латиноамериканского региона (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Чили, Колумбия и Мексика) состоит из разнородных государств, значительно отличающихся друг от друга по основным показателям системы здравоохранения, медицинского страхования, объему расходов на здравоохранение. Опыт латиноамериканских стран, проводящих активные реформы в области здравоохранения и организации лекарственной помощи населению, может быть полезен в процессе совершенствования системы здравоохранения и государственной компенсации за лекарственные средства, в рамках программы ОНЛС и разрабатываемой концепции национальной лекарственной политики.

Ключевые слова: фармакоэкономика,ЛатинскаяАмерика, государственное возмещение за лекарственные средства

Ведущая шестерка стран латиноамериканского региона (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Чили, Колумбия и Мексика) состоит из разнородных государств, значительно отличающихся друг от друга по основным показателям системы здравоохранения, медицинского страхования, объему расходов на здравоохранение. Оценить степень неоднородности основных показателей здравоохранения для этих стран можно ознакомившись с экономическими показателями представленными в таблице. (таблица 1).

Основные экономические показатели здравоохранения, к которым относят процент расходов на здравоохранение от ВВП, размер среднедушевого расхода системы здравоохранения, размер среднедушевого расхода на лекарственные средства, процент расходов на лекарственные средства от суммы всех расходов на систему здравоохранения, степень использования клинических руководств, данных фармакоэкономических исследований также значительно разнятся от страны к стране (таблица 2).

Основные показатели Аргентина Бразилия Чили Колумбия Мексика Венесуэла

Население 39 млн. 192 млн. 15 млн. 46 млн. 103 млн. 27 млн.

Распределение 28% 30% 26% 31% 30% 31%

населения (в возрасте 62% 65% 66% 66% 64% 64%

1-14 лет, 15-65 лет, старше 65 лет) 10% 5% 8% 7% 6% 5%

Валовый внутренний продукт(на человека в год) 2362 $ 4289 $ 8875 $ - 8066 $ 6440 $

Тип медицины Западная медицина Западная медицина Западная Западная Представлена как западная, Западная

преобладающий в стране доминирует повсеместно медицина повсеместно медицина повсеместно так и традиционная (народная) медицина медицина повсеместно

Количество коек на 10 тыс. населения 40 10 24 12 10 8

Количество врачей на 10 тыс. населения 32 17 11 13.5 19 20

Количество провизоров/ фармацевтов на 10 тыс. населения 5,1 5,4 7,9 0,3 3,85

Таблица 1 |сРпс 2пп7

Основные экономические показатели шести стран Латиноамериканского региона югип>

Основные показатели Аргентина Бразилия Чили Колумбия Мексика Венесуэла

Процент населения страны, включенный в медицинское страхование 48% 30% 100% 70% 51% Нет данных

Метод оплаты государством медицинской помощи По диагнозам или по отдельным категориям населения, фиксированный бюджет Оплачиваются ЛС и дорогостоящие виды медицинской помощи. Оплачивается большинство медицинских расходов. При покупке ЛС - соплатеж государства и пациента Индивидуально при первичной помощи. Большинство услуг и ЛС при оказании высокоспециализированной помощи Все за счет пациента. Возмещается только при добровольном медицинском страховании Бесплатная медицинская государственная помощь. Платная частная медицинская помощь

Расходы на здравоохранение как процент от ВВП 9,6% 7,9% 6,0% 7,9% 6,5% 4,7%

Расходы здравоохранения на человека 455 доллара США 411 долларов США 367 долларов США 211,5 долларов США 229 долларов США 120 долларов США

Расходы на лекарственные средства на человека 191 аргентинский песо нет данных 57 долларов США 24 доллара США 183 доллара США 68 долларов США

Процент, приходящийся на ЛС от всех расходов на здравоохранение 28% 7,4% 16% 15% нет данных 15,2%

Национальный бюджет на лекарственные средства Существует только на ЛС для лечения онкологических заболеваний, ВИЧ- инфекции, вакцинацию и амбулаторные ЛС в государственном здравоохранении 2,1 миллиарда долларов США 857 миллионов долларов США нет данных 13.1 миллиарда долларов США 1,6 миллиарда долларов США

Референтные цены - ориентирование на другие страны Только по вакцинам Да. На страны: США, Австралия, Новая Зеландия, Канада, Испания, Италия, Греция, Франция, Португалия нет Да, на 11 стран своего региона нет нет

Использование фармако- экономики Не является обязательной при формировании перечней Запрашивается правительством при регистрации новых и дорогостоящих ЛС Не закреплено законодательно, но учитывается при формировании перечней ЛС министерством здравоохранения Не является обязательным. Некоторые усилия предприняты по включению фармакоэкономики в процесс принятия решений Запрашивается правительством в области государственной медицинской помощи Используется ограничено

Соплатеж (пациент доплачивает за ЛС из собственных средств) Да. 40% В государственной системе - нет. В частной медицине - частично нет Да. По специальной шкале нет В государственной системе - нет. В частной медицине - частично

Контроль прибыли фармацевтических компаний Влияние на выписку ЛС, но не на цену «мягкий» нет Имеет значение большое количество локальных генериков, но нет прямого давления на цену ЛС нет нет нет

Лекарственный бюджет, прикрепленный к каждому врачу Существует финансовая заинтересованность выписывать генерические ЛС нет нет нет нет Фиксированный бюджет только у стационаров

Наличие клинических руководств, стандартов лечения Недостаточное количество Парциально Закреплены законом для 56 нозологий Существуют национальные руководства для наиболее значимых заболеваний (малярия, ВИЧ и др.) Только для некоторых нозологий Только в государственной системе медицинской помощи

ФАРМАКОЭКОНОМИКА №2 2008

15

Основные показатели Аргентина Бразилия Чили Колумбия Мексика Венесуэла

Доступность данных локальных фармакоэкономических исследований Очень ограничено и мало литературы Да, но ограничено Очень ограничено Очень ограничено Ограничено Очень ограничено

Таблица 2.

Основные экономические показатели расходов системы здравоохранения шести стран Латиноамериканского региона

В то же время существуют общие черты, присущие всем этим странам данного региона, например, преобладание западной классической медицинской школы в системе оказания медицинской помощи с одновременным сохранением основ традиционной народной медицины, но используемой все в меньшей и в меньшей степени. Следует отметить, что правительства этих стран довольно жестко контролируют политику ценообразования и государственного возмещения за лекарственные средства на своих национальных фармацевтических рынках, несмотря на отсутствие единой системы референтных цен среди этих стран. Как и во всем мире, динамично развивается система фармако-экономических оценок используемых лекарственных и медицинских технологий с учетом издержек национальных систем здравоохранения, ситуация в этом вопросе стремительно меняется, данные локальных фармако-экономических исследований из нестрогого требования еще в недавнем прошлом становятся облигатными для органов управления при формировании локальных перечней лекарственных средств.

ISP0R, 2007

В настоящий момент созданы и работают местные отделения международного общества фармакоэкономических исследователей ISPOR в Колумбии, Аргентине, Бразилии, Мексике и Чили. Во время 1-ой Латиноамериканской конференции международного общества фармакоэкономических исследований в г. Картагене (Колумбия) в сентябре 2007 года были представлены два постерных доклада из России, подготовленные сотрудниками лаборатории фармакоэкономики НИИ фармации ММА им. Сеченова.

Опыт латиноамериканских стран, проводящих активные реформы в области здравоохранения и организации лекарственной помощи населению, может быть полезен в процессе совершенствования системы здравоохранения и государственной компенсации за лекарственные средства, в рамках программы ОНЛС и разрабатываемой концепции национальной лекарственной политики.

Литература:

1. ISPOR 1st Latin America Conference // Hilton Cartagena Hotel and Convention Center, Cartagena, Colombia // 9-11 September 2007 // Program and schedule of events — p. 87-89

ECONOMIC INDICATORS OF SYSTEM OF PUBLIC HEALTH SERVICES AND ROLE OF PHARMACOECO-NOMIC ANALYSIS IN SYSTEM OF THE STATE COMPENSATION FOR MEDICAL PRODUCTS IN THE COUNTRIES OF LATIN AMERICA

A.U. Kulikov

Laboratory of pharmacoeconomics Мoscow medical academy, Moscow

P.A. Chebotarev, M.K. Konstantinova

Centre of effective technologies of management, Моscow

The leading six of the countries of the Latin American region (Argentina, Brazil, Venezuela, Chile, Colombia and Mexico) consists of the diverse states considerably differing from each other on the basic parameters of system of public health services, medical insurance, to volume of charges on public health services. Experience of the Latin American countries which were carrying out active reforms in the field of public health services and the organization of the medicinal help to the population, can be useful during perfection of system of public health services and state indemnification for medical products, within the limits of reimbursement program and the developed concept of national medicinal policy.

Keywords:pharmacoeconomics, Latin America, reimbursement

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.