Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОМ МОНИТОРИНГЕ'

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОМ МОНИТОРИНГЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper considers the basic approaches to regulating the economic activity of radioactive waste-recycling enterprises. The purposes, principles, forms, and methods for economic regulation are defined. Two ways of solving this problem are given: 1) state regulation of tariffs for basic kinds of work (operations associated with RW recycling); 2) setting standards for the basic expenditures arising in specialized organizations during RW recycling. Elaboration of a federal law on economic regulation of RW recycling is the basis of the economic regulation system.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОМ МОНИТОРИНГЕ»

О П. П. НЕВЕЙКИН. 2008 УДК 614.7:621.039.7]:33

П. П. Невейкин

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОМ МОНИТОРИНГЕ

ГУП МосНПО "Радон"

Использование атомной энергии и различные современные технологии с применением радионуклидов в народном хозяйстве порождают широкий спектр отрицательных воздействий на окружающую среду и население. Это в первую очередь касается проблем сбросов и выбросов радионуклидов, увеличения объема образующихся радиоактивных отходов (РАО), их сбора и транспортировки.

Концепция обращения с РАО требует их длительной и надежной изоляции от окружающей среды с целью предотвращения вредного воздействия на персонал и население.

В связи с этим в СССР в начале 60-х годов была создана единая система, включающая в себя 30 спсцкомбинатов с названием "Радон".

Постановлением Совета Министров СССР от 21.06.1988 № 765-157 было принято решение назначить ГУП МосНПО "Радон" головной организацией по техническому развитию спецкомбинатов "Радон" с функциями сбора, транспортировки, переработки и хранения (захоронение) радиоактивных отходов низкой и средней активности; рассмотрения вопросов, связанных с созданием, реконструкцией и техническим оснащением спецкомбинатов; выработки единых подходов к техническим процессам по переработке РАО; подготовки предложений по совершенствованию дозиметрического контроля и оснащению соответствующими приборами и аппаратурой; разработки предложений по созданию технических средств для предупреждения и ликвидации аварийных ситуаций; обеспечения спсцкомбинатов научно-технической информацией; организации повышения технических и научных знаний работников спецкомбинатов.

МосНПО "Радон" было зарегистрировано Московской регистрационной палатой 27.05.94 № 032046 как Московское государственное предприятие — объединенный эколого-техноло-гический и научно-исследовательский центр по обезвреживанию РАО и охране окружающей среды. Распоряжением Департамента государственного и муниципального имущества города Москвы от 05.04.01 № 1559-Р переименовано в Государственное унитарное предприятие города Москвы — объединенный эколого-технологический и научно-исследовательский центр по обезвреживанию РАО и охране окружающей среды

Деятельность этой организации в Центральном регионе России за 45 лет существования позволила вывести с предприятий, работающих с радиоактивными веществами и источниками ионизирующего излучения, более 100 млн К жидких, твердых и биологических отходов, ликвидировать локальные участки радиоактивного загрязнения, организовать вывоз радионуклидов с территорий, загрязненных в результате аварии на Чернобыльской атомной станции.

Однако в настоящее время вопросам государственной политики в области контроля за РАО не уделяется должного внимания.

Не создана единая целостная система обращения с отходами. Предприятия группы "Радон" имеют разную ведомственную принадлежность. Нет государственного института в стране, отвечающего за разработку и реализацию политики в области обращения с РАО в полном объеме.

Действующая нормативная документация по обращению с РАО нуждается в усовершенствовании. Нет единых технологических регламентов на выполнение работ по обращению с РАО. Мало типовых решений и технологий (установок) высокого уровня надежности и безопасности.

Недостаточна научная, методическая, организационная, технологическая база по координации работ в области обращения с РАО.

Не сформирован финансовый механизм для осуществления подобной деятельности. Требуют разработки и утверждения документы, регламентирующие финансовую деятельность: единые методические подходы по определению финансовых потребностей и тарифов на основные виды услуг (работ), оказываемых спсцкомбинатами "Радон"; типовые нормы труда на работы по обращению с РАО; правила финансирования предприятий группы "Радон"; порядок предоставления финансовых

средств предприятиям группы "Радон" на осуществление деятельности по обращению с РАО.

В настоящее время в России действуют 16 организаций "Радон", 15 из которых являются Федеральными государственными унитарными предприятиями (ФГУП) и ведомственно подчинены Федеральному агентству по строительству и жилищно-ком-мунальному хозяйству (Росстрой), деятельность которого по обращению с РАО не является профильной; ГУП МосНПО "Радон" находится в собственности и ведении Правительства Москвы. Единая государственная система управления деятельностью по обращению с РАО, образующимися вне ядерного энергетического и военного комплекса, отсутствует.

Финансирование всех предприятий группы "Радон" по выполнению федерального заказа осуществляется через Росстрой на основании Федерального закона РФ "О федеральном бюджете на текущий год". Министерство финансов РФ планирует средства в федеральном бюджете на возмещение расходов по сбору, транспортированию, переработке, кондиционированию РАО, размещению их на длительное хранение в связи с тем, что Федеральным законом от 21.11.95 № 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" за государством закреплена ответственность и полномочия собственника на пункты хранения, радиоактивные вещества и радиационные источники.

Необходимо экономическое регулирование деятельности по обращению с РАО. В настоящее время в Российской Федерации документы, регламентирующие экономическое регулирование деятельности по обращению с РАО, не разработаны. Экономическое регулирование позволит упорядочить финансирование работ по обращению с РАО, оптимизировать расходы, повысить эффективность выделяемых государством средств.

Цели экономического регулирования деятельности по обращению с РАО: обеспечение приемлемого уровня радиационной защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного влияния РАО; исключение по мере возможности возложения чрезмерного бремени по обращению с РАО на последующие поколения.

Основные принципы экономического регулирования деятельности по обращению с РАО: компенсация экономически обоснованных расходов специализированных организаций по оказанию услуг (выполнению работ) по обращению с РАО; баланс экономических интересов специализированных организаций, оказывающих услуги (выполняющих работы) по обращению с РАО, и потребителей данных услуг (работ); ведение раздельного учета доходов и расходов специализированной организации по видам оказываемых услуг (выполняемых работ) по обращению с РАО; стимулирование снижения производственных затрат, повышения экономической эффективности деятельности специализированных организаций по обращению с РАО и применения энергосберегающих технологий.

Экономическое регулирование деятельности по обращению с РАО осуществляется методами экономической обоснованности расходов; индексации расходов; различных сочетаний указанных методов.

Формы экономического регулирования деятельности по обращению с РАО: установление тарифов на основные виды услуг (работ) по обращению с РАО; установление нормативов и осуществление бюджетного финансирования и контроля за целевым использованием бюджетных средств.

Экономическое регулирование тарифов на основные виды услуг (работ) по обращению с РАО может осуществляться двумя путями.

Первый путь — Государственное регулирование тарифов на основные виды услуг (работ) по обращению с РАО заключается в установлении уполномоченным федеральным органом исполнительной власти тарифов на основные виды услуг (работ) по обращению с РАО и контроле за их применением. В настоящее время в Российской Федерации аналогичные функции в других отраслях экономики осуществляет Федеральная служба по тарифам. В развитие Федерального закона об экономическом регулировании деятельности по обращению с РАО необходимо разработать нормативные правовые акты, определяющие основы ценообразования и правила государственного регулирования

гиена и санитария 5/2008

тарифов на основные виды услуг (работ) по обращению с РАО. Основы ценообразования в отношении деятельности по обращению с РАО должны определять виды регулируемых тарифов, основные принципы и методы регулирования тарифов на основные виды услуг (работ) по обращению с РАО. Правила государственного регулирования тарифов на основные виды услуг (работ) по обращению с РАО должны определять основания и порядок установления тарифов на основные виды услуг (работ) по обращению с РАО.

Второй путь — установление нормативов на основные виды затрат, возникающих в процессе проведения работ по обращению с РАО в специализированных организациях. Экономическое регулирование деятельности по обращению с РАО осуществляется специализированными организациями самостоятельно на основании рекомендаций, разработанных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим координацию и регулирование деятельности специализированных организаций. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.07.06 № 412 "О федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих государственное управление атомной энергией и государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии" данные функции закреплены за Росстроем.

Для реализации указанного механизма экономического регулирования Росстрою необходимо разработать и утвердить рекомендации по определению нормативов на основные виды затрат, возникающих в процессе проведения работ, оказываемых специализированными организациями. Данный документ должен включать основные принципы и методы установления нормативов; порядок разработки и согласования производственных и инвестиционных программ; порядок определения финансовых потребностей специализированной организации на оказание услуг (работ) по обращению с РАО; порядок проведения мониторинга выполнения производственных и инвестиционных программ.

Таким образом, основой системы экономического регулирования является разработка федерального закона об экономическом регулировании деятельности по обращению с РАО.

На основании проведенного анализа законодательной, нормативно-правовой базы в области экономического регулирования деятельности в других отраслях, основные положения федерального закона об экономическом регулировании деятельности по обращению с РАО должны содержать цели, принципы, методы, формы, полномочия органов исполнительной власти в области экономического регулирования деятельности по обращению с РАО.

Вышеназванный федеральный закон должен определять также иные экономические, организационные и правовые основы регулирования деятельности по обращению с РАО.

В заключение следует отметить, что решение социально-ги-гиенических проблем не может осуществляться без четко разработанной экономической базы.

В настоящее время из-за отсутствия четких критериев экономической оценки деятельности предприятий тормозится реа-

лизация программ по совершенствованию их научно-методической и технологической базы. Это проблема не только предприятий системы "Радон", а всего комплекса организаций, обеспечивающих безопасность населения России во всех сферах жизнедеятельности человека.

Следует разрабатывать единые подходы (методологию) регулирования экономической деятельности предприятий, что будет способствовать достижению ими стабильно высоких и устойчивых результатов. Необходимо инициировать внесение изменений в законодательные и нормативно-правовые документы, на основе которых сформировать собственную нормативно-правовую документацию, регулирующую экономическую деятельность предприятий по обращению с РАО.

Разработанные критерии экономической оценки деятельности предприятий по сбору, транспортированию, переработке и хранению РАО позволят более эффективно осуществлять работы по охране здоровья персонала, населения и окружающей среды на всех этапах работы с РАО.

Литература

1. Бобошко В. И. Механизм эколого-экономического регулирования деятельности малых предприятий. — М., 2006. Федеральный закон от 21.11.1995 года № 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии".

2. Емельянова Т. В. Ценообразование: Система ценообразования; регулирование ценообразования; Цены в экономике предприятия; Отпускные цены, их формирование и применение; Ценообразование во внешнеэкономической деятельности и др.: Учебное пособие. - СПб., 2004.

3. Федеральный закон от 21.11.1995 года № 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии". — М., 1995.

4. Экономика и управление преобразованиями сложных социально-экономических систем / Бачурина С., Бутыркин А., Кадымов Д. и др. — М., 2004.

Поступила 28.09.07

Summary. The paper considers the basic approaches to regulating the economic activity of radioactive waste-recy-cling enterprises. The purposes, principles, forms, and methods for economic regulation are defined. Two ways of solving this problem are given: 1) state regulation of tariffs for basic kinds of work (operations associated with RW recycling); 2) setting standards for the basic expenditures arising in specialized organizations during RW recycling. Elaboration of a federal law on economic regulation of RW recycling is the basis of the economic regulation system.

Методы гигиенических исследований

С КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2008 УДК 614.7-074:543.544

Л. В. Кузнецова, Г. И. Егорова, А. А. Миронов

ГАЗОХРОМАТОГРАФИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 1Ч,1Ч-НЕСИММЕТРИЧНОГО ДИМЕТИЛГИДРАЗИНА В РАЗЛИЧНЫХ ОБЪЕКТАХ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

ФГУН Нижегородский НИИ гигиены и профессиональной патологии, МП Региональный Центр экологического мониторинга, Дзержинск Нижегородской области

М,М-несимметричный диметилгидразин (НДМГ) является основным специфическим соединением, подлежащим контролю в районе размещения базы по ликвидации ракет (БЛР). Содержание его должно контролироваться в источниках газовоздушных выбросов, в сточных водах, в воздухе и в почве сани-тарно-защитной зоны и населенных мест.

При проведении экологического мониторинга в районе размещения БЛР НДМГ должен контролироваться также в поверх-

ностных водах прилегающих к базе водоемов, в растительном покрове.

Санитарные нормы, определяющие допустимое содержание НДМГ в различных объектах, имеют очень низкие значения [1, 4), поэтому для осуществления контроля требуются высокочувствительные методики анализа. НДМГ является высокотоксичным, чрезвычайно нестойким соединением, распадающимся в воздухе с образованием диметиламина, нитрозодиметиламина,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.