Научная статья на тему 'Экономические перспективы развития объектов историко-культурного наследия в структуре этнического предпринимательства'

Экономические перспективы развития объектов историко-культурного наследия в структуре этнического предпринимательства Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
67
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ETHNIC ENTREPRENEURSHIP / ДОЛЬМЕНЫ / DOLMENS / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE / РЕКРЕАЦИОННАЯ СИСТЕМА / RECREATIONAL SYSTEM / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / REGIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кизилов Андрей Сергеевич

В статье рассматриваются особенности этнического предпринимательства в рекреационных зонах. Обосновано, что использование опыта уже существующих объектов историко-культурного наследия позволит расширить экономические перспективы развития удалённых от центра населённых пунктов города, приведёт к улучшению экономического состояния территориальных рекреационных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic prospects for the development of historical and cultural heritage objects in the structure of ethnic entrepreneurship

The article considers the features of ethnic entrepreneurship in recreational zones. It is substantiated that the use of the experience of already existing objects of historical and cultural heritage will expand the economic prospects for the development of remote settlements, leading to an improvement in the economic state of territorial recreational systems.

Текст научной работы на тему «Экономические перспективы развития объектов историко-культурного наследия в структуре этнического предпринимательства»

Кизилов А.С.

экономические перспективы развития объектов историко-культурного наследия в структуре этнического предпринимательства

В структуре этнического предпринимательства Большого Сочи особое место занимает предпринимательство в рекреационных зонах представителей коренного населения причерноморской Шапсугии. В отличие от предпринимательства на многих рекреационных участках Адлерского, хостинского, Центрального и Лазаревского района экономическая деятельность в рекреационном туризме коренного населения имеет весьма характерные своеобразные черты, которые имеют положительное отличие от остальных. Данные аспекты изучаемого направления ранее не систематизировались, и полученная информация была во многом собрана в период полевых исследований, выполненных в период с 2015 по 2017 г.г. работа выполнялась совместно с кафедрой всеобщей истории и международных отношений фИСМО кубанского государственного университета. Согласно проекта № 15-18-00008 Вымирание малых народов: факторы, дискуссии, ревитализация. Грант рНф 2015-2017.

рассмотрим изучаемый фактор на ряде существующих примеров, среди которых можно отметить мегалитические памятники, этнографические объекты, связанные с эпосом, имеющие эстетические выгодные особенности (живописные ущелья, водопады и прочее).

Одним из «брендовых» узлов в структуре существующих на Черноморском побережье рекреационных блоков являются дольмены. рассмотрим этот фактор в сравнении с тем положением дел в «дольменом» бизнесе, который сложился на соседних с Сочи курортных участках побережья. При этом анализе необходимо учесть как вовлечённость в этот процесс предпринимателей, реализующих туристам услуги, сувениры и сопутствующие товары, так и их отношение к сохранности самих археологических памятников, поскольку именно эта сохранность является залогом дальнейшего развития рассматриваемых рекреационных зон. Сразу стоит отметить, что мы проводим сравнительный анализ именно дольменов и дольменных групп, находящихся в непосредственном расположении в

рекреационных зонах и зонах активного посещения туристов, а не в отдалённых горных участках.

Можно на основании многолетнего мониторинга отметить, что дольмены Новороссийска (пос. Васильевка), Геленджика (долина реки Жане, пос. Широкая щель, долина реки Догуаб, пос. Пшада) и Туапсе (пос. Джубга, пос. Шепси, «Каменный карьер») в вопросах сохранности и рекреационной инфраструктуры находятся в весьма невыгодном положении. Если центральная группа дольменов на реке Жане экспонируется в более-менее удовлетворительном состоянии экскурсионного и рекреационного использования, то остальные объекты оставляют желать лучшего. Изрезанные надписями последних десятилетий с географией проживания посетивших их туристов, уничтоженный прилежащий культурный слой, граничащая с мракобесием сопутствующая информационная структура и не выдерживающие никакой критики прилежащие ландшафты - вот краткий перечень факторов, которые подтверждают очевидное отношение к этим объектам предпринимателей, как очевидных «временщиков». В районе Большого Сочи только два объекта могут быть оценены в подобных критериях, это Волконский дольмен и культовый камень в Кудепсте.

Несмотря на менее интенсивный поток туристов к Сочинским дольменам, большинство из них находится в значительно более сохранённом состоянии. В чём же причина этого факта?

Особого внимания заслуживает отношение к дольменам аборигенного населения Кавказа, а именно сохранившегося в местах исконного обитания. Примечательно рассмотреть это отношение на примере коренных жителей причерноморской Шапсугии.

У их соседей абхазов дольмен называют псаун — дом души, душа человека; адамра, ахатгун — погребальные дома; у адыгов испун, испыун, спыун (шапсуги); кхъэунэжь — дома для жизни в загробном мире ахърэтун; у кабардинцев соответственно исп-унэ — дом испа. Во всех вышеперечисленных случаях дольмен ассоциируется как погребальное сооружение с вытекающим из этого почтительным отношением.

Нет сведений, чтобы до Кавказской войны дольмены и сопутствующие им менгиры или кромлехи подвергались бы систематическому разрушению. И если письменные документы про это умалчивают, то зарисовки времён Кавказской войны наглядно демонстрируют нам эту ситуацию.

Так, Джеймс Белл Станислас в своих воспоминаниях упоминает Пшадские дольмены, и приводит зарисовку, которая наглядно демонстрирует сохранность мегалитов.

Ценнейшим историко-этнографическим источником для изучения Западного Кавказа являются записки и рисунки известного военного корреспондента и художника-баталиста Уильяма Симпсона. Так в долине Шахе Уильям Симпсон в XIX - веке записывает услышанный от местных черкесов оригинальный вариант легенды о кавказских дольменах: «Это были грубо обработанные, огромные мегалитические гробницы с каменными крышками. Черкесы рассказали, что в

этой стране в древние времена жили две расы гигантов и карликов. Гиганты держали карликов в этих сооружениях, как в тюрьме, и через небольшое отверстие в каждом мегалите гиганты кормили своих маленьких заключенных» [5. С. 75-76] .

Уильяму Симпсону принадлежат и первые изображения сочинских дольменов из долины реки Шахе, выполненные так же с большой точностью. Изображенный на следующем рисунке дольмен на современной фотографии можно сравнить с его изображением на переднем плане зарисовки. Дольмен не пострадал.

рис. 1. Дольмены на реке Шахе.

Из материалов фотоархива 1910 года русской аристократической семьи Богословских [1], которые долгое время жили на сочинско-туапсинском участке черноморского побережья кавказа [2], можно также получить объективную информацию о сохранности мегалитов. На фото запечатлены дольмены бассейна реки Аше, которые местные шапсуги показывали переселенцам из центральных регионов россии. Следует отметить, что спустя сто лет можно объективно оценить изменение состояния мегалитических сооружений.

Так, по информации Ислама Ушхо, потомка сочинских убыхов [3], в поселке Шхафит дольмен находится по адресу: ул. Адыгейская д.33, хозяин домовладения Гвашева Даханэф Даулетовна. Этот дольмен запечатлён на фотографии 1910 года, этот же дольмен был в том же ракурсе сфотографирован в наши дни.

Рис. 2. Дольмен в посёлке Шхафит

Очевиден факт, что дольмен за прошедшее столетие не претерпел никаких изменений или разрушений, на нём отсутствуют процарапанные надписи или цифры-даты. Более того, хозяева территории покрыли прилежащую к дольмену территорию тонким слоем бетона и тем самым законсервировали культурный слой, чем сохранили возможность археологических изысканий в перспективе. Также стоит отметить, что находящиеся во дворе этого дома могилы и памятники-надгробья полковника и кавалера Андрея Терентьевича Мухортова - участника Кавказской войны, его жены и сына также находятся в состоянии хорошей сохранности. Таким образом, двор образует исторический комплекс - некрополь, состоящий из элементов разных исторических эпох. В дополнение к сказанному нужно добавить, что семейное предпринимательство за последние годы расширилось. В комплексе к историческому объекту хозяева предлагают сувенирную продукцию, дегустацию вин и мёда, работает национальная кухня.

Опираясь на фотодокументы из архива Богословских, нельзя не отметить, что дольмены, находившиеся не в частных владениях, а в совхозных землях сильно пострадали в период расширения сельскохозяйственных угодий. Такая ситуация произошла в урочище Калежтам на плато под названием «Яблоневый сад». На фото из архива Богословских дольмен с портальной галереей находился в идеальном состоянии, в наши же дни он имеет повреждения покровной плиты (она сброшена на землю, а дольмен присыпан отвалом от работы бульдозера). Совершенно очевидно, согласно разрушениям, что в советское время работа строительной техники разрушила большую часть дольменного комплекса. К этому выводу однозначно пришли неоднократно посещавшие эту территорию археологи и члены Сочинского РГО.

В то же время, например, несмотря на отсутствие коммерческой заинтересованности, в соседнем ауле Калеж во дворе частного дома по адресу: ул. Теу-чеж д.17 (хозяин домовладения Коблев Даулет Хамталович) дольмен находится в состоянии полной сохранности. Останки разрушенных природой дольменов в некоторых других домах того же аула также не уничтожаются в интересах хозяйственной деятельности.

На подъезде к аулу Хаджико, в урочище Капыпгэ, долгое время действовал рекреационный объект, возникший возле дольмена, имеющего и сейчас очень хорошую степень сохранности. Хозяин бывшего около дольмена кафе Гвашев Аскер Хамзетович создал инфраструктуру объекта, учитывая и эстетическую, и охранную составляющую историко-культурного объекта. Однако, после многих лет работы объект был официально закрыт по причине ранее не учтённого второго дольмена в полностью разрушенном состоянии, в охранной зоне которого оказалось построенное как временное сооружение здание кафе. Таким образом, рекреационный объект на данный момент не функционирует. Однако стоит отметить, что дольмены сохранились в том же состоянии (то есть без антропогенных повреждений) как и были ранее. Одиноко стоит в десяти метрах от основного дольмена оборудованный противопожарный щит с ящиком для песка!

Интересно отметить и факт создания новых дольменов в рекреационных зонах. В процессе развития рекреационного туризма желающих привлечь посетителей древностями гораздо больше, чем имеется самих древностей. Как результат этого положения дел в удобных для посещения и транспортно доступных местах предприниматели шапсуги начали строить копии дольменов с использованием натурального камня. Так, на данный момент в ауле Хаджико, в кафе Напсо Мурата установлен плиточный дольмен.

По дороге в аул Наджиго вдоль реки Макопсе Хейшхо Бакир Аскерович построил кафе и музей, во дворе которого также имеется изготовленный «дольмен-новодел».

Предпринимательство с использованием мегалитов весьма привлекательно и, например, в ауле Калеж бизнесмен Аручиди Юрий Иванович, выкупив у местных шапсугов участок с недавно изготовленым дольменом, построил рядом с ним кафе и музей «Сиртаки». Таким образом, можно констатировать очевидный факт заинтересованности не только в сохранении настоящих дольменов, официальных археологических памятников, но и создание новых в сугубо коммерческих целях. Помимо рекреационных зон дольмены в Сочи появились и в парках Дендрарий, Ривьера и историко-этнографическом сквере «Форт».

Важно отметить факт, что преобладающий процент в структуре этнического предпринимательства в зонах расположения дольменов составляют коренные жители - шапсуги. При опросе коренных жителей сочинского района все они сходятся в едином мнении о том, что дольмены строили их далёкие предки. Так, авторитетный респондент из аула Хаджико, Лазаревского района города Сочи, прямой потомок сочинских убыхов Халид Салихович Ушхо [3] в своём рассказе однозначно утверждал, что его предки всегда почтительно относились к дольменам, никогда не тревожили их, прекрасно понимая, что это древние погребения. Однако, никаких ритуалов около мегалитов и посвящённых самим дольменам он не припомнит, объясняя это отсутствие культовых обрядов тем, что они изжили себя за древностью лет. Аналогичное мнение и точку зрения излагают и представители шапсугского и соседнего абхазского автохтонного населения. Для объективности следует отметить, что в годы интенсивного развития побережья

в советский период и в аборигенных районах происходило уничтожение дольменов, но эти акты вандализма происходили по требованию руководства с целью либо строительства автотрасс, либо расчистки сельхозугодий. При этом стоит отметить, что древние сооружения, находившиеся во дворах частных домовладений, разрушениям не подвергались, однако их использовали с хозяйственными целями.

Следует отметить, что такого рода новаторства в структуру этнического предпринимательства у шапсугов оказывают положительный импульс в вопросе развития шапсугского туристического предпринимательства в целом, поскольку вызывают необходимость повышения качества предлагаемых услуг по причине здоровой конкуренции. Заметно изменился выбор сувенирной продукции, изготавливаются и реализуются не абстрактные модели дольменов кавказа и целевые точные копии именно дольменов конкретной рекреационной зоны (Шхафит, Большой кичмай, калеж и пр.). Бывшая ранее слабая конкуренция внутри этнического предпринимательства в рекреационных зонах порождала пренебрежительное отношение к антуражу и интерьеру объектов. Использовались нехарактерные строительные материалы для постройки гостевых саклей и зон для проведения танцевальных и музыкальных этнических представлений. Однако на данный момент активизировались такие ремёсла как производство покровной дубовой дранки и других характерных местных строительных материалов, поскольку постоянно увеличивающееся количество кафе - этнических подворий для посещения туристов вызвало дефицит натуральных материалов для их оформления. Утраченное даже в инфраструктуре национального парка подобного рода производство возрождено сейчас в ауле калеж. Именно дранка, сделанная в калеже, была использована в исторических реконструкциях истори-ко-этнографического сквера «форт» в самом центре города Сочи. Также эта продукция востребована при создании этнографических уголков в рекреационных объектах. В ауле Тхагапш появилась керамическая мастерская для туристов по производству художественной гончарной продукции.

Стоит отметить и процесс возникновения новых перспективных направлений в развитии рекреационных зон и на примере создания достопримечательностей, основанных на эпическом материале. Так в ауле Большой кичмай открыли памятный камень старинного шапсугского рода Мугу. Специально на открытие памятного места приехало около 300 гостей из Большого Сочи, соседних аулов, а также из других городов и районов кубани, Адыгеи и Абхазии. Памятный знак старинного рода шапсугов Мугу установили в урочище Мугухабль. Именно отсюда, с долины реки Шахе ведет свою историю этот род, сохранившийся в преданиях и сказаниях [4]. Исследования показывают некоторое несоответствие этой информации с первоисточниками. В период кавказской войны некоторые легенды были записаны английским путешественником Д.С. Беллем, и одна легенда рассказывает об убыхе Маго, победившем огромного змея, поедавшего людей и жившего в районе Субаши (Шахе). Однако шапсуги настаивают, что Маго был шапсуг. Несомненно, что выходящая из глубины веков легенда о событиях

на реке Шахе (пограничной между убыхским и адыгейским этносами) одинаково близка им обоим, вопрос лишь в том, как в наше время её интерпретируют. Безусловно, очевиден факт начавшего развитие участка рекреационной зоны, появление на нём кафе и пр. В процессе полевых исследований летнего сезона 2017 года в окрестности установленного обелиска осмотр прилежащей территории показал наличие большого количества средневековой керамики. Ниже по склону зафиксирован крупный комплекс средневековых погребальных курганов. Имеющийся материал подтверждает наличие древнего поселения и, тем самым, даёт фактические перспективы объективного дальнейшего развития этого участка. Возможен вариант создания в дальнейшем комплекса историко-этнографиче-ской экспозиции.

Таким образом, становятся очевидными перспективы дальнейшего экономического развития рекреационных зон Большого Сочи именно с использованием опыта уже существующей структуры этнического предпринимательства. Этот опыт тем более важен в укреплении процесса сохранения историко-культурного наследия нашего региона.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богословский Михаил Михайлович . - Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/Science/HisUni/Profess/Articles/Bogoslov.htm - Загл. с

экрана.

2. Богословские - в начале добрых дел. - Режим доступа: http://sochived. info/bogoslovskie-v-nachale-dobryih-del/ - Загл. с экрана.

3. Кизилов А.С. Потомки убыхов в России // Археология и этнография Понтийско-Кавказского региона. Выпуск 5. Краснодар, 2016. С. 251-278.

4. Памятный камень рода Мугу URL: http://fond-adygi.ru/page/pamjatnyj-kamen-roda-mugu

5. Simpson W. The Autobiography of William Simpson, R.I. (Crimean Simpson) / Ed. by George Eyre-Todd. - London: T.Fisher Unwin, 1903. р.75-76

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.