Проблемы экономики и менеджмента
Е.Н. Акимова
к.э.н., ст. преподаватель, ФГОУ ДПОС «Марийский институт
переподготовки кадров агробизнеса»
Е.Ю. Юричева
к.э.н., доцент, ГОУ ВПО «Марийский государственный университет» ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЫ
Аннотация. В настоящее время большое внимание уделяется операциям с обработкой информации, работе в сети Интернет и накоплению знаний, распространение которых в обществе ведет к тесной взаимосвязи различных территорий. Общественное взаимодействие становится виртуальным, операции на рынках - быстрее, свободнее и активнее. В экономику включаются виртуальные отношения между хозяйственными субъектами, приобретающие свои особенности.
Ключевые слова: виртуальная экономика, виртуальные отношения, виртуальный продукт, виртуальное пространство, Интернет экономика, информация, информационные ресурсы
E.N. Akimova, Mari Institute of retraining personnel of agrobusiness
E.Yu. Uricheva, Mari State University
ECONOMIC FEATURES OF THE VIRTUAL ENVIRONMENT
Abstract. Now the great attention is given to operations with information, a network and to accumulation of the knowledge which distribution to a society conducts to close interrelation of various territories. Public interaction becomes virtual, operations in the markets - faster, more freely and more actively. The virtual relations between the economic subjects get some features.
Keywords: virtual economy, virtual relations, virtual product, virtual space, the Internet economy, the information, information resources
Виртуализация экономики вызывает коммерциализацию киберпространства, где в настоящее время может быть осуществлен полный цикл сделки и где функционируют виртуальные супермаркеты и виртуальные банки, оперирующие собственной виртуальной валютой.
Виртуальное общество и Интернет-среда рассматриваются в работах У. Бека, С. Сассена, Г. Аригхи, К.Г. Гадди и Б.В. Икеса. Среди современных российских ученых можно выделить С. Паринова, В.Н. Бугорского, Е.Н. Ткачеву, А.А. Калмыкова, А.Г. Павлова, Д.Иванова, М.В. Баржанову, В.Ю. Котельникова, Л.М. Кветного и других.
В виртуальном пространстве взаимодействие между субъектами экономики осуществляются следующим образом: 1) через распространение информационных потоков; 2) в виде сбора и обработки поступающей информации; 3) через прямой информационный обмен между участниками процесса. Можно выделить следующие элементы виртуального взаимодействия: продукт, рынок, организация, интеграция.
Виртуальный продукт - это сложная комбинация информации и знания. Он может быть представлен в качестве нематериальной услуги или электронного продукта, Интернет-ресурса, мультимедийного проекта (с дальнейшим его перенесением на материальный носитель), интеллектуальной собственности или создания дополнительного знания [2]. Виртуальный рынок - это рынок товаров и услуг, существующий на ос-
№ 2 - 2011
3
Проблемы экономики и менеджмента
нове коммуникационных и информационных возможностей глобальных сетей. Виртуальная организация - временное или постоянное образование экономически независимых и географически разрозненных рыночных агентов, комбинирующих человеческий, физический, финансовый, социальный капитал и ключевые компетенции, обладающих единой сетевой организационной культурой, действующих в рамках контракта и единого информационного пространства и производящих на их основе конечный продукт или услугу. При этом, конечный продукт или услуга могут быть как виртуальными, так и традиционными [4]. Виртуальная интеграция - это новая форма управления цепочкой ценности компаний, создания и обобщения знаний компании, организация работы с поставщиками, потребителями и клиентами на основе информационных сетей. В основу виртуального взаимодействия положена система веб-портала, через которую осуществляется обслуживание клиентов, интернет-продаж, обмена программными продуктами, обмена сообщениями, электронная торговля. Виртуальное взаимодействие предполагает развитие и наращивание системы физических параметров связи и распространения соответствующих технических средств.
На основе вышеизложенного нужно сформулировать особенности виртуального взаимодействия:
1. Использование информационных ресурсов характеризуется эффектом сетевого взаимодействия: чем больше элементов в сети, тем больше оказывается полезность и соответствующий экономический эффект каждого отдельного аппарата [1].
2. Появляются противоположные тенденции движения стоимости (цены) информации и ценности знания. С развитием информационных и телекоммуникационных технологий возрастает их сложность, но одновременно и мощность, позволяющая обрабатывать все большие массивы информации и в более короткий срок [3].
3. Отсутствуют четкие территориальные границы в сети, что позволяет увеличить целевую аудиторию бизнеса.
4. Быстро распространяется информация, продукция и услуги; уменьшается интервал между стадиями жизненного цикла товара, постоянно увеличивается количество субъектов, использующих ресурсы сети.
5. Распространение информации и ведение деятельности через Интернет связано с низкими трансакционными издержками.
Виртуализация экономических отношений в настоящее время обеспечивает эффективность деятельности отдельных экономических агентов, позволяет уменьшить затраты и создать мобильную организацию работы.
Список литературы:
1. Игнацкая, М. А. Новая экономика. Опыт структурно-функционального анализа [Текст] / М.А. Игнацкая. - 2-е изд. - Издательство: УРСС, 2006 - 306 с.
2. Красильников, О.Ю. Воспроизводственный потенциал Интернет-экономики [Текст] / О.Ю Красильников, Е.В. Красильникова// 1917 - 2007: Уроки СССР и будущее России (ресурсно-энергетические, экономико-политические и социо-культурные
4
№ 2 - 2011
Проблемы экономики и менеджмента
параметры): Доклады и выступления / Под общ. Ред. А.В. Бузгалина, А.И. Колганова. -М: ЛЕНАНД, 2007. - С. 58 - 63.
3. Мау, В. Драма 2008 года: от экономического чуда к экономическому кризису [Текст] / В. Мау // Вопросы экономики. - 2009. - №2. - С. 6-10.
4. Толстяков, Р. Информационная экономика - экономика постиндустриального общества [Электронный ресурс] / Р. Толстяков. - URL: http://knowhow.virtech.ru/qa/68.2 (дата обращения: 04.04.2010).
List of references:
1. Ignatsky, M. New economy. Experience of the structurally functional analysis/ M. Ignatsky. - 2 изд. -
: upee, 2006 - 306 p.
2. Красильников, O. The reproduction potential of Internet economy/ O. Krasilnikov, E.Krasilnikova//1917 - 2007: lessons of the USSR and the future of Russia (resource and power, economic-political and social-cultural parameters): Reports and performances. - M: LENAND, 2007. - P. 58 - 63.
3. Мац, V. Drama of 2008: from an economic miracle to an economic crisis [Text] / V. Mau/ / Questions of economy. - 2009. - №2. - P. 6-10.
4. Tolstjakov, R. Information economy - economy of a postindustrial society [the Electronic resource] / R.Tolstjakov. - URL: http://knowhow.virtech.ru/qa/68.2 (reference date: 4/4/2010).
А.М. Жемчугов
аналитик ООО «Корпоративные системы Интернет»
М.К. Жемчугов
к.т.н., главный специалист ООО «Корпоративные системы Интернет» ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Аннотация. Формирование организационной структуры предприятия сложный, неоднозначный и трудный для понимания вопрос, неразрывно связанный со стратегией предприятия: стратегия определяет структуру. В статье предпринята попытка последовательного формирования стратегии предприятия от цели и миссии, и до его организационной структуры, показаны основные циклические шаги формирования стратегии и организационной структуры. Приведены примеры формирования стратегии и организационной структуры предприятия.
Ключевые слова: стратегия, цель, предприятие, политики, миссия, видение, иерархия, организационная структура, подразделение.
A.M. Zhemchugov, analyst, LLC «Corporate Internet Systems»
M.K. Zhemchugov, Ph.D., senior Specialist, LLC «Corporate Internet Systems»
THE ORGANIZATIONAL STRUCTURE AND BUSINESS STRATEGY
Abstract. The formation of the organizational structure is complicated, ambiguous and difficult to understand question, inextricably linked with enterprise strategy: the strategy determines the structure. The article attempts to form a consistent strategy from the company goals and mission, to its organizational structure and show the basic steps of cyclic strategy and organizational structure forming. Are given the examples of the formation of strategy and organizational structure.
Keywords: strategy, purpose, company, policies, mission, vision, hierarchy, organizational structure, strategic decision-making.
1. Организационная структура Макса Вебера
№ 2 - 2011
5