Научная статья на тему 'Виртуальные организации как новейшая форма сетевых структур'

Виртуальные организации как новейшая форма сетевых структур Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

1444
173
Поделиться
Ключевые слова
СЕТЕВЫЕ СТРУКТУРЫ / ТРАДИЦИОННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ВИРТУАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРНЕТ / ВИРТУАЛЬНОЕ ПРИСУТСТВИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Коблова Юлия Александровна

Статья посвящена исследованию виртуальных организаций новой модели организации, становление которой полностью обусловлено развитием информационно-коммуникационных технологий. Цель статьи выявить специфику виртуальных организаций, а также определить их роль и место в современной экономике. Исследован генезис виртуальной организации на основе изменения соотношения реальных и виртуальных компонентов. Дана характеристика виртуального присутствия как неотъемлемого элемента современной организации. Рассмотрены сложившиеся формы виртуальных организаций и соответствующие им концепции. Выделены черты, характерные для всех видов виртуальных организаций, перечислены преимущества виртуального механизма координации.

VIRTUAL ORGANIZATIONS AS A MODERN FORM OF NETWORK STRUCTURES

The paper studies virtual organizations that is a new model of organization that emerged due to the development of information and communication technologies. The paper aims to reveal the specifics of virtual organizations as well as to define their role and place in the modern economy. The author considers the genesis of the virtual organization in view of changing ratio of real and virtual components. The characteristics of virtual presence as an essential characteristic of modern organizations are discussed. The paper presents the existing forms of virtual organizations and their corresponding concepts, highlights specific features of all types of virtual organizations, lists the advantages of virtual coordination mechanism.

Текст научной работы на тему «Виртуальные организации как новейшая форма сетевых структур»

УДК 330.342

IfiSy sovcova_yulya@rambler.ru

Юлия Александровна Коблова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры институциональной экономики, СГСЭУ

ВИРТУАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК НОВЕЙШАЯ ФОРМА СЕТЕВЫХ СТРУКТУР

Статья посвящена исследованию виртуальных организаций - новой модели организации, становление которой полностью обусловлено развитием информационно-коммуникационных технологий. Цель статьи - выявить специфику виртуальных организаций, а также определить их роль и место в современной экономике. Исследован генезис виртуальной организации на основе изменения соотношения реальных и виртуальных компонентов. Дана характеристика виртуального присутствия как неотъемлемого элемента современной организации. Рассмотрены сложившиеся формы виртуальных организаций и соответствующие им концепции. Выделены черты, характерные для всех видов виртуальных организаций, перечислены преимущества виртуального механизма координации.

Ключевые слова: сетевые структуры, традиционные организации, виртуальные организации, информационно-коммуникационные технологии, Интернет, виртуальное присутствие.

Yu.A. Koblova

VIRTUAL ORGANIZATIONS AS A MODERN FORM OF NETWORK STRUCTURES

The paper studies virtual organizations that is a new model of organization that emerged due to the development of information and communication technologies. The paper aims to reveal the specifics of virtual organizations as well as to define their role and place in the modern economy. The author considers the genesis of the virtual organization in view of changing ratio of real and virtual components. The characteristics of virtual presence as an essential characteristic of modern organizations are discussed. The paper presents the existing forms of virtual organizations and their corresponding concepts, highlights specific features of all types of virtual organizations, lists the advantages of virtual coordination mechanism.

Keywords: network structure, traditional organization, virtual organization, information and communication technology, the Internet, virtual presence.

Сетевые организации обрели новую жизнь с развитием информационных технологий, усиленных Интернетом. Появление новых информационных и коммуникационных технологий позволило им достичь беспрецедентной комбинации гибкости и точности исполнения задач, координировать принятие решений и децентрализованное исполнение, индивидуальное самовыражение и глобальную коммуникацию. Это обеспечило эффективную организационную форму для экономической деятельности [3]. В результате развития новых технологий, прежде всего сети Интернет, стала возможной новая модель организации, полностью зависящая от них, -виртуальная организация. Это новейшая и потенциально наиболее важная форма сетевых структур, появившаяся и получившая широкое распространение в последнее десятилетие, что подтверждает актуальность исследуемой проблемы.

Существуют разные трактовки понятия «виртуальная организация». В узком смысле виртуальная организация представляет собой добровольную временную форму кооперации нескольких независимых партнеров, которая благодаря оптимизации системы производства благ обеспечивает большую выгоду клиентам [1, с. 12]. В более широком понимании виртуальная организация -это сеть контрактов, реализуемых в электронной среде.

Чтобы наиболее полно раскрыть сущность виртуальных предприятий, обратимся к генезису данной организационной формы.

Рывок в технологическом развитии обеспечил существенное расширение как реальных, так и виртуальных взаимодействий. Развитие средств коммуникации происходит в настоящее время в двух основных направлениях:

1) совершенствование способов географических перемещений людей с целью персонифицированных взаимодействий, в первую очередь развитие транспортных средств и транспортной инфраструктуры;

2) развитие способов виртуального перемещения в нужные точки экономического пространства с целью развития виртуальных контактов. Данное направление основано на электронных средствах коммуникаций (телефон, факс, Интернет и т.п.).

Развитие этих принципиально различных направлений формирует в современном обществе два параллельных пространства для взаимодействия экономических субъектов - «реального» и «виртуального» [4].

В результате сосуществования двух экономических пространств - реального и виртуального - начали развиваться организации, в которых реализуются и виртуальные, и материальные элементы. Соотношение этих элементов зависит от активов организации и структуры управления и координации (таблица).

Ситуация, соответствующая ячейке 1 в таблице, свидетельствует о том, что в организации и активы, и управление реализуются виртуально. К этой категории относятся и многие финансовые организации, реализу-

ющие посредством сетей виртуальный товар - финансовые инструменты. Ячейка 2 в таблице соответствует случаю, когда в организации присутствуют материальные активы, управление которыми осуществляется виртуально. Примером организации такого рода могут служить заводы, реально производящие продукцию, контролируемые виртуально из штаб-квартиры организации. Случай, когда виртуальные активы управляются обычным материальным способом, соответствует ячейке 3. Примером может быть работа с компьютерными базами данных: информация вводится оператором вручную с клавиатуры, при этом введенные сведения хранятся виртуально в памяти компьютера. Традиционное управление материальными активами соответствует ячейке 4. Такие организации сконцентрированы и физически, и иерархически (например, традиционные производственные линии предприятий промышленности [6, с. 22 - 24]).

Активы организации и структура управления

Управление Активы

Виртуальные Материальные

Виртуальное 1 2

Материальное 3 4

Источник: Уорнер М., Витцель М. Виртуальные организации: новые формы ведения бизнеса в ХХ1 веке. М.: Добрая книга, 2005. С. 24.

Данная модель показывает, как могут сочетаться и влиять друг на друга формы активов и процессов управления, в результате чего образуются различные организационные структуры. Большинство современных организаций соответствуют более чем одной ячейке.

В каждой современной организации присутствуют как виртуальные элементы (объем знаний, накопленный организацией и сотрудниками, существующий в машинах и записях), так и материальные (составные элементы продукции, механизмы и технологии, которые требуются для поддержки сетей и персонала). В плане же сочетания этих элементов каждая организация уникальна. Влияние виртуальных организаций на трансформацию рыночных отношений исследовано в работах С.С. Григорьева [2].

Необходимо отметить, что не существует единой стратегии виртуальных организаций. Вместо этого каждой организации, чтобы достичь своих целей, необходимо искать собственный, пригодный для нее набор виртуальных и реальных (материальных, традиционных)компонентов.

Степень виртуального присутствия зависит от ряда факторов:

- размера организации;

- вида деятельности организации;

- характера продукции или услуг, производимых компанией;

- взаимосвязи между компанией и ее клиентами;

- взаимосвязи между компанией и ее поставщиками;

- типа используемых ресурсов;

- взаимосвязи между организационными элементами в компании;

- взаимосвязи между менеджментом и сотрудниками и др.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что все современные организации состоят из набора виртуальных и материальных элементов. Традиционные организации отличаются высокой долей материальных элементов и сильной зависимостью от реального капитала. В свою очередь, виртуальные организации характеризуются высокой долей виртуальных элементов и в значительной степени определяются нематериальным капиталом.

Массовое распространение глобальных информационных технологий и Интернета в начале ХХ1 в. способствовало расширению виртуального пространства в глобальном масштабе. Во-первых, происходит расширение границ возможных взаимодействий для извлечения выгоды от углубления специализации и разделения труда. Во-вторых, в виртуальном интернет-пространстве есть возможности для радикального снижения трансакционных издержек, так как затраты на использование интернет-технологий уже сейчас относительно невелики и продолжают снижаться. Этим обусловлено устойчивое расширение виртуального присутствия организаций, под которым понимается удаленный доступ к ресурсам на основе регуляторов для изменения их состояния через сеть.

Существование и развитие различных сегментов виртуального пространства предоставляет организациям ряд новых возможностей, реализуемых в разнообразии форм виртуальных организаций. Рассмотрим сложившиеся формы виртуальных организаций и соответствующие им концепции (рисунок).

Распределенные организации - это простейшая форма виртуальных организаций. Капитал таких организаций сконцентрирован в различных географических точках. Одними из первых такую форму использовали банки и международные торговые компании. В настоящее время с реализацией коммуникативных технологий последних поколений, таких как электронная почта, распределенные операции стали нормой для большинства компаний любого размера.

Формы виртуальных организаций

Виртуальные цепочки создания ценностей представляют собой продолжение концепции распределенных организаций. Ценность при этом добавляется не только производителем, но и всеми организациями, выстроенными в цепь и имеющими общие интересы. Виртуальные цепочки создания ценностей связывают поставщиков, производителей, дистрибьюторов и розничных торговцев в единую сеть коммуникаций, в которой используются технологии обратной связи, мониторинга и моделирования бизнес-процессов. Хотя данная концепция еще находится в развитии, большая часть крупных компаний автомобилестроения уже используют виртуальные цепочки поставок.

Электронная коммерция - это один из способов экономической деятельности, направленной на получение прибыли, которая основывается на цифровых технологиях и тех преимуществах, которые они предоставляют [5, с. 85]. Иногда электронную коммерцию понимают более узко - как электронную торговлю, т.е. осуществление купли-продажи посредством информационных технологий. В широком смысле электронная коммерция понимается как вся коммерческая деятельность, осуществляемая при помощи информационных технологий. В настоящее время на электронную коммерцию приходится основная доля взаимодействий в виртуальном пространстве, которая объединяет направления В2В и В2С, а также обратные связи по линии С2В.

Обучающиеся организации - это такие организации, которые создают условия для обучения и развития всех работников и, находясь в процессе постоянного самосовершенствования, изменяют, таким образом, окружающий их мир. Суть данной концепции состоит в том, что, обучаясь, организация приобретает способность делать нечто такое, чего ранее не умела. В такой организации обучаются не только отдельные сотрудники, но и вся организация. При этом организация приобретает не только индивидуальное, но и коллективное знание, совершенствует умения и навыки на индивидуальном и коллективном уровнях.

Обучающиеся организации активно вовлекают виртуальные элементы на основе использования технологий коммуникации, хранения данных, обратной связи и других. Обучающиеся организации преобразовывают свои знания в ценность и привносят ее в более старые классы технологии дизайна, производства, доставки услуг и других. Примером может служить Всемирный банк реконструкции и развития, существующий более пятидесяти лет и имеющий самое большое в мире хранилище капитала знаний.

Гипертекстовые организации представляют собой специфическую форму обучающихся организаций, когда организация воспринимается на нескольких уровнях одновременно. Такая форма представляет собой гибрид «неиерархической самоорганизующейся структуры с формальной структурой» [7, с. 166].

Виртуальные сообщества - это формы коммуникативных сетей, объединяющих несколько компаний или организаций. Виртуальные сообщества могут принимать форму исследовательского или другого объединения, с целью обмена информацией и знаниями, или форму рыночного сообщества, в рамках которого поставщики регулярно контактируют с небольшими, тесно взаимосвязанными между собой группами клиентов.

Виртуальная «паутина» представляет собой сеть, объединяющую несколько организаций-партнеров, имеющих общие интересы. Эти организации структурированы виртуально в цепочке создания ценности. Концепция состоит из трех компонентов: виртуальной веб-платформы, виртуальной корпорации и сетевых брокеров.

Голографические организации - это форма организации, в которой, подобно голограмме, каждый элемент организации отражает в миниатюре организацию целиком. Например, каждая бизнес-единица копирует в меньшем масштабе все основные функции компании. Голографическая организация может быть легко реструктурирована, так как составные элементы автоматически перестраиваются в соответствии с новыми требованиями.

На основании вышеизложенного можно выделить следующие основные черты, характерные для всех видов виртуальных организаций.

1. Незначительная физическая структура и высокая степень виртуального присутствия. Материальные активы виртуальных организаций (офисные здания, склады и др.) - невелики и, как правило, распределены географически. По словам С. Бликера, виртуальные организации - это не конкретные стены или физическое местоположение, а объединенные сети. По предположению С. Барнатта, компьютерная связь вытеснит физическую инфраструктуру, и организации будущего будут существовать только в виртуальном формате [6, с. 89 - 93].

2. Доверие коммуникационным технологиям. Виртуальные организации представляют собой новый способ организации, при котором технологии используются для динамической связи людей и активов. Вместе с тем, хотя технологии обеспечивают работу виртуальной организации, они не являются ее сутью. Современные информационные и коммуникационные технологии справедливо считаются ядром, лежащим в основе виртуальных организаций. Интернет и другие технологии для виртуальных организаций являются критически важными. В виртуальных организациях физическую структуру заменяет сеть коммуникаций. Однако одними технологиями организации не исчерпываются, так же как традиционные компании не исчерпываются офисными зданиями.

3. Мобильность. Ключевая роль сетевых коммуникаций свидетельствует о том, что в настоящее время физическое размещение активов организации не столь важно. Нет необходимости в тесном физическом контакте ее структурных подразделений друг с другом. Верным становится утверждение: офис там, где работают, а не наоборот, что содержит значительные резервы для снижения издержек.

3. Смешанные формы. Виртуальные организации можно представить как агентства для совместной деятельности, которые объединяют основные компетенции, ресурсы и возможности. Виртуальная веб-организация

- это форма сосуществования компаний, которые не связаны структурными ограничениями и работают совместно для достижения взаимовыгодных целей. Подобные объединения могут создаваться на ограниченный период времени (например, для реализации дорогостоящих и рискованных проектов).

4. Отсутствие границ и вовлечение. Границы виртуальных организаций являются размытыми. Они объединяют поставщиков, дистрибьюторов и клиентов в тесные цепочки поставок, не имеющие границ. Наиболее развитой формой такого явления выступают интерактивные финансовые услуги.

5. Гибкость и ответная реакция. Виртуальные организации могут формироваться из различных элементов для реализации определенной цели и распадаться после ее достижения. При этом они способны к быстрой реструктуризации, если этого потребует изменившаяся ситуация.

Преимущества виртуального механизма координации очевидны:

- высокая скорость выполнения рыночного заказа;

- значительное снижение трансакционных издержек координации;

- более эффективное взаимодействие с потребителем и более полное удовлетворение его потребностей;

- гибкая адаптация к изменениям окружающей среды;

- снижение барьеров выхода на новые рынки и др.

Таким образом, виртуальные организации - это

сетевые организации, которые замещают физическую

структуру коммуникативными технологиями. Появляется возможность рассредоточенного децентрализованного функционирования, что обеспечивает большую гибкость их функционирования. Эпоха виртуальных организаций только начинается, что обусловлено огромным потенциалом виртуального пространства. Реалистичность в отношении понимания виртуальных организаций и способов управления ими является залогом успеха и развития данной организационной формы.

1. ВютрихХ.А., Филипп А.Ф. Виртуализация как возможный путь развития управления // Проблемы теории и практики управления. 1999. № 5.

2. Григорьев С.С. Особенности рыночных отношений в интерактивном секторе экономики // Вестник СГСЭУ. 2012. № 1 (40).

3. Коблова Ю.А. Институты и сетевая экономика: механизмы взаимодействия // Вестник СГСЭУ. 2012. № 5 (44).

4. Паринов С.И. Третья форма управления для сетевой экономики. URL: http://rvles.ieie.nsc.ru/parinov/net-form.htm.

5. Стрелец И.А. Сетевая экономика: учебник. М.: ЭКСМО, 2006.

6. Уорнер М., Витцель М. Виртуальные организации: новые формы ведения бизнеса в ХХ1 веке. М.: Добрая книга, 2005.

7. Nonaka I., Takeuchi N. The Knowledge-creating Company. Oxford: Oxford University Press, 1995.

УДК 330.1

|Д5| e.moseyko@mail.ru

Екатерина Евгеньевна Мосейко,

ассистент, соискатель кафедры экономической теории и экономической политики, Волгоградский государственный университет

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫМ ПОДХОД К НАКОПЛЕНИЮ КАПИТАЛА ЗДОРОВЬЯ

Предметом исследования в статье выступают социально-экономические отношения, направленные на сохранение и накопление капитала здоровья как ресурса модернизации и инновационного развития экономики современной России. Анализ существующих теоретических подходов к воспроизводству капитала здоровья позволил определить круг наиболее эффективных и корректных для исследования процессов воспроизводства капитала здоровья научных идей, подходов, понятий и категорий. На основе методологии институционального подхода, с использованием теории неявного знания проведен компаративный анализ отношения к накоплению капиталу здоровья в пореформенной России и Швеции начала XXI в., который позволил выявить условия эффективного и непротиворечивого взаимодействия экономических субъектов в направлении накопления капитала здоровья. Обосновано значение институтов воспроизводства капитала здоровья в формировании инвестиционной стратегии развития человеческого капитала.

Ключевые слова: капитал здоровья, институты воспроизводства капитала здоровья, институциональный подход, неявное знание.

Ye.Ye. Moseyko

INSTITUTIONAL APPROACH TO HEALTH CAPITAL ACCUMULATION

The paper studies the socio-economic relations aimed at the preservation and accumulation of health capital as a resource for modernization and innovative development of the Russian economy. The author analyzes the existing theoretical approaches to health capital reproduction and determines the most effective and relevant ideas, approaches, concepts and categories for the study of health capital reproduction. Based on the methodology of the institutional approach and using the theory of implicit knowledge the author conducts a comparative analysis of the attitude to health capital accumulation in the post-reform Russia and Sweden at the beginning of XX century. The analysis reveals the conditions for effective and consistent interaction of economic agents aimed at health capital accumulation. The paper shows the significance health capital reproduction institutions in shaping the investment strategy for human capital development.

Keywords: health capital, institutions of health capital reproduction, institutional approach, implicit knowledge.