Научная статья на тему 'Экономические механизмы управления инновациями на муниципальном уровне'

Экономические механизмы управления инновациями на муниципальном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
466
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ / ИННОВАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ / УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЗАКУПКИ / INNOVATION / INNOVATION PROCESSES / ECONOMIC MECHANISMS / INNOVATIVE MECHANISMS / MANAGEMENT OF INNOVATIONS / MUNICIPAL PROCUREMENT / MUNICIPALITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никитская Е.Ф., Ослопова Т.П.

Современное состояние российской экономики определяют необходимость активного вовлечения муниципальных хозяйств в инновационные реформы. Предпосылкой этого является реформа местного самоуправления, которая установила высокую степень самостоятельности муниципальных образований. В статье обоснована авторская концепция сущности экономических механизмов и их применения в инновационной сфере на муниципальном уровне. На основе семантического анализа понятия «механизм», предложено содержательное разграничение теоретических подходов к определению экономических механизмов, обоснована приоритетность функционального подхода к инновационным механизмам. Ключевая роль муниципального уровня в инновационном процессе соотнесена с формированием расширением спроса на инновационную продукцию. Выявлены законодательные пробелы в сфере муниципальных закупок, препятствующие увеличению инновационного спроса, предложены способы преодоления существующих барьеров, имеющих преимущественно организационный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC MECHANISMS OF INNOVATION OF MUNICIPAL LEVEL

Current state of Russian economy defines the necessity of active involvement of municipal economy to innovate reforms. The premise for it is the reform of institutions of local government, witch have established high degree municipalities’ independence. The conception of essence of economic mechanisms and their application to the innovate sphere on the municipal level is substantiated in author’s article. The substantial differentiation of theoretical approaches to definition of economic mechanisms are proposed on the basis of semantic analysis of the concept “mechanismthe priority of functional approach to innovate mechanisms is substantiated. The key role of municipal level in innovative process is correlated with formation and expansion of demand for innovate production. The legislative gaps in municipal purchases sphere prevent the augmentation of innovate demand and the ways of overcoming of the existing barriers which are mainly of organizational character are supposed.

Текст научной работы на тему «Экономические механизмы управления инновациями на муниципальном уровне»

УДК 338.24

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ НА

МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

Никитская Е.Ф., д.э.н., профессор кафедры Государственного и муниципального управления, Московский государственный университета экономики, статистики и информатики, тел.: 8(929)547-80-92, e-mail: elena-nikitskaya@yandex.ru Ослопова Т.П., аспирант кафедры Государственного и муниципального управления, Московский государственный университета экономики, статистики и информатики, тел.: 8(929)547-80-92, e-mail: osl.t@mail.ru

Современное состояние российской экономики определяют необходимость активного вовлечения муниципальных хозяйств в инновационные реформы. Предпосылкой этого является реформа местного самоуправления, которая установила высокую степень самостоятельности муниципальных образований. В статье обоснована авторская концепция сущности экономических механизмов и их применения в инновационной сфере на муниципальном уровне. На основе семантического анализа понятия «механизм», предложено содержательное разграничение теоретических подходов к определению экономических механизмов, обоснована приоритетность функционального подхода к инновационным механизмам. Ключевая роль муниципального уровня в инновационном процессе соотнесена с формированием расширением спроса на инновационную продукцию. Выявлены законодательные пробелы в сфере муниципальных закупок, препятствующие увеличению инновационного спроса, предложены способы преодоления существующих барьеров, имеющих преимущественно организационный характер.

Ключевые слова: инновации; инновационные процессы; муниципальное образование; экономические механизмы; инновационные механизмы; управление инновациями; муниципальные закупки.

ECONOMIC MECHANISMS OF INNOVATION OF MUNICIPAL LEVEL

Nikitskaya E., Doctor of Economics, Professor at the State and municipal management chair, Moscow State University of Economics, Statistics

and Informatics

Oslopova T., the post-graduate student, State and municipal management chair, Moscow State University of Economics, Statistics and

Informatics

Current state of Russian economy defines the necessity of active involvement of municipal economy to innovate reforms. The premise for it is the reform of institutions of local government, witch have established high degree municipalities' independence. The conception of essence of economic mechanisms and their application to the innovate sphere on the municipal level is substantiated in author's article. The substantial differentiation of theoretical approaches to definition of economic mechanisms are proposed on the basis of semantic analysis of the concept "mechanism"; the priority of functional approach to innovate mechanisms is substantiated. The key role of municipal level in innovative process is correlated with formation and expansion of demand for innovate production. The legislative gaps in municipal purchases sphere prevent the augmentation of innovate demand and the ways of overcoming of the existing barriers which are mainly of organizational character are supposed.

Keywords: innovation; innovation processes; municipalities; economic mechanisms; innovative mechanisms; management of innovations; municipal procurement.

В соответствии с объективными требованиями мировой экономической конъюнктуры инновационное развитие в России постепенно набирает обороты. Несмотря на то, что статистика демонстрирует ситуацию инновационного торможения на протяжении всего пост реформенного периода, очевиден разворот усилий правительственных и бизнес-структур в направлении промышленной модернизации и постепенных прогрессивных изменений во всех сферах экономики. Установление взаимодействий между указанными организациями и структурами не может происходить директивным путем, и в этом состоит основная сложность [7]. В то же время, остается множество нерешенных проблем, имеющих системный характер, таких как преодоление инновационных барьеров, формирование национальной и региональных инновационных систем, финансовая обеспеченность инновационных проектов и программ и др.

Стратегической целью перехода к новой экономике, безусловно, является создание перманентного инновационного режима, внешним проявлением которого является непрерывный процесс инновационного производства. Для этого необходим своего рода инновационный конвейер, обеспечивающий самовоспроизводство всех стадий инновационного процесса от генерации новаций до трансформации в коммерчески востребованные инновационные продукты с последующим распространением в экономике [8].

В настоящее время в России действует территориальный принцип управления инновационным развитием, причем территориальными единицами являются регионы, выступающие в качестве носителей государственной власти и обладающие всем необходимым объемом полномочий для воплощения в практику инновационной модели экономики. Однако нельзя не учитывать существование социально-экономических систем на муниципальном уровне в рамках каждого субъекта федерации. Кроме того, существенное значение имеет опора на предпринимательство как «преобразователя» внешнего знания в инструмент, способствующий преодолению инвестиционных барьеров в процессах перехода между различными фазами инновационного цикла [2]. Возникает вопрос о мере и возможностях участия муниципальных образований в создании

инновационной экономики в пределах свих территорий с учетом целей, задач и объемов полномочий местного самоуправления.

Если пойти от обратного и предположить, что муниципальный уровень будет исключен из общего инновационного процесса, то, очевидны последствия - инновационное развитие на национальном уровне по-прежнему будет стагнировать. Но вопрос о том, каким образом муниципалитеты смогут реализовать имеющийся у них инновационный потенциал, остается открытым. Для того, чтобы сдвинуть ситуацию с «мертвой точки» необходима разработка научно обоснованной системы экономических механизмов, способных привести в действие процесс активизации инновационного производства.

Понятие «экономический механизм» относится к той категории дефиниций, который, с одной стороны, широко используются в научном обороте, с другой стороны, заимствована из других наук. Обратимся к понятию «механизм», привнесенному в экономические науки из технических наук в связи с необходимостью описания экономических, производственных и социальных процессов в их взаимосвязи и взаимодействии. Само слово «механизм» имеет греческое происхождение (мзчбнЮ ше^апй — машина) и его исходная трактовка в современной интерпретации означает внутреннее устройство машины, прибора, аппарата, приводящее их в действие [11]. Впоследствии из технических областей понятие «механизм» было перенесено в другие науки и стало использоваться как в экономике и управлении, так и в физике, химии, социологии, психологии, медицине и др. Это подтверждается и другими вариантами семантического смысла данного понятия: 1) система, устройство, определяющие порядок какого-нибудь вида деятельности; 2) совокупность состояний и процессов, из которых состоит какое-либо физическое, химическое, физиологическое, психическое или любое другое явление, например, механизм мышления [11]. Отдельные примеры определений понятия «механизм» и его разновидностей приведены в таблице 1.

Приведенные выше определения показывают, что выделить общие родовые признаки понятия «механизм» и его производных с точки зрения формальной логики сложно в силу их неоднознач-

Таблица 1. Подходы к определению понятия «механизм» и его разновидностей

Определение Источник литературы

Механизм - это совокупность средств и методов, связанных алгоритмом решения соответствующей проблемы (задачи)... [5]

Экономический механизм - совокупность методов и средств воздействия на экономические процессы, их регулирование. [5]

Хозяйственный механизм - совокупность организационных структур и конкретных форм и методов управления, а также правовых норм, с помощью которых реализуются действующие в конкретных условиях экономические законы, процессы воспроизводства. [1]

Рыночный механизм - совокупность организационных структур и конкретных форм функционирования рынка, методов управления и правовых норм, с помощью которых производители и потребители учитывают и используют конкретно складывающиеся на рынке обстановку. [6]

Социально-экономический механизм - понятие, охватывающее организационно-хозяйственные и социальные аспекты экономики, выражающее взаимодействие соответствующих структур и регуляторов, которые в совокупности обеспечивают функционирование экономической систе- [10]

Организационно-экономический механизм реализации проекта - форма взаимодействия участников проекта, фиксируемая в проектных материалах (а в отдельных случаях в уставных документах) в целях обеспечения реализуемости [4]

Механизм управления - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих методов и инструментов влияния на действия, поведения людей, регулирования процессов отношений, в которых они участвуют. [10]

Финансовый механизм - совокупность финансовых стимулов, рычагов, инструментов, форм и способов регулирования экономических процессов и отношений. [10]

Финансовый механизм - элемент всего хозяйственного механизма, совокупность финансовых инструментов, рычагов, форм и способов регулирования экономических процессов. [1]

Инновагцюнный механизм - организационно-экономическая форма осуществления инновационной деятельности и способствования ее проведению, поиска инновационных решений, а также рычаг стимулирования и регулирования этой деятельности [3]

ности. Обобщение имеющихся в научной литературе подходов и выделение сущностного содержания разнообразных определений механизмов в экономической сфере дает обширный список, который показывает значительный разброс мнений и суждений, что вызывает необходимость их определенной систематизации.

Существующие подходы можно объединить в три группы:

■ статический, рассматривающий механизмы как алгоритм решений либо как совокупность средств методов, стимулов, рычагов, инструментов, организационных структур и др.;

■ динамический, определяющий механизмы как последовательность состояний, процессов, что в большей мере соответствует дескриптивной модели;

■ функциональный, в основу которого положена трактовка механизмов через совокупность взаимосвязей и взаимодействий методов, инструментов, структур, регуляторов и т.д.

Функциональный подход является наиболее точным, отвечающим первоначальному смыслу механизма как такового, при этом не противоречит двум другим подходам, ориентирован на определенные результаты, соответствующие поставленным целям и исходным условиям. Принципиальная схема действия экономических механизмов с точки зрения функционального подхода представлена на рисунке 1.

В случае функционального подхода возможно применение метода научной аналогии, который позволяет соотнести технические и экономические механизмы, провести параллель между ними. Так, например, в технике не решена проблема вечного двигателя ("perpetuum mobile") ввиду существования противодействия в виде сил сопротивления. В экономике разного рода механизмы также нередко дают сбой, не приводят к намеченным целям и не дают ожидаемых результатов. Напрашивается мысль о том, что в таких механизмах не учтены те или иные противодействия, которые в результате приводят к прекращению их функционирования, а также, в отличие от машинных механизмов, к масштабным деструктивным последствиям.

Особенно важна функциональная направленность для инновационных механизмов, поскольку инновационный процесс осуществляется в рамках национальной инновационной системы, построенной на взаимодействии государства, научно-исследовательского сектора, организаций по трансферу технологий и предпринимательского сектора, производящего инновационные продукты и услуги. Инновационные механизмы многообразны и, учитывая комплекс разнообразных задач, стоящих перед реализаторами инновационного производства, к ним следует отнести следующие подвиды:

■ механизм административно-правового регулирования;

■ механизм стимулирования;

■ финансовый механизм;

■ механизм организационного управления;

■ механизм ресурсного обеспечения;

■ механизм эффективного использования экономических ресурсов;

■ информационный механизм;

■ механизм взаимодействия;

■ механизм тарифного регулирования.

Очевидно, что предложенный перечень не является исчерпывающим, может быть дополнен и детализирован. Однако, в первую очередь, необходимо ориентироваться на экономические механизмы, которые дадут результат в краткосрочном периоде и имеют характер прямого действия. Специфика сегодняшней ситуации состоит в том, что инновационная модель экономики в России находится на начальной стадии и в этом случае, на наш взгляд, важен толчок в виде директивных, организационных, стимулирующих, финансовых и информационных механизмов, специфические особенности которых представлены ниже.

Механизмы директивного управления характеризуются отсутствием выбора у субъектов рынка и обязательностью исполнения. Включают законодательство, тарифное регулирование, договоры, соглашения, соблюдение обязательных процедур и др.

Механизмы стимулирования в отличие от директивных меха-

Рис. 1. Принципиальная схема действия экономических механизмов

низмов предполагают наличие выбора у экономических субъектов и, как следствие, непредсказуемость результатов этого выбора со стороны инвесторов, поставщиков, подрядчиков, населения. Примерами на муниципальном уровне являются возможность воспользоваться налоговыми льготами, активность граждан при выборе управляющей компании или специального счета, формирования фонда капитального ремонта и др.

Финансовые механизмы устанавливают условия финансирования и кредитования инноваторов с учетом наличия у них собственных средств, кредитоспособности, степени риска инновационных проектов, стадии инновационного процесса. Эффективное действие финансовых механизмов возникает при условии результативного действия других механизмов.

Информационные механизмы представлены системой взаимодействий участников национальной инновационной системы в рамках национальной системы научно-технической информации. Для этого должна быть обеспечена циркуляция научной, технической, организационно-деловой, рекламной, справочной информации.

Механизмы организационного управления в наиболее общем смысле определяются как система взаимодействия между уровнями управления. Действие организационных механизмов основано на стратегии развития территорий и организаций, организационной структуре, коммуникациях, системе и алгоритмах принятия решений и др.

Существуют различия в инновационных механизмах, во-первых, в зависимости от уровня, во-вторых, в зависимости от стадий инновационного развития. На микроуровне основными элементами процесса организации инновационной деятельности являются формирование инновационной команды, создание инновационной структуры и разработка инновационной стратегии [9], поэтому ключевую роль играют финансовые, информационные и организационные механизмы. В случае территориального управлении инновационным развитием используются все виды согласованных между собой механизмов. В таблице 2 в общих чертах указаны последствия противодействия экономическим механизмам.

Требования времени диктуют новые условия, которые определя-

ют необходимость активного вовлечения муниципальных хозяйств в развитие инновационной экономики. Предпосылкой этого является реформа местного самоуправления, которая предопределила высокую степень самостоятельности муниципальных образований, превратив их в независимых экономических субъектов рынка. Согласно ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" компетенция местного самоуправления состоит из трех частей:

■ вопросов местного значения;

■ отдельных полномочий, переданных государством;

■ отдельных полномочий, переданных соглашением муниципального района и поселения.

Ключевым моментом является тот факт, что финансирование расходов из местного бюджета возможны только в пределах компетенций местного самоуправления, следовательно, инновационные начала хозяйственной деятельности на местном уровне также должны находиться в пределах вопросов местного значения. Из этого следует, что ключевая роль муниципального уровня в инновационном процессе связана с созданием и расширением спроса на инновационную продукцию, реализуемую через систему муниципального заказа.

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товара, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Настоящий Федеральный закон предусматривает принципиально иной подход к регламентации и функционированию системы государственных и муниципальных закупок. Согласно ст.10 указанного закона установлен принцип стимулирования инноваций, согласно которому заказчики в лице муниципальных образований должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологической продукции.

Как показывает практика, механизм взаимодействия хозяйствующих субъектов при осуществлении закупок на сегодняшний день находится в зачаточном состоянии. Проблема состоит в том, что на сегодняшний день для заказчика фактически определена

Таблица 2. Действия и противодействия механизмов управления инновациями

Механизмы директивного управления макроуровень, мезоуровень, Нарушение «правил игры» в силу недостаточной ответственности за неисполнение Игнорирование законодательных норм и правил в инновационной сфере

Механизмы стимулирования макроуровень, мезоуровень Малопривлекательные условия для потенциальных инвесторов и инноваторов Пассивная реакция экономических субъектов на возможность выбора

Финансовые механизмы макроуровень, мезоуровень, микроуровень Недостаточность собственных источников финансирования инноваций и одновременно невыгодные условия кредитования Дефицит финансовых ресурсов для реализации инновационных проектов и программ

Информационные механизмы макроуровень, мезоуровень, микроуровень Недостаточная информационная прозрачность и неразвитость национальной информационной системы Недоступность необходимой информации для научно-технической и инновационной деятельности, усиливающая инновационное торможение

Механизмы организационного управления мезоуровень, микроуровень Неэффективная система управления хозяйственными процессами Развитие организационной патологии и разрушение организационных структур

лишь возможность приобретения инновационной продукции, но не установлена обязанность это осуществлять. В итоге при составлении технического описания закупаемой продукции (товаров, работ, услуг) заказчик руководствуется уже существующими характеристиками, применяя шаблонное описание. К данной проблеме добавляется отсутствие однозначного понимания у заказчиков того, какая закупаемая продукция может быть отнесена к инновационной и высокотехнологической. В результате при составлении технического описания закупаемой продукции (товаров, работ, услуг) заказчик руководствуется уже существующими характеристиками, применяя шаблонное описание. Тем самым ограничивается возможность участия в реализации государственного заказа организаций, нацеленных на представление заказчику инновационной продукции, поскольку ее техническое описание разнится с требуемой.

Для получения реальных результатов в сфере инноваций на муниципальном уровне необходимо, по нашему мнению, директивно установить пороговые нормы, обязывающие заказчика проводить определенное количество тендеров на приобретение инновационных товаров, работ, услуг (например, не менее 5% от совокупного годового объема закупок). При этом имеет смысл отталкиваться не от размера средств затраченных на приобретение этой продукции, а от стоимостного выражения достигнутого целевого эффекта. В противном случае действия заказчика будут нацелены на выполнение пунктов закона, нежели на повышение эффективности закупочной деятельности муниципальных образований. В результате появляется возможность преодолеть существующие барьеры повышения инновационного спроса, активизировать участие как муниципальных учреждений, так и бизнес-сообщества в развитии инновационной экономики.

Литература:

1. Борисов А.Б.. Большой экономический словарь. Издание 2-е переработанное и дополненное. — М.: Книжный мир, 2009. — 860 с.

2. Есипенко М.А. Роль предпринимательства в обеспечении инновационного экономического роста // Транспортное дело России.

— 2014. — №2. — С.19-21

3. Колоколов В.А. Инновационные механизмы функционирования предпринимательских структур [Электронный ресурс] // Корпоративный менеджмент. Режим доступа: http://www.cfin.ru/ press/management/2002-1/08.shtml

4. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов" (утв. Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госстроем РФ 21.06.1999 N ВК 477). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

5. Модельный закон «Об инновационной-инвестиционной инфраструктуре» (Постановление N 9-11 от 8 июня 1997 года). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

6. Национальная экономическая энциклопедия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.vocable.ru/

7. Никитская Е.Ф. Взаимодействие государства и бизнеса в процессе формирования национальной инновационной системы России // Транспортное дело России. — 2014. — №2. — С.59-62

8. Никитская Е.Ф. Территориальные субъекты рынка как комплексные институциональные структуры инновационной экономики Транспортное дело России. - № 5 (108). - 2013. - С.129-131.

9. Платонова И.В., Горковенко Е.В. Содержание компонентов инновационного механизма предприятия // ИнВестРегион. — 2010.

— №2. — С.60-63

10. Райзберг Б.А. Современный социо-экономический словарь

— М.: ИНФРА-М, 2009. — 629 с.

11. Словарь Ожегова. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. — Режим доступа: (http://www.ozhegov.org/ words/15796.shtml)

12. Федеральный закон № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года 2О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

УДК 658.5

ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ КОМПАНИЕЙ

Кулинина Г.В., к.э.н., профессор кафедры «Аудит и контроль» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Исследованы практика и проблемы нормативного регулирования организации внутреннего контроля в компаниях. Предложены направления совершенствования внутрикорпоративных стандартов внутреннего контроля и практики управления рисками.

Ключевые слова: Стандарты внутреннего контроля, системный подход, внутренний контроль и управление рисками.

INTERNAL CONTROL IN THE MANAGEMENT OF THE COMPANY

Kulinina G., Candidate of Economic Sciences, Professor of the Audit and control chair, Financial University under the Government of the

Russian Federation

The practice and regulatory issues of internal control in the companies. Suggested ways of improving internal standards of internal control and risk management practices.

Keywords: Internal Control Standards, systematic approach, internal control and risk management.

В настоящее время в России и международном сообществе разработано достаточное число законов, стандартов, правил внутреннего контроля, определяющих необходимость организации внутреннего контроля, его цель, задачи, принципы, средства и процедуры контроля, его элементы. Эти документы имеют различный уровень нормативного регулирования, начиная с государственного, уровня саморегулируемых организаций, заканчивая уровнем непосредственно самих компаний. Так, федеральный закон №402-фз от 06.12. 2011г. «О бухгалтерском учёте» в ст. 19 определяет обязанность организации организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. При этом под фактами хозяйственной жизни понимаются сделки, события, операции, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовые результаты его деятельности и (или) движение денежных средств. При этом подчёркивается, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учётным документом.1 Хотя

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

цель контроля данным законом не установлена, однако из определения фактов хозяйственной жизни вытекает системный подход к назначению внутреннего контроля, его основной цели- управление рисками деятельности организации.

Риск хозяйственной деятельности представляет собой более широкое понятие, чем риск существенного искажения бухгалтерской отчетности. Риск хозяйственной деятельности может возникнуть вследствие каких-либо изменений или возникших сложностей в деятельности, в то же время неспособность распознать необходимость внесения изменения в деятельность может также привести к риску.

Большинство рисков хозяйственной деятельности с большой вероятностью имеют финансовые последствия и, следовательно, оказывают влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность, хотя не все риски хозяйственной деятельности обязательно ведут к рискам ее существенного искажения. Следствием риска хозяйственной деятельности может стать риск существенного искажения

1 Федеральный закон от 06.12.2011г. №402 «О бухгалтерском учёте»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.