Научная статья на тему 'Экономические механизмы тарифного регулирования в жилищно-коммунальном хозяйстве'

Экономические механизмы тарифного регулирования в жилищно-коммунальном хозяйстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
291
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ / ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / HOUSING-AND-MUNICIPAL SERVICES / ECONOMIC MECHANISMS / TARIFF REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Свистунов Андрей Валерьевич

В статье рассмотрена проблема применения экономических механизмов формирования и регулирования тарифов в жилищно-коммунальном хозяйстве. В основе эффективной системы тарифного регулирования определен научно обоснованный механизм начисления амортизационных отчислений в составе средств на капитальный ремонт. Показана целесообразность введения новых подходов к определению тарифов, связанных с применением двухставочных тарифов в жилищно-коммунальном хозяйстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic mechanisms of tariff regulation in housing-and-municipal services

In article the problem of use of economic mechanisms of tariff formation and regulation in housing-and-municipal services is considered. In a basis of effective system of tariff regulation scientifically proved mechanism of charge of depreciation charges in structure of means for major overhaul is determined. The expediency of introduction of new approaches to tariff definition is shown, they are connected with use of two rates tariffs in housing-and-municipal services.

Текст научной работы на тему «Экономические механизмы тарифного регулирования в жилищно-коммунальном хозяйстве»

УДК 338.2

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Свистунов Андрей Валерьевич

Муромский институт (филиал) Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых к.э.н., доцент, доцент e-mail: svistunov-murom@yandex.ru

Аннотация. В статье рассмотрена проблема применения экономических механизмов формирования и регулирования тарифов в жилищно-коммунальном хозяйстве. В основе эффективной системы тарифного регулирования определен научно обоснованный механизм начисления амортизационных отчислений в составе средств на капитальный ремонт. Показана целесообразность введения новых подходов к определению тарифов, связанных с применением двухставочных тарифов в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство,

механизмы, тарифное регулирование

экономические

Особенности коммунальной деятельности объективно требуют повышения тарифов на услуги. Причина неустранимости этой тенденции обусловлена тем, что коммунальные предприятия при любой форме управления остаются естественными монополиями технологического типа с затратным ценообразованием на услуги.

В этой связи возникает вопрос, как должно распределяться социальное бремя между различными категориями потребителей, из какой цели при этом нужно исходить. Появляется необходимость по-новому взглянуть и на роль местной администрации в тарифной политике и использовании этой политики для комплексного решения экономических проблем отрасли. При таком понимании коммунальной деятельности недопустимо самоустранение администрации муниципального образования и государственных структур от регулирования экономических отношений в этой сфере.

В настоящее время государство осуществляет тарифное регулирование в основном путем ежегодного установления предельного уровня повышения тарифов на коммунальные услуги, тем самым провоцируя инфляцию и снижение заинтересованности к экономии со стороны коммунальных предприятий.

Так, в 2010 году предельный рост тарифов составлял в среднем 25 %. В 2011 году этот показатель был снижен до 15 %. При этом из тарифа исключена инвестиционная составляющая, необходимая для развития жилищнокоммунальной сферы.

Существующие методы расчета и регулирования тарифов, формы расчетов с потребителями страдают двумя серьезными недостатками.

© Свистунов А.В.

ф . ... _ _

СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА: ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ, № 5, 2011 ГОД

Первая сложность связана с затратным основанием регулируемых цен, искажающим влиянием, которое оказывает на их уровень множество факторов. Исключается возможность объективной оценки стоимости. Это обстоятельство дает поставщикам услуг возможность решать все проблемы экономических отношений с потребителями в свою пользу. Вторая сложность состоит в том, что ценовое регулирование может способствовать превращению самих органов, выполняющих эту функцию, в монопольные структуры еще более жесткого характера, чем независимые поставщики.

Новые ценовые механизмы, или формы оплаты коммунальных услуг потребителями, должны быть свободны от существующих противоречий, обеспечивать взаимовыгодное развитие отношений между субъектами рынка, исключить возможность ущемления ими интересов друг друга. Новые механизмы должны обеспечить коммунальной деятельности возможность функционировать так же эффективно, как и конкурентный рынок для частных товаров.

Речь идет о конструировании такой системы ценовых механизмов и тарифов, которая может заменить собой систему конкурентных цен.

На наш взгляд, одной из основных составляющих саморегулирующейся системы в области тарифного регулирования должен стать научно обоснованный механизм начисления амортизационных отчислений в составе средств на капитальный ремонт.

Ориентированный на рыночную составляющую механизм позволит осуществлять дифференциацию отчислений на капитальный ремонт в зависимости от состояния объекта недвижимости в рамках ремонтного цикла. Для установления обоснованных показателей, обеспечивающих функционирование механизма, необходимы детальные исследования по выявлению функциональных зависимостей величин этих показателей с применением экономико-математических методов и метода экспертных оценок. Именно на основе использования указанного механизма должен формироваться размер оплаты за ремонт и эксплуатацию 1 квадратного метра жилых помещений.

В этом случае возможно установление гибких тарифов, учитывающих технические и эксплуатационные характеристики конкретного объекта недвижимости.

Решение этого вопроса осложняется тем, что наработанный в плановой экономике нормативный метод амортизационных отчислений от инвентаризационной стоимости имущества и формирование целевых «защищенных» средств бюджета в виде накопленного фонда на финансирование капитального ремонта в рыночных условиях при выполнении соответствующих расчетов вызывают процедурные сложности. В результате современное управление процессом аккумулирования средств, необходимых для содержания и ремонта жилого фонда, на практике вызывает немало проблем и затруднений. Этот факт становится одной из главных причин, затрудняющих развитие управляющих компаний и активное вовлечение населения в процесс развития товариществ собственников жилья.

© Свистунов А.В.

При наличии заинтересованности органов государственной власти и местного самоуправления такой подход позволит:

- назначать обоснованный размер оплаты за капитальный ремонт и эксплуатацию объектов жилого фонда, соответствующий рыночным условиям;

- повысить прозрачность процедур установления размера оплаты за пользование жилыми помещениями для собственников жилья;

- повысить эффективность самостоятельного управления объектами жилого фонда;

- ускорить процесс организации товариществ собственников жилья, обеспечить взаимное согласование интересов собственника (населения) и интересов государственных структур в восстановлении жилого фонда;

- значительно сократить период восстановления объектов жилого фонда, что в среднесрочной перспективе будет способствовать улучшению условий проживания для населения за счет повышения качества жилых помещений.

Вполне целесообразным также может стать введение новых подходов в ценообразовании, связанных с применением двухставочных тарифов. Основанием для установления такого тарифа является разделение расходов на переменные, непосредственно связанные с объемом производства товаров или оказания услуг, и постоянные, связанные с эксплуатацией системы коммунальной инфраструктуры (объем расходов не зависит от объемов производства).

Внедрение двухставочных тарифов является положительным моментом в первую очередь для ресурсоснабжающих организаций. Во-первых, часть денежного потока организации оказывается независимой от фактических объемов реализации товаров и услуг. В настоящее время в большинстве случаев тарифы определяются отношением всех расходов к планируемому объему реализации. В результате при фактическом снижении такого объема по отношению к плановому организация не может компенсировать часть постоянных расходов. При обратной ситуации, когда реализация по факту превысила плановые показатели, организация имеет дополнительную «излишнюю» прибыль. Современные тенденции характеризуются постоянным снижением объемов реализации тепловой энергии, воды и услуг по отведению и очистке стоков. Поэтому введение двухставочных тарифов в значительной мере страхует организации от колебаний спроса на их товары и услуги [2].

Во-вторых, денежные средства от применения платы за мощность будут поступать организации равномерно в течение года, в то время как плата за ресурс будет связана непосредственно с периодами его потребления. Это в первую очередь актуально для теплоснабжающих организаций. В настоящее время оплата услуг отопления при отсутствии приборов учета должна осуществляться равномерно в течение календарного года. Безусловно, данный подход снижает ежемесячный платеж населения. Вместе с этим, у теплоснабжающих организаций возникает кассовый разрыв, вызванный тем, что оплата топлива, необходимого для производства тепловой энергии, должна осуществляться по факту его потребления, то есть только в течение отопительного периода. Применение двухставочных тарифов разделяет

© Свистунов А.В.

ф _____________________________ ____ ____ __ _______ ___

СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА: ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ, № 5, 2011 ГОД

периоды внесения двух платежей, позволяя организациям минимизировать указанный кассовый разрыв [2].

Для потребителей, имеющих приборы учета, применение двухставочных тарифов является скорее не преимуществом, а недостатком, поскольку увеличивает сроки окупаемости мероприятий по снижению ресурсопотребления. При одноставочном тарифе и наличии прибора учета потребитель влияет на всю стоимость потребления. При двухставочном тарифе и наличии прибора учета потребитель влияет лишь на часть стоимости (переменные расходы), которая, согласно структуре расходов организаций коммунального комплекса, в 3-4 раза ниже доли постоянных затрат (таблица 1). Поскольку большая часть платежа (постоянные затраты) формируется вне зависимости от объемов потребления, то окупаемость мероприятий по повышению эффективности использования ресурсов (постановка приборов учета) значительно увеличится по времени, а некоторые из мероприятий вообще могут стать нецелесообразными.

Табл. 1. Структура расходов организаций коммунального комплекса

Наименование субъекта РФ Водоснабжение Водоотведение Теплоснабжение

Доля перемен ных затрат, % Доля постоян ных затрат, % Доля перемен ных затрат, % Доля постоян ных затрат, % Доля перемен ных затрат, % Доля постоян ных затрат, %

Российская Федерация 26,81 73,19 19,41 80,59 29,51 70,49

Центральный федеральный округ 23,82 76,18 20,09 79,91 25,49 74,51

Белгородская область 28,34 71,66 20,39 79,61 36,75 63,25

Брянская область 37,49 62,51 25,11 74,89 37,77 62,23

Владимирская область 28,30 71,70 21,22 78,78 25,17 74,83

Воронежская область 33,34 66,66 20,67 79,33 42,55 57,45

Ивановская область 35,78 64,22 39,44 60,56 19,56 80,44

Калужская область 36,35 63,65 23,71 76,29 39,46 60,54

Костромская область 29,83 70,17 17,85 82,15 40,14 59,86

Курская область 35,41 64,59 19,95 80,05 20,82 79,18

Липецкая область 29,59 70,41 38,36 61,64 21,41 78,59

Московская область 35,73 64,27 29,71 70,29 31,34 68,66

Орловская область 36,00 64,00 26,18 73,82 28,70 71,30

Рязанская область 28,33 71,67 21,18 78,82 25,01 74,99

Смоленская область 28,12 71,88 25,73 74,27 22,32 77,68

Тамбовская область 46,10 53,90 36,14 63,86 33,59 66,41

Тверская область 31,97 68,03 23,02 76,98 41,24 58,76

При этом с переходом на систему двухставочных тарифов потребитель ограничен в праве выбора между одноставочной или двухставочной схемами оплаты коммунальных товаров и услуг организации. Согласно действующему законодательству, в отношении тепловой энергии решение о применении двухставочных тарифов принимается организацией, а в отношении воды, отведения и очистки стоков - органом регулирования. Отметим, что иной

© Свистунов А.В.

подход предусмотрен при тарифном регулировании на электрическую энергию: тарифы устанавливаются одновременно в нескольких вариантах (одноставочный и двухставочный тарифы), а выбор осуществляется потребителем.

Уравновесить ситуацию можно посредством установления порядка целевого использования средств, полученных от применения двухставочных тарифов. Для этого:

- в производственных программах должны быть отражены целевые показатели и индикаторы, отражающие как минимум два аспекта деятельности организации коммунального комплекса: с одной стороны - обеспечение надежности снабжения потребителей товарами и услугами (достигается за счет постоянных расходов - платы за мощность), с другой стороны - обеспечение объемов и качества товаров и услуг (достигается за счет переменных расходов -платы за товар или услугу);

- необходимо включать значения показателей и индикаторов, характеризующих определенный уровень надежности, объемов и качества товаров и услуг, в договоры между организациями коммунального комплекса и потребителями;

- целесообразно предусмотреть меры ответственности организации коммунального комплекса за несоблюдение установленных целевых показателей и индикаторов.

Однако для полноценного применения двухставочных тарифов, особенно на воду, водоотведение и очистку сточных вод, предстоит принять ряд документов (в том числе методические указания по расчету тарифов) и установить условия их применения.

Таким образом, формирование устойчивого развития жилищнокоммунального хозяйства станет возможным вследствие применения экономических механизмов, действующих по принципу саморегулирующихся систем и удовлетворяющих интересам всех субъектов рынка.

Список литературы

1. Жилищный кодекс Российской Федерации. Принят 22.12.2004 г. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.consultant.ru.

2. Михайлов, П.Д. Применение двухставочных тарифов при регулировании организаций коммунального комплекса. // Цены и тарифы в ЖКХ.- 2009.- № 2 (40).- С. 62-70.

3. Ряховская, А., Таги-заде, Ф. Анализ проблем и состояния реформирования ЖКХ. // Муниципальная власть.- 2007.- № 2.- С. 31-35.

4. Свистунов, А.В. Проблема эффективного управления в сфере жилищнокоммунального хозяйства // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы [Электронный ресурс]. - 2010. - №3. - Режим доступа: http://www.mivlgu.ra/site_arch^ducatюnal_activities/joumal_ec/joumal_arch/N3%2 02010.zip

© Свистунов А.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.