Научная статья на тему 'Экономические механизмы социального партнерства институтов гражданского общества'

Экономические механизмы социального партнерства институтов гражданского общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
108
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зикриллаева Н.

В Узбекистане за годы независимости институты гражданского общества прошли эволюционный путь своего становления и развития. Система этих институтов служит эффективной защите прав, свобод и законных интересов людей, реализации демократических ценностей, обеспечению и поддержанию баланса интересов в общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономические механизмы социального партнерства институтов гражданского общества»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА1

В Узбекистане за годы независимости институты гражданского общества прошли эволюционный путь своего становления и развития. Система этих институтов служит эффективной защите прав, свобод и законных интересов людей, реализации демократических ценностей, обеспечению и поддержанию баланса интересов в общества.

Зикриллаева Н.

к.э.н.

Сегодня невозможно представить создание открытого сильного гражданского общества без развитой системы самостоятельных, устойчивых, представляющих интересы различных социальных групп и широких слоев населения гражданских институтов - политических партий, негосударственных некоммерческих организаций (ННО), свободных средств массовой информации и других.

Руководство страны определило права и интересы человека важнейшим приоритетом общественного развития и государственного строительства, при проведении внутренней и внешней политики. На основании этого, главной задачей институтов гражданского общества является защита демократических ценностей и принципов, прав, свобод и законных интересов человека. Институты способствуют росту гражданской активности, национального самосознания, политической культуры и высокой духовности членов общества, воспитанию в них чувства собственного достоинства, умения самостоятельно мыслить, желанию реализовать свой потенциал, строить будущее своими

1 Статья подготовленна в рамках реализации Проекта ГКНТ А2-ФК-0-17304 А2-042 "Социальное партнерство как фактор либерализации экономических отношений и социально-экономического развития".

руками, а также формированию у них демократического мировоззрения.

В Узбекистане ННО призваны стать важным фактором повышения общественной активности граждан, их широкого привлечения к решению важных вопросов общественного и государственного строительства, укрепления демократических ценностей в сознании людей.

Поддержка ННО и укрепление гражданского общества закреплены во многих законодательных актах и постоянно присутствуют в повседневной деятельности государственных органов. Важность участия общественных организаций в жизни общества и происходящих в государстве преобразованиях закреплена на самом высоком государственном уровне.

В процессе демократического обновления страны, за истекший период принято более 200 законодательных актов, направленных на усиление роли и значения гражданских институтов и решение насущных социально-экономических проблем граждан.

За годы независимости нашего государства институты гражданского общества по мере своего развития и укрепления авторитета все больше и больше становятся эффективным инструментом общественного контроля над деятельностью органов государственной власти и

должностных лиц. Поэтому на каждом этапе проводимых в стране коренных социально-экономических и политико-правовых реформ со стороны государства особое внимание уделялось и уделяется деятельности негосударственных некоммерческих организаций (ННО).

Для дальнейшего успешного развития ННО, других институтов гражданского общества в реализации ими поставленных задач, необходимо продолжить проведение мер по поддержке институтов гражданского общества со стороны государства и бизнес структур, в форме эффективного социального партнерства. В целом, на наш взгляд, развитие отечественных институтов гражданского общества должно быть направлено на достижение равноправного социального партнерства в их взаимоотношениях с государством, бизнесом и другими структурами.

Поддержка государством негосударственных некоммерческих организаций может осуществляться в разных формах: информационной, консультативной, методической, организационно-технической и финансовой.

Финансовая поддержка ННО может оказываться различными путями. Так, за рубежом некоммерческие организации располагают разными видами финансовых поступлений: членские взносы, доходы от собственной коммерческой деятельности, кредиты и облигации, ссуды и гранты федерального правительства и органов власти муниципалитетов или штатов, взносы зарубежных и международных организаций, общинных, частных и корпоративных фондов. Сами фонды не реализуют благотворительные программы. Они выделяют целевые средства другим организациям: школам, университетам и больницам, предоставляют стипендии и ежегодные премии. В США и странах Евросоюза функционирует свыше 10 тысяч частных и корпоративных фондов, которые чаще всего финансируют проекты в областях здравоохранения, образования, науки, культуры, социальной помощи и правового просвещения1.

1 А. Шлихтер Некоммерческий сектор США: ресурсы, области деятельности и эффективность//

Следует отметить, что в Узбекистане, государство, создав эффективную правовую основу деятельности ННО, постоянно развивает и совершенствует механизмы их поддержки и преференций. В Узбекистане финансирование ННО осуществляется посредством выделения государственных субсидий и грантов, формирования социальные заказов и фондов, а также привлечения зарубежных грантов и социальных заказов, не остаются в стороне спонсорская помощь и меценатство.

Так, в июле 2008 года в соответствии с Совместным постановлением Кенгаша Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан «О мерах по усилению поддержки негосударственных некоммерческих организаций, других институтов гражданского общества», при Олий Мажлисе создан Общественный Фонд поддержки ННО и других институтов гражданского общества.

Создание Общественного фонда при Олий Мажлисе открыло принципиально новые формы партнерства государства и общества, что свидетельствует о большом внимании и поддержке процессов развития гражданского общества со стороны государства и является уникальным примером заботы высшего Законодательного органа власти об институтах гражданского общества.

С принятием Постановления и созданием Фонда, развитие социального партнерства между институтами гражданского общества и государством, как и в целом, все гражданское общество в Республике Узбекистан получили дополнительный стимул к развитию.

Деятельность Общественного Фонда при Олий Мажлисе Узбекистана призвана повысить оперативность выделения и эффективность использования бюджетных средств, выделяемых государством для ННО и других институтов гражданского общества.

Общественный Фонд активно действует, выделяет государственные субсидии и социальные заказы, в настоящее вре-

Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 8.//С.90.

мя проведены 7 конкурсов на выделение государственных грантов. Уже свыше 400 ННО получили поддержку своей деятельности из средств Фонда. В 2009 году посредством организации конкурсов и размещения социального заказа использовано более 4 миллиардов сум направленных на развитие институтов гражданского общества. В 2010 году проведено 4 этапа республиканских грантовых конкурсов, посвященных реализации Государственной программы «Год гармонично развитого поколения». Они проведенных Общественным Фондом по поддержке ННО и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе Республики Узбекистан. В целом если в 2009 году грантовую поддержку получили 74 ННО, то в 2010г. уже 84 ННО получили финансирование в виде грантов. В течение 2011 года было проведено пять республиканских грантовых конкурсов, в которых приняли участие 600 ННО и других институтов гражданского общества с более чем 700 проектами. Из них было профинансировано 148 социально значимых проектов на общую сумму более 2 миллиардов сум1.

Только за последние три года для реализации различных социальных проектов, предоставленных институтами гражданского общества, Общественным фондом при Олий Мажлисе выделено более 11 миллиардов сум2.

Тематика республиканских грантовых конкурсов направлена на формирование здорового поколения, усиление разъяснительной работы среди населения по вопросам воспитания здоровых детей; формирования у молодых людей стремления к созданию здоровой и благополучной семьи; дальнейшее стимулирование и решение имеющихся проблем в сфере развития малого, семейного бизнеса, частного предпринимательства и надомного труда, ремесленничества и народных

1 http://www.funds.ngo

2 Каримов И.А. Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране/Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан

промыслов как важнейшего направления улучшения занятости населения и повышения его благосостояния.

Не остались без внимания вопросы, касающиеся повышения общественной активности населения, обеспечение их занятости, в частности улучшение их профессионального обучения в отдаленных районах, сельских местностях; содействия обеспечению населения чистой питьевой водой, улучшения мелиоративного состояния земель, снижения их засоленности, рационального использования водных, земельных ресурсов и недр.

Отдельное направление финансирования деятельности ННО посвящено созданию условий для широкого вовлечения в предпринимательскую деятельность молодежи, прежде всего, выпускников профессиональных колледжей и высших образовательных учреждений, особенно в сельской местности; повышению социальной активности женщин и молодежи, улучшению их профессионального обучения в отдельных районах и сельских местностях; осуществлению комплекса мер по утверждению среди молодежи принципов здорового образа жизни, ограждению ее от наркомании, безнравственности, пагубных воздействий, угроз и влияний, проникающих извне различных пороков низкопробной «массовой культуры».

Также повышение экологической грамотности населения, снижение уровня загрязнения водных объектов и воздушной среды; создание благоприятных условий для образования инвалидов, укрепление материально-технической базы их обществ и ассоциаций.

В настоящее время коренным образом меняется сама суть государства. Оно является главным инициатором и координатором проводимых реформ, основным проводником новых идей в общественную жизнь, став на первом этапе основной силой обновления общества.

Важное значение в деле обеспечения дальнейшего развития институтов гражданского общества, усиления их роли в обеспечении прозрачности и эффективности проводимых реформ станет при-

нятие Закона «О социальном партнерстве», предусматривающего четкое разграничение границ и совершенствование организационно-правовых механизмов взаимодействия ННО с государственными структурами в реализации программ социально-экономического развития, решении гуманитарных проблем, защите прав, свобод и интересов различных слоев населения страны.

В рамках подготовки Закона «О социальном партнерстве» необходимо предусмотреть усовершенствование законодательства, направленного на совершенствование организационно-правовых механизмов взаимодействия ННО с государственными структурами в реализации программ социально-экономического развития, как одного из самостоятельных участников сектора национальной экономики - экономики нерыночных (социальных) услуг.

Также актуальное значение приобретает разработка пакета актов законодательства, создающих правовую основу участия ННО в решении важнейших государственных программ в сфере здравоохранения, охраны окружающей среды, обеспечения занятости, особенно среди молодежи, социальной поддержки уязвимых слоев населения и других проблем, имеющих большую социальную значимость.

На современном этапе уже изменилось отношение государственных и бизнес структур к «третьему сектору», не как к зависимому участнику, а как участнику, который может эффективно использовать и государственную поддержку, и отдельные элементы рынка, что и делают многие негосударственные организации за рубежом.

В процессе изучения зарубежного опыта, видно, что некоммерческий сектор в США, являясь системообразующим компонентом гражданского общества, одновременно составляет один из фундаментальных самостоятельных разделов экономики в виде экономики нерыночных (социальных) услуг. В США он весьма многочислен и разнообразен по составу участников и способам действий.

Так, в США сотни тысяч общественных организаций. В их число входят 90% дневных центров по уходу за детьми, национальные и городские парки, частные и корпоративные фонды, 2/3 центров социального обслуживания, организации культурно-познавательного назначения (65% музеев, 95% библиотек, художественные галереи, ботанические сады и зоопарки, почти все симфонические оркестры). Кроме того, свыше 60% клиник и больничных комплексов, ассоциации потребителей, 67% центров по проведению фундаментальных научных исследований также являются общественными органи-зациями1.

В конце XX века расходы на получение нерыночных услуг только формального компонента сектора - организаций, зарегистрированных в налоговых органах,

- равнялись 573 миллиардам долларов, а с учетом труда волонтеров еще около 100 миллиардов долларов. В 2002 г. штатные работники всех некоммерческих организаций (НКО) в США составляли 11% экономически активного населения, а в органах власти всех уровней - 14%, коммерческом секторе - 75%, по сравнению с 9% - в 1998 г. и 6% - в 1990 г2.

Сегодня во взаимоотношениях ННО и государства наметился переход к более «высокой» модели взаимодействия

- от деятельности по защите интересов граждан в помощь государству в решении важных конкретных социально-экономических вопросов.

Развитие социального партнерства во многом зависит от расширения прав и усиления правовых гарантий деятельности ННО. Важно укрепить права и расширить сферы деятельности ННО и органов самоуправления граждан в решении социально-значимых проблем, имеющихся на местах, обеспечить тесное взаимодействие местных органов государственной власти с институтами гражданского общества путем создания механизмов

1 А. Шлихтер Некоммерческий сектор США: ресурсы, области деятельности и эффективность// Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 8.//с.89-97.

2 Там же.

и институтов по согласованию интересов социальных партнеров на различных уровнях.

Одним из наиболее актуальных вопросов является выработка более эффективных форм и методов по поддержке, взаимодействия с ННО посредством экономических инструментов и механизмов.

Одним из них может быть организация работы в тесном контакте ННО, государственных и бизнес структур, с привлечением частного сектора, которые принимая участие в проводимых ННО мероприятиях, будут содействовать им в деятельности через меценатство и благотворительность. Необходимо стимулирование частной благотворительности, как одного из инструментов для улучшения устойчивости некоммерческих организаций в дополнение к государственному финансированию. Тем более, что отечественным законодательством предусмотрены налоговые льготы, на финансирование, выделяемое в благотворительных целях, и многие представители частного сектора не всегда представляют, как наиболее целесообразно использовать имеющиеся средства. Регулирование благотворительности через налоговую систему должно быть направленно на стимулирование отечественного бизнеса вкладывать свои средства в институты гражданского общества.

Другим механизмом могут быть деятельность самих ННО в экономике нерыночных услуг, т.е. оказание услуг социально уязвимым слоям населения за номинальную плату. При этом заказчиком может выступать как государство, так и представители негосударственного сектора.

Например, уход за детьми, очистка парков, улиц, социальный и медицинский патронаж за одинокими инвалидами и пенсионерами, выставки одаренных детей - инвалидов, центры временной занятости и т.д. Также необходимо создание общественных социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг, проведению

социальной адаптации и реабилитации инвалидов, пожилых людей, сирот, бездомных, пострадавших от домашнего насилия, одиноких и беспомощных граждан.

При этом доход от такой деятельности позволит иметь стабильный источник для осуществления уставных целей ННО. В уставах многих ННО закладывается предпринимательская деятельность, но не все ННО понимают, как можно эффективно использовать данный потенциал, что в конечном итоге приводит к постоянному поиску грантодателей. Многие ННО имея, маленький, но стабильный источник финансирования за счет собственной деятельности, менее подвержены различным влияниям, чем не имеющие его.

Одним из перспективных направлений дальнейшего развития гражданского общества является использование огромного незадействованного потенциала ННО в решении проблем занятости и трудоустройства. В США, Великобритании, Германии, Италии и Франции соотношение между рабочими местами в некоммерческом секторе и крупнейших фирмах составило 6:1, а с учетом добровольной занятости - 19:8. В отдельных штатах США по темпам роста занятости некоммерческий сектор в 4 - 5 раз превосходит государственный и рыночный секторы. Так, в штате Мэриленд с 1989 по 2002 г. занятость в некоммерческом секторе выросла более чем на 30%, тогда как в двух последних - на 7% и 6,7% соответственно. В 1999 г. время, затраченное американцами на неприбыльную деятельность, было эквивалентно полной занятости 5 миллионов штатных работников. В итоге суммарный показатель занятых неприбыльным трудом в пересчете на полную занятость составил 13.7 миллионов человек или свыше 12% экономически активного населения1.

В Узбекистане реализуется принятая программа обеспечения занятости населения, проводится целенаправленная работа многих организаций, предприятий и

1 А. Шлихтер Некоммерческий сектор США: ресурсы, области деятельности и эффективность// Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 8.//с.89-97.

учреждений по исполнению поставленных задач. Однако реальный вклад институтов гражданского общества в решение проблем занятости остается не замеченным, полностью не реализуется имеющийся огромный потенциал ННО.

Также не в полной мере разработан механизм «обратной связи» между государством и обществом при решении важных социальных и иных общественных проблем. Как следствие, сохраняется ограниченное участие граждан в обсуждении многих общественно значимых вопросов.

В процессе дальнейшего развития гражданского общества необходимы совместные усилия, с одной стороны, государственных органов, с другой - политических партий, общественных объединений и негосударственных организаций, различных социальных слоев и групп населения. Ожидаемый эффект в гражданском процессе достигается только посредством совместного межсекторального решения наиболее важных вопросов социально-экономической сферы жизни страны.

Организационно-техническая поддержка ННО, исходит из того, что по характеру организационно-хозяйственного механизма ННО принадлежит к модели гетеро-структурного типа, которые могут сочетать в себе элементы фирмы и бла-

готворительной организации. Так, крупные ННО располагают собственными региональными отделениями, кредитными учреждениями и фондами, доходы от которых направляются на общественные цели. Благодаря смешанной структуре в некоммерческой деятельности можно усмотреть очертания третьего пути решения проблем общества: будучи стратегическим партнером государства и рынка, ННО вместе с тем могут опираться либо единственно на рынок, либо единственно на государство, а могут выбрать третий путь социального партнерства и эффективно сочетать поддержку государства и частного сектора.

Для дальнейшего успешного развития ННО, других институтов гражданского общества в реализации ими поставленных задач, необходимо продолжить проведение мер по поддержке институтов гражданского общества со стороны государства и бизнес структур. Главное не допустить отчужденности граждан от социально-политических процессов, происходящих в стране и не допустить сопернических отношений с органами государственной власти и бизнеса. В целом развитие отечественных институтов гражданского общества должно быть направлено на достижение равноправного партнерства в их взаимоотношениях с государством и бизнесом.

Список литературы:

1. Каримов И.А. Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране/Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан

2. А. Шлихтер Некоммерческий сектор США: ресурсы, области деятельности и эффективность// Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 8.

3. http://www.civicus.org

4. http://svoboda-iniciativ.ru/wiki/

5. http://www.socpolitika.ru/rus/ngo/foreign_experience/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.