Научная статья на тему 'Информационное сообщение о республиканской научно-практической конференции: «Социальное партнерство как фактор либерализации экономических отношений и социально-экономического развития»'

Информационное сообщение о республиканской научно-практической конференции: «Социальное партнерство как фактор либерализации экономических отношений и социально-экономического развития» Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
71
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационное сообщение о республиканской научно-практической конференции: «Социальное партнерство как фактор либерализации экономических отношений и социально-экономического развития»»

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ: «СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ФАКТОР ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

Международный и отечественный опыт показывают, что решение многих социальных проблем невозможно без тесного взаимодействия ННО и государственных органов, бизнес-структур. Вместе с тем имеет место значительная нехватка национальных теоретических и прикладных исследований в сфере развития социального партнерства в условиях либерализации экономики, реализация которых должна позволить значительно повысить эффективность экономических решений на всех уровнях хозяйствования с ускорением поступательного развития экономики.

16 апреля 2014 года в Национальном университете Узбекистана имени Мирзо Улугбе-ка состоялась научно - практическая конференция на тему: «Социальное партнерство как фактор либерализации экономических отношений и социально-экономического развития». Мероприятие инициировано Центром инновационных технологий, реализующего одноименный проект в рамках гранта Комитета по координации развития науки и технологий при Кабинете Министров Республики Узбекистан.

Следует отметить, что конференция подготовлена при активном участии Национального университета Узбекистана имени Мир-зо Улугбека, Торгово-промышленной палаты Узбекистана, НИЦ «Научные основы и проблемы развития экономики Узбекистана» при ТГЭУ.

Целью конференции стало обсуждение национальных теоретических и прикладных исследований в сфере развития социального партнерства в условиях либерализации эко-

номики, направленных на повышение эффективности экономических решений на всех уровнях хозяйствования с ускорением поступательного развития экономики.

Партнерство государственных структур с гражданскими институтами и частным предпринимательством является важным фактором обеспечения баланса интересов в обществе, защиты демократических ценностей, прав, свобод и законных интересов людей, реализации гражданами своего потенциала, повышения их общественной, социально-экономической активности и правовой культуры.

Последние годы стали временем становления и динамичного развития институтов гражданского общества. В частности, сегодня количество действующих в стране ННО по сравнению с 2000 годом увеличилось почти в 3,3 раза. Число сходов и органов самоуправления граждан превышает 10 тысяч.

Этому в значительной степени способствовало формирование в стране развитой

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 4

правовой базы обеспечения свободной деятельности гражданских институтов. На основе положений Конституции нашей страны, в первые - же годы независимости были закреплены принципы деятельности негосударственных общественных организаций. В процессе демократического обновления страны принято более 250 законодательных актов, направленных на усиление роли и значения гражданских институтов и решение насущных социально-экономических проблем граждан.

Только за последние два года на основе Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, которая, по сути стала долгосрочной Программой взаимосвязанных политических и экономических реформ, демократизации и либерализации государственной системы власти и управления, принято около 10 важнейших законов и других законодательных актов в этой сфере.

Особое значение в развитии правовых основ деятельности органов самоуправления граждан - фундамента формируемого в стране гражданского общества, расширении их прав и полномочий в реализации социальных программ на местах, имели принятые Законы Республики Узбекистан «Об органах самоуправления граждан» и «О выборах председателя (аксакала) схода граждан и его советников» в новой редакции. Принятые Законы «О внесении изменений и дополнений в Законы Республики Узбекистан «О политических партиях» и «Об экологическом контроле» значительно повысили роль и влияние политических партий, ННО и органов самоуправления граждан, представительных органов власти на местах на ход демократических общественно-политических и социально-экономических реформ, осуществление общественного контроля за соблюдением природоохранного законодательства.

Первым на конференции свой доклад представил председатель Комитета по демократическим институтам, негосударственным организациям и органам самоуправления граждан Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан Саидов А.Х. Он разъяснил суть и значение обсуждаемого в Законодательной палате проекта Закона

Республики Узбекистан «О социальном партнерстве». Особо было отмечено, что принятие Закона «О социальном партнерстве» будет способствовать:

- повышению эффективности проводимой в стране широкомасштабной работы по усилению роли ННО;

- партнерству между государственными структурами, ННО и частным сектором;

- всемерному учету интересов широких слоев населения в процессе разработки и реализации Программ социально-экономического развития и законодательных актов, имеющих большую общественную значимость.

Рассматриваемый законопроект «О социальном партнерстве» предусматривает четкое разграничение границ и совершенствование организационно-правовых механизмов взаимодействия ННО с государственными структурами в реализации программ социально-экономического развития, решении гуманитарных проблем; защиту прав, свобод и интересов различных слоев населения страны.

При его разработке изучено национальное законодательство с целью выявления пробелов, сдерживающих реализацию принципов социального партнерства, проведен анализ правоприменительной практики в сфере социального партнерства, общепризнанных принципов и норм международного права, а также изучен опыт зарубежных стран. При этом изучение показало, что те или иные вопросы взаимодействия государственных органов с гражданскими институтами на основе социального партнерства закреплены в более чем 40 законодательных актах страны. Сегодня данный законопроект рассмотрен и одобрен в нижней палате парламента в первом чтении, а также в ответствующем комитете готовится его рассмотрение во втором чтении.

В докладе отмечено, что основными сферами социального партнерства являются: социальная защита, обеспечение занятости населения, предпринимательство, здравоохранение, развитие науки, образования, информатизации, спорта и культуры, воспитание гармонично развитого и здорового молодо-

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 4

го поколения, охрана окружающей среды и многие другие.

В законопроекте четко раскрыты формы социального партнерства: участие ННО в разработке и реализации программ социально-экономического развития, разработка проектов нормативно-правовых актов, обмен информацией, проведение консультаций и общественных обсуждений вопросов социально-экономического развития; заключение договоров, соглашений и меморандумов, разработка и осуществление совместных планов в сфере социального партнерства и т.д.

В докладе члена Комитета по законодательству и судебно-правовым вопросам Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан от фракции УзЛиДеП Таш-кулова А. разъяснены суть и значение социального партнерства как важнейшего фактора либерализации экономических отношений. Следует отметить, что одной из основных сфер социального партнерства в законопроекте указано обеспечение занятости населения, развитие частного предпринимательства и фермерства. В этой сфере действуют свыше 20 % всех зарегистрированных ННО.

Только в 2013 году Центром поддержки предпринимательства и фермерства совместно с госорганами на местах и УзЛиДеП в рамках проекта «Мулкдор оила» проведена серия «круглых столов», нацеленных на широкое вовлечение сельских семей в малый, семейный бизнес и частное предпринимательство, развитие надомного труда, повышение правовых и экономических знаний. На районных этапах в проекте приняли участие более 2600 человек, на областных - свыше 700. Целесообразными к финансированию были признаны бизнес-планы участников проекта на общую сумму более 14 миллиардов сумов. На сегодня профинансированы бизнес-планы 420 участников проекта на сумму более 8 миллиардов сумов, образованы 154 субъекта малого бизнеса и частного предпринимательства, создано 318 новых и 809 дополнительных рабочих мест.

Также совместно с Агентством по реструктуризации сельхозпредприятий при Мин-сельводхозе, рядом партнеров Центра под-

держки предпринимательства и фермерства реализованы проекты, направленные на поддержку сельскохозяйственных предприятий, вовлечение женщин, прежде всего проживающих в сельской местности и отдаленных районах, в предпринимательство и фермерство. Свыше 14 000 руководителей фермерских и дехканских хозяйств получили практические навыки по электронному бухгалтерскому учету и использованию ИКТ в сельском хозяйстве, а также по выпуску экологически чистой продукции, соответствующей международным стандартам качества, виноградарству, зерноводству, мелиорации, животноводству, переработке сельхозпродукции, использованию альтернативных источников энергии.

Кроме того, в рамках социального партнерства Центр поддержки предпринимательства и фермерства реализовывает проект «Форум-диалог предпринимателей и фермеров», в рамках которого в 2013 году состоялось более 100 мероприятий с участием представителей соответствующих министерств и ведомств республики и более 7000 предпринимателей и фермеров. Рассмотрены вопросы упрощения разрешительных процедур, развития рынка ценных бумаг, совершенствования механизмов лизинга и страхования, лицензирования, сертификации и стандартизации продукции и услуг, развития отраслей аграрного сектора и т.д. Свыше 500 предложений в форме рекомендаций направлены на рассмотрение в парламент страны и соответствующие министерства, ведомства для использования при подготовке нормативно-правовых документов.

В ходе выступления директора Общественного фонда по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе Республики Узбекистан Тура-ева А.Т. участники конференции ознакомились с деятельностью Парламентской комиссии по управлению средствами Общественного фонда поддержки ННО и других институтов гражданского общества при парламенте. Деятельность Фонда направлена на стимулирование социального партнерства в решении социально значимых вопросов на местах. Так, в 2013 году более 300 ННО приняли

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 4

участие в реализации государственных программ, направленных на решение проблем социально-экономического развития страны, что в два раза больше, чем в 2011 году. Число ННО, получивших гранты по результатам конкурсов, проводимых Общественным фондом на разработку важных социально-экономических проектов, увеличилось за этот период в 2 раза. При этом в 2,2 раза увеличилось число региональных ННО, ставших победителями грантовых конкурсов.

Как отметили выступившие, в целях дальнейшего повышения роли и ответственности представительных и исполнительных органов власти на местах за эффективную реализацию реформ по формированию гражданского общества, в законопроекте предусмотрено создание общественных комиссий по социальному партнерству при Жокаргы Ке-несе Республики Каракалпакстан, Кенгашах народных депутатов областей и города Ташкента.

При этом предусматривается, что в состав комиссий входят депутаты представительных и исполнительных органов власти на местах, органов юстиции и финансов, ННО. В задачи комиссий войдут вопросы углубления сотрудничества ННО с государственными органами, определение приоритетных направлений социального партнерства, подготовка рекомендаций по поддержке социальных и общественно значимых программ и проектов ННО, определение необходимых объемов средств на их реализацию и направление соответствующих заявок в Парламентскую комиссию. Наряду с этим комиссии организуют эффективное распределение средств общественных фондов по поддержке ННО, а также будут осуществлять мониторинг за их целевым использованием.

По мнению докладчиков, данная практика полностью соответствует опыту развитых демократических государств. В частности, во Франции и Германии значительная часть ответственности за планирование, координацию, реализацию и финансирование проектов социального партнерства на местах возложена на региональные, окружные и муниципальные образования (органы самоуправления). В Японии и Республике Корея органы государственной власти на местах имеют

право проводить среди ННО конкурсы, предусматривающие объявление различных программ и грантов, направленных на решение социально значимых проблем.

В докладе доктора экономических наук, профессора Умурзакова Б.Х., являющегося руководителем данного Проекта, отмечено, что во многих странах институт социального партнерства изначально формировался как система взаимоотношений, возникающих между наемными работниками и работодателями при посреднической роли государства, по согласованию экономических интересов в социально-трудовой сфере и урегулированию социально-трудовых конфликтов.

Вместе с тем в конце XX - начале XXI века, на фоне углубления процессов глобализации, развития мирового финансово-экономического кризиса, усугубления духовно-нравственного кризиса, ряд стран Европы предпринял меры по выработке единой государственной политики в отношении сотрудничества с неправительственным сектором.

В частности, особое значение приобретают документы, определяющие политику государства относительно консолидации усилий и ресурсов государства и неправительственного сектора в решении актуальных вопросов общественного, социально-экономического, гуманитарного развития. У этих документов, как следует из их содержания, две основных цели. Во-первых, они направлены на активизацию участия граждан в политической жизни, а во-вторых, на создание механизмов сотрудничества, которые частично освободили бы государство от бремени оказания некоторых услуг населению.

Доклад заведующего кафедрой «Макроэкономика» Экономического факультета Национального университета Узбекистана, доктора экономических наук, профессора Ваха-бова А.В. был посвящен вопросам социального партнерства в сфере пенсионного обеспечения и его отдельным формам и проявлениям в различных странах.

Доклад старшего научного сотрудника Проекта ЦИТ «Социальное партнерство как фактор либерализации экономических отношений и социально-экономического раз-

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 4

вития», кандидата экономических наук Зи-криллаевой Н.А. освещал вопросы значимости социального партнерства между государственными органами и институтами гражданского общества, проблемы финансирования деятельности ННО, рационализации их отчетности перед обществом.

В прениях участники конференции подчеркнули, что рассматриваемый Закон «О социальном партнерстве» разработан и принимается в интересах динамично формирующегося гражданского общества в стране, создает дополнительные законодательные гарантии участия гражданских институтов в принятии важных решений, их широкого вовлечения в общественно значимые дела. Важно, что документ фактически не содержит отсылочных норм, является нормативным актом прямого действия, создает четкие механизмы, которые действительно будут способствовать всемерной поддержке гражданских инициатив. Его принятие станет очередным важным шагом по укреплению правовых основ дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества - основы будущего Узбекистана.

Участники конференции рекомендовали обратить внимание на терминологию принимаемого законодательного акта, исключив двоякое понимание их значений, а также усилить положения, посвященные участию в социальном партнерстве частного сектора и предпринимательства.

Проведенное мероприятие также позволило его участникам ознакомиться с практической деятельностью Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Парламентской комиссии по управлению средствами Фонда по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе Республики Узбекистан.

На секционных заседаниях конференции были рассмотрены различные направления поднятой тематики: 1) Теоретические аспекты социального партнерства и формирование институциональных основ социального партнёрства; 2) Социальное партнерство в сфере налогово-бюджетных и кредитно-финансовых отношений; 3) Социальное партнёрство в сфере социально-трудовых отношений общества.

По итогам конференции готовится к публикации сборник ее материалов.

Зикриллаева Н.А., кандидат экономических наук

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.